Использование земель не по их целевому назначению

Земля – это ценный ресурс, и потому она находится под особым контролем государства. Даже получив участок в собственность (а тем более – в аренду), использовать его можно только в соответствии с предусмотренными целями.

Содержание

Целевое назначение земельного участка

Все земли в России подразделяются по своему целевому назначению на определённые категории. Их выделяют семь:

Эти категории перечислены в 7-й статье Земельного Кодекса. Там же сказано, что земли должны использоваться в соответствии со своим назначением

Другими словами, целевое назначение земельного участка – это то, для чего он предназначен. Другое его использование недопустимо.

Внутри категорий существует разделение по видам использования. У одного участка может быть несколько таких видов. Из разрешённых для данной земли их выбирает собственник (арендатор).

Земли должны использоваться по своему назначению и в соответствии с видом использования. Это отмечается в 42-й статье Земельного Кодекса. Если участком пользуются с другими целями, это является административным правонарушением. Наказанием за это служит штраф, а в особо тяжёлых случаях земля изымается государством. Все постройки тоже должны соответствовать этим критериям.

Нецелевое использование участка

Такое использование может быть связано с желанием сэкономить. Ведь разные по назначению участки имеют различную стоимость и размер налогов. Но даже если такое случится по незнанию, от ответственности это не освобождает.

Что это такое

Это использование участка не по тому, назначению, которое предусмотрено для данной категории. Законом устанавливаются сроки, в течение которых должно быть начато такое применение.

Чаще всего встречаются такие случаи:

  1. Занятие деятельностью, приносящей доход (то есть предпринимательской) на участках, не предназначенных для этого.
  2. Возведение зданий на землях, целевое предназначение которых этого не предусматривает.

Признаки неиспользования земельного участка по целевому назначению

Для некоторых категорий и разрешённых видов определяется время, в течение которого должно начаться пользование участком. Как правило, оно составляет 3 года, хотя возможно изменение этого периода. Он указывается при предоставлении участка. Также в этот срок не входит время:

  • требующееся на освоение;
  • когда участок по каким-либо объективным причинам невозможно было использовать.

Такие правила касаются сельскохозяйственных земель и предназначенных для строительства (как ИЖС, так и более крупного). Если становится известно о неиспользовании, собирается специальная комиссия. Она исследует участок и выносит заключение.

В качестве признаков неиспользования указываются:

  1. Отсутствие возведённых зданий и строений, а также признаков строительных работ.
  2. Заброшенность земли (например, зарастание сорняками).
  3. Отсутствие признаков её возделывания (пашен, плодовых деревьев и т. п.).
  4. Невыполнение мероприятий по улучшению почв, если их необходимость указывалась при предоставлении.

Ненадлежащее использование

Это понятие близко к неиспользованию. Но здесь основное внимание обращается не на отсутствие нужного использования, а на признаки применения, не предусмотренного для такого участка.

Самовольное использование

У любой земли существует собственник. Им может быть:

Считается, что участок используется самовольно, если это происходит:

  • без каких-либо оснований;
  • не по воле его собственника.

В это понятие, в том числе, включается незаконное расширение (перенос) границ участка, а также строительство или хранение за его пределами. Именно поэтому так важно точно знать, где проходят границы между участками. Важно и оформить необходимые разрешения, например, на строительство своего дома.

Если земельный участок не используется по назначению

При неиспользовании возможны различные последствия:

  • штрафы;
  • изъятие участка;
  • и другие.

Размер штрафов определяется статьёй 8.8 КОАП и зависит от:

  1. Кадастровой стоимости (если она определена).
  2. Того, кто использует – частное, должностное или юридическое лицо.
  3. Назначения земли.

Для граждан установлены такие штрафы:

  1. 0,5-1% стоимости и при этом не ниже 10 000 рублей.
  2. Если она не определена – 10 000 – 20 000 рублей.
  3. Для земель сельхозназначения– 0,3-0,5% стоимости и от 3 000 рублей.
  4. Для строительства, огородничества или садоводства – 1-1,5% стоимости, но не ниже 20 000 рублей.
  5. Если стоимость не определялась – 20 000 – 50 000 рублей.

Для должностных лиц размеры выше:

  1. 1-1,5% стоимости и при этом не ниже 20 000 рублей.
  2. Если она не определена – 20 000 – 50 000 рублей.
  3. Для земель сельхозназначения –0,5-1,5% стоимости и от 50 000 рублей.
  4. Для строительства, огородничества или садоводства –1,5-2% стоимости, но не ниже 50 000 рублей.
  5. Если стоимость не определялась – 50 000 – 100 000 рублей.

И самая высокая – для организаций:

  1. 1,5-2% стоимости и при этом не ниже 100 000 рублей.
  2. Если она не определена – 100 000 – 200 000 рублей.
  3. Для сельхозземель 2-10% стоимости и от 200 000 рублей.
  4. Для строительства, огородничества или садоводства – 3-5% стоимости, но не ниже 400 000 рублей.
  5. Если стоимость не определялась – 400 000 – 700 000 рублей.

Изъятие ЗУ

При выписывании штрафа также даётся предписание по устранению нарушений. Если оно не выполняется, участок могут изъять. Это может случиться также, если сельскохозяйственные земли используются таким образом, что их ценность снижается. Или не проводится комплекс мер по приведению их в нужное для целевого использования состояние. Порядок такого изъятия описан в законе № 123-ФЗ, который был издан 7 июня 2013 года.

Иная ответственность

В некоторых случаях нецелевое использование или неиспользование снижает ценность земель. В основном это относится к сельскохозяйственным.

В таком случае комиссией может быть выдано предписание об устранении последствий. Если деятельность на участке нарушила права соседей или повредило их землям, последствия также должен устранить виновник. Эти требования не исключают других мер.

Даже будучи собственником земли, её недопустимо использовать исключительно по своему усмотрению. Необходимо знать, для чего участок предназначен, и вести соответствующую деятельность. Об этом необходимо помнить ещё до его покупки.

Изъятие участка, который не используется по целевому назначению

Санкции за неиспользование земельного участка и использование его не по целевому назначению оговорены ст. 8.8 КоАП РФ.

Обязанность собственника по целевому использованию земельного участка: предпосылки установления

Понятие права собственности раскрыто в ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Номинально собственник свободен в своих действиях. Он вправе владеть и пользоваться имуществом, обременять его, отчуждать безвозмездно или за плату, распоряжаться другими способами по своему усмотрению.

Вместе с тем, реализация названных правомочностей не должна противоречить закону, нарушать интересы третьих лиц или наносить ущерб окружающей среде.

В отечественной правовой системе полная свобода действий возможна только в отношении движимого имущества, не отнесенного к источникам повышенной опасности. Такими вещами можно пользоваться или на время отложить, переделать, сломать, выбросить. В отношении объектов недвижимости действуют более строгие правила.

  • Они имеют обязательное к соблюдению целевое назначение, зафиксированное в ЕГРП, ГКН, правоустанавливающих документах. Так, земли разделены согласно категориальной принадлежности.
  • Общая процедура отказа от права собственности на имущество (ст. 236 ГК РФ) применяется к недвижимости с оговорками. Правомочности и обязательства отказника в отношении объектов недвижимости прекращаются после внесения соответствующих сведений в ЕГРП.
  • Оставленная без присмотра недвижимость может быть поставлена на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйной. Если по прошествии года собственник не объявится, она переходит в собственность территориальной общины по решению суда (ст. 225 ГК РФ).

Правовое положение земельных участков обусловлено принадлежностью к объектам недвижимости. Кроме того, им присущи особые характеристики:

  • неразрывная связь с природой, экологическая значимость;
  • неуничтожаемость (речь может идти об ухудшении качества почв, засорении, эрозии грунтов, затоплении и подобном, но не о прекращении существования участка);
  • незаменимость в качестве территориальной базы и средства производства сельскохозяйственной продукции.

Специфика земельных участков как объектов гражданских прав привела к закреплению особенностей реализации прав и обязанностей землепользователей в пределах главы VI Земельного кодекса РФ.

Обязанность использовать участок по целевому назначению в системе прав и обязанностей землепользователя, землевладельца, собственника, арендатора

Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственники участков вправе:

  • пользоваться находящимися в пределах его владений полезными ископаемыми и водами для собственных нужд;
  • возводить здания в соответствии с целевым назначением участка, градостроительными, сантехническими нормами и специальными разрешениями;
  • проводить надлежащие мелиоративные работы.

Аналогичный объем правомочностей установлен в отношении землепользователей. Однако они не располагают возможностью строительства объектов недвижимости. Что до сервитутодержателей, то объем их правочностей ограничен условиями сервитута.

Обязательства собственник земли, землепользователей и арендаторов сводятся к следующему:

  • использовать участки согласно назначению;
  • не причинять вреда природе;
  • сохранять межевые, геодезические знаки;
  • осуществлять природоохранные и противопожарные мероприятия;
  • если сроки использования участков оговорены договорами (например, о комплексном освоении территории), вовремя производить предписанные действия;
  • уплачивать земельный налог или арендную плату;
  • соблюдать требования экологических, градостроительных норм;
  • предотвращать деградацию, истощение, загрязнение земель и уничтожение почв.

Земли, кому бы они не принадлежали, подлежат использованию согласно целевому назначению. Нарушение этого предписания может послужить основанием для:

  • привлечения собственника к административной ответственности;
  • подтверждения обязательства компенсировать вред;
  • принудительного изъятия участка.

Целевое назначение и разрешенные способы использования участка могут быть изменены. Обращение заинтересованного лица с приложением надлежащих документов к органу управления земельными ресурсами не гарантирует положительного решения.

Нахождение участка в охранной зоне, распространение на него градостроительного регламента и другие подобные обстоятельства препятствуют установлению целевого назначения, отличающегося от назначения соседних и близлежащих участков.

Надлежащее землепользование с учетом целевого назначения и разрешенных видов использования земельных участков

По признаку целевого назначения любой участок относится к одной из шести категорий либо к землям запаса. Исключительный перечень категорий содержит ст. 7 Земельного кодекса РФ. Выделяют земли:

  • сельхозназначения;
  • поселений;
  • промышленности, обороны, транспорта и пр.;
  • особо охраняемых природных территорий;
  • лесного и водного фонда.
Это интересно:  Дают ли кредит пенсионерам и в какие банки обращаться

Земли могут использоваться в соответствии с назначением, предусмотренным землеустроительной и кадастровой документацией. Таким образом, правовой режим использования участка определяется, прежде всего, исходя из его категориальной принадлежности.

Второй по значимости элемент правового режима участка — виды разрешенного использования, установленные для каждой категории земель. Их перечень, описание и коды в табличной форме содержатся в Приказе Минэкономики РФ от 01.09.14 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Из содержания ст. 7 ЗК РФ очевидно, что разрешенные виды использования связаны с зонированием территории, проводимым по правилам, оговоренным федеральным законодательством. В пределах Земельного кодекса РФ законодатель упоминает о необходимости зонирования только в отношении земель поселений (ст. 85 ЗК РФ).

О необходимости зонирования иных категорий земель речь не идет. Однако Земельный кодекс России установил обязательность определения разрешенного вида использования участка на случай предоставления под застройку. А возведение зданий, как известно, возможно и на землях категорий, не отнесенных к землям поселений.

Согласно Градостроительному кодексу РФ виды разрешенного использования оговариваются градостроительными регламентами применительно к каждой территориальной зоне. Градостроительный кодекс РФ также содержит перечень земель:

  • на которые градостроительные регламенты не распространяются;
  • для которых они не устанавливаются.

К числу последних отнесены земли:

  • лесного фонда;
  • запаса;
  • особо охраняемых природных территорий (исключение: земли курортов, лечебно-оздоровительных местностей);
  • сельскохозяйственные угодья;
  • покрытые поверхностными водами;
  • находящиеся в границах особых экономических зон.

Способ использование участков, на которые не распространяются или в отношении которых не приняты градостроительные регламенты, определяется органами госвласти субъектов РФ или муниципалитетами. При этом разрешенные виды использование земель в границах особых экономических зон определяется их органами управления.

В последнее десятилетие сложилась практика установления вида разрешенного использования всех земель, независимо от категории и вида. Более того, ст. 7 Федерального закона РФ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» причисляет к числу сведений, содержащихся в госкадастре недвижимости сведения о разрешенных видах использования. Оговорки о том, что данное требование распространяется на участки отдельных категорий, в законе отсутствует.

Согласно ГрК РФ виды использования участков той или иной территориальной зоны делятся на:

  • основные, осуществляемые по выбору землепользователя;
  • условно разрешенные, реализация которых требует получения официального позволения от компетентного органа (предоставляется по результатам публичных слушаний);
  • вспомогательные, осуществляемые в дополнение к двум вышеназванным видам использования;
  • запрещенные, которые не характерны для участков соответствующей категории (могут осуществляться исключительно после смены категориальной принадлежности).

Итак, целевым и надлежащим использованием участка признается осуществление собственником, землевладельцем, землепользователем своих правомочностей в соответствии с целевым назначением и разрешенными видами использования.

Своевременное использование земельного участка

В числе обязательств землепользователя (ст. 42 ЗК РФ) законодатель указал на необходимость своевременного освоения участка. Названная обязанность актуальна на случай, если сроки освоения участков специально оговорены договорами.

Таким образом, законодатель не обязывает землепользователя приступать к освоению участка в определенное время, однако предполагает возможность собственника участка оговаривать такую возможность.

Существует большая разница между пользованием публичными и частными землями. При передаче участка в аренду частный владелец заинтересован в полном и своевременном получении арендных платежей, а также в сохранении потребительских качеств переданного в аренду участка.

Приступил ли арендатор к освоению участка, получает ли он выгоду от заключенной сделки, для арендодателя не имеет значения. Исключением в этом плане выступают только земли сельскохозяйственного назначения, поскольку их неиспользование может привести к уменьшению продуктивности почв.

Публичный собственник будь то территориальная община или государство, наоборот, жестко контролирует своевременность использование участков по целевому назначению. Такая политика препятствует скупке земель перекупщиками, созданию искусственного дефицита и спекуляциям с ценами. Ст. 39.8 ЗК РФ устанавливает граничные сроки заключения договоров арены публичных участков:

  • до 3 лет – для завершения строительства уже начатого объекта недвижимости;
  • 3 — 10 лет – на строительство и реконструкцию здания;
  • 20 лет – для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и т.д.

Однако, даже в пределах этих относительно небольших сроков возможно изъятие участков в связи с неиспользованием. Современные договора о предоставлении публичных земель в пользование гражданам могут предусматривать сроки начала строительных работ или иных действий по освоению участка. Арендодатель, воспользовавшись возможностями ст. 619 ГК РФ, оговаривает свое право на:

  • проверку состояния освоения предоставленных земель;
  • расторжение договора в случае несвоевременного освоения участка.

Обязанность своевременного освоения предоставленных участков организациями зачастую прописана в договорах еще более жестко. К примеру, согласно ст.38.2 ЗК РФ договор о комплексном освоении территории для жилищного строительства должен содержать:

  • граничные сроки подготовки проекта планировки и межевания предоставленной под застройку территории;
  • максимальные сроки строительства инженерной инфраструктуры и передачи благоустроенной территории в публичную собственность;
  • граничные сроки самой застройки.

Основания прекращения права собственности на земельный участок: общие правила

Право собственности в России гарантировано государством. Способы прекращения права собственности подразделены на такие группы:

  • отчуждение активов;
  • отказ от права собственности;
  • гибель/уничтожение имущества (к земельным участкам редко применимо, к примеру, в случае обвала берега из-за подмывания рекой);
  • прекращение права на иных основаниях.

В силу ст. 44 ЗК РФ право собственности на участок прекращается:

  • вследствие отчуждения;
  • при отказе от права собственности;
  • в результате принудительного изъятия.

Основания для принудительного изъятия земельного участка

Прекращение права собственности на землю помимо воли собственника представляет собой совокупность юридических и фактических действий, с которыми законодатель связывает принудительное (по инициативе компетентного органа) изъятие участка.

Лишение собственности в России возможно только на основании решения суда (ч. 3 ст.35 ЗК РФ).

Собственник, чьи интересы ущемлены, вправе претендовать на соразмерную компенсацию.

Перечень оснований для принудительного прекращения права собственности на участки:

  • обращение взыскания на имущества по обязательствам владельца участка;
  • национализация, выкуп для публичных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 — 282 ГК РФ);
  • реквизиция (временное возмездное изъятие) для защиты жизненно важных интересов общества (ст. 51 ЗК РФ, ст. 242 ГК РФ);
  • конфискация (безвозмездное изъятие) в качестве санкции за совершенное правонарушение (ст. 50 ЗК РФ, ст. 243 ГК РФ);
  • отчуждение участка, который согласно Федеральному закону РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не может принадлежать иностранцу, иностранной компании;
  • выплаты владельцу малозначимой доли денежной компенсации взамен выдела в натуре (п. 4 ст. 252 ГК РФ)
  • признания права собственности третьего лица на недвижимость, расположенную на участке.

Изъятие участка при ненадлежащем использовании возможно в случае:

  • нерационального и нецелевого землепользования, использования участка способом, снижающим плодородность земель или ухудшающим экологическую обстановку (ст. 285 ГК РФ);
  • неиспользование на протяжении трех лет участка, предназначенного для сельхозпроизводства, индивидуального жилищного строительства или иного строительства если более длительный срок не оговорен специальными предписаниями (ст. 284 ЗК РФ).

Названный трехлетний период не включает время, необходимое для освоения участка. Правило не касается земель сельскохозяйственного назначения, подпадающих под действие Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Порядок принудительного прекращения права собственника на земельный участок в случае его неиспользования по целевому назначению

Законодатель предусмотрел два вида санкций за неиспользование земельного участка (штраф, принудительное изъятие). Они применяются последовательно. Процедура может разниться в зависимости от того, кто именно (собственник, арендатор, пользователь) не использует землю. Порядок действий уполномоченного органа власти:

  • Инициация проверки целевого использования земельного участка.

О грядущем мероприятии собственник уведомляется письмом. Периодичность плановых проверок может быть отображена в договоре. Это не мешает контролирующей госструктуре проводить внеплановые проверки.

  • Установление факта неиспользования/ненадлежащего использования.

Проверки проводятся комиссией. В случае неиспользования участка представители органа власти отображают в акте площадь неиспользуемой части участка, отсутствие признаков обработки почв или проведения строительных работ, запущенность участка.

В случае ненадлежащего использования указываются признаки незаконного изменения целевого использования. Среди прочего чиновники должны установить срок, на протяжении которого участок не используется или используется в непредусмотренных целей.

Собственник участка вправе присутствовать при обследовании участка (о времени и месте проведения мероприятий он узнает из уведомления), давать устные и письменные пояснения. Среди прочего он вправе ссылаться на объективные причины неиспользования участка, подтверждать свои действия, направленные на его освоение. Неявка землепользователя не препятствует составлению акта.

  • Отсылка собственнику претензии о нарушении регламента землепользования.

Правообладатель может отреагировать на такую претензию: явится в компетентный орган с доказательствами проведения работ по освоению, составить официальное обращение с объяснениями причин своего бездействия, возразить против будто бы нецелевого использования.

  • При наличии оснований составляется постановление, землепользователю вменяется штраф.

Стоит учесть, что ст. 8.8 КоАП РФ предполагает возможность применения административной ответственности только за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и участков под застройку.

  • Ответные действия правообладателя.

Постановление об административном правонарушении можно обжаловать в суд. Обжаловать претензию о нарушении регламента землепользования как отдельный документ нет смысла. Если изложенные в ней сведения соответствуют действительности, их следует выполнить. Если нет, то следует дождаться обращения компетентного органа в суд.

  • Только невыполнение собственником предписаний об устранении нарушений признается основанием для обращения госоргана в суд с иском об изъятии участка.

Факт подачи иска не означает, что участок непременно будет изъят. Судебная практика показала, что обязательным основанием изъятия участка признается именно неисполнения предписаний контролирующего органа касательно использования участка.

Суды отказывают компетентным органам в исках об изъятии в связи с неиспользованием, если выясняется, что:

  • ответчик провел или организовал проведение работ по освоению участка и понес соответствующие расходы;
  • есть объективные обстоятельства, препятствующие освоению и использованию участка (например, предыдущий землепользователь не привел участок в состояние, пригодное к использованию по целевому назначению);
  • ответчик допустил неправомерное бездействие, однако впоследствии выполнил предписания контролирующего органа касательно устранения фактов неиспользования участка.

Неиспользованию участков может сопутствовать ситуация, когда собственник участка неизвестен, он отказался от права собственности. В этом случае муниципалитет не изымает участок, а ставит его на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйственного (ст. 225 ГК РФ).

Особенности принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

Указанные особенности регламентированы преимущественно ст. 6 Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земли рассматриваемой категории находятся в постоянном поле зрения контролирующих структур.

Они обладают такой характеристикой как плодородные гумусосодержащие почвы. Поэтому политика государства направлена на предотвращение истощения, загрязнения земель, пригодных к ведению сельского хозяйства.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты как в связи с нецелевым использованием, так и в связи с нерациональным целевым использованием (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Изъятие по первому признаку проводится по общим правилам Гражданского и Земельного кодексов. Для изъятия участков, которые используются по целевому назначению, контролирующему органу необходимо доказать суду:

  • факт нарушения санитарно-гигиенических, природоохранных или иных норм землепользования;
  • с использованием методик, разработанных согласно Федеральному закону РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подтвердить значимое снижение плодородия почв;
  • доказать наличие причинной связи между действиями/бездеятельностью землепользователя и ухудшением качества почв.
Это интересно:  Генеральная доверенность на представление интересов ип

Как и земли под строительство, сельскохозяйственные земли могут быть изъяты за неиспользование. Причина кроется не только в заинтересованности государства в развитии агропромышленного комплекса, но и в том, что неиспользование, равно как и неправильное использование земель, может нанести непоправимый вред почвам.

Это особенно актуально в отношении земель, требующих рекультивации, проведения мелиоративных мероприятий.

Ввиду наличия существенной разницы в климатических условиях и традиционных способах обработки сельскохозяйственных угодий перечень признаков неиспользования сельскохозяйственных земель по целевому назначению устанавливаются на уровне регионального законодательства.

Ввиду своих агроэкологических свойств данной категории пустовать не должны. По этой причине ст. 6 вышеназванного Закона РФ № 101-ФЗ предписывает органам, инициировавшим изъятие сельскохозяйственных земель в кратчайшие сроки организовывать их предпродажную подготовку и реализацию с публичных торгов. Начальной стоимостью лота может быть кадастровая или рыночная определенная экспертом-оценщиком стоимость участка.

Наказание за использование земельного участка не по целевому назначению

Санкции за неиспользование земельного участка и использование его не по целевому назначению оговорены ст. 8.8 КоАП РФ. Так, использование участка не по назначению в течение трех лет может повлечь наложение штрафа в размере:

  • для физлиц: 0,5 — 1% кадастровой стоимости участка, но не меньше 10 тыс. руб.;
  • для чиновников: 1 — 1,5% стоимости, минимум 20 тыс. руб.;
  • на организации: 1,5 — 2% стоимости, минимум 100 тыс. руб.

За неиспользование участка устанавливаются такие штрафы:

  • для физлиц: 0,3 — 0,5% кадастровой стоимости, но не меньше 3 тыс. руб.;
  • для чиновников: 0,5 — 1,5% стоимости, минимум 50 тыс. руб.;
  • на организации: 2 — 10% стоимости, минимум 200 тыс. руб.

В ряде случаев размер санкций за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения может быть иным. На случай, если кадастровая стоимость участка в ГКН не оговорена, штрафы взыскиваются в стандартном, специально установленном размере.

Факт взыскания штрафа не препятствует уполномоченному орган взыскивать с правонарушителя причиненные убытки в размере, рассчитанном согласно природоохранных такс, а если такие для конкретного случая не установлены, то в размере стоимости восстановительных работ.

Нецелевое использование земельного участка

Не всем владельцам земельных участков известно, что не всегда можно распоряжаться ими, как захочется, даже при наличии свидетельства о праве собственности. За использование земельного участка не по целевому назначению владельцы или арендаторы могут быть привлечены к ответственности и уплате штрафа.

При этом субъектами правонарушений являются юридические и физические лица, наделённые определённым кругом обязанностей.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

Основы законодательства

В соответствии со статьёй 7 Земельного кодекса все участки разделяются по следующим категориям:

  1. Территории резервного фонда.
  2. Лесного.
  3. Водного.
  4. Промышленного (телевидение, энергетика и пр.).
  5. Охраняемые территории или объекты.
  6. Космического фонда.
  7. Оборонного.
  8. Сельскохозяйственного.
  9. Земли, которые числятся за населёнными пунктами.
  10. Отведенные под индивидуальное жилищное строительство.

Кроме категорий, классификация наделов производится по видам земель, согласно регионального зонирования. Разновидности земельных участков:

  • ИЖС (индивидуальное жилищное строительство);
  • ЛПХ (личное подсобное хозяйство);
  • огородничество;
  • садоводство.

Важнейшие документы, выданные до 2016 — кадастровый паспорт и свидетельство о праве собственности, содержат информацию о целевом предназначении земли. Публичная кадастровая карта также показывает разрешённое пользование конкретного земельного участка.

В соответствии с требованиями Земельного кодекса, все собственники обязаны использовать земли только по их предназначению. Самовольно изменять назначение не допускается. Это делается только в процессе согласования с инстанциями, наделёнными специальными полномочиями.

Нецелевое использование земли, примеры нарушений законодательства

В нормативных документах пропечатан перечень объектов, располагаемых на участках по целевому назначению.

Если, например, на конкретном участке под ИЖС допустимо возводить жилой дом до 3-х этажей, это не значит, что в нём можно размещать гостиничные номера и вести предпринимательскую деятельность.

Почему некоторые граждане идут на использование земли не по целевому назначению? Чаще всего это связано с экономией при покупке земли и уплате налогов. Ведь земельные наделы под ИЖС стоят существенно дешевле аналогичных участков, выделенных для бизнес-целей.

Бывают случаи, здесь организуются торговые точки, ремонтные мастерские и пр. За использование земли не по назначению налагаются административные штрафы.

Бывают случаи, когда собственник строит жилой дом на земле, выделенной ему для ведения сельскохозяйственной деятельности. Чтобы уйти от соответствующего наказания, хозяину нужно своевременно позаботиться о переводе своего участка из одной категории в другую. В данном случае — это перевод земли из категории сельского хозяйства в ИЖС. При этом строение будет узаконено.

Штрафы накладываются не только за использование земель не по целевому назначению,а также и в случае их неиспользования.

Осуществление контроля за целевым использованием земли

Работники специального комитета государственного реестра и местных администраций постоянно проводят мероприятия по государственному контролю за использованием земельных участков в рамках действующего законодательства.

Нецелевое использование земельного участка устанавливается при следующих условиях:

  1. Поступление заявления от представителя садоводческого товарищества или соседей.
  2. Информация, поступившая из налоговой службы.
  3. Органов прокуратуры.
  4. При плановой проверке.

Как накладывается ответственность за нецелевое использование земельного участка

После установления факта нарушения пользования земельным участком соответствующие органы начинают мероприятия по наложению ответственности на владельца участка. Они проходят в несколько этапов:

  • попытка решить проблему мирным способом путём переговоров с собственником;
  • составление акта обследования;
  • определение размера компенсационной выплаты;
  • направление владельцу требования с указанием сроков устранения нарушений.

Если собственник земельного участка игнорирует выдвинутые требования, и выявленные нарушения не устраняются, то составляется соответствующий протокол, который направляется в суд одновременно с исковым заявлением.

Основанием для составления протокола служит установленный факт нарушения использования земель. Данный документ состоит из следующих пунктов:

  1. Точное месторасположение данного участка.
  2. Категория, к которой принадлежит этот надел.
  3. Размеры участка.
  4. Указание норм закона, которые были нарушены.

Суд устанавливает наличие нарушения административного законодательства. При рассмотрении дела суд выносит постановление о взыскании штрафных санкций.

Земли, на которых начато строительство жилого дома, посажен сад или возделывается огород, не подлежат изъятию.

Землевладельцу даётся срок в три дня, чтобы обжаловать полученное судебное решение.

Факторы, влияющие на размер штрафов

С начала 2015 года размеры штрафных санкций за нарушение использования земли существенно возросли. Многие из них были привязаны к кадастровой стоимости земельных участков. В основном данные санкции касались сельхоз участков, а также земель, отведённых под ИЖС, на которых не проводились соответствующие работы.

В Административном кодексе также предусматривается ответственность за то, что собственники не выполняют, взятые на себя, обязательства:

  • рекультивация участка;
  • улучшение свойств земли;
  • защита от вредных насекомых;
  • уничтожение сорняков;
  • сенокошение.

Размеры налагаемых штрафов зависят от категории, к которой относится собственник — организация либо частное физическое лицо.

Кто занимается земельным надзором

Соответствующую деятельность осуществляют региональные отделения государственного реестра. Работники данных ведомств имеют право на проведение плановых и внеплановых проверок. По инициативе уполномоченных сотрудников начинается контроль на основании жалоб, поступивших от официальных органов, соседей или других владельцев земли, чьи интересы оказались затронутыми.

Если на данный участок не определена кадастровая стоимость, устанавливаются фиксированные штрафы.

Чтобы избежать наказания в виде административной ответственности, рекомендуется своевременно побеспокоиться об официальном изменении категории земельного участка.

Использование земель не по их целевому назначению

Использование земель не по их целевому назначению: ответственность и штрафы

Многие собственники ошибочно полагают, что имея на руках свидетельство о праве собственности на земельный участок, они могут распоряжаться им по своему усмотрению.

На самом деле это не так и за нецелевое использование участка владельца или арендатора могут привлечь к ответственности и наложить штраф.

В качестве субъектов правонарушений в данном случае могут выступать как физические, так и юридические лица.

Законодательство

Здесь различают следующие категории участков:

  • земли резервного, водного, лесного фонда;
  • охраняемые объекты и территории;
  • участки промышленного фонда (территории, находящие свое применение в энергетике и телевидении;
  • земли оборонного и космического комплекса;
  • сельхозземли;
  • земли, принадлежащие населенным пунктам (в том числе, под ИЖС).

Помимо категорий, различают виды земель, определенные с учетом регионального зонирования.

Основные разновидности земель, которыми владеют россияне, следующие: ИЖС, ЛПХ, садоводство и огородничество.

Уточнить разрешенное использование своей земли можно на публичной кадастровой карте.

Отдельная статья Земельного кодекса обязует всех собственников пользоваться землями только с учетом их предназначения. Самовольное изменение назначения не допускается, только по согласованию с уполномоченными инстанциями.

Приказ Минэконоразвития №540 от 2014 года содержит детальный перечень объектов, которые могут располагаться на участке в зависимости от его целевого предназначения.

Так, например, на участке под ИЖС допускается построить дом не выше 3 этажей.

При этом он должен быть предназначен для проживания, а не ведения предпринимательской деятельности (например, организации гостиницы).

Почему граждане нередко идут на нарушения целевого использования? Обычно это связано с желанием сэкономить на покупке участка и налогообложении.

Так, участок под ИЖС будет дешевле аналогичного, выделенного под бизнес-цели.

Нередко на таких землях организуют магазины или шиномонтажные мастерские, что позволяет собственникам снизить налогооблагаемую базу.

Другое распространенное нарушение: собственнику выделили землю под сельское хозяйство, а он построил там жилой дом. При этом он может приложить определенные усилия и перевести категорию земель из с/х в ИЖС. Тогда собственник сможет узаконить строения.

Нарушение законодательства карается административным штрафом. Важно отметить, что это касается не только нецелевого использования, но и неиспользования земельных наделов.

Как происходит установление факта нецелевого использования участка

Земля находится под особым государственным контролем. За соблюдением законных условий использования участка следит специальный комитет земельного надзора Росреестра и местная администрация.

Установление факта нецелевого использования участка может осуществляться:

  • по поступившему заявлению от соседей или председателя СНТ (собственники соседних земель обычно заинтересованы в надлежащем использовании земель и недопущении длительного не возделывания участков);
  • по информации, поступившей от ФНС (обычно служба занимается выявлением факта незаконной предпринимательской деятельности) или органов прокуратуры;
  • в ходе внеплановой проверки уполномоченных структур пр.

Алгоритм наложения ответственности за нецелевое использование земель состоит из таких этапов:

  • При обнаружении факта нецелевого использования (неиспользования земель) собственники или уполномоченные структуры ставят в известность местное отделение Росреестра. Предварительно они обычно пытаются решить проблему мирным путем через переговоры с собственникам.
  • В ходе проверки специалисты Росреестра составляют акт обследования земельного участка и направляют собственнику требование с предусмотренным разумным сроком для устранения нарушений и выплаты компенсации (при наличии обстоятельств, указывающих на упущенную выгоду истца).
  • Если нарушение так и не было устранено, то иск о привлечении землевладельца к административной ответственности передается в суд (ст. 7.1. гл.7 КоАП). В составленном протоколе указывается на основания использование земель, местоположение участка, его категория и размер; какие нормы закона были нарушены собственником.
  • Суд принимает решение с учетом того, действительно ли было нарушено административное законодательство. По результатам рассмотрения дела суд открывает исполнительное производство для взыскание штрафных санкций/упущенной выгоды или же вовсе может изъять участок у землепользователя. При этом нельзя изъять земли, на которых пользователь начал возводить дом, посадил сад или огород.
Это интересно:  Декларация на регистрацию дачного дома

Ответственность и штрафы в 2017 году

Размер штрафных санкций за нецелевое использование земельных участков не менялся с весны 2015 года.

Именно тогда были существенно увеличены штрафы за эти правонарушения, а ряд санкций был привязан к кадастровой стоимости земель ( речь идет об отсутствии сельскохозяйственных работ на участках соответствующего назначения, строительных работ для земель под ИЖС).

Административный кодекс предусмотрел ответственность за невыполнение собственником обязанности по рекультивации участков, улучшению их свойств, приведение земель в непригодное состояние, непроведение мероприятий по защите земель (например, уничтожению сорняков и сенокошению).

Штрафы также варьируются в зависимости от категории собственника: это физлицо или организация.

Размер штрафов за нецелевое использование земель или неиспользование в 2017 году:

Ответственность и штраф за нецелевое использование земельного участка, незаконное владение наделом без документов

Многие правообладатели земельных участков (ЗУ) предполагают, что могут распоряжаться принадлежащей землёй по собственному усмотрению. Однако здесь установлен как регламент пользования, так и ответственность за незаконное использование земельного участка.

Что значит использование земельного участка не по целевому назначению?

Каждый надел, переданный гражданам в собственность или на ином титульном основании владения, относится к соответствующей категории. Сведения о категории земель вносятся в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) на основании Федерального закона № 221-ФЗ, от 24.07.07 г.

Исходя из установленной категории, производится классификация земель по целевому назначению (Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540), то есть массивы каждой категории допускают только один вид использования (ст. 42 ЗК РФ).

ЗК РФ, Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

  • использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  • сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
  • осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
  • своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
  • своевременно производить платежи за землю;
  • соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
  • выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Юридическим и физическим лицам предоставляются наделы только из числа земель следующих категорий:

Остальные категории массивов остаются в собственности государства или передаются в пользование муниципалитетам.

Каждый вид разрешенного использования ЗУ предназначен для конкретного применения. Например, если земли переданы садовому товариществу, то участок недопустимо использовать под животноводческую ферму, выпасая скот на прилегающих землях. И наоборот – пространство лугов, где жители населённого пункта выпасают скот, нельзя использовать под строительство дачных домиков.

В них включаются инфраструктурные объекты, торговые площади. Здесь так же недопустимо построить коттедж между высотками, и наоборот – без получения специального разрешения или изменения вида целевого назначения.

Земли промышленного назначения так же требуют зонирования. Например, если зона застройки отчуждается под возведение металлургического комплекса, здесь недопустимо возводить складское помещение под нефтехранилище, с последующим использованием в коммерческих целях.

Регламент целевого использования тех или иных зон устанавливается администрацией населённого пункта соответственно классификатору, вступившему в юридическую силу в 2014 году. В ведении муниципалитета так же находится надзор за исполнением установленного регламента использования земель.

Как доказать факт незаконного владения ЗУ?

Доказательство использования ЗУ не по целевому назначению требуется проводить в течение трёх лет с момента получения сведений о допущенных нарушениях (ст. 196 ГК РФ).

ГК РФ Статья 196. Общий срок исковой давности

  • Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
  • Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

    Иначе оформление документации допускает признания опровержения, при условии, что уполномоченные инстанции знали о нарушении, но не принимали соответствующих не была осуществлена проверка использования земельных участков, попустительствуя деяниям правообладателя.

    Пошаговая инструкция

    Обнаружив на территории соседнего надела нарушение вида разрешенного использования земельного участка, следует подойти в административный орган к уполномоченному лицу и написать заявление, в котором указывают:

    • сведения о заявителе;
    • сведения о месте расположения участка заявителя;
    • сведения о нарушителе;
    • перечень допущенных нарушений;
    • просьба о проведении административной проверки.

    На основании поданного третьим лицом заявления, требуется провести проверку на ненадлежащее использование земельного участка. Уполномоченное должностное лицо, которым может выступить начальник земельного департамента (отдела) администрации, или департамента градостроительства и архитектуры, приказом назначает комиссию, с указанием сроков проведения проверки.

    Административная комиссия посещает собственника, в сторону действий которого поступила жалоба на использование земельного участка не по назначению, проверяя фактическое состояние дел на наделе. При проверке обязательно составляется акт проверки, в котором рассматриваются указанные в жалобе причины нарушений и выявляются иные возможные неправомерные виды деятельности. Внесение таковых в акт подписывается членами комиссии.

    Акт передаётся уполномоченному должностному лицу для выявления фактов нарушений. Здесь проводится сверка нормативов, допускающих те или иные виды работ, в соответствии с установленным целевым назначением участка. При выявлении нарушений правообладатель ЗУ привлекается к ответственности.

    Нецелевое использование земельного участка: ответственность

    После принятия решения по вопросу, нарушителю направляется официальное письмо, с вложением в виде административного акта, указывающего на недопустимость проведённых действий. Регламент назначения санкций и предупредительных мер по прекращению проводимых работ, не соответствующих нормам законодательства, опирается на статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ.

    По регламенту статьи 8.8 КоАП (ч. 2, 2.1, 3) нарушение за неиспользование земельного участка по назначению сельскохозяйственного назначения, влечет:

    1. Физическим лицам штраф за нецелевое использование земельного участка в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости, но не ниже десяти тысяч рублей.
    2. Должностным лицам – от 1 до 1,5%, но не ниже, чем 20 тысяч рублей.
    3. Юридическим лицам – от 1,5 до 2%, но не ниже ста тысяч.

    Кроме этого, дается предписание с требованием приведения земельных участков в надлежащий, правоспособный вид, с установлением сроков.

    По результатам вторичной проверки решение администрации признается выполненным или применяются дополнительные меры.

    Наказание за последующее нарушение

    Меры воздействия на нарушителя усиливаются:

    • при повторном нарушении регламента;
    • при игнорировании предписания.

    Если собственник ЗУ не уложился в установленный срок, ему следует обратиться в администрацию с заявлением об отсрочке повторной проверки. В заявлении следует дать перечень проведённых работ по внесению исправлений и указать причины, которые помешали выполнить объём установленных работ.

    Иначе владельцу будут вменяться новые штрафные санкции и предписания. Размер штрафа в данном случае следующий:

    1. Физическим лицам – 20-50 тысяч рублей.
    2. Должностным лицам – 100-200 тысяч.
    3. Юридическим лицам – 200-400 тысяч.

    В повторном предписании указывается, что дальнейшие споры будут решаться в судебном порядке. В этом случае по решению суда взыскиваются все невыплаченные суммы штрафов, допуская взимания процентов за несвоевременную уплату.

    За счёт собственника ЗУ проводятся принудительные работы по приведению участка в надлежащий вид.

    Ответственность за использование ЗУ без документов

    Правоустанавливающая документация не имеет срока давности и считается правоспособной с момента выдела земель владельцу. Поэтому утерянные документы требуется восстановить:

    • обращением в администрацию;
    • через суд.

    Самовольное использование земельного участка без оформления документации вменяет ответственность по статье 7.1 КоАП РФ. Здесь начисляются штрафы в следующих объёмах:

    1. Для физических лиц – от 1 до 1,5% кадастровой стоимости ЗУ, но не ниже пяти тысяч рублей.
    2. Должностным лицам – от 1,5 до 2%, но не менее, чем 20 тысяч рублей.
    3. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — 2-3%, но не менее ста тысяч.

    КоАП РФ, Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

    Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

    влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

    1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
    2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

    Если кадастровая стоимость не установлена (подробнее о том, как ее установить здесь), определяются суммы за использование земельного участка без документов в объёме:

    • 5-10 тысяч – гражданам;
    • 20-50 тысяч – руководителям;
    • 100-200 тысяч – учредителям (юр. лицам).

    Смотрите также видео о том, как бороться с нецелевым использованием земельных участков:

    В статье показаны меры взыскания к лицам, нарушающим установленные правила землепользования. Во избежание мер пресечения нарушений и вменения штрафных санкций, таковые требуется соблюдать разрешенное использование ЗУ.

    Статья написана по материалам сайтов: zakonometr.ru, advokat-malov.ru, mirkadastra.ru, 1pozakonu.ru, myrealproperty.ru.

    «

  • Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий