Исполнение обязанности по уплате налогов
Приветствуем дорогого читателя!
Данная статья, надо отметить, несколько переработанная и видоизмененная. После критического прочтения.
Итак, исполнение обязанности по уплате налога регулируется статьей 45 НК РФ, в данный момент нас интересует пункт 3 указанной статьи, в котором речь ведется об уплате налога денежными средствами, путем предъявления платежного поручения в банк.
Между налогоплательщиком и налоговым органом стоит посредник (банк), который не всегда отличается благонадежностью, и по вине которого денежные средства могут не дойти до адресата. Отзыв лицензии банка в большинстве случаев влечет за собой банкротство, и вопрос, по сути, сводится к тому, кто будет включаться в реестр кредиторов, налоговый орган или налогоплательщик.
Пункт 3 статьи 45 говорит о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Пункт 4 статьи 45 говорит о моментах, когда обязанность не считается исполненной, но мы берем идеальную ситуацию, при которой все четко заполнено и лицо не отзывало свой платеж.
Предъявляя платежное поручение в банк (на перечисление налогов) лицо не знает каковы дела банка и не отзовут ли у него завтра лицензию (за какие-нибудь махинации), т.е. по умолчанию ведет себя добросовестно. Это с одной стороны.
Статья 60 Налогового кодекса РФ обязывает банк исполнять поручение налогоплательщика по перечислению денежных средств (обязательных, стало быть, платежей) в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. То есть в понедельник поручил, максимум во вторник банк должен исполнить твое поручение по перечислению налогов. Процедура не столь сложная. Не спутник на орбиту Земли запускают. Также статья рассматривает вопрос, когда у банка мало денег на корреспондентском счете (возможно по причине принятия банкиром решения о том, что настало время остановиться), и ему проблематично исполнить поручение налогоплательщика. В этом случае банк должен уведомить о проблеме налоговый орган (по своему месту нахождения) и налогоплательщика. Уведомить (исходя из нашего примера) нужно до среды.
Эта же самая намекает на меры ответственности в отношении заторможенного банка и говорит, что - в случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 НК РФ Кодекса, а за счет иного имущества - в порядке, предусмотренном статьей 47 НК РФ.
Но так или иначе в банке людей с автоматами (которые следили бы за беспрекословным соблюдением закона) никто не выставляет, а об отзыве лицензии банк узнает не вдруг а заблаговременно, - возникают ситуации, при которых банк, накануне отзыва лицензии перестает проводить платежи. В том числе и налоговые. Не хватает у посредника средств, которые вы ему вверили.
Делаем вводную, - банк не исполняет поручение на перечисление денежных средств.
С другой стороны, наступает срок уплаты налогов, хоть лицо и благонадежно (платеж сделан), но до бюджета деньги не дошли. Налоговый орган (в лице массы служащих и автоматизированной системы управления) не в курсе того, что вы исполнили свои обязанности по уплате налогов.
В отношении каждого хозяйствующего субъекта в налоговой службе ведется так называемый "лицевой счет", в котором и отображается картинка произведенных обязательных отчислений в бюджет. При отсутствии фактического поступления денежных средств (налогов) в лицевом счете хозяйствующего субъекта появляется задолженность и происходит исчисление пени. Процесс автоматизирован, понятное дело. Никто со счетами или на бумаге в столбик пени не исчисляет.
Получаем такую картинку:
1. Налогоплательщик поручает банку осуществить перевод денежных средств, во исполнение обязанности по уплате налога. На счете денег полно, платежные реквизиты указаны верно и свое распоряжение налогоплательщик не отзывает, т.е. обязанность исполнена.
2. Банк не исполняет поручение налогоплательщика (скоро отзовут лицензию, кому нужны лишние хлопоты?!).
3. Налоговый орган (в автоматическом режиме, посредством программного обеспечения) видит, что срок уплаты налога подошел, даже перевалил слегка за край. Включается отсчет пени, а в равной мере начинает работать алгоритм по взысканию недоимки. При этом, алгоритм, начинает работать на совершенно законных основаниях, поскольку у налогового органа отсутствуют сведения о телодвижениях налогоплательщика.
Статью на тему взыскания недоимки мы уже готовили, кодекс хоть и постоянно меняется, но базовый смысл тот же:
1. Выявляется недоимка;
2. На фоне выявленной недоимки в адрес налогоплательщика направляется требование об уплате налогов;
3. При отсутствии реакции со стороны налогоплательщика (в виде платежа) налоговым органом выносится решение о взыскании недоимки;
4. Налоговым органом направляется в банк инкассо и решение о взыскании;
5. Со счета налогоплательщика уходят деньги.
Что делать?
Во-первых, при получении требования об уплате налогов написать в адрес налогового органа письмо, со ссылкой на п. 3 ст. 45 НК РФ и с приложением документов (вытекающих из указанного пункта) подтверждающих вашу позицию, а именно, - договор банковского счета; платежные поручения; выписки из банка об остатке (достаточном в целях статьи 45 НК РФ) денежных средств на счете; документы о дате отзыва лицензии у банка. При возможности подтверждение того, что вы не отзывали платежку.
В письме необходимо отразить просьбу о признании обязанности по уплате налогов исполненной.
Да, тут необходимо обратить внимание на Приказ ФНС РФ от 05/12/2014 года №ММВ-7-8/613@, в частности, на пункт 7. Так вот, данный приказ распространяется исключительно на налоговые органы и регламентирует именно их действия, налогоплательщик же должен руководствоваться исключительно положениями НК РФ, в нашем случае статьей 45, пункт 3. Пункт 7 Приказа содержит ссылку на решение суда о признании обязанности налогоплательщика по уплате налогов - исполненной. Так вот этим обстоятельством могут "нагружать" налогоплательщика, - мол представьте нам такого рода решение. Это надо расценивать как вежливый отказ, поскольку очевидно, будь на руках решение суда, все остальные документы теряют свою актуальность.
Если обязанность по уплате налогов не будет признана налоговым органом исполненной (а это скорее всего), то необходимо настраиваться на судебный процесс. Это во-вторых.
Судебный процесс может развиваться по следующим направлениям:
- путем подачи заявления в суд о признании обязанности по уплате налогов исполненной;
- в рамках статьи 79 НК РФ, о возврате / зачете излишне взысканного налога.
Путь выбирается в зависимости от того, на сколько успешно налоговый орган списал излишние (с вашей точки зрения) налоги.
Если налоги списаны в полном объеме, то идем через 79-ю НК РФ, т.е. пишем заявление о зачете / возврате излишне взысканных налогов. С приложением подтверждающих позицию документов. Заявление пишется по форме Приложения №8, что утверждено приказом ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@.
Подается в срок не превышающий месяц с даты взыскания налогов, если срок пропущен, то с соответствующим иском, в срок не превышающей 3-х лет (от даты взыскания) можно обратиться в суд. Иск будет о зачете / возврате излишне взысканных налогов.
Да, если вы успели подать заявление о зачете / возврате в налоговый орган и получили отказ, прежде чем бежать в суд необходимо обжаловать через УФНС, о чем ниже.
Налоги могут быть списаны не единовременно, а частями (или не списаны вовсе), в этом случае будет удобнее инициировать судебный процесс о признании обязанности по уплате налогов исполненной. Основывается заявление на п. 3 статьи 45 НК РФ, с понятным (описанным ранее) набором документов.
Как вариант можно обжаловать и само решение о взыскании налогов, но тут нужно будет добавить документов, подтверждающих что факт вынесения данного решения не основан на законе. Во-первых это бумаги по существу вопроса (основанные на 45 НК РФ), а во-вторых это документы подтверждающие тот факт, что вы свою позицию довели до сведения налогового органа и он, зная о вашей благонадежности вынес решение и повторно взыскал налоги.
Решение о взыскании налогов это, как ни крути, ненормативный акт, который порождает возможность изменения ваших прав (в виде списания налогов). А ненормативные акты налогового органа в начале подлежат обжалованию в административном порядке (то есть в вышестоящий налоговый орган) а после в суд.
НК РФ говорит о возможности обжалования в апелляционном порядке не вступившего в силу решения (месяц от вручения на обжалование), и вступившего в силу - год со дня вручения.
Однако, если говорить о сроках вступления в силу решения, то в данном ракурсе НК РФ ведет речь лишь о решениях (пункт 9 статьи 101 НК РФ), которые выносятся по результатам налоговой проверки.
Решение же о взыскании налогов упоминается в статье 46 НК РФ (опять же, в частности), оно м.б. вынесено как следствие налоговой проверки, так и без нее, при обнаружении так называемой текущей недоимки (задекларировал и не уплатил). Так вот относительно сроков вступления в силу данного типа решения НК РФ никаких сведений не содержит. Учитывая то обстоятельство, что списывать деньги со счета допускается хоть на следующий день (ограничений опять же не видать), можно предположить, что решение о взыскании налогов вступает в силу тут же, прямо в момент подписания руководителем инспекции.
Т.е. по сути, если говорить об обжаловании в административном порядке данного рода решения, получается что мы можем обжаловать исключительно вступившее в силу решение.
Статья 198 АПК РФ (пункт 4) дозволяет произвести обжалование (подать заявление в суд), в срок не превышающий трех месяцев, со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, а пункт 3 статьи 138 НК РФ говорит о том, что срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного "пунктом 6 статьи 140" настоящего Кодекса.
То что законы не всегда сбалансированы между собой уже и говорить не стоит.
8 (495) 966-18-48 - наш телефон для связи.