+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Перевод земель из одной категории в другую: изменение целевого назначения участка и как это сделать?

Ситуация, когда участок необходимо использовать не по назначению, а также сменить его вид, может возникнуть в любой момент. Перевод земель из одной категории в другую – задача не сложная, но долговременная. При этом неизбежны смена правового режима и корректировка стоимости земли.

Содержание

Виды земель

Согласно российскому законодательству, земельные наделы делятся на следующие виды:

  1. Земля сельхозназначения. Наделы, находящиеся за пределами населенного пункта, используемые для нужд сельского хозяйства.
  2. Населенные пункты. Участки, где ведутся застройки и развитие населенных пунктов.
  3. Земля специального использования. Участки, находящиеся за пределам населенных пунктов, которые предоставляется в установленном порядке организациям, предприятиям, учреждениям для исполнения ими возложенных спецзадач.
  4. Охраняемые земли, территории и объекты. Наделы, которые имеют большое научное, эстетическое, природоохранное, рекреационное, историко-культурное, оздоровительное и другое значение, изъятые из общего пользования и имеющие свой правовой режим.
  5. Земля лесного фонда. Земля, покрытая растительностью, а также непокрытая ею, но предназначенная для восстановления растений; нелесная земля, которая предназначена для ведения лесного хозяйства.
  6. Земля водного фонда. Участки, на которой расположены водоемы, ледники, гидротехнические конструкции и выделенные полосы отвода вдоль берегов.
  7. Земля запаса. Участки, находящиеся в государственном или муниципальном ведении.

Смена категории участка

Каждая категория земель имеет свои правовые режимы. То есть на участках сельхозназначения можно выращивать культуры и заниматься животноводством, в населенных пунктах можно заниматься застройкой. Соответственно, перевод земель из одной категории в другую – это появление новых возможностей и вариантов их применения.

Процесс перевода начинается с подачи прошения с прилагаемыми необходимыми документами. Строгой формы документ не имеет. Такое прошение инициирует процесс и должно содержать следующую информацию:

  • Настоящая категория земельного надела.
  • Желаемая категория.
  • Кадастровый номер.
  • Обоснованность обращения по смене категории.
  • Документы, связывающие заявителя и земельный участок.

Ходатайство рассматривается соответствующими органами. При положительном исходе создается документ об изменении категории земельного надела. Этот же орган обязан произвести все необходимые действия для внесения изменений в реестр недвижимости. Перевод земли в другую категорию регулируется ФЗ № 127 от 21.12.04.

Куда обращаться

Рассмотрим, какие органы осуществляют перевод земли в другую категорию. Изменения вида разрешенного использования осуществляются разными органами в зависимости от собственника надела:

  1. Правительством РФ. Если собственник участков – государство.
  2. Федеральным или муниципальным органом, частным владельцем. Если владельцем надела является соответствующий орган либо это частная собственность.
  3. Органами местного самоуправления. С ними все вопросы решаются, если владение не принадлежит муниципалитету, частному владельцу, а также не является сельскохозяйственной землей.

При желании заявителя перевести земельный надел в категорию населенного пункта или, наоборот, вывести из этой категории вопрос необходимо решать с муниципальным органом, поскольку будут переноситься границы.

Чтобы осуществить перевод земель из одной категории в другую, нужно собрать и предоставить следующий пакет документов, прилагаемый к ходатайству:

  • Выписка из кадастровой палаты, которая подтверждает кадастровый номер или кадастровый паспорт.
  • Копия паспорта, выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Представляется тот документ, который подтверждает статус лица – обычный гражданин, юрлицо или ИП.
  • Выписка из общего списка прав на недвижимость. Данный документ подтверждает правовую связь заявителя с земельным наделом. При этом если заявитель не является собственником, он должен предоставить доказательство того, что владелец участка в курсе и не против предстоящей операции.
  • Постановление государственной экспертизы (если этого требуют правила). В некоторых конкретных случаях такой документ является главным обоснованием для того, чтобы осуществить перевод. Если экспертиза необязательна, то можно приложить к заявлению мнение специалиста, которое доказывает целесообразность смены категории.

При этом заявитель в обязательном порядке предоставляет только документы, которые удостоверяют его личность и, если того требует случай, согласие от владельца участка. Получение остальных бумаг на перевод земель из одной категории в другую осуществляется органами самостоятельно, в рамках обмена между ведомствами.

Процесс перевода

Перевод земель из одной категории в другую урегулирован в соответствии с законодательством РФ. Сроки рассмотрения поданного заявления на правительственном уровне не должны превышать трех месяцев, если иное не предусмотрено законодательными актами.

На федеральном или муниципальном уровне заявление находится в работе в течение нескольких месяцев.

Если отказ в рассмотрении заявления связан с неверной подачей документов (пакет не доукомплектован или подан не тому органу), ходатайство возвращается заявителю не позже чем через месяц, с указанием причин отказа.

Оформление решений происходит следующим образом:

  • Положительное решение оформляется путем составления акта о переводе земли.
  • Отрицательное решение оформляется через составление акта об отказе в переводе.

Каждый из этих документов уполномоченные органы должны направить гражданину не позднее 14 дней со дня издания.

Если оформлен акт на перевод земель из одной категории в другую, то он направляется не только к заявителю, но и в органы земельного кадастра для регистрации внесенных изменений. Далее акт нужно отправить в единый госреестр прав на недвижимость. Сделка о переводе земли считается состоявшейся, если внесена запись в ЕГРП.

На обработку поданных документов потребуется не так много времени. Но с учетом того, что государство устанавливает сроки для направлений документов каждому из органов, с того момента, как акт подписан, и до того, как сведения внесут в реестр, может пройти порядка двух месяцев. Получается, перевод земель из одной категории в другую, условия и процедура которого ясны и понятны, является процессом не сложным, но долговременным.

Характерные черты

Законодательно установлен целый перечень ограничений для тех сельхозземель, которые признаны угодьями для выращивания культур, выгула и кормления скота, покоса, а также владениями, где растут сады, виноградники и иные насаждения.

Во-первых, запрещено переводить участки или наделы в составе таких участков из земли сельхозназначения, если кадастровая стоимость последней на 30 % (и больше) превышает среднюю кадастровую стоимость по району. Это же правило распространяется на другие наделы, включенные нормативными актами в список земель, использование которых, кроме как для ведения сельского хозяйства, не допускается.

Во-вторых, перевод земли в другую категорию больше не актуален в отношении сельхозугодий. Другими словами, в кодексе больше не работают пункты 2 и 3 в статье 79, допускающие изменение категории для сельхозземель.

Теперь законом установлены обстоятельства, при наступлении которых перевод допустим как крайний случай. Сюда относится проведение дороги, линии электропередачи, изменение городской черты и т. п.

Подобные крайние случаи никак не регламентируются законами, поэтому при возникновении каждого такого случая они рассматриваются индивидуально. Безусловно, такая брешь в законе может повлечь за собой явное злоупотребление своими обязанностями со стороны тех лиц, которые являются ответственными за рассмотрение ходатайств.

Почему могут отказать?

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется посредством сбора и предоставления необходимых документов. Но российское законодательство и Земельный кодекс в целом предусматривают некоторые весомые обстоятельства, которые влекут за собой отказ в переводе. Кроме неудовлетворительного заключения экспертизы, основания могут быть следующими:

  1. Постановления федеральных органов о запрете или ограничении в переводе участка в другие категории.
  2. Расхождение в документации. Запрашиваемое целевое назначение земли или участка не соответствует утвержденному территориальному планированию.

Стоит сказать, что вся документация территориального планирования, которая служит отказом в переводе, должна быть принята и опубликована. Иначе этот факт не может считаться правомерным для отказа. Сегодня во многих регионах отсутствует правильно утвержденная документация территориального планирования.

Сам акт об отказе можно обжаловать в суде.

Особенности при изъятии земельного надела

Когда надел изымается, в том числе выкупается для муниципальных или государственных нужд, перевод земель из одной категории в другую осуществляется непосредственно после операции выкупа или изъятия.

Местные органы самоуправления обязаны самостоятельно перевести полученный участок в новую категорию до передачи его новому землевладельцу.

Получается, что собственника земельного надела, у которого он выкупается, не могут заставить принудительно освободить участок только потому, что у того поменялась категория.

Кроме того, местные органы самоуправления, которые изымают участок или выкупают его, не должны перекладывать перевод земель из одной категории в другую, условия и процедура которого должны полностью соблюдаться, на нового собственника.

Меняем категории земель

Рассмотрим кратко перечень случаев, когда возможен перевод земель из одной категории в другую в Московской области.

Можно изменить тип сельскохозяйственных земель, если:

  • Произошла консервация участка.
  • Предполагается создание охраняемой природной территории или отнесение владения к природоохранному, историко-культурному, рекреационному виду.
  • Установлена или изменена черта населенного пункта.
  • Владения включены в лесной, водный фонд или в земли запаса из-за непригодности первых к осуществлению сельскохозяйственных работ.
  • На таких землях будут размещены объекты обороны страны (при условии, что иного выбора не было).
  • На территории будут добываться полезные ископаемые (при наличии соответствующего проекта).
  • Предполагается строительство дорог, линии связи и электропередачи, нефтепровода, газопровода, трубопровода, железной дороги и прочих сооружений (при наличии утвержденного и принятого проекта).
  • Предполагается размещение объектов коммунального, бытового, социального назначения, медицинских объектов, если иное место размещения отсутствует.

Перевести наделы специального назначения можно в следующих ситуациях:

  • Если создан и утвержден проект рекультивации участка.
  • Если почва перед переводом восстановлена и очищена от продуктов деятельности промышленных предприятий.

Перевести наделы лесного фонда разрешено, если:

  • Организуется природная охраняемая территория.
  • Устанавливаются или меняются границы населенного пункта.
  • Создаются туристические особые экономические зоны.

Переводить наделы водного фонда допустимо, если:

  • Прекращено существование водного объекта, изменено русло, граница водоема и т. п., в том числе создается искусственный земельный участок при положительном решении заключения экспертизы.
Это интересно:  Как уволиться чтобы не отрабатывать

При этом перевести земли в наделы водного фонда можно при условии, что:

  • Земельный участок занят водоемом.
  • Возведено водохранилище или другой искусственный водный объект.

Перевести наделы важных охраняемых территорий можно в другие категории, если имеется положительная резолюция экологической госэкспертизы или иной проверки, которая установлена федеральным законодательством.

Законодательство хоть и регулирует большинство вопросов, связанных с переводом земель из одной категории в другую, но на практике остается очень много нюансов и противоречивых ситуаций. Прежде всего это касается органов власти и их роли в принятии решения по ходатайству. Например, отказ в переводе, кроме объективных причин, может содержать и «исключительные случаи» и «допустимые ограничения». В особенности это касается перевода из сельхозземель в земли другого назначения.

Также главным вопросом остается тот правовой факт, что земли, по независящим причинам, можно отнести сразу к нескольким категориям. А это может несколько осложнить процесс перевода.

Пошаговая инструкция перевода земельных участков из одной категории в другую: смена назначения

Иногда приобретение земельного участка (ЗУ) становится проблемой после того, как его владельцы узнают, что не имеют права на проведение требующихся им работ. Такое положение можно исправить, только изменив целевое назначение ЗУ в соответствии с потребностями законных владельцев. Эта процедура направлена на расширение регламента использования земель, на внесение в разрешение использования дополнительных элементов деятельности.

Перевод из одной категории в другую земельных участков сам по себе достаточно простой. Подробно в виде инструкции мы рассказываем в статье.

Пошаговая инструкция изменения целевого назначения земельного участка

Все земли, находящиеся в ведении региональных властей, допускается использовать только в соответствии с целевым использованием. Земельные отделы местных административных органов или департаменты по землеустроительству городов, имеют перечень, в котором каждая категория земель различается по видам или целям её использования, в соответствии с установленными кодами (шифрами). Соответственно, изменение установленных шифров, присвоенных тем или иным участкам, допустимо проводить только в обозначенных административных отделах (департаментах), на основании публичных слушаний.

Какой тип выбрать? Прочитайте наши статьи и выберите то что вам подходит!

Так как же поменять назначение земельного участка? Чтобы понимать как изменить категорию земельного участка для начала разберем условия.

Условия смены целевого назначения земельного участка

Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется при условии:

  1. аргументированного и убедительного обоснования владельца ЗУ, изложенного в заявлении, поданном в исполком на имя главы администрации.
  2. Принятия заявления уполномоченным лицом для рассмотрения вопроса на публичных слушаниях.
  3. Принятия положительного решения по вопросу уполномоченной административной комиссией.

В заявлении требуется указать кадастровые и технические характеристики ЗУ, а так же место его расположения и форму правообладания. Если земля не в собственности заинтересованного лица, запрос будет отклонён и не принят к рассмотрению.

В качестве аргументов, которые должны убедить административную комиссию в принятии положительного решения по вопросу, следует указать:

  1. категорию земель и целевое назначение ЗУ, к которым надел принадлежит в данное время.
  2. На какую категорию заявитель планирует заменить настоящее целевое назначение ЗУ.
  3. Мотивирующие причины, требующие замены. Очевидные плюсы для заявителя, в случае получения искомого разрешения. Отсутствие негативных побочных эффектов для населённого пункта и третьих лиц. При наличии положительных эффектов для таковых – указать их.
  4. Дать перечень прилагаемых документов.

Федеральный закон о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую — СКАЧАТЬ.

Документы и окончание процедуры

К заявлению прилагаются документы:

  1. ксерокопия паспорта;
  2. кадастровый паспорт ЗУ;
  3. свидетельство о собственности;
  4. кадастровая выписка (по требованию).
  5. Возможно будет нужна выписка из похозяйственной книги — где взять ее форму читайте здесь.

Административная комиссия назначает дату слушаний. Заинтересованное лицо вправе присутствовать на данном заседании комиссии. После принятия постановления, в течение 5 рабочих дней результаты слушаний требуется опубликовать в местных СМИ и выдать заявителю выписку из протокола по существу поданного им запроса.

В полученном документе может быть выражено как положительное, так и отрицательное решение.

Положительное решение означает руководство к дальнейшему действию – внесение изменений в кадастровые записи.

Отрицательное постановление означает отказ. Он предоставляется мотивированно – с опорой на нормы законодательства и встречные аргументы, согласно которым притязания заявителя осуществить невозможно. В числе таких причин могут быть:

  1. не оформленная в собственность земля;
  2. отсутствие гражданства РФ у заявителя;
  3. не соответствие притязаний законодательству РФ;
  4. не соответствие притязаний локальным и региональным нормативам.

Сам по себе ответ на вопрос как изменить целевое назначение земельного участка простой, но вот конкретный порядок изменения может быть не самой легкой.

Госпошлина

Все административные услуги предоставляются гражданам безвозмездно.

Пакет состоит из документов, подаваемых на административную комиссию, с приложением выписки из протокола с вынесенным решением. В течение 5 рабочих дней будет подготовлен новый кадастровый паспорт ЗУ, с внесёнными изменениями.

Санкции, выданные администрацией, позволят владельцу расширить или кардинально изменить разрешенное использования земельного участка, в соответствии с собственными целями и задачами. Для этого нужно будет провести вышеописанную процедуру, а вы уже знаете как изменить категорию земельного участка, не так ли?

Как происходит перевод земель из одной категории в другую?

Все земли России подразделены на различные категории землепользования, которые регулируют обращение владельцев с земельными участками. Смена земельной категории необходима в том случае, если на участке земли планируется производить такую деятельность и вести такое хозяйство, которое настоящей категорией участка не предусмотрено, либо запрещено. Для этого производится смена целевого назначения земель.

Куда обращаться для перевода земель из одной категории в другую?

Согласно законодательству и законодательным актам, уполномоченными органами, которые допускаются к рассмотрению ходатайств о переводе и смены земельной категории являются Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, Местная Администрация.

Поэтому, если собственник, землевладелец, землепользователь или арендатор (именно эти лица признаются правообладателями участка согласно п.3 ст.5 Земельного Кодекса РФ) принято решение о смене целевого назначения земли, заявление о соответствующей процедуре необходимо подавать в один из вышеперечисленных органов. Чаще всего обращаются в Местную Администрацию.

Пакет документов при изменении категории земли

К заявлению о смене земельной категории прилагается пакет документов, перечень которых четко определен законодательством. Если в пакете, приложенном к ходатайству, отсутствуют необходимые бумаги, либо они являются неточными, обращающемуся придет отказ в рассмотрении. При таком раскладе процедура может надолго затянуться. Именно поэтому многие обращаются за помощью к частным юристам, что стоит больших денег. Но с другой стороны, процесс этот не такой сложный, требуется лишь добросовестный подход и внимательность.

В пакет документации, приложенный к ходатайству, должны входить следующие бумаги (в соответствии со статьей 2 ФЗ №171):

  1. Выписка из земельного кадастра;
  2. Паспорт гражданина РФ;
  3. Правоустанавливающие документы на земельный участок;
  4. Выписка из ЕГРН (Единый Государственный Реестр Недвижимости), которая необходима, так как является единственным документом, который может подтвердить существование зарегистрированного права ( ранее требовалась из ЕГРП, но с 2018 года – только ЕГРН);
  5. Согласие правообладателя на изменение категории земли, при этом нужно согласие всех собственников, если их несколько (как сказано выше, арендатор также считается правообладателем);
  6. Заключение экологической экспертизы.

При этом ходатайство рассматривается в том случае, если к нему приложена причина желаемого перевода категории землепользования. В обосновании должны быть указаны три пояснения.

  1. Первое состоит из документов, которые подтверждают, что после перевода земли не будут использоваться не по назначению;
  2. Второе пояснение должно состоять из предоставления плана предполагаемого строительства (если таковое предполагается, конечно же);
  3. Третье заключается в собранных документах из всевозможных инстанций, которые подтверждают, что для перевода в иную категорию нет препятствующих факторов.

Само заявление тоже нужно составить согласно общеобязательным требованиям. Требования заключаются в том, что в ходатайстве должно быть указано ФИО заявителя, его личные данные о месте жительства и дата рождения, название документа, описание земельного участка с обязательным указанием его текущей категории и кадастрового номера, просьба о смене категории с указанием желаемой категории, причины и аргументация, перечень прилагаемых документов и подпись с датой и расшифровкой.

Правильно составленное заявление и полный пакет документов исключат вероятный отказ в переводе.

Процедура перевода

Есть общий алгоритм для процедуры смены категории землепользования, он состоит из следующих шагов:

  1. Составление заявления, сбор всех нужных документов и разрешений;
  2. Подача заявления с пакетом документации в уполномоченный орган;
  3. Рассмотрение заявления комиссией;
  4. Получение уведомления о решении комиссии;
  5. В случае положительного вердикта вносятся изменения в кадастровые документы и государственный реестр;
  6. При отказе оспаривание решения комиссии.

Этот алгоритм общий для всех категорий, но существуют незначительные различия.

Для земель сельхозназначения

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию допускается в очень редких случаях. Для возможности процедуры подобного перевода требуется подтверждения множества факторов. Связан перевод может быть с:

  1. С консервацией земель;
  2. С созданием особо охраняемых территорий;
  3. С изменением черты поселений;
  4. Со строительством на землях сельскохозяйственного назначения строений или промышленных объектов, с нуждами с/х не связанных;
  5. Тем, что земли перестали иметь сельскохозяйственную значимость, и их нужно перевести в другой фонд земель;
  6. Со строительством дорог и других линий передач, снабжения и т.д.

Для перевода с/х земель в другую категорию нужно проведение особой экологической экспертизы, которая определит возможные потери для сельского хозяйства в случае использования участка не по назначению.

Для земель населенных пунктов

Особенностью перевода таких земель является то, что за сменой категории земель населенных пунктов на иную категории следует изменение границ самого населенного пункта.

И напротив – когда границы поселения изменяются, за этим следует и изменение земельной категории.

Основная особенность касается все же не заявителя, а уполномоченный орган – при поступлении ходатайства о подобном переводе, этот орган должен перенаправить/осведомить орган, заведующий ведением государственного земельного кадастра.

Для промышленных земель

Перевод этой категории осуществляется без ограничений по установленной для всех категорий схеме, но все же за некоторыми исключениями.

Если земельный участок промышленного назначения сильно загрязнен, застроен зданиями и сооружениями (в том числе подземными), которые подлежат сносу, то его перевод возможен только в том случае, если ко всем требуемым документам будет прилагаться проект рекультивации этих земель. Если на участке велась деятельность, нарушающая строение почвы и сильно ухудшающая ее состояние, то перевод будет возможен только после осуществления рекультивационного проекта на участке.

Это интересно:  Госпошлина ГПК: особенности уплаты государственного сбора

Причины отказа

Самая распространенная причина – неверно составленное заявление, и нехватка требуемых документов. Но есть и другие причины, которые могут затормозить или сделать невозможной желаемую процедуру.

Отсутствие согласия правообладателя

Как уже было сказано, в соответствии с текущим законодательством правообладателями могут считаться собственники участка, арендаторы, землевладельцы и землепользователи. Для одобрения подаваемого ходатайства необходимо согласие всех правообладателей.

Это значит, что арендатор исключительно из собственных побуждений не может сменить категорию землепользования, как не может это сделать и владелец без согласия землепользователя и так далее.

В случае нехватки согласия одного из правообладателей процедура перевода считается невозможной, и единственное, что заявитель может сделать – добиться согласия всех правообладателей.

Не допускается перевод земель с/х назначения, если их кадастровая стоимость превышает на 30% или более процентов средне районный уровень цен на земельные участки, а также, если земля является особо ценным сельскохозяйственным угодьем.

Отказ в рассмотрении ходатайства может быть получен в случае обращения с ним ненадлежащего лица, в случае несоответствия сведений, указанных в документах, действительности и неполном пакете документов.

Стоимость и сроки рассмотрения ходатайства

Если ходатайство не подлежит дальнейшему рассмотрению в связи с вышеуказанными запретами, то оно должно быть возвращено заявителю в течение 30 дней с момента подачи заявления.

Ходатайство рассматривается уполномоченным органом в течение 2 месяцев (если рассматривает Правительство, то трех). В течении 14 дней до заявителя должно дойти решение комиссии о согласии/отказе в переводе.

Что касается вопросов цены, то, исключая возможные оплачиваемые самостоятельно услуги юриста, потребуются некоторые расходы. Плата за одну сотку переводимой земли может составить от 9 до 12 тысяч рублей

После перевода

После вынесения комиссией одобрения о переводе, получении решения заявителем, в течение семи дней исполнительный орган вносит кадастровые изменения. Когда изменения внесены, процедуру можно считать завершенной. После перевода переоформление правоустанавливающих документов на участок не потребуется.

Рациональность необходимости перевода категории землепользования в иную категорию определяется собственниками земли. Нужно взвесить все «за» и «против», чтобы процедура не превратилась в пустую трату денег и времени.

Инструкция по переводу земельного участка из одной категории земли в другую

В соответствии с Земельным кодексом РФ все земли по целевому назначению подразделяются на различные категории. Для каждой категории земель предусмотрен свой правовой режим. В некоторых случаях может возникнуть необходимость изменить категорию земли, то есть перевести земельный участок из одной категории в другую.

Перевод земельного участка из одной категории в другую является достаточно распространенным явлением, если исходить из практического опыта нашей юридической компании. К нам обращаются за помощью, так как «Нижегородский поверенный» имеет большой опыт в разрешении земельных споров и решении вопросов, связанных с недвижимым имуществом.

ПЕРЕЧЕНЬ КАТЕГОРИЙ ЗЕМЕЛЬ

Земельный Кодекс РФ содержит исчерпывающий список категорий земель в зависимости от их целевого назначения:

— земли сельскохозяйственного назначения;

— земли населенных пунктов;

— земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

— земли особо охраняемых территорий и объектов;

— земли лесного фонда;

— земли водного фонда;

В зависимости от принадлежности земельного участка к одной из указанных категорий земель, определяется его правовой режим, в том числе оборотоспособность, субъектный состав, содержание правомочий собственника либо иного правообладателя такого земельного участка и т.д.

Категории земель имеют сложную внутреннюю структуру, а их единое целевое назначение дополняется и уточняется посредством установления для части категории земель видов разрешенного использования.

КАКИЕ КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ МОЖНО ПЕРЕВОДИТЬ?

В статье 8 ЗК РФ указывается, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:

  1. земель, находящихся в федеральной собственности, –Правительством Российской Федерации;
  2. земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  3. земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления;
  4. земель, находящихся в частной собственности:
    • земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления».

При этом порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами».

КАК ИНИЦИИРОВАТЬ ПРОЦЕДУРУ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ?

Для того чтобы изменить категорию земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», необходимо в уполномоченный на то орган исполнительной власти или орган местного самоуправления направить ходатайство о переводе земель из одной категории в другую либо ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.

В зависимости от того кому принадлежит земельный участок ходатайство следует подавать:

— в отношении земель, находящихся в федеральной собственности – Правительство Российской Федерации;

— земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности – орган исполнительной власти субъекта РФ (администрация, мэрия, правительство). Такие полномочия могут быть возложены и на одно из структурных подразделений администрации (правительства) субъекта РФ.

— земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – орган местного самоуправления (администрация муниципального района, городского округа, поселения).

ПЕРЕВОД ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬХОЗ НАЗНАЧЕНИЯ

Следует особо выделить случаи перевода земель сельхоз назначения в другую категорию. В случае если земли сельскохозяйственного назначения находятся в частной собственности, но при этом существует необходимость в смене земельной категории, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может выступить инициатором смены специализации.

КАКИЕ СВЕДЕНИЯ СЛЕДУЕТ УКАЗАТЬ В ХОДАТАЙСТВЕ О ПЕРЕВОДЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ?

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

К ходатайству необходимо приложить:

  • выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

3) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

4) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;

5) расчеты потерь сельскохозяйственного производства и (или) потерь лесного хозяйства(если такие необходимо произвести).

КТО МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПОДАЧУ ХОДАТАЙСТВА О ПЕРЕВОДЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ?

Правом подачи ходатайства о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую наделены лица, способные подтвердить свои права на землю. К таким относятся:

граждане и юридические лица – собственники земельных участков;

землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.

В отношении земель федерального, регионального и местного значения заинтересованным лицом является соответствующий специально уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

КОГДА МОГУТ ОТКАЗАТЬ В ХОДАТАЙСТВЕ?

В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:

1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;

2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по указанным основаниям, возвращается заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ ХОДАТАЙСТВА?

По результатам рассмотрения ходатайства орган местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта.

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.

КОГДА ПЕРЕВОД ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ?

Перевод не допускается в случае:

1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

КОГДА ПЕРЕВОД ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ СЧИТАЕТСЯ СОСТОЯВШИМСЯ?

Уполномоченный орган местного самоуправления направляет копию акта о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в течение 5 дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости. О внесенных изменениях территориальный орган Росррестра уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Это интересно:  Ограничение свободы: понятие, основные виды

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.

ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ (ПЕРЕВОД ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ)

Земля — это непременное условие производства, причем не только в сельском хозяйстве (где это очевидно в наибольшей степени), но и в других отраслях. По мере развития производства, транспорта и иных сфер хозяйственной деятельности на земельных участках, имевших ранее иное назначение, строятся промышленные предприятия, объекты энергетики, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и связи, трубопроводы и другие объекты. Также в результате процессов урбанизации расширяются территории населенных пунктов. Поэтому в случае необходимости законодательство допускает перевод земельного участка из одной категории земель в другую (изменение его целевого назначения).

При этом, однако, земельным законодательством предусмотрен ряд жестких ограничений и недопущение необоснованного перевода земель из одной категории в другую.

Во-первых, частные лица — правообладатели земельных участков не вправе самовольно изменить назначение своего участка. На это уполномочены только органы государственной власти и местного самоуправления (а в отношении некоторых земель такое ограничение установлено и для органов местного самоуправления).

Во-вторых, законодательством четко определена компетенция публичных органов при осуществлении такого перевода.

В-третьих, для каждой из категорий земель законодательно определены условия, при которых допускается перевод земель в другую категорию.

Так, органами, уполномоченными принимать решения о переводе земель из одной категории в другую, являются:

• Правительство РФ, которое переводит в другие категории земли: 1) находящиеся в федеральной собственности, 2) неразграниченные по формам собственности (находящиеся в государственной собственности) , когда они необходимы для федеральных нужд или для установления либо изменения черты городов федерального значения;

• органы исполнительной власти субъектов РФ, которые наделены таким правом в отношении земель: 1) находящихся в собственности соответствующих субъектов РФ, 2) расположенных на их территории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной или властной собственности, 3) неразграниченных по формам собственности государственных земель (кроме необходимых для федеральных нужд или для установления или изменения черты городов федерального значения);

• органы местного самоуправления, которые принимают соответствующие решения по поводу земель, находящихся в муниципальной и в частной собственности (кроме земель сельскохозяйственного назначения), а в случаях, установленных законами субъектов РФ, — также и по поводу неразграниченных земель.

Процедура перевода в другую категорию достаточно подробно урегулирована Законом о переводе земель. Для того чтобы одним из вышеназванных органов было принято решение о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую заинтересованным лицом подается соответствующее ходатайство, в котором указываются: 1) кадастровый номер земельного участка; 2) категория земель, в состав которых входит этот участок; 3) испрашиваемая категория земель, перевод в состав которой предполагается осуществить; 4) права на земельный участок; и 5) обоснование испрашиваемого перевода.

К ходатайству прилагаются следующие документы:

• выписка из ГКН (ЕГРН) о соответствующем земельном участке или его кадастровый паспорт;

• копии документов о заявителе (для гражданина — удостоверяющих его личность; для индивидуального предпринимателя или юридического лица — выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ);

• выписка из ЕГРП (ЕГРН) о правах на соответствующий земельный участок;

• заключение государственной экологической экспертизы (когда ее проведение предусмотрено федеральным законом);

• согласие на перевод земельного участка в другую категорию его правообладателя (за исключением случая, если таким правообладателем является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении этого участка; также согласие не требуется, если перевод, связан с созданием ООПТ или с установлением (изменением) черты населенного пункта).

По результатам рассмотрения ходатайства соответствующим органом в 2-месячный срок (Правительством РФ — в 3-месячный) принимается, либо акт о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, либо акт об отказе в испрашиваемом переводе. При этом перечень оснований для такого отказа органичен. Это: 1) наличие установленного в соответствии с федеральными законами запрета (либо ограничения) перевода таких земель или земельных участков из одной категории в другую; 2) отрицательное заключение государственной экологической экспертизы; 3) несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Что касается особенностей принятия решения о переводе в другую категорию, установленных законодательством для отдельных категорий, то наиболее подробно регулируются вопросы, связанные с землями сельскохозяйственного назначения. Так, исключительными случаями, когда допускается перевод сельскохозяйственных угодий (в том числе особо ценных продуктивных угодий) из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, являются:

• установление или изменение черты населенных пунктов;

• выполнение международных обязательств, обеспечение обороны и безопасности государства. Необходимым условием при этом является отсутствие иных вариантов размещения соответствующих объектов;

• строительство дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений. В данном случае нет необходимости обосновывать отсутствие иных вариантов (линейные объекты прокладываются по оптимальному с технологических и иных позиций маршруту). Но для принятия решения о переводе требуется выполнение условия иного рода. На период строительства такого объекта отводится полоса, более широкая, чем требуется для его последующей эксплуатации (для перемещения строительной техники, размещения материалов, тогда как непосредственно под размещение линейного объекта нужна относительно узкая полоса). По завершении строительства «лишняя» земля должна быть пригодна для использования по ее прежнему целевому назначению. Поэтому необходимым условием перевода является наличие утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемых на период осуществления строительства линейных объектов;

• добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель на период, когда разработка этих ископаемых будет завершена.

Еще в нескольких случаях перевод в другую категорию сельскохозяйственных угодий допускается только тогда, когда их кадастровая стоимость ниже среднего уровня по муниципальному району (городскому округу), и такие земли не отнесены к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям. Это:

• консервация земель и включение непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

• создание ООПТ или отнесение земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

• размещение промышленных объектов; объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения и образования при отсутствии иных вариантов их размещения.

Переводом в земли населенных пунктов (и наоборот — их земель в другую категорию) является установление или изменение их границ, а также включение земельных участков в такие границы (или исключение из них).

Для перевода земель промышленности и иного специального назначения в другую категорию законодательство не предусматривает каких- либо ограничений. Однако если такие земли нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), то до принятия решения о переводе должен быть разработан и утвержден проект рекультивации подлежащих переводу земель. А если на таких землях нарушен почвенный слой, то перевод допускается только после их восстановления (кроме случаев, когда о таком переводе ходатайствуют органы государственной власти или местного самоуправления).

Перевод в другую категорию земель особо охраняемых территорий допускается, только в том случае если их дальнейшее использование по целевому назначению невозможно ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения. Такая утрата должна быть подтверждена государственной экологической экспертизой (или иной экспертизой установленной федеральным законом).

Перевод в другие категории земель водного фонда и земель лесного фонда, занятых защитными лесами, возможен в случаях:

• установления (изменения) границы населенного пункта;

• размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их возможного размещения;

• создания на землях лесного фонда туристско-рекреационных ОЭЗ;

• прекращения существования водных объектов, расположенных на землях водного фонда (это должно быть подтверждено положительным заключением государственной экологической экспертизы). Так же основанием для перевода является изменение русла, границ и иных характеристик местоположения водного объекта (причем как для перевода в иную категорию из земель водного фонда, так и, наоборот, для включения в данную категорию).

Что касается земель запаса, то их перевод в другую категорию земель осуществляется без ограничений, но при условии образования соответствующего земельного участка (т.е. в другую категорию может быть переведен земельный участок, но не земли).

Контрольные вопросы и задания

1. Какие категории земель закреплены в ЗК РФ?

2. Какие органы вправе принимать решения о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую?

3. Какие документы представляются заявителем для перевода земель из одной категории в другую?

4. Назовите основания для отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую.

5. В каких случаях допускается перевод сельскохозяйственных угодий из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию?

6. Каковы основания для изменения целевого назначения земель лесного и водного фонда?

7. Какие ограничения предусмотрены для перевода в другую категорию земель запаса?

Статья написана по материалам сайтов: fb.ru, myrealproperty.ru, georeestr.com, yrnn.ru, bstudy.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector