Изъятие земельного участка в 2019 году: основания, порядок конфискации земли у собственника

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (ст. 49 Земельного кодекса РФ). При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду.

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ). Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель. Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите «Изменения в документе», а в нем – «Обзор изменений».

Как и до поправок, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ). Но с 1 апреля в Земельном кодексе РФ появилась новелла – теперь данные органы могут принять решение об изъятии не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Перечень таких организаций впоследствии будет определен Правительством РФ. При этом ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ). Эта поправка вызывает у экспертов опасения. Так, специалист по недвижимости и земельным отношениям юридической фирмы «Тимофеев/Черепнов/Калашников» Мария Горина опасается, что нововведение может привести к смещению баланса интересов с граждан в сторону крупных компаний, в собственность которых перейдет земельный участок, и ущемить интересы правообладателей. Это действительно может произойти, поскольку перечень оснований для отказа в удовлетворении ходатайства носит формальный характер (отсутствие схемы расположения участка, обращение к органу, который не уполномочен решать этот вопрос и т. п.) и при этом является закрытым (п. 9 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ).

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Партнер юридической фирмы «АВЕЛАН» Сергей Казинец замечает, что законом не определены последствия игнорирования госорганом своей обязанности сделать запросы о розыске собственников изымаемого участка. «Есть вероятность, что подобные нарушения не будут рассматриваться как безусловное основание для признания недействительным решения об изъятии», – предполагает Сергей Казинец. Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: владельцы земли, которые не были выявлены до ее изъятия, смогут потребовать только компенсации за участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, которой он был передан. Возможность возврата земли при этом исключена (п. 11 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Юрист девелоперской компании «Сити-XXI век» Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года [года вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». – Ред.], могут возникнуть проблемы. «Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации). В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке. После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника», – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости. Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб., во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) (приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 г. № 58). Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе (п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона. При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (подп. 4 п. 5 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» – то со дня опубликования решения об изъятии).

Цена изъятого земельного участка

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

Это интересно:  Временная регистрация без постоянной прописки: возможно ли поменять, можно и нужно ли выписываться и как происходит её отмена по месту пребывания?

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Like Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты. Партнер компании «Найдем Адвоката» Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет. Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней (п. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует. Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства. «Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать. С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже», – предостерегает Сергей Казинец.

***

В настоящее время практика изъятия земель по новым правилам еще не сложилась, однако редакция портала ГАРАНТ.РУ будет следить за ее развитием.

Содержание

За что могут отобрать земельный участок: какие причины для принудительного изъятия земельного участка?

В Госдуму внесён законопроект, предлагающий дополнить перечень причин для принудительного изъятия земельного участка. Документ имеется в распоряжении «Парламентской газеты».

За что могут отобрать земельный участок:

какие причины для принудительного изъятия

земельного участка?

В настоящее время установлен перечень оснований принудительного изъятия имущества у собственника. Указанным перечнем в качестве одного из оснований принудительного изъятия имущества собственника определено отчуждение имущества в случае, предусмотренном статьей 285 Гражданского кодекса Российской Федерации (использование земельного участка с нарушением требований законодательства и не по целевому назначению).

Однако данный перечень не содержит основания изъятия земельного участка, предусмотренного статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трёх лет, если более длительный срок не установлен законом.

Законопроектом предлагается дополнить перечень оснований принудительного изъятия имущества собственника. В частности, основанием для этого может стать нарушение законодательства в части использования участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и не в соответствии с разрешённым использованием.

Ранее в Госдуму был внесён законопроект, предполагающий, что в случае выявления нецелевого использования земельных участков муниципальные земельные контролёры должны получить право составлять не только акт проверки, но и протокол об административном правонарушении.

В пояснительной записке к документу, который есть в распоряжении «Парламентской газеты», указано, что инициатива подготовлена для повышения результативности проверок, проводимых при муниципальном земельном контроле.

Возможно ли изъятие земельного участка у владельца?

Процесс принудительного изъятия земли, находящейся в частной собственности у физических лиц прописан в законодательстве, однако пока активно не применяется. Однако, возможность у государственных органов отобрать землю у хозяина есть, и надо четко представлять себе, что нужно, чтобы такого насильственно — законного изъятия не произошло.

Когда могут изъять земельный участок?

Изъятие земельного участка возможно в следующих случаях:

  1. Для государственных или муниципальных нужд.
  2. В целях комплексного развития территории.
  3. В случае ненадлежащего использования земли.
  4. В случае реквизиции.
  5. В случае конфискации.

Изъятие для государственных или муниципальных нужд

Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются в исключительных случаях, связанных с государственными (муниципальными) нуждами (ст. 49 ЗК РФ).

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляют Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ; ст. 56.2 ЗК РФ; п. 5.52 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432; пп. 73.1 п. 9 Положения, утв. Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960).

Правообладатель земельного участка должен быть письменно уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд органом, принявшим решение об изъятии (п. 5 ст. 279 ГК РФ).

За изымаемый земельный участок его правообладателю предоставляется возмещение.

При этом при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.

В случае если одновременно с изъятием земельного участка осуществляется изъятие расположенных на нем и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (п. п. 1, 2, 3 ст. 281 ГК РФ).

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 6 ст. 279 ГК РФ).

Примечание. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок (п. 3 ст. 281 ГК РФ).

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется принудительное изъятие земельного участка, определяются судом (п. 6 ст. 279, п. 4 ст. 281 ГК РФ).

Изъятие для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории

Изъятие земельного участка возможно, если он расположен в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии и заключен договор о комплексном развитии территории с победителем открытого аукциона на право заключения такого договора (п. 1 ст. 56.12 ЗК РФ; ст. 46.10 ГрК РФ).

Решение об изъятии земельного участка в данном случае принимает орган местного самоуправления на основании утвержденных проекта планировки территории и проекта межевания территории (п. 2 ст. 56.12 ЗК РФ).

Копию решения и проект соглашения об изъятии земельного участка и (или) объектов недвижимости орган местного самоуправления направляет правообладателю земельного участка в течение семи рабочих дней с даты принятия решения об изъятии (пп. 4 п. 4 ст. 56.12 ЗК РФ).

Соглашение об изъятии земельного участка и (или) объектов недвижимости должно содержать помимо прочего выкупную цену изымаемого имущества и размер убытков, подлежащих возмещению в связи с таким изъятием (п. 6 ст. 56.12 ЗК РФ).

Если соглашение не заключено в течение месяца со дня предоставления правообладателю земельного участка проекта соглашения для ознакомления, изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости происходит принудительно через суд. В этом случае денежные средства в счет возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости в течение семи дней со дня вынесения решения суда перечисляются лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, на банковский счет правообладателя, а при отсутствии информации о счете — в депозит нотариуса (п. п. 9, 11 ст. 56.12 ЗК РФ).

Это интересно:  В каких случаях нужен адвокат

Решение суда об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано только в части размера возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости (п. п. 10, 13 ст. 56.12 ЗК РФ).

Изъятие в случае неиспользования по целевому назначению или использования с нарушениями

Земельный участок может быть изъят у собственника, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется для этих целей в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ).

Земельный участок может быть изъят у собственника, если участок используется с нарушением требований законодательства РФ, в частности используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде (ст. 285 ГК РФ).

В отношении земельных участков, которые после изъятия могут быть предоставлены гражданам, проводится административное обследование (п. п. 1, 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251).

В ходе обследования должностные лица органов государственного земельного надзора проверяют состояние и способы использования земельного участка правообладателями.

В случае выявления нарушений земельного законодательства правообладатель может быть привлечен к административной и иной ответственности (п. п. 8, 14 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251).

Изъятие в порядке реквизиции

Земельный участок могут изъять у собственника уполномоченные исполнительные органы государственной власти в порядке реквизиции. Это возможно только в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Стоит отметить, что реквизиция подразумевает временный характер изъятия, а если изъятый земельный участок будет невозможно вернуть, то собственнику выплатят его рыночную стоимость или по его желанию предоставят равноценный участок в другом месте (ст. 242 ГК РФ; ст. 51 ЗК РФ).

Изъятие в случае конфискации

Земельный участок может быть безвозмездно изъят (конфискован) у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (ст. 243 ГК РФ; ст. 50 ЗК РФ).

Видео: Могут ли отобрать землю?

Источник 1

Как происходит изъятие земельного участка у собственника

Согласно статье 56.3 ЗК РФ (Земельному Кодексу Российской Федерации), государство имеет право изъять у собственника земельный участок. Изъять могут любую категорию земель, кроме заповедной зоны. В большинстве случаев предполагается, что государство заплатит выкуп собственникам, как возмещение ущерба.

Основания для изъятия участка

Конечно же, вашу собственность не могут забрать безосновательно. Причиной для такого действия может быть одно из условий, перечисленных ниже:

  • Государственные или муниципальные нужды;
  • Реквизиция или конфискация;
  • Использование собственником площади ненадлежащим способом.

Для тех, кто столкнулся с такой проблемой, или может попасть под эти условия в будущем, полезно знать более подробно о тонкостях таких ситуаций.

Государственные и муниципальные нужды

Бывает так, что определённый участок земли нужно освободить для комплексного развития территории. Обычно такое решение принимает орган местного управления. По истечении семи рабочих дней с принятия этого решения, собственнику присылается письмо об изъятии. Оно должно быть составлено по всем правилам, и содержать в себе информацию о сумме выкупа, который власти готовы предоставить за площадь.

Если правообладатель жилья заключает соглашение и подписывает договор, то он получает компенсацию и освобождает участок. В противном случае, если прошло уже больше месяца, а собственник не идёт на контакт и не хочет принимать условия, предложенные управлением, дело решается через суд. Обычно суд выносит решение в пользу государства, после чего средства, выделенные на компенсацию, направляются на банковский счёт владельца или, если счёт неизвестен, передаются в депозит нотариуса.

Решение суда не может быть обжаловано и сразу вступает в силу. Единственное, что ещё можно обсудить – сумма компенсации, и то – к вопросу нужно подойти со всей серьёзностью, представив доказательства того, что средства не покрывают ваших потерь.

Реквизиция и конфискация

Реквизиция – это временное изъятие земельного участка из соображений защиты интереса граждан. Обычно действие применяется в одном из нижеперечисленных случаев:

  • Стихийные бедствия;
  • Технические аварии;
  • Эпидемии и эпизоотии, превышающие нормальные показатели;
  • Другие чрезвычайные ситуации, которые могут предоставлять угрозу для жизни.

Реквизиция производится уполномоченными органами государственной власти. При этом, собственнику обязаны возместить ущерб и выдать документ о реквизиции. Обычно спустя оговоренный отрезок времени, участок возвращают. Однако, иногда возникают ситуации, при которых сделать это невозможно. В таком случае государство возмещает стоимость этого участка. Если собственника не устраивает сумма, её можно обжаловать через суд.

Конфискация – безвозмездное изъятие участка, как мера уголовно-правовой ответственности. Это наказание может наступить как следствие следующих преступлений, совершённых собственником:

  • Похищение человека;
  • Мошенничество;
  • Незаконная предпринимательская деятельность;
  • Другие нарушения закона, за которые суд установил такое наказание.

Использование собственником площади ненадлежащим способом

Если участок предназначен для строительства или ведения сельского хозяйства, однако более трёх лет (или другого установленного правительством срока) используется не по назначению, то органы власти имеют полное право безвозвратно его изъять. Вот некоторые примеры неправильного использования земли, установленные в апреле 2012 года:

  • Содержание на участке сорных трав более, чем на 30%;
  • Не проводятся работы по обработке и возделыванию земли;
  • На территории порастает слишком много кустарников, расположено болото и т.д.
  • В связи с тем, что применялись некачественные средства, ухудшилась экологическая ситуация и качество почвы.

Порядок изъятия земельного участка

Существует несколько стадий изъятия земельного участка.

  1. Принятие решения об изъятии, подготовка всех необходимых для этого бумаг. В документе должны быть указаны следующие данные: информация о собственнике, о его участке, цель изъятия и сроки, поручения, связанные с подготовкой этого дела ответственным лицам и т.д.
  2. Информирование собственника об изъятии. Первое предупреждение должно быть вынесено ещё до принятия решения. То есть, рассказать о возможном изъятии собственникам следует обязательно, это можно сделать через СМИ. Далее – после принятия решения, за год до изъятия направляется документ владельцу лично.
  3. В Управлении Федеральной Регистрационной службы орган, изымающий участок, обязан зарегистрировать это действие.
  4. Следующий шаг – заключение соглашения с владельцем земельного участка. Его можно подписать в любое время, главное, чтобы это произошло до изъятия имущества. В документе должны быть прописаны все условия и договорённости.
  5. Если собственник не идёт на контакт, то подаётся иск в суд, вследствие чего участок изымается принудительно.
  6. Государственная регистрация перехода права собственности.

Если ваш участок изымают без оснований, то вы имеете полное право подать иск в суд. При этом необходимо обратить внимание на некоторые факторы:

  • Проверьте, все ли документы в порядке. Если нет – исправьте это.
  • Закажите независимую экспертизу, которая поможет выяснить стоимость участка.
  • Если участок помогает вам иметь какой-либо доход (например, вы используете его для коммерческой деятельности), не скрывайте его. Это поможет увеличить сумму компенсации.

Заключение

Государство действительно имеет право изъять земельный участок на определённых ситуациях. Лучше всего не создавать дополнительных трудностей ни себе, ни государству и подписать все необходимые документы, приняв компенсацию, ведь в противном случае суд может изъять всё в принудительном порядке.

Однако, если вы считаете, что это не согласуется с законом, то имеете право обратиться с жалобой в суд.

Изъятие земельного участка у собственника для государственных нужд

Опубликовал: admin в Земля 07.08.2018 Комментарии к записи Изъятие земельного участка у собственника для государственных нужд отключены 61 Просмотров

Изъятие земельных участков для государственных нужд

Главная Земля Изъятие земельных участков для государственных нужд

Согласно главному закону страны – Конституции РФ, частная собственность является неприкосновенной. Однако бывают моменты, когда у владельца отбирают угодье. Именно поэтому так важно быть подкованным во всех юридических тонкостях этого вопроса. Ключевым основанием для превращения правомочий для юридических и физических лиц выступает изъятие данных участков в пользу государства.

Порядок изъятия земельного участка у собственника для государственных нужд

Процедура начинается с изымания земельных наделов с выявлением собственников. Заинтересованный орган может подать запрос в Росреестр и, если не был получен ответ на вопросы, которые были перечислены, тогда запросы в обязательном порядке посылаются в архивы компаний, в которых могут еще храниться сведения.

Система проводит поиск владельцев через размещение оповещений на главной странице портала, либо же каких-то других информационных ресурсах государственных органов. Эту процедуру проводят обычно не меньше чем за 2 месяца до принятия стратегически важного решения об изъятии.

Если не были найдены собственники после процедуры поиска, тогда инициатору следует подать в суд и добиваться признания права собственности муниципалитета либо же государства на недвижимые объекты, которые были расположены на этом участке.

Граждане, которые зарегистрировали свои участки до 1998 года, могут попасть в эту категорию. Владелец должен подтвердить свое право, подать соответствующие документы в Росреестр. Если этого не произошло, высока вероятность того, что в государственной базе отсутствуют данные о правообладателе. В суде земельный участок может быть признан собственностью государства.

Угодья очень редко изымаются для нужд страны, и каждый из случаев прописан в статье 49 Земельного Кодекса Российской Федерации. Выкуп может быть осуществлен РФ либо же каким-то другим сопутствующим объектом Российской Федерации.

Решение о необходимости изъять землю принимают региональные, а также федеральные органы. Порядок выглядит так: правообладатель и государственные органы должны обсудить условия и прийти к соглашению. Сумма и порядок возмещения обязательно должны быть прописаны. Собственник имеет право требовать компенсацию за все имущество, которое было утрачено, и за которое он понес убытки.

Это интересно:  Вид компенсации за незаконное использование товарного знака по инициативе суда

Участок, который изымается, можно заменить на любое недвижимое имущество, которое равноценно с точки зрения своей стоимости. На замену может быть предоставлена земля либо же недвижимый объект, который полностью покроет сумму возмещения.

Обычно порядок изъятия выглядит так:

  • Проводится подготовка к процедуре, с определением общего порядка, а также прекращением прав владения;
  • Должно быть принято решение с обоснованием условий проведенного изъятия;
  • Собственнику сообщают о предстоящей процедуре;
  • Заключается соглашение о проведении изъятия с владельцем земли.

Государство может выдать вам участок, меньший по своей территории, с обязательной выплатой разницы возмещения. Принудительное взыскание должно быть обеспечено равноценным возмещением, сумма должна быть выдана единожды в полном объеме. Суд имеет все полномочия установить сроки, сумму и порядок возмещения на основании материалов, которые были предоставлены по делу.

Постановление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд

Может быть составлено решение об изъятии земли как для одного участка, так и для нескольких наделов одновременно. В случае, если сносят многоэтажный дом, выдается лишь одно постановление.

Выполнена должна быть процедура:

  • после того, как будет принято постановление в течение 10 дней (информация об этом размещается на официальном сайте, а также иных источниках информации);
  • процесс публикации информации сохраняет за собой общий порядок расположения недвижимого объекта, который изымается;
  • ксерокопии решения должны быть выданы каждому владельцу, интересы которого были затронуты;
  • копия должна быть направлена в органы регистрации прав владельцев;
  • в случае изъятия недвижимых объектов на основании прошения, в организацию следует направить копию решения.

В постановлении указывается правовая основа, и основания, согласно которым происходит регулирование данного вопроса.

Изъятие земельного участка у собственника.

О том, что с 1 января 2018 года собственники могут лишиться своих участков, читайте тут.

Соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд

В ст. 56.9 Земельного Кодекса РФ регулируются все аспекты, которые относят к составлению соглашения как ключевого документа, согласно которому право владения переходит от собственника к государству, либо муниципальному органу.

В таком документе обязательно должны быть включены положения:

  • имена граждан, подписи которых стоят в документе;
  • указаны кадастровые номера земельных участков, которые изымаются;
  • перечислены основания принятого решения, общие цели с реквизитами документа;
  • прописан общий перечень прав, которые перестают действовать либо же возникают в результате проведенной сделки;
  • срок передачи не должен быть больше 6 месяцев;
  • порядок выплаты компенсации, а также ее размеры.

Отдельной строкой могут быть также указаны ключевые нюансы в адрес некоторых объектов, право использования которых остается за владельцем.

Основания изъятия земельного участка для государственных нужд

Земли у собственника могут быть отобраны в пользу муниципалитета либо же государства – это прописано в статьях 49 и 55 ЗК РФ. Владелец недвижимого имущества должен получить письмо о том, что будет проведена процедура изъятия. Сообщить необходимо не позже чем за 1 год до ее проведения.

Причинами могут выступить:

  • Государство выполняет свои международные обязательства;
  • Проводится процедура отчуждения земли, чтобы в дальнейшем на этой территории можно было разместить федеральные и государственные объекты, если нет иных для этого возможностей;
  • Другие случаи регулируются согласно действующему законодательству.

Обычно процесс изъятия земельных наделов происходит из-за того, что государство в них нуждается. Основаниями может послужить строительство значимых сооружений с заранее созданным проектом. Другого способа, кроме изъятия земельных участков просто нет. К примеру, в процессе подготовки олимпийских объектов на территории Сочи пришлось прибегнуть к этому методу. Подобные ситуации могут произойти при строительстве магистралей, водопроводов, железнодорожных веток и т.д.

Земли, которые попадают в категорию изъятия, будут выявлены еще на стадии подготовки строительного проекта.

Со стороны государства будет проведено серьезное исследование относительно прав владельца на землю с последующим определением денежной суммы, которая станет достойной компенсацией финансового возмещения за изымаемый участок. Проанализированное законодательство выявило ряд несоответствий, которые выступили поводом для дальнейшего изменения в Земельном Кодексе.

1 апреля 2015 года в силу вступил новый закон, который определяет порядок изъятия земельных участков у граждан для государственных нужд. Теперь ст.279 ГК РФ регламентирует данную процедуру: владельца просто лишают права собственности.

Согласно новому закону, теперь к правообладателям относятся не только собственники, но и землепользователи и арендаторы. У каждого правообладателя есть право на замещение, поэтому в выкупную цену входит рыночная стоимость с понесенными убытками и упущенной выгодой.

Компенсация при изъятии земельного участка для госнужд

Статья 56.8 Земельного Кодекса Российской Федерации обеспечивает процедуру правового регулирования возмещения убытков, которые были нанесены из-за изъятия земельных наделов. В ней прописано, что компенсацию за лишение земель владелец получит в соответствии с установленной рыночной стоимостью.

Объекты, которые не подлежат возмещению:

  • Недвижимость, которая была возведена с рядом нарушений, в том числе правил пользования и аренды;
  • Строительные объекты, которые появились после того, как о них уведомили собственника.

Возмещение убытков, которые возникли при правомерном изымании земли, может быть проведено согласно общим основаниям предоставленных данных до направления их владельцу. Размер компенсации согласно действующему законодательству должен быть установлен не менее чем за 2 месяца до того, как соглашение будет отправлено собственнику.

Сумму компенсации высчитывают, учитывая несколько ключевых составляющих:

  • стоимость земельного угодья на недвижимом рынке;
  • оценочную стоимость имущества;
  • возмещенные убытки, которые в дальнейшем может понести собственник после того, как будет прекращено использование участка;
  • материальная компенсация упущенной выгоды от пользования землей.

Волгоградская область предлагает упростить изъятие неиспользуемых земель

Волгоградская область предлагает упростить изъятие неиспользуемых земель

В облдуме рассматривается проект федерального закона, подготовленный по поручению губернатора Андрея Бочарова. На заседании профильного комитета облдумы его представил заместитель губернатора – председатель облкомсельхоза Василий Иванов.

Законопроект направлен на вовлечение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель. Андрей Бочаров не однажды поджчеркивал, что выявление и возврат в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения является одной из важнейших задач в обеспечении продовольственной безопасности страны и насыщении внутреннего рынка российскими продуктами питания. Находящиеся в течение длительного времени без должной обработки почвы подвергаются эрозии и деградируют. Вместе с тем такие земельные участки нередко захламляются и зарастают сорняками, что создает условия для возникновения и распространения ландшафтных пожаров.

Как уже сообщал РИАЦ, в августе 2017 года в Волгоградской области произошли крупные ландшафтные пожары. Возгорания были зафиксированы в 21 муниципальном районе, в которых проживает порядка 600 тысяч человек. Для того чтобы избежать повторения подобных событий, губернатор Андрей Бочаров, в том числе, выступил с инициативой разработать дополнительные законодательные меры, которые упростят возвращение неиспользуемых земель в хозяйственный оборот.

Действующее законодательство предусматривает в качестве крайней меры для урегулирования подобных ситуаций – изъятие неиспользуемых земельных участков у собственников. Такое решение принимает суд, если установлено, что земля не обрабатывалась в течение трех и более лет. После этого участки продаются на публичных торгах, а вырученные средства передаются уже бывшему владельцу. В обсуждаемом законопроекте предлагается усовершенствовать данную процедуру.

Как сообщили РИАЦ в пресс-службе областной Думы, в частности, предусматривается сокращение числа проверок органов государственного земельного надзора, необходимых для подтверждения факта длительного неиспользования земли, а также возможность фиксации таких случаев актами муниципального земельного контроля. Кроме того, в качестве признака отсутствия обработки пахотных площадей на протяжении нескольких сельскохозяйственных сезонов предлагается установить задокументированные факты зарастания участка сорняками.

Также предусматривается ряд мер, позволяющих сократить сроки продажи таких объектов на публичных торгах до трех-четырех месяцев, что поможет ускорить появление нового собственника и возвращение данной земли в сельскохозяйственный оборот. В случаях, когда продажа признана несостоявшейся, законопроектом предлагается такие участки передавать в муниципальную собственность поселения или городского округа, на территории которого находится эта земля.

Более того, предлагается увеличить минимальный размер административного штрафа за неиспользование земель по целевому назначению с трех до десяти тысяч рублей. Ужесточение ответственности будет стимулировать собственника земли исполнять установленные законом обязанности.

«Губернатором внесен очень важный законопроект и с точки зрения рационального использования земли, и с точки зрения противопожарной безопасности, – отметил председатель комитета Волгоградской областной Думы по аграрным вопросам, охране окружающей среды и природопользованию Владимир Ефимов. – Предлагается усовершенствовать правовые механизмы передачи сельскохозяйственной земли от нерадивых собственников тем, кто готов обрабатывать эти земли, выращивать растениеводческую продукцию и, тем самым, вносить свой вклад в продовольственную безопасность региона и всей страны».

Отметим, развитие АПК является одним из приоритетов долгосрочной стратегии Волгоградской области, обозначенной губернатором Андреем Бочаровым. Росту объемов производства сельскохозяйственной продукции содействует системная работа по возвращению в оборот неиспользуемой земли. В регионе действует государственная информационная система мониторинга сельхозугодий «Агропортал». С её помощью выявляются проблемные участки, в отношении которых предпринимаются необходимые меры. Всего с 2014 года в оборот было введено более 250 тысяч гектаров пашни.

Обсудив вопрос, профильный комитет Волгоградской областной Думы принял решение направить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения» на рассмотрение Совета Законодателей ФС РФ.

Статья написана по материалам сайтов: www.garant.ru, zagorodnaya-life.ru, www.bp-u.ru, 2018-god.com, priziv34.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий