Ликвидация юридического лица. "Альтернативные" способы ликвидации. Уголовные последствия.
Начнем по порядку, с определения понятия ликвидация юридического лица. Итак, ликвидация юридического лица, согласно п. 1 статьи 61 ГК РФ, - влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства.
Выделенное жирным шрифтом очень важно, и к этому моменту мы вернемся чуть позже.
Процесс ликвидации юридического лица начинается с принятия участником (либо общим собранием участников) решения о ликвидации и назначения ликвидационной комиссии, либо ликвидатора. Решение, само собой, выносится в письменном виде. После того как решение будет красиво оформлено и распечатано, необходимо уведомить налоговый орган о принятии решения о ликвидации (форма Р15001) и о назначении ликвидатора (форма Р15002).
После того, как регистрирующий орган внесен в ЕГРЮЛ сведения о начале процедуры ликвидации и о назначении ликвидатора, к которому переходят полномочия единоличного исполнительного органа.
Ликвидируемое юридическое лицо, прежде чем прекратиться без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, должно произвести расчеты со всеми своими кредиторами, в том числе и по обязательным платежам (налогам и сборам). Для этого, ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязан уведомить о ликвидации всех своих кредиторов через органы печати. Как правило, публикация размещается в №вестнике государственной регистрации". Помимо всего прочего, в публикации отражаются сведения о ликвидации юридического лица, о порядке и сроках предъявления кредиторами своих требований. Минимальный, установленный законом срок для предъявления требований кредиторами - составляет два месяца. То есть, при наличии желания, ликвидатор может указать и более длительный срок для предъявления требований.
Помимо указанного, ликвидатору необходимо уведомить кредиторов напрямую, направив им соответствующие письма по почте. Либо вручить нарочно.
Окончание срока для предъявления кредиторами своих требований, для ликвидатора ознаменуется составлением промежуточного ликвидационного баланса (формой Р15003 уведомляем налоговую о составлении), в соответствии с которым, в дальнейшем, ликвидатор должен будет произвести расчеты с кредиторами.
Для удовлетворения требований кредиторов установлена следующая очередность:
- первая очередь закреплена за гражданами, перед которыми общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
По завершении расчетов с кредиторами ликвидатору надлежит составить ликвидационный баланс, который утверждается участниками принявшими решение о ликвидации.
Оставшиеся средства передаются участникам.
Формой Р16001 уведомляем регистрирующий орган о ликвидации общества, после получения соответствующего свидетельства можно спокойно вздохнуть.
Казалось бы все просто и банально, но есть одно существенное НО, это выездная налоговая проверка, проводимая в связи с ликвидацией юридического лица. Проверка может быть назначена (а может и не быть назначена) вне зависимости от того, когда до этого была предыдущая выездная проверка.
Критерии отбора организаций в выездную налоговую проверку, будь то проверка действующей организации, будь она в отношении ликвидируемой - едины. О них (критериях) мы писали в самостоятельной статье.
Риски связанные с ликвидацией по решению участников очевидны, - это налоговая проверка. Проверяемый период - три года. "Упрощенцу" или "УСНщику" попасть в проверку достаточно проблематично. Хотя лучше сказать - вероятность довольно низкая.
По завершении описанной процедуры, у ликвидированного юридического лица никаких правопреемников не будет.
На рынке юридических услуг очень часто практикуются так называемые "Альтернативные" способы ликвидации, которые, разумеется, никакого отношения к ликвидации не имеют.
Итак, какую же альтернативу предлагают за дешево?
Во-первых, это слияние, суть которого сводится к объединению двух юридических лиц (А+В) в одно (техника не столь важна в данной статье). В результате слияния, образуется новое юридическое лицо (С), на которое переходят все права и обязанности прежних двух. Помните что в начале статьи было выделено жирным шрифтом? Верно, перехода прав и обязанностей быть не должно. Участником, равно как и директором нового юридического лица ставится какой-нибудь неадекват, купленный за пол сотни долларов. Если правоохранительные органы зададут ему вопрос относительно его удачной сделки, он (неадекват), скорее всего будет от всего отказываться.
Присоединение, - это вторая альтернатива, с той лишь разницей, что одно юридическое лицо "входит" (со всей экономикой, долгами и налоговыми дырами) в состав другого. Это если объяснять на пальцах, терминологией несколько отдаленной от закона. Было А и В, а после присоединения останется только А, или только В (в зависимости от того, кого присоединяем). Опять на выходе у нас имеется правопреемник.
Смена участника и директора на (как и в первых двух случаях) слабо адекватных лиц - это третий вариант, который не за дорого может быть предложен в качестве альтернативы ликвидации.
Теперь перейдем к финальной части, к уголовной ответственности за неуплату налогов (ст. 199 УК РФ). Субъектом преступления в рамках данной статьи выступать будет генеральный директор, но не тот неадекват, которого вам поставят сейчас, а вполне живой человек, в период деятельности которого возникла неуплата налогов. Т.е. который совершил преступление.
Относительно правопреемника вам все понятно, также необходимо уразуметь, что наличие правопреемника означает возможность провести налоговую проверку. Проверяемый период у нас... верно, три года, предшествующие проверке. Правопреемник может не отреагировать (точнее сказать - не отреагирует) и не представить документы на налоговую проверку. В этом случае, как говорит нам подпункт 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, налоговые органы вправе определять суммы налогов подлежащих к уплате - расчетным путем, то есть по аналогии. А могут просто по выручке доначислить, вариантов не мало, ведь ни вычеты, ни затраты никто подтверждать не будет.
Что-то подсказывает, что производить уплату доначисленных налогов номинальный руководитель не станет, а коль так, то отсутствие платежей в бюджет, равно как и отсутствие возможности для принудительного взыскания, - повлечет за собой обращение в правоохранительные органы, по факту уклонения от уплаты налогов.
Если вы обратите внимание на сроки, в течение которых вас могут привлечь к ответственности, вам будет проще сделать выбор в пользу логической завершенности вопроса, а не в пользу дешевизны.
Еще один надежный вариант расставания с юридическим лицом, - это банкротство, но о нем необходимо рассказывать в самостоятельной статье.
Ждем ваших вопросов!.