+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Обжалование действий должностного лица

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентирован гл. 25 ГПК РФ.

Субъектами обжалования являются согласно п.1 ст.254 ГПК РФ граждане и организации, если только возникший спор не относится к компетенции арбитражного суда или не рассматривается в ином судебном порядке.

Предметом оспаривания в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, являются оперативные решения, действия (бездействия) многочисленных органов и лиц, осуществляющих, в частности, контролирующие, регистрационные, разрешительные функции от имени государства (муниципальных образований) практически во всех областях деятельности граждан и организаций, в том числе и оспаривание ненормативных правовых актов.

В порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, оспариваются решения (за исключением нормативных актов) и действия: органов государственной власти; органов местного самоуправления; должностных лиц; государственных и муниципальных служащих; органов военного управления или командира воинской части.

Государственным органам, действия и решения которых могут быть обжалованы в порядке гражданского судопроизводства, относятся органы государственной власти и управления, образуемые в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации и другими законодательными актами; к органам местного самоуправления относятся любые органы, создаваемые в соответствии с Конституцией РФ и другими законодательными актами в городах, сельских поселениях и на других территориях для обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения.

В судебном порядке могут быть обжалованы действия всех лиц, которые постоянно или временно занимают в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от формы собственности, в кооперативных, общественных организациях, объединениях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей либо исполняющие такие обязанности по специальному полномочию.

К органам государственной власти относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

К должностным лицам относятся лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителя власти, т.е. наделенные в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, а равно лица, выполняющие организационно — распорядительные или административно — хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К государственным служащим относятся граждане, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта.

К муниципальным служащим относятся граждане Российской Федерации, исполняющие в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Законодатель установил основания наступления гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за вред, причиненный незаконными действиями правоохранительных органов и суда, которые, которые определены статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса РФ.

Такая ответственность наступает и подлежит возмещению в случаи:

1) причинение вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления;

2) причинение вреда гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключение под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, относительно юридических лиц — незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;

3) причинение вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекших незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключение под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также касательно юридических лиц -незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;

4) причинение вреда гражданину при осуществлении правосудия.

Согласно ст. 256 ГПК РФ установлен единый срок для подачи заявления, который равен трем месяцам. Трехмесячный срок начинает течь со следующего после дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав или свобод. Этот момент может быть определен датой получения письменного документа, которым нарушаются права и свободы гражданина, устного отказа в приеме документов, письменного отказа вышестоящего органа в удовлетворении жалобы и т.д.

Согласно ст. 257 ГПК РФ заявления по делам данной категории должны быть рассмотрены в течение десяти дней с участием гражданина и органов, лиц, принявших решения, совершивших действия. Неявка надлежаще извещенных указанных лиц не является препятствием для рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа, лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Для обеспечения своевременного и эффективного восстановления нарушенных прав заявителя решение об

удовлетворении его требований в соответствии со ст. 212 ГПК РФ может быть обращено к немедленному исполнению.

Установив, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий органа государственной власти, должностного лица, права либо свободы гражданина не были нарушены, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявления.

Копия решения направляется соответствующему органу или должностному лицу не позднее трех дней после вступления решения в законную силу (а в случае обращения решения к немедленному исполнению — после принятия решения) для устранения допущенного нарушения.

Обжалование действий должностного лица

Чиновники всех уровней являются представителями власти, обладающими конкретными полномочиями, в рамках которых принимают решения в отношении граждан и юридических лиц.

Если действия госслужащего привели к вынесению незаконного решения и причинили ущерб организации или человеку, то они вправе их оспорить. Какие основания предусмотрел законодатель для обжалования действий должностных лица, как грамотно подготовить жалобу и куда ее подать, рассмотрим в нашей статье.

Причины обжалования действий должностных лиц

Практика подобных отношений отмечает несколько оснований, позволяющих жаловаться на действия должностных лиц:

  • применены незаконные меры, включающие действия, выходящие за пределы компетенций чиновника;
  • действия государственного служащего привели к незаконному решению;
  • действия причиняют необоснованный законами вред или несут последствия, ущемляющие права и интересы гражданина.

Большая часть решений, которые выносят чиновники, ограничены рамками установленных законом процедур и правил выполнения процессов. Если они нарушены, то такие решения неправомерны.

Порядок обжалования

Подавать жалобу на представителя власти можно по трем основным формам:

По подчиненности

Подача искового заявления

Прокурорский надзор

Составление жалобы

Жалоба подается в порядке подчиненности или в прокуратуру. Чтобы подготовить ее должным образом, при написании необходимо внести следующие сведения:

  • название органа, в которой она подается — данные начальника представителя власти, занимаемая им должность, название органа, в котором он служит;
  • сведения о заявителе — Ф.И.О., адрес проживания, контактная информация;
  • название подаваемого документа — «Заявление об оспаривании действий (решения, бездействия) должностного лица»;
  • формулировка сути дела — описать, какие именно права и интересы были нарушены или ущемлены. В случае нескольких нарушений требуется привести пояснения по каждому из них в отдельности. Желательно ссылаться на нормативные акты, которые были нарушены;
  • выводы касательно действий должностного лица, подведение итогов ситуации;
  • требования заявителя о признание действий незаконными и принятии мер по устранению нарушений.

Документ составляется в письменной форме. Он может быть направлен заказным письмом по почте, либо подан в электронном виде (через официальный сайт орган власти, который вынес неправомерное решени).

Нужно приложить к жалобе документы, подтверждающие факт незаконных действий со стороны представителя власти.

Подача жалобы на должностное лицо в суд

Рассмотрение жалоб на представителей власти в суде представляет обычно судебное дело. Гражданин или юрлицо выступают в качестве истцов, а должностное является ответчиком.

Чтобы правильно составить иск, необходимо указать:

  • наименование судебного органа, в которое подается заявление;
  • сведения об истце и ответчике;
  • информацию о нарушении (описание сути дела);
  • данные о решениях по жалобе, принятых ранее в порядке подчиненности (если она подавалась);
  • информация о возможном досудебном урегулировании вопроса;
  • требования к ответчику.

Исковое заявление в обязательном порядке подписывается и проставляется дата его составления.

Также суд вправе обязать ответчика принять конкретное решение, исправляющее нарушение, или не предпринимать конкретных действий, что будет способствовать недопущению нарушений.

Исковое заявление дополняется документами, отражающими суть претензии. Перечень обязательных бумаг, которые прилагаются к иску, указаны в ст. 132 ГПК РФ.

Срок давности обжалования действий должностных лиц

Заявление может быть подано в течение 3 месяцев с момента, когда о принятом решении или действии стало известно гражданину или организации. При нарушении срока давности жалоба будет рассмотрена, но потребуется привести объяснения по поводу его пропуска.

Чтобы ваша жалоба была принята и рассмотрена, при составлении лучше проконсультироваться с опытным юристом. Вы можете обратиться за помощью к нашим специалистам по указанным телефонам или через онлайн чат.

Юрист по гражданскому праву

Комментарии

Подскажите порядок обжалования действий специалиста органа опеки и попечительства, назначенного судом законным представителем моего сына, по ненадлежащей защите прав и законных интересов подсудимого по уголовному делу, при рассмотрении вопроса о применении в отношении него мед. мер принудительного характера. В порядке гражданского судопроизводства или КАС?

Александр, доброе утро! Вы указываете о том, что нарушаются интересы ПОДСУДИМОГО, значит речь идет о применении принудительных мер медицин. характера за совершение попросту говоря преступления. В таком случае свои доводы о нарушении прав Вашего сына Вы вправе обжаловать в апелляционном порядке после вынесения судом окончательного постановления по данному вопросу, несмотря на то, что как я понимаю, Вас отстранили от участия в процессе в качестве законного представителя, и назначили органы опеки (возможно изначально законным представителем был признан орган опеки, но это сути не меняет). Если сами не сможете, у Вашего сына должен быть адвокат, который за Вас может составить апелляционную жалобу. Иной порядок обжалования действия специалиста органа опеки не предусмотрен в данном случае.

Спасибо за ответ. Хотя, как мне кажется, он не совсем верен в данной ситуации. Полагаю, что любые действия должностного лица органа гос. или муниципальной власти могут быть обжалованы гражданином, чьи права ими нарушены. Если чиновник ООП, назначенный законным представителем, не выполнил возложенные на него обязанности, по защите прав и законных интересов представляемого им лица по уг. делу (а действовал откровенно вопреки этому), почему я, его отец, реализуя полномочия по доверенности сына, не могу обратиться в суд за признанием этих действий (бездействия), незаконным? Вопрос в порядке ГПК или КАС.

Это интересно:  Как встать на учет нуждающихся в жилье?

Потому как такие действия не обжалуются в ином порядке, кроме как в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством. Вот если бы представитель органа опеки совершил действие, не связанное с рассматриваемым уголовным дело, а связанным, например, с воспитанием Вами ребенка, то Вы могли бы обжаловать такое действие в порядке КАС РФ.

Огромное спасибо Елена за консультацию. Приношу извинения за свою тупость.Тем не менее, в связи с Вашим последним ответом, прошу ответить еще и на такой вопрос. А могу ли я (по доверенности сына), в порядке ГПК и (или) КАС, обжаловать действия специалиста ООП, связанное с рассмотрением уг. дела не непосредственно. А именно, вступление представителя ООП в данный судебный процесс законным представителем сына, вопреки полномочиям, определенным ФЗ «Об опеке и попечительстве» (в отношении несовершеннолетних и недееспособных граждан,находящихся под опекой и попечительством). К каковым мой сын не относился. А также вопреки требованиям ч.1 ст.437 УПК РФ, согласно которой законным представителем лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры мед. характера признаются близкие родственники. И лишь при их отсутствии, либо при отказе от участия в качестве законного представителя, им может быть признан ООП.

И, все таки представляется странным, возможность обжаловать плохую «работу» адвоката защитника в порядке ГПК, и невозможность этого в отношении очевидно неправомерных действий законного представителя сотрудника ООП.

Заранее благодарю за ответ.

Это лишнее. Тупость Вы нигде не проявили.

По какой причине суд привлек органы опеки к участию в деле? Кто был законным представителем при производстве предварительного расследования?

Законного представителя на предварительном следствии не было, совершеннолетний сын был под подпиской о невыезде. После осуждения в райсуде был помещен в СИЗО, откуда, спустя непродолжительное время перемещен в медчасть, где и было выявлено псих. заболевание. При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, кроме жалоб было рассмотрено ходатайство администрации СИЗО, о необходимости проведения психиатрической экспертизы, которое этим судом было удовлетворено.

Получив заключение экспертов СПЭ, признавших невменяемость сына в момент совершения преступления и нуждаемость в лечении, судьей облсуда единолично было вынесено постановление о назначении закрытого заседания, хотя до этого все заседания были открытыми (сын осужден по ст.228 УК РФ). Явившись в суд для участия в рассмотрении ходатайств сына о допуске меня наряду с адвокатом в качестве защитника и законного представителя сына, я не был допущен в зал заседания. Пустили только прокурора, назначенного судом защитника и женщину. Лишь тогда мне было объяснено о закрытости заседания и статус этой женщины (из ООП). Вопросы о защитнике и законном представителе решались судом совместно с указанными лицами за закрытыми для меня дверями. Я был пущен в зал лишь на оглашение резолютивной части апелляционного определения, отменившего приговор и назначившим сыну принудительные меры мед. характера в лечебнице общего типа. В ознакомлении с материалами уг. дела мне отказывают, что препятствует эффективному обжалованию вынесенных в отношении сына судебных решений по данному делу. До осуждения мы с сыном жили раздельно и когда с ним все это произошло, он скрыл от меня. Об его осуждении я узнал когда он уже находился в СИЗО, после приговора райсуда.

Спасибо Вам Елена за помощь. Что бы Вы посоветовали мне в описанной ситуации?

И, все таки представляется странным, возможность обжаловать плохую «работу» адвоката защитника в порядке ГПК, и невозможность этого в отношении очевидно неправомерных действий законного представителя сотрудника ООП. Заранее благодарю за ответ.
Александр

Плохая работа защитника не оспаривается как оспариваются действия должностных лиц, плохая работа защитника ведет к нарушению взятых им на себя по соглашению обязательств. Это не сравнимые вещи.

Александр, Вы контактируете с адвокатом, который участвовал при рассмотрении дела? Рекомендую через него взять копии материалов дела. Что касается закрытости судебного заседания, то, на первый взгляд, оснований не было для проведения закрытого заседания. И еще вопрос: как давно было вынесено постановление о назначении лечения?

Апелляционное определение, оставившее без удовлетворения жалобы на приговор сына и его защитника, отменившее приговор и определившее о назначении принудительных мер мед. характера в виду совершения им преступных деяний в состоянии невменяемости, было вынесено Свердоблсудом 03.08.2016 г. Мотивированное 05.08.16 г.Также в нем указано о вступлении в силу после провозглашения и о возможности обжалования в президиум Свердоблсуда в кассационном порядке, предусмотренном гл. 47.1 УПК.

Елена. Спасибо Вам за помощь. Но, поскольку сегодня истекает месячный срок обжалования действий должностного лица ООП по ГПК, хотелось бы получить ответ, действительно ли в этом порядке указанное обжалование незаконных действий специалиста ООП, по вступлению в процесс законным представителем подсудимого, невозможно?

Заранее благодарен за ответ.

Александр, невозможно. Возьмите у адвоката материалы дела, и если имеются существенные нарушения уголовно-процессуального законодательства, то возможно обжаловать в кассационном порядке.

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста я обратилась в министерство обороны с вопросом о не правомерных действиях должностных лиц 15 мая 2014 г. До сих пор Никакого ответа не последовало. Обратилась в военную прокуратуру Тверской области, мне сказали не по адресу обратились. Езжайте в г Владимир т.к. Ваше соединение относится к Владимирской армии. Куда мне обратиться чтобы мое обращение рассмотрели? Могу ли я подать на министерство обороны в суд? Ведь они должны были отреагировать на жалобу в 30 дневный срок.

Президент Российской Федерации имеет право отстранить должностное лицо, назначенное на должность путём утверждения Президентом в связи с утратой доверия, если должностное лицо систематически нарушает Закон и Конституцию РФ, то есть — злоупотребляет доверием Президента. Почему это правило не распространяется на должностных лиц органов судебной власти? Судья Верховного Суда вопреки требованиям закона не допускает жалобу до кассационного рассмотрения не разъяснив, почему доводы, изложенные в кассационной жалобе не заслуживают внимания, в результате чего лишает заявителя Конституционного права на обжалование предположительно противоправного судебного решения.Разве умышленное уклонение от предписаний Федерального Закона и Конституции РФ не является основанием для отстранения от должности в связи с утратой доверия?

Административный иск на должностное лицо

При необходимости можно оспорить действия (бездействия) должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления путем подачи административного иска на должностное лицо.

Правом на обращение в суд с административным исковым заявлением на должностное лицо обладают граждане, организации, общественные объединения, уполномоченный по правам человека, прокурор.

Административные иски к должностным лицам подсудны районным судам по месту нахождения органа власти, в котором исполняет свои должностные обязанности лицо, чьи действия обжалуются. Кроме того административный истец может подать такой иск и по своему месту жительства. Выбор места подачи иска отдан на усмотрение заявителя.

Административный иск на должностное лицо — подготовка

Административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц подается в суд в письменном виде. Заявление может быть отпечатано или написано разборчиво от руки.

В административном иске на должностное лицо указывается наименование (или ФИО) административного истца, наименование суда, в который подается заявление. Должностное лицо указывается в качестве административного ответчика. При этом необходимо указать ФИО должностного лица и полное правильное наименование его должности. Поскольку к участию в таких делах суд привлекает в качестве второго административного ответчика и орган власти, в котором исполняет свои обязанности должностное лицо, желательно сразу указать этот орган в административном иске (наименование и адрес).

В административном иске необходимо подробно изложить в чем заключаются оспариваемые действия (бездействия), когда и где они имели место быть. Административный истец должен указать, сведения о правах, свободах и законных интересах, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым действием (бездействием), нормативные акты, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое действие (бездействие).
В административном иске на должностное лицо необходимо указать о досудебном обжаловании действий должностного лица в вышестоящие органы и приложить имеющуюся переписку по этому поводу.

К административному иску прикладывается его копии, по числу лиц, участвующих в деле, документ об уплате госпошлины, документы, подтверждающие основания предъявления административного искового заявления.

Административный истец имеет право предварительно, перед обращением в суд, отправить пакет документов административным ответчикам. При наличии уведомления о вручении корреспонденции копии документов в суд прикладывать не нужно, достаточно такого уведомления.

Административное исковое заявление на действия должностного лица может быть подано в течение 3 месяцев с момента, когда стало о нарушении прав заявителя. При пропуске срока обращения в суд необходимо подавать заявление о восстановлении срока по административному делу.

Административный иск на должностное лицо — рассмотрение

При соблюдении требований по содержанию административного иска, приложенных к нему документов, требований подсудности, подведомственности и выполнении обязательного досудебного порядка (если он требуется) суд принимает административный иск к своему производству, о чем выносит определение. Копия определения направляется всем лицам, участвующим в деле.

Срок рассмотрения административного иска об оспаривании действий должностных лиц в суде составляет 2 месяца. По каждому административному делу судом проводится подготовка, в ходе которой стороны могут быть приглашены к судье на собеседование или в предварительное судебное заседание. В ходе подготовки стоны могут заявлять ходатайства.

Порядок проведения судебного разбирательства по административному делу мало отличается от гражданских дел, имеет аналогичные стадии. Хочется отметить, что Кодекс административного судопроизводства вообще имеет много общего с Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Решение суда по административному иску к должностному лицу вступает в силу в течение 1 месяца после его изготовления в окончательном виде. В это время его можно обжаловать в апелляционном порядке.

Образец административного иска к должностному лицу

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
об оспаривании действий должностного лица

«___»_________ ____ г. я обратился к должностному лицу _________ (указать ФИО должностного лица, наименование его должности, наименование органа власти, где исполняет свои полномочия данное должностное лицо) по вопросу _________ (указать подробные основания обращения к должностному лицу, события предшествовавшие обращению).

При моем обращении должностным лицом были совершены следующие действия _________ (указать действия (бездействия), которые обжалуются заявителем).

С указанными действиями я не согласен, поскольку они нарушают мои права _________ (указать, в чем нарушение прав заявителя).

Действия должностного лица не соответствуют требованиям статей _________ (указать положения законов, на предмет соответствия которым подлежат проверке действия должностного лица).

Указанные действия должностного лица вышестоящему руководителю не обжаловались. (Если обжаловались, указать какая жалоба подавалась, кому, когда, результаты ее рассмотрения).

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности

Это интересно:  Куда жаловаться на ТСЖ - кому, жалоба в жилищную инспекцию, на председателя, в прокуратуру, образец

На основании изложенного, руководствуясь статьей 220 Кодекса административного судопроизводства РФ,

  1. Признать действия должностного лица _________ (перечислить незаконные действия (бездействия) незаконными.

Перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

  1. Копия административного искового заявления
  2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины
  3. Документы, подтверждающие обращение к должностному лицу
  4. Письменный ответ должностного лица
  5. Имеющиеся документы, подтверждающие доводы, изложенные в административном исковом заявлении

Дата подачи заявления: «___»_________ ____ г. Подпись _______

Как написать жалобу на должностное лицо?

В соответствии с действующим законодательством РФ, должностными лицами являются военнослужащие, а также сотрудники различных государственных структур. Говоря иначе, это государственные работники, выступающие представителями власти. Основная задача таких людей – контроль над выполнением правовых норм и обеспечение прав граждан.

Современная практика насчитывает немало случаев, когда должностные лица не соблюдают данные обязательства или превышают полномочия. К сожалению, далеко не каждый гражданин знает как правильно вести себя в подобной ситуации и способен защитить свои права.

Одним из наиболее эффективным способом является подача жалобы. Но, чтобы данный документ был принят к рассмотрению и возымел необходимый результат, требуется соблюдать определённый порядок, корректно составить образец жалобы, а также подать её в установленные сроки. Если ответственно и продуманно отнестись к произошедшему, можно защитить свои права и оперативно наказать нарушителя, что предусмотрено законом.

Решить возникшую проблему, не прибегая к помощи специалистов, достаточно сложно. Лучше всего заручиться поддержкой квалифицированного юриста. В этом случае можно избежать риска неправильной трактовки законодательства, несоответствия сроков подачи претензии и других ошибок, способных оказать негативное влияние на итоговый результат. Чтобы сэкономить время, необходимое для визита к специалисту, а также больших финансовых затрат, рекомендуется получить помощь юриста дистанционным способом.

Порядок и методы подачи жалобы на должностное лицо

В случаях, когда имеет место нарушение, допущенное должностным лицом, у гражданина, который стал жертвой этого действия или просто заметил содеянное, есть 90 дней для обжалования. Для написания соответствующей претензии у человека должны быть весомые причины. Основанием могут стать неправомерные действия, превышение служебные полномочий, незаконный арест, бездействие и иные поступки.

Следует также принять во внимание тот факт, что в первую очередь, образец претензии направляется к руководителю должностного лица, допустившего нарушение. В том случае, если вышестоящие инстанции проигнорируют обращение, можно переходить к более радикальным методам решения проблемы и подать жалобу в следующие структуры:

  • УСБ. В данную организацию жалобу можно принести самостоятельно, либо написать соответствующее ходатайство на электронный адрес. Специалисты УСБ должны рассмотреть претензию и сообщить заявителю о своём решении не позднее 14 дней после получения документа;
  • Прокуратура. Именно в эту структуру чаще всего обращаются граждане, ранее подавшие жалобу в УСБ и не получившие желаемого результата. После получения жалобы сотрудниками прокуратуры проводится проверка, после чего некомпетентные специалисты госаппарата несут наказание за свои поступки;
  • Судебные инстанции. Срок рассмотрения жалобы в данной структуре составляет примерно 15 дней. После истечения этого времени принимается решение по делу, и если вина должностного лица будет доказана, определяется мера пресечения.

На сегодняшний день у каждого россиянина есть возможность самостоятельно выбрать порядок обжалования действий нарушителя и написать жалобу в любую из вышеперечисленных структур. Если обратиться с заявлением сразу во все указанные инстанции, это станет своеобразным гарантом достижения наилучшего результата в кратчайшие сроки.

Важно учесть, что при рассмотрении дела в судебных инстанциях, при наличии ошибок в документе или отсутствии веских оснований, заявление могут вернуть его автору, отказать в удовлетворении требований или не принять вовсе.

Для достижения действительно хорошего результата специалисты настоятельно рекомендуют прибегнуть к помощи квалифицированного юриста. Если защищать интересы гражданина будет тот человек, который знает особенности действующего законодательства и может разобраться во всех его тонкостях, это позволит добиться максимального эффекта.

Особенности написания претензии на должностное лицо, допустившее нарушение

При составлении жалобы необходимо учесть, что данный документ должен быть грамотным и корректным. Недопустимы эмоциональные и грубые высказывания. Текст должен быть максимально лаконичным, но одновременно с этим полностью отражать суть проблемы. На сегодняшний день нет строгого шаблона претензии, однако информация, которая в нём содержится, должна быть исчерпывающей:

  • Название организации, в которую направляется образец претензии;
  • Индивидуальная информация о заявителе и его контактные данные;
  • Информация о должностном лице, допустившем нарушение (Ф.И.О., должность);
  • Описание проблемы;
  • Ссылки на нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми действия являются незаконными;
  • Требования автора заявления;
  • Время, в течение которого заявитель ожидает ответа;
  • Личная подпись и дата подачи жалобы.

Если порядок написания претензии будет нарушен, либо документ будет подан с несоблюдением установленных сроков, рассматривать его не станут. Следует также учесть, что в тексте не следует использовать сокращения и исправления. При наличии доказательств и свидетельств по делу другими людьми, их также следует приложить к заявлению.

Помимо обжалования действий должностного лица у каждого гражданина его право потребовать материальной компенсации причинённого ущерба, а также возмещения морального вреда. Если после рассмотрения жалобы, требования заявителя о финансовом возмещении будут удовлетворены, то средства будут взяты из федерального бюджета.

Образец жалобы должен быть составлен в двух экземплярах, один из которых остаётся у заявителя с пометкой о его принятии. Важным условием является уведомление должностного лица о начале процесса, и сделать это должен сам автор жалобы.

При рассмотрении дела в судебных инстанциях, в качестве меры пресечения может быть выбрано отстранение от занимаемой должности, штрафные санкции в виде лишения премии, увольнение, а также принудительное исполнение нарушенных обязательств.

Обжалование действий и бездействий чиновников

Порядок административного обжалования

Акты должностных лиц любых контролирующих органов, а также действия (бездействие) инспекторов можно обжаловать в судебном и досудебном порядке. В первом случае подается исковое заявление в суд, во втором — жалоба направляется в орган, вынесший решение, вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган, и такой порядок обжалования называют административным.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ

Досудебный порядок, в отличие от судебного, является более простым с точки зрения подготовки и оформления документов (составить и подать жалобу достаточно просто, а основания для ее возврата без рассмотрения минимальны). Административное обжалование является бесплатным для заявителя: государственная пошлина (иная плата) за рассмотрение подобных обращений не взимается, как это происходит, например, при обращении в судебные инстанции. Кроме того, вышестоящие органы или должностные лица не имеют права оставлять полученную жалобу без рассмотрения.

Поступающие в уполномоченные контрольные органы обращения юридических и физических лиц условно разделяются на заявления, предложения, ходатайства, запросы и жалобы.

Обращения в вышестоящие органы могут оказаться весьма эффективными, особенно если жалоба грамотно составлена. Несмотря на распространенные сомнения, многие жалобы удовлетворяются. Если этого не случится, не стоит отчаиваться, нужно посмотреть, как можно обратить ситуацию в свою пользу.

Во-первых, заявитель жалобы получает временное преимущество. В качестве примера можно рассмотреть обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Известно, что оспариваемое постановление следует обжаловать в административном или судебном порядке не позднее 10 дней после получения его копии.

Если этот срок пропущен, восстановить его непросто: потребуется заявлять отдельное ходатайство о восстановлении срока, предоставлять доказательства пропуска срока по уважительным причинам. Сочтет ли чиновник или суд причины уважительными — не известно. Кроме того, 10 дней мало, чтобы успеть проконсультироваться со специалистами, грамотно составить заявление в арбитражный суд, оформить документы, собрать необходимые доказательства, посоветоваться с экспертами и специалистами.

При обжаловании в 10-дневный срок «незаконного» постановления в вышестоящий орган заявитель жалобы получает временное преимущество, причем даже в том случае, если уверен в отказе. Пока жалоба будет рассматриваться (добавим несколько дней на почтовую доставку), можно подготовиться к судебному процессу. После отказа в удовлетворении жалобы обращаются в суд.

Если решение о наложении административного наказания обжаловалось в административном порядке, 10-дневный срок на обращение в суд начнет исчисляться не со дня получения копии постановления о привлечении к ответственности, а со дня вручения или получения решения вышестоящего органа по поступившей жалобе.

Во-вторых, исполнение наложенного взыскания на период административного обжалования может быть приостановлено. Для этого в тексте жалобы или в приложении лучше заявить мотивированное ходатайство.

В-третьих, появляется возможность выяснить позицию вышестоящего органа (должностного лица) по данному вопросу.

В-четвертых, из официального ответа по жалобе можно определить, какие аргументы представят суду контролеры, и грамотно обосновать свои контраргументы, заблаговременно подготовив доказательства.

К одному из самых главных недостатков административного обжалования относится следующее: спор рассматривает одна из сторон конфликта, и нередко такое обжалование не приносит положительных результатов. Вышестоящие органы или должностные лица, действуя в соответствии со сложившейся практикой и внутриведомственными документами (указаниями, инструкциями и пр.), зачастую признают юридически верными неправильные решения, действия (бездействие) нижестоящих органов и их должностных лиц.

Еще один существенный недостаток — ухудшение отношений с контролирующим органом или лично с чиновником.

В каждом конкретном случае принимать решение о целесообразности обжалования решений, действий (бездействия) контролирующих органов должен руководитель организации или предприниматель исходя из фактических обстоятельств дела.

Кроме того, индивидуальные предприниматели, организации и их должностные лица могут по своему выбору воспользоваться в любой последовательности одним из приведенных способов обжалования. Подача жалобы в административном порядке на решение, действия (бездействие) органа или должностного лица не исключает одновременной либо последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд или прокуратуру. Если чиновники контролирующего органа заявляют, что прежде чем обратиться в арбитражный суд, следует написать жалобу на имя вышестоящего должностного лица или организации и дождаться итогов рассмотрения, знайте: вас вводят в заблуждение.

Чтобы избежать ситуации, когда по одному и тому же спору возможно принятие двух решений (если жалобы поданы одновременно в судебном и административном порядке), законодатель предусмотрел последствия изменения заявителем выбора процедуры обжалования. Приоритет в принятии решения по жалобе отдается суду. Так, обращение лица с жалобой аналогичного содержания в суд, принятие ее к рассмотрению либо вынесение судебного решения является основанием для отказа в рассмотрении административной жалобы. Поэтому когда поступает жалоба, вышестоящий орган или должностное лицо, как правило, запрашивает у нижестоящего органа или должностного лица, принявшего решение, совершившего действия (бездействие), не только документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу, но и информацию, обращался ли заявитель с аналогичной жалобой в суд (тогда к делу приобщается копия определения суда о принятии жалобы к рассмотрению или судебное решение).

КАК ПОДАВАТЬ ЖАЛОБУ

Жалоба подается в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу в письменной форме. Подача жалобы телеграфом, факсимильной связью, а также электронной почтой не допускается.

Если заявитель хочет обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности или действия (бездействие) руководителя контролирующего органа, следует обращаться в любой из вышестоящих органов, если действия (бездействие) инспекторов — к непосредственному руководству (руководителю данного контролирующего органа).

Это интересно:  Предоставление отпуска для обучения - вопрос юристу. Екатеринбург

Если заявитель не знает, куда подавать и кому адресовать свою жалобу, прежде всего, необходимо изучить информационные стенды в том органе, который вынес решение или сотрудниками которого являются должностные лица, чьи действия (бездействие) вы намерены обжаловать.

СРОКИ ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ

Для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности установлен 10-дневный срок со дня вручения или получения копии постановления. В остальных случаях срок подачи жалобы (на решение, действие контролирующего органа, его должностного лица) составляет три месяца со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, свобод или законных интересов, о создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.

Жалоба на бездействие уполномоченного органа или его должностного лица подается в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия этим органом либо его должностным лицом решения о совершении действия, предусмотренного законом.

Жалоба считается поданной в срок, если она подана непосредственно в уполномоченный орган или отправлена по почте до истечения последнего дня срока, установленного законом. Если жалоба подается заявителем непосредственно в уполномоченный орган, датой подачи считается дата ее регистрации в этом органе. Если заявитель направляет жалобу по почте, подтверждением соблюдения срока ее подачи является штемпель, проставленный па конверте отделением связи отправления.

КАК ВОССТАНОВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЙ СРОК

Пропущенный по уважительной причине срок для подачи жалобы заявитель может восстановить по письменному заявлению. Такое ходатайство включается в текст жалобы или оформляется в виде самостоятельного документа.

В любом случае должно быть документальное подтверждение причины, по которой пропущен срок обжалования.

При решении вопроса о возможности восстановления срока обжалования уважительными причинами для индивидуальных предпринимателей обычно признаются:

временная нетрудоспособность, вызванная заболеванием или травмой;

содержание под стражей;

тяжелые семейные или личные обстоятельства (например, смерть или серьезное заболевание родных, близких);

форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, народные волнения, военные действия и пр.).

Для юридических лиц восстановить пропущенные сроки проблематично: ни командировка руководителя, который должен был подписать обращение, ни производственная травма штатного юриста, который должен был подготовить жалобу, не являются уважительными причинами при пропуске срока обжалования. Восстановить пропущенный срок можно, представив доказательства возникновения форс-мажорных обстоятельств, подтвердив факт изъятия каких-либо документов сотрудниками уполномоченного органа и пр.

Возможность признания причины уважительной определяется в каждом конкретном случае лицом, рассматривающим жалобу. Восстановление пропущенного срока выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению. Если же в восстановлении срока обращения будет отказано, причины и мотивы разъясняются заявителю в письменной форме.

Предприниматели и руководители организаций при подготовке жалоб часто стремятся сэкономить не только на госпошлине, но и услугах специалистов. Между тем самостоятельно и грамотно составить обращение, привести ссылки на законодательство и судебные акты, а также подготовить доказательную базу способны далеко не все бизнесмены и штатные сотрудники организаций. Некоторые заявители «ухитряются» составлять обращения таким образом, что непроизвольно подтверждают свою вину или информируют контролеров об имевшихся нарушениях.

В результате следуют отказы в удовлетворении жалоб или, что еще хуже, контролирующий орган получает в свое распоряжение дополнительные доказательства вины заявителя.

Как составить жалобу самостоятельно

Если вы решили составить жалобу самостоятельно, воспользуйтесь предлагаемыми рекомендациями:

1. В начале документа следует указать, кому и от кого он поступил, а также наименование органа (должность сотрудника), решение, действия (бездействие) которого обжалуется.

2. Указывается дата составления.

3. В названии не обязательно должно присутствовать слово «жалоба», чтобы ваше обращение было принято и рассматривалось. Однако название «жалоба» позволит чиновникам уже на этапе первичной обработки документов идентифицировать ее как таковую, а не как предложение, например, по улучшению работы данного ведомства.

Отметим, что в ходе первичной обработки определяется суть обращения и исполнители (подразделение или должностное лицо). Чтобы не затягивать решение вопроса, лучше, если обращение будет именоваться в соответствии с принятой классификацией документов, поступивших от организаций и граждан.

4. Написав слово «жалоба», желательно указать ее предмет (существо обжалуемого решения, действий (бездействия). Например, «о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности», «на действия… в связи с незаконно возложенной обязанностью о…», «на бездействие руководителя…», «на незаконные действия сотрудников милиции».

5. Четко, лаконично и по существу изложите суть проблемы, спора, назвав обстоятельства, на основании которых вы считаете, что обжалуемым решением, действиями (бездействием) нарушены ваши права, свобода и законные интересы, созданы препятствия к их реализации или незаконно возложена какая-либо обязанность. Не пренебрегайте указанием дат совершения вами, вашими контрагентами или должностным лицом контрольного органа действий (бездействия). Если вы обращались с заявлениями, ходатайствами, указывайте даты их подачи в контролирующий орган, приводите и даты получения предписаний, постановлений и пр. При этом помните, что многословный и бессистемно составленный документ труден для восприятия. Чиновник работает, прежде всего, с документами, он должен установить законность обжалуемого решения, действий (бездействия), но при этом не обязан вникать в суть проблем вашей компании.

6. Если вы ссылаетесь на какие-либо документы, следует в тексте жалобы привести их отдельные реквизиты (например, название, дата, номер) и указать: «копия прилагается» или «см. приложения». Во всех подробностях приводить полные реквизиты и содержание этих бумаг излишне.

7. Обосновывать свои требования ссылками на закон, судебную практику необязательно, но желательно.

8. Отдельно сформулируйте свои требования и просьбы: «прошу отменить (изменить) постановление», «прекратить административное дело», «направить дело на новое рассмотрение», «отменить (смягчить, снизить) наказание (взыскание, штраф)», «освободить от ответственности».

9. В конце жалобы или в сопроводительном письме укажите наименование, реквизиты прилагаемых документов и количество листов.

Обращение подписывается заявителем — индивидуальным предпринимателем, а от имени юридических лиц могут обратиться их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных нормативными правовыми актами или учредительными документами.

10. Обращение составляется в двух экземплярах. Один экземпляр направляется по почте, передается непосредственно в уполномоченный орган или вручается должностному лицу на личном приеме. Второй — остается у заявителя, как и документальные доказательства, что жалоба отправлена или передана в уполномоченный орган, его должностному лицу. Подобные доказательства могут сыграть немаловажную роль в разрешении спора и будут свидетельствовать, что процессуальные сроки были соблюдены и контролирующие органы были, как минимум, проинформированы о нарушении.

Некоторые детали вопроса

Если к жалобе не приложены доказательства, ее все равно обязаны принять к рассмотрению. Некоторые из документов и их копии уже имеются в распоряжении нижестоящего органа и он в соответствии с существующим порядком передаст все материалы в вышестоящий орган или должностному лицу, рассматривающему жалобу. Кроме того, если у чиновников возникнет необходимость в получении дополнительных доказательств (например, для рассмотрения дела по существу) или в изучении подлинников, вы по первому требованию должны представить бумаги, нужные для ознакомления. В противном случае чиновники смогут отказать в удовлетворении жалобы в связи с непредоставлением заявителем необходимых доказательств.

Элементарные правила при представлении оригиналов для проверки подлинности

Во-первых, попросите, чтобы устный запрос обрел, как это и положено по закону, официальную письменную форму, с указанием перечня, срока и места представления запрашиваемых документов, целей и предполагаемых сроков их возврата.

Во-вторых, с каждого документа снимите копию и заверьте ее нотариально либо у должностного лица, которое принимает документы.

В-третьих, передавайте документы по акту, где указаны: основания для передачи документов, дата, реквизиты и полное наименование лица, которое передает документы, наименование органа, которому передаются документы, и Ф. И. О., должность лица, которому бумаги непосредственно вручаются. Естественно, в акте следует привести название и полные реквизиты документов, а при необходимости кратко изложить их содержание. Впрочем, приведенные сведения можно указать и в сопроводительном письме, например: «На ваш запрос №… от… о предоставлении документов для… направляем следующие документы…» Когда по запросу передаются копии, это следует указать отдельно.

Если оригиналы в контролирующем органе будут утеряны или испорчены, у вас на руках останутся доказательства, что бумаги действительно существовали и их порча или утрата произошла не по вашей вине.

РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПО ЖАЛОБАМ

Отказано в удовлетворении жалобы

По результатам рассмотрения жалобы в ее удовлетворении может быть отказано. В данном случае признается правомерным обжалуемое решение, действия (бездействие) органа или его должностного лица.

Жалоба удовлетворена

Когда жалоба удовлетворяется, отменяется решение, приятое нижестоящим органом или его должностным лицом, либо признаются неправомерными их действия (бездействие). Жалоба может быть удовлетворена полностью или частично. Когда отменяется постановление о привлечении к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается либо назначается дополнительная проверка (например, если для доказательства вины правонарушителя собрано недостаточно документальных свидетельств или нарушена процедура привлечения к ответственности).

Удовлетворяя жалобу, вышестоящий орган или должностное лицо либо признает неправомерными действия (бездействие) нижестоящего органа (должностного лица) и одновременно определяет перечень действий, которые должны быть совершены в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает такие действия, если это относится к его компетенции.

Отказ в рассмотрении жалоб

Отказы в рассмотрении жалоб возможны:

если не соблюдена письменная форма подачи обращения, нарушены сроки обжалования;

если документ не подписан заявителем или подписан лицом, не имеющим соответствующих полномочий на осуществление представительства;

если в нем нет указания на предмет обжалования, орган (должностное лицо), чьи действия обжалуются, а также на лицо, от имени которого подана жалоба.

В этих случаях заявителю в обязательном порядке направляется письменный отказ (с указанием причин) в рассмотрении жалобы. Решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению может быть обжаловано в общем порядке. Кроме того, получив разъяснения причин отказа и устранив недостатки, заявитель вправе вновь обратиться с аналогичной жалобой.

Обжалование решения

В решении по жалобе обязательно разъясняется порядок дальнейшего обжалования решения, действий (бездействия) уполномоченных органов и их должностных лиц со ссылкой на соответствующие нормы законодательства, которыми предусмотрена возможность подобного обжалования.

Вторичное обжалование решений, действий (бездействия) контролирующих органов и их должностных лиц осуществляется в судебных инстанциях. Впрочем, заявитель вправе обратиться и в прокуратуру.

Ответственность должностных лиц

Во многих случаях о нарушениях, допущенных нижестоящими органами и их должностными лицами, вышестоящие органы узнают именно из жалоб, поступивших от юридических и физических лиц. К провинившемуся чиновнику может быть применена дисциплинарная ответственность: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

Кроме того, должностные лица могут быть привлечены к административной, уголовной или материальной ответственности.

А. Б. Демин, юрист

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 7, 2010.

Статья написана по материалам сайтов: prokkchr.ru, pravoved.ru, vseiski.ru, www.myjus.ru, www.profiz.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector