Неформатные требования налогового органа.
Сегодня, дорогой читатель кратко затронем два вопроса, которые связаны с реализацией налоговым органом своих прав, предусмотренных в общих чертах статьей 31 НК РФ, а конкретизированы статьями 92 и 93.1 НК РФ. Речь ведем об осмотре помещения и об истребовании информации о налогоплательщике (агенте) или информации о конкретной сделке.
Итак по первому вопросу. Статья 92 НК РФ говорит нам о том, что должностное лицо налогового органа проводящее выездную или камеральную налоговую проверку (по НДС) в праве произвести осмотр помещений, которые налогоплательщик использует в своей деятельности. Отсылок к иным случаям (то есть осмотр вне проверки) НК РФ не содержит.
Непосредственно перед осмотром необходимо вынести соответствующее решение (Приложение N 13 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@), а завершается осмотр составлением протокола (Приложение N 14 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).
Вместе с тем налоговый орган попутно является и регистрирующим органом, который по мере своих сил и средств реализует положения Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Следуя логике упомянутого закона у налогового органа должно быть право (процессуальная возможность) проверять достоверность заявленных о месте нахождения юридического лица сведений, чего мы пока не наблюдаем. Однако не редки случаи когда налоговый орган в обход статьи 92 НК РФ производит не то чтобы осмотр помещений, а скорее устанавливает достоверность места нахождения.
Понятно, что решение об осмотре выносится в произвольной форме и ссылка в нем делается на статью 31 НК РФ (а не на 92 НК РФ), которая декларирует права налогового органа в общем, хотя касаемо осмотра в ней четко указано - в порядке предусмотренном статьей 92 НК РФ (о чем мы говорили выше).
Иными словами налоговый орган в некотором смысле превышает свои права. С другой стороны, когда ты сталкиваешься с другой стороной медали (/articles/486.html) ситуация тоже радости не приносит.
Подводя итог можно говорить о некоторого рода компромиссе, а именно, - пойти на встречу можно, но в разумных пределах, проверили адрес и не более того.
Касаемо второго вопроса.
По своей сути статья 93.1 регламентирует так называемые встречные налоговые проверки (где-то мы об этом упоминали). Что это такое. Допустим некий налоговый орган проводит выездную / камеральную (по НДС) проверку некоего юридического лица "А", у которого есть контрагент "Б", состоящий на учете в ином налоговом органе.
Собственно наш первый налоговый орган направляет запрос в иной налоговый орган, дабы тот истребовал у организации "Б" документы / информацию, которые были бы не лишними при проведении выездной / камеральной проверки в отношении организации "А".
То есть организация "Б" выступает источником информации в рамках проверки организации "А" - это и есть встречка.
Справедливости ради необходимо отметить, что документы в рамках 93.1 НК РФ могут быть истребованы и вне налоговой проверки (смотри пункт 2), но только по конкретной сделке, а не абстрактные бумаги по абстрактным периодам. Т.е. подразумевается сбор данных в рамках так называемого предпроверочного анализа.
Действие, как мы понимаем, также должно быть уложено в определенный документальный формат - Приложение N 15 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, - Требование о предоставлении документов / информации.
Штрафы за игнорирование требования предусмотрены статьями 126 и 129.1 НК РФ.
На практике налоговые органы бывает изгаляются. В частности документ именуется не требованием, а уведомлением / извещением о предоставлении документов (могут быть варианты), понятно, что он далек от установленной форме как по внешнему виду, так и по содержанию.
Форма требования предполагает указания основания направления требования и проводимых мероприятий, налоговый орган же может выдернув фразу из контекста приспособить таким нехитрым образом статью под свои нужны.
Пункт 3 статьи 93.1 НК РФ Выглядит так:
"Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку."
Жирным мы выделили то, что налоговый орган берет, а все остальное, понятное дело, оставляет, то есть как бы рассчитывает "на дурачка". Вместе с тем глава 14 НК РФ налоговый контроль сводит к следующему, - это:
- регистрация и постановка на учет / снятие с учета налогоплательщика;
- налоговые (выездные / камеральные) проверки.
Статьи же 90 - 98 НК РФ это не самостоятельные элементы налогового контроля а процессуальные инструменты, которыми может пользоваться налоговый орган для получения информации / проверки информации на достоверность - в рамках проведения налогового контроля.
То есть абстрактных иных мероприятий, которые можно толковать в сколь угодно расширенном и туманном для налогоплательщика формате - не существует.
В данном случае можно проявить характер, правда не лишним будет описать налоговому органу мотивы своего поведения. Мол так и так порядок вещей таков и вы его не учитываете в своих запросах.
Образцы бумаг исходящих от налогового органа (по обоим случаям) мы не будем прикладывать на обозрение, в надежде на то, что словом нам удалось передать мысль не менее доступным образом.
Телефон пока без изменений, - 8 (495) 966-18-48.
Дорогой читатель, если ты почерпнул из нашей статьи что-то интересное для себя, - просим тебя поделиться ссылкой на статью в социальных сетях. Не ленись.