+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

КТМ 2013 (Кодекс торгового мореплавания РФ) в редакции, действующей с 27.01.2013 года

Торговое мореплавание существует уже многие века. Однако сегодня эта сфера строго регулируется со стороны государства, о чем свидетельствует устойчивая законодательная база, разработанная для этой цели. Основой ее выступает Кодекс торгового мореплавания РФ.

Кодекс торгового мореплавания РФ 2018 – нормативно-правовой акт, созданный в результате кодификации. Он определяет основные положения, правила, нормы и порядки осуществления торгово-морской деятельности, правовое положение судов и экипажа, особые виды и формы заключения соответствующих договоров и многое другое.

Этот документ имеет широкое применение, так как в нем собран целый спектр регулируемых отношений в рамках одной сферы. Он призван обеспечивать порядок при осуществлении торговой деятельности, перевозок грузов морскими судами.

Правила кодекса распространяются исключительно на торговые суда, не затрагивая военных. Исключение составляют лишь случае напрямую предусмотренные законом.

Из чего состоит?

КТМ РФ имеет достаточно объемную структуру и включает в себя 27 глав или 430 статей. Главы в законе следующие:

  • I включает основы и общие определения, используемые в кодексе;
  • II посвящена определению судна, его принадлежности, порядку освидетельствования;
  • III закрепляет порядок регистрации судна и определения прав на него;
  • IV фиксирует положение экипажа судна, в частности капитана;
  • V глава посвящена правовому положению портов и осуществления ими контроля над судами;
  • VI закрепляет правовое положение лоцманов;
  • VII фиксирует правила определения судьбы затонувшего имущества и его принадлежности;
  • VIII – XV закрепляют правила и порядки заключения морских договоров различного рода;
  • XVI глава посвящена вопросам аварии с участием судов;
  • XVII определяет порядок возмещения убытков, которые понесло судно;
  • XVIII – XIX фиксирует виды и формы ответственности, возникающей за загрязнение судов нефтью, топливом, а также за ущерб, возникший в связи с перевозкой опасных веществ;
  • XX посвящена правилам спасения судна и находящегося на нем имущества;
  • XXI определяет порядок применения ограничений по морским требованиям;
  • XXII рассматривает порядок залога, ипотеки судна;
  • XXIII фиксирует правила ареста морского судна;
  • XXIV глава о морских протестах;
  • XXV о исках, исковой давности и порядке предъявления претензий;
  • XXVI глава посвящена применимому праву;
  • XXVII итоговая глава.

Кому нужно знать КТМ

Кодекс торгового мореплавания должен быть знаком каждому, кто является членом экипажа торгового судна, сотрудником порта. Именно в этом документе содержатся положения, правила осуществления морской торговли. Кроме того, в нем закреплен порядок контроля портовыми службами за торговыми судами.

Лицу, которое владеет торговым судном или желает его приобрести, также важно знать положения кодекса, так как в нем определены правила заключения договоров различного рода, объектом которых выступает право на торговое судно.

Этот документ регулирует полностью сферу торгового мореплавания, поэтому, лицам, связанным с ним обязательно стоит знать его положения.

Таким образом, Кодекс торгового мореплавания РФ – важнейший документ, обязательный для исполнения всеми участниками торгово-морских отношений. Он играет определяющую роль в системе регулирования сферы морской торговли и считается высшим по юридической силе в рамках ее действия.

Кодекс торгового мореплавания (КТМ РФ)

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ

С изменениями и дополнениями от:

26 мая 2001 г., 30 июня 2003 г., 2 ноября 2004 г., 20 декабря 2005 г., 4 декабря 2006 г., 8 ноября, 6 декабря 2007 г., 14, 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 18 июля 2009 г., 1 июля, 22 ноября 2010 г., 3, 14 июня, 18, 19 июля, 7, 21 ноября 2011 г., 23 апреля, 14 июня, 28 июля 2012 г., 23 июля 2013 г., 3 февраля, 14 октября, 29 ноября, 31 декабря 2014 г., 30 марта, 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 7 февраля, 1, 18 июля, 20, 29 декабря 2017 г., 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 31 марта 1999 года

Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года

Президент Российской Федерации

30 апреля 1999 г.

Кодекс торгового мореплавания (КТМ РФ) разработан для того, чтобы урегулировать отношения в соответствующей сфере.

Определены сфера применения Кодекса, основные понятия, задачи госконтроля и надзора за торговым мореплаванием.

Торговое мореплавание — это деятельность, связанная с использованием судов для различных целей, в том числе для перевозок грузов, рыболовства, лоцманской и ледокольной проводок, поисковых, спасательных и буксирных операций.

Правила, предусмотренные КТМ РФ, распространяются на морские суда во время их плавания как по морским, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором или законом.

Это касается также судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания по морским, по внутренним водным путям при перевозках грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный порт, во время спасательной операции и при столкновении с судном.

Суда должны быть зарегистрированы в одном из следующих реестров: Государственный судовой реестр, судовая книга, бербоут-чартерный реестр, Российский международный реестр судов.

Право собственности и иные вещные права на судно должны быть зарегистрированы в Государственном судовом реестре или судовой книге. То же самое касается ограничений (обременений) прав на него (ипотека, доверительное управление и др.). Закреплены условия и порядок регистрации судов.

Определены требования к экипажу, в том числе к капитану. Урегулированы трудовые отношения на судне.

Предусмотрено несколько договоров, которые могут заключаться в сфере торгового мореплавания. В их числе — договоры морской перевозки груза (пассажира), фрахтования без экипажа, буксировки, агентирования, страхования, посредничества.

Установлена ответственность за ущерб, причиненный собственником судна, в том числе в связи с перевозкой опасных и вредных веществ.

Отдельные главы посвящены морским протестам, претензиям и искам. Определен порядок их предъявления.

КТМ РФ введен в действие с 1 мая 1999 г.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ

Настоящий Кодекс вводится в действие с 1 мая 1999 г.

Текст Кодекса опубликован в Российской газете» от 1-5 мая 1999 г. N 85-86, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. N 18 ст. 2207

Постановлением Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2004 г. N 7-П положение пункта 2 статьи 87 настоящего Кодекса признано не соответствующим Конституции РФ

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 460-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г., за исключением абзаца пятнадцатого пункта 2 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 30 декабря 2018 г.

Это интересно:  Кредитная карта Альфа-Банка: отзывы, стоит ли открывать

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 400-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 февраля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 282-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 июля 2015 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 июля 2015 г.

Федеральный закон от 30 марта 2015 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 апреля 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 ноября 2014 г.

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 февраля 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу с 21 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2013 г.

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 мая 2012 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 ноября 2011 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу с 21 октября 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 113-Ф3

Изменения вступают в силу с 17 июня 2011 г.

Федеральный закон от 22 ноября 2010 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 декабря 2010 г.

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 июля 2010 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., но не ранее одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2008 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2008 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 июля 2008 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 ноября 2007 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2006 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 декабря 2005 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 26 мая 2001 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 мая 2001 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ в отношении понятия каботажной перевозки и исключительного использования судов под флагом РФ

В соответствии со ст. 1 ФЗ N 460, расширено понятие торгового мореплавания в ст. 2 КТМ РФ. Теперь оно включает в себя, дополнительно, операции по хранению грузов с использованием судов, а так же проведение морских ресурсных исследований.

Статья 4 КТМ РФ полностью изменена и изложена в новой редакции. Часть 1 указанной статьи предусматривает перечень операций, которые могут производиться исключительно с использованием судов под флагом РФ. В перечень входят: 1) каботаж; 2) ледокольная проводка, поисковые и спасательные операции, подъем затонувшего в море имущества, гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах и (или) в территориальном море РФ; 3) морские ресурсные исследования, разведка и разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ.

Часть 2 ст. 4 КТМ расширяет понятия «каботаж». Ранее, под каботажем понимались «перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами РФ». В новой редакции ограничение на совершение каботажных рейсов исключительно между двумя портами снято. Под каботажем теперь понимаются перевозка грузов, пассажиров и их багажа и (или) буксировка: 1) во внутренних морских водах и (или) в территориальном море РФ без пересечения Государственной границы РФ; 2) из внутренних морских вод и (или) территориального моря РФ к искусственным островам, установкам и сооружениям, расположенным в исключительной экономической зоне РФ и (или) на континентальном шельфе РФ; 3) во внутренние морские воды и (или) в территориальное море РФ от искусственных островов, установок и сооружений, расположенных в исключительной экономической зоне РФ и (или) на континентальном шельфе РФ; 4) между искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными в исключительной экономической зоне РФ и (или) на континентальном шельфе РФ; 5) из внутренних морских вод и (или) территориального моря РФ во внутренние морские воды и (или) в территориальное море РФ с пересечением Государственной границы РФ.

Таким образом, каботажными рейсами считаются любые перевозки и буксировка м жду точками в территориальных водах РФ, без привязки к конкретным морским портам. Данное расширение понятия каботажа приветствуется, так как не все перевозки совершаются судами из одного морского порта в другой: имеют место перевозки до плавучих стационарных платформ, до мест отвала грунта, и тд.

Исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 4 КТМ РФ в новой редакции, каботаж, ледокольная проводка, спасательные операции, подъем затонувшего имущества и гидротехнические работы совершаются судами под флагом РФ, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Таким образом, суда под иностранным флагом все еще имеют право получить специальное разрешение на совершение данных операций в водах РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 24.05.2012 N 504.

Это интересно:  Как вступить в наследство после смерти матери без завещания: оформление наследства

Между тем, новая редакция ч. 3 ст. 4 КТМ РФ выделяет так же деятельность, которая может быть совершена исключительно судами под флагом РФ, без допуска к ним иностранных судов. К такой деятельности относятся: 1) лоцманская проводка, санитарный, карантинный и другой контроль, защита и сохранение морской среды во внутренних морских водах и (или) в территориальном море РФ, а также ледокольная проводка и ледовая лоцманская проводка в акватории Северного морского пути; 2) морские перевозки нефти, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, добытых на территории РФ и (или) на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, в том числе на континентальном шельфе РФ, и погруженных на суда в акватории Северного морского пути, до первого пункта выгрузки или перегрузки; 3) хранение нефти и нефтепродуктов, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, если такое хранение осуществляется на судне в акватории Северного морского пути.

Таким образом, для совершения вышеуказанных операций, судно должно быть зарегистрировано под флагом РФ либо постоянно (на основании права собственности на судно Российского лица), либо временно (на основании бербоут-чартера судна).

Исключения из данного правила допускаются лишь по решению Правительства РФ, «если это не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ» (ч. 4 ст. 4 КТМ РФ). Порядок принятия такого решения должен быть дополнительно установлен нормативными правовыми актами. При этом необходимо отметить, что требование в отношении морских перевозок нефти, газа, угля и конденсата, погруженных на суда в акватории Северного морского пути и хранение их на таких судах, не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров, заключенных до 30.12.2018 года, а также международных договоров РФ, предусматривающих использование судов, плавающих под флагами иностранных государств. Таким образом, действующие договоры не требуется расторгать.

Привлечение российских судов для морских перевозок нефти, газа, угля и конденсата, погруженных на суда в акватории Северного морского пути так же вступает в силу лишь с 30.12.2018 года, что дает участникам отрасли возможность осуществить заключение новых договоров с владельцами судов под флагами РФ в разумный срок.

Основываясь на всем вышеизложенном, с 01.02.2018 года судовладельцам рекомендуется дополнительно уточнять требования к флагу судна при планировании той или иной деятельности в территориальных водах РФ. Суда под иностранными флагами могут быть допущены для работы в РФ не во всех случаях, даже с учетом существования
действующего порядка получения иностранными судами специальных разрешений.

Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ)

Кодекс торгового мореплавания в действующей, актуальной редакции, со всеми изменениями и дополнениями, постатейные комментарии, законодательство в области торгового мореплавания и деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства, перевозки грузов и пассажиров и иных целей.

КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

действующая редакция

Москва, Кремль
30 апреля 1999 года
№ 63-ФЗ

Кодексы РФ

КТМ РФ — документы Пленума и Президиума ВС

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)

«О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»

«О подсудности дел, вытекающих из морских требований»

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)

«О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»

КТМ РФ — последние изменения и законы

«О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О свободном порте Владивосток»

«О внесении изменения в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте, и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

«О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна»

«О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации»

«О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и статьи 17 и 19 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства»

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

«О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной охране» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ

К основным национальным законодательным и нормативным актам, на положениях которых должны базироваться действия и методы по обеспечению безопасности плавания, относятся:

Конституция Российской Федерации,

Гражданский кодекс РФ,

Уголовный кодекс РФ,

Кодекс торгового мореплавания,

Приказ Минтранса РФ от 26 июля 1994 г. № 63 «О мерах по повышению безопасности мореплавания».

Первый в истории России кодифицированный акт о торговом мореплавании — Кодекс торгового мореплавания Союза ССР был принят в 1929 г., второй — Кодекс торгового мореплавания СССР — в 1968 г., третий — Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) — 31 марта 1999 г. (вступил в силу с 1 мая 1999 г.). Несмотря на некоторую условность, термин «торговое мореплавание» использовался и в законодательной практике дореволюционной России. Доказательством тому — Проект уложения о торговом мореплавании 1909 г.

КТМ РФ регулирует отношения, далеко выходящие за рамки обычных транспортных уставов и кодексов. Им регулируется, с одной стороны, транспортная деятельность на море, а с другой, — большой круг отношений, связанных с иными видами деятельности на море. Об этом свидетельствует ст.2 КТМ РФ, где дается расшифровка термина «торговое мореплавание». Под ним понимается деятельность, связанная с использованием судов для:

Это интересно:  Что такое мировое соглашение по исполнительному производству и зачем оно нужно

• перевозки грузов, пассажиров и багажа;

• промысла водных биологических ресурсов;

• разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;

• лоцманской и ледокольной проводки;

• поисковых, спасательных и буксирных операций;

• подъема затонувшего в море имущества;

• гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;

• санитарного, карантинного и другого контроля;

• защиты и сохранения морской среды;

• проведения морских научных исследований;

• учебных, спортивных и культурных целей;

Сфера действия КТМ РФ определена в ст. 3:

«1. Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на:

• морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом;

• суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река-море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

2. Правила, установленные настоящим Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на:

• военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;

• некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

В случаях, если настоящим Кодексом прямо предусмотрено, что правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на суда и грузы, указанные в настоящем пункте, такие правила не должны использоваться в качестве оснований для изъятия, ареста и задержания таких судов и грузов».

КТМ РФ (1999 г.) впервые вводит понятия государственного управления в области торгового мореплавания и государственного надзора за торговым мореплаванием. Первое осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации и Государственным комитетом по рыболовству РФ и заключается в издании в пределах своей компетенции обязательных для исполнения организациями и гражданами правил, инструкций и иных актов, содержащих нормы права и регулирующих отношения, возникающие в торговом мореплавании. Второе заключается в выполнении этими органами исполнительной власти надзора за:

• соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании;

• охраной человеческой жизни на море;

• дипломированием членов экипажей судов, за исключением членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов;

— государственной регистрацией судов и прав на них;

— лоцманской службой и системой управления движением судов в морских портах;

— спасательной службой и взаимодействием ее с другими спасательными службами;

— состоянием морских путей;

— обеспечением защиты морской среды.

Впервые в Кодекс введена глава «Государственный портовый контроль», в которой закреплены функции капитана порта по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морских портах. На капитана морского торгового Порта возлагается:

контроль над соблюдением международных договоровРоссийской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании;

выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждение их выдачи;

проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;

контроль над соблюдением требований, касающихся порядка захода в порт и выхода из порта;

контроль над деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов;

расследование аварийных случаев.

Кодекс закрепляет высокий служебный статус капитана порта. Капитан морского торгового порта подчиняется непосредственно федеральному органу исполнительной власти в области транспорта. За нарушение правил, касающихся безопасности Мореплавания и порядка в порту, капитан порта вправе налагать административные взыскания. Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его компетенции вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в порту обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан.

Кодекс определяет права капитана порта на проверку судовых документов, на осмотр судна при наличии достаточных оснований полагать, что судно не отвечает требованиям безопасности мореплавания, на контрольный осмотр судна. В случае непригодности судна к плаванию, нарушения требований о загрузке, снабжении судна, укомплектовании экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо причинения ущерба

морской среде капитан порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из порта.

Рад новых правовых норм, касающихся безопасности мореплавания, содержится в главе «Морские лоцманы». В ней сформулированы цели лоцманской проводки: они заключаются в обеспечении безопасности плавания судов и предотвращении происшествий с судами, а также защиты морской среды. На лоцмана возлагаются обязанности публично-правового характера — немедленно сообщать капитану порта о:

— любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;

— любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом районе;

— невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвра­щения загрязнения моря с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.

Кодекс учитывает требования международных конвенций к дипломированию членов экипажа судов. Он определяет, что члены экипажей должны иметь дипломы и квалификационные свидетельства, которые считаются действительными при наличии подтверждений их капитанами портов, удостоверяющих их выдачу. Предусматривается, что эти дипломы и свидетельства должны быть установлены Положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным правительством Российской Федерации.

Дипломы или свидетельства могут быть изъяты или аннулированы либо их действие может быть приостановлено соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов при исполнении ими обязанностей в соответствии с их дипломами и квалификационными свидетельствами, а также в целях предотвращения обмана.

В Кодексе торгового мореплавания сохранены правовые нормы, касающиеся обязанностей капитана судна по обеспечению безопасности плавания, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда находящимся на судне людям и грузу.

Принятием Кодекса создана правовая основа для разработки подзаконных актов, в которых должны быть конкретизированы общие принципы и нормы, изложенные в нем.

Статья написана по материалам сайтов: ktmrf.ru, base.garant.ru, www.korabel.ru, xn--80aafg4awbfege9o.xn--p1ai, studopedia.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector