+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Право ребенка на семью

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 54 СК РФ

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи, ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Данное определение соответствует понятию ребенок», закрепленному в ст. 1 Конвенции о правах ребенка.

Нормы международного права и СК РФ признают ребенка самостоятельной личностью. Согласно ст. 2 Конвенции о правах ребенка, государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств; они принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

См.: Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в РФ: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Белгород, 2004. С. 18.

Следует отметить, что ребенок как субъект семейных правоотношений наделяется как личными неимущественными, так и имущественными правами, которые предусмотрены не только гл. 11, но и иными нормами СК РФ, а также иными правовыми актами, в частности ГК РФ, Законом об основных гарантиях прав ребенка, Законом об опеке и попечительстве, международными актами. Что же касается обязанностей, то в силу возраста несовершеннолетнего они определены лишь нормами нравственности, поскольку принудить его к их исполнению при помощи закона нельзя .

См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 2000. С. 154.

Таким образом, к личным неимущественным правам детей действующее законодательство относит:

— право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);

— право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

— право на защиту (ст. 56 СК РФ);

— право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);

— право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).

2. Поскольку в семье закладываются предпосылки нормального развития ребенка как личности, его духовного и нравственного созревания, п. 2 комментируемой статьи закрепляет, что одним из важных прав, гарантированных ребенку, является право жить и воспитываться в семье. Предоставленное ребенку право означает, что ребенок может проживать вместе со своими родителями, что согласуется с п. 2 ст. 20 ГК РФ, устанавливающим местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. По достижении 14-летнего возраста несовершеннолетние с согласия своих законных представителей вправе избирать место своего жительства. При раздельном проживании родителей место жительства ребенка определяется соглашением родителей.

Если соглашение между родителями, с кем из них будет проживать ребенок, не достигнуто, данный спор разрешается в судебном порядке (см. комментарий к ст. 65 СК РФ). Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 разъясняет, что, решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Право ребенка жить и воспитываться в семье также включает в себя право ребенка знать своих родителей; право на заботу родителей; право на воспитание своими родителями; право на совместное с ними проживание; право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; право на уважение его человеческого достоинства.

Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей гарантировано ст. 7 Конвенции о правах ребенка. Оно тесно связано с правом ребенка на заботу родителей и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей, удостоверенном в установленном законом порядке (см. комментарий к ст. 47 СК РФ). Однако в силу различных причин данное право может быть ограничено, например, если ребенок найден или подкинут. Исключением также являются: тайна усыновления (см. комментарий к ст. 139 СК РФ), тайна применения методов искусственной репродукции человека (см. комментарий к ст. 52 СК РФ).

Право ребенка знать своих родителей и право на их заботу неразрывно связаны с правом детей на совместное проживание с родителем, создающим наиболее благоприятные условия для проявления надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития. Полагаем, что забота родителей ребенка заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, учебными принадлежностями и т.п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т.д. (т.е. в обеспечении разнообразных интересов детей). Однако право на совместное проживание с родителями имеет ряд исключений, которые связаны с необходимостью защиты интересов ребенка, например, в тех случаях, когда оставление ребенка с родителями представляет непосредственную угрозу жизни ребенка или его здоровью (см. комментарий к ст. 77 СК РФ), либо при лишении или ограничении родительских прав (см. комментарий к ст. ст. 69, 73 СК РФ).

Создание родителями в семье условий, обеспечивающих полноценное в физическом и нравственном аспектах развитие ребенка, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, а также всестороннее обеспечение его интересов, является необходимым фактором надлежащего воспитания ребенка.

Согласно п. 2 комментируемой статьи, при отсутствии родителей, лишении их родительских прав, ограничении их в родительских правах, признании их недееспособными и в иных случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном порядке, предусмотренном гл. 18 СК РФ. При этом согласно ст. 123 СК РФ предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, таким как передача ребенка на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство).

Администрация Кочубеевского муниципального района

Право ребенка на семью

Каждый ребёнок в нашей стране имеет право жить и воспитываться в семье. К сожалению, не у каждого из них есть крепкая, дружная семья. Родители не всегда надлежащим образом исполняют свои обязанности, и дети попадают в детский дом. Оказываются они там по разным причинам, но в основном это социальные сироты, ставшие таковыми при живых родителях

На сегодняшний день в Кочубеевском районе в 177 замещающих семьях воспитываются 210 ребят: 182 ребенка проживают в 167 опекаемых семьях, 28 детей – в 10 приёмных семьях.

В учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом (смешанный) №20 «Надежда», который находится на территории Кочубеевского муниципального района в селе Балахоновском, в настоящее время находятся 33 воспитанника.

Воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обучаются в общеобразовательных школах, посещают всевозможные кружки и секции, обеспечиваются всем необходимым, но каким бы хорошим ни был детский дом или другое учреждение для детей – сирот и детей, лишенных родительского попечения, у воспитанников данных учреждений, как правило, нет тех навыков, которые может дать только семья. Когда они достигают совершеннолетия и у них нет родственников, которые могли бы поддержать их в дальнейшей самостоятельной жизни, таким детям приходится очень сложно.

В замещающие семьи попадают дети разного возраста: от новорождённых до подростков. Надо отметить, что некоторые родители не боятся брать по несколько приёмных детей. В нашем районе есть семьи, которые воспитывают от трех до десяти ребят, оставшихся без попечения родителей, ставшие им родными.

Приоритетной формой устройства ребёнка в семью является усыновление. Существуют и другие формы: приёмная семья, опека (попечительство), патронатная семья, временная передача ребёнка в семью.

Усыновление/удочерение – приоритетная форма устройства ребенка в семью; для родителей это наивысшая форма ответственности за ребенка, его здоровье, развитие, воспитание и образование; по закону разницы между кровным ребенком и усыновленным нет. Усыновленный ребенок может быть передан в семью только по решению суда. Не все дети, находящиеся в детских домах, интернатах и домах ребенка, могут быть усыновлены. Усыновить можно только сироту (родители которого умерли), либо ребенка, родители которого лишены родительских прав. У родителей есть возможность дать ребенку свою фамилию, поменять имя, отчество, а в некоторых случаях и дату рождения. Интересы ребенка и его новой семьи призвана защищать тайна усыновления, закон устанавливает наказание за ее разглашение против воли усыновителей. Органы опеки обязаны осуществляют ежегодный контроль за семьей в течение, как минимум, трех лет после усыновления.

Опека и попечительство — самая распространенная в России форма устройства ребенка в семью. Опекун принимает в семью ребенка на правах воспитуемого, беря на себя обязанности по его содержанию, воспитанию и образованию. При этом ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, может общаться с родственниками. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания и ответственности за ребенка. Опекун ежемесячно получает установленное законом пособие на содержание ребенка, а органы опеки и попечительства обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка.

Патронат — это форма воспитания ребенка в замещающей семье на условиях договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей сирот и патронатным воспитателем. Основная цель данной формы устройства – социализация ребенка, получение опыта жизни в семье. Патронат часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению после получения ребенком соответствующего статуса.

Приёмная семья — форма семейного устройства детей, которая образуется на основе договора о передаче ребенка на воспитание, который заключается органом опеки и попечительства с приемными родителями, на срок, указанный в этом договоре. Приемные родители по отношению к принятым на воспитание детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя, обязаны его воспитывать, заботиться о его здоровье, развитии, создавать условия для получения им образования, готовить к самостоятельной жизни и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.

Временная передача детей в семьи

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях). Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития. Срок временного пребывания ребенка в семье гражданина не может превышать 1 месяц.

Это простой и эффективный способ помочь сиротам, доступный практически каждому. С одной стороны, взрослый может пригласить ребенка, когда ему это удобно. Гостевой режим вовсе не предполагает последующего усыновления или особых отношений. По сути это просто дружба с ребенком. Хотя, гостевой режим может использоваться и для того, чтобы принять окончательное решение об усыновлении, привыкнуть к ребенку, как первоначальная ступень к усыновлению или опеке. Ребенок, находясь у вас дома, приобретет тот опыт семейных отношений, какого у него никогда не будет без таких гостей. У ребенка появятся друзья, если хотите родственники.

С сентября 2012 года в силу вступил закон, согласно которому лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в обязательном порядке должны пройти соответствующую психолого-педагогическую и правовую подготовку. В нашем районе «Школа приемных родителей» функционирует на базе детского дома №20 «Надежда» в селе Балахоновском, в рамках которой оказывается социально-педагогическая и психологическая помощь кандидатам в усыновители, опекуны (попечители) и приемные родители. По сравнению с прошлым годом, в 2013 году наметилась положительная динамика по увеличению количества кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приёмные родители в районе, только за первый квартал 2013 года обучение прошли 14 человек, которые планируют принять в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Это интересно:  Архивы Земля - Страница 11 из 35 - О недвижке.ру

Стоит отметить, что родителям, решившимся на такой ответственный шаг, как принятие ребёнка в семью, оказывается государственная поддержка. В конце декабря 2012 года, президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал ряд указов, предусматривающих целый комплекс мер по стимулированию семей с усыновленными детьми и повышению качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процедура передачи несовершеннолетних в семьи граждан Российской Федерации значительно упрощается. Вступили в силу изменения, касающиеся устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи, внесенные в акты Правительства РФ Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2013 года № 118 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи». Данным постановлением расширен перечень мер, направленных на создание условий для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи граждан РФ. Указанным Постановлением увеличен срок действия медицинского заключения для кандидатов в усыновители, его продлили с 3 до 6 месяцев, для опекунов (попечителей) и приемных родителей срок действия медицинского заключения остался прежним (3 месяца). Из перечня необходимых документов для граждан, выразивших желание стать опекуном (попечителем) — исключили справку о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам (для усыновителей — наличие этого документа остаётся в перечне необходимых документов). Предусмотрен упрощённый порядок получения заключения о возможности быть опекуном (попечителем) для тех граждан, кто уже имеет заключение о возможности быть усыновителем, а также постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители граждан, имеющих заключение о возможности быть опекуном (попечителем).

Многие семьи, в которых уже есть дети или ещё нет, просто не знают, что их ждёт маленькое счастье. Поэтому, если у Вас есть желание и возможность взять на воспитание ребёнка, решитесь и подарите ему семью!

31. Личное право ребенка на семью и общение с родителями

31. Личное право ребенка на семью и общение с родителями

Каждый ребенок вне зависимости от его возраста рассматривается Семейным кодексом РФ прежде всего как личность. Как личность ребенок имеет, соответственно, и все права, связанные со свободой личности и защитой от посягательств на эту свободу. Главным личным правом ребенка является право ребенка жить и воспитываться в семье, но для начала СК РФ определяет, личность какого возраста может считаться ребенком. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

Наиболее благоприятным для ребенка в отношении полноценности его умственного и физического развития, а также проявления индивидуальности является правильное содержание и воспитание. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном законом.

Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

Поскольку семья является для несовершеннолетнего единственной опорой, ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Похожие главы из других книг

Статья 5. 37. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью

Статья 5. 37. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью –влекут наложение

Статья 5.37.Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью

Статья 5.37.Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью – влекут наложение

30. Право ребенка на защиту

30. Право ребенка на защиту Под защитой семейных прав понимаются предусмотренные законом меры, направленные на признание и восстановление нарушенных прав, пресечение правонарушений и применение к нарушителям се-мейно-правовых санкций. Семейный кодекс РФ

32. Право ребенка выражать свое мнение

32. Право ребенка выражать свое мнение Право выражать свое мнение является одним из важнейших и неотъемлемых прав личности.Конвенция от 20 ноября 1989 г. «О правах ребенка» (Женева) предоставляет каждому ребенку, способному сформулировать свои взгляды, право выражать свое

54. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

54. Право ребенка на имя, отчество и фамилию Ребенок имеет право на имя с момента рождения. Это закреплено Конвенцией о правах ребенка. Оно включает в себя:1) имя, данное ребенку при рождении (собственное имя);2) отчество (родовое имя);3) фамилию, переходящую к потомкам.Право

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками 1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное

Статья 56. Право ребенка на защиту

Статья 56. Право ребенка на защиту 1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства,

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию 1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на

Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников

Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников 1. Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.2. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам

Статья 75. Контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом

Статья 75. Контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом Родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителей с ребенком

Статья 5.37. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью

Статья 5.37. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью -влекут наложение

81. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью

81. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью является основанием для образования приемной семьи. Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на

83. Права ребенка, переданного на воспитание в приемную семью

83. Права ребенка, переданного на воспитание в приемную семью В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье» на воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей:– дети-сироты;– дети,

33. Право осужденных на жалобы и обращения, юридическую помощь, на частную жизнь и на общение с внешним миром

33. Право осужденных на жалобы и обращения, юридическую помощь, на частную жизнь и на общение с внешним миром Право на жалобы и обращения – конституционное право, которое в УИП изложено в ст. 13 УИК. Согласно этой статье не надо исчерпать все внутригосударственные средства,

32. Личное право ребенка на защиту

32. Личное право ребенка на защиту Ребенок в силу возраста является наиболее ранимым членом социума, поэтому нередко он становится предметом посягательства со стороны взрослых, в том числе и биологических родителей или родственников, причем посягательства могут

Вопрос 156. Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми. Установление происхождения ребенка (виды, порядок). Оспаривание отцовства (материнства).

Вопрос 156. Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми. Установление происхождения ребенка (виды, порядок). Оспаривание отцовства (материнства). Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в

ИМЕЮ ПРАВО НА СЕМЬЮ

У каждого ребёнка во всём мире есть множество разных прав. Право на жизнь, на гражданство, на семью и т. д.. Государство всеми силами пытается обеспечить ребёнку необходимые условия проживания в современном обществе. Но часто даже самые большие затраты времени и средств, направленные на улучшение жизни детей, не помогают ребёнку достичь столь необходимого в его возрасте счастья и душевного равновесия, а непоправимо вредят психике малышей, не понимающих, почему же им так катастрофически не повезло потерять родительскую любовь, нежность и ласку! Ведь одним из главных прав ребёнка является право на семью

Предварительный просмотр:

Имею право на семью.

У каждого ребёнка во всём мире есть множество разных прав. Право на жизнь, на гражданство, на семью и т. д.. Государство всеми силами пытается обеспечить ребёнку необходимые условия проживания в современном обществе. Но часто даже самые большие затраты времени и средств, направленные на улучшение жизни детей, не помогают ребёнку достичь столь необходимого в его возрасте счастья и душевного равновесия, а непоправимо вредят психике малышей, не понимающих, почему же им так катастрофически не повезло потерять родительскую любовь, нежность и ласку! Ведь одним из главных прав ребёнка является право на семью .

Семья́ — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Дети изначально, по своему характеру, стремятся наладить доверительные, основанные на любви отношения в семье. Только часто их родители не позволяют им сделать этого, отдавая в детские дома, отказываясь получить от ребёнка, может быть, толику любви – глоток свежего воздуха в скучной повседневной жизни. Многие семьи, воспитывающие детей, признаются, что с их появлением появляется смысл жизни, становится понятно ради кого жить. Только многие люди, как раз, не понимают, что дети – это цветы жизни, за которыми нужно ухаживать, но которые обязательно в будущем принесут радость. Они отдают их в детские дома или своим невниманием заставляют уходить из дома. Так появились одни из страшнейших понятий этого мира, так появились дети, которых в обществе называют детдомовцами и беспризорниками .

По данным Государственной думы, в России не соблюдается 13 основополагающих статей Конвенции ООН по правам ребенка. 18 из 37 миллионов детей в настоящее время находится в зоне социального риска. Кроме того, в России насчитывается 533 тысячи детей-сирот. С 1991 г. на 33 процента увеличилась заболеваемость туберкулезом среди детей, а общая смертность в результате этого заболевания выросла на 82 процента.

Проблемы беспризорничества и сиротства остро стоят в современном мире. 31 мая 1935 года, 75 лет назад, Совнарком СССР принял постановление о ликвидации детской беспризорности. Пришла пора готовить аналогичное комплексное постановление – отдельными законами положение не исправить.

В России сегодня:

— 700 тыс. сирот (в том числе 650 тыс. при живых родителях);

— около 4 млн. латентных сирот (тех, на кого родителям просто плевать, но официально они живут в семьях);

— в среднем около 3 млн. беспризорных (зимой их число падает примерно до 1,5 млн., летом — поднимается примерно до 5 млн);

— около половины русских детей знакомы с наркотиками;

— практически все к 16 годам чаще или реже употребляют алкоголь;

— курят к 16 годам 70%;

Это интересно:  Проценты на остаток Кукуруза: условия

— относительно здоровы всего 5% детей;

— ежегодно бесследно исчезают до 40 тыс. русских детей. Большинство из них идут на продажу в рабство для порностудий, в публичные дома или на органы (в России создан бездонный, никем не контролируемый «донорский» резервуар «запчастей» — снежным комом нарастающая детская беспризорность).

Остальные гибнут не столько от рук маньяков (как любят говорить), сколько от рук богатых извращенцев; к вышеуказанному пункту надо приплюсовать примерно 5 тыс. детей, ежегодно официально продаваемых в рабство «на усыновление»; интересуются чем-то иным, кроме секса, поп-музыки и спорта (в качестве фанатов) всего 3% детей и подростков; читают книги регулярно около 1%; 10% детей неграмотны; совершают самоубийства ежегодно до 8 тыс., неудачные попытки — вдвое больше детей и подростков.

Проблема сиротства и детской беспризорности на территориях стран бывшего СССР (Новых Независимых Государств) достигла кризисных масштабов. Темпы роста сиротства так высоки, что если они сохранятся, то уже через десять-пятнадцать лет значительную часть общества составят граждане, которые не знают, что такое семья и семейные ценности. К тому же, дети-сироты оказались самыми беззащитными, самыми бесправными. В 99 случаях из 100 чиновники предпочитают передать ребенка в детский дом вместо обустройства его жизни в семье. Государства не предпринимают практических и действенных мер для соблюдения прав детей, предусмотренных нормами международного права и даже собственного законодательства. Более того, государственные органы сохраняют и стимулируют развитие сиротства. К примеру, за последние 10 лет в России практически не создано ни одной приемной семьи, а существующие около 400 таких семей поставлены на грань выживания.

В наших странах – сотни негосударственных и некоммерческих организаций, защищающих права детей. Однако в большинстве случаев они действуют разрозненно, что не дает возможности эффективно влиять на государственную политику в области соблюдения прав детей, в первую очередь, тех, кто остался без попечения родителей. Общественные организации в этой ситуации вынужденно выполняют лишь локальные задачи защиты ребенка, не решая проблемы в целом.

Посмотрим правде в глаза. Ребенок, находясь в интернатном учреждении, часто отстает в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии. Видна его неготовность к социальной и семейной жизни. Такие дети часто замкнуты и тяжело идут на контакт с другими детьми и взрослыми. После того как такой ребенок попадает в приемную семью, уже черед полгода или год наблюдаются позитивные изменения в его психологическом портрете. Стабилизируется его эмоциональное состояние, исчезают проблемы с поведением в школе и дома. Повышается успеваемость и общий уровень знаний. И, что самое главное, у детей с отставанием в физическом развитии и с физическими отклонениями регистрируется прогрессивное улучшение состояния здоровья. Конечно, последнее происходит не без помощи логопедов, дефектологов и психологов, но и любовь, забота и семейный уют обладают мощным воздействием на формирующуюся личность ребенка.

Необходимость защиты детства и международные документы о правах ребёнка

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения», и в силу этого дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год.

Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения

Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.

Конвенция – документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В ней специально выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально-депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Это правовой документ высокого международного стандарта.

В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Конвенция о правах ребенка – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Закон РФ “Об образовании” и отражение в нём концептуальных положений Конвенции ООН

Закон Российской Федерации “Об образовании” имеет прямое отношение к правам ребёнка, являясь документом значительного педагогического значения.

Он имеет прямые параллели с уже обсуждавшейся выше в реферате Конвенцией ООН и постулирует гуманность и демократизм, уважение к личности учащихся.

Так, в главе V “Социальные гарантии реализации прав граждан на образование”, статья 50 “Права и социальная защита обучающихся, воспитанников” декларируется:

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, . на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи”.

Конечно, вниманием в Законе не обойдён и вопрос заботы государства об учащихся-сиротах, инвалидах, с отклонениями и т.д.:

9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации.

Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда”.

Также в документе декларируется невозможность привлечения обучающихся в образовательных учреждениях без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, который не предусмотрен образовательной программой, а также всякое принуждение к вступлению и деятельности в общественно-политических движениях и партиях.

В рамках создания механизма социальной защиты детей и подростков, предусмотрены квотирование рабочих мест на предприятиях для трудоустройства выпускников, детей-сирот, детей с отклонениями в развитии и поведении, разработка и осуществление программы по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей, защиты детей от всех форм дискриминации. Не обойдён вниманием в Законе и такой ключевой вопрос прав ребёнка как защита его здоровья. Совершенно очевидно, что в нынешних условиях этот вопрос ставится особенно остро.

“Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.

4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения.

5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.

6. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством”.

В государстве Российская Федерация существует множество красиво звучащих законов, но не всегда при их исполнении законы обретают свою реальную историю, красиво пришедшую в жизнь.

Всемирный русский народный собор обеспокоен ростом числа беспризорников в России. По оценкам МВД, «в последнее время число беспризорников возрастает и сейчас составляет 2,17% от общего числа детей, то есть двое из 100 детей в России — беспризорники», — передает ИТАР-ТАСС. Такие данные сообщила руководитель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты Елена Николаева, выступившая на одной из секций ВРНС.

«Таким количеством беспризорников мы могли «похвастаться» только после Гражданской войны. Даже после Великой Отечественной войны такого не было. Общество как-то заботилось о сиротах, создавались Суворовские училища и так далее», — отметила Елена Николаева.

Можно ещё очень долго приводить примеры разных, порой ужасных ситуаций, происходящих с детьми, и которым может быть подвержен каждый ребёнок не только нашей страны, но и всего мира. Но я не хочу, если вдруг какой-нибудь малыш прочитает мою работу, чтобы он ночью рыдал в подушку, узнавая в прочитанном себя или безумно сочувствуя тем детям, которым просто не повезло родиться в той или иной семье. Ведь в детстве, да и на протяжении всей жизни, у человека должна быть мечта. Светлая, яркая, может быть неисполнимая, а может и вполне осуществимая; немного наивная или наоборот реальная и прагматичная. Мечта в будущем становится целью всего нашего существования, своеобразным якорем, держащим человека на плаву всю его жизнь. Мечта – это маленькое чудо, сопровождающее нас по жизни. А я не хочу так рано отнимать у детей веру в чудеса. За меня это потом вполне успешно сделает общество. Но мечты должны продолжать жить в сердцах детей, не смотря ни на что, а мы не должны мешать малышне наслаждаться таким скоротечным детством. Ведь отнимать мечту у ребёнка – это кощунство.

Я буду жить, любить, смеяться

(Ведь рядом есть мои родные),

Братишки трепетно касаться,

Смотреть в глазёнки удалые.

Я буду жить, любить и верить,

Что дети все найдут семью,

И каждый миг дыханьем мерить

Братишки, что я так люблю.

Я буду ждать, любить и плакать,

Не признавая тех ошибок,

Что совершили люди, снова

Лишая малышей улыбок.

Таких прекрасных, нежных, странных,

Приятно греющих нам души.

Не частых, только долгожданных,

И смех детей хочу я слушать.

Я буду жить, любить и знать:

Изменит кто-нибудь когда-то

Ту жизнь, что может убивать.

И верьте в то же вы, ребята!

И станет, может быть, не легче

От осознанья нашей веры,

Но сердце сможет биться веще:

Все сбудутся мечты! Наверно

Когда-нибудь наступит утро,

И сможем мы тогда признаться,

Что есть закон у жизни мудрый:

Семья – твоё, родное, счастье!

Прияткина Марина-ученица 11А кл.МАО Гимназия №1 г.Балаково, Саратовская область.

Список использованной литературы:

1. А. М. Нечаева. Брак. Семья. Закон – М., 1984.

2. Конституция (основной закон) Российской Федерации. М., 1992.

3. Конвенция ООН о правах ребёнка (1991 г.).

4. «Новая газета», №2, 8.06.1997, “Нарушаются права детей”.

5. “Психологическая газета”, №3(18) 1997, “Дети насилия”.

6. Д.М. Чечет. “Как защитить свое право (Юридические советы гражданам)” – М., 1987.

7. Юридический словарь-справочник для населения – М., 1982.

8. Закон РФ “Об образовании”. (В редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ).

Право ребенка на семью *

Певцова Ирина Евгеньевна, старший преподаватель кафедры трудового и предпринимательского права юридического факультета Хабаровской государственной юридической академии.

В статье рассматривается юридическое содержание права ребенка на семью, анализируются конституционные нормы, из которых вытекает данное право. Автор включает в содержание права ребенка на семью ряд правомочий ребенка: право ребенка знать своих родителей, право на воспитание своими родителями, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства, право на особую заботу при утрате родительского попечения и др.

Ключевые слова: право ребенка на семью; семейное воспитание; забота о детях; уважение человеческого достоинства ребенка; неприкосновенность семейной жизни; дружественное к ребенку правосудие.

In the article the legal content of the right of the child on a family is considered, the constitutional norms from which the granted right follows are analyzed. The author includes in the content of the right of the child on a family a number of competences of the child: the right of the child to know the parents, the right to education by the parents, the right to their care, the right to joint accommodation with them, ensuring its interests, a full development, respect of its human dignity, the right to special care at loss of parental care, etc.

Это интересно:  Как узаконить перепланировку квартиры в Москве в 2019 году - стоимость, как самостоятельно, цены

Key words: the right of the child to a family; family education; care of children; respect of human dignity of the child; inviolability of family life; friendly justice to the child.

Право ребенка на семью имеет сложное юридическое содержание. Формулировка ст. 38 Конституции РФ «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей» имеет обобщенный, абстрактный характер, и поэтому особое значение приобретает вопрос о содержании этой нормы, а также ст. 23 «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». Данные конституционные нормы, как и большинство других конституционных норм о правах и свободах личности, действуют через систему отраслевого законодательства — семейного, гражданского, жилищного и пр. Именно в этих правоотношениях осуществляется право ребенка на семью в качестве субъективного права, принадлежащего конкретному лицу. Семейная жизнь охватывает широкий спектр отношений, регулируемых разными отраслями права. В отраслевом законодательстве должны быть конкретизированы и детализированы положения, вытекающие из конституционных предписаний и соответствующие конституционным целям и принципам. Следовательно, в отраслевых нормах в процессе их конституционализации должны конкретизироваться конституционные положения с уточнением их смысла , что касается и защиты семьи государством, и обязанности родителей заботиться о детях.

Кордуба С.Б. Конституционная обязанность родителей заботиться о детях в Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 6.

Содержание любого субъективного права составляют конкретные правомочия лица: выбирать возможное поведение (совершать определенные действия или, наоборот, воздерживаться от действия) и пользоваться социальным благом; требовать соответствующего поведения от других лиц; обратиться за содействием к государству. Всякое конституционное право имеет свою содержательную специфику и механизм реализации . Для выяснения содержания того или иного основного права необходимо обратиться не только к конкретизирующему соответствующие конституционные нормы текущему законодательству, но и к судебной практике, научной доктрине (причем не только правоведческой, но и философской, социологической, политологической и др.). С.В. Нарутто отмечает, что при выявлении содержательного наполнения конституционных прав и свобод необходимо иметь в виду, что от этих прав производны отраслевые права, которые «в определенной своей части конкретизируют и детализируют их, наполняют дополнительным смыслом. При этом четкий водораздел между конкретными правами (правомочиями), содержательно наполняющими основное право, зачастую установить очень трудно . Безусловно, изложенное характерно и для права на семью.

Нарутто С.В. Обращение граждан в Конституционный Суд Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. М., 2011. С. 66.
Там же.

Следует отметить, что в содержательном плане право ребенка на семью отличается от такого же права взрослого человека, так как ребенок в силу своей беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью, не может жить самостоятельно, сам себя обеспечивать, заботиться о себе.

Статья 54 Семейного кодекса РФ закрепляет право ребенка жить и воспитываться в семье. Это право не идентично праву ребенка на семью в его конституционном смысле, которое значительно богаче, поскольку включает также и право на неприкосновенность семейной жизни, на семейную тайну. Право ребенка жить и воспитываться в семье обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ. На родителей либо на лиц, их заменяющих, возлагается охрана, защита, а также в известной мере реализация прав, интересов ребенка, как личных, так и имущественных. Каждый из них (до достижения детьми 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Как указывает Конституционный Суд РФ, государство должно содействовать родителям в выполнении ими данной обязанности . Конституционный Суд отмечает, что «статья 38 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой семья находится под защитой государства, а забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей, предполагает как позитивные обязанности государства по поддержанию, в том числе финансовому, семьи, так и конституционные обязанности родителей в отношении детей» .

Постановление Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2009 г. N 3-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 5 Федерального закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» в связи с запросом Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области // Собрание законодательства РФ. 2009. N 8. Ст. 1040.
Постановление Конституционного Суда РФ от 13 марта 2008 г. N 5-П по делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н.В. Ивановой, А.В. Козлова, В.П. Козлова и Т.Н. Козловой // Собрание законодательства РФ. 2008. N 12. Ст. 1183.

Право ребенка на семью включает в себя ряд правомочий ребенка: право ребенка знать своих родителей, право на воспитание своими родителями, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства, право на особую заботу при утрате родительского попечения. Очевидно, данный перечень не является исчерпывающим и может включать, например, право ребенка на общение с родителями, право на восстановление с семьей.

Право ребенка знать своих родителей означает возможность осознавать, кто его мать и отец, быть осведомленным об этом. Никто не вправе скрывать от ребенка информацию о том, кто фактически является его родителями (за исключением случаев соблюдения тайны усыновления). Вопрос о праве ребенка знать своих родителей связан с проблемой происхождения ребенка в результате применения методов искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона . Отношения с участием доноров, суррогатных матерей и заказчиков осложняются сегодня иностранным элементом, что вызывает судебные споры о материнстве и отцовстве. Решение таких дел затрудняется из-за существующих в российском законодательстве пробелов.

См. об этом, например: Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М., 1995; Митрякова Е.С. Правовое регулирование суррогатного материнства в России: Дис. . канд. юрид. наук. Тюмень, 2006.

Право ребенка знать своих родителей вступает в конкуренцию с тайной усыновления, которая рассматривается как семейная и личная тайна. В литературе характеризуются положительные и негативные стороны тайны усыновления . Государство гарантирует тайну усыновления, но приемные родители сами решают, раскрывать ребенку тайну усыновления или нет.

Ботчаева М.А. Тайна усыновления в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2012. N 1(22). С. 181.

Каждый ребенок имеет право на воспитание своими родителями. Под воспитанием детей подразумевается «планомерное воздействие на личность, обеспечение правильного, то есть отвечающего собственным и общественным интересам развития нравственности, культуры, образования, знаний и навыков несовершеннолетнего, необходимых для социально полезной деятельности и общения» . Воспитание ребенка может также выражаться в формировании его жизненной позиции, привитии трудовых навыков . Воспитание можно рассматривать как передачу убеждений, культурных, моральных ценностей и развитие духовных, нравственных качеств ребенка . При этом «семейное воспитание является наилучшей формой воспитания ребенка, которую знает человечество, потому как одно из главных назначений семьи — это создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. А эта задача выполняется прежде всего родителями. Никакие общественные формы воспитания не могут сравниться с семьей, а неоднократные попытки заменить семейное воспитание общественным служат тому подтверждением. Семья — обязательное звено не только воспроизводства человека, но и «качества населения», которое отражает состояние психического здоровья живущих и вступающих в жизнь поколений, уровень их способностей к интеграции в общественную жизнедеятельность, к выполнению связанных с нею профессиональных и социальных ролей» . Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, которые по своему усмотрению выбирают формы и способы воспитания.

Кабакова О.В. Конституционные обязанности граждан в России: эволюция правовой регламентации и практика реализации. Теоретический и историко-правовой анализ: Дис. . канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. С. 187.
См.: Нечаева А.М. Семейное право: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт; ИД «Юрайт», 2011. С. 95.
См.: Косова О.Ю. Семья и право ребенка на образование // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2008. N 2. С. 26.
Кокорина М.С. Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2006. С. 48.

Часть 2 ст. 38 Конституции РФ гласит: «Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей». Из нее вытекает право ребенка на получение заботы со стороны родителей, которое служит предпосылкой удовлетворения его жизненно важных потребностей. Под заботой следует понимать все виды помощи ребенку (обеспечение его питанием, лечением, одеждой, учебниками и т.п.). Само понятие «забота» как отношение одного человека к другому означает: 1. Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-нибудь или чего-нибудь. Например, забота о человеке. 2. Внимание, попечение, уход. Например, окружить кого-нибудь заботой. Понятие «заботиться» предполагает проявление заботы. Например, заботиться о здоровье, заботиться о детях . А.М. Нечаева справедливо отмечает, что «понятие «забота» относится к числу многомерных. Но его употребление в тексте Конституции позволяет развивать его в Семейном кодексе в разных направлениях» .

Совместное проживание со своими родителями также является правом ребенка (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, например, если родители причиняют вред физическому и психическому здоровью ребенка), в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территориях различных государств. Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Важное значение в становлении личности имеет право ребенка на обеспечение его интересов, под которыми понимается удовлетворение его жизненно важных потребностей. Соблюдение этого права позволяет расти ребенку физически, духовно и психически здоровым, создает возможность для нормального и всестороннего развития его индивидуальных способностей.

Уважение человеческого достоинства ребенка родителями и другими членами семьи также оказывает существенное влияние на его развитие. При воспитании ребенка должно исключаться пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение (п. 1 ст. 65 СК РФ).

Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на особую заботу. В отношении детей, утративших по каким-то причинам родительское попечение, государство обеспечивает непрерывность воспитания детей, отдавая при этом преимущество семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в случаях, когда устройство ребенка в семью невозможно, дети передаются на воспитание в детские учреждения.

Ребенок имеет право на общение с родителями и другими родственниками, когда он проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах. Общение родителя и ребенка является ключевым моментом семейной жизни, понимаемой как связь между близкими родственниками. Охрана целостности семьи является важнейшим элементом права на уважение семейной жизни. Право родителей и детей находиться в обществе друг друга может быть в определенных случаях ограничено, в частности в связи с решением национальных властей о временном изъятии ребенка из-под родительской опеки и передаче его на попечение органов публичной власти .

Туманова Л.В., Владимирова И.А. Защита семейных прав в Европейском суде по правам человека. М.: Городец, 2007. С. 129.

Право на неприкосновенность семейной жизни как элемент права на семью вытекает из ч. 1 ст. 23 Конституции РФ. Как известно, семейные отношения в большей мере регулируются не нормами права, а нормами морали. Вместе с тем в правовых нормах устанавливаются пределы вмешательства в семейную жизнь человека, в том числе и ребенка, хотя степень вмешательства государства в семейную жизнь во имя блага ребенка (при нарушении его прав родителями) может существенно возрасти. Таким образом, и здесь проявляется специфика права ребенка на семью, его отличие от права на семью взрослого человека.

Как мы видим, содержание права ребенка на семью весьма многогранно и не исчерпывается рассмотренными элементами, которые более ярко проявляются в отраслевом законодательстве.

Статья написана по материалам сайтов: rulaws.ru, www.akmr-kochubeevskoe.ru, law.wikireading.ru, nsportal.ru, wiselawyer.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector