+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Госпошлина ГПК: особенности уплаты государственного сбора

Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарии к ст. 89 ГПК РФ

1. Исходя из установленных законом общих льгот для отдельных категорий физических лиц и организаций, от уплаты государственной пошлины освобождаются:

а) физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями;

б) физические лица — участники и инвалиды Великой Отечественной войны — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями.

2. Основанием для предоставления таких льгот является удостоверение установленного образца (п. 11 и 12 ч. 1 и ч. 2 ст. 333.35 НК РФ).

3. Согласно же ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:

1) истцы — по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;

2) истцы — по искам о взыскании алиментов;

3) истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;

5) стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;

6) организации и физические лица — при подаче в суд:

— заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение;

— жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами;

— частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

7) физические лица — при подаче кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;

8) прокуроры — по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

9) истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;

10) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

11) вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче жалоб на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

12) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) — по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей (п. 3 ст. 17 Закона РФ О защите прав потребителей», пп. 13 п. 1 ст. 333.36 НК РФ) ;

См.: О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года N 7 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 мая 2007 года N 24).

13) физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка;

14) истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;

15) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — при подаче ходатайства о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи;

16) истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;

17) заявители — по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании;

18) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков;

19) физические лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, — при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов.

4. Когда же государственные органы выступают в качестве ответчиков, они уплачивают государственную пошлину при подаче кассационных и апелляционных жалоб на решения судов на общих основаниях, то есть в размере, установленном подп. 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ .

См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 4, 11 и 18 мая 2005 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 10. [Электронный ресурс]. М., 2005.

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2) истцы — инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;

4) истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей, или, иначе, потребители — по всем искам, связанным с нарушением их прав (п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 4 ч. 2 и ч. 3 ст. 333.36 НК РФ) ;

См.: О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года N 7 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 мая 2007 года N 24).

5) истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, — по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

7. По смыслу подп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ и ст. 393 ТК РФ работники при обращении в суд с исками о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов .

См.: О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 3.

8. Государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины в случаях, когда они выступают в процессе в защиту государственных интересов, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков. Само же обращение в суд названных органов может быть как в форме подачи заявления, так и в форме подачи кассационной жалобы на решение суда, в том числе и в случаях, когда государственные органы участвуют в деле в качестве ответчиков .

По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 1999 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 6 октября 1999 года.

9. В силу закона истцы по делам, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождены от уплаты судебных расходов. Однако в случае удовлетворения иска суд в соответствии со ст. 103 ГПК РФ обязан взыскать с ответчика пошлину в доход государства (если он не освобожден от ее уплаты).

10. Государственная пошлина не взимается при рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка (ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

11. При рассмотрении дел о компенсации причиненных нравственных или физических страданий необходимо учитывать, что моральный вред признается законом вредом неимущественным, несмотря на то, что он компенсируется в денежной или иной материальной форме. Учитывая это, государственная пошлина по таким делам должна взиматься на основании подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, предусматривающего оплату исковых заявлений неимущественного характера .

12. Суды общей юрисдикции или мировые судьи исходя из имущественного положения плательщика вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ (ч. 2 ст. 333.20 НК РФ).

13. Вопрос об освобождении сторон по гражданскому делу от судебных расходов разрешается при приеме искового заявления, а в необходимых случаях — при вынесении решения по делу .

По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Об устранении недостатков в практике взыскания судебных расходов по гражданским делам и судебных издержек по уголовным делам: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 марта 1963 года N 4 // Рыжаков А.П. Сборник постановлений Конституционного Суда РФ, Верховных Судов СССР и РФ (РСФСР) по гражданским делам. М.: Издательство «НОРМА» (Издательская группа «НОРМА-ИНФРА-М»), 2001. С. 307.

14. В случае принятия решения об уменьшении размера государственной пошлины, подлежащей уплате в доход государства, в деле должны содержаться доказательства, свидетельствующие о том, что истец и ответчик имеют право на такое уменьшение. Решение об уменьшении размера государственной пошлины, подлежащей уплате в доход государства, должно быть мотивированным и принятым с учетом имущественного положения истца. К рассматриваемому делу приобщаются материалы, подтверждающие имущественное положение сторон .

По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 июля 1997 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. N 11. С. 4.

15. Суд или судья не могут исходя из имущественного положения плательщика полностью освободить его от уплаты государственной пошлины .

См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 4, 11 и 18 мая 2005 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 10. [Электронный ресурс]. М., 2005.

16. Граждане каждой из стран Содружества, а также Турции и некоторых других государств вне зависимости от того, проживают они в России или нет, освобождаются от уплаты и возмещения судебных издержек на тех же условиях, что и граждане РФ (п. 1 ст. 2 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам ).

См. также, к примеру: О подписании Договора между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, торговым и уголовным делам: распоряжение Президента РФ от 11 декабря 1997 года N 499-рп.

17. См. также комментарии к ст. 29, 88, 92, 222, 270 ГПК РФ.

Государственная пошлина

При установлении размера государственной пошлины государство не стремится за счет таких денежных поступлений в бюджет добиться полного возмещения расходов па обеспечение деятельности суда. Не секрет, что для этих целей объективно невозможно сделать точный расчет размера государственной пошлины. Но главная причина заключается в том, что при установлении размера государственной пошлины государство исходит из приоритета доступности судебной защиты.

В то же время государство не может отказаться от государственной пошлины, потому что госпошлина одновременно выступает в качестве барьера, призванного предотвратить обращение в суд с необоснованными требованиями, т.е. против так называемого сутяжничества.

В силу ч. 2 ст. 88 ГГ1К размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах — таким законодательством на настоящий момент является НК.

В гражданском процессе плательщиками государственной пошлины являются граждане (физические лица) и организации (п. 1 ст. 333.17 ч. 2 НК):

— физические лица, потому что кроме граждан Российской Федерации плательщиками госпошлины могут быть иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства;

— организации, поскольку кроме юридических лиц (российских и иностранных) плательщиками государственной пошлины могут быть иностранные правоспособные организации, не являющиеся юридическими лицами.

В силу п. 4 ст. 333.18 НК иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены гл. 25.3 НК соответственно для организаций и физических лиц.

В соответствии с положениями ст. 45, 333.17 НК плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, т.е. от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты госпошлины заявителем в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком (и. 3 ст. 333.18 НК).

Это интересно:  Замена загранпаспорта для граждан РФ: как получить новый вместо испорченного или того, срок которого кончился и можно ли продлить этот документ?

По общему правилу государственная пошлина уплачивается лицом до обращения в суд за совершением юридически значимого действия: до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной) (подп. 2 п. 2 ст. 333.18 НК). При этом в случае обращения в суд нескольких лиц (например соистцов) государственная пошлина уплачивается ими в равных долях (п. 2 ст. 333.18 НК). Вместе с тем плательщиком госпошлины может выступать ответчик в случае, если решение суда принято не в его пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины (ст. 333.17 НК).

При обращении в суд к исковому заявлению (ст. 132 ГПК), апелляционной жалобе (ч. 4 ст. 322 ГПК), кассационной жалобе (ч. 7 ст. 378 ГПК), надзорной жалобе (ч. 6 ст. 391.3 ГПК) должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Если к исковому заявлению (ч. 1 ст. 136 ГПК), апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 323 ГПК) не приложен документ, подтверждающий уплату госпошлины, суд оставляет соответственно исковое заявление, апелляционную жалобу без движения и устанавливает разумный срок для представления в суд указанного документа. В случае неприложения документа, подтверждающего оплату государственной пошлины, к кассационной жалобе (п. 1 ч. 1 ст. 379.1 ГПК) и надзорной жалобе (п. 1 ч. 1 ст. 391.4 ГПК), суд возвращает кассационную, надзорную жалобу без рассмотрения.

Размер государственной пошлины зависит от характера заявленного требования. Если требование носит неимущественный характеру госпошлина уплачивается в твердой сумме. Для имущественных требований установлена дифференцированная ставка государственной пошлины в зависимости от цены искау которая определяется в порядке ч. 1 ст. 91 ГПК.

Для того чтобы суд мог удостовериться в правильности расчета государственной пошлины, в своем исковом заявлении истец обязан указать цену иска (п. 6 ч. 2 ст. 131 ГПК). В то же время суд вправе произвести оценку действительной стоимости истребуемого имущества, указанного истцом в иске. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления (ч. 2 ст. 91 ГПК).

По делам, рассматриваемым ВС РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в размерах, предусмотренных ст. 333.19 НК, при этом минимальная пошлина по требованиям имущественного характера установлена в размере не менее 400 руб., а максимальная — не более 60 тыс. руб.

При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц — 300 руб.; для организаций — 6 тыс. руб.

Вместе с тем зачастую на практике возникают нестандартные ситуации, которые требуют установления особых правил уплаты государственной пошлины. Особенности уплаты госпошлины при обращении в ВС РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ, в суды общей юрисдикции, к мировым судьям установлены ст. 333.20 НК. В частности, при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и госпошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Изложенное позволяет классифицировать государственную пошлину по следующим видам:

1) пропорциональная — когда ее размер определяется в процентном отношении от цены иска, если требование имущественного характера;

2) простая, когда ее размер определяется в твердой денежной сумме, если требование неимущественного характера или дело неискового производства;

3) смешанная, когда ее размер определяется как сумма пошлин, рассчитанных по требованиям имущественного и неимущественного характера.

При замене по определению суда выбывшей стороны (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается ее правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной. В случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, госпошлина повторно не уплачивается.

При предъявлении встречного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, государственная пошлина уплачивается, как и при подаче первоначального иска.

Следование принципу доступности судебной защиты заставляет государство предоставить всем гражданам возможность обращения в суд за защитой своих оспоренных и нарушенных прав и законных интересов и не может отменить государственную пошлину. Для того чтобы неимущие и малоимущие граждане, которые не имеют возможности оплатить госпошлину, не были лишены таким образом права на судебную защиту, государство освобождает их, некоторые другие категории граждан, а также органы и организации, обращающиеся в суд за защитой прав и законных интересов таких категорий граждан, от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 89 ГГ1К льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах, т.е. НК.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в ВС РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ, в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются лица, указанные в п. 1 ст. 333.36 НК.

Частично от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым ВС РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ, в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются лица, указанные в и. 2 ст. 333.36 НК. Указанные лица при подаче в ВС РФ, суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. В случае если цена иска превышает 1 млн руб., указанные лица уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в общем порядке (в соответствии с подп. 1 и. 1 ст. 333.19 НК) и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (и. 3 ст. 333.36 НК).

Исходя из имущественного положения истца, суд на основании ч. 2 ст. 333.20 НК вправе освободить его от уплаты госпошлины.

В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер госпошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы госпошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины (п. 2 ст. 333.18 НК).

Помимо освобождения от уплаты государственной пошлины, заинтересованному лицу может быть предоставлена отсрочка или рассрочка ее уплаты. В силу ст. 90 ГПК основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты госпошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, т.е. НК.

ВС РФ, суду общей юрисдикции и мировым судьям, исходя из имущественного положения заинтересованного лица (плательщика), НК предоставлено право не только отсрочить (рассрочить) уплату государственной пошлины, но и уменьшить размер госпошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями (п. 2 ст. 333.20 НК).

Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется только на основании ходатайства заинтересованного лица, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие его обоснованность (например, справка о размере заработной платы или пенсии заявителя, справка о наличии несовершеннолетних детей или других лиц, находящихся на иждивении у заявителя). Ходатайство об отсрочке (рассрочке) уплаты госпошлины может содержаться в запросе, заявлении, исковом заявлении или жалобе, с которыми заинтересованное лицо обращается в суд за совершением юридически значимых действий, либо может быть изготовлено в качестве отдельного документа и приложено к соответствующим запросу, заявлению, исковому заявлению или жалобе. Отсрочка (рассрочка) уплаты государственной пошлины может быть предоставлена судом на срок до одного года (п. 1 ст. 333.41 НК).

Если истец воспользуется своим правом, предусмотренным в ст. 39 ГПК, то при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в течение 10 дней (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК). На практике иногда судьи не следуют этому предписанию и не заставляют истца доплачивать госпошлину, перенося решение этого вопроса в завершающую часть рассмотрения дела по существу. И если иск удовлетворен, то недоплаченная истцом часть пошлины взыскивается с ответчика. Если в удовлетворении иска отказано, то эта разница взыскивается с истца. Но такой подход не соответствует положениям гражданского процессуального и налогового законодательства. В частности, в ч. 2 ст. 92 ГПК прямо установлено, что при увеличении размера исковых требований рассмотрение дела продолжается после предоставления истцом доказательств уплаты государственной пошлины. И наоборот, при уменьшении цены иска сумма излишне уплаченной пошлины возвращается (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и ст. 333.40 НК).

В силу ст. 93 ГПК основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и регулируются ст. 333.40 НК. Например, при отказе в принятии иска или возвращении иска судом госпошлина возвращается. Но вместо этого истец вправе при новом обращении в суд воспользоваться другим положением и просить суд засчитать ранее уплаченную госпошлину в счет подлежащей уплате пошлины с соблюдением правил подсудности (поди. 13 п. 1 ст. 333.20 НК).

Основания для возвращения уплаченной государственной пошлины предусмотрены в ст. 333.40 НК; в этом случае судья должен вынести определение (ст. 104 ГПК и п. 3 ст. 333.40 НК). После этого подается заявление в налоговую инспекцию по месту нахождения суда (п. 3 ст. 333.40 НК), а дальше налоговый инспектор будет принимать решение с учетом выполнения заявителем налоговых обязательств.

Госпошлина ГПК: особенности уплаты государственного сбора

В соответствии с ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. Таким законом является Налоговый кодекс Российской Федерации ( ст. 333.16-333.42 ).

При уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (т.е. НК РФ):

  1. льготы (освобождение от уплаты) (согласно ст. 89 ГПК РФ );
  2. отсрочки или рассрочки (согласно ст. 90 ГПК РФ);
  3. возврат (полностью или частично), а также зачет (устанавливаются ст. 333.40 НК РФ).

Указание на ряд особенностей, связанных с уплатой государственной пошлины в различных правовых ситуациях, со­держится в ст. 333.20 НК РФ.

  1. при подаче исковых заявлений, а также административных исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
  2. цена иска (административного иска), по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом (административным истцом), а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством об административном судопроизводстве;
  3. при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности , а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:
    • если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом — в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ;
    • если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество — в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ;
  4. при предъявлении встречного иска, встречного административного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 НК РФ;
  5. при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;
  6. в случае выделения судьей одного искового требования (административного искового требования) или нескольких из соединенных исковых требований (административных исковых требований) в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска (административного иска), не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;
  7. при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами , выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, заинтересованными лицами по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, государственная пошлина не уплачивается;
  8. в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины , государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме;
  9. при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ;
  10. при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 НК РФ. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;
  11. при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;
  12. при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;
  13. при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления , административного искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа либо при отмене судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска, административного иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины.
Это интересно:  Погашение ипотечного займа материнским капиталом

Государственная пошлина уплачивается в наличной или без­наличной форме

  • лицом, обратившимся в суд общей юрисдикции или к мировому судье до подачи исково­го заявления , заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной) ( ст. 333.18 НК РФ);
  • ответчиком (в случае, если истец освобожден от уплаты государственной по­шлины, пропор­ционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда ).

По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции (миро­выми судьями), факт уплаты государственной пошлины платель­щиком подтверждается:

  1. в безналичной форме — платежным поруче­нием с отметкой банка о его исполнении;
  2. в наличной форме:
    • квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо
    • квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». При этом дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется (п. 3 ст. 333.18 ГПК РФ).

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены НК РФ соответственно для орга­низации и физических лиц (п. 4 ст. 333.18 НК РФ).

Сумма госпошлины учитывается на указанном балансовом счете до момента ее возмещения, если судом принято решение в пользу кредитной организации.

См. Информацию Банка России от 18.05.2016 «Разъяснение по вопросу, связанному с отражением в бухгалтерском учете государственной пошлины, взимаемой при обращении в судебные органы».

Возврат государственной пошлины при возвращении (отказе в принятии) искового заявления

Согласно Письму ФНС России от 23.10.2017 N ГД-4-8/21383 «О направлении для использования в работе» Новое в российском законодательстве (ежедневно) от 03.11.2017 возврат государственной пошлины в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ должен осуществляться на основании определения суда об отказе в принятии, либо о возвращении искового заявления в том случае, если в самом определении есть соответствующее указание и решение принято судом на основании положений АПК РФ и КАС РФ.

Это связано с тем, что в соответствующих кодексах (АПК РФ и КАС РФ) есть прямое указание на то, что в определении должны быть указаны основания для отказа в принятии (возвращении) заявления, а также решен вопрос о возврате государственной пошлины.

В ГПК РФ не содержится специального регулирования возврата государственной пошлины, в связи с чем при возвращении или отказе в принятии искового заявления в соответствии с ГПК РФ государственная пошлина подлежит возврату независимо от наличия указания об этом в определении суда.

Порядок исчисления государственной пошлины в гражданском процессе

Суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика , вправе

  • освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо
  • уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

По искам имущественного характера, подлежащим оценке, размер государственной пошлины исчисляется исходя из цены иска, которая указывается истцом. В соответствии со ст. 91 ГПК РФ цена иска определяется исходя из:

  1. по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой денежной суммы;по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;
  2. по искам о взыскании алиментов, исходя из совокупности платежей за год;
  3. по искам о срочных платежах и выдачах, исходя из совокупности всех платежей и выдач, но не более чем за три года;
  4. по искам о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах, исходя из совокупности платежей и выдач за три года;
  5. по искам об уменьшении или увеличении платежей и выдач, исходя из суммы, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за год;
  6. по искам о прекращении платежей и выдач, исходя из совокупности оставшихся платежей и выдач, но не более чем за год;
  7. по искам о досрочном расторжении договора имущественного найма, исходя из совокупности платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года;
  8. по искам о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности, исходя из стоимости объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки или при отсутствии ее — не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, — не ниже балансовой оценки объекта;
  9. по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.

Цена иска указывается истцом . В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления.

В соответствии со ст. 92 ГПК РФ основания и порядок доплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При увеличении размера исковых требований рассмотрение дела продолжается после предоставления истцом доказательств уплаты государственной пошлины или разрешения судом вопроса об отсрочке, о рассрочке уплаты государственной пошлины или об уменьшении ее размера в соответствии со ст. 90 ГПК РФ.

При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований.

Статья 89 ГПК РФ. Льготы по уплате государственной пошлины

Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Комментарий к статье 89 ГПК РФ. Льготы по уплате государственной пошлины

Статья 89 ГПК РФ устанавливает некоторые категории физических лиц, которые освобождаются от уплаты госпошлины в суде.

В судах общей юрисдикции освобождаются:

  • Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, Герои Российской Федерации ,
  • участники, инвалиды Великой Отечественной войны.

Такие льготы предоставляются при предъявлении удостоверения установленного образца.

Освобождаются от уплаты пошлины по судебным разбирательствам:

  • истцы по делам о взыскании алиментов,
  • истцы, которые предъявили иск о восстановлении на работе либо о взыскании заработной платы,
  • истцы, предъявившие иск об авторском праве, о праве на промышленный образец, изобретение или об иных правах на интеллектуальную собственность,
  • истцы, требующие возмещение вреда, причиненного расстройством здоровья либо увечьем, либо смертью кормильца.

Федеральный закон РФ в 2003 году внес изменения, дополнив статью 89 ГПК РФ нижеуказанным содержанием.

Статья 89 ГПК РФ — отсылочная по отношению к Налоговому кодексу, где определены случаи, когда некоторым субъектам процессуальных взаимоотношений устанавливается льгота по освобождению от выплаты государственной пошлины. Таким образом, статьи 333.35 и 333.36 НК подробно описывают такие случаи. Освобождаются в соответствии с этими законными актами от уплаты государственной пошлины:

  • истцы по заявлениям о возмещении материального ущерба в результате совершения преступления,
  • органы внутренних дел, таможенные органы, органы налоговой полиции, судебные приставы по искам, связанных с возмещением: вреда здоровью либо смертью кормильца, расходов по розыску должника либо лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов,
  • истцы, подавшие заявление о нарушении прав потребителей,
  • истцы, подавшие иск о взыскании социальных пособий,
  • заявители, подавшие заявление об удочерении (усыновлении),
  • несовершеннолетние лица, подавшие иск о защите своих прав,
  • прокуроры, органы местного самоуправления, государственные органы по иску о защите прав, законных интересов и свобод других лиц,
  • истцы, подавшие спор о возмещении вреда, который был причинен незаконным осуждением либо привлечением к уголовной ответственности,
  • сторона, которая подала апелляционную либо кассационную жалобу о расторжении брака,
  • сторона, подавшая заявление о пересмотре судебных постановлений, вступившим в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам.

При этом копии всех постановлений суда выдаются тем лицам, кто участвовал в деле, по их просьбе без уплаты государственной пошлины, а за повторную выдачу таких копий придется платить полную установленную сумму.

Судьей или судом гражданин может быть освобожден от уплаты пошлины с учетом его имущественного положения.

Издержки, которые установлены судом при рассмотрении дела, а также государственная пошлина, от которой истец был освобожден, согласно статье 89 ГПК РФ, выплачивает ответчик, который не освобожден от уплаты расходов суда (статья 103 ГПК РФ).

Особенности учета и уплаты госпошлины

«Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 6

Совершение учреждением физической культуры и спорта определенных действий накладывает на него обязанность по уплате госпошлины. В соответствии со ст. 13 НК РФ госпошлина относится к федеральным налогам и сборам.

В данной статье рассмотрен порядок учета таких расходов в бюджетном и налоговом учете.

Регулирование НК РФ порядка взимания госпошлины

Федеральным законом N 127-ФЗ с 1 января 2005 г. в Налоговый кодекс введена гл. 25.3 «Государственная пошлина». Согласно п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

В соответствии со ст. 333.17 НК РФ в составе плательщиков государственной пошлины поименованы и организации, которые признаются ими, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных указанной главой;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ.

Этой же главой установлены порядок и сроки уплаты государственной пошлины. Так, согласно ст. 333.18 НК РФ учреждения физической культуры и спорта уплачивают государственную пошлину:

а) при обращении в Конституционный Суд, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);

б) при обращении за совершением нотариальных действий — до их совершения;

в) при обращении за документами (их копиями, дубликатами) — до их выдачи;

г) при обращении за совершением иных юридически значимых действий, за исключением вышеуказанных, — до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Однако госпошлину уплачивают не все. Главой 25.3 НК РФ предусмотрены льготы по оплате госпошлины для отдельных организаций. Так, в ст. 333.35 НК РФ перечислены и бюджетные организации, полностью финансируемые из федерального бюджета. Следовательно, если учреждение физической культуры и спорта, финансируемое из соответствующего бюджета, одновременно имеет доходы от предпринимательской деятельности, то льгота на него не распространяется и оно на общих основаниях будет являться плательщиком госпошлины.

Кроме того, предусмотрены некоторые особенности уплаты учреждением государственной пошлины, если за совершением юридически значимых действий одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготу. В этом случае она уплачивается плательщиками в равных долях. Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено от уплаты государственной пошлины, ее размер уменьшается пропорционально количеству освобожденных лиц. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ.

Порядок уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств установлен ст. ст. 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия наличными или в безналичной форме. Факт ее уплаты подтверждается:

  • в безналичной форме — платежным поручением с отметкой банка;
  • наличными — либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата, по форме, установленной Минфином.

Предусмотренные гл. 25.3 НК РФ размеры госпошлины в зависимости от совершаемых действий имеют различные значения. Перечень этих действий и соответствующих им размеров госпошлины довольно длинный, и поэтому приводить его не будем.

Таким образом, взимание госпошлины как налогового сбора регулируется нормами Налогового кодекса.

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет госпошлины зависит от того, в каких целях ею воспользовались, то есть к чему она имеет отношение — к приобретению, сооружению, изготовлению нефинансовых активов или к деятельности организации в целом. Поэтому рассмотрим бухучет госпошлины именно с этой позиции.

Это интересно:  Апелляция - вина скрывшегося водителя

Пункты 12, 24, 49 Инструкции N 25н указывают на то, что при формировании первоначальной стоимости нефинансовых активов учитываются все затраты, связанные с их приобретением, сооружением, изготовлением с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством). В перечне затрат, составляющих первоначальную стоимость нефинансовых активов, поименованы в том числе затраты на оплату госпошлины. В соответствии с Приказом Минфина России N 168н расходы по ней следует отражать по ст. 290 «Прочие расходы» ЭКР.

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.
Приказ Минфина России от 08.12.2006 N 168н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

  • выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные средства — 400 руб.;
  • выдачей паспорта транспортного средства — 100 руб.;
  • выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства — 100 руб.

Данные затраты были оплачены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Транспортное средство введено в эксплуатацию.

Отразим данные операции в бухгалтерском учете следующими проводками:

Если уплата госпошлины не связана с приобретением, сооружением, изготовлением нефинансовых активов, то она включаются в состав общехозяйственных расходов.

Пример 2. Учреждение уплатило государственную пошлину за государственную регистрацию изменений, вносимых в его учредительные документы, в размере 400 руб. за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

В учете будут сделаны следующие записи:

Налог на прибыль

Как было указано выше, государственная пошлина является налоговым сбором. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, включаются в состав прочих расходов. Однако не все они подлежат учету в составе прочих расходов. Так, судебные расходы и арбитражные сборы, поименованные в ст. ст. 101 и 102 АПК РФ, включаются в состав внереализационных (пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Отнесение бюджетными учреждениями затрат по уплате госпошлины на расходы зависит от метода учета. Если доходы и расходы учитываются методом начисления, то затраты, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче иска в суд, признаются на дату начисления указанного сбора. То есть расходы по ее оплате учитываются в целях налогообложения в момент их возникновения вне зависимости от даты вынесения решения судом. Это следует из положений пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ. Если организация использует кассовый метод, то расходы признаются после фактической уплаты государственной пошлины (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Учреждение, например, может выиграть дело, и тогда уплаченную государственную пошлину ему возвратят. В этом случае сумму сбора включают во внереализационные доходы (п. 3 ст. 250 НК РФ). Датой признания такого дохода будет:

  • день вступления в законную силу решения суда (при методе начисления);
  • день возврата госпошлины (при кассовом методе).

Кроме того, как и в бюджетном, так и в налоговом учете данные расходы могут учитываться в первоначальной стоимости основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ), нематериальных активов (п. 3 ст. 257 НК РФ) и материально-производственных запасов (п. 2 ст. 254 НК РФ), при условии если госпошлина непосредственно связана с приобретением перечисленных активов.

Ответ на спорный вопрос, куда следует относить затраты по уплате госпошлины в целях исчисления налога на прибыль — в состав прочих расходов или в первоначальную стоимость основных средств и материально-производственных запасов, содержится в п. 4 ст. 252 НК РФ, согласно которому, когда некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты. Следовательно, в данной ситуации можно выбрать наиболее подходящий вариант учета, предварительно закрепив его в учетной политике.

Особенности уплаты государственной пошлины

Уплата государственной пошлины — предмет регулирования не только налогового, но и бюджетного законодательства. В связи с проводимой реформой организации исполнения бюджетов существенно изменился порядок взаимодействия между органами государственной власти, обеспечивающими сбор поступлений в бюджетную систему. Указанные изменения в полной мере коснулись и государственной пошлины. Возникло такое понятие, как администратор поступлений в бюджет. В настоящее время администраторами поступлений в бюджет от государственной пошлины, помимо налоговых органов, являются и некоторые органы государственной власти. Администрирование поступлений в бюджет налоговыми органами в целом регулируется частью первой НК РФ и соответствующими нормативными правовыми актами, а администрирование поступлений в бюджет другими органами государственной власти находится в ведении бюджетного законодательства.

В соответствии со ст. 20 БК РФ администратор поступлений в бюджет выполняет функции начисления и учета, контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты обязательных платежей в бюджетную систему РФ. Наряду с выполнением других функций он принимает решение о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы платежа в бюджет. При определении администратора поступлений в бюджет от конкретной государственной пошлины основным признаком его выявления является исполнение органом государственной власти функции начисления. То есть тот, кто начисляет, и является администратором. Момент начисления государственной пошлины возникает при совершении органом государственной власти юридически значимого действия, за которое предусмотрена ее уплата. Таким образом, администратором поступлений в бюджет от государственной пошлины является орган государственной власти, осуществляющий юридически значимое действие. Например, согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ установлены размеры государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, данные действия будут производиться органом ФНС России, следовательно, он и является администратором поступлений в бюджет от указанной государственной пошлины. В соответствии с п. 1 ст. 333.30 НК РФ определен размер государственной пошлины за рассмотрение заявки на официальную регистрацию программы для ЭВМ. Право выступать администратором данных поступлений в бюджет предоставлено Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Размеры государственной пошлины за выдачу государственных регистрационных знаков установлены пп. 29 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Они выдаются органами внутренних дел. Поэтому администратором поступлений в бюджет от указанной государственной пошлины будет является орган МВД России.

Поскольку контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты государственной пошлины возложен на администратора, значит, он и должен позаботиться о доведении до плательщика всех необходимых его реквизитов. Однако на практике это не всегда соблюдается, поэтому плательщики государственной пошлины допускают ошибки при их перечислении. В качестве рекомендации следует сказать, что в случае получения плательщиком платежного документа с незаполненными реквизитами получателя платежа ему необходимо обратиться за разъяснениями по заполнению платежного документа в орган, совершающий юридически значимое действие (за исключением судебных инстанций), за которое предусмотрена уплата государственной пошлины. В конечном итоге неправильно указанные реквизиты получателя приводят к тому, что соответствующие платежи территориальные органы Федерального казначейства относят к невыясненным поступлениям.

Среди причин, порождающих такие действия, можно выделить неправильное определение кодов администратора и вида дохода. В этих целях следует уяснить закрепление различных видов госпошлины за их администраторами, а также порядок формирования кодов видов доходов. Иными словами, рассмотреть порядок определения кода администратора и вида дохода.

Согласно Приложению 1 к Приказу N 168н Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов РФ представлена четырьмя составными частями:

  1. Администратор.
  2. Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).
  3. Программа (подпрограмма).
  4. Экономическая классификация доходов.

Код администратора

Код администратора состоит из трех знаков и соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет, в соответствии с законодательством РФ, законодательством ее субъектов и правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления. При этом код администратора — федерального органа государственной власти должен соответствовать коду прямого получателя средств федерального бюджета, указанному в Приложении 6 к Приказу N 168н. В соответствии с Приложением 11 данного Приказа основные доходные источники бюджетов, в том числе и государственная пошлина, закреплены за конкретными федеральными органами государственной власти, а также за Центральным банком РФ.

Например, администратором поступления в доход бюджета государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, является Федеральная налоговая служба, которой присвоен код 182. Администратором государственной пошлины за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по официальной регистрации программы для ЭВМ, базы данных является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам под кодом 168.

Код вида доходов

  • по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, имеет код вида дохода 1 08 01000 01;
  • по делам, рассматриваемым КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ, — 1 08 02000 01;
  • по делам, рассматриваемым КС РФ, — 1 08 02010 01;
  • по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами субъектов РФ, — 1 08 02020 01.

Программа и Экономическая классификация доходов

По доходам от взимания государственной пошлины первый знак кода программ используется для раздельного учета обязательного платежа, пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу. При этом администраторы указанных доходов обязаны доводить до плательщиков полный код бюджетной классификации.

Возврат государственной пошлины

Возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм госпошлины возможен в случаях, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ. В ст. 333.40 НК РФ перечислены основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины. Так, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

  1. уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;
  2. возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
  3. прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежат 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;

  1. отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Для того чтобы уплаченная госпошлина была возвращена плательщику, ему нужно подать соответствующее заявление в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. К нему следует приложить подлинные платежные документы, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере (если частично — копии указанных платежных документов).

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина, а перечисляет ее орган Федерального казначейства.

Иные документы прилагаются к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, которое подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, где рассматривалось дело. Так, к заявлению прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере (если частично — копии указанных платежных документов).

Обратите внимание: заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины может быть подано в течение трех лет со дня ее уплаты. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

Однако в соответствии с п. 4 ст. 333.40 НК РФ не возвращается государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возврату подлежит половина уплаченной государственной пошлины.

В названной статье также указано, что плательщик госпошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Порядок зачета суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины аналогичен рассмотренному выше при возврате этих сумм с тем лишь различием, что в заявлении указывается ее зачет, а не возврат. В случае положительного для плательщика решения администратор направляет платежное поручение на возврат для исполнения в территориальные органы Федерального казначейства.

Статья написана по материалам сайтов: rulaws.ru, studme.org, jurkom74.ru, vseiski.ru, wiseeconomist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector