+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Что нового по оплате за капитальный ремонт в многоквартирном доме: поправки, внесенные в закон за последнее время, а также изменение способа формирования фонда за счет взносов

Дата размещения статьи: 08.09.2015

В большинстве регионов уже запущен механизм формирования фонда капитального ремонта общего имущества МКД и даже наработана некоторая практика. Она выявила слабые места, о некоторых мы писали. Кроме того, в отдельных домах региональный оператор уже провел ремонт, что тоже позволило обнаружить недочеты законодательного регулирования. Таким образом, Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ были внесены поправки в разд. IX ЖК РФ, посвященные капитальному ремонту, которые и стали предметом нашего рассмотрения.

Капремонт в кредит

В СМИ можно было неоднократно услышать о том, что собственникам помещений, формирующим фонд капитального ремонта на специальном счете, можно взять кредит или заем на проведение ремонта, если денег накоплено недостаточно. Соответствующее решение может быть принято общим собранием собственников помещений в МКД (п. 1.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Однако на практике это представляется маловероятным. Только сейчас в Кодексе появилось упоминание о том, что порядок привлечения кредитных и (или) заемных средств собственниками помещений в МКД на проведение капитального ремонта будут определять органы госвласти РФ в области жилищных отношений (п. 10.2 ст. 12 ЖК РФ). С принятием подзаконных актов чиновники связывают расширение возможностей для получения кредитов на ремонт.

Проценты -> пени

В первоначальной редакции норм ЖК РФ, посвященных фонду капитального ремонта, было указано, что собственники помещений, несвоевременно вносящие взносы, уплачивают проценты, которые также формируют фонд. Одновременно проценты начисляют и кредитные организации на остаток денежных средств. Поэтому возникала некоторая путаница в терминологии. Теперь формулировки отдельных статей приведены в соответствие изначально действовавшим положениям Жилищного кодекса (ч. 14 ст. 155): должники обязаны уплачивать пени, а не проценты (ч. 1 ст. 36.1, ч. 14.1 ст. 155, ч. 1 ст. 170, п. 5 ч. 1 ст. 177, п. 1 ч. 2 ст. 183 ЖК РФ).

Региональная программа капитального ремонта

Согласно обновленному п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ в региональную программу должны быть включены все МКД на территории субъекта РФ, включая (теперь это специально упомянуто) МКД, все помещения в которых принадлежат одному собственнику. На основании регионального нормативного правового акта в программу могут не включаться дома, в отношении которых приняты решения о сносе или реконструкции в порядке, установленном региональным законодательством (а не только дома, признанные аварийными в соответствии с федеральным законодательством).

Сроки выполнения ремонта

Исправление неточностей в программе

Важная поправка касается возможности переносить сроки ремонта на более поздние по сравнению с утвержденными программой. На страницах журнала мы уже рассматривали пробелы в законе, не позволяющие исправлять погрешности, допущенные при разработке программы. Теперь для изменения программы в части переноса сроков работ на более поздние, а также сокращения перечня планируемых работ не требуется решение общего собрания собственников помещений (ч. 4 ст. 168 ЖК РФ), если:
— сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
— запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости осуществления капремонта общего имущества определено, что повторное оказание таких услуг и (или) повторное выполнение таких работ в срок, закрепленный региональной программой капитального ремонта, не требуется;
— изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 189 ЖК РФ (когда фонд формировался на спецсчете, но ремонт не был выполнен в установленный срок, ОМСУ принимает решение о передаче фонда в котел» региональному оператору). Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости осуществления капитального ремонта общего имущества в МКД.
Изменения в региональную программу вносятся путем принятия решения региональными властями в соответствии с методическими рекомендациями, которые утвердит Минстрой (ч. 4.1 ст. 168 ЖК РФ).

Краткосрочные планы

Отдельно следует сказать о краткосрочных планах реализации региональной программы. ОМСУ обязаны утверждать краткосрочные планы в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта РФ (ч. 7.1 ст. 168 ЖК РФ). Начиная с 2017 г. вступят в силу изменения в ч. 7: органы государственной власти будут обязаны утверждать краткосрочные планы сроком на три года с распределением по годам в пределах этих трех лет, причем вносить исправления в план по основаниям, перечисленным в ч. 4 ст. 168 (фактически ввиду исправления ошибок), будет можно без решения общего собрания собственников помещений.

Формирование фонда капитального ремонта

Говоря о формировании фонда капитального ремонта, следует прежде всего отметить, что теперь по-новому звучат положения об утверждении размера взноса на капремонт и установлена четкая зависимость между размером взноса и перечнем работ, сроком их выполнения.
В настоящее время при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете собственники помещений не должны принимать решение о перечне работ и сроках их выполнения (утратили силу п. п. 2, 3 ч. 4 ст. 170 ЖК РФ). Одновременно в Кодексе описаны два варианта решения о размере взноса. Во-первых, если собственники помещений приняли решение об уплате минимального взноса, установленного субъектом РФ, то автоматически перечень и сроки проведения работ определяются в соответствии с региональной программой. Собственники помещений вправе принять решение о проведении работ в более ранние сроки, если на спецсчете достаточно средств либо выбраны иные способы их финансирования.
Во-вторых, если собственники помещений решили уплачивать взнос в размере больше минимального, в этом случае они утверждают перечень работ по капитальному ремонту и могут их дополнить работами, не предусмотренными региональной программой, а сроки установить более ранние.
Также заметим, что дополнительным источником формирования фонда капремонта являются доходы от передачи общего имущества в пользование, а также средства ТСЖ, ЖК, в том числе доходы от хозяйственной деятельности ТСЖ, ЖК (ч. 4 ст. 169 ЖК РФ). В это положение внесены поправки, касающиеся в первую очередь направлений использования данного дополнительного источника. Как и ранее, он может предназначаться на исполнение обязанности собственников помещений по уплате взносов, и по новому порядку его можно направлять на формирование части фонда сверх формируемой за счет минимального взноса. Эта часть фонда может использоваться на финансирование любых работ по капитальному ремонту. Кроме того, если ранее упоминалось лишь о доходах от хозяйственной деятельности ТСЖ, то теперь в один ряд с ТСЖ поставлены жилищные кооперативы. Особо подчеркнем, что из возможных владельцев спецсчета исключены иные (кроме жилищного) специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление МКД (см. п. 2 ч. 2 ст. 175 ЖК РФ).
Дополнительно устранен пробел о порядке уплаты взносов на капитальный ремонт в новостройках: в ст. 170 ЖК РФ введена ч. 5.1. Итак, если МКД был введен в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включен в нее при ее актуализации (актуализация проводится не реже раза в год — ч. 5 ст. 168 ЖК РФ), обязанность по уплате взносов возникает по истечении срока, установленного органом госвласти субъекта РФ (не позднее пяти лет с даты включения дома в региональную программу). Не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов собственники помещений должны принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта. В противном случае ОМСУ сначала созывает собрание, если и это не приведет к самостоятельному выбору жильцов, местные власти примут решение о формировании фонда на счете регионального оператора (то есть котловым методом).

Фонд формируется на специальном счете

Реализация решения

В Жилищном кодексе говорится о последствиях ситуации, когда принятое решение о выборе способа формирования фонда не реализовано, но ранее не пояснялось, что понимать под реализацией решения о формировании фонда на специальном счете. Кстати, в ч. 5 ст. 170 ЖК РФ было упомянуто, что для реализации решения о формировании фонда на спецсчете регионального оператора собственники помещений обязаны направить региональному оператору протокол общего собрания. Сейчас уточнено, что сделать это должны не собственники помещений (фактически все и одновременно никто), а лицо, инициировавшее проведение соответствующего собрания (может быть и один из собственников, и управляющий МКД, и ОМСУ).
Теперь в ч. 5 ст. 170 ЖК РФ четко прописано: «решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса». Напомним, что речь идет о представлении в орган ГЖН копии протокола общего собрания и справки банка об открытии специального счета. Добавим, что теперь в ЖК РФ установлен срок, в течение которого владелец спецсчета обязан обратиться в банк для открытия такого счета, — максимум 15 дней с даты его уведомления о принятом решении, более ранний срок может быть установлен решением общего собрания.

Работа с долгами

Ключевой момент. Согласно ч. 9 ст. 173 ЖК РФ меры, направленные на погашение задолженности по взносам на капитальный ремонт, предпринимает владелец специального счета.

Если в течение пяти месяцев задолженность в размере, указанном в уведомлении ГЖН, не была погашена, орган ГЖН уведомляет об этом ОМСУ, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, которое направляется владельцу спецсчета. Имеющиеся накопления следует перечислить региональному оператору в течение месяца со дня получения решения ОМСУ, в противном случае они могут быть взысканы в судебном порядке. Положения ч. 10 ст. 173 ЖК РФ (об изменении способа формирования фонда и изъятии средств в «котел») не применяются, если на проведение капремонта был взят кредит (заем), который погашается за счет поступлений на спецсчет.

Это интересно:  Cхема расположения земельного участка на кадастровом плане

Выставление платежных документов

Практика показала, что в случае, когда владельцем спецсчета выбран региональный оператор, собственники помещений могут остаться без счетов на уплату взносов. Региональный оператор полагает, что его обязанности заканчиваются на открытии специального счета, а управляющие МКД не хотят брать на себя обязанности, являющиеся, по их мнению, дополнительными. Хотя, с точки зрения редакции, именно управляющий МКД обязан начислять взносы, вести учет фонда, выставлять платежные документы, даже если не он владелец спецсчета.
Законодатель попытался решить эту проблему следующим образом. Согласно дополнению ч. 2 ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, представляемого в порядке и на условиях, которые установлены ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в МКД. Напомним, что в указанной норме говорится о представлении платежных документов в письменной и электронной формах, а также о размещении информации о размере платы в ГИС ЖКХ.
Кроме того, в силу новой ч. 3.1 ст. 175 ЖК РФ решение общего собрания о формировании фонда на спецсчете теперь должно содержать также решение обо всех нюансах, связанных со сбором взносов, в частности:
— о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием ГИС ЖКХ (уполномоченное лицо может быть выбрано только по согласованию с ним самим);
— об определении порядка представления платежных документов;
— о размере расходов, связанных с представлением платежных документов;
— об определении условий оплаты этих услуг.
Читая поправки буквально, можно прийти к выводу, что управляющий не является по умолчанию лицом, обязанным представлять счета на уплату взносов.

Изменение способа формирования фонда и смена владельца спецсчета

Право собственников помещений на изменение способа формирования фонда в любое время осталось неизменным, как и сроки перечисления накопленных средств. Поправки коснулись главным образом ситуации, когда способ формирования фонда остается неизменным (на специальном счете), а меняется владелец спецсчета. Кроме того, прописано, что при изменении способа формирования фонда передаче подлежат не только денежные средства, но и все имеющиеся документы и информация, связанные с формированием фонда, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ (ч. 7 ст. 173 ЖК РФ). Это дополнение обусловлено практической необходимостью.
Тема смены владельца специального счета приобрела особую актуальность в связи с включением с 2015 г. УК в число лиц, которые могут выступать владельцами спецсчетов. О том, что собственники имеют право это сделать (назначить УК владельцем спецсчета вместо регионального оператора), спора нет, но вопрос, в каком порядке денежные средства должны быть переданы УК и в какие сроки, широко обсуждался экспертами. Теперь ответ на него есть в ч. 3 ст. 176 ЖК РФ.
В данном случае открывать новый счет не требуется: договор спецсчета остается в силе, а права и обязанности по нему переходят к новому владельцу.

Ключевой момент. При смене владельца специального счета договор с банком остается в силе, а права и обязанности по нему переходят к новому владельцу спецсчета.

Изменение владельца счета никак не изменяет прав кредитора, если ремонт был проведен за счет кредита и все поступления на спецсчет направляются на его погашение. Аналогичным образом складываются правоотношения и в случае замены владельца специального счета по иным основаниям (кроме решения общего собрания). Такие основания перечислены в ч. 8 ст. 175 ЖК РФ:
— принятие решения о ликвидации и (или) реорганизации владельца спецсчета;
— признание владельца спецсчета банкротом;
— прекращение управления домом УК, ТСЖ, ЖК на основании решения общего собрания (смена способа управления домом) или закона, решения суда (например, в случае аннулирования лицензии на управление МКД).
В этой ситуации собственники помещений обязаны принять решение о выборе нового владельца спецсчета или о передаче фонда в «котел». На принятие и реализацию данного решения дается два месяца с даты прекращения деятельности по управлению МКД (фактически с начала управления домом новым управляющим или самими собственниками в соответствии со ст. ст. 162, 200 ЖК РФ). Если в течение месяца собственники этого не сделали, в работу включается ОМСУ, обязанный организовать общее собрание. Если и этого не было сделано, то по истечении двух месяцев ОМСУ принимает решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета (ч. 9 ст. 175 ЖК РФ).
С момента принятия решения собственниками или ОМСУ к новому владельцу переходят права и обязанности прежнего владельца спецсчета по договорам с кредитной организацией, с кредитором (заимодавцем). А до тех пор прежний владелец спецсчета обеспечивает надлежащее выполнение всех указанных обязанностей. В течение трех дней с даты принятия решения о выборе нового владельца счета прежний обязан передать все документы, связанные с формированием и использованием фонда ремонта (ч. 12 ст. 175 ЖК РФ).
В этом же разделе статьи скажем несколько слов о смене кредитной организации, в которой открыт специальный счет. На владельца спецсчета возложена обязанность контролировать выполнение обязательных требований к кредитной организации (величина собственного капитала должна составлять не менее 20 млрд руб.). При уменьшении размера собственных средств кредитной организации владелец спецсчета обязан уведомить собственников о необходимости сменить банк и даже вправе инициировать общее собрание. Если в течение двух месяцев решение не принято, владелец спецсчета сам определяет новый банк и открывает в нем новый счет. Детально процедура и сроки описаны в новой ч. 2.1 ст. 176 ЖК РФ.

Статус регионального оператора

Большое число поправок посвящено формированию фонда на счете регионального оператора и статусу последнего. Скажем кратко о наиболее интересных из них.
В целях восстановления справедливости в законе теперь прописано, что денежные средства, которые региональный оператор получает от собственников помещений, а также проценты, начисляемые банком на них, могут быть использованы только для оплаты работ по капитальному ремонту, не подлежат включению в конкурсную массу при банкротстве регионального оператора, на них может быть обращено взыскание только по обязательствам оператора, связанным с оплатой работ по капитальному ремонту.
Выбирать подрядчиков для проведения капремонта, а также кредитные организации для открытия специальных счетов региональный оператор будет обязан в порядке, установленном Правительством РФ (в настоящее время — нормативным правовым актом субъекта РФ).
Из ч. 1 ст. 181 ЖК РФ было исключено вызывавшее недовольство населения, стремящегося избежать уплаты взносов на капитальный ремонт, положение о том, что уплата взносов фактически означает заключение договора с региональным оператором. Теперь в законе указано: в случае выбора способа формирования фонда на счете регионального оператора собственники помещений и региональный оператор имеют соответствующие права и несут соответствующие обязанности.
Среди новшества — право собственников помещений участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту (в комиссию также должен быть приглашен управляющий домом — п. 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ). Одна из новых обязанностей регионального оператора — включать в договоры с подрядчиками условие о гарантийном сроке (не менее пяти лет) и обязательства подрядчика по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами. Одновременно ответственность перед собственниками за качество выполненных работ несет сам региональный оператор (п. 11 ч. 2, ч. 6 ст. 182 ЖК РФ). Ежеквартально последний обязан размещать на своем сайте отчет, содержащий данные из системы учета фонда (в том числе сведения о привлеченных кредитах, займах).
Для управляющих МКД важной будет следующая новелла: в ч. 8 ст. 189 ЖК РФ установлена обязанность регионального оператора передать управляющему домом копии документов о проведенном капитальном ремонте (в том числе копии проектной, сметной документации, договоров об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ) и иные документы, связанные с проведением капремонта, за исключением финансовых документов. Срок — десять дней с даты подписания акта приемки.

Подводя итоги, можно выделить наиболее важные для УК и ТСЖ поправки:
— владелец спецсчета, на котором формируется фонд капремонта, обязан принимать меры по погашению задолженности собственников помещений (критическая цифра — 50% долгов), в противном случае фонд будет передан в «котел»;
— в Законе не прописана обязанность управляющего домом взыскивать долги по взносам на капремонт, если фонд формируется на спецсчете регионального оператора;
— если фонд формируется на специальном счете, собственники помещений обязаны принять решение о порядке выставления платежных документов, оплате соответствующих услуг;
— смена владельца спецсчета не означает, что придется закрывать старый и открывать новый спецсчет: происходит замена лица в договоре банковского счета;
— если фонд формируется в «котле», то региональный оператор пригласит на приемку работ и управляющего домом, и представителя собственников помещений;
— если фонд формируется в «котле», региональный оператор передаст управляющему все документы, связанные с выполненными ремонтными работами, кроме финансовых.

Это интересно:  Какие существуют способы получение земли под гаражом в собственность

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Начисление взносов на капремонт

Порядок начисления взносов на капремонт

* Площадь помещения согласно данным Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости. Данные по площади можно также уточнить в БТИ.

** Минимальный ежемесячный размер взноса составляет 17 руб. за 1 кв.м. или другой размер взноса, если он установлен общим собранием собственников помещений дома (не ниже минимального).

В случае изменения указанных величин информацию необходимо представить в районный МФЦ и/или в управляющую организацию.

Организация формирования начислений

В соответствии с п. 2 ст. 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт включен в структуру платы за помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 № 833-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы № 799-ПП от 01.12.2015 г.) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников жилых и нежилых помещений в домах, расположенных на территории города Москвы, с 01 июля 2015 года.

Согласно нормам ст. 171 ЖК РФ уплата взносов на капитальный ремонт осуществляется в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (до 10 числа месяца, следующего за расчетным).

Льготы и субсидии для отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения, установленные в Москве, также распространяются и на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в доме. Для оформления льгот и субсидий собственнику помещений необходимо обратиться в МФЦ района проживания (при отсутствии в районе МФЦ – в районный отдел ГКУ «ГЦЖС»).

Взносы на капитальный ремонт вносятся собственниками помещений в зависимости от выбранного ими способа формирования фонда капитального ремонта:

■ на специальный счет;

■ на счет регионального оператора.

Информацию о размере начислений и оплате взносов на капитальный ремонт по помещению и многоквартирному дому можно получить на портале городских услуг pgu.mos.ru в разделе «Получить сведения Фонда капитального ремонта».

  • реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы;
  • начисления и расчета взносов на капитальный ремонт;
  • расчета и предоставления льгот и субсидий;
  • льгот и субсидий.

Изменения в Жилищном кодексе РФ о капитальном ремонте в МКД

29 июля был подписан Федеральный закон от 29.07.2017 N 257-ФЗ. Он внёс изменения в Жилищный кодекс РФ, касающиеся проведения капитального ремонта в МКД.

Сегодня мы расскажем, как собственникам нежилых помещений в МКД вносить плату за капитальный ремонт, переходят ли обязательства по расходам на капремонт к новому владельцу помещения в МКД и какие новые полномочия появились у общего собрания собственников.

Об обязанностях собственников и полномочиях ОСС

Пункты 1.1 и 1.1-1 части 2 статьи 44 ЖК РФ теперь излагаются в новой редакции. В этой статье перечислены вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания собственников.

ОСС может принимать решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Может выбирать уполномоченного на открытие спецсчёта в банке, совершать операции с денежными средствами, находящимися на таком счёте.

Кроме того общее собрание собственников имеет право принимать решения о размере взноса на капитальный ремонт, о минимальном размере фонда, о размещении временно свободных средств фонда.

N 257-ФЗ установил порядок уплаты взносов на капитальный ремонт для собственников нежилых помещений в МКД. Они могут платить за капремонт один раз за предстоящий календарный год или каждый месяц равными долями в течение календарного года (ч. 3 ст. 171 ЖК РФ).

Взносы на капитальный ремонт собственники платят на основании платёжных документов. Если собственник нежилого помещения – юридическое лицо, квитанция доставляется по адресу места нахождения постоянно действующего исполнительного органа ЮЛ.

Платить за проведение капитального ремонта в МКД должны все собственники помещений в таком доме. Вместе с правом собственности на помещение новому владельцу переходит и обязанность выплачивать взносы на капитальный ремонт.

Не переходит такая обязанность по наследству, если её не исполнила Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Это положение относится ко всем правоотношениям, которые возникли с 1 января 2013 года.

О региональных операторах и региональных программах капремонта

Внесение в региональную программу капитального ремонта изменений по:

  • переносу установленного срока капитального ремонта на более поздний период,
  • сокращению планируемых видов услуг или работ по капремонту

осуществляется при наличии соответствующего решения ОСС.

Такого решения не нужно получать в нескольких случаях, все они перечислены в ч. 4 ст. 168 ЖК РФ. Теперь к ним добавился ещё один пункт – 4. Получать решение ОСС не нужно, если была определена невозможность оказания услуг или работ по капитальному ремонту из-за воспрепятствования со стороны собственников или управляющей организации.

Что такое воспрепятствование? Это значит, что перечисленные лица не допустили подрядную организацию в помещения МКД или к строительным конструкциям дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому или другому оборудованию.

В связи с этим у регионального оператора появляется новая обязанность (п. 4.1 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ). Он должен обеспечить установление фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту.

N 257-ФЗ установил возможность вносить изменения в региональную программу капитального ремонта – изменять сроки оказания услуг или выполнения работ по капитальному ремонту. Переносить сроки можно только тогда, когда нет возможности их своевременно оказать из-за вмешательства собственников или лиц, которые управляют МКД (ч. 4.2 ст. 168 ЖК РФ).

Дополнен перечень принципов, исходя из которых формируются краткосрочные планы реализации региональной программы. Теперь к ним относится принцип актуализации в связи с проведением капитального ремонта МКД в объёме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

О фонде капитального ремонта

Поменялась формулировка ч. 1 ст. 170 ЖК РФ, которая касается фонда капремонта и способов его формирования. Уточнены источники средств, из которых формируется фонд капитального ремонта. К ним относятся:

  • взносы на капремонт;
  • пени;
  • проценты, начисленные за пользование деньгами, находящимися на спецсчёте, счёте, счетах регионального оператора;
  • доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта;
  • средства финансовой поддержки;
  • кредитные и заёмные средства, привлечённые собственниками помещений на проведение капитального ремонта.

Новая редакция п. 9.1 ст. 173 ЖК РФ рассказала, как региональным операторам бороться с задолженностью. Если владелец специального счёта – региональный оператор и его выбрали на общем собрании собственников, он не позднее пяти дней после получения уведомления от ГЖИ информирует в письменной форме управляющую организацию и должников о необходимости погашения задолженности.

Если задолженность не гасят за два месяца до истечения срока, установленного ГЖИ, управляющая организация инициирует проведение общего собрания собственников помещений для принятия решения о порядке погашения задолженности.

Дополнен список операций, которые можно совершить со специального счёта (ст. 177 ЖК РФ):

  • списание денег по решению суда;
  • списание ошибочно зачисленных на спецсчёт денег при представлении владельцем специального счёта заявления на возврат денежных средств и документа, подтверждающего оплату.

Если ОСС решает, что фонд КР формируется счете регионального оператора, то нужно определить и утвердить:

  • перечень услуг и работ;
  • предельно допустимую стоимость услуг и работ по капитальному ремонту;
  • уполномоченное лицо, которое будет участвовать в приёмке оказанных услуг и выполненных работ.

Тоже самое, а ещё сроки проведения капитального ремонта и источники финансирования нужно утвердить, когда фонд капитального ремонта по решению собственников МКД формируется на специальном счёте. Ксения Терлецкая

Полезная статья?

Поделитесь с коллегами и друзьями

29 июля был подписан Федеральный закон от 29.07.2017 N 257-ФЗ. Он внёс изменения в Жилищный кодекс РФ, касающиеся проведения капитального ремонта в МКД.

Сегодня мы расскажем, как собственникам нежилых помещений в МКД вносить плату за капитальный ремонт, переходят ли обязательства по расходам на капремонт к новому владельцу помещения в МКД и какие новые полномочия появились у общего собрания собственников.

Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов

Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов

До вступления в силу Федерального закона РФ от 25.12.2012 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (далее Закон № 271-ФЗ) капитальный ремонт многоквартирных домов помогал проводить фонд ЖКХ. Теперь фонд будет спонсировать только переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. После вступления в силу Федерального закона № 271-ФЗ за капитальный ремонт будут платить собственники жилплощади в многоквартирных домах. Платежи за капремонт являются обязательными. Размер ежемесячной платы в каждом регионе устанавливается отдельно и будет варьироваться от 5 до 7 рублей с квадратного метра.

Это интересно:  Какие пособия полагаются матерям одиночкам

Давайте рассмотрим плюсы и минусы Федерального закона № 271-ФЗ как это отразиться на кошельках обычных граждан. Новый закон, по сути, не привнес новую норму в гражданское право, так как в ГК РФ (ст. 210) и в ЖК РФ (п.1 ст. 158) четко прописано:

Ответственность за содержание жилья, находящегося в собственности, лежит на его собственниках. Другими словами, человек, купивший, приватизировавший или иным способом получивший право собственности на квартиру в многоквартирном доме, получает не только права, но и обязанности по содержанию жилья в надлежащем состоянии (ремонт крыши, фасада, фундамента и т.д.).

Закон № 271-ФЗ, признавая плату за капремонт обязательной для всех собственников, направлен на создание четкого механизма, который позволит проводить капремонт всего жилого фонда в плановом порядке.

На случай не целевого использования денежных средств собранных на капитальный ремонт многоквартирных домов, в федеральном законе № 271-ФЗ предусматриваются следующие решения:

1-й вариант: до конца 2013 года регионы РФ должны создать фонд капитального ремонта и учредить государственное предприятие – регионального оператора. Региональный оператор будет проводить капитальные ремонты на средства, которые будут поступать в фонд по плану, в который будет включен каждый многоквартирный дом в субъекте РФ. Составлять такие списки будут органы местного самоуправления. Реестры будут находиться в общем доступе, и каждый гражданин сможет следить за продвижением очереди на ремонт. В каждом регионе для жильцов будет установлен свой размер платы, но при этом федеральный и региональный бюджеты будут софинансировать капремонты.

Данный вариант сбора средств фактически противоречит Гражданскому кодексу РФ и Конституции РФ. Как было отмечено выше, собственник несет бремя содержания своего имущества, но не чужого. По общему правилу чиновники разрешают использование собранных средств с одного дома на капитальный ремонт другого, согласно утвержденному графику. Остается только догадываться каким образом будет сформирована очередь, и кому выделят в первую очередь помощь, а чей дом отремонтируют через 10 лет;

2-й вариант: ТСЖ вправе открыть собственный специальный счет, на который собственники будут перечислять взносы на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта. При этом средства с такого счета могут быть использованы только для капитального ремонта и ни для чего другого.

В случае если Управляющая компания своевольно повысит размер взноса на капитальный ремонт, собственники за защитой интересов могут обратиться в суд.

Видео: Обсуждение закона о платежах за капитальный ремонт в 2016. Есть ли возможность «не платить взносы за капитальный ремонт» с июля 2015

Платить ли за капитальный ремонт дома в 2016 году

После вступления в силу Закона № 271-ФЗ за капитальный ремонт будут платить собственники жилплощади в многоквартирных домах. Платежи за капремонт являются обязательными.

Размер ежемесячной платы в каждом регионе устанавливается отдельно и будет варьироваться от 5 до 7 рублей с квадратного метра.
Органы местного самоуправления обязаны создать фонд капитального ремонта и назначить регионального оператора, который будет ремонтировать жилфонд и своевременно публиковать информацию о состоянии ремонтируемых домов в сети интернет.
На первый взгляд всё предельно ясно, более того, в некоторых регионах и до принятия указанного закона за капитальный ремонт жилых домов платили собственники, однако вокруг этого документа ходит множество домыслов и слухов о том, как будут собираться и расходоваться эти деньги.
Так, например, было непонятно, какая судьба ожидает деньги, внесенные жильцами: будут ли их класть на отдельный счет в банке и ремонтировать на них только конкретный дом либо же власти создадут «общий котел», финансы из которого будут расходоваться по необходимости.

Есть ли способ не платить взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов?

Закон предусматривает три возможности не платить.

  1. Можно не платить, если дом признан аварийным.
  2. Т.к. по новому закону о капремонте, решение принимают сами жильцы, то по общему решению процесс сбора оплаты можно прекратить собрав необходимую сумму.
  3. Использовать в качестве взносов средства от сдачи в аренду нежилых помещений в доме (если это общедомовое имущество) и сдачи в аренду под рекламу фасадов дома.

Как видим, все вышеперечисленные способы всего лишь небольшие исключения из правил. Правда, сейчас на уровне правительства России обсуждается вопрос об освобождении от платы жильцов новостроек.

Что будет с теми, кто не платит?

Взнос на капремонт появится в общем счёте за коммунальные услуги. Однако у Москвичей теоретически есть право оплатить квитанцию не целиком. При этом в региональном фонде капремонта говорят, что с должниками будут поступать по отработанной другими коммунальными организациями схеме — сначала присылать им уведомления, а затем подавать на них в суд. И сумма взимаемая через суд будет содержать проценты и расходы на суд. По этому лучше не откладывать платежи и вовремя оплачивать все взносы.

Можно ли оформить субсидию на взнос на капремонт?

Да, такая возможность предусмотрена. Взнос считается платой за услуги ЖКХ. Поэтому, если с его появлением ваша плата за эти услуги превысит стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на услуги ЖКХ, вы будете вправе обратиться за субсидией.

Что будет, если жильцы платили взносы на ремонт, а затем их дом признают аварийным?

На сегодня это один из самых сложных вопросов. По закону с того дня, как дом признают аварийным, жильцы будут освобождены от взносов на капремонт. Однако собранные в общий котёл программы капремонта средства нельзя будет направить на расселение дома. Между тем программа расселения аварийных домов на средства федерального бюджета пока рассчитана только до 2015 года.

В последнее время появилась схема мошенничества, при которой вы можете лишиться своего жилься, даже если у Вас на руках (лежит дома) свидетельство о праве собственности на квартиру. Злоумышленники просто заключают от Вашего имени договор купли продажи, а свидетельство получают как дубликат.

Федеральный закон от 25.12.2012 N 271-ФЗ

(ред. от 29.06.2015)
» О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Правомерны ли взносы на капремонт — решение Конституционного Суда России (Васильева Т.А.)

Дата размещения статьи: 12.10.2016

12 апреля 2016 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности части 1 ст. 169, частей 4 и 7 ст. 170 и части 4 ст. 179 Жилищного кодекса РФ по запросам групп депутатов Государственной Думы.
Предлагаем вашему вниманию тезисы выступления официального представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации Т.А. Васильевой в заседании 3 марта 2016 года.

История вопроса

В 2012 году были приняты поправки в Жилищный кодекс, обязавшие всех собственников помещений в многоквартирных домах ежемесячно вносить взносы на капитальный ремонт. Размер платы был привязан к площади квартиры.
Субъектам Федерации было предоставлено право создать специальные уполномоченные компании — региональных операторов капитального ремонта. Жильцы дома могли выбрать один из двух вариантов финансирования — либо вносить деньги на специальный счет (только на ремонт своего дома), либо перечислять их региональному оператору (в так называемый «общий котел»).
Данные положения Жилищного кодекса были оспорены двумя группами депутатов Государственной Думы. Конституционный Суд объединил их запросы в общее производство.

Позиция заявителя

Заявители считают взносы на капремонт дополнительным и неправомерно установленным налогом. По их мнению, первоначальный капитальный ремонт домов с приватизированным жильем должно производить государство. Они обращают внимание на то, что муниципалитету предоставлено право выбрать способ финансирования ремонта без согласия жильцов (если они не приняли такого решения в срок). Авторы запроса считают, что такая возможность нарушает права собственников. Интересам последних, по мнению заявителей, не отвечает и норма об «общем котле», поскольку позволяет оператору произвольно распоряжаться перечисленными средствами.
Заявители требуют признать данные нормы не соответствующими статьям 4 (часть 2), 15 (часть 1), 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.

Тезисы выступления Т.А. Васильевой

Уважаемый Высокий Суд!

Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» (извлечение)

Статья написана по материалам сайтов: lexandbusiness.ru, fond.mos.ru, roskvartal.ru, www.federalniy-zakon.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector