+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Приватизация земельных участков земельный кодекс

Под приватизацией понимается передача государственными или муниципальными образованиями принадлежащего им имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).

В современных условиях правовую основу приватизации земельных участков составляют различные нормативные правовые акты в зависимости от приватизируемого объекта. Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на нем объектов недвижимости на основании положений ЗК РФ, ФЗ от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [1] , иных нормативных правовых актов; указанные нормативные правовые акты применяются и тогда, когда производится приватизация земельных участков под соответствующими объектами недвижимости; приватизация же «свободных» земельных участков основывается на нормах ЗК РФ, федеральных законов «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также других нормативных правовых актах.

В ЗК РФ сам термин «приватизация» используется только применительно к земельным участкам, на которых расположены объекты недвижимости, особо охраняемым природным территориям и сельскохозяйственным угодьям (ч. 1 ст. 36, п. 5 ст. 79, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, а также ч. 7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Фактически речь идет о приватизации земельных участков и тогда, когда лица, имеющие право пожизненного наследуемого владения или право постоянного (бессрочного) пользования на участки, переоформляют их на право собственности.

Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости. Основными нормативными актами, регулирующими приватизацию земли, являлись: Указ Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» 1 , Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для осуществления предпринимательской деятельности», Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 [2] [3] , Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» [4] , Указ Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» [5] . С 27 апреля 2002 г. приватизация земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости (в том числе имущественные комплексы), осуществляется в соответствии с положениями ФЗ от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости, осуществлялась в России с 1991 г. бесплатно, а также в форме выкупа или проведения торгов.

Отчуждению (приватизации) в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не подлежат земельные участки в составе земель:

• лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;

• зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

• общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, сады и др.);

• транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских и речных портах, аэропортах, а также отведенные для их развития, если иное не предусмотрено федеральным законом;

• зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Поскольку в соответствии со ст. 129 и ст. 209 ГК РФ оборот земельных участков осуществляется в той мере, в которой он допускается законами о земле, наличие в иных федеральных законах запрета на передачу земельных участков в частную собственность является и запретом на приватизацию земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости. Например, согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ могут включаться в состав различных территориальных зон земель населенных пунктов и не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами. Также не подлежат приватизации земельные участки, изъятые из оборота, и земельные участки, ограниченные в обороте, если в федеральных законах не установлено иного.

В соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждение имущества в собственность физических и (или) юридических лиц осуществляется исключительно на возмездной основе. В трех случаях законодатель устанавливает исключение из этого правила и, соответственно, исключает из сферы действия ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отношения по безвозмездному отчуждению земельных участков под объектами недвижимости в собственность. Речь идет о религиозных организациях, которые вправе бесплатно приобрести для использования в соответствующих целях земельные участки под культовыми зданиями и сооружениями, общероссийских общественных организациях инвалидов и организациях, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, — земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности этих организаций.

Покупателями земельных участков могут быть физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%. Федеральным законом от 9 мая 2005 г. в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» была включена новая норма, установившая, что указанное ограничение не распространяется на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками, при приобретении указанными собственниками государственных или муниципальных земельных участков. Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства также не допускаются к участию в приватизации, если приватизируются земельные участки, которые в соответствии с нормами земельного законодательства не могут принадлежать на праве собственности указанным категориям лиц. В соответствии с п. 4 ст. 5 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в случаях, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законного права на его приобретение, соответствующая сделка признается ничтожной.

Способы приватизации перечислены в ст. 13 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Приватизация земельных участков может производиться путем продажи их на аукционе или конкурсе, продажи посредством публичного предложения или без объявления цены [6] , путем внесения земельного участка в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества. А также в качестве способа приватизации земельных участков собственниками объектов недвижимости следует признать выкуп соответствующих земельных участков.

Особенности отчуждения земельных участков определены в ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, за исключением следующих случаев:

• отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота;

• отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка.

В последнем случае с покупателями частей зданий, строений, сооружений, расположенных на неделимом земельном участке, заключаются договоры аренды этого участка со множественностью лиц на стороне арендатора. После приватизации всех частей зданий, строений, сооружений, расположенных на таком земельном участке, собственники этих объектов недвижимости вправе одновременно приобрести (приватизировать) земельные участки в общую долевую собственность. Размер доли в праве собственности на земельный участок будет определяться пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения, сооружения.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, лежит обязанность по приобретению в собственность указанных участков или заключению договора аренды, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Это интересно:  Как оформить дарение квартиры маме

Цена выкупа земельного участка устанавливается соответственно органами государственной исполнительной власти или органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

• земельных участков, находящихся в федеральной собственности, — Правительством РФ;

• земельных участков, которые находятся в собственности субъектов РФ или государственная собственность на которые не разграничена, — органами государственной власти субъектов РФ;

• земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.

В любом случае цена земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю земельных участков.

Сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, включаются в передаточный акт.

При приватизации земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом. Указанный паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.

Согласно ч. 6 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» при отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках. Исключения из данного правила возможны при установлении на земельном участке публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и принадлежностей в полном объеме.

Отношения по приобретению права собственности на земельные участки собственниками объектов недвижимости регулируются различными правовыми нормами: Земельным кодексом РФ (ст. 36), ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ст. 3), ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Соответственно, возникает вопрос о соотношении данных норм. Решение этого вопроса имеет большое практическое значение, поскольку названные нормы, хотя и совпадают в целом по порядку приобретения прав на земельный участок, имеют и определенные отличия. Например, в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники недвижимости могут претендовать на предоставление соответствующего земельного участка в аренду на срок не более чем сорок девять лет, другими нормативными актами ограничения срока аренды не устанавливаются.

ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» должен применяться исключительно к приватизации земельных участков, на которых находятся приватизированные объекты недвижимости, что следует из природы регулируемых этим законом отношений. До 1 июля 2006 г. названный нормативный акт прямо закреплял, что решение о продаже земельного участка должно приниматься органом, принявшим решение о приватизации объекта недвижимости (ч. 2 п. 3 ст. 28). Эта норма, безусловно, подтверждала сделанный вывод. Иной подход (о распространении действия норм ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» на всех собственников недвижимости) ставит под сомнение необходимость существования норм ст. 36 ЗК РФ. Если земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическому лицу, то право на него подлежит переоформлению по правилам, определенным в ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Также до 1 июля 2012 г. в соответствии с ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» осуществлялась продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были приватизированы. Во всех остальных случаях применяются общие нормы ст. 36 ЗК РФ (с учетом того, что граждане вправе выбрать альтернативный вариант переоформления прав — их оформление путем обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до принятия ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения не допускалась. С 27 января 2003 г. приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ЗК РФ и иными федеральными законами. При этом субъектам РФ предоставлено право в отношении земельных участков, расположенных на их территории, определять момент начала их приватизации. Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлен запрет на приватизацию находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами (ч. 4 ст. 1). Поскольку иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, то к приватизации земель данной категории указанные лица не допускаются.

Приватизация осуществляется путем выкупа арендуемого земельного участка по его рыночной стоимости. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении должно быть принято в течение 30 дней со дня подачи письменного заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующего земельного участка. При этом выкуп в собственность (приватизация) арендуемого земельного участка сельскохозяйственного назначения не допускается, если он был передан в аренду религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, гражданам для сенокошения и выпаса скота.

  • [1] СЗ РФ. 2001. №4. Ст. 251.
  • [2] ВВС РФ. 1992. № 14. Ст. 761.
  • [3] СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1478.
  • [4] СЗ РФ. 1996. № 8. Ст. 740.
  • [5] СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2240.
  • [6] Продажа имущества посредством публичного предложения, а также без объявленияцены производится только после того, как аукцион по продаже этого имущества былпризнан несостоявшимся. См. также: Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения ибез объявления цены, утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. № 549// СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3051.

Приватизация земельных участков земельный кодекс

Москва, Кадашевская набережная, 22/1 стр.1
ст. М.: Третьяковская, Новокузнецкая

Сайт адвоката Кустовского Алексея Евгеньевича

Категории дел

Мы ответим на любые Ваши вопросы

Запишитесь к нам для личной консультации

с 9.00 до 21.00 ежедневно

Вы можете связаться с нами

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Закон о приватизации земельных участков

Право на приватизацию земельных наделов регламентировано ЗК РФ, Законом о приватизации и госрегистрации,( н. 178 ФЗ, н.122) «Дачной амнистией» (н.171 ФЗ). По указанным постановлениям, земля под жилой и нежилой недвижимостью, оформленной в собственность должна быть приватизирована либо арендована.

Закон о бесплатной приватизации земельных участков

Бесплатная приватизация была остановлена, когда новый Земельный Кодекс начал действовать. Но до марта 2018 года, некоторые категории аграрных наделов можно приватизировать бесплатно. Закон о безвозмездном переводе во владение земли действует для следующих категорий:

  • С жилыми постройками, возведенными до вступления в силу нового ЗК;
  • Арендованных для ИЖС или сельхозработы;
  • Переданных в наследство или по договору ренты;
  • Садово-дачные наделов ;
  • Земли под гаражами.
Это интересно:  Лишение наследства по завещанию

Для оформления земли в собственность нужно получить разрешение муниципальных властей. Затем зарегистрировать право владения, обратившись в Росреестр. Документы для обращения в муниципалитет:

  • Прошение о приватизации;
  • Документы на земельный участок;
  • Акты о владении постройками на нем;
  • Кадастровая схема, если земля на учете;
  • Техпаспорт строений;
  • Удостоверение личности или аналогичный документ.

В отделении Росреестра предоставить удостоверение личности и акт о праве собственности на аграрный надел, полученный в муниципалитете.

О том, как проводится приватизация земельного участка в 2018 году (с чего начать, куда обращаться и т. п.), написано здесь.

Под частным домом

Аграрный надел под частным жилым строением переходит в собственность по закону о приватизации, регулирующимися в ЗК РФ, и и положениями Федерального Закона (№ 178-ФЗ и № 137-ФЗ). Согласно этому приватизировать можно землю под частным жилым строением, выданную в пользование на любом основании. Приватизировать аграрный надел имеют законное основание:

  • Владельцы частного дома, находящегося на участке;
  • Владельцы садового или дачного домика, гаража, сарая и.т.п;
  • Лицо, владеющее землей по праву безвозмездного владения или ренты.

Наследникам право на безвозмездное оформление в единоличное владение не предоставляется. Они или арендуют или выкупают землю в собственность. Приватизация каких земельных участков запрещена законом:

  • Убранных из государственного земельного оборота;
  • Использованных для муниципальных и государственных целей;
  • Стратегически важных для военной безопасности РФ.

Под жилым домом

Собственник жилого дома должен направить в органы местного самоуправления прошение о приватизации земельного участка, расположенной по его домом и другими строениями подсобного назначения. А так же документы, подтверждающие его право собственности на эти строения.

В садоводстве

Дачный участок оформляют на себя по закону о Дачной амнистии. С начала весны 2015 года, участки выделенные в садоводческом кооперативе, приватизируются в упрощенном порядке. Для перевода в собственность надела, нужно направить прошение в районную администрацию. Согласование с другими владельцами уделов в СНТ не нужно.

Если гражданин получил участок по индивидуальному праву, заявление о приватизации направляется в территориальное отделение Росреестра. По упрощенному порядку нужно заявление и документ, с правом собственности на участок. Кадастровая схема не требуется.

По наследству

Аграрный надел может переходить в порядке наследования. Есть три варианта наследования:

  • По праву собственности;
  • По праву бессрочного владения (пользования земельным участком);
  • По праву контракта на аренду у муниципальных властей. При этом важно знать, как оформить аренду и взять землю для последующего выкупа у государства.

В первом случае, приватизация не нужна. Во втором, через суд утверждается право на наследство, а затем наследник начинает процедуру оформления в единоличное владение. Сначала нужно оформить кадастровый паспорт и поставить аграрный надел на учет. И только потом регистрировать свое право на владение недвижимым имуществом.

Аграрный надел, наследуемый на основании аренды у администрации оформляется во владение через МИО или администрацию, которой земля принадлежит. Земля выкупается по трем схемам:

  • Без аукциона, по преимущественному праву владения постройками, возведенными на земле;
  • Через торги;
  • По условиям договора аренды с правом выкупа, если умерший заключал такой с администрацией.

Тем кто планирует взять в собственность землю, на которой стоит их частный дом, не стоит беспокоиться о сроках приватизации. Собственникам дач лучше оформить право собственности поскорее. Дачная амнистия — действует до 1 марта следующего года.

Расходы на процедуру, даже безвозмездную, связаны с оформление документации на землю. Точные цены на оформление указаны в муниципалитете. Самая затратная статья расходов — регистрация в кадастре. Она включает в себя межевание и написание кадастровых схем. Еще один пункт расходов — сама регистрация права на собственность. Стоимость госпошлины — 2 тысячи рублей.

Cроки приватизации земельных участков

проживаю в селе с 2004 года в бесплатной приватизации отказали так как не проживала до 2001 года сказали нужно землю покупать . правильно ли это. Как приватизировать землю и каковы сроки приватизации земельных участков?

Ответы юристов (5)

Бесплатная приватизация участков земли определена принятием ФЗ от 30.06.2006г. № 93-ФЗ. Народное название — «Закон о дачной амнистии». Именно этот закон регламентирует правила, по которым земельные участки передаются в собственность (приватизируются) бесплатно, если они были предоставлены в пользование гражданам до 2001 года, до введения в действие Земельного Кодекса РФ.

Сам, собственно, закон.Разъяснения к нему.

Бесплатная приватизация земельного участка в 2013 году была разрешена в следующих случаях: ведение личного подсобного хозяйства, строительство дач, обустройство садов или огородов, для строительства гаражей индивидуального пользования или индивидуального жилья. Также допустима приватизация земельного участка под домом.

Решается вопрос не сложно – нужно зарегистрировать свои права на них в одном из территориальных отделов Федеральной службы государственной регистрации регистрации, кадастра и картографии.

Приватизация земли в собственность в Москве, к примеру, не требует особенного решения от органов власти. Документы для приватизации земельного участка – кадастровый паспорт и документ, который подтверждает выделение земельного участка для пользования. Сроки на приватизацию земельного участка реально могут составлять от 1 месяца до года, в Москве и.

Для участков после 2001 года предусмотрена приватизация платная.

Это распространяется на участки, предоставленные гражданам после 2001 года, а так же предоставленные юридическим лицам. В частности, земля, представленная для фермерских хозяйств, для сельхозпроизводства, промышленные земли.

Для приватизации этих земель требуется специальное постановление или разрешение органов власти. Платная приватизация это, по сути, выкуп земли у муниципального органа власти или у государства, потому как оно собственник земли.

Стоимость приватизации земельного участка рассчитывается из ставки налога на землю и численности населения.

Таким образом, если вы получили землю в пользование в селе, вам придется решать вопрос о ее формальном выкупе. Но, если для городов с населением больше 3 миллионов это от 5 до 30 кратного размера ставки налога на землю за единицу площади, то для сельской местности размер минимален.

Есть вопрос к юристу?

Но тут был вопрос о стоимости, который так же не лишний.

Успехов в борьбе за землю.

Если бы вы вы обладали данным земельным участком на праве постоянного пользования до 2001 года, то вопрос приватизации Вашего земельного участка рассматривался бы в части Земельного кодекса Российской Федерации, принятого 25 октября 2001 года № 136-ФЗ, где сказано, что: право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного Кодекса, сохраняется. Следовательно, вы имели бы право бесплатно приобрести в собственность находящийся в бессрочном пользовании земельный участок.
В данный момент предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Добрый день, Людмила!

Да, Вам сообщили верную информацию — действительно, если бы указанный земельный участок был предоставлен Вам до 2001 года (вступление в силу нового Земельного кодекса РФ), то Вы бы имели право бесплатно приватизировать данный земельный участок. Но он Вами получен только в 2004 г., поэтому увы, за земельный участок необходимо будет заплатить.

Что касается приобретения земельного участка — то здесь тоже нужно обязательно запросить у регистрационной палаты не только стоимость приобретения земельного участка, но и порядок его расчета, иначе может оказаться так, что кадастровая стоимость завышена и ее придется оспаривать:

Статья 36 Земельного кодекса РФ Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения

1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Это интересно:  Оплата командировки - порядок расчета и важные моменты

1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Удачи Вам!

С Уважением,
Васильев Дмитрий.

В силу ст. 1 ЗК РФ

Настоящий Кодекс и изданные в
соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на
следующих принципах:

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с
ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками
объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных
федеральными законами;

7) платность использования земли, согласно которому любое
использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев,
установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

При регулировании земельных отношений применяется принцип
разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного
законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а
также принцип государственного регулирования приватизации земли.

То есть, установлен принцип -платность использования земли,, за исключением случаев, установленных законами.

В соответствии со ст.28 и ст.29 ЗК РФ

Земельные участки из земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам
в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в
постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и
юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление
земельных участков, находящихся в госуд
арственной или муниципальной
собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за
плату.
Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических
лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных
участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов
государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом
предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в
соответствии со статьями 9, 10 и 11настоящего Кодекса.

То есть, Вы вправе приобрести земельный участок,
который находится в муниципальной собственности за плату на основании решения
администрации .

Согласно ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Приватизация зданий, строений и
сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые
признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с
отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков,
занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не
предусмотрено федеральным законом.

3. Собственники объектов недвижимости, не являющихся
самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к
государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду,
либо приобрести у государства или муниципального образования указанные
земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По желанию собственника объекта недвижимости,
расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или
муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть
предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект
недвижимости расположен на земельном участке в границах земель,
зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, — на срок, не
превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением
сторон.


ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ)

Договор аренды земельного участка не является препятствием
для выкупа земельного участка.

Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в
аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу ст. 36 ЗК РФ

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности,
безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении
здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти
земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.


ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)

Если иное не установлено федеральными законами,
исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права
аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники
зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и
юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим
Кодексом, федеральными законами.

То есть, если Вы являетесь собственником объектов недвижимости, которые расположены на земельных участках, относящихся к муниципальной собственности, то Вы вправе приватизировать зем. уч. либо взять в аренду.

Согласно ст. 3, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

9.1. Если земельный участок предоставлен до введения в
действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного
подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального
гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного
наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин,
обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать
право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в
соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может
предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе,
устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок,
предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской
Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества,
садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного
строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный
участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок
считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за
исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный
участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по
иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения,
расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся
в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать
права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в
соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут
предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные
в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей
25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений
о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В случае, если указанный в настоящем пункте земельный
участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или
постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации
права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного
наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

То есть, если земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года, то гражд. вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок в упрощенном порядке.

Таким образом, если Ваш случай не относится к вышеуказанным, то Вы вправе приобрести зем. уч. только за плату.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья написана по материалам сайтов: studref.com, mosadvkustovsky.ru, ahrfn.com, pravoved.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector