+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Порядок принятия решения о конфискации имущества — за долги, что это, в 2019 году

По общему определению конфискация имущества – это принудительная мера наказания, направленная на отчуждение имущества у виновного гражданина, с целью направления средств на погашения долга или возмещение ущерба, нанесенного здоровью или имуществу третьих лиц. Конфискация осуществляется на безвозмездной основе. Такой вид наказания регламентируется статьями 104.1-104.3 главы 15.1 Уголовного кодекса РФ, также ряд норм содержат статьи гражданско-процессуального законодательства и Семейного кодекса РФ, когда рассматривается вопрос о взаимной ответственности супругов при отчуждении собственности.

Конфискация имущества судебными приставами

Относительно работы судебных приставов-исполнителей, конфискация имущества представляет собой второстепенную меру воздействия, основанием для назначения которой является преступная деятельность, касающаяся: продажи людей, убийства, терроризма, оборота наркотиков, работы фальшивомонетчиков и другое. Кроме того, осуществляется конфискация имущества за задолженность. Данная мера используется кредиторами в результате неуплаты долга или серьезной просрочки платежей по кредиту. Для осуществления наказания, кредитор обращается с соответствующим иском в суд и на основании судебного решения получает исполнительный лист, где указывается, в каком объеме будет производиться конфискация. Исполнительный лист направляется судебным приставам, которые, в свою очередь, приезжают к должнику для составления описи имущества и акта его приема. Конфискации в целях погашения задолженности подлежит следующее имущество: ювелирные и драгоценные украшения, недвижимость, разные средства передвижения, включая автомобиль, мотоцикл, сельскохозяйственная техника, бытовая техника.

Важно! Должник может вернуть свое имущество в полном объеме в течении 5 дней после конфискации, при условии полного погашения задолженности.

После конфискации имущество выставляется на торги, где реализуется по стоимости не ниже рыночной. Вырученные от торгов денежные средства направляются в пользу кредитора на погашение задолженности. Отдельного внимания заслуживают вопросы, связанные с конфискацией недвижимости. В случае возникновения необходимости в конфискации недвижимого имущества, судебный пристав также должен направить ксерокопию документа о наложении ареста в Росреестр, чтобы заблокировать любые операции в отношении конфискуемого имущества. В противном случае, должник может продать имущество или подарить до момента конфискации. При аресте имущества должника, квартиры или дома, судебный пристав-исполнитель должен собрать следующие документы: свидетельство о праве собственности, выписку из ЕГРП, технический паспорт. В случае, если недвижимость представляет собой отдельное сооружение, потребуется также направить запрос в Регистрационную палату и потребовать предъявления должником соответствующей документации, включая кадастровый план.

Как осуществляется конфискация имущества судебными приставами

Краткий порядок действий судебных приставов при конфискации имущества:

  • при поступлении исполнительного листа, судебными приставами возбуждается исполнительное производство;
  • происходит наложение ареста на собственность, составляется акт приема и описи имущества, что предусмотрено действующим законодательством;
  • должнику предоставляется возможность в течении пяти дней отфильтровать собственность, осуждение которой невозможно, после чего имущество передается в распоряжение государственных органов для реализации.

В случае, если речь идет о конфискации денежных средств или банковских вкладов, предусмотрена несколько иная процедура. Пристав обращается в банковскую организацию с постановлением об аресте конкретного счета и последующим перечислением с него денежных средств на другой счет.

Опись конфискуемого имущества судебными приставами

Конфискация имущества и арест имущества должны обязательно осуществляться с присутствием понятых, судебного пристава-исполнителя и должника. Процедура сопровождается составлением иска об аресте, где указываются следующие сведения:

  1. ФИО всех граждан, участвующих в процессе ареста имущества;
  2. наименование каждого предмета, которые заносятся в акт, их отличительные особенности;
  3. сроки ограничения на права использования описанного имущества;
  4. информация об оценке ценности собственности;
  5. указывается гражданин, которому на сохранность поступает имущество, включая адрес его регистрации;
  6. проставляется отметка, указывающая на отчуждение имущества и о том, что должник уведомлен о своих обязанностях и ответственности за сокрытие имущества, за его подписью.

Дополнительно проставляются подписи непосредственно судебного пристава и граждан, которые были приглашены в качестве понятых.

Процедура наложения ареста судебными приставами

Арест собственности осуществляется в определенной последовательности — сначала происходит арест ценных бумаг и денежных средств, затем арест движимого и недвижимого имущества. Арест осуществляется по месту проживания гражданина. Судебный пристав-исполнитель после возбуждения производства посещает место жительства должника или обвиняемого с целью ознакомления с его имущественным положением. При осуществлении ареста изымаются драгоценные украшения и деньги, последующее изъятие происходит в продолжении 5 суток после ареста. Если какое-то имущество подлежит исключению из ареста, должник должен предоставить об этом заявление судебному приставу. В противном случае, все имущество будет отчуждено. Одна из стадий ареста – ограничение права пользования имуществом. Данный запрет предусматривает ответственность при его нарушении.

Как избежать конфискации имущества

Арест имущества должника является крайней мерой, однако, при этом, широко распространенной в действиях судебных приставов. Несмотря на то, что данная процедура законна и зачастую неизбежна, судебные приставы нередко злоупотребляют своими полномочиями, на этом и можно «подловить» исполнителя – законно ли его присутствие и наложение ареста в данный момент? В соответствии с законом судебный пристав при посещении должника должен иметь письменное согласие на его действия старшего пристава, которое он должен предъявить гражданину перед арестом. Конфискация может происходить только в определенное время – с 06:00 утра до 22:00 вечера. При несоблюдении этих требований вся процедура может быть обжалована вышестоящему руководству или в судебном порядке.

Комитет Госдумы не поддержал проект о конфискации имущества у родственников коррупционеров

МОСКВА, 9 марта. /ТАСС/. Профильный комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал палате отклонить при рассмотрении в первом чтении законопроект, которым предлагается ввести конфискацию имущества у родственников коррупционеров в случае, если «не будет доказана законность его получения». Автором этой инициативы выступил в 2015 году депутат от фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов.

Как пояснил на заседании зампред комитета единоросс Анатолий Выборный, «вопросы, на решение которых направлен законопроект, в достаточной мере урегулированы гражданским и уголовным законодательством».

Документом предлагается создать «механизм проверки законности происхождения имущества у близких родственников лица (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры), совершившего коррупционное преступление, лиц, состоящих с ним в родстве (свойстве), и иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений, при наличии достаточных оснований полагать, что данное имущество получено в результате совершения такого преступления и является доходом от его совершения».

При этом, по замыслу автора, в случае «если уполномоченный орган исполнительной власти, ответственный за такую проверку, обнаружит деньги, ценности, иное имущество либо иные доходы, законность приобретения которого не может быть подтверждена, такое имущество должно быть изъято» в пользу государства.

«Для России проблема коррупции и борьбы с ней является особо актуальной. Системный кризис по целому ряду показателей, отбросивший страну назад, не мог не сказаться на масштабах коррупции. Многочисленные исследования показывают, что в той или иной степени коррупцией поражены все системы управления в публичной сфере», — утверждает Нилов в сопроводительных документах. Он ссылается также на международный опыт.

«В Италии уже с 1980-х годов действуют такие положения, что позволяет государству изымать имущество, принадлежащее мафии и коррумпированным чиновникам, добытое преступным путем на огромные суммы. В Норвегии существует и действует институт так называемой «расширенной конфискации», когда изымается имущество как преступника, который не доказал законность его происхождения, так и имущество его супруги. В США конфискация имущества предусмотрена более чем по 60 составам преступлений в случае, если имущество получено в период совершения преступления, и не доказано его законное происхождение», — говорится в пояснительной записке.

Дискуссия о законопроекте

В ходе дискуссии ветеран органов госбезопасности, член комитета от «Справедливой России» Николай Рыжак поддержал своего коллегу. «Отказаться от того, что вы предлагаете, сейчас уже нельзя, потому что общественное мнение начинает нас опережать», — сказал он, обращаясь к Нилову. Парламентарий признал, что «законопроект несовершенен, нуждается в доработках, но сама концепция верна». «Я думаю, что это предмет заинтересованности нашего комитета, рано или поздно действительность и само время развернет нас к этой проблеме», — прогнозирует он.

Со своей стороны член комитета от ЛДПР Андрей Луговой назвал концепцию законопроекта абсолютно правильной. «Мне кажется, надо продолжать дорабатывать этот законопроект, мы должны подумать над расширением круга людей, которые должны ответить за коррупционные преступления, должны изучать международную практику», — предложил он. Парламентарий согласился, что законопроект не до конца проработан, но пообещал, что ЛДПР не будет голосовать против инициативы.

Единоросс, бывший директор ФСБ Николай Ковалев призвал депутатов «освободиться от пиар-шелухи» при обсуждении данной темы. Он напомнил, что в России конфискация имущества уже возможна по 65 составам преступлений. «От таких формулировок (как законопроект Нилова) у меня, если честно, стынет кровь в жилах», — признался политик.

По словам Ковалева, автор предлагает «проводить оперативно-разыскные мероприятия в отношении людей, которые просто дороги коррупционеру». «А это может быть любой артист, — констатировал он. — (Коррупционер) сказал по телефону в ходе разработки, что ему нравится какой-то артист — это является (в случае принятия законопроекта) основанием для проведения оперативно-разыскных мероприятий». В связи с этим принятие инициативы несет большую опасность, предостерег депутат.

«Нужно разрабатывать законопроект, который не нарушает права человека и служит реальным инструментарием, чтобы пресечь это реально угрожающее государству явление (коррупцию)», — заключил бывший руководитель спецслужбы.

Подводя итоги дискуссии, первый зампред комитета единоросс Эрнест Валеев подробно изложил как формальные, так и содержательные причины, по которым законопроект не может быть поддержан. В то же время, подтвердил, он «сама идея взыскания в доход государства результатов незаконного обогащения, безусловно, поддерживается всеми политическими силами в стране, в том числе партией «Единая Россия». Депутат рассказал, что сам уже более полутора лет занимается данной проблемой и «пытается подготовить приемлемый вариант законопроекта, но пока не складывается». «Бороться нужно, это действительно сегодня угрожает экономическим реформам и безопасности страны», — заключил он.

Согласно принятому заключению комитета, предложенные поправки нарушают конституционную норму о неприкосновенности частной жизни, а также положение Основного закона о том, что «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается». Депутаты также привели позицию Конституционного суда о том, что «цели ограничения прав и свобод должны быть не только юридически, но и социально оправданны, а сами ограничения — адекватными этим целям и отвечающими требованиям справедливости». «При допустимости ограничения федеральным законом того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры», — привели парламентарии мнение КС.

Недавнее постановление Пленума ВC РФ о конфискации имущества: критические заметки

Представляю на обсуждение черновик моей новой статьи. Мне будут интересны (и, надеюсь, полезны) любые замечания, дополнения, предложения коллег по этой работе. Пожалуйста, читайте, высказывайтесь в комментариях.

14 июня 2018 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление № 17 «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве» (далее — Постановление № 17). В качестве целей принятия данного правового акта декларируется обеспечение правильного и единообразного применения судами норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих основания и порядок конфискации имущества. Речь идет, прежде всего, о нормах, закрепленных в главе 15.1 УК РФ, которая была введена в действие Федеральным законом от 27.07.2006 № 153-ФЗ. И хотя с того момента прошло без малого двенадцать лет, разъяснения относительно применения столь важного правового института (предусмотренного указанной главой), высший суд России дал впервые. В этом есть определенная логика: законодатель многократно изменял и дополнял главу 15.1 УК РФ. Давать разъяснения нестабильному, часто меняющемуся законодательству сложно и не слишком продуктивно.

В силу сказанного Постановление № 17 заслуживает всестороннего и глубокого анализа. Вместе с тем вряд ли эта задача может быть быстро решена, тем более в одной научной статье и силами одного исследователя. В настоящей работе автор нацелен на более скромный результат – предложить критический анализ лишь некоторых сторон рассматриваемого документа.

1. Во 2-м абзаце п. 2 Постановления № 17 разъясняется, что орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому (п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ), могут быть конфискованы судом по делам о преступлениях, перечень которых не ограничен (выделено мною – П.С.). Такое разъяснение вызывает возражение, поскольку создает почву для расширительного толкования репрессивных норм и несправедливого лишения права собственности. Если подвергнуть норму, содержащуюся в п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, системному толкованию, то можно прийти к выводу, что конфискация возможна лишь по делам об умышленных преступлениях. Орудия, оборудование и другие средства совершения неосторожных преступлений конфискации не подлежат. Именно такой позиции придерживался Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 16 августа 1984 г. № 19 «О конфискации орудий преступления, признанных вещественными доказательствами по делу» при рассмотрении аналогичного вопроса.

Это интересно:  На какие выплаты может рассчитывать многодетная семья

В противном случае должны конфисковываться все вещи, принадлежащие осужденному, которые объективно сыграли роль средств совершения неосторожного преступления: автомобили, катера, другие транспортные средства, производственное оборудование и т.д.

Как должно измениться правоприменение, если позиция Пленума Верховного Суда РФ будет последовательно проводиться в жизнь правоприменителями? Представим, что гражданин, следовавший в отпуск на личном автомобиле с семьёй, задремал. Автомобиль свернул с трассы и опрокинулся в поле. Автомобиль не слишком пострадал, а вот находившийся в салоне ребёнок получил серьёзную (внутричерепную) травму. Виновник аварии привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 264 УК РФ за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровья. Согласно сделанным в Постановлении № 17 разъяснениям, автомобиль виновника аварии подлежит конфискации. При этом семья, которой предстоит нести большие расходы по реабилитации своего несовершеннолетного члена, теряет ценный актив и средство передвижения.

В п. 7 Постановления № 17 сделана попытка разъяснить требования ч. 3 ст. 104.1 УК РФ, которая гласит: «Имущество, указанное в частях первой и второй настоящей статьи, переданное осужденным другому лицу (организации), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий».

Таким образом, законодатель предусмотрел лишь одно обстоятельство, знание которого субъектом (физическим лицом либо организацией), которому имущество (указанное в ч. 1 и 2 ст. 104.1 УК РФ) передано осужденным, дает основание для конфискации, – то, что данное имущество получено в результате преступных действий (1). Со своей стороны Пленум Верховного Суда РФ механически повторил текст ч. 3 ст. 104.1 УК РФ, однако дополнил условия её применения двумя обстоятельствами, альтернативными тому, что предусмотрено в законе: новый владелец имущества знал (должен знать), что имущество использовалось (2) либо предназначалось для использования (3) при совершении преступления.

Если обобщить сказанное, то знание о преступном происхождении имущества, как основание его конфискации у третьих лиц, в обход закона было дополнено знанием о преступном предназначении имущества, причем прошлым предназначением (которое совсем не обязательно было реализовано) — ведь Пленум Верховного Суда РФ употребил выражения «использовалось» и «предназначалось», а не «используется» и «предназначено». Если для сравнения обратиться к тексту закона, то обнаружится, что в п. «в» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ предусмотрена конфискация «денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации)» (курсив мой – П.С.). И это существенно.

Как данная новация может работать на практике? Допустим, член преступного сообщества получил в наследство некое имущество (легальный доход) и первоначально намеревался внести его в общак1 и даже сообщил об этом держателю общака, другим членам сообщества. Однако позже он передумал и передал имущество в благотворительный фонд, оказывающий помощь в адаптации к жизни «на воле» лицам, освободившимся из мест лишения свободы (безвозмездное предоставление временного жилья, психологическая помощь, бесплатное обучение профессиям, востребованным на рынке, и т.д.). Буквально следуя разъяснениям, содержащимся в п. 7 Постановления № 17, при получении доказательств того, что в прошлом наследственное имущество предназначалось для внесения в воровской общак, следователь, расследовавший одно или несколько преступлений члена преступного сообщества, должен принять решение об аресте этого имущества (хотя предназначение имущества изменилось), а суд – о его конфискации, если будет установлено, что руководство благотворительного фонда знало, что пожертвованные средства обвиняемый первоначально планировал внести в общак.

Итак, в п. 7 Постановления № 17 имеет место не разъяснение, основанное на системном толковании закона, а фактическое дополнение закона, расширение перечня ситуаций, в которых не только имущество, полученное преступным путем, но и полученное легально имущество подлежит конфискации, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для гражданского оборота, ограничением действия принципов справедливости и законности.

Увы, не в первый раз Пленум Верховного Суда РФ не только разъясняет закон там, где он может быть истолкован неоднозначно, но и «поправляет», дополняет законодателя в вопросах, по которым последний четко выразил свою позицию, очертил границы допустимого, однако эта позиция признается Верховным Судом РФ неправильной2. Вправе ли Верховный Суд РФ «поправлять» законодателя? Безусловно, нет, так как это ‑ прямое нарушение краеугольного конституционного принципа, принципа разделения властей (а на случай обнаружения дефектов в законодательстве Верховный Суд РФ наделен правом законодательной инициативы). И это очень опасно, так как нет гарантии того, что Верховный Суд РФ не «поправит» своим постановлением текст закона там, где обоснованность законодательного предписания ни у кого не вызывает сомнения.

Между тем использованная законодателем в ч. 3 ст. 104.1 УК РФ и механически воспроизведенная в п. 7 Постановления № 17 формулировка не слишком удачна, имеет большую степень неопределенности и может быть истолкована по-разному. В связи с этим перед Пленумом Верховного Суда РФ стояла (и, к сожалению, по прежнему стоит) непростая и важная задача – избрать толкование, наилучшим образом вписывающееся в систему уголовного и гражданского законодательства, соответствующее их конституционно-правовому смыслу, и закрепить его своим постановлением3.

На мой взгляд, надо разъяснить судам необходимость выяснять, на каких условиях, во исполнение какой сделки или цепочки сделок осужденный передал, а новый владелец принял имущество, указанное в ч. 1 и 2 ст. 104.1 УК РФ. Если это имущество передано на хранение или в безвозмездное пользование, либо во исполнение иной безвозмездной сделки, то оно подлежит конфискации независимо от того знал ли, должен был знать либо нет нынешний владелец имущества, что оно получено в результате преступных действий.

А вот если имущество передано по возмездному договору, то суд, принимая решение о наложении ареста на имущество, а в последующем – и о конфискации, должен на основе исследованных доказательств сначала установить, что лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что имущество получено в результате преступных действий или использовалось при совершении преступления.

Исключением из этого правила является ситуация, когда в установленном законом порядке доказано, что возмездный договор о передаче имущества есть мнимая сделка, либо притворная сделка, призванная скрыть иную, безвозмездную сделку (ст. 170 ГК РФ). В этом случае не требуется устанавливать осведомленность лица, принявшего имущество, преступное происхождение последнего.

В п. 13 Постановления № 17 разъясняется, что «в соответствии с пунктами 1 и 4.1 части 3 статьи 81 УПК РФ решение о конфискации признанных вещественными доказательствами орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому, а также указанных в пунктах «а» — «в» части 1 статьи 104.1 УК РФ денег, ценностей и иного имущества может быть принято как при постановлении обвинительного приговора, так и в случае прекращения судом уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, которое допускается лишь при условии разъяснения обвиняемому (подсудимому) правовых последствий принятого решения, включая возможную конфискацию имущества, и при отсутствии его возражений против такого прекращения».

Такое разъяснение вступает в явное противоречие с недвусмысленным указанием законодателя, содержащимся в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ: конфискация имущества есть его принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора.

Следовательно, в случае прекращения судом уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям и вынесения об этом соответствующего постановления судом конфискация имущества невозможна, поскольку этим постановлением обвиняемый не признается виновным.

Расширительное толкование уголовно-процессуальных норм при игнорировании норм материально-правовых недопустимо. Материальные нормы первичны, процессуальные – вторичны.

Причем дело не только в формальном нарушении закона, что само по себе неприемлемо, ибо fòrma legàlis forma essentiàlis (юридическая форма существенна – лат.). Вряд ли ограничение случайно. Замысел законодателя, по всей видимости, состоял в том, чтобы оградить участников гражданского оборота от произвола, когда без признания судом лица виновным в установленном порядке оно лишается своего имущества из-за преступления, которое в суде не доказано.

Позиция, занятая Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении № 17 вновь ослабляет (если не сказать резче – игнорирует) принцип законности и в очередной раз обращает внимание правоведов и всех заинтересованных лиц к дискуссии о том, какова правовая природа постановлений пленумов Верховного Суда РФ, являются ли его разъяснения источником права, каковы допустимые границы толкований закона Верховным Судом РФ, носят ли они рекомендательный либо обязательный характер для нижестоящих судов4.

Следует также присоединиться к оценкам некоторых исследователей, что, несмотря на неопределенность законодательного статуса постановлений пленумов Верховного Суда, на практике они являются едва ли не более авторитетными, чем федеральные законы. И это обстоятельство только повышает значимость обсуждения темы, заявленной в настоящей работе, остроту проблемы, требующей адекватного решения.

Пункт 10 Постановления № 17 гласит: «обратить внимание судов на то, что в силу положений статьи 104.3 УК РФ при решении вопроса о конфискации имущества в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении вреда, причиненного законному владельцу, в том числе за счет имущества, подлежащего конфискации». Здесь имеет место механическое воспроизведение текста ч. 1 ст. 104.3 УК РФ5 и попытка краткого пересказа ч. 2 ст. 104.3 УК РФ без разъяснения их содержания с учетом места процитированной нормы в системе действующего правового регулирования, а также проблем, возникающих при правоприменении.

Смысл нормы, закрепленной в ст. 104.3 УК РФ, в следующем: при отсутствии или недостаточности у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме подлежащего конфискации, из его стоимости сначала возмещается вред, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства.

Эта норма важна и справедлива. Она призвана обеспечить защиту прав и законных интересов лиц, непосредственно или опосредованно пострадавших от преступлений, в ситуации, когда имущества виновного недостаточно, когда на это имущество одновременно претендуют государство с требованием о конфискации и пострадавшие лица с требованием о восстановлении их прав. Приоритет в УК РФ отдан последним. Однако на практике возникают трудности, обусловленные тем, что по делу не всегда выносится приговор, а при вынесении обвинительного приговора имущество виновного не всегда распределятся между всеми лицами, на него претендующими. Рассмотрим эти проблемы более подробно.

Во-первых, уголовное дело или уголовное преследование может быть прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, а при этом заявленный по уголовному делу гражданский иск не разрешается по существу. Если в этом случае принимается решение о конфискации имущества, то оно не учитывает (или не учитывает в полной мере) притязания законного владельца имущества.

Во-вторых, проблема может возникнуть и при вынесении обвинительного приговора, когда суд, руководствуясь ч. 2 ст. 309 УПК РФ, признает за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска, но передает вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства. Тогда последующее рассмотрение иска потерпевшего в порядке гражданского производства способно длиться многие месяцы. В таких случаях решение о конфискации имущества принимается значительно раньше решения по иску потерпевшего, поэтому если имущества осужденного недостаточно, исполнение приговора в части конфискации может создать препятствия для последующего исполнения решения по гражданскому делу, в рамках которого будет рассмотрен и удовлетворен иск потерпевшего о возмещения вреда, причиненного преступлением.

В-третьих, лицо, которому преступлением причинен имущественный вред, вправе предъявить иск к виновному не только в рамках уголовного дела, но и позже, после вступления в законную силу приговора (значит, и решения о конфискации имущества виновного), в порядке гражданского судопроизводства в пределах срока исковой давности. Причем в некоторых ситуациях для пострадавшего такая последовательность желательна и удобна. Однако к моменту разрешения гражданского дела имущество, за счет которого решение по этому делу могло бы быть исполнено, оказывается конфискованным.

В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ должен предложить судам порядок действий, гарантирующий выполнение предписания, заключенного в ст. 104.3 УК РФ, приоритетное возмещение вреда, причиненного пострадавшему. В частности, следовало бы разъяснить судам, что перед принятием решения о конфискации они должны устанавливать круг лиц, претендующих или могущих в дальнейшем претендовать на имущество виновного, размер и основания их требований с учетом обстоятельств дела и положений закона, а также обеспечивать возможность исполнения таких требований. Причем не только до принятия решений о конфискации, но и позже, через поворот исполнения таких решений, с выплатой государством законным владельцам возмещения в пределах стоимости конфискованного имущества, либо возвращения имущества в натуре, если это возможно физически и на этом настаивает законный владелец.

1Общак в «классическом» понимании – тайная общая касса членов преступной группы, организации, преступного сообщества, используемая как страховой, резервный фонд на «чёрный день», хранящаяся у особо доверенных лиц для оказания помощи нуждающимся преступникам как в местах лишения свободы, так и на свободе. Это важный и во многом универсальный институт защиты, поддержки преступной деятельности. Из средств общака могут выплачиваться своего рода подъемные тем, кто освободился из мест лишения свободы, оплачиваться помощь адвокатов тем, кто привлечен к уголовной ответственности.Оттуда же финансируется подкуп следователей, дознавателей, оперативных работников, прокуроров и судей для увода виновных от уголовной ответственности, а также подкуп сотрудников уголовно-исполнительной системы для смягчения режима содержания, оформления материалов на УДО и т.д. Из общака субсидируются материальные затраты на организацию и проведение воровских сходок, мероприятий, на которых отмечаются знаковые события (например, похороны авторитетных членов преступных формирований) и т.д. За счет средств общака может оказываться финансовая помощь семьям тех влиятельных преступников, которые оказались в следственных изоляторах или колониях и утратили возможность получать преступный доход, поддерживать финасово близких им людей, и проч. В 21 веке институт общака трансформировался, и если вести речь о воровском общаке, то при сохранении и расширении функций его средства зачастую вкладываются в прибыльные активы, финансовые инструменты, предпринимательскую деятельность.

Это интересно:  Как оформить участок под ижс

2Анализ другого постановления Пленума Верховного Суда РФ, где законодательство также «поправлено» путем дополнения, представлен, напр., здесь: Скобликов П.А. Обжалование в суд решений и действий (бездействия) правоохранительных органов и их должностных лиц. – М.: Норма, 2011. С. 25-31.

3Либо Верховный Суд РФ может воспользоваться своим конституционным правом законодательной инициативы и внести в Государственную Думу России проект закона, устраняющего имеющуюся неопределенность.

5Для удобства сопоставления воспроизведу текст ч. 1 ст. 104.3 УК РФ: «При решении вопроса о конфискации имущества в соответствии со статьями 104.1 и 104.2 настоящего Кодекса в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении вреда, причиненного законному владельцу».

1. Какие неточности вы заметили в представленном тексте, что в нем следует исправить?

2. С чем вы не согласны и почему?

3. Может быть, какие-то фрагменты написаны не слишком ясно, не слишком доходчиво? Что именно? Какую лучшую редакцию можете предложить?

4. Какие важные вопросы (теоретические и практические) остались не рассмотренными в представленной статье?

5. Какими дополнительными примерами – реальными, обобщенными или гипотетическими – целесообразно проиллюстрировать тезисы статьи?

6. Заметили ли Вы иные дефекты в Постановлении № 17, не проанализированные в настоящей работе? В чем состоят эти дефекты?

7. Для какого журнала, на ваш взгляд, могла бы подойти представленная статья?

Пожалуйста, высказывайтесь, если у вас есть суждения хотя бы по одному из перечисленных вопросов…

Настольная книга судебного пристава-исполнителя

Исполнение требований о конфискации имущества

Конфискация имущества включает в себя принудительное безвозмездное изъятие у должника или иных лиц имущества, указанного в исполнительном документе, и передачу его государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, установленной Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 г. № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» установлена компетенция органов и организаций по распоряжению имуществом, обращенным в собственность государства.

Пункт 2 Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 мая 2003 г. № 311, предусматривает, что имущество, обращенное в собственность государства, подлежит передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) в установленном порядке для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения.

Вместе с тем функции специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» но организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ, переданы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом — Росимуществу (Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724, Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432).

Передача конфискованного имущества государственному органу или организации в соответствии с их компетенцией производится по акту приема-передачи после снятия наложенного судебным приставом-исполнителем ареста на указанное имущество и без снятия ареста, наложенного иными органами.

Также п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2003 г. № 311, определено, что:

  1. имущество, изъятое из оборота, передается уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством РФ;
  2. движимое имущество, представляющее культурную ценность, включая движимое имущество религиозного назначения, передается Федеральному агентству по культуре и кинематографии;
  3. государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации, драгоценные металлы и драгоценные камни передаются Министерству финансов РФ в установленном им порядке;
  4. недвижимое имущество, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций, передаются в установленном порядке Росимуществу (его территориальному органу);
  5. денежные средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах РФ, иностранных государств и международные денежные единицы, денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории РФ, средства от продажи денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, в установленном Министерством финансов РФ порядке зачисляются в валюте РФ на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Государственный орган или организация, которым в соответствии с их компетенцией передается конфискованное имущество, имеет права взыскателя, за исключением прав на отказ от получения конфискованного имущества, отзыва исполнительного документа и заключения мирового соглашения с должником.

Отказ от получения конфискованного имущества влечет ответственность в соответствии с настоящим Законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в отказе от получения конфискованного имущества, влечет привлечение виновного лица к административной ответственности.

В ходе исполнения исполнительного документа о конфискации имущества судебный пристав-исполнитель вправе предоставить должнику срок не более пяти дней для отделения конфискуемого имущества от имущества, не подлежащего конфискации. Указанный срок устанавливается должнику в постановлении о возбуждении исполнительного производства.

Конфискация имущества (за исключением денежных средств должника, находящихся на счетах и во вкладах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумаг и денежных средств должника, находящихся у профессионального участника рынка ценных бумаг) производится судебным приставом-исполнителем с участием понятых и с составлением акта описи и изъятия имущества.

При конфискации денежных средств судебный пристав-исполнитель направляет постановление о конфискации в банк или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг. В постановлении указываются реквизиты счета соответствующего бюджета, на который должны быть перечислены денежные средства.

При конфискации бездокументарных ценных бумаг судебный пристав-исполнитель направляет постановление о конфискации лицу, осуществляющему учет прав на эти ценные бумаги, с поручением о списании конфискованных ценных бумаг со счета должника и зачислении их на счет государственного органа или организации в соответствии с их компетенцией.

Передача имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным лицом государственного органа (организации), владеющего таким имуществом, и уполномоченным лицом Росимущества (его территориального органа) либо соответствующего федерального органа исполнительной власти, или по акту приема-передачи, подписываемому судебным приставом-исполнителем и уполномоченным лицом Росимущества либо соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Росимущество либо соответствующий федеральный орган исполнительной власти осуществляет учет переданного ему имущества, обращенного в собственность государства, в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Учетная стоимость имущества, обращенного в собственность государства, определяется в порядке, установленном законодательством РФ об оценочной деятельности.

В случае передачи имущества, обращенного в собственность государства, без установленной учетной стоимости, Росимущество либо соответствующий федеральный орган исполнительной власти в срок не позднее месяца со дня передачи имущества организует его оценку в порядке, установленном законодательством РФ об оценочной деятельности.

Переработка (утилизация) или уничтожение имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется на основании решения комиссии, в состав которой входят представители Росимущества и руководитель организации, осуществляющей переработку (утилизацию) или уничтожение. После переработки (утилизации) или уничтожения составляется акт, в котором указываются:

  • место и способ переработки (утилизации) или уничтожения;
  • основания изъятия или конфискации;
  • полное наименование каждого вида имущества (продукции) в соответствии с Общероссийским классификатором продукции;
  • количество;
  • описание имущества, обращенного в собственность государства (сырье, из которого оно изготовлено, и другие отличительные признаки), маркировка, упаковка (ее состояние);
  • учетная стоимость имущества, обращенного в собственность государства.

Положением о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 883, урегулирован порядок переработки и уничтожения конфискованных этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции.

Порядок передачи драгоценных металлов и драгоценных камней, обращенных в собственность государства. Минфину России и порядок передачи государственных ценных бумаг, выпушенных от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, обращенных в собственность государства. Министерству финансов РФ регулируются приказами Минфина России от 26 августа 2004 г. № 71н «Об утверждении Порядка передачи драгоценных металлов и драгоценных камней, обращенных в собственность государства, Минфину России» и от 9 февраля 2007 г. № 11н «Об утверждении Порядка передачи государственных ценных бумаг, выпущенных от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, обращенных в собственность государства, Министерству финансов Российской Федерации» соответственно.

Сводный закон РСФСР от 28 марта 1927 г. «О реквизиции и конфискации имущества» (с изменениями и дополнениями)

Сводный закон РСФСР от 28 марта 1927 г.
«О реквизиции и конфискации имущества»

С изменениями и дополнениями от:

7 октября 1929 г., 28 марта 1961 г., 16 декабря 1964 г.

О реквизиции и конфискации см. статьи 242 и 243 Гражданского кодекса Российской Федерации

О конфискации имущества см. также постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1953 г. N 7

1. Реквизицией считается применяемое, в силу государственной необходимости, принудительное возмездное отчуждение или временное изъятие государством имущества, находящегося в обладании частных физических и юридических лиц, а также кооперативных и других общественных организаций.

2. Конфискацией считается принудительное и безвозмездное отчуждение имущества в пользу государства, производимое по приговорам суда, а равно, в случаях, особо указанных в законе, по распоряжениям уполномоченных на то государственных органов.

3. Реквизиция и конфискация имущества концессионных предприятий производится на общих основаниях, если в концессионных договорах не содержится по этому предмету иных условий.

Имущество иностранных граждан, кроме упомянутого в первой части настоящей статьи, подвергается реквизиции и конфискации на общих основаниях, установленных настоящим законом, кроме случаев, когда договорами Союза С.С.Р. с иностранными государствами установлены особые правила.

4. Реквизиция и конфискация производится не иначе, как в порядке, определяемом последующими статьями настоящего закона.

II. О реквизиции.

Информация об изменениях:

Статья 5 изменена. — Постановление СНК РСФСР и ВЦИК РСФСР от 7 октября 1929 г.

5. Реквизиция имущества, производится исключительно на основании специальных постановлений Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р. и приводится в исполнение административными отделами губернских (окружных) исполнительных комитетов, на территории которых находится реквизируемое имущество. Если в специальном постановлении о реквизиции не указан иной орган государства для приведения в исполнение постановления о реквизиции.

Примечание 1. Объем и порядок реквизиции, в случаях объявления военного положения, мобилизации или открытия военных действий, устанавливаются особым законодательством Союза С.С.Р.

Это интересно:  Пропала квартира

Примечание 2. Реквизиция имущества в связи с изъятием земель для государственных или общественных надобностей производится в порядке Положения об изъятии земель для государственных или общественных надобностей от 4 марта 1929 г. (Собр. узак. 1929 г. N 24, ст. 248).

См. также Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении»

6. Право производить реквизицию имущества без предварительного разрешения центральной власти, но с обязательным последующим сообщением в Экономическое Совещание Р.С.Ф.С.Р., предоставляется:

а) военно-революционным комитетам в местностях, объявленных на военном положении, на все время действия такового;

б) центральным исполнительным комитетам автономных республик, а также президиумам краевого, областного или губернского исполнительного комитета в местностях, постигнутых чрезвычайными стихийными бедствиями, хотя бы в таковых местностях и не было установлено исключительное положение;

в) окружным и уездным исполнительным комитетам и городским советам, в случае объявления исключительного положения в местностях, постигнутых чрезвычайными стихийными бедствиями.

7. В постановлении о назначении реквизиции должны быть указаны:

а) район реквизиции;

б) категория подлежащих реквизиции предметов, а также должна ли некоторая часть этих предметов быть оставленной прежним владельцам;

в) сроки, в течении которых владельцы обязаны сдать или доставить реквизитированное имущество;

г) способ оплаты (наличными деньгами или квитанциями);

д) последствия несдачи или просрочки в сдаче реквизитированного.

Примечание. Пункты, куда надлежит доставить реквизированное имущество, определяются подлежащими органами, которым поручено приведение в исполнение постановление о реквизиции (ст. 5).

8. При каждой реквизиции в день отобрания имущества составляется представителем административного отдела или другого органа государства, производящего реквизицию, особый акт, содержащий:

а) указание законных оснований, по которым реквизиция производится;

б) должность, имя и фамилия лица, производящего реквизицию;

в) наименование владельца и место нахождения реквизируемого имущества;

г) подборную и точную опись имущества, с указанием веса, меры, качества реквизируемого имущества и рода упаковки;

д) кому имущество оставлено на хранение;

е) место и время уплаты;

Акт скрепляется подписями должностного лица, владельца или хранителя имущества и двух свидетелей; копия акта выдается владельцу реквизированного имущества не позже трех дней со дня его составления.

9. Размер вознаграждения за реквизируемого определяется оценочной комиссией, в составе представителей: от административного отдела или другого органа государства, приводящего в исполнение постановление о реквизиции, от финансового отдела и от отдела торговли, — применительно к средним рыночным ценам, существующим в месте изъятия имущества ко дню изъятия, с учетом стоимости доставки, если таковая производилась владельцем реквизированного имущества.

Примечание 1. В случаях, если предметом реквизиции является строение, членом комиссии, вместо представителя отдела торговли, является представитель отдела местного хозяйства (коммунального). В случаях, если предметом реквизиции является промышленное предприятие или его оборудование, членом комиссии, вместо представителя отдела торговли, является представитель отдела местного хозяйства (губернский совет народного хозяйства). В случаях, если предметом реквизиции является скот или предметы сельско-хозяйственного инвентаря, членом комиссии, вместо представителя торговли, является представитель соответствующего земельного отдела.

Примечание 2. При реквизиции имущества уездными исполнительными комитетами (ст. 6, п. «в») в состав оценочной комиссии входят представители от административного отдела, от финансово-налогового отдала и от отдела местного хозяйства. В случаях, если предметом реквизиции являются скот или предметы сельско-хозяйственного инвентаря, членом комиссии, вместо представителя местного хозяйства, является представитель уездного земельного отдела.

10. Оплата реквизированного имущества производится органом в распоряжение которого переходит реквизированное имущество, не позднее месячного срока со дня фактического изъятия имущества.

11. В случаях обнаружения имущества, скрытого от реквизиции, милиция налагает на таковое имущество арест, составляет об аресте акт порядком, указанным в ст. 8 настоящего постановления, и направляет этот акт в административный отдел или другой орган государства, приводящий в исполнение постановление о реквизиции. Означенный орган не позднее двухнедельного срока должен объявить владельцу арестованного имущества свое решение о реквизиции или об освобождении арестованного имущества.

12. В случаях наложения ареста на скрытие (ст. 11) или в случаях изъятия своевременно сданных скоропортящихся продуктов, таковые немедленно передаются подлежащим административным отделом (или другим органом государства, приводящим в исполнение постановление о реквизиции) в распоряжение того органа, для которого предназначена реквизиция этих скоропортящихся продуктов.

III. О конфискации.

О конфискации имущества см. также постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1953 г. N 7

13. Конфискация имущества производится:

а) в случаях, когда частные лица владеют имуществом, самое обладание каковым воспрещено для частных лиц уголовным или иным специальным законом;

б) в случаях, когда специально предусмотрено соответствующими статьями особенной части Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.;

С 1 января 1997 года введен в действие Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ

в) в отношении лиц, бежавших за пределы Республики из политических побуждений и не возвратившихся к моменту конфискации;

Примечание. Конфискация не распространяется на лиц, насильственно или принудительно эвакуированных.

г) в случаях задержания контрабандных товаров;

Примечание. К контрабандным товарам приравниваются:

1) всякого рода иностранные товары, находящиеся в условиях хранения и передвижения в пределах пограничной полосы, определяемой таможенным законодательством, а равно в условиях перевозки на каботажных судах или на судах прибрежного плавания, при отсутствии надлежащих доказательств оплаты их таможенной пошлиной;

2) всякого рода иностранные товары, подлежащие таможенному клеймению или обандеролению, по обнаружении их без клейм и бандеролей в условиях хранения. Передвижения и в торговых заведениях за пределами пограничной полосы, а равно в помещениях неторговых в случаях, если они хранятся в количестве, превышающем обычную норму для личного потребления;

3) иностранные товары и предметы, пропускаемые из-за границы беспошлинно или с пониженной пошлиной не для цели сбыта; пропускаемые по закону беспошлинно, а также пропущенные таможенными органами с оплатой пошлины, но безлицензионно; выпускаемые безлицензионно в почтовых посылках; выпускаемые, хотя и по оплате пошлины и при наличии лицензий, но предназначенные по лицензии не для цели сбыта, — при сбыте их на сторону за плату;

4) иностранные товары (в партиях и на отдельных местах), перегруженные с транспорта на другие перевозочные средства, но не доставленные в таможню;

5) иностранные товары, перевозимые каботажем, при недоставлении их в порт назначения в сроки: трехмесячный — для товаров, перевозимых в пределах европейский вод, и шестимесячных — за их пределами;

6) иностранные товары и предметы, вывозимые за пределы определенного района без дополнительный оплаты их пошлиной, в случаях проступка их в эти районы беспошлинно или с пониженной пошлиной;

7) иностранные товары, следующие транзитом через территорию Союза С.С.Р., при недоставлении их в выпускную пограничную таможню.

д) в случае обнаружения при таможенном досмотре почтовых посылок иностранных предметов, запрещенных к ввозу, показанных не своим наименованием или вовсе не показанных в декларациях, а также в случае обнаружения при таможенном досмотре в заграничных письмах запрещенных к ввозу предметов;

е) в отношении предметов, перевозка коих запрещена Народным Комиссариатом Путей Сообщения в интересах общественного порядка и народного здравия, если таковые обнаружены на путях сообщения во время перевозки;

ж) в отношении предметов, воспрещенных Народным Комиссариатом Почт и Телеграфов Союза С.С.Р. к пересылке по почте, в случае обнаружения таковых в почтовых отправлениях;

Примечание. К предметам, упомянутым в настоящем пункте, приравниваются предметы, перевозка коих по почте допускается лишь с соблюдением особенных правил (декрет Совета Народных Комиссаров Союза С.С.Р. о конфискации недозволенных вложений почтовых отправлений и наложении взыскания органами Народного Комиссариата Почт и Телеграфов за нарушения почтовых постановлений — Собр. Узак. 1924 г. Т 62 ст. 613) в случае нарушения таковых.

О перечне предметов, запрещенных к пересылке по сети почтовой связи, см. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи»

з) в отношении предметов, не оплаченных акцизом или оплаченных не в надлежащем размере, а также сырья и орудий производства, служащих для тайной выделки подакцизных предметов.

Информация об изменениях:

Статья 14 изменена с 10 мая 1961 г. — Указ Президиума ВС РСФСР от 28 марта 1961 г.

14. Конфискации не подлежат во всяком случае (как в административном, так и в судебном порядке) предметы, поименованные в перечне, данном в приложении к Уголовному кодексу РСФСР 1960 года.

15. Конфискация имущества производится на основании постановления суда Конфискации в административном порядке производятся лишь в случаях, оговоренных в настоящем или в других издаваемых по этому предмету законах.

16. В административном порядке производится конфискация:

Об административном порядке конфискации см. также ГК РФ, ТК РФ, КоАП РФ

а) контрабандных товаров, а равно приравниваемых к контрабандным (п. «г» и п. «д» ст. 13);

б) в случаях, упомянутых в п. п. «е» и «ж» ст. 13;

в) в случаях, упомянутых в п. «з» ст. 13, за нарушение действующих акцизных правил, если оно учинено в первый раз и если сумма неуплаченного акциза не превышает ста рублей.

Информация об изменениях:

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 декабря 1964 г. в статью 17 настоящего Закона внесены изменения

17. При каждой конфискации в административном порядке в день отобрания имущества составляется особый акт, содержащий указания, перечисленные в п. п. «а», «б», «в», «г», и «д» ст. 8 настоящего постановления, скрепляемой и выдаваемый в копии тем же порядком, как акт о реквизиции имущества.

Примечание. Органы, производящие конфискацию, имеют право в случаях невозможности немедленного изъятия имущества, сдать его на хранение назначенному ими хранителю, получающему вознаграждение в порядке ст. 374 Гражданского процессуального кодекса РСФСР.

18. При конфискации всего или части имущества определенных лиц государство не отвечает по долгам и обязательствам бывших собственников, если таковые возникли после принятия соответствующими органами мер сохранения имущества и без их согласия.

В отношении претензий, подлежащих удовлетворению на счет конфискованного имущества, государство отвечает лишь в пределах актива, при чем в первую очередь удовлетворяются претензии получателей заработной платы и алиментов, а равно органов социального страхования; во вторую — по недоимкам по государственным и местным налогам и сборам, а равно и неналоговым доходам, на каковые распространен порядок взыскания, установленный для взыскания налог; в третью — других государственных и приравненных к ним органов и в четвертую — все остальные.

Примечание 1. Настоящее постановление не отменяет преимущественного права удовлетворения, установленного в подлежащих случаях для железных дорог и судоходных предприятий.

Примечание 2. Претензии кредитных учреждений (государственных и кооперативных), обеспеченные залогом конфискуемого имущества, удовлетворяются преимущественно перед недоимками по государственным и местным налогам, а равно неналоговым доходам, кроме взысканий по акцизу, лежащему на конфискуемом имуществе, если оно было заложено во время нахождения имущества в месте производства, на базисном складе или в таможне.

Примечание 3. Настоящей статьей не исключается возможность исков третьих лиц о праве собственности на конфискуемое имущество.

19. При конфискации определенных, указанных в законе предметов государство отвечает по долгам и обязательствам бывших собственников, возникших до принятия соответствующими органами мер сохранения имущества или после принятия таковых мер с согласия названных органов, лишь по претензиям, отнесенных согласно ст. 18 к первоочередному удовлетворению, а также указанным в примечании 1 к ст. 18.

IV. О последствиях нарушения правил настоящего закона.

20. Лица, имущество которых реквизируется или конфискуется в административном порядке, вправе принести на таковую конфискацию или на неправильное исполнение реквизиции жалобы тому органу, которому подчинено лицо или орган, производящий конфискацию.

Информация об изменениях:

Статья 21 изменена с 10 мая 1961 г. — Указ Президиума ВС РСФСР от 28 марта 1961 г.

21. Нарушение должностными лицами правил настоящего постановления влечет ответственность в установленном законом порядке.

Кроме того, лица, потерпевшие от незаконной реквизиции или конфискации имущественный ущерб, имеют право требовать возвращения неправильно изъятого имущества и возмещения убытков, путем предъявления судебного иска к учреждениям, должностными лицами которых была произведена, с нарушением закона, реквизиция или конфискация.

Статья написана по материалам сайтов: pravovedus.ru, tass.ru, zakon.ru, isfic.info, base.garant.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector