+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Публичный и частный сервитуты на земельные участки: сравнение этих видов обременения и перечень отличий, которые могут быть между ними

В некоторых ситуациях может потребоваться предоставление общего доступа к территории, принадлежащей частному лицу, организации либо государству. В этом случае на участок или отдельную его часть устанавливается обременение в виде сервитута.

Выделяют две стороны взаимоотношений – владельца земли и лиц, в чью пользу было предоставлено ограниченное право использования чужой территории. В данной статье вы узнаете, одно и тоже ли это лицо.

Собственник земельного участка, обременённого сервитутом — кто это?

Согласно 5 статье ЗК РФ, лица, обладающие правом владения и свободного распоряжения той или иной территорией, являются её собственниками. Они могут осуществлять с данной землёй любые операции и сделки (оставлять недвижимость под залог, передавать по наследству, продать, подарить, обменять на другое имущество и т. д.).

Единственный запрет, имеющийся в действующем российском законодательстве, касается использования территории не по прямому назначению.

Каждый участок имеет определённую категории и вид разрешённого использования. Ни собственник, ни арендатор, ни третьи лица не имеют права использовать землю иначе, чем это допустимо по закону.

Например, если участок был выделен для садоводства или огородничества, на нём запрещено строить коммерческие предприятия или фабрики. Такие земли обладают высокой плодородностью, поэтому должны применяться исключительно в сельскохозяйственных целях.

При обременении территории сервитутом владелец не теряет права собственности на землю. Обладатели права ограниченного использования участка также не становятся совладельцами данного объекта недвижимости.

В случае причинения собственнику некоторых неудобств он вправе требовать назначения определённой платы за использование своего участка.

Обладатель сервитута: кто это?

Лица, в чью пользу было установлено обременение, получившие право на ограниченное использование чужой территории, называются обладателями сервитута, согласно 5 статье ЗК РФ. Данные лица не обладают правом продажи или передачи этого обременения.

Установление сервитута осуществляется лишь при наличии у заинтересованной стороны существенной причины:

  • получения доступа к общему колодцу или водопроводной колонке;
  • необходимости перегона или выпаса домашних животных;
  • осуществления ремонтных или строительных работ;
  • размещения коммуникаций;
  • прокладки дороги;
  • необходимости проезда по смежному участку;
  • и т. д.

Права и обязанности обладателей сервитута

Лицо, которому требуется получить доступ к чужой территории, обладает законным правом на обращение к собственнику участка с просьбой об установлении сервитута. Владелец объекта недвижимости может настоять на определении суммы платы, взимаемой за использование его земли.

Если прийти к компромиссу не получается, одна из сторон должна обратиться в суд для разрешения конфликта. Права и обязанности обладателя сервитута будут указаны в судебном постановлении.

Стороны смогли договориться об условиях ограниченного использования участка? В таком случае им необходимо заключить письменное соглашение. В нём указываются обязанности и права обладателя сервитута, а также другие немаловажные пункты.

Действия лиц, в чью пользу было установлено обременение, не должны выходить за пределы вверенной им территории, а также мешать владельцу свободно распоряжаться своим участком.

Право собственности на землю перешло к новому лицу? Это никаким образом не влияет на действительность сервитута. Обременение сохраняет свою законную силу при любой форме перехода прав на объект (например, в случае дарения или наследования территории третьими лицами).

Однако и в этом случае имеется исключение: сервитут отменяется, если участок переходит к государству либо муниципалитету.

Основные различия между собственником земли и обладателем сервитута

Ниже представлена таблица, с помощью которой можно ознакомиться с основными отличиями между обладателем сервитута и владельцем обременённой территории.

Сравнение публичного и частного сервитутов: основные различия

По ст. 216 ГК, наряду с собственностью, существует вещное право – сервитут, по которому гражданин может ограниченно пользоваться чужой вещью, например, недвижимостью. Сервитуты бывают частными и публичными.

Частный сервитут (ЧС)

В основном, эти вопросы относятся к земельному участку. При этом законом установлено, что собственник недвижимости (участка) может потребовать от владельца соседнего участка сервитута – возможности ограниченного использования этого участка.

В ГК перечислены некоторые основания для установки частного сервитута. К ним относятся:

  • проход и проезд к соседнему земельному участку;
  • возможность строительства или ремонта на соседнем участке;
  • другие функции, которые не могут быть осуществлены без сервитута.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между соседями, причем наличие сервитута не ограничивает прав собственности владельца на его участок. Он может также потребовать плату за использование его участка. В случае отсутствия согласия между владельцами недвижимости вопрос о сервитуте решается судом.

По закону (ст. 131 ГК) сервитут должен регистрироваться в ЕГРН. После регистрации сервитут становится неотъемлемой частью недвижимости (участка).

Прекращение действия частного сервитута собственник недвижимости может потребовать в связи с пропаданием оснований, по которым сервитут был введен, или в случае, когда сервитут не позволяет использовать участок по назначению. В последнем случае может потребоваться судебное рассмотрение.

Публичный сервитут (ПС)

Определение и порядок использования публичного сервитута в основном регламентирован в ст. 23 ЗК.

При этом ПС может быть применен в интересах государства, местных властей или населения. Этот сервитут устанавливается законами или другими нормативными актами с учетом общественных слушаний. В ЗК перечислены основные случаи использования публичного сервитута:

  1. Проход или проезд к водному объекту и его прибрежной полосе.
  2. Ремонт электролиний и сетей связи, а также транспортных коммуникаций.
  3. Размещение на земельном участке межевых знаков и другого геодезического оборудования.
  4. Забор воды и дренажные работы.
  5. Прогон скота.
  6. Заготовка сена, выпас с/х животных.
  7. Охота и рыболовство.
  8. Проведение геологических работ.

Если установка публичного сервитута приводит к трудностям использования участка, то его собственник вправе потребовать от органа власти, установившего сервитут, плату за неудобства. При необходимости собственник может обратиться в суд .

Различия ЧС и ПС

Основные различия ЧС и ПС приведены в таблице.

Соотношение понятий «ограничение» прав и «обременение» имущества в гражданском праве (на примере соотношения ограничений в виде особых условий использования земельных участков и сервитутов)

Защита нарушенных гражданских прав невозможна без выбора надлежащего способа защиты. Однако последнее возможно только в условиях точной квалификации того или иного правового явления. В противном случае разрешение спора чревато судебными ошибками либо отказом в удовлетворении требований по формальным основаниям.

В частности, анализ судебной практики Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, связанной с разрешением споров по недвижимому имуществу и защите вещных прав на него, позволяет обратить внимание на то, что в настоящее время в правоприменении не сложилось однозначного представления о соотношении таких понятий, как «ограничение» и «обременение». При всей кажущейся простоте разрешение вопроса о правовой природе явлений, обозначаемых указанными терминами, требует системного и логического толкования положений гражданского законодательства.

В Федеральном законе от 21.07.97 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации прав) понятия «ограничение» и «обременение» упоминаются как синонимы. Вместе с тем анализ положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) позволяет сделать однозначный вывод о нетождественности содержания данных понятий.

Для целей раскрытия понятия «ограничение» применительно к вещным правам необходимо обратиться к статье 209 ГК РФ, согласно которой «собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом».

Права любого собственника всегда в определенной степени ограничены законом, иными правовыми актами, а также правами и охраняемыми законом интересами других лиц. Вместе с тем такие ограничения осуществления права собственности составляют элемент режима собственности любого имущества, поэтому их нельзя считать ограничениями в собственном смысле этого понятия, как оно используется в законодательстве. Можно утверждать, что специальными ограничениями являются любые отклонения в сторону «ущемления» собственника в осуществлении его права собственности (например, при использовании земельного участка, расположенного в специальной охранной зоне, при строительстве в районах малоэтажной застройки и проч.).

Из этого следует, что ограничение права на недвижимость можно определить как установленное либо в силу закона, либо уполномоченными органами, либо на основании сделки уменьшение правомочий собственника по сравнению с законодательно установленным формальным объемом правомочий.

Как показывает анализ положений ГК РФ, термин «ограничение», как правило, используется применительно к гражданским правам, тогда как термин «обременение» обычно относится к имуществу (см. статьи 274, 275, 460, 586, 704, 1019 ГК РФ). Обременение имущества обычно заключается не только в ограничении прав его собственника, но и в том, что эти ограничения связаны с наличием прав на данное имущество у третьих лиц (рента, сервитут, ипотека и др.). Таким образом, обременение имущества можно определить как установленные на основании законов и иных нормативных актов или актами уполномоченных органов либо договором и сохраняющиеся при смене правообладателя ограничения вещных прав на имущество и специальные обязанности обладателей этих прав.

Это интересно:  Нужно ли согласие супруга на покупку земельного участка?

К сожалению, указанное выше различие между понятиями «ограничение» и «обременение» не всегда последовательно проводится в законодательстве. В соответствии с действующим гражданским и земельным законодательством различают следующие ограничения (обременения) прав на земельные участки:

    ипотека земельного участка, возникающая на основании договора и в силу закона (статья 11 Федерального закона от 16.07.98 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»);

решения об изъятии земельного участка (пункт 4 статьи 279 ГК РФ);

доверительное управление земельным участком (статья 1017 ГК РФ);

аресты и запрещения на заключение сделок (статьи 1, 28 Закона о государственной регистрации прав);

права требования, предъявленные в судебном порядке (статья 28 Закона о государственной регистрации прав);

особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (статья 56 ЗК РФ);

особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных (статья 56 ЗК РФ);

условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (статья 56 ЗК РФ);

  • иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК РФ и ГК РФ, иными федеральными законами.
  • Перечисленные в статье 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решениями суда бессрочно или на определенный срок.

    Приведенные в данной статье судебные акты содержатся в СПС «КонсультантПлюс».

    Однако эти два понятия не следует смешивать. Для квалификации самостоятельного правового режима такого вида обременения, как публичный сервитут, необходимо установить присущие ему особенности правовой природы, выражающиеся в специфике его содержания, порядка и условий введения и прекращения, процедуре оформления и т.д. В соответствии с частью 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным актом Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения (то есть публичных интересов), без изъятия земельных участков. Поэтому если указанные признаки не выявлены, любое ограничение в виде особых условий использования земельного участка не может быть квалифицировано в виде обременения (в данном случае публичного сервитута).

    Очевидно, что в подобного рода тупиковых ситуациях, когда происходит смешение понятий «ограничение» и «обременение», необходимо в первую очередь разрешить вопрос о правовой природе соответствующего ограничения, чтобы установить надлежащие способы защиты прав заинтересованной стороны.

    Так, ограничения по условиям использования земельных участков, установленные административными актами КЗРиЗ, не могут быть квалифицированы не только в виде публичного, но и в виде частного сервитута (поскольку последний не может быть введен административным актом, к которым относятся разного рода распоряжения КЗРиЗ). Так, если право прохода и проезда установлено административным актом КЗРиЗ, принятым в соответствии со статьей 56 ЗК РФ, оно является именно ограничением права собственности, то есть с практической точки зрения само по себе не устанавливает специальных обязанностей титульного владельца земельного участка. «Ограничение» позволяет только уменьшить объем прав, например через установление особого режима использования соответствующей части земельного участка наряду с иными ограничениями (охранная зона подстанций и других электротехнических сооружений, объединенная охранная зона центральных районов Санкт-Петербурга и т.д.).

    Иначе говоря, важно подчеркнуть, что указанное ограничение распространяется исключительно на правомочия собственника соответствующего земельного участка и выражается в ограниченном использовании соответствующей части земельного участка (например, собственник не вправе располагать на данной части земельного участка объекты капитального строительства и т.д.). Соответственно, им не предоставляются какие-либо права третьим лицам.

    Следовательно, для того чтобы третьему лицу приобрести, например, право прохода и проезда через земельный участок, в отношении которого установлено соответствующее ограничение административным актом КЗРиЗ в виде особых условий использования, заинтересованное в этом лицо должно в установленном законом порядке и на определенных им условиях урегулировать свои взаимоотношения с соответствующим собственником земельного участка.

    Вероятно, в подобных ситуациях наиболее приемлемой формой урегулирования отношений является заключение договора об установлении частного сервитута. В качестве признаков частного сервитута в доктрине выделяются следующие его характеристики:

      сервитутное право имеет вещный характер. Право пользования чужой вещью связывается законом именно с нею, а не с субъектом права собственности. Оно выражается в осуществлении определенных действий в отношении чужого имущества со стороны сервитуария, а не в требовании совершения действий, обращенном к лицу, имущество которого обременено сервитутом. Соответственно, объектом сервитута является само чужое имущество, а не действия лица, имущество которого обременено сервитутом;

    следствием вещно-правовой природы сервитута являются его бессрочный характер, «право следования» (сохранение сервитута при изменении собственника обремененного сервитутом имущества), а также возможность его абсолютной (против всех и каждого) защиты;

    назначение сервитута состоит в восполнении недостающих другому (соседнему) имуществу (участку) благ (удобств) или свойств. Отсюда вытекает предъявляемое к сервитуту требование: по своему содержанию он должен улучшать положение господствующей вещи, причем постоянное пользование служащей вещью должно обеспечивать длительное удовлетворение потребности собственника господствующей вещи. Соответственно, обременение имущества сервитутом происходит не в отношении лица и не столько для пользы лица, сколько в отношении имущества и для пользы имущества, принадлежащего другому собственнику;

    субъект сервитутного права может иметь различный (в зависимости от вида сервитута) объем правомочий. Однако в любом случае этот объем меньше по сравнению с объемом правомочий собственника вещи, обремененной сервитутом. Принадлежащее сервитуарию право пользования чужим имуществом ограничено теми целями, в которых установлен сервитут;

    сервитут не может состоять в совершении определенных положительных действий обязанным лицом в пользу управомоченного. Первый должен только терпеть действия сервитуария в отношении своего имущества, воздерживаться от собственных действий по использованию вещи в определенных пределах и не препятствовать сервитуарию в реализации принадлежащих ему прав.

    Субъектом сервитутного пользования могут выступать только определенные лица. Эта определенность обусловлена связью сервитутного пользования с другим правом — правом собственности (иным вещным правом) на «соседнюю» недвижимость. Соответственно, объем права, предоставляемого сервитутом, определяется размером потребностей господствующего объекта недвижимости как такового;

    как следствие, право на сервитут нельзя передать отдельно от права собственности на указанную «соседнюю» недвижимость, равно как и нельзя уступить по договору третьему лицу возможность пользоваться сервитутом;

  • сервитутное пользование по общему правилу является возмездным. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от сервитуария плату, размер которой устанавливается договором (при установлении сервитута по решению суда — соответствующим судебным решением).
  • Действующее законодательство допускает следующие основания возникновения частных сервитутов:

    • договор. Договорную форму регулирования взаимоотношений между лицом, имущество которого обременяется сервитутом, и лицом, в пользу которого устанавливается сервитут (сервитуарием), следует признать преимущественным и наиболее распространенным основанием установления сервитута;

      судебное решение. Существование подобного основания вполне объяснимо, поскольку нередки ситуации, когда собственник «служащей» вещи отказывается заключить соглашение об установлении сервитута либо стороны соответствующего отношения не могут достигнуть соглашения относительно его условий;

    • в отдельных случаях допускается возникновение сервитута в силу прямого указания закона (например, в силу статьи 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр. «).

    Таким образом, заключение договора об установлении сервитута является одним из возможных способов урегулирования спора, в результате применения которого возможно защитить свои права с учетом имеющихся ограничений прав собственника и ввести дополнительно обременение на основании закона. Другое дело, что необходимо учитывать, положения статьи 421 ГК РФ о свободе договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ ). Хотя в указанной норме не говорится о том, что требовать установления сервитута может лишь собственник господствующей недвижимой вещи, в судебной практике преобладает одностороннее толкование указанной нормы. В соответствии с ним с иском об устан овлении сервитута может обратиться лишь лицо, требующее его установления от собственника соседнего земельного участка, который отказывается обеспечить право прохода и проезда (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 29.10.2010 по делу N А32-31364/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.09.2010 по делу N А33-9451/2009, ФАС Московского округа от 22.06.2009 N КГ-А40/5472-09 и др.).

    Это интересно:  Законность обращения взыскания на заработную плату, пенсию и арест (опись) имущества должника

    Как представляется, данная практика идет не только вразрез с законом (поскольку в пункте 3 статьи 274 ГК РФ такого ограничения не содержится), но и приводит к возникновению тупиковых ситуаций. Отрадно, что спорность такого подхода осознается и некоторыми практическими работниками. Так, комментируя сложившуюся судебную практику, советник заместителя председателя ФАС Северо-Западного округа Т.С. Щелкунова отмечает, что инициатива в установлении сервитута обычно исходит от сервитуария. Однако не стоит исключать случаи, когда такая инициатива может принадлежать собственнику служащей вещи (например, фактические отношения по использованию служащей вещи собственником господствующей вещи не оформлены) .

    Терещенко Т.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права СПбГУ экономики и финансов, адвокат адвокатского бюро «Прайм Эдвайс Санкт-Петербург».

    Приведите сравнительную характеристику публичного и частного земельных сервитутов.

    Признание и установление сервитута

    Ограниченное пользование (сервитут) земельным участком

    Сервитут — право лиц на определенный срок или бессрочно пользоваться чужим земельным участком или иным объектом недвижимости в пределах, ограниченных соглашением либо нормативным правовым актом, которое устанавливается в интересах собственников земельных участков, обладателей права постоянного (бессрочного) пользования, обладателей права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственников иных объектов недвижимости либо в интересах государства, местного самоуправления или местного населения.

    Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. В нормативных правовых актах, указанных в настоящем пункте Методических рекомендаций, может быть установлена обязанность органа, установившего сервитут, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы.

    Публичный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода или проезда через земельный участок, использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры, размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним, проведения дренажных работ на земельном участке, забора воды и водопоя, прогона скота через земельный участок, сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков, в пределах земель лесного фонда, использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке, временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

    Частный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

    В зависимости от целей использования и содержания п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса РФ выделяет следующие виды сервитутов: право прохода и проезда через соседний земельный участок; право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов через чужой участок; право использования чужого участка для водоснабжения и мелиорации.

    Соглашение о сервитуте — договор, заключенный между лицом, требующим установления сервитута (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником соседнего земельного участка или иного объекта недвижимости, а в необходимых случаях — собственником другого земельного участка (соседнего участка). Соглашением о сервитуте может быть предусмотрена обязанность лица, в интересах которого сервитут установлен, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы.

    Соразмерная плата за сервитут — это плата за пользование чужим земельным участком или иным объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости (сервитуте), выплачиваемая собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, в интересах которого сервитут установлен (при установлении частного сервитута), либо выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которого сервитут установлен (при установлении публичного сервитута), величина которой равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

    При установлении сервитутов, особенно публичных, заинтересованные лица сталкиваются с множеством неразрешимых проблем, поэтому на сегодняшний день они не находят должного применения, и одной из причин, сдерживающих процесс оформления как частных, так и публичных сервитутов, являются различные правовые нормы, регулирующие данные отношения.

    Поскольку отношения по установлению сервитутов делятся на публичные и частные, то регулируются законодательными актами, относящимися к различным отраслям законодательства.

    Пункт 3 ст. 23 Земельного кодекса РФ закрепляет исчерпывающий перечень оснований установления публичного сервитута, а именно для: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора воды и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе.

    Публичный сервитут носит императивный характер и практически не зависит от воли собственника, Пленум ВАС РФ Постановлением от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», установив, что взаимосвязанные положения, содержащиеся в ст. 52 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ, рассмотрение заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов об установлении публичного сервитута, принятых органами местного самоуправления, относится к компетенции арбитражных судов; а споры между органом, установившим публичный сервитут, и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем, связанные с необоснованным отказом в изъятии, в том числе путем выкупа земельного участка, несогласием с выкупной ценой или размером убытков, причиненных установлением такого сервитута, подлежат рассмотрению в арбитражных судах независимо от того, каким органом они были установлены.

    Гражданский кодекс РФ рассматривает сервитут в качестве вещного права, в то время как Земельный кодекс трактует его как обременение права собственности, что не может не порождать проблем в правоприменении.

    Договор о частном сервитуте — это соглашение, в силу которого одна сторона (собственник) предоставляет в пользование другой стороне (сервитуарию) недвижимое имущество за плату или безвозмездно, а другая сторона (сервитуарий) обязуется пользоваться имуществом в соответствии с условиями и прекратить использование при отпадении оснований установления. Договор о частном сервитуте заключается в простой письменной форме, план земельного участка или здания (сооружения) с указанием границ сервитута, являющийся неотъемлемой частью договора.

    В настоящее время на основании п. 2 ст. 13 Федерального закона от 27 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) все сервитуты регистрируются в Едином государственном реестре прав как обременение (ограничение) права собственности и вступают в силу после регистрации в ЕГРП. При переходе прав на объект недвижимости, обремененный сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется.

    В случае недостижения соглашения об установлении сервитута или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута — ст. 23 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 274, 277 Гражданского кодекса РФ.

    На основании абз. 2 ч. 2 ст. 13 Закона о регистрации и п. 18 Методических рекомендаций «О порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки», утвержденных Приказом Минюста России от 26 июля 2004 г. N 132, государственная регистрация публичного сервитута проводится с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимого имущества в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

    По требованию собственника частный сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В качестве документа — основания прекращения сервитута представляется либо соглашение о прекращении сервитута, либо решение суда — ст. 276 Гражданского кодекса РФ, ст. 48 Земельного кодекса РФ и п. 20 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утвержденных Приказом Минюста России от 26 июля 2004 г. N 132.

    Одним из основных отличий частного сервитута от публичного является то, что презюмируется платность такого сервитута. Собственник обременяемого земельного участка вправе требовать возмещения затрат, причиненных указанным обременением.

    Это интересно:  Право на наследство квартиры умершей матери

    Частный и публичный сервитуты являются гражданскими правами, поэтому ведущие ученые-правоведы считают, что общие и специальные нормы регулятивного характера о них должны получить закрепление в Гражданском кодексе в новой главе «Право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут)».

    При рассмотрении и принятии законодательства по обременению (сервитутам) имущества для единого применения необходимо вносить изменения в ряд нормативных актов, таких как: Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, создание новых методических рекомендаций, все это требует согласования с Высшим Арбитражным и Верховным Судами Российской Федерации и другими ведомствами, в регламентах которых есть функции по исполнению земельного законодательства и обеспечения института по ограниченному пользованию (сервитут).

    Задача № 2

    Гражданин КНР Лю Симинь обратился в администрацию сельского муниципального образования с заявлением о предоставлении в частную собственность земельного участка для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности: Лю Симинь просил администрацию продать ему земельный участок с находящимися на нем хозяйственными постройками (теплицами) и двухэтажным зданием (бывшая мастерская по ремонту сельхозтехники). Участок находится за пределами границ населённых пунктов. В удовлетворении заявления было отказано по причине установленного законодательством запрета на передачу муниципальных земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам.

    Правомерно ли решение администрации? Согласно статьи 15 зк 1196 гк правомерно если земля не находиться на приграничных териториях в то же время согласно статье 3 иност граждани имеют право только на аренду ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. Следовотельно решение админ верно Нет если здания находятся на этой земле то землю можно передать в собственность

    21. Земельный сервитут.

    Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Законом установлены два вида сервитута – частный и публичный. Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным.

    Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

    Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком. Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

    Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. Обременение участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

    Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник участка вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату.

    По требованию собственника участка сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Когда участок в результате обременения сервитутом не может использоваться по целевому назначению, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

    Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

    Публичные сервитуты устанавливаются для прохода или проезда через земельный участок; в целях ремонта; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; забора воды и водопоя; прогона скота; сенокоса или пастьбы скота; в целях охоты, ловли рыбы, сбора дикорастущих растений; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе.

    Если публичный сервитут приводит к невозможности использования участка, его собственник (землепользователь, землевладелец) вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, участка с возмещением убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

    Если публичный сервитут приводит к существенным затруднениям в использовании участка, его собственник вправе требовать соразмерную плату.

    Сервитуты подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость

    В федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В государственной, муниципальной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю.

    Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа. Со дня введения в действие ЗК РФ земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

    Правом пожизненного наследуемого владения могут обладать только граждане. Право на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, приобретенный гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на таком праве после введения в действие ЗК РФ не допускается.

    В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

    из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органами государственной власти или органами местного самоуправления – государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на срок не более чем один год;

    из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, – гражданам и юридическим лицам на основании договора;

    из земель организаций, транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков – гражданам в виде служебного надела;

    из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, – религиозным организациям.

    Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка.

    Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

    Земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду по договору аренды.

    Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения: отказ землепользователя от принадлежащего им права на земельный участок либо в силу принудительного изъятия.

    Основания прекращения аренды земельного участка. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.

    Прекращение аренды по инициативе арендодателя не допускается: в период полевых сельскохозяйственных работ; в иных установленных федеральными законами случаях.

    Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком. Указанное право прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон: по истечении срока, на который участок был предоставлен; при отказе землепользователя от принадлежащего ему права либо в силу принудительного изъятия.

    Указанные права прекращаются принудительно:

    при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

    использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

    неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

    отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы;

    нарушение режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования;

    систематическое невыполнение мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

    систематическая неуплата земельного налога;

    неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях;

    изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

    реквизиции земельного участка;

    в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

    Основания прекращения сервитута. Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Публичный сервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен.

    Основаниями прекращения прав на землю также являются:

    изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с обстоятельствами в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами;

    конфискация земельного участка – безвозмездное изъятие по решению суда в виде санкции за совершение преступления;

    реквизиция земельного участка – временное изъятие в целях защиты интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз.

    Статья написана по материалам сайтов: metrtop.ru, zakonometr.ru, ppt.ru, lektsii.org, studfiles.net.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector