+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Особенности пенсионной системы РФ

Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

22 декабря 1990 года Верховный Совет РСФСР принял решение о создании Пенсионного Фонда РФ — финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением. [1]

С 1 января 1991 года обязанности по распределению средств, предназначенных для выплат пенсий и некоторых государственных пособий, были переложены на Пенсионный фонд.

Современная пенсионная система России формировалась с 1995 года. Именно тогда правительство утвердило три «кита» пенсии: базовую (социальную), страховую и накопительную части. По состоянию на текущий год базовая составляющая преобразована в фиксированную часть пенсии. Для разных типов пенсионеров размер базовой части будет отличаться, но каждый год еѐ будут индексировать, кроме того этот тип обеспечения положена всем россиянам и не зависит от наличия трудового стажа. Страховая пенсия, еще недавно формировавшаяся работодателям в рублях, сейчас будет представлена балльной системой. Каждый рабочий год будет оцениваться в пенсионных коэффициентах, они зависят от размера стажа и величины налогооблагаемого заработка. При выходе на пенсию баллы суммируются и умножаются на стоимость, которое правительство должно определять ежегодно и обязалось индексировать. Накопительная часть пенсии россиян появилась в 1998 году. Формируется она из страхового тарифа, который работодатель уплачивает в пенсионный фонд. Весь тариф это 22% от нашей заработной платы, но не вычитаемая из нее, а дополнительно уплачиваемая. Из них 6% тарифа может идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а может — по выбору гражданина — все 22% идти на формирование страховой пенсии. Текущий год последний, когда россияне могут сделать выбор в пользу накопительной части пенсии, оставшиеся молчуны автоматически лишаться этого права, взамен они получат пропорциональное увеличение страховой части пенсии.

С 2014 года, причине дефицита пенсионного фонда России, отчисления накопительной части из него в негосударственные пенсионные фонды не проводятся. В правительстве возобновилась дискуссия о дальнейшей судьбе этой части выплат по старости, не смотря на позицию социального блока кабинета министров, выступающих за отмену накопительной части пенсии. Только за последние два года число россиян, вступивших в систему НПФ утроилось, сегодня их около 20 миллионов человек. [2]

Для получения страховой пенсии гражданин должен соответствовать определенным требованиям пенсионного фонда: достижение определенного возраста (для мужчин 60 лет, для женщин 55 лет), стаж (не менее 15), уровень индивидуального пенсионного коэффициента (не менее 30 баллов).

С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» трудовая пенсия по старости будет назначаться по новой пенсионной формуле.

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х СПК х КПВ)

СП – страховая пенсия в год назначения пенсии

ФВ – фиксированная выплата в год назначения пенсии

КПВ – коэффициент за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии)

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина)

СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента в год назначения пенсии. (Годовой пенсионный коэффициент – это инструмент, позволяющий оценить каждый год трудовой деятельности гражданина. Он равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10% или 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженной на 10. Особый годовой коэффициент присваивается за периоды, когда гражданин не работал из-за военной службы по призыву, уходом за ребѐнком, ребѐнком-инвалидом, гражданином старше 80ти лет (максимальное значение в 2015 году составит 7,39).)

Граждане 1967 года рождения и младше смогут до 31 декабря 2015 года выбрать один из двух вариантов пенсионного обеспечения:

· Направить все страховые взносы на формирование страховой пенсии (тариф страховых взносов на накопительную часть — 0 %);

· Продолжить формировать накопительную пенсию, сохранив тариф страховых взносов в размере 6%

Для граждан, которые захотят перейти в Негосударственный Пенсионный Фонд, нужно совершить несколько шагов:

1.

Особенности пенсионной системы РФ

Особенности современной пенсионной реформы в Российской Федерации

До 2001 г. пенсионная система в России являлась распределительной и была полностью основана на принципе солидарности поколений. Это значит, что пенсии пенсионерам выплачивали за счет перечисленных взносов работающих граждан.

Распределительная система наиболее эффективна, когда на одного пенсионера приходиться не менее трех работающих граждан. При соотношении один к двум система становится финансово неустойчивой. К 2000 г. в России эта пропорция, по данным Бюро Экономического анализа, составляла 1,37.

Реформирование пенсионной системы было вызвано рядом недостатков ранее действовавшей системы. Это низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.

С вступлением в силу в 2002 г. Федеральных законов (ФЗ): №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ»; №167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании» и №111-ФЗ от 24.07.2002г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» в стране был запущен механизм пенсионной реформы.

Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя её накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей пенсионной реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть пенсионной реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Пенсия формируется за счет отчислений работодателя, которые производятся им на протяжении всей трудовой деятельности застрахованных лиц в виде налогов. За каждого работающего гражданина работодатель уплачивает страховые взносы в ПФР. В 2013 г. тариф страхового взноса, отчисляемого в ПФР составлил 22%.

Согласно новому пенсионному законодательству трудовая пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной. При этом страховая часть формируется за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. (Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями ФЗ №111-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» и № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»).

Страховая часть (СЧ) — зависит от трудового стажа, размера зарплаты и страховых взносов в ПФР, перечисленных за застрахованное лицо. Она получает денежное выражение с момента получения права застрахованного лица на пенсию. До этого все отчисления, предназначенные на страховую часть, закрепляются в виде обязательств государства на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Накопительная часть (НЧ) — зависит от суммы страховых взносов, уплаченных страхователем на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от инвестирования этой части. Учитывается на индивидуальных лицевых счетах работников.

Государство предоставляет возможность застрахованным лицам принять участие в управлении накопительной частью путем выбора финансового института, занимающегося инвестированием этой части пенсии. Благодаря этому процессу у граждан появляется возможность распоряжения своими финансовыми накоплениями, что позволяет реально влиять на увеличение размера своей будущей пенсии.

В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали мужчины 1952 г. рождения и старше, а так же женщины 1957 г. рождения и старше (те, кто должен был выйти на пенсию в течение 10 лет после начала реформы).

ФЗ от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ « О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ» был изменен возрастной состав лиц, имеющих право на формирование накопительной части трудовой пенсии. Таким образом: с 01 января 2005г. у мужчин с 1953 по 1966 г. рождения и женщин с 1957 по 1966 г. рождения перестала формироваться накопительная часть пенсии. Три г.: 2002, 2003, 2004 у этой категории людей отчисления в ПФР распределялись следующим образом: 2% — на накопительную часть, 12% на страховую часть, 6% — на базовую часть. С 01.01.2005 г. у этой категории граждан отчисления в ПФР распределяются следующим образом: 20% — на страховую часть.

Это интересно:  Налог на тунеядство в 2019 году - в России, Минфин хочет ввести, когда, Минтруд, закон, кто не будет платить

Данные изменения были обусловлены тем, что лица старше 1967 г. рождения не приобретут достаточных накоплений, учитывая сравнительно небольшой период до момента их выхода на пенсию, а также незначительный размер отчислений на финансирование накопительной части трудовой пенсии. При этом за данной возрастной категорией застрахованных лиц сохранилось право распоряжаться средствами пенсионных накоплений, сформированными в период с 2002 по 2004 гг., т.е. выбрать Уголовный кодекс, Негосударственный пенсионный фонд перейти из одного Негосударственный пенсионный фонд в другой Негосударственный пенсионный фонд , а также перейти из Негосударственный пенсионный фонд в ПФР.

Итак, в соответствии с Законом № 167-ФЗ возрастной состав застрахованных лиц был разделен на 3 категории:

1. Мужчины до 1952 г. рождения и женщины до 1957 г. рождения — не участвуют в реформе. 20% от их заработной платы перечисляется на страховую часть.

2. Мужчины с 1953 по 1966 гг. рождения и женщины с 1958 по 1966 гг. рождения — НЧ формировалась только 3 г.: 2002, 2003 и 2004 гг. — 2% от заработной платы ежегодно, 12% — на страховую часть, 6% — на базовую часть. С 2005 г. — 20% — на страховую часть.

3. Мужчины и женщины 1967 г. рождения и моложе.

С 01.01.2008 г. для лиц 1967 г. рождения и моложе взносы, которые перечисляются в ПФР, распределяются следующим образом: 6% — на накопительную часть; 14% — на страховую часть. С 2006 г. по 2008 г. на накопительную часть шло 4%, на страховую часть — 10%, на базовую часть — 6%. С 2002 по 2005 г.: на накопительную часть — 2% , 12% — на страховую часть; 6% — на базовую часть.

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной системе зависит от реального заработка и размера отчислений в ПФР, производимых работодателем (страхователем). Это является стимулом для работников, а следом за ними и работодателей к отказу от разного рода «серых» заработных схем и выводу скрытых частей зарплат из тени.

Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями ФЗ №111 — ФЗ от 24.07.2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и №75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» и другими нормативно-правовыми актами. В соответствии с указанными выше законами, реализовать свои права по формированию накопительной части трудовой пенсии могут лица, не достигшие возраста, на пять лет меньшего, чем установленный ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (№173-ФЗ) в качестве возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (55 лет — для женщин и 60 лет — для мужчин).

Распорядиться накопительной частью пенсии можно следующим образом:

1. Не предпринимать ничего, тогда накопительная часть пенсии останется в государственной управляющей компании (ГУК).

2. Передать накопительную часть пенсии одной из управляющих компаний (УК), заключивших с ПФР договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

3. Передать накопительную часть пенсии негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему обязательное пенсионное страхование (далее — НПФ).

Если застрахованное лицо ни разу не воспользовалось правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или НПФ, то средства пенсионных накоплений будут переданы в доверительное управление государственной управляющей компании, назначенной Правительством Российской Федерации.

Государственной управляющей компании передаются также средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, реализовавших свое право отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через негосударственный пенсионный фонд и перейти в ПФР. При этом в последующие годы застрахованное лицо может выбрать как управляющую компанию из числа заключивших с ПФР договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, так и перейти в негосударственный пенсионный фонд.

Реализовать свои права застрахованные лица могут, подав соответствующее заявление в ПФР до 31 декабря, а при реализации прав на переход из ПФР в НПФ и из одного НПФ в другой НПФ застрахованным лицам необходимо также заключить договор об обязательном пенсионном страховании с выбранным НПФ.

Средства пенсионных накоплений застрахованных лиц будут находиться в зависимости от их волеизъявления:

1) в государственной управляющей компании;

2) либо в доверительном управлении управляющей;

3) либо в негосударственном пенсионном фонде до момента получения нового заявления застрахованного лица.

В соответствии с ФЗ от 24.07.2002 №111 — ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно публикует в средствах массовой информации отчетность о средствах пенсионных накоплений и финансовых результатах их инвестирования.

Кроме того, сведения о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в ПФР и указываются в направляемом ПФР застрахованному лицу извещении (так называемые «письма счастья») о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Извещение направляется ежегодно не позднее 1 сентября.

Негосударственный пенсиооный фонд в соответствии с действующим законодательством обязан направлять застрахованному лицу ежегодно, не позднее 1 сентября, информацию о состоянии его пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии и информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений.

Средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств.

Средства пенсионных накоплений, переданные в ннегосударственный пенсионный фонд, являются собственным имуществом фонда. На них не может быть обращено взыскание (за исключением взыскания по долгам негосударсвенноего пенсионного фонда перед застрахованными лицами), к ним не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.

Ответственность за сохранность средств пенсионных накоплений несет государство. Оно отвечает за создание условий, исключающих нецелевое использование этих средств, за отбор и допуск к инвестированию средств пенсионных накоплений надежных и ответственных управляющих компаний.

Работающие россияне, часть пенсионных прав которых будет формироваться после 2015 г., должны ожидать некоторые изменения.

Важно отметить, что новая пенсионная формула напрямую не касается пенсионеров и тех, кто выйдет на пенсию в 2014 г. — ни при каких обстоятельствах их пенсия не будет уменьшаться. Все пенсионные права, сформированные до 2015 г., фиксируются, сохраняются и будут исполняться, то есть будут учтены в полном объеме.

С 1 января 2015 г. в России начал действовать новый подход к формированию пенсионных прав и начислению пенсий. Он позволит обеспечить адекватность пенсионных прав граждан их заработной плате и повысить значение страхового стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Важно, что при этом будет сохранен приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.

На размер пенсии, рассчитанной по новой пенсионной формуле, в первую очередь будут влиять:

— размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия. Если работодатель не делал взносы за работника в систему обязательного пенсионного страхования в полном объеме (например, в случае выплаты «серой» зарплаты), то скрытый заработок в формировании пенсионного капитала не участвует;

— длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав; за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;

— возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией;

— вариант пенсионного обеспечения, выбранный гражданином: а) формировать только страховую пенсию или б) часть страховых взносов работодателя направить на формирование накопительной пенсии.

К основным нововведениям можно отнести: с 1 января 2015 г. трудовая пенсия разделена на два самостоятельных вида — страховую пенсию и накопительную пенсию. Выделение накопительной части трудовой пенсии из состава трудовой пенсии по старости и преобразование в самостоятельный вид пенсии происходит потому, что страховая и накопительная пенсии имеют разную природу происхождения и формирования.

Страховая пенсия формируется в солидарной системе: страховые взносы идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Накопительная пенсия не имеет солидарного характера по своей сути. Страховые взносы, направляемые на формирование накопительной пенсии, на выплаты текущих пенсий не идут. Эти взносы можно передать в управление компании, которая будет вкладывать средства в инвестиционные инструменты финансового рынка и тем самым увеличивать суммы с течением времени. И если страховая пенсия увеличивается за счет ежегодных индексаций и гарантирована государством, то накопительная пенсия не индексируется.

Отличается и расчет страховой и накопительной пенсий. С 1 января 2015 г. в России проводится новый порядок формирования и расчета страховой пенсии. Страховая пенсия будет рассчитываться не в рублях, а в пенсионных коэффициентах, так называемых баллах.

В рубли накопленные баллы будут переведены при назначении пенсии. Учет пенсионных прав в баллах, а не в «живых» рублях, как сейчас, позволяет эффективнее защищать пенсионный капитал граждан. Ведь очевидно, что один рубль в 2015 г. по своей покупательной способности заметно отличается от одного рубля, к примеру, в 2037 г. Объем пенсионных обязательств, который государство накопило перед каждым человеком, выражен в конкретных баллах, и все эти обязательства будут потом выполнены.

Максимальное число баллов, которые можно заработать за год — 10. Условие назначения страховой пенсии по старости — набрать в течение трудовой жизни не менее 30 баллов. Расчеты минимального требования к количеству пенсионных коэффициентов были проведены исходя из того, что к 2018 г. МРОТ достигнет величины прожиточного минимума пенсионера, что обеспечивает получение 30 пенсионных коэффициентов за 30 лет стажа. Но на практике очень трудно представить себе человека, который бы десятилетиями работал за зарплату в один МРОТ, если, конечно, речь не идет о тех, кто получает большую часть «в конверте».

Установление порога в 30 пенсионных коэффициентов — это мера, призванная выводить зарплаты из тени. При увеличении одного параметра, например размера заработка, появляется возможность снижать другой. Заработать 30 балов можно и за три года, если работодатель уплачивает за гражданина страховые взносы с максимальной взносооблагаемой зарплаты.

На момент выхода на пенсию баллы за каждый год суммируются и умножаются на стоимость балла. Стоимость балла будет определяться правительством РФ ежегодно, и она будет ежегодно расти на уровень не ниже инфляции в предшествующем году.

К полученному прибавляется фиксированная выплата — это гарантированная сумма, которую государство устанавливает к страховой пенсии в фиксированном размере. Все вместе дает размер будущей страховой пенсии. В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти так называемые «нестраховые периоды» присваиваются особые баллы, если в эти периоды гражданин не работал.

Основными условиями для возникновения права на страховую пенсию по старости являются:

— достижение возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин;

— наличие необходимого страхового стажа, который в течение 10 лет поэтапно будет увеличиваться — по 1 году в год: с 6 лет в 2015 г. до 15 лет в 2024 г.;

— наличие минимальной суммы пенсионных коэффициентов. С 1 января 2015 г. коэффициент установлен в размере 6,6, с последующим ежегодным увеличением до достижения 30 в 2025 г.

Третье положение — возможность выбора варианта пенсионного обеспечения: формировать или не формировать накопительную пенсию по обязательному пенсионному страхованию.

Важно то, что ни один гражданин не лишится уже сформированных пенсионных накоплений. Все пенсионные права граждан в денежном выражении будут учтены на лицевых счетах и остаются под управлением государственной управляющей компании Внешэкономбанка, выбранного негосударственного пенсионного фонда или частной УК.

Это интересно:  Входит ли моральный вред в цену судебного иска по гражданскому делу?

Накопительный компонент системы обязательного пенсионного страхования существует с 2002 г. Он формируется у граждан 1967 г. рождения и моложе за счет взносов работодателей в размере 6% от фонда оплаты труда. Средства пенсионных накоплений не участвуют в солидарной системе, не идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Они инвестируются частной или государственной управляющей компаний или негосударственным пенсионным фондом — по выбору гражданина. Для справки: свыше 80% граждан, имеющих пенсионные накопления по обязательному пенсионному страхованию, не пользуются своим правом выбора управляющей компании или негосударсвтвенный пенсиооный фонд. Средства их пенсионных накоплений по умолчанию инвестируются государственной управляющей компанией в низкорисковые и низкодоходные финансовые инструменты.

— Средствами пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования сегодня в т.ч. управляет частный бизнес, при этом все риски невыплаты этих средств гражданам ложатся на государство. Государство вынуждено регулировать и нести ответственность за весь процесс формирования пенсионных накоплений — от их сбора до результатов инвестирования. Вынужденная жесткость регулирования зачастую снижает эффективность инвестирования.

— Доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений в среднем в 2 раза ниже, чем уровень индексации страховой части пенсий граждан, не имеющих средства пенсионных накоплений по ОПС.

В результате, если сравнить пенсионный капитал людей 1966 и 1967 г. рождения, уже к 2020-му г. у них будет значительная разница в назначенной пенсии:

Таким образом, сохранение накопительного компонента в системе ОПС в нынешнем виде не позволит обеспечить высокий коэффициент замещения утраченного заработка в рамках государственной пенсионной системы (на уровне 40%). Государство не может допустить такого снижения пенсионных прав граждан, необходимо отметить, что:

— пенсионный возраст не повышается.

— пенсии нынешних пенсионеров не будут уменьшены ни при каких обстоятельствах.

— пенсионные права, сформированные в баллах, будут увеличиваться за счет ежегоной индексации стоимости самого пенсионного балла.

— пенсии работающим пенсионерам по-прежнему будут выплачиваться в полном объеме.

— льготы при назначении пенсий «северянам», «досрочникам» и прочие — сохраняются.

Итак, пенсионную реформу в целом можно рассматривать как ключ к благополучной экономике страны, она в состоянии обеспечить социальную защиту населения. Реформа предусматривает возможность отслеживания страховых взносов, которые каждый работник перечислял в течение всей своей жизни, а также прибыли на накопленную сумму взносов.

Особенности пенсионной системы рф

Эта сумма поступает на индивидуальный счет трудящегося. Размер выплат в будущем будет зависеть от перечислений работника и дохода от инвестирования в эту часть.Кроме этого, работодатель либо работник могут делать добровольные взносы в негосударственные фонды. С них также впоследствии будут выплачиваться средства. Преимущества структуры Трехуровневая пенсионная система позволяет изменить распределительную структуру отчислений. Благодаря большей дифференциации растет заинтересованность населения, в особенности с высокими и средними доходами, в легализации своих зарплат. Преобладание страхового принципа способствует усилению устойчивости всей пенсионной системы. К 1 января 2003-го г. накопления в ПФР составляли около 40 млрд рублей (0.37 % ВВП). При этом 1.36 млрд было получено в качестве прибыли от временного размещения денег в ценных (государственных) бумагах.

Пенсионная система россии: особенности реформирования, структура

Особенности пенсионной системы рф

Предполагается, что НПФ смогут работать с накоплениями после прохождения процедуры акционирования и вступления в систему страхования накоплений. В конце 2014 года был принят закон, продляющий «пенсионный мораторий» на 2015 год.
Можно констатировать, что система обязательного пенсионного обеспечения в РФ придерживается общемировых тенденций. Использование чужого опыта позволяет избежать ряда собственных ошибок.
Однако Россия не избежала традиционных проблем, самая актуальная из которых — дефицит средств ПФ РФ. Действительно действенное решение проблемы возможно только посредством кардинальных мер.

Список литературы 1. Союз защиты прав потребителей финансовых услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://pensionnoe-obespechenie.finpotrebsouz.ru/osobennosti-sistemi-pensionnogo-obespecheniya-v-rf.html(дата обращения 24.04.2015 г.). 2. Ввести.

Социальные выплаты

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х СПК х КПВ) СП – страховая пенсия в год назначения пенсии ФВ – фиксированная выплата в год назначения пенсии КПВ – коэффициент за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии) ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина) СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента в год назначения пенсии. (Годовой пенсионный коэффициент – это инструмент, позволяющий оценить каждый год трудовой деятельности гражданина. Он равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10% или 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженной на 10.

Именно такая ситуация приводит к тому, что в 2016 году правительство задумалось об увеличении пенсионного возраста, отмене индексаций и введении дополнительных антикризисных мерах. Обязательное страхование и его суть Когда у гражданина наступает старость, он не может работать и обеспечивать себя на прежнем уровне, однако средства для жизни по-прежнему нужны.

Для такой ситуации и требуется страхование – комплекс мероприятий, направленных на социальную поддержку нетрудоспособного населения. Принцип действия таков: работающий человек обязательно застрахован в рамках пенсионного страхования.
Работодатель отчисляет за него взносы, что формирует определенный бюджет у такого гражданина на счете пенсионного фонда. Когда наступает старость – то есть, страховой случай, человек начинает получать ежемесячные выплаты – свою пенсию.

Структура пенсионной системы и ее особенности

Дополнительное пенсионное обеспечение и страхование обеспечит гражданам дополнительные пенсии за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц в государственной и негосударственной системе пенсионного страхования в дополнение к двум первым частям. Профессиональные пенсионные системы обеспечат предоставление лицам, имевшим более высокие доходы, пенсий в размерах, соответствующих уровню их заработной платы.

1.1 общая характеристика системы пенсионного обеспечения в российской федерации

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Право социального обеспечения в россии

Пенсионные страховые взносы уплачиваются в составе единого социального налога, которым облагаются все доходы, начисленные работодателем в пользу работника. Платеж, предназначенный для выплаты трудовой пенсии, делится на две части: одна часть зачисляется в федеральный бюджет и идет на финансирование базовой части трудовой пенсии, вторая часть зачисляется в бюджет Пенсионного фонда РФ и предназначается для выплаты страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются: страховщик — Пенсионный фонд РФ.

​пенсионная система российской федерации

Наряду с Пенсионным фондом России страховщиками могут быть негосударственные фонды в случаях, установленных законом; страхователи — лица, производящие выплаты физическим лицам; индивидуальные предприниматели, адвокаты; физические лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному пенсионному страхованию; застрахованные лица — лица, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты); члены крестьянских (фермерских) хозяйств и другие категории граждан, подлежащие страхованию в соответствии с законом. Страховым случаем признается достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Пенсионная система российской федерации

Можно регулировать сумму пенсии через управление текущими взносами;

  • Получать выплаты удастся одновременно с ПФР и НПФ, либо с нескольких частных фондов, распределив отчисления между ними и сократив риски;
  • В НПФ удастся спрогнозировать получение пенсии, что в период нестабильности пенсионной системы является крайне актуальным;
  • Предоставляются налоговые льготы;
  • Деятельность частных фондов прозрачна, так как они обязаны выкладывать полную отчетность о своей работе;
  • Инвестирование производится только в надежные активы, что существенно снижает риски;
  • Всегда можно расторгнуть договор и перевести накопления в другой фонд, вернуться в ПФР;
  • Размер пенсии будет выше, чем если бы гражданин участвовал в государственной программе;
  • В ПФР нет механизма выплаты наследства, поэтому в случае смерти пенсионера выплаты не производится.

Особенности пенсионной системы рф

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Особенности современной пенсионной системы Российской Федерации

сформирована страховая пенсионная модель, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы

пенсия состоит из двух компонентов: трудовая пенсия и негосударственная пенсия

трудовая пенсия состоит из трех частей (базовая, страховая, накопительная) •минимальный стаж для получения базовой пенсии составляет пять лет

заработная плата работника учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа действует механизм индексации пенсий государством •существует возможность формирования негосударственной пенсии в негосударственных пенсионных фондах

Рис. 9.14. Особенности современной пенсионной системы Российской Федерации

2) неналоговые доходы:

■ страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,

■ недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС России,

■ доходы от размещения временно свободных средств ФСС России,

■ штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба,

■ межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФСС России,

Расходы бюджета ФСС России непосредственно зависят от структуры системы социального страхования, которая включает в себя следующие элементы: социальное страхование на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти; социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; социальное обеспечение отдельных категорий граждан. Основной объем расходов этого фонда составляют выплаты различного

рода пособий и страховые выплаты по видам социального страхования (около 90%). Страховой характер таких пособий и выплат обусловлен, что их финансовым обеспечением являются соответствующая часть страховых взносов и профессиональные страховые взносы. Кроме того, счет средств фонда возмещаются (полностью или частично) расходы работников, детей и определенных социальных групп населения на санаторно-курортное лечение и реабилитацию, содержатся детские и юношеские спортивные школы, осуществляются затраты на управление и материально-техническое обеспечение деятельности фонда

Учитывая вышесказанное, расходы бюджета ФСС России можно условно сгруппировать по их функциональному признаку:

1) выплата пособий и расходы по социальному страхованию на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти:

■ пособий по временной нетрудоспособности в результате общего заболевания или ухода за больным членом семьи,

■ пособий по беременности и родам,

■ пособий при постановке на учет при ранних сроках беременности,

■ пособий при рождении ребенка,

■ пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет,

■ пособий на погребение,

■ расходы па санаторно-курортное лечение работников и членов их семей;

2) выплата пособий и расходы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

■ пособий по временной нетрудоспособности в результате производственной травмы или профессионального заболевания,

■ оплата санитарно-курортного лечения, дополнительного

Это интересно:  Процесс увольнения по соглашению сторон: плюсы и минусы

ухода, расходов, связанных с социальной и профессиональной реабилитацией;

3) расходы на социальное обеспечение (преимущественно за счет межбюджетных трансфертов):

■ оплата льгот при выплате пособий и санитарно-курортного лечения лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф, и ветеранов Великой Отечественной войны,

■ содержание детских и юношеских спортивных школ,

■ расходы на родовспоможение;

4) расходы на управление и материально-техническое обеспечение деятельности фонда;

5) прочие расходы.

Пособия по временной нетрудоспособности в результате общего заболевания или ухода за больным членом семьи составляют наибольший удельный вес в расходах ФСС России — около 56%. Их размер зависит от среднемесячной заработной платы за предшествующий год, причин заболевания и трудового стажа. Пособия выплачиваются на основании больничных листов.

Из ФСС России выплачивается ряд пособии по беременности, родам и на детей (их доля — около 16%), включающих: пособия по беременности и родам (их размер устанавливается в зависимости от среднемесячной заработной платы застрахованного лица за прошедший год, срока отпуска по беременности и родам); единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях на раннем сроке беременности, единовременные пособия при рождении ребенка и ежемесячные пособия по уходу за ребенком до полутора лет (их размеры устанавливаются законодательством в абсолютных суммах). В последние годы Правительством Российской Федерации проводится политика увеличения размеров названных пособий, что способствует росту рождаемости, наметившемуся в современной России. К этой же категории расходов ФСС России, также преследующих названную цель, но в рамках социального обеспечения, можно отнести расходы на родовспоможение. Для получения такой помощи женщины должны получить родовые сертификаты.

Пособия на погребение незначительны по своему удельному весу в общих расходах фонда (до 1%) и представляют собой разовые страховые выплаты, устанавливаемые законодательно в абсолютной сумме (с 1 января 2009 г. они увеличены с 1 тыс. руб. до 4 тыс. руб.).

Пособия и расходы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляют примерно 18% общего объема расходов ФСС России. Названные пособия и расходы финансируются преимущественно за счет специальных страховых взносов и направлены на компенсацию потери заработанной платы и других доходов по причине временной или постоянной нетрудоспособности в результате производственной травмы,

профессионального заболевания и потери кормильца, произошедших по вине работодателя, а также на проведение медицинских и социальных профилактических мероприятий по снижению уровня профессиональных заболеваний и производственного травматизма. К такого рода пособиям относятся: пособия по временной нетрудоспособности, размер которых не зависит от трудового стажа и предполагает полное возмещение потерянного дохода (заработной платы); единовременные и ежемесячные пособия (страховые выплаты), которые дифференцируются в

зависимости от степени утраты трудоспособности (временная или постоянная утрата, степень травматизма и т.д.). Ежемесячные страховые выплаты, а также расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию занимают наиболее значимое место в составе расходов по профессиональному социальному страхованию — 13 и 2,5% соответственно.

Расходы на санаторно-курортное лечение осуществляются как по ними социального страхования работников, членов их семей и работников в связи с профессиональной реабилитацией, так и по линии социального обеспечения лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф, и ветеранов Великой Отечественной войны. В последние годы существенно сокращены расходы на санаторно-курортное лечение работников, не связанное с профессиональной реабилитацией, но увеличиваются расходы на оздоровление детей (7,5% общих расходов фонда) и оплату путевок участникам Великой Отечественной войны. Возмещение расходов на санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей осуществляется по решению комиссии, создаваем на предприятии. Работникам могут выдаваться на льготных путевки в санатории, профилактории, оздоровительные лагеря, в том числе на детей.

Расходы на содержание детских и юношеских спортивных школ минимальны и не набирают даже 1% всех расходов фонда. Этому важному направлению оздоровления подрастающего поколения уделяется, к сожалению, очень мало внимания.

Расходы на содержание аппарата управления, материальнотехническое обеспечение деятельности ФСС России и прочие его расходы близки по своему содержанию с аналогичными расходами ПФР и составляют не более 2%.

Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования

До 2012 года существовали два фонда обязательного медицинского страхования — федеральный и территориальные. С 1 января 2012 года территориальные фонды прекратили свое существование и их полномочия переданы федеральному.

Доходы государственного фонда обязательного медицинского страхования призваны обеспечить источниками финансирования процесс оказания государством гарантированной законодательством Российской Федерации медицинской и лекарственной помощи гражданам. Несмотря на определенную общность доходных источников, каждый из уровней рассматриваемых фондов имеет свои особенности в формировании доходной базы бюджетов.

В бюджет ФФОМС зачисляются следующие виды доходов:

1) налоговые доходы:

■ доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными режимами налогообложения:

2) неналоговые доходы:

■ недоимки, пени и штрафы по взносам в ФФОМС,

■ доходы от размещения временно свободных средств ФФОМС,

■ штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате нанесения

■ межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые в ФФОМС,

Основным доходным источником формирования ФФОМС являются поступления соответствующей части страховых взносов. На их долю приходится более 96% всех доходов этого фонда.

Расходы фондов обязательного медицинского страхования направлены на финансирование гарантированной государством медицинской (лекарственной помощи населению).

Расходы ФФОМС призваны обеспечить финансовую устойчивость всей системы обязательного медицинского страхования путем выравнивания условий финансирования Критериальных программ и финансирование определенных мероприятий и сфере медицинского страхования.

Расходы бюджета ФФОМС можно разделить на следующие группы:

■ расходы на финансирование целевых программ в области медицинского страхования (10,5%);

■ расходы на компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования (1%);

■ расходы на содержание аппарата управления ФФОМС (1%);

■ прочие расходы (0,5%).

Составной частью рассматриваемых расходов являются расходы на ведение страхового дела страховых муниципальных медицинских организаций (оплата фактически оказанной медицинской помощи), на формирование нормативного страхового запаса и др. Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица,

являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом (капиталом). Предоставление средств из территориальных фондов страховым медицинским организациям производится на основе дифференцированных нормативов в расчете на одного человека. В свою очередь страховые медицинские организации направляют эти средства для оплаты фактически предоставленных бесплатных медицинских услуг лечебно-профилактическим учреждениям, которые непосредственно оказывают медицинскую помощь населению. Если функцию страховщика выполняет сам территориальный фонд, то его средства перечисляются не страховой медицинской организации, а непосредственно Лечебно-профилактическому учреждению. Всем

гражданам России по месту работы или месту жительства выдаются страховые полисы, дающие право на получение бесплатного гарантированного объема медицинских услуг.

Расходы фонда на финансирование отдельных мероприятий области здравоохранения включают, например, такие направления расходования средств, как оплата дорогостоящих видов медицинской помощи определенным категориям граждан, оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и др.

Ключевые понятия и термины

Государственные финансы, управление финансами, муниципальные финансы, бюджетное устройство, бюджетная система, бюджетный федерализм, государственный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, бюджетный процесс, межбюджетные отношения, государственный кредит, государственный долг, государственные заимствования, внешний долг, внутренний долг, долговая политика, страхование, страхователи, страховщики, страховые агенты, страховые брокеры, выгодоприобретатель, застрахованное лицо, страховые актуарии, страховое право, социальное страхование, взносы на социальное страхование.

Вопросы для самопроверки

1. Признаки, характеризующие систему публичных финансов.

2. Звенья системы публичных финансов.

3. Состав и структура системы публичных финансов.

4. Сущность и функции государственных и муниципальных финансов.

5. Западные макроэкономические теории государственных финансов.

6. Экономическое содержание и классификация государственных финансовых резервов.

7. Понятие об управлении. Финансы как объект управления.

8. Органы управления и финансовый аппарат, изменения

организационно — институциональной системы управления финансами в рамках реализации административных реформ в России.

9. Бюджет государства и его функции.

10. Особенности бюджетной системы стран с различным государственным устройством.

11. Бюджетная политика российского государства в современных условиях.

12. Бюджетный дефицит (профицит), их экономическое содержание.

13. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства.

14. Принципы организации бюджетной системы, их значение.

15. Содержание бюджетного федерализма, его принципы.

16. Особенности организации бюджетного федерализма в России.

17. Консолидированный бюджет, использование показателей

18. Сущность и содержание межбюджетных отношений, принципы их организации.

19. Механизм оказания финансовой помощи регионам из федерального бюджета, роль и значение субсидий, субвенций, бюджетных ссуд, трансфертов.

20. Бюджетный процесс и его стадии.

21. Участники бюджетного процесса.

22. Бюджетное послание Президента Российской Федерации.

23. Основные сроки и стадии утверждения федерального бюджета.

24. Предмет каждого чтения проекта закона о федеральном бюджете в Государственной Думе.

25. Системы исполнения бюджета. Казначейская система исполнения бюджета.

26. Структура и виды долговых обязательств.

27. Что включается в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации?

28. Что включается в объем государственного внешнего долга Российской Федерации?

29. Что понимается под структурой муниципального долга? Перечислите виды долговых обязательств.

30. Что понимается под реструктуризацией долга? Какие органы исполнительной власти управляют государственным долгом Российской Федерации, государственным долгом субъекта Российской Федерации, муниципальным долгом?

31. Какой величиной ограничивается предельный объем заимствований субъекта Российской Федерации, муниципального образования?

32. Какой величиной ограничивается предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга?

33. Что понимается под государственным кредитом? Раскройте его сущность, назначение, виды.

34. Назовите функции и задачи государственного кредита, раскройте их содержание.

35. Что понимается под государственными заимствованиями Российской Федерации? Назовите соответствующую статью БК Российской Федерации.

36. Что понимается под муниципальными заимствованиями? Назовите соответствующую статью БК Российской Федерации.

37. Чем отличается государственный заем от налога?

38. По каким признакам классифицируются государственные займы? Назовите виды займов.

39. Что понимается под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации? Кто имеет право на их осуществление?

40. Что понимается под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации? Кто имеет право на их осуществление?

41. Что понимается под государственными внутренними заимствованиями субъекта Российской Федерации? Кто имеет право на их осуществление?

42. Что понимается под государственными внешними заимствованиями субъекта Российской Федерации? Кто имеет право на их осуществление?

43. Что понимается под муниципальными заимствованиями? Кто имеет право на их осуществление?

44. В чем заключается сущность страхования?

45. Для каких целей осуществляется классификация страховых отношений?

46. Какие подотрасли включает имущественное страхование?

47. Какие подотрасли включает личное страхование?

48. Перечислите принципы осуществления добровольного страхования.

49. На каких принципах осуществляется обязательное страхование?

50. Охарактеризуйте понятие «социальный риск», перечислите критерии классификации для целей управления теми или иными социальными рисками.

51. Охарактеризуйте содержание и функции социального страхования.

52. Перечислите принципы и методы организации социального страхования, приведите их краткую характеристику.

53. Перечислите особенности внебюджетных фондов.

54. Назовите плательщиков страховых взносов во внебюджетные фонды.

55. Перечислите особенности современной пенсионной системы Российской Федерации.

56. Раскройте организационную структуру, задачи и функции Пенсионного фонда Российской Федерации

57. Какие доходы подлежат зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации?

58. Перечислите состав расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

59. Раскройте организационную структуру, задачи и функции Фонда социального страхования Российской Федерации

60. Какие доходы подлежат зачислению в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации?

61. Перечислите состав расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

62. Раскройте организационную структуру, задачи и функции Федерального Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации

63. Какие доходы подлежат зачислению в бюджет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации?

64. Перечислите состав расходов бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Статья написана по материалам сайтов: izron.ru, studbooks.net, zakon52.ru, economics.studio.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector