+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Неуведомление о принятом решении об изъятии земельного участка – основание для отказа в иске о его выкупе

КАК ОСПОРИТЬ ОТКАЗ В ВЫКУПЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА 2016

В данной статье не рассматриваются вопросы, связанные с «дачной амнистией»

Собственники недвижимости, в том числе физические и юридические лица, имеют право выкупить у муниципалитета земельный участок, который находится под этой недвижимостью. Это право им дает Земельный кодекс и Федеральный Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Собственники земли имеют ряд преимуществ перед арендаторами, в особенности это касается бизнеса.

Не секрет, что земля является большой ценностью и представители Администрации города или поселения крайне неохотно соглашаются на продажу земельного участка гражданину, а тем более предпринимателю. Несмотря на то, что Земельный кодекс, в статье 39.16 содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выкупе участка (таких оснований 25), практика показывает, что Муниципалитеты выходят за пределы перечня при обосновании своего отказа.

Если участок сформирован и в данном населенном пункте приняты правила Землепользования и Застройки, наиболее часто встречаемый отказ в приватизации земельного участка следующий: «площадь земельного участка существенно превышает необходимую площадь для эксплуатации здания, расположенного на земельном участке». Надо понимать, что закон такого основания для отказа не содержит, однако, судебная практика решает данный вопрос по-разному. Ситуацию усугубляет то, что в марте 2015 года были внесены существенные поправки в Земельный кодекс, на которые судебная практика не успела однозначно отреагировать. Все это позволяет отнести данный вопрос к категории «сложных».

Итак, вы получили отказ в выкупе земельного участка, алгоритм ваших дальнейших действий следующий:

  1. Подача Заявления в суд.
    • Если вы Физическое лицо, то подаете «Административное исковое заявление о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности» в районный суд по месту нахождения Администрации;
    • Если вы Юридическое лицо или Индивидуальный предприниматель, подаете «Заявление о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности за плату» в Арбитражный суд

При этом исковые требования должны быть сформулированы четко и аргументированно. Необходимо сослаться на пункты Земельного кодекса и Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», которые дают право собственнику недвижимости приватизировать соответствующий земельный участок:

— Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом;

— перечень оснований, для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является закрытым;

— Продажа земельных участков, на которых расположены здания, собственникам таких зданий, либо помещения осуществляется без проведения торгов;

Согласно п.5 ст.39.17, уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления либо отказывает в выкупе, либо осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет проект заявителю. По этой причине в исковых требованиях желательно добавить следующий пункт: обязать Администрацию составить проект договора купли-продажи и направить на адрес……

  1. Судебный процесс.
    • Предварительное заседание. На этой стадии будет целесообразно собрать, а при необходимости приобщить к делу следующие документы:

— Градостроительный отчет нормативной площади земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания;

— Технический отчет об инженерно-геодезических изысканиях по установлению и закреплению границ участка землепользователя с определением площади;

— Показания специалиста о соответствии площади испрашиваемого земельного участка фактического его использованию (специалистом может быть, например, Кадастровый инженер);

— Заключение эксперта о соответствии площади испрашиваемого земельного участка фактического его использованию.

2.2. Судебное заседание по нашему иску — наиболее сложный этап на пути к победе в судебном процессе. Поскольку позиции судей по данному вопросу неоднозначны, формирование судейского убеждения во многом будет зависеть от юристов каждой стороны. Необходимо быть подготовленным ко всем возможным вопросам со стороны ответчика и суда, а также иметь некоторые «козыри», например аргумент или довод, который вы будете использовать впервые, чтобы сработал «эффект неожиданности» у оппонента.

  1. Аргументы и контраргументы:
  1. В выступлении необходимо сослаться на то, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 АПК).

То есть, бремя доказывания на Администрации. Необходимо периодически уточнять, что поскольку не представлены доказательства нарушения требований градостроительного и земельного права при определении границ и площади участка, Администрация свою правоту не доказала.

  1. В том случае, если юрист Администрации укажет на правовую позицию Верховного суда, согласно которой «бремя доказывания того, какой размер земельного участка, подлежащего выкупу, является необходимым, возлагается на лицо, которое желает его выкупить», нужно подчеркнуть, что правовая позиция более не актуальна, так как с 03.03.2015 ст. 36 ЗК РФ утратила силу, особенности предоставления находящегося в государственной (муниципальной) собственности земельного участка, на котором расположены здание, сооружение, урегулированы в ст. 39.20 ЗК РФ.
  2. Если Администрация сошлется на то, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, надо привести контраргумент, что это было закреплено в п. 7 ст. 36 ЗК, а в настоящий момент статья утратила силу (с 03.03.2015), соответственно на эту норму нельзя сослаться.
  3. Следующий аргумент:

Земельный участок испрашиваемой Заявителем площади эксплуатируется не только в связи с использованием объектов недвижимости, но и для ведения коммерческой деятельности с использованием прилегающей к объектам территории (для юр. лиц и ИП).

  1. Согласно п.5. ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N178-ФЗ земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании представляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.

Данная норма является императивной.

  1. На момент обращения Общества с заявлением о выкупе, земельный участок, занятый принадлежащими Обществу на праве собственности зданиями, в установленном порядке сформирован и поставлен на кадастровый учет.

Компания «Силкин и партнеры» проанализирует практику, найдет применимое право вашем конкретном случае и окажет услугу надлежащего качества.

Иск об изъятии земельного участка

Уважаемые юристы.Постановлением районной

администрации мне был

предоставлен в аренду земельный участок для строительства индивидуального

жилого дома. Сейчас, три года спустя, мы построили дом.В суд обратилась прокуратура с иском к администрации района и ко мне о признании результатов межевания по формированию предоставленного мне земельного участка, а также по признанию сделок с ним недействительными. Я написала обращение в правительство и получила ответ.Уважаемые юристы, исходя из ответа, что можно противопоставить иску? Может быть то, что истец не обеспечил работы по установлению, восстановлению и закреплению на местности своего участка?. К сожалению, у нас нет пока чертежа 1984 года, но мы отправили запрос на его получение. Я не пойму относительно площади участка. Если на данный момент она соответствует той, которая была закреплена за федералами, то чего еще они хотят?

Ответы юристов (5)

Изъятие земельного участка возможно в следующих случаях:

1. Для государственных или муниципальных нужд.
2. В случае ненадлежащего использования земли.
3. В случае реквизиции.
4. В случае конфискации.

Изъятие для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ; ст. ст. 49, 56.2 ЗК РФ)
Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются в исключительных случаях, связанных с государственными (муниципальными) нуждами.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляют Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.
Правообладатель земельного участка должен быть письменно уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд органом, принявшим решение об изъятии (п. п. 3, 5 ст. 279 ГК РФ).
За изымаемый земельный участок его правообладателю предоставляется возмещение.
При этом при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.
В случае если одновременно с изъятием земельного участка осуществляется изъятие расположенных на нем и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (п. п. 1, 2, 3 ст. 281 ГК РФ).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 6 ст. 279 ГК РФ).

Примечание. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок (п. 3 ст. 281 ГК РФ).

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется принудительное изъятие земельного участка, определяются судом (п. 6 ст. 279, п. 4 ст. 281 ГК РФ).

Земельный участок не используется или используется с нарушениями (ст. ст. 284 — 286 ГК РФ)
Земельный участок может быть изъят у собственника, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для этих целей в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Земельный участок может быть изъят у собственника, если участок используется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Обратите внимание!
В отношении земельных участков, которые после изъятия могут быть предоставлены гражданам, проводится административное обследование (п. п. 1, 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251).
В ходе обследования должностные лица органов государственного земельного надзора проверяют состояние и способы использования земельного участка правообладателями.
В случае выявления нарушений земельного законодательства правообладатель может быть привлечен к административной и иной ответственности (п. п. 8, 14 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251).

Реквизиция (ст. 242 ГК РФ; ст. 51 ЗК РФ)
Земельный участок могут изъять у собственника уполномоченные исполнительные органы государственной власти в порядке реквизиции. Это возможно только в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Стоит отметить, что реквизиция подразумевает временный характер изъятия, а если изъятый земельный участок будет невозможно вернуть, то собственнику выплатят его рыночную стоимость или по его желанию предоставят равноценный участок в другом месте.

Конфискация (ст. 243 ГК РФ; ст. 50 ЗК РФ)
Земельный участок может быть безвозмездно изъят (конфискован) у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления.

Это интересно:  Закон о всеобщей воинской обязанности 1939

Уточнение клиента

Здравствуйте! Мне кажется, что наш случай ни под один из Вами названных пунктов не подпадает. Краткая история: В октябре 2013 года на сайте

«Авито» я нашла объявление о продаже земельного участка.Созвонившись и встретившись с риэлтором, осмотрев участок,я заключила с ней договор о покупке данного участка.

Участок находился в аренде и приобретался по договору переуступки права. Такой договор с предыдущим арендатором, и был заключен мною 19 октября 2013 года в

здании администрации района. Далее, 29 октября в Управлении Федеральной

службы государственной регистрации,кадастра и картографии мною были

получены кадастровая выписка и паспорт земельного участка с геодезически определенными границами. Акт передачи участка был зарегистрирован в Росреестре 31 октября 2013 года. Постановлением главы муниципалитета данный участок был предоставлен для строительства индивидуального жилого дома. 3 апреля 2014 года начальник управления архитектуры и градостроительства администрации утвердил представленный мною градостроительный план земельного участка. 8 августа 2014 года за подписью этого же начальника я получила разрешение на строительство ИЖД. После получения всех

разрешений, осенью 2014 года на участке был построен фундамент, а

летом-осенью 2015 года стены и крыша жилого дома площадью 156,6 кв.м. Далее, как я уже писала, в марте 2016 года В суд обратилась прокуратура с иском к администрации района и ко мне о признании результатов межевания по формированию предоставленного мне земельного участка, а также по признанию сделок с ним недействительными. Образец иска к я приложила. Честно говоря, надежды выиграть дело очень мало, но посмотрим , какие еще документы есть в иске, поскольку мы его еще так и не получили. У меня сейчас вот какой вопрос: людей с подобной проблемой по зу в этом районе немало, но все они проигрывают иски к администрации по возмещению ущерба. Мы дважды писали запрос в администрацию о том, на каком основании они предоставили нам под ИЖД спорный участок. В ответах в обоих случаях подчеркивалось, что уч-к был предоставлен на основании данных кадастровой палаты. То есть, админ-я заранее пытается уйти от ответа, перекладывая ответственность на кадастр. Так неужели иск о возмещении вреда нам предъявлять кадастру? И что с него вообще можно взять. Разве нет законов, указывающих на то, что администрация обязана предоставлять гражданам зу только после надлежащей и всесторонней проверки? Разве это обязанность граждан? И каким образом мы могли понять, что что-то не так, если по документам все в порядке?

25 Июня 2016, 13:20

Есть вопрос к юристу?

Для полного счастья, чтобы выяснить детали иска прокуратуры не хватает.

Смысл ситуации простыми словами:

Администрация выделила Вам участок в месте, где по мнению прокуратуры находится ранее учтённый земельный участок, находящийся в федеральной собственности, границы которого не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (т.е. есть древний документ, по которому какой-то древней организации скажем при ссср предоставлен огромный участок, который теоретически условно всю площадь занимает и по нему участок поставлен на кадастр, но координат нет, только описание границ). Прокурор «возбудился» мол как же так муниципалитет на федеральной земле участок выделил… Впрочем исходя из ответа администрации, прокуратура скорее всего проиграет, т.к. у Вас участок в населённом пункте, границы населённого пункта установлены(а это не быстрый процесс, проходит утверждение депутатов и т.п.), точных границ нет. Хоть потерпевший государство, ответчик тоже государство, следовательно, если признают предоставление участка незаконным, Вам надо ущерб возместить за счёт администрации, врят ли суд на это пойдёт.

Уточнение клиента

Спасибо, Вы правильно все поняли. Но..Дело в том, что иск предъявлен по нескольким участкам. Суд по соседнему участку уже прошел и по его решению соседи должны снести постройку. У них только фундамент.То есть, прокурор как раз выиграл. Другое дело, что они практически не боролись, наняли адвоката перед самым суд. заседанием почти. Накануне заседания адвокат позвонил и сказал, что им лучше не присутствовать, они без них разберутся. И разобрались. Неизвестно вообще, что там происходило. Но к делу. Мы пока иска не получили, но они однотипные. Соседка скинула фото, извините за качество.

22 Июня 2016, 02:43

Уточнение клиента

Участок у них имеет декларативную площадь.)) Это мне так ответили в районной администрации. То есть, сведения о земельном участке, в том числе и площадь, внесены в государственный кадастр недвижимости по данным из исходных правоустанавливающих документов, т.е. без определения площади и установления границ на местности. Вполне возможно, что они хотят всё, но какие документы от них истребовать можно в доказательство их претензий?

22 Июня 2016, 02:55

Всё правильно декларированная площадь у ранее учтённых участков, границы которых не уточнены. Они пишут что границы установлены актом и закреплены на местности в 2001 году, очень сомнительное утверждение. В соответствии с действующим законодательством границы не считаются установленными. А в их документах я не вижу описания, как проходит граница, согласитесь ориентир восточнее села — это очень условно… Я бы сначала просил суд привести границы федерального участка в соответствии с требованиями действующего законодательства. Согласно 221-ФЗ о государственном кадастре недвижимости границы земельного участка определяются по правооустанавливающим документам (если в них есть описание границ, надо уточнить но на мой взгляд этот акт которым они тыкают не правооустанавливающий документ), в случае отсутствия по границам существующим на местности 15 и более лет, позволяющих определить местоположение (такие врят-ли есть, тем более непосредственно в населённом пункте). При уточнении границ, они пересекут установленную(как пишет администрация) границу населённого пункта, а это отказ. Чтобы уточнить границы им придётся отменить установление границы населённого пункта и правила застройки землепользования, представляете, какой скандал?

Ещё они упирают, что с ними акт при уточнении не был подписан, там разве уточнение было? Я думал Ваш участок по схеме образован, а в таком случае согласование границ не предусмотрено.

Ответчик администрация? Даже если проиграют(хотя на мой взгляд дело, впрочем по тому какие не компетентные решения особенно по земле принимают судьи первой инстанции, я ничему не удивлюсь), выходите со встречным иском, чтобы Вам администрация возмещала расходы.

Уточнение клиента

22 Июня 2016, 16:36

По поводу того, что включение в состав населённого пункта не влечёт прекращения прав, это так. Но я о другом, как я понимаю ранее учтённый участок не весь в границе населённого пункта, а только частично, т.е. граница его режет, следовательно установлена не верно.

Список конечно впечатляющий, до сих пор никого не посадили?

Уточнение клиента

Нет, у них все хорошо.Глава Гурьевска: Так случилось, что Эдуард Петров, руководитель программ «Честный детектив», «Дежурная часть», он же директор правового вещания ВГТРК, — является моим товарищем, мы давно уже с ним дружим. Он несколько раз приезжал ко мне в гости, летом отдыхал здесь и в последний раз приезжал к моей супруге на день рождения 28 января. После того, как он был у меня, вышли все эти материалы о нашем УМВД. — Как вы познакомились с Эдуардом Петровым?

— Познакомился еще по профессиональной своей деятельности.

— Когда в КГБ служили?

— Нет, я уже тогда не служил. Но через своих друзей, сотрудников, которые до сих пор работают сейчас уже в системе ФСБ.)))Кстати, главу УМВД сняли в июне.

26 Июня 2016, 00:38

Да уж, прям сюжет целый получается… В очередной раз получается, что Россия — странна связей.

Конечно — это не правильно одной рукой государство даёт, другой забирает. Ответственности никто не несёт, компенсации не предоставляют.

Может Путину написать?), как не смешно иногда, помогает.

А вообще Вам нужен хороший адвокат, причём судя по всему первой инстанцией не обойдётся.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Prom-Nadzor.ru

Заявление о признании недействительным отказа уполномоченного органа в выкупе земельного участка

В [наименование арбитражного суда]

Заявитель: [Наименование полностью]
[адрес, телефон, адрес электронной почты, ИНН, ОГРН]

Заинтересованное лицо:
[Наименование уполномоченного органа власти]
[адрес, телефон, адрес электронной почты]

Заявление
о признании недействительным отказа уполномоченного органа в выкупе земельного участка

[Число, месяц, год] по договору купли-продажи N [значение] [краткое наименование заявителя] приобрел у [наименование/Ф. И. О. продавца полностью] в собственность [указать объект недвижимости] площадью [значение] кв. м, находящееся по адресу [вписать нужное] (далее — объект недвижимости). Объект недвижимости был передан заявителю по акту приема-передачи от [число, месяц, год].

Согласно пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.

Объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, расположен на земельном участке площадью [значение] кв. м, кадастровый номер [значение], являющемся собственностью [указать собственника]. Указанный земельный участок передан [краткое наименование заявителя] в пользование на основании договора аренды от [число, месяц, год] N [значение].

[Число, месяц, год] заявитель обратился в [наименование уполномоченного органа власти] с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером [значение] в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса РФ.

Письмом N [значение] от [число, месяц, год] [наименование уполномоченного органа власти] сообщило об отказе в предоставлении в собственность земельного участка. Основанием для отказа явился довод о [вписать нужное].

Заявитель с доводами, изложенными заинтересованным лицом, не согласен в связи с тем, что [указать позицию заявителя со ссылками на соответствующие нормы права].

Поскольку согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, то отказ [наименование уполномоченного органа власти] в предоставлении в собственность земельного участка нарушет права и законные интересы заявителя.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность либо аренду для исполнительных органов власти и местного самоуправления является обязательным. В противном случае лицо, подавшее заявление о выкупе участка, занятого находящимися в его собственности зданиями, строениями, сооружениями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, прошу:

1. Признать незаконным решение [наименование уполномоченного органа власти] об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью [значение] кв. м с кадастровым номером [значение].

2. Обязать [наименование уполномоченного органа власти] устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, необходимых для принятия решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка [значение] кв. м с кадастровым номером [значение], и направления заявителю договора купли-продажи земельного участка.

1. Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов.

2. Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

3. Выписка из ЕГРП на объект недвижимости, находящийся на земельном участке.

4. Выписка из ЕГРП на земельный участок.

5. Договор купли-продажи объекта недвижимости.

6. Копия заявления о предоставлении в собственность земельного участка.

7. Копия письма уполномоченного органа власти с отказом о предоставлении в собственность земельного участка.

8. Документы, подтверждающие доводы истца.

9. Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.

Это интересно:  Можно ли не платить по кредиту по закону и что за это будет

10. Выписки из ЕГРЮЛ.

11. Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления.

[должность, подпись, инициалы, фамилия представителя заявителя]

Неуведомление о принятом решении об изъятии земельного участка – основание для отказа в иске о его выкупе

Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 563 ).

Пунктом 2 статьи 563 ЗК РФ. К государственным или муниципальным нуждам статья 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (пункт 3 статьи 49 ЗК РФ).

С 1 апреля 2015 г. установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (пункт 5 статьи 279 ГК РФ, подпункт 3 пункта 10 статьи 566 ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях – и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (пункты 2, 4 статьи 5610 ЗК РФ).

Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (пункт 2 статьи 282 ГК РФ, пункт 10 статьи 5610 ЗК РФ).

Действующая с 1 апреля 2015 г. редакция статьи 282 ГК РФ устанавливает, что иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для указанных нужд, который, согласно пункту 13 статьи 566 ЗК РФ, составляет три года с момента его принятия. Истечение указанного срока является основанием для отказа в удовлетворении иска.

1. Несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в частности неуведомление правообладателя о принятом решении об изъятии земельного участка, является основанием для отказа в удовлетворении требования уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о выкупе земельного участка.

Решением городского суда отказано в удовлетворении иска департамента имущественных и земельных отношений администрации области и государственного бюджетного учреждения «Управление автомобильных дорог администрации области» к Ш. о выкупе земельного участка.

Судом установлено, что постановлением губернатора области от 15 февраля 2012 г. принято решение об изъятии земельных участков для государственных нужд в целях строительства мостового перехода. В перечень подлежащих изъятию вошел и земельный участок, принадлежащий Ш. При этом уведомление о принятом решении и о проведении его регистрации, проект договора купли-продажи земельного участка были направлены прежнему собственнику земельного участка Б.

Поскольку доказательств направления такого уведомления Ш. представлено не было, суд пришел к правильному выводу, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию земельного участка у собственника (пункт 3 статьи 279 ГК РФ), влечет за собой отказ в иске органу государственной власти о выкупе земельного участка.

Уклонение или отказ правообладателя земельного участка от получения направленного по его месту жительства письменного уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не являются основанием для отказа в принудительном отчуждении земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

2. Отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества.

И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования о взыскании убытков, причиненных фактическим изъятием для строительства автомобильной дороги земельного участка без соблюдения установленной законом процедуры.

Судом установлено, что решением администрации муниципального образования земельный участок, принадлежащий И. на праве собственности, был предоставлен обществу для застройки микрорайона без проведения процедуры изъятия. На время рассмотрения дела на указанном земельном участке расположена автомобильная дорога.

При таких обстоятельствах и на основании статей 15, 16, 1069 ГК РФ судом были правомерно удовлетворены исковые требования И. о взыскании за счет казны муниципального образования убытков, причиненных неправомерными действиями органа местного самоуправления, в размере рыночной стоимости земельного участка.

При этом суд правильно отметил, что само по себе несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд не лишает собственника такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества.

3. В случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд у лица, которое владеет земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, на законном основании (право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, право, основанное на договорах аренды или безвозмездного пользования) такому лицу также предоставляется соответствующее возмещение (статья 281 ГК РФ).

Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования о взыскании убытков, причиненных изъятием в связи с реконструкцией автодороги арендованного земельного участка.

Разрешая заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что положениями статей 279, 282, 283 ГК РФ, статей 49, 55, 57 ЗК РФ прямо урегулирован выкуп земельного участка не только у его собственника, но и у иного законного владельца. При этом правообладатель имеет право на возмещение убытков, размер которых в случае спора определяется судом.

Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, распространяется и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд изымается земельный участок, переданный в аренду.

Поскольку судом было установлено, что на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности и переданном в аренду истцу, возведена автомобильная двухуровневая развязка, однако предварительного и равноценного возмещения истцу не предоставлено, суд, с учетом положений статей 15, 16, 1069 ГК РФ, удовлетворил заявленные требования о взыскании убытков.

4. Выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным пунктом 2 статьи 281 ГК РФ, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Так, например, при рассмотрении дела по иску администрации муниципального образования к К. и Ш. об определении выкупной цены, о прекращении права долевой собственности и признании права собственности в состав выкупной цены земельного участка и расположенного на нем жилого дома с надворными постройками была включена рыночная стоимость земельного участка и расположенного на нем дома, трех сараев, гаража, погреба, скважины, забора, плодово- ягодных насаждений, а также убытки, связанные с переездом и сменой места жительства (реальный ущерб).

Определяя размер причиненной изъятием земельного участка упущенной выгоды, суды принимали во внимание, что, по смыслу статьи 15 ГК РФ, упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, у которого изымается земельный участок, если бы изъятия не было. Поскольку упущенная выгода представляет собой неполученный доход, ее расчет, представленный истцом, как правило, являлся приблизительным и носил вероятностный характер. Однако судами при разрешении споров, связанных с возмещением упущенной выгоды обоснованно учитывалось, что это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске. Данные выводы судов соответствуют правовой позиции, сформулированной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

При установлении размера упущенной выгоды судами принимался во внимание тот доход, который с разумной степенью вероятности был бы получен правообладателем участка, если бы он продолжил его использование исходя из тех условий, которые имели место до принятия административного решения об изъятии. В том числе учитывалась деятельность правообладателя, в ходе которой использовался участок, предпринятые правообладателем до принятия административного решения об изъятии меры для получения дохода от использования участка и сделанные с этой целью приготовления

Например, при рассмотрении дела арбитражный суд установил совокупность условий для взыскания убытков в виде упущенной выгоды с учетом того, что сельскохозяйственное предприятие в результате изъятия земельного участка для государственных нужд лишилось возможности использовать его в предпринимательской деятельности.

В подтверждение размера упущенной выгоды предприятие представило отчет об определении рыночной стоимости упущенной выгоды от изъятия права на земельный участок, в основу расчета положены данные упущенной выгоды предприятия на 1 га посевной площади.

Факт несения истцом затрат на возделывание сельскохозяйственных культур был подтвержден документами бухгалтерского учета и отчетности, представленными в материалы дела. В качестве доказательств получения предприятием дохода от выращивания сельскохозяйственных культур до изъятия земельного участка судом были приняты данные отчетности о финансово-экономическом состоянии за год.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о доказанности наличия и размера убытков, причиненных изъятием принадлежащего истцу земельного участка.

Неуведомление о принятом решении об изъятии земельного участка – основание для отказа в иске о его выкупе

В судебном заседании представитель истца — МТДИ МО по доверенности (л.д. 76; 133) — С. поддержал иск, просил удовлетворить иск по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснял также, что нет вины истца в том, что изначально был сделан не точный расчет, исходя из 12/18 доли в праве, так как истец не знал, что имущество полностью принадлежит истцу. Новый отчет об оценке был составлен 21 сентября 2017 года, и направлен в дальнейшем истцу.

Представитель ответчика Молдованцев Д.Н. также пояснил, что, поскольку истец прислал ответчику новый отчет только в ноябре месяце 2017 года, то фактически не соблюден установленный законом порядок изъятия имущества. Третье лицо — Министерство имущественных отношений Московской области в судебное заседании своего представителя не направило, и времени извещено надлежащим образом, о причинах неявки не сообщило.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя третьего лица, надлежащим образом известил о месте и времени судебного заседания, и не сообщившего суду о причинах своей неявки.

Выслушав мнение сторон. исследовав материалы дела. суд пришел к следующему.

Исходя из положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), гражданского права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в числе иного, из фактов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основного возникновения гражданских прав и обязанностей: из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Это интересно:  Обмен жильем на время отпуска: преимущества и недостатки временного бартера домами или квартирами, пошаговый алгоритм действий при размещении информации

Защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, присуждения к исполнению обязанностей в натуре; возмещения убытков; прекращения или изменения правоотношения; иными способами предусмотренными законом, что предусмотрено ст. 12 ГК РФ.

Согласно ст. 235 ГК РФ право собственности прекращения при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственной гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе. отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных муниципальных нужд (статья 239.2). Обращение в государственную собственность имущества, находящнгося в собственности граждан и юридических (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 ГК РФ.

Как следует из положений ст. 279 ГК РФ. изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случае и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в числе иного, прекращение права собственности гражданина юридического лица на такой земельный участок. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, организация исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В соответствии со ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Из положений ст. 282 ГК РФ следует, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в числе иных, автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Согласно ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений, в том числе, уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации — в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены ст. 56.3 ЗК РФ.

Согласно ч. 10 ст. 56.8 ЗК РФ отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 ГК РФ соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Как предусмотрено ст. 56.10 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 ЗК РФ (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляются документы, в том числе, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствие с Федеральным законом «О почтовой связи» данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом настоящей статьи. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлен подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Согласно ст. 56.11 ЗК РФ заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества находящиеся в частной собственности. Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объект недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное. С момента прекращения права частной собственности на изымаемое земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности, в том числе, у субъекта Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно материалам дела:

Постановлением Правительства Московской области от 03 июня 2014 года №423/18 утвержден проект планировки территории для размещения линейного объекта капитального строительства — путепровода через железную дорогу на 5 км автомобильной дороги Балашиха — Салтыковка (Разинское шоссе городской округ Балашиха Московской области (л.д. 24-30).

23 марта 2017 года Главным управление дорожного хозяйства Московской области издано распоряжение № 33-Р «Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужду Московской области» — в целях строительства путепровода через ж д на 5 км автодороги Балашиха — Салтыковка (Разинское шоссе), городской округ Балашиха изъять объекты недвижимого имущества путем выкупа для государственных нужд Московской области (л.д. 8-9).

Перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд Московской области — Приложение к названному выше распоряжению представлено в материалы дела (л.д. 10).

В названный перечень включены земельный участок и жилой дом ответчика, при этом, М.А. указана собственником 12/18 доли в праве жилого дома.

За исх. № 2195 от 20 апреля 2017 года истец направил ответчик для согласования проект соглашения об изъятии и выкупной стоимости объектов недвижимого имущества (л.д. 11-12; 13-18), заключение по отчету об оценке № 1954/17 от 03 апреля 2017 года (л.д. 19-20).

Факт направления названных документов не оспаривался ответчиком, и подтвержден также представленными письменными доказательствами (л.д. 21; 22-23).

Вместе с этим, как также следует из материалов дела, Распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 19 сентября 2017 года № 249-р внесены изменения в распоряжение Главного управления дорожного хозяйства Московской области от 23 марта 2017 года № 33-Р «Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области» (л.д. 118; 119).

Иных доказательств не представлено. Ходатайства лиц, участвующих в деле, судом разрешены.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о том что истец не выполнил требования ст.ст. 279, 282 ГК РФ и ст. 56.10 ЗК РФ, поскольку нарушил сроки и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных нужд, так как предъявил данный иск в суд 28 августа 2017 года (л.д. 3), однако, направил ответчику проект соглашения с внесенными в него изменениями и иными документами только в октябре 2017 года.

Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами, и, при этом, суду не представлено доказательств обратного.

Таким образом, рассматриваемый в данном гражданском деле иск не обоснован, и не подлежит удовлетворению.

Отказать в удовлетворении иска Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области к М. А. об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд Московской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Статья написана по материалам сайтов: www.s-u-d.ru, pravoved.ru, prom-nadzor.ru, legal-union.ru, moldovancev.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector