Классификация должностей государственной гражданской службы

Федеральными законами № 58-ФЗ и № 79-ФЗ установлена принципиально иная, чем была ранее, классификация должностей гражданской службы.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 79-ФЗ должности гражданской службы федерального и субъектного уровней подразделяются на следующие категории.

1. Руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также – подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

В основу выделения категории руководители» положен квалификационный признак должностной иерархии в государственном органе (структурном подразделении).

Руководители наделяются широкими административнораспорядительными полномочиями, правом совершать действия, влекущие за собой юридически значимые последствия: издавать правовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться кредитами, совершать регистрационные действия, нанимать и увольнять работников, применять меры поощрения и дисциплинарного воздействия.

2. Помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Назначение этой категории должностей гражданской службы состоит в выполнении лицами, которые их занимают, функций в целях непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, состоящего на государственной должности или должности руководителя. В обобщенном виде эти функции могут быть представлены в следующем виде:

– разработка и внесение предложений по актуальным направлениям соответствующей сферы деятельности;

– систематическая информация и консультирование, представление соответствующих информационно-аналитических материалов;

– участие в подготовке проектов решений, проработке вопросов, требующих профессиональных знаний;

– осуществление контроля за ходом выполнения решений по направлениям, входящим в компетенцию лица, деятельность которого обеспечивается;

– внесение предложений о необходимости разработки законов и подзаконных нормативных правовых актов;

– участие в подготовке докладов, а также иных материалов;

– участие в подготовке и проведении поездок, приемов, визитов и других официальных мероприятий;

– выполнение иных поручений лица, занимающего государственную должность или должность руководителя государственного органа.

3. Специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения полномочий.

Основной классификационный признак для категории «специалисты» относится к качеству деятельности, а именно – к «профессиональному обеспечению выполнения государственными органами установленных задач и функций». Особенность этой категории должностей гражданской службы состоит в том, что хотя их унифицированные наименования и предусмотрены в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574, но учреждаются и ликвидируются государственными органами они самостоятельно, так же как и включаются в штатные расписания. Их назначение многообразно и зависит от характера полномочий, определяющих роль конкретной должности гражданской службы в реализации компетенции данного государственного органа.

Должности «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» составляют наиболее массовую и наиболее стабильную по составу группу в системе государственной гражданской службы. Должности «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» – это должности профессиональной государственной службы. По своей сути это административные должности, которые замещаются без ограничения срока, в порядке назначения по итогам конкурса. Для замещения такой должности нет обязательной необходимости иметь стаж государственной службы.

4. Обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Для категории должностей «обеспечивающие специалисты» основным классификационным признаком является вид обеспечения деятельности государственного органа. Признак, который введен для выделения должностей категории «специалисты», а именно – «профессиональное обеспечение выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий», в равной мере применим и для должностей категории «обеспечивающие специалисты».

Учреждение названных четырех новых категорий должностей позволяет более детально выработать требования к ним, уточнить должностные обязанности, заработную плату и социальные гарантии.

Законодатель подразделяет все должности гражданской службы на пять групп: младшие, старшие, ведущие, главные и высшие.

Однако не все категории должностей гражданской службы имеют пять «ступеней». Так, в категории должностей «обеспечивающие специалисты» имеются лишь четыре группы: главные, ведущие, старшие и младшие группы должностей гражданской службы. Так же обстоит дело с категорией должностей «специалисты», которая подразделяется на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. В данной категории не существует группы младших должностей гражданской службы. Что касается должностей категорий «руководители» и «помощники (советники)», то в данных категориях отсутствуют группы не только младших, но и старших должностей гражданской службы. В этих категориях должности подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должность гражданской службы должна включаться в реестр.

Различают два вида реестров: реестр должностей гражданской службы Российской Федерации и реестры должностей гражданской службы субъектов РФ. Характерные черты этих реестров определены в ст. 10 Федерального закона № 79-ФЗ.

Реестр должностей федеральной гражданской службы утверждается указом Президента РФ, а реестр должностей гражданской службы субъектов РФ – законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Для эффективной организации гражданской службы важно, чтобы перечень должностей удовлетворял ряду требований. Во-первых, структура реестра должна отражать классификационные признаки должностей гражданской службы, принятые в действующих законах о государственной службе. Во-вторых, реестр призван обеспечивать оптимальное соотношение между должностями по видам и уровням гражданской службы, категориям и группам. В-третьих, реестр представляет собой основу для формирования реестров государственных служащих. В-четвертых, наименований должностей должно быть как можно меньше по количеству, и они должны быть, по возможности, унифицированы [1] .

Реестр должностей федеральной гражданской службы обеспечивает упорядочение и унификацию должностей в системе гражданской службы. Он представляет собой письменный перечень наименований должностей, разделенных по государственным органам, категориям и группам, а также иным признакам.

Реестр должностей федеральной гражданской службы и реестры должностей гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей гражданской службы РФ, порядок ведения которого утверждается Президентом РФ.

В Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы принята цифровая кодификация должностей гражданской службы. Перечни должностей, классифицированные по государственным органам, являются соответствующими разделами этого Реестра. Вышеупомянутым Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 574 в и. 6 установлено, что в регистрационном номере (коде) должности федеральной гражданской должности в Реестре первая и вторая цифры соответствуют порядковому номеру раздела Реестра, третья цифра – категории должности (руководители – 1, помощники (советники) – 2, специалисты – 3, обеспечивающие специалисты – 4), четвертая цифра – группе должностей (высшая – 1, главная – 2, ведущая – 3, старшая – 4, младшая – 5), пятая, шестая и седьмая цифры – порядковому номеру должности в разделе Реестра.

Таким образом, вышеназванный Реестр придает самым разным органам власти и их сотрудникам (в аппаратах Государственной Думы, в Счетной палаты РФ, в дипломатических представительствах и иных органах государственной власти) строгие порядковые номера. Аппарат и иные органы государственной власти теперь состоят из гражданских служащих с четко гарантированным набором прав.

Утверждение реестров на федеральном уровне и уровне субъектов РФ создало правовую основу для обеспечения упорядоченности и совместимости должностей по этим уровням гражданской службы.

Нормативными правовыми актами о гражданской службе установлено, что в Российской Федерации не может быть должностей гражданской службы иных наименований, чем те, которые предусмотрены в реестре.

  • [1] Комментарии к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» . С. 69.

Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Перечень и реестр государственных и гражданских должностей Российской Федерации. Кадровый резерв

Ключевым для института государственной гражданской службы является понятие «должность государственной гражданской службы». Оно содержится в статье 8 Федерального закона № 79-ФЗ.

В юридической литературе по-разному подходят к определении. «государственной должности». В.М. Манохин понимает как часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штаты, схема должностных окладов и т.д.) с соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставляемой лицу — государственному служащему в целях ее практического осуществления [47, с. 72].

Г.В. Атаманчук утверждает, что государственная должность — это юридическое (правовое) установление, характеризующее в каждом органе специально выделенный объем и содержание деятельности (участия) в реализации его компетенции (функций и полномочий) [29, с. 118].

Закон дает определение государственной должности через одну характеристику — порядок ее образования. Закон четко разграничивает понятие «государственная должность» и «должность государственной службы».

Государственная должность понимается как обязательный элемент организационно-должностной структуры государственного органа, с регламентированным объемом обязанностей, полномочий, прав и ответственности, квалификационных требований к замещению должности, правоограничений, обусловленных социальной сущностью и социальным предназначением организации и функционирования государственного органа.

Федеральным законом № 79-ФЗ должности гражданской службы классифицируются по категориям и группам. Категории должностей показывают отличие в характере и объеме полномочий — руководитель, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.

Должности гражданской службы также подразделяются Законом на пять групп: высшую, главную, ведущую, старшую и младшую. При этом каждой категории соответствуют свои группы должностей в зависимости от их компетенции, уровня ответственности и квалификации.

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами утвержденного Указом Президента Российской Федерации Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы (далее — Реестр). Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержден Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 (в ред. от 26.01.2017) [12].

Согласно ст. 9 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», руководители — это должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

Необходимость иерархической дифференциации должностей гражданской службы продиктована разделением труда, разделением компетенции органа государственного управления, выраженной в закреплении функциональных обязанностей по той или иной должности гражданской службы.

Разделение на категории должностей государственной гражданской службы соответствует дифференциации труда по месту в иерархии должностей, содержанию и роли. Так, руководитель нацелен на оганизацию и планирование деятельности подчиненных. Дифференциация должностей по группам производится в зависимости от специфики выполняемых обязанностей, сложности и степени ответственности той или иной должности, а также имеет разные требования к квалификации.

Данная классификация имеет место, как для федеральных служащих, так и для государственных гражданских служащих субъекта российской Федерации. При этом Реестры соответственно утверждается законодательным актом соответствующего уровня (Президентом РФ или главой субъекта Российской Федерации, в Челябинской области — Губернатором Челябинской области).

Категории должностей государственной гражданской службы и их характеристика представлена на рисунке 4.

— должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений;

— должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;

— должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений.

связана с обеспечением исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности и должности государственной службы категории «руководители», и может включать в себя:

— информационно-аналитическую деятельность, участие в подготовке проектов решений государственных органов;

— участие в подготовке и проведении официальных мероприятий (приемов, визитов, поездок);

— выполнение поручений лица, деятельность которого обеспечивается.

профессионально обеспечивают выполнение государственными органами установленных задач и функций. Относятся должности начальника отдела в департаменте, ведущего консультанта, консультанта, главного специалиста, эксперта и другие.

учреждаются для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов

Это интересно:  Пособия при рождении, декретные, налоговые вычеты, материнский капитал, пособия по безработице и многое другое в 2020 году

Рисунок 4. Категории должностей государственной гражданской службы

Должности федеральных министров, должность Генерального прокурора Российской Федерации, должность Председатель Счетной палаты Российской Федерации и другие не включены в систему должностей государственной гражданской службы и по статусу они таковыми не являются.

Еще одним недостатком, нормы, регулирующей категорию «руководители» является то, что согласно ч. 2 статьи 9 Федерального закона № 79-ФЗ должности категории «руководители» замещаются либо на определенный срок полномочий, либо без ограничения срока полномочий. При этом ни данный закон, ни какие бы т они было другие нормативные правовые акты не устанавливают перечня должностей категории «руководители», с которыми должен быть заключен срочный служебный контракт. В отсутствие нормативного правового акта, определяющего перечень отдельных должностей категории «руководители» во всех случаях замещения данных должностей следует заключать служебный контракт на неопределенный срок. Это согласуется с ч. 3 ст. 25 Федерального закона № 79-ФЗ, согласно которой срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, с Рекомендациями Международной организации труда от 22 июня 1982 г. № 166 [2], а также Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» [17].

В судебной практике встречаются примеры оспаривания отнесения определенных должностей к категории «помощники (советники)».

Так, например, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2011 г. № КАС11-16 [18] установлено, что Реестр состоит из разделов, содержащих перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, которые классифицированы по государственным органам, категориям и группам, и не содержит указания о том, какой вид служебного контракта (на неопределенный срок или срочный служебный контракт) должен заключаться с федеральным государственным служащим при замещении им той или иной должности. Должности категории «помощники (советники)» учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей. Таким образом, вывод суда о том, что должности гражданской службы, отнесенные к категории «помощники (советники)», замещаются на определенный срок, причем этот срок не может быть более срока полномочий лиц, замещающих государственные должности, обоснован.

Должности категории «специалисты», замещаются без ограничения срока полномочий. С лицами, замещающими должности категории «специалисты» заключаются служебные контракты на неопределенный срок, за исключением случаев, оговоренных законом.

На практике нередко возникают трудности, связанные с отнесением лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, к категории «обеспечивающие специалисты».

Группы должностей государственной гражданской службы и их соотношение с категориями представлены на рисунке 4.

Действительный советник РФ 1, 2, 3

государственный советник РФ 1, 2, 3

советник государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3

референт государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3

секретарь государственной гражданской службы 1, 2, 3

Статья 5 Закона Челябинской области № 104-ЗО содержит группы и категории должностей аналогичные тем, что содержатся в Федеральном законе № 79-ЗО.

Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1094 «О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти» [14] руководителям федеральных органов исполнительной власти рекомендовано при формировании структуры центрального аппарата этих органов исходить из того, что количество ведущих должностей государственных служащих не должно превышать 10 процентов, а старших — 40 процентов общей численности работников этих органов.

В связи с этим при отнесении некоторых должностей к категории «обеспечивающие специалисты» следует учитывать функциональное содержание служебных обязанностей по должности гражданской службы на основе должностного регламента и соответствующие требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе к гражданским служащим в зависимости от категории и группы должностей. При этом устанавливаемые в структуре государственного органа должности следует относить к той или иной категории должностей с учетом исключения факторов демотивации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, а также исходя из управленческой целесообразности, которая определяется с учетом мнений руководителей структурных подразделений и руководителя государственного органа.

Должности гражданской службы в структурных подразделениях государственного органа, по которым предусмотрены обязанности по приему и регистрации документов, учетно-справочная работа, связанная с документоведением и документационным обеспечением, бухгалтерией, а также обязанности по обеспечению деятельности приемной руководителя федерального государственного органа или руководителя структурного подразделения, должны преимущественно относиться к категории «обеспечивающие специалисты».

Учитывая, что отдельными структурными подразделениями государственного органа осуществляются как функции организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного обеспечения деятельности федерального государственного органа, так и иные функции (функции по выработке бюджетной политики, нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности и т.д.), в штатное расписание структурного подразделения могут включаться как должности категории «специалисты», так и должности категории «обеспечивающие специалисты».

В любом структурном подразделении наряду с должностями категории «специалисты» могут быть предусмотрены одна или несколько должностей категории «обеспечивающие специалисты». Основанием для отнесения должности к указанной категории являются, прежде всего, должностные обязанности и служебные функции, входящие в должностной регламент.

Гражданским служащим, замещающим должности, относящиеся к одной группе, присваиваются одинаковые классные чины независимо от категории должности. Однако такое положение приводит к необоснованному уравнению в правовом статусе должностей разного ранга [31].

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, составляют перечни, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы.

Значение Реестра состоит в том, что он систематизирует должности государственной гражданской службы соответствующего уровня, является основой для штатных расписаний.

Одним из важнейших направлений по совершенствованию системы государственной гражданской службы является привлечение на службу квалифицированных и эффективных специалистов.

В последнее время одной из самых острых проблем повышения эффективности кадрового потенциала государственной и муниципальной службы стала проблема резерва кадров.

Работа с резервом кадров (отбор, оценка кандидатов, подготовка и назначение руководителей и специалистов) может стать действенным средством эффективной реализации целей, задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления, развития кадрового потенциала. Для этого требуется поиск новых подходов и методов формирования и использования резерва кадров, нормативного оформления действенных механизмов и кадровых технологий в работе с резервом кадров. Таким образом, очевидна актуальность темы, связанной с формированием и использованием резерва управленческих кадров, и ее значимость для повышения эффективности управления персоналом государственной и муниципальной службы.

Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [13] Правительству РФ было поручено представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы. Указанные принципы должны предусматривать, с одной стороны, создание объективных и прозрачных механизмов конкурсного отбора кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы. С другой стороны службы, а с другой стороны — формирование кадровых резервов посредством подбора, подготовки и карьерного роста кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы и их активное практическое использование.

Под кадровым резервом следует понимать совокупность государственных гражданских и муниципальных служащих (граждан), признанных победителями конкурсного отбора для включения в резерв на замещение вакантных должностей государственной и муниципальной службы, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательством, на основе оценки их профессионального уровня (знаний и навыков, профессиональных и личностных качеств) и соответствия квалификационным требованиям к должностям государственной и муниципальной службы.

Вопросы формирования кадрового резерва на гражданской службе урегулированы в статье 64 Федерального закона № 79-ФЗ.

Кадровый резерв формируется в каждом органе государственной власти как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации на основе принципов состязательности и добровольности.

Конкурсный отбор является основным способом замещения должностей, при этом внеконкурсное замещение возможно из кадрового резерва, но все же сформированного на конкурсной основе. Однако гражданин может быть включен в кадровый резерв и без конкурса в целях предоставления социальных гарантий, таких например, как при сокращении должностей или упразднении государственного органа[37, с. 41].

Как отмечалось в специальной литературе, «из текста остается неясным, на какую должность гражданской службы может претендовать правонарушитель, включенный в кадровый резерв. Идет ли в данном случае речь о должности более низкого уровня или о должности такого же уровня, что и та, от которой он был освобожден, либо же освобожденный служащий может претендовать и на повышение в должности?» [56] Как справедливо отмечает С.Е. Чаннов, «формально-юридически никакого запрета назначить освобожденного от должности служащего на вышестоящую должность по итогам конкурса ч. 10 ст. 58 Федерального закона № 79-ФЗ не содержит, хотя, безусловно, такой вариант развития событий противоречит самой сути дисциплинарной ответственности» [64].

Освобождение от занимаемой должности как дисциплинарно взыскание отменено, так как его применение вызывало сложности[55].

В настоящее время служащие, уволенные по сокращению штата или при упразднении государственного органа могут назначаться на должность вновь только через конкурс.

Следует особо отметить, что в ст. 64 законодатель сохранил и, как нам представляется, косвенно подтвердил возможность обхода процедуры конкурсного отбора на замещение вакантной должности государственной гражданской службы путем использования механизма аттестации. Так, согласно ч. 15 ст. 48 Закона о государственной службе аттестационная комиссия может принять решение, что гражданский служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста. В этом случае издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста. Возникает вопрос: можно ли такого гражданского служащего назначить на вакантную должность без проведения конкурса?

В юридической литературе неоднократно обращалось внимание на данный недостаток законодательного регулирования. Так, М.В. Пресняков утверждает, что аттестационная комиссия должна оценивать компетентность служащего в настоящий момент, а не на будущее для вышестоящей должности.

«Между тем конкурсный отбор на замещение вакантной должности гражданской службы преследует цель оценки кандидатов на предмет их соответствия той должности гражданской службы, на которую они претендуют. Уже на этом основании отождествление аттестации и конкурса (по своим фактическим последствиям) недопустимо» [57].

Полагаем, что некорректным является норма статьи 64 Федерального закона № 79-ФЗ, предусматривающая включение в кадровый резерв государственного органа гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста — по результатам аттестации с согласия указанных гражданских служащих. Необходимо исключить из закона возможность замещения вышестоящей должности вне конкурса, по результатам аттестационной комиссии.

Категории и группы должностей государственной гражданской службы

Смотрите также:

Государственная служба уже несколько лет сохраняет лидерство в рейтинге самых востребованных мест трудоустройства. Система государственных и муниципальных органов — это огромная иерархическая структура. Очевидно, что чем выше позиция — тем она привлекательнее. Разберемся с классификацией должностей госслужащих в России и узнаем, какие компетенции нужны, чтобы претендовать на место в этой структуре.

Общие положения

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов, а также лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы, учреждаются федеральным законом или Указом Президента Российской Федерации. Это профессиональная служебная деятельность граждан, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации, учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Должности государственной гражданской службы распределяются на 4 категории и 5 групп.

Категории должностей государственной гражданской службы

Действующее законодательство позволяет выделить следующие категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты. Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.
Это интересно:  Как найти земельный участок по кадастровому номеру?

Группы должностей государственной гражданской службы (таблица)

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

Итак, Реестр должностей государственной гражданской службы РФ выделяет следующие группы:

  1. Высшие: руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие: специалисты и обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие: обеспечивающие специалисты.

Каждая из групп должностей имеет свою классификацию по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС нужно соответствовать квалификационным требованиям:

  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

Требования к минимальному уровню профессионального образования:

Требования к минимальному стажу:

При этом конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ, с учетом положений Указа Президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12 октября 2018 года.

Категории и группы должностей государственной гражданской службы

Законодательная база

Структура госслужбы включает три основные ветви:

  1. Государственную гражданскую службу.
  2. Военную службу.
  3. Государственную службу иных видов (структуры Генеральной Прокуратуры Федеральной налоговой службы и т. д.).

Ветви госслужбы, указанные во втором и третьем пунктах, являются самостоятельным видом деятельности (ст. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.05.2003 № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Для всех трех видов установлена структура подразделений и должностей, соотношение между которыми учитывается при переходе из одной ветви госслужбы в другую.

Существует множество нормативных актов федерального и регионального уровня, регулирующих сферу госслужбы. Основными среди них являются следующие документы

  • Федеральный закон от 27.05.2003 № 58 (ред от 28.12.2010) «О системе государственной службы Российской Федерации». Этот законодательный акт определяет, что такое госслужба, какова ее структура, определяет порядок поступления и прохождения;
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 (ред от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Это основной закон, касающийся именно вопросов гражданской службы. Он определяет, что это такое, каковы ее виды, а также вводит классификацию и условия поступления на госслужбу, заключения служебного контракта и прохождения службы;
  • Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции». Определяет правовую основу и принципы борьбы с коррупцией, а также меры противодействия и профилактики данному явлению;
  • Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Устанавливает общие принципы поведения, основы социального поведения и моральные ориентиры госслужащих;
  • Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 26.01.2017) «О государственных должностях Российской Федерации». Этот регламентирующий документ вводит в действие общий перечень госдолжностей в России;
  • Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 23.08.2017) «О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы». Утверждает реестр должностей, который содержит сведения об их наименовании, коде и принадлежности к той или иной группе.

Все они регулируют деятельность, связанную с функционированием структур, классификацией должностей и прохождением госслужбы гражданами.

При разработке положений инструкций и регламентов, касающихся деятельности госучреждения, в первую очередь следует опираться именно на положения и требования, отраженные в этих нормативных актах.

Что такое гражданская служба

Законодатель определяет это как профессиональную служебную деятельность граждан России, направленную на обеспечение исполнения полномочий федеральных и региональных госорганов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов. Такое определение содержится в статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79. Другими словами, это профессиональная деятельность в органах власти различных уровней. Например, Федеральной налоговой службе или Федеральной службе судебных приставов.

Выделяют два вида гражданской госслужбы: федерального и регионального уровня. Отличаются они друг от друга принадлежностью учреждений к федеральному или региональному органу власти.

У тех, которые относятся к федеральным структурам, более широкие полномочия, круг вопросов для принятия решений носит глобальный характер или затрагивает как федеральные, так и региональные интересы. Если вопрос касается также и региональной деятельности, то по ним решения принимаются совместно со структурами, относящимися к субъектам РФ.

Региональные подразделения полномочны принимать решения, касающиеся деятельности отдельных регионов, или же действовать совместно с вышестоящими органами при решении общих вопросов.

В статье 8 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 говорится, что должности федеральной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом президента, а должности гражданской службы субъектов Российской Федерации учреждаются законодательными актами регионального уровня, которые разрабатываются на основании требований этого закона.

Однако все они, независимо от уровня, делятся следующим образом:

  • категории: руководители, помощники (советники) специалисты, обеспечивающие специалисты;
  • группы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие;
  • классные чины: действительный государственный советник, государственный советник, советник-референт, секретарь 1, 2 или 3 класса и т. д.

Классификация группы должностей государственной гражданской службы, таблица

Категории и группы должностей государственной гражданской службы также различаются между собой присвоенным классным чином. Классные чины присваиваются госслужащим в пределах группы соответственно занимаемой должности. Если гражданские служащие приняты на определенный срок, то для получения классного чина они должны сдать квалификационный экзамен. Исключением из этого правила являются руководители и помощники (советники), относящиеся к высшей и главной группам. Назначение и освобождение по ним производится напрямую президентом или правительством РФ.

В пределах ведущей старшей и младшей групп классный чин присваивается руководителем организации (представителем нанимателя), к которой относится должность.

Последовательность присвоения классных чинов и их соответствие и сохранение при переходе из одной структуры госвласти в другую на региональном уровне определяется субъектом РФ самостоятельно на основании положений, изложенных в ст 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79.

На федеральном уровне данный порядок, а также соотношение классных чинов госслужащих, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции и прокурорских работников определяется указами президента РФ.

Эти положения также устанавливаются в вышеуказанной статье.

Деление на категории должностей государственной гражданской службы, группы и чины нужно учитывать при составлении штатного расписания и планировании фонда оплаты труда, а также при разработке и внедрении служебного регламента госслужащего.

Полный перечень наименований с указанием кодов и делением на группы содержится в «Реестре должностей государственной гражданской службы», утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 23.08.2017).

Высшие должности

Все группы делятся по принадлежности к федеральным или региональным структурам власти. К высшей группе относятся те, которым присвоен в пределах группы классный чин действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Чин присваивает президент РФ.

Служащим в структурах госслужбы субъекта РФ в пределах группы присваивается классный чин действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Присвоение чина для этого вида осуществляется правительством РФ.

В других органах федеральной исполнительной власти чин присваивается руководителем федерального госоргана.

Эта категория включает в себя такие должности, как помощник президента Российской Федерации, заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации — пресс-секретарь президента Российской Федерации.

Как правило, служащие, занимающие их, относятся к администрации президента, Совета безопасности РФ и аналогичным структурам власти.

Главные должности

Должности главной группы федеральной госслужбы — это те, которым присваиваются классные чины государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Должностям главной группы, которые относятся к региональным властным структурам, присваиваются классные чины государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. К ним относятся, например, заместитель начальника департамента, советник, главный советник.

Следует отметить, что трудиться в органах государственной гражданской службы имеют право только граждане Российской Федерации. Это следует из положений статьи 14 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 (ред от 31.12.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Она запрещает иностранцам работать в подобных структурах. Право на это имеют только граждане РФ.

Ведущие должности

Должности, принадлежащие к ведущей группе федерального уровня, имеют классный чин советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Для регионального уровня этой же группы установлен классный чин советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Старшие должности

Госслужащие старшей группы федеральных структур госвласти имеют чин референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

К старшим должностям организаций и учреждений субъекта Российской Федерации относятся чин референта государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса.

Младшие должности

В самом начале карьерной лестницы госслужбы стоят должности младшей группы.

К ним имеют отношение те из них, которым присвоен классный чин секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. Если же должность относится к субъекту РФ, то для нее установлен чин секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

§ 2. Понятие и классификация должностей государственной службы

Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» в федеральных государственных органах могут быть учреждены должности, имеющие следующий правовой статус:

1. Государственные должности Российской Федерации, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Эти должности не относятся к должностям государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими (например, в федеральном министерстве таким лицом является только федеральный министр).

2. Должности государственной службы, которые учреждаются федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предназначены для замещения государственными служащими. К их числу относятся:

а) должности федеральной государственной гражданской службы;

б) воинские должности;

в) должности правоохранительной службы.

3. В федеральном государственном органе могут быть предусмотрены также должности, не относящиеся к должностям государственной службы. На лиц, замещающих такие должности, т.е. «негосударственных служащих», действие Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» и других нормативных правовых актов о государственной службе не распространяется. Их трудовая деятельность регулируется законодательством Российской Федерации о труде. К их числу относятся, например, дежурный по этажу, сторож.

Другой пример. Федеральным законом от 8 мая 1994 г. предусмотрено, что кроме двух помощников, являющихся федеральными государственными служащими, каждый член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь по три помощника, работающих по трудовому договору (контракту) на постоянной основе, которые не являются государственными служащими. Их правовое положение определяется названным Законом и Трудовым кодексом РФ.

Под должностью государственной службы понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного органа (учреждения), определяющая функциональное предназначение, полномочия и ответственность замещающего ее лица, а также расходы его нанимателя (государства, субъекта РФ) на его содержание и создание условий для выполнения им должностных обязанностей. В штатном расписании государственного органа (учреждения) указываются наименование, место и роль должности, перечень должностей, кому они подчинены, кто им подчинен. Внутренняя структура любого государственного органа (учреждения) рассматривается как определенная система различных по своему назначению и уровню должностей.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» содержатся некоторые признаки должности государственной службы, по которым ее можно отличить от должностей, имеющих иной правовой статус: должностей, не относящихся к должностям государственной службы; должностей муниципальной службы; выборных должностей в органах местного самоуправления, в органах профессионального союза.

Первый отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что круг наименований должностей государственной службы, указывающих на их функциональное предназначение, точно очерчен соответствующими реестрами. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют перечни: должностей федеральной государственной гражданской службы; типовых воинских должностей; типовых должностей правоохранительной службы. Эти перечни утверждаются Президентом РФ.

Это интересно:  Как оплатить транспортный налог через Сбербанк онлайн

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта.

Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Важность данного признака определяется тем, что в зависимости от функционального предназначения должностей, выраженного в их наименованиях, различаются виды государственной службы. Необходимость такого разделения связана с тем, что в одном федеральном государственном органе могут быть учреждены должности различных видов государственной службы. Например, в МЧС России имеются должности федеральной государственной гражданской службы, воинские должности и должности правоохранительной службы; в ФСО России — воинские должности и должности федеральной государственной гражданской службы .

Законом установлено, что федеральная государственная гражданская служба — это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (ст. 5).

Военная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (ст. 6).

Правоохранительная служба определяется как профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 7). Перечень таких федеральных государственных органов определяет Президент. Правоохранительные функции осуществляют: МВД России и его Федеральная миграционная служба, ФСБ России, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Минюст России и подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов и некоторые др.

Второй отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что объем полномочий по конкретной должности, включенной в перечень должностей соответствующего вида государственной службы, ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий того или иного федерального государственного органа (службы, учреждения). Для определения объема полномочий используется деление должностей государственной службы на категории и (или) группы: высшая, главная, ведущая, старшая, младшая. В соответствии с категорией и группой должностей устанавливаются различные квалификационные требования к гражданам для замещения этих должностей, порядок назначения на должности, присвоения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий, а также порядок решения многих других вопросов прохождения службы.

В число квалификационных входят требования к уровню профессионального образования, стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности, к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Другие требования, а также деление должностей государственной службы на категории и группы устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Так, Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. вместо ранее существовавшего деления на две категории («Б» и «В») установлено деление должностей государственной гражданской службы на четыре категории: руководители; помощники (советники); специалисты; обеспечивающие специалисты.

К категории «руководители» относятся должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

К категории «помощники (советники)» относятся должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

К категории «специалисты» относятся должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

К категории «обеспечивающие специалисты» относятся должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Ранее применявшийся принцип деления должностей государственной службы на пять групп (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие) использован и при делении должностей федеральной государственной гражданской службы.

Наименование воинских должностей, объем полномочий по ним и характер квалификационных требований к военнослужащим, замещающим эти должности, вытекают из предназначения и организационно-штатной структуры Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, сущности военно-служебных отношений, выполняемых должностных обязанностей, применяемых средств и способов ведения вооруженной борьбы и т.д.

Воинские должности в зависимости от их ранга (по своей значимости) делятся на составы применительно к делению системы воинских званий, установленной Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.: 1) солдаты, матросы, сержанты, старшины; 2) прапорщики и мичманы; 3) офицеры (младшие, старшие, высшие). Законом определено, что единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, а также общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами I ранга, утверждаются Президентом. Перечни иных должностей утверждаются в порядке, определяемом министром обороны РФ или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданского персонала или замещаться на конкурсной основе. Каждой должности должно соответствовать одно воинское звание, которое указывается в штате соответствующей военной структуры. Это означает, что не допускается утверждение перечней воинских должностей и штатов с так называемыми вилочными званиями (например, подполковник — полковник).

В зависимости от установленного деления воинских должностей на составы различается порядок назначения на них, присвоения воинских званий и решения других вопросов военной службы.

Полномочия по должностям правоохранительной службы и характер квалификационных требований к лицам, замещающим такие должности, вытекают из полномочий государственных органов, служб и учреждений, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод граждан. Из положений об этих органах и иных нормативных правовых актов видно, что выполнение правоохранительных функций представляет собой либо основное содержание деятельности органа, либо часть его работы, возложенной на следственные и иные подразделения правоохранительной службы.

Полномочия по конкретной должности государственной службы всех ее видов юридически закрепляются не только в положении о государственном органе или его структурном подразделении, уставе, положении о прохождении службы, но и в должностном (служебном) регламенте, введение которого предусмотрено Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации». В этот документ, утверждаемый представителем нанимателя, включаются: квалификационные требования к гражданину (государственному служащему) по замещаемой должности; должностные обязанности, права и ответственность государственного служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей; перечень решаемых им служебных вопросов и оказываемых государственных услуг гражданам и организациям; процедуры служебного взаимодействия государственного служащего с другими физическими и юридическими лицами; показатели эффективности и результативности служебной деятельности государственного служащего. Конкретные лица, реализующие должностные обязанности и права, могут меняться, а их содержание — нет. Каждый государственный служащий обязан выполнять ту же работу, что и его предшественник, если полномочия по должности не меняются.

Третий отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что соотношение должностей государственной службы различных ее видов и относительная важность каждой должности государственной службы внутри одного вида службы определяются, во-первых, штатной категорией, которой соответствует тот или иной классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, и, во-вторых, окладом по должности.

Необходимость сравнивать должности по этим критериям возникает, когда решается вопрос о перемещении государственного служащего в том же государственном органе для замещения иной должности государственной службы, а также при переводе для замещения иной должности государственной службы в другом государственном органе либо в другую местность.

Следует иметь в виду, что каждое такое перемещение государственного служащего связано с изменением его правового статуса и должно осуществляться только по установленным правилам, не ущемляя его прав и законных интересов. Важной гарантией в этом отношении служат положения, содержащиеся в ст. 8 Закона «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно которой соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента, а соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации — федеральным законом или указом Президента. Указом Президента «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» от 30 сентября 2004 г. утвержден табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы.

Четвертый отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что оплата труда по должности государственной службы осуществляется за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Для государственного служащего субъекта Федерации при необходимости могут быть предусмотрены случаи получения денежного содержания за счет средств федерального бюджета. Эти средства расходуются на создание условий государственному служащему для выполнения должностных обязанностей (обеспечение рабочего места средствами связи, оргтехникой, транспортом, оплата коммунальных услуг и т.д.), а также для выплаты ему денежного содержания, медицинского и иных видов обслуживания при прохождении им государственной службы.

Четкая регламентация статуса должности государственной службы, характеризующей служебное место и социально-трудовую роль каждого государственного служащего, необходима не только для определения его дееспособности как участника государственно-служебных отношений, но и для правильного установления общей численности управленческого аппарата и его структурных подразделений, соотношения разных категорий, групп и при необходимости сокращения и упрощения государственного аппарата. Практика показывает, что только при четком распределении между государственными служащими, особенно руководителями, всего объема функций государственного органа или его структурного подразделения, определении конкретных обязанностей и прав для каждой должности, форм и методов работы исполняющего ее лица, взаимоотношений с другими служащими, в том числе других государственных органов, профессиональная служебная деятельность протекает в нужном ритме, устраняются параллелизм и неразбериха и, что очень важно, повышаются уверенность, инициатива и персональная ответственность государственного служащего.

Юридическое закрепление в положениях, уставах и должностных (служебных) регламентах конкретных должностных обязанностей и прав призвано обеспечить более качественное осуществление подбора и расстановки кадрового состава государственных органов, поскольку это осуществляется целенаправленно — с учетом квалификационных требований, предъявляемых к государственному служащему по той или иной должности государственной службы. При аттестации государственного служащего его профессионализм и компетентность оцениваются применительно к конкретной должности, а не вообще. Каждый государственный служащий свою профессиональную служебную деятельность, успехи и недостатки в работе, а также возможности продвижения по службе связывает с определенными должностями, а не только с их принадлежностью к какому-либо государственному органу, службе, учреждению.

С понятием должности государственной службы связывается также порядок присвоения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий, размеры денежного содержания, пенсий, специальные права и обязанности, порядок решения других вопросов прохождения государственной службы.

Следовательно, понятие должности государственной службы является стержневым, основополагающим для определения правового статуса государственного служащего и порядка прохождения им любого вида государственной службы на должностях, указанных в соответствующих перечнях. Должность государственной службы — комплексное правовое образование (государственное установление), элементы которого регулируются нормами административного, конституционного, трудового, финансового и других отраслей права. Это государственное установление обеспечивает также регулирование отношений в сфере организации и функционирования государственной службы Российской Федерации.

Общим признаком должностей государственной службы всех ее видов является то, что они учреждаются для обеспечения исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, их государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, vuzlit.ru, ppt.ru, clubtk.ru, lawtoday.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector