+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Распоряжение землей из категории сельскохозяйственного назначения

К землям сельскохозяйственного назначения относятся находящиеся за пределами населенных пунктов территории, пригодные для ведения фермерской и садово-огородной деятельности. С целью обеспечения граждан необходимыми площадями для создания и расширения подсобных хозяйств, разведения птиц и домашних животных, заготовки сена, выращивания растений создаются земельные фонды, в которые включаются приобретаемые государственными органами территории с целью их последующего перераспределения.

Процедура предоставления земли

Виды деятельности, разрешенные на сельхозтерриториях, устанавливаются утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ N 540 от 1 сентября 2014 г. “Классификатором…” Процедура их получения для целевого использования регламентируется следующими нормативными актами:

  • Земельным кодексом РФ, принятым ФЗ N 136 от 25 октября 1091 г.;
  • главой III ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г. о порядке получения территорий для садоводства, огородничества и дачного хозяйствования;
  • ФЗ N 101 от 24 июля 2001 г., регулирующим оборот земель такого типа.

Участки сельскохозяйственного назначения передаются в личное распоряжение гражданам или юридическим лицам в закрепленном действующим законодательством порядке. Получить их можно путем участия в аукционе или на безвозмездной основе, предусмотренной для отдельных категорий населения.

Допустимая площадь на одного владельца не может превышать 10% от принадлежащей муниципальным властям земли, предназначенной для перераспределения (ст.4 ФЗ N 101 от 24 июля 2001 г.). Размеры образованных участков, передаваемых в пользование садоводческим товариществам, определяются согласно ст.14 ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г.

Выкуп в собственность – дорогостоящая процедура, поэтому на практике чаще встречается аренда территории, соглашение о которой (как и о купле-продаже) заключается после проведения торгов. В обоих случаях порядок действий следующий:

  1. Подача заявления в органы местного самоуправления (напрямую или через МФЦ) о намерении получить участок, по целевому назначению соответствующий планируемой на нем деятельности. Выбрать землю можно по кадастровой карте на сайте Росреестра. В заявлении указывается цель использования и размер площади, ее местонахождение, требуемое право распоряжения – собственность или аренда. Если участок предстоит образовать, прикладывается проектная схема с указанием предполагаемых границ (за исключением случаев, указанных в пп.1 п.4 ст.39.11 ЗК РФ);
  2. Рассмотрение заявки занимает до двух месяцев, после чего выдаётся постановление об утверждении схемы либо обоснованный отказ. При положительном решении на основании постановления местных органов власти заявитель за свой счёт организует на участке кадастровые работы. Для этого следует обратиться в лицензированную организацию, инженеры которой аттестованы на проведение необходимых исследований. По результатам замеров кадастровых специалистов сведения об участке вносятся в Единый госреестр недвижимости;
  3. Размещение в СМИ объявления о предполагаемой передаче земли в собственность и проведении аукциона. Если в течение месяца с момента публикации информации не появится других претендентов, органы местной власти рассматривают единственную поданную заявку. В случае одного участника торгов, соответствующего требованиям на получение земельного участка, договор заключается с ним (п.6 ст.39.6 ЗК РФ);
  4. Подписание соглашения о пользовании землёй или ее покупке. Ставший владельцем участка гражданин получает выписку установленной формы, которая с января 2017 года заменяет кадастровый паспорт (Приказ Минэкономразвития РФ N 378 от 20 июня 2016 г.).

При передаче земель сельхозназначения гражданам и юридическим лицам, инициатором которой выступают муниципальные органы, кадастровые работы проводятся за государственный счет. Порядок процедуры определяется согласно п.3 ст.39.11 ЗК РФ.

Необходимые для участия в торгах документы указаны в п.1 ст.39.12 ЗК РФ:

  • заявка претендента;
  • копия удостоверения личности (для юридического лица – заверенные копии регистрационных бумаг);
  • соглашение о внесении задатка и реквизиты банковского счета для его возврата.

Затраты на получение земли складываются из стоимости проведения кадастровых работ (при необходимости), различающейся в зависимости от региона расположения земли, и платы за аренду участка либо его приобретение в собственность.

Порядок бесплатного получения земли

На безвозмездное предоставление вправе рассчитывать:

  • работники муниципальных образований (врачи, учителя), трудоустроенные по федеральным программам о переселении специалистов в сельскую местность;
  • многодетные семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми;
  • лица, получившие землю в рамках проекта развития Дальнего Востока;
  • члены организаций (садоводческих, религиозных), отвечающие указанным в законе требованиям;
  • прочие категории граждан, перечисленные в ст.39.5 ЗК РФ.
  • малообеспеченным и имеющим ребенка – инвалида семьям;
  • ветеранам ВОВ и военнослужащим, прослужившим больше 10 лет;
  • несовершеннолетним сиротам, инвалидам 1-3 групп.

Допускается бесплатное получение участка одним гражданином единственный раз в жизни. Площадь зависит от категории льготников и составляет 4-25 соток.

Критерии, предъявляемые к кандидатам на льготное получение земли, различаются в субъектах РФ. В общем случае перечень требований следующий:

  • проживание в регионе не менее 5 лет, оформленная постоянная регистрация;
  • отнесение граждан к нуждающейся категории и документально подтвержденное право на льготы;
  • наличие гражданства РФ.

Причины для отказа в предоставлении

Причины возможного отказа в предоставлении земельной территории:

  • недостоверность указанных заявителем сведений;
  • несоответствие предъявленных документов действующему законодательству;
  • несоблюдение правил оформления необходимых бумаг;
  • нехватка земли в регионе;
  • для льготных категорий – отсутствие доказательств права бесплатного получения участка, наличие другой земли в собственности.

Использование участков, образованных из земель сельскохозяйственного назначения, допускается только в соответствии с разрешенными целями и с соблюдением лесного, водного и градостроительного законодательства (ст.47 ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г.). Нарушение гражданами пожарных и санитарных норм в процессе садово-огородной деятельности влечет наказание согласно КоАП РФ.

Запрещается образовывать для предоставления гражданам участки из искусственно орошаемых или осушаемых земель по размеру меньших, чем установленные законодательными актами нормативы для территорий подобного рода. Порядок получения площадей для использования в сельскохозяйственных целях может определяться, помимо перечисленных выше законов, постановлениями местных органов самоуправления.

Категория земли сельскохозяйственного назначения: состав и особенности использования

Вся территория, из которой состоит наша страна, делится на категории. Такое разделение закреплено на законодательном уровне и регулируется Земельным Кодексом Российской Федерации.

Это делается для установления контроля над целевым использованием земель. Всего выделяют семь категорий. Самая распространенная категория земель — земли сельскохозяйственного назначения.

Закон дает четкое определение сельскохозяйственным землям, классифицирует их на виды и закрепляет варианты использования. Подробная информация об этом содержится в 14 Главе Земельного Кодекса.

Что это такое?

Категория земель сельхозназначения содержит участки, не входящие в состав городов и селений, предназначенные для осуществления на них различных сельскохозяйственных работ.

Сельхозземли находятся на втором месте по площади среди всех категорий, уступая лишь землям лесного фонда.

На территории Российской Федерации они занимают примерно 386 млн га. Для сравнения, площадь земель населенных пунктов составляет примерно 20 млн га.

Сельскохозяйственные земли находятся под особым контролем государства.

Они являются ценным ресурсом и источником получения продуктов питания.

Поэтому важно использовать землю по назначению, не допускать ее захламления и загрязнения, ухудшения состояния почвы, воздействия на нее вредных факторов.

Состав земель сельскохозяйственного назначения

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят следующие виды земельных участков:

Сельхозугодья

К ним относятся участки для посева и выращивания различных агропромышленных культур, а также для выпаса животных.

Сельхозугодья — это наиболее плодородные территории, которые обеспечивают страну урожаями, поэтому они имеют приоритетный статус и находятся под защитой государства. Под особым контролем находятся сельхозугодья:

  • с искусственным поливом,
  • находящиеся в пользовании НИИ любого уровня,
  • с высокой кадастровой стоимостью (на 10% выше средней).

В зависимости от выполняемых функций угодья делятся на:

К самым плодородным землям, наделенным минеральными ресурсами, относят пашни.

Пашня — это вид земли, который ежегодно подвергается обработке и выращиванию на нем различных сельскохозяйственных культур.

Сенокосы используются только для заготовки сена на зиму. Посев и сбор урожая на таких землях не осуществляется. Хотя бывают и искусственные сенокосы.

Пастбища также обычно не засеваются и не обрабатываются. Используются только для выпаса скота.

Можно выделить и различные типы сельхозугодий:

  • низкого качества,
  • среднего качества,
  • высокого качества.

На сельхозугодьях допустимо строить лишь те здания и сооружения, которые необходимы для осуществления аграрной деятельности. Строить жилые или производственные объекты на таких территориях запрещено.

Под внутрихозяйственные дороги и коммуникации

К ним относятся дороги, необходимые для доступа и обслуживания сельхозземель. Они должны соответствовать определенным стандартам, указанным в СНиП 2.05.11-83.

Внутрихозяйственные дороги в зависимости от своего назначения могут быть следующих видов:

  • соединяющие сельскохозяйственные объекты между собой (I категория дорог),
  • соединяющие сельхозобъекты с основными дорогами (II категория дорог),
  • полевые вспомогательные дороги для обслуживания отдельных угодий и их частей (III категория дорог).

Внутрихозяйственные дороги должны занимать минимально возможную площадь.

Они включают в себя:

  • непосредственно полосу для размещения дорожного полотна,
  • канавы для водоотведения,
  • предохранительную полосу по 1 метру с каждой стороны дороги.

Засаженные деревьями и кустарниками

Это земли, засаженные деревьями и кустарниками для защиты окружающей среды от влияния негативных факторов.

Защитные лесополосы создаются:

  • на садоводческих и дачных хозяйствах,
  • вокруг полей,
  • вдоль автомобильных и железных дорог.

Рубка и обновление растений происходит только по согласованию с органами местного управления.

C водными объектами

Территории с замкнутыми водными объектами входят в состав категории сельскохозяйственных земель только в том случае, если они находятся в границах этих земель. При этом, озера или пруды могут быть использованы как для разведения рыб, так и для полива близлежащих территорий. Такие объекты делятся на два вида:

  • водоемы искусственного происхождения,
  • водоемы естественного происхождения.

Занятые сельхозпостройками

Для эффективного осуществления сельхоздеятельности необходимы вспомогательные постройки.

Они не являются жилыми и предназначены для хранения и первичной обработки выращенных продуктов. Для этих целей выделяются наименее плодородные участки.

Помимо этого критерия есть и второй, весьма немаловажный — логистический. Расположение построек должно быть доступным для определенного пула окрестных обрабатываемых земель.

Использование сельхозземель

Согласно законодательству РФ, сельхозземли можно использовать для следующих целей:

  1. осуществления предприятиями с/х деятельности,
  2. создание личных либо фермерских хозяйств,
  3. выращивания овощных, плодовых культур,
  4. создание дачных товариществ,
  5. выращивание и разведение животных и рыб,
  6. научно-исследовательская деятельность.

Важно! С 2015 года в нашей стране применяется классификатор видов разрешенного использования земель (ВРИ). В документе четко и подробно указывается виды разрешенного целевого использования каждой категории, в том числе и сельхозземель.

До вступления его в законную силу этими вопросами занимались органы местного управления каждого отдельного субъекта. Подробно о классификаторе ВРИ можно узнать здесь.

Особенности сельхозугодий

  1. Самые плодородные земли находятся под охраной государства, так как являются ее национальным достоянием и важнейшим ресурсом.
  2. Использоваться такие земли могут только по своему прямому назначению, то есть для осуществления с/х деятельности. Не целевое использование наказывается по закону.
  3. Сельхозугодья с высокой кадастровой стоимостью не подлежат переводу в другие категории земель
  4. Возведение любых видов построек на территориях, охраняемых государством, запрещено.
Это интересно:  Как оплатить услуги ЖКХ через интернет банковской картой или кредитной, можно ли это сделать по лицевому счету и с использованием других платежных систем

В исключительных случаях, по согласованию с региональными органами власти, сельхозугодья с худшей по качеству почвой и с низкой кадастровой стоимостью могут быть переведены в другую категорию земель.

Помимо прочего, законодательно установлены требования для лиц, использующих сельхозугодья:

  • участки должны быть освоены течение 2 лет,
  • при осуществлении своей деятельности поддерживать плодородие почвы,
  • при необходимости предоставлять властям сведения об использованных химикатах.

Фонд перераспределения

Фонд перераспределения земель — это единая база данных о сельскохозяйственных наделах, временно выпавших из оборота, то есть не используемых по назначению.

Его основная функция — это формирование фонда угодий и их дальнейшая передача в пользование физическим либо юридическим лицам на определенных условиях.

Это делается для того, чтобы стратегически важные сельхозугодья не простаивали без дела, ведь это экономически невыгодно.

Сельхозучасток попадает в фонд распределения при следующих условиях:

  • при добровольном отказе собственника от участка,
  • при отсутствии наследников после смерти собственника,
  • при принудительном изъятии земли государством.

Не знаете как выяснить категорию своего земельного участка?

Если Вам известен его кадастровый номер или расположение, читайте подробную инструкцию здесь.

А определиться с категорией участка для строительства Вам поможет эта статья.

Право собственности на сельхозземли

Получить в собственность земли с категорией сельскохозяйственного назначения могут следующие субъекты:

  • физические лица (для ведения подсобного хозяйства),
  • юридические лица (фермерские хозяйства, аграрные предприятия, дачные товарищества и т.д.).

При покупке сельхозугодий собственник получает право:

  • передавать участок по наследству,
  • сдавать в аренду,
  • продавать,
  • дарить,
  • передавать в залог.

Согласно законодательству РФ, собственниками сельхозземель не могут быть иностранные граждане и компании, а также лица без гражданства. Правовые основы передачи права собственности на земли сельхозназначения закреплены в ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» № 101.

Если собственник продает принадлежащие ему сельхозземли, приоритетные права на покупку таких участков имеют представители муниципальных органов власти субъекта.

Предоставление

Предоставление с/х земель в пользование, по сути означает передачу таких земель в аренду, для использования по назначению. При этом наделы остаются в собственности государства.

Для получения участка необходимо:

  1. Подать заявление в соответствующий орган.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Дождаться решения.
  4. Заключить договор аренды.

Закон предусматривает ряд льгот и преимуществ при передаче с/х земель определенным категориям лиц (например, малочисленным народам для поддержания и сохранения их уклада жизни).

Законодательством закреплено, что государство имеет право в некоторых случаях принудительно изымать сельхозземли у собственника.

Это решение принимается в судебном порядке и может быть оспорено в соответствующий срок. Основные причины для изъятия сельхозугодий:

  • с/х участок не используется по назначению в течение трех и более лет,
  • участок используется нерационально, что ведет к снижению плодородности почвы и ухудшению качества с/х надела.

Полезное видео

Подробную информацию об использовании земель сельхозназначения можно получить в этом видео:

Заключение

Земли сельскохозяйственного назначения — это одна из стратегически важных и охраняемых государством категорий земель. Они должны использоваться исключительно по своему назначению. Государство имеет право распределять их между пользователями для повышения их рационального использования.

Сельхозугодья могут быть переданы физическим и юридическим лицам в собственность. Однако при ненадлежащем уходе за участками государство имеет право изымать их в судебном порядке.

Земли сельскохозяйственного назначения в границах населённых пунктов

Земли, расположенные вне границ населенных пунктов и предназначенные аграрных нужд, определяются Земельным кодексом РФ, как земли сельскохозяйственного назначения. К ним относятся не только аграрные угодья, но и земли дорог, коммуникаций, зданий и сооружений аграрного назначения, водных объектов и лесных насаждений.

Земли населенных пунктов — это территории, предназначенные и используемые для застройки, роста и развития городов и сел. Эти территории состоят из следующих зон: жилых, общественно-деловых, производственных, инфраструктурных (инженерных и транспортных), рекреационных, сельскохозяйственного использования и иных, регламентированных в ст. 85 ЗК РФ.

Градостроительный и Земельный кодекс определяют, что в совокупность зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • участки с многолетними насаждениями;
  • здания и сооружения сельхозназначения (которые используются для ведения сельского, дачного, личного подсобного хозяйства, садоводства).

Отличительной особенностью данных сельскохозяйственных участков является то, что в аграрных целях они используются до момента смены вида их пользования согласно генеральным планам населенных пунктов и правилами землепользования и застройки, одобренными органами местных администраций, исходя из потребностей поселения. Возможность изменения вида использования обусловлена нормативно закрепленным приоритетом застройки для развития и роста населенного пункта.

Так как зоны сельскохозяйственного использования располагаются в границах поселений, местная администрация (в рамках своей компетенции) имееет право руководить и распоряжаться данными участками земли, находящимися в собственности у муниципальных образований. Право распоряжения и управления распространяется и на землевладения, собственность на которые не дифференцирована.

Для земель сельхозназначения, находящихся в пределах населенных пунктов, характерен смешанный режим правового регулирования, так как, несмотря на то, что они входят в структуру земель поселений, данные участки не лишены экономического свойства — использования для потребностей сельского хозяйства.

Земли сельхозназначения обладают специфическим правовым режимом, так как основное предназначение таких территорий — производство продуктов питания, кормов и сырья. Государство заинтересовано в повышении плодородия почв на таких участках и сохранении этих земель в сельскохозяйственном обороте. При сельскохозяйственном производстве характерно не только использование угодий, но и прилегающих к ним дорог, коммуникаций и иных объектов.

Смена категории или вида разрешенного использования

Одним из основополагающих атрибутов земельного участка является вид разрешенного использования (ВРИ), который определяет способы использования участка и объекты, которые могут быть на нем возведены. Данные участки могут использоваться для сельхозпроизводства, ведения крестьянско-фермерского, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства, животноводства, сенокошения и т.д. Сообразно своему назначению и ВРИ на таком участке разрешается строительство на основании градостроительных регламентов и иных нормативов.

Для использования земель в иных, отличных от аграрных, целей необходимо переведение из одной категории в другую. Применительно к землям сельскохозяйственного назначения — в категорию земель населённых пунктов. Данная процедура регламентируется специальным законом №172 от 21 декабря 2004 г.

Нормативный акт определяет, что эта процедура производится в особых случаях. П. 3 ч. 1 ст. 7 Закона гласит, что перевод участков земли из структуры земель сельхозназначения возможен по причине установления или изменения границ населенного пункта посредством утверждения (изменения) генеральных планов или схем территориального планирования.

Если кадастровая стоимость участков сельскохозяйственных земель более чем на 50% превосходит среднюю кадастровую цену по данной территории, а также, если землевладения принадлежат к особо ценным угодьям, то перевод в другую категорию не разрешается (кроме случаев изменения границ населенных пунктов [п. 3], строительства дорог [п. 6], обеспечения обороны [п. 7] и добычи полезных ископаемых [п. 8]).

Изменение ВРИ земельного участка во многих случаях носит более практичный и удобный характер. В отличии от перевода в другую категорию эта процедура менее сложна, так как решение об изменении принимается главой местной администрации. На практике вследствие отсутствия генеральных планов, ПЗЗ (правил землепользования и застройки) или противодействия чиновников могут возникнуть препятствия, которые, выражаются в запрете выдачи разрешений на строительство, непредоставлении участков земли для застройки из земель государственной и муниципальной собственности или запрете на изменение ВРИ.

Изменение категории земельного участка

Добрый день. У меня следующий вопрос.

Предлагают купить участок 2,9 Га.

Категория «Земли сельскохозяйственного назначения»

Разрешенное использование: По классификатору (описание): Для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий.

Могу ли я после приобретения строить на нем дом и жить не переводя в другую категорию или нет и смогу ли я продать часть участка?

Какие проблемы могут возникнуть при изменении категории земельного участка?

Ответы юристов (3)

сможете. Сельскохозяйственное назначение земли не препятствует возведению индивидуального жилого дома и вспомогательных строений. Металлургический завод или торговый центр строить нельзя, а индивидуальный дом-усадьбу — пожалуйста. Однако при этом следует получить надлежащие разрешения на строительство в установленном законом порядке, в противном случа дом будет самовольной постройкой и нельзя будет его зарегистрировать в ЕГРП.

Продажа части участка не ограничена ничем.

Менять вид землепользования Вам не нужно, если только вы не собираетесь использовать участок в каких-то иных целях.

Уточнение клиента

Спасибо. А если все таки возникнет необходимость изменения разрешенного вида использования, например на «дачное строительство» (для присвоения адреса к примеру), какие проблемы могут возникнуть? Заранее благодарен.

04 Июня 2014, 12:37

Есть вопрос к юристу?

в принципе — никаких. Есть процедура перевода земель из одной категории в другую. Это, конечно, несколько «геморройный» процесс, но вполне решаемый. При этом Вам могут помочь на платной основе специалисты по земельному праву Вашего города; этим Вы уменьшите затраты своего времени и сил, хотя и потратите деньги. Впрочем, последние должны окупиться.

В соответствии с п. 3 ст.11.2, ст.83 ЗК РФ

Целевым назначением и разрешенным использованием
образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное
использование земельных участков, из которых при разделе, объединении,
перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением
случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 78 ЗК РФ

. Землями сельскохозяйственного
назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и
предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих
целей.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться
для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных
насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с
сельскохозяйственным производством целей:

-гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские)
хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство,
огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными
кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями,
иными коммерческими организациями;

некоммерческими организациями, в том числе потребительскими
кооперативами, религиозными организациями;

опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и
учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных
организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и
общеобразовательных организаций;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных
образа жизни, хозяйствования и промыслов.

То есть, если Ваш зем. уч. относится к категории
сел.хоз назначения, то он может быть использован для всех вышеуказанных целей,
в том числе гражданами для ведения дачного хоз.

Однако, если согласно кадастровому паспорту
Ваш зем.уч. относится к зем. с Разрешенным
использованием: Для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и
сельскохозяйственных угодий. то Вы вправе его осваивать согласно разрешенного
вида использования.

Это интересно:  Покупка квартиры полученной по наследству менее 3 лет в собственности: стоит ли это делать, каковы риски и как осуществить сделку

Согласно ст.40 и ст. 42 ЗК РФ

Собственники
земельных участков вправе:

-возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные
здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного
участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований
градостроительных регламентов, строительных, экологических,
санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

-использовать земельные участки в соответствии с их целевым
назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным
использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в
том числе земле как природному объекту;

-своевременно приступать к использованию земельных участков
в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

-выполнять иные требования, предусмотренные настоящим
Кодексом, федеральными законами.

То есть, если РВИ —Для размещения объектов
сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий
, то Вы обязаны его использовать
соответственно, в том числе для строительства
здания с/Х.

В силу ст. 79 ЗК ФР

1. Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища,
залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и
другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в
использовании и подлежат особой охране.

4. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в
том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений
научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций
высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых
существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному
району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством
субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование
которых для других целей не допускается.

То есть, Сельскохозяйственные угодья — имеют приоритет в
использовании и подлежат особой охране.

Вопрос Допускается ли использование земель
сельскохозяйственного назначения для индивидуального жилищного строительства?

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый
квартал 2013 года» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014)
(Извлечение)

Возможно ли изменение вида разрешенного использования
земельного участка сельскохозяйственного назначения (например, «для
ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», «для ведения личного подсобного
хозяйства» и т.п.) на вид разрешенного использования «для ведения
дачного хозяйства» («для дачного строительства»)?

Согласно Конституции Российской Федерации земля и
другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как
основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;
они могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах
собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими
природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не
наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных
лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального
закона (чч. 2 и 3 ст. 36).

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N
101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его
действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель
сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного,
гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства,
садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки,
занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного
назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и
предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих
целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Статья 79 названного закона определяет особенности
использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что
сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые
многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе
земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и
подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья
могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены
в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1
и 4).

В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим
земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и
разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие
принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и
требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГсК
РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий
муниципальных образований в целях определения территориальных зон и
установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила
землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков,
равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и
используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов
капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного
использования земельных участков и объектов капитального строительства,
расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных
угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об
изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов
капитального строительства, расположенных на землях, для которых
градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого
использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1,
п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в
составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование
не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и
объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не
могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента
исключает возможность использования указанных земель для застройки и
последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка
принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных
участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст.
4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в
действие Градостроительного кодекса
Российской Федерации».

Иного федерального закона, регламентирующего использование
земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются
и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что
означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных
участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного
назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных
земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24
июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения».

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая
2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна
обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения
сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

Таким образом, до принятия специального законодательства о
зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый
правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения
таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в
том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного изменение вида разрешенного
использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель
сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или
земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного
назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных
случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N
172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в
другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты
населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного
назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в
границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта
предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ
«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской
Федерации».

Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель
сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского
(фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их
объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и
не предусматривает их использование для индивидуального жилищного
строительства.

Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГсК РФ зоны
сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных
угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и
предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства,
садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут
включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных
пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства,
расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется
действие градостроительного регламента.

С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ
земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения
гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного
подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства,
огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных
территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих
земельных участков в иную категорию — «земли населенных пунктов».

Включение указанных земельных участков в границы населенного
пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного
использования может осуществляться в порядке чч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального
закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской
Федерации».

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем
законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного
использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель
сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков
сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства,
огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и
личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

То есть, изменение вида разрешенного использования для
сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения
возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе
таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Порядок
перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными
законами.

Таким образом, сейчас Вам следует ознакомиться с порядком Отнесения земель к категориям,
перевод их из одной категории в другую и

изменении вида разрешенного использования земельных
участков, и подавать письм. заявление в
Администрацию.

Смогу оказать услугу по составлению заявления, а также — по перспективам решения всех
вопросов

C
уважением Ф. Тамара

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Субъекты, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения, и их правомочия

Основными субъектами земельных отношений являются не те лица, которые наделены титулом на право хозяйственной эксплуатации земли, а те, кто занимается этим непосредственно.

Фактическая реализация правового режима земель сельскохозяйственного назначения осуществляется именно в сфере правомочий субъектов правоотношений по непосредственному использованию угодий. Рассмотрим юридический статус этих субъектов и их правомочия по отдельности.

Субъекты правоотношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения в широком смысле.

Их выделение в таком аспекте обусловлено следующими мотивами:

данные субъекты правоотношений являются субъектами исключительно земельных правоотношений в силу наделения их титулом на право использования земель. Это собственники земель – их разновидности: землевладельцы, землепользователи, как постоянные, так и временные, арендаторы. Их правовой статус удостоверяется специальными документами – свидетельством на право собственности; пожизненного наследуемого владения; бессрочного или постоянного пользования, а также договорами на право временного пользования и аренды земельных участков. Данные лица подлежат обязательной государственной регистрации в силу обретения ими особых правомочий в отношении земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Это интересно:  Прописать человека в приватизированную квартиру - как, сколько человек, временно, права прописанного

Даже в том случае, если сельскохозяйственное предприятие передало гражданам свой земельный массив на праве общей долевой собственности и эти сособственники используют свои земли в составе предприятия, право сособственников на земельную долю удостоверяется документами, выдаваемыми органами Росреестра.

Получение титула на право использования земель сельскохозяйственного назначения возлагает на субъектов данных правоотношений особую ответственность. Например, если наемный работник при выполнении земледельческих работ несет ответственность только за результаты своего труда на земельном участке, то землевладелец отвечает перед государством за фактическое состояние этого участка и может лишиться его при определенных условиях либо получить наказание за использование земли не по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ);

данные субъекты правоотношений должны обладать определенной земельной правоспособностью. Например, право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Работать же на земле вправе и лица, не обладающие земельной правоспособностью. Так, если главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть лишь лицо, достигшее 18-летнего возраста, то работать на крестьянском поле могут и несовершеннолетние.

Право на получение титула землевладения и землепользования имеют лица, которым это разрешено законом, и лишь для тех целей, которые в нем определены. Например, не может обладать титулом землепользования подразделение предприятия, не обладающее правами юридического лица; если же оно получило такие права, то не вправе получить титул землепользования для использования земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственных целях (для строительства промышленного предприятия, захоронений отходов и т.п.).

Субъекты правоотношений по использованию земель в узком смысле – это любые лица, осуществляющие непосредственную хозяйственную эксплуатацию земельных участков на законных основаниях без обладания титула на право собственности, владения, землепользования, аренды. Их можно подразделить на две группы.

1. Лица, осуществляющие непосредственную хозяйственную эксплуатацию земельных участков. К их числу относятся:

– работающие у землевладельцев, землепользователей, собственников земли и арендаторов в качестве наемных работников по трудовому договору;

– работающие у арендаторов, землевладельцев, землепользователей, собственников земли по гражданско-правовым договорам подряда, капитального строительства и т.п.

2. Лица, осуществляющие деятельность по хозяйственной эксплуатации земельных угодий через руководство непосредственными производителями работ на землях сельскохозяйственного назначения. Так, агроном сельскохозяйственного предприятия, разрабатывая таблицу ротации севооборотов, организует эффективное использование угодий своего хозяйства, хотя сам не применяет своего труда непосредственно на земле, руководитель сельхозпредприятия обеспечивает работу всех его подразделений, не выполняя работ по эксплуатации сельхозугодий; научный сотрудник, изучающий всхожесть семян, способствует эффективному урожаю на полях, не ведя непосредственно полевых работ.

Функции второй группы работников имеют хотя и косвенное отношение к использованию сельскохозяйственных земель, но без них невозможна эффективная реализация правового режима этих земель.

Субъекты правоотношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения в узком смысле имеют следующие правомочия:

– обладают относительной самостоятельностью при выполнении своих договорных функций по хозяйственной эксплуатации угодий. Например, собственник сельскохозяйственного предприятия, принявший руководителя по контракту, не вправе вмешиваться в деятельность этого предприятия, нарушать условия контракта, за исключением случаев, предусмотренных уставом или действующим законодательством; администрация сельхозпредприятия нс вправе требовать от земледельца, работающего на полях, выполнения работ, не обусловленных трудовым договором; землевладелец не имеет права в одностороннем порядке изменять договор с подрядчиком, выполняющим мелиоративные и иные работы на полях (ст. 310 ГК РФ);

– частично включены в механизм отношений земельной собственности. Так, оплата наемного труда в крестьянском (фермерском) хозяйстве нс зависит от итогов работы данного хозяйства, если на то не имеется особого соглашения; наемные работники не имеют права на получение доли в доходе хозяйства;

– имеют право на участие в управлении делами предприятия-землевладельца, что равносильно оказанию влияния на режим использования угодий. Например, трудовой коллектив, заключая коллективный договор с собственником предприятия или с его администрацией, фактически принимает локальные правовые нормы о порядке хозяйственной эксплуатации земель.

Пределы участия трудового коллектива предприятия- землевладельца в управленческих отношениях по организации сельхозпроизводства дифференцированы в зависимости от вида собственности этого предприятия. Если данное предприятие является государственным (или муниципальным) либо имеет смешанную собственность, в которой вклад государства или органов местного самоуправления составляет более 50%, то права трудового коллектива значительно шире. Так, трудовому коллективу государственного предприятия дано право участия в определении условий контракта руководителя, разработке устава предприятия, реорганизации системы производственных отношений на предприятии (переход на арендные отношения, выделение подразделений для создания нового предприятия и т.п.).

Правомочия в отношении использования земель сельскохозяйственного назначения у субъектов правоотношений обоих видов имеют определенную общность.

Все правомочия выражаются в выполнении функций, а функции хозяйственной эксплуатации земель сельскохозяйственного назначения сводятся к трем общеизвестным правам: а) владения; б) пользования; в) распоряжения.

В зависимости от вида субъектов эти функции имеют различный объем.

Так, у собственника земельного участка они присутствуют в полном объеме; у землевладельца, землепользователя и арендатора – в ограниченном виде, а у субъектов правоотношений по использованию земель (работников предприятий, лиц, работающих по договорам) – лишь в определенной части.

Рассмотрим виды упомянутых функций и их реализацию.

Право владения землями сельскохозяйственного назначения. В отличие от права владения обычным имуществом, позволяющего изъять его у других лиц, убрать в охраняемое помещение, не давать к нему допуска посторонних и т.п., право владения землей подтверждается наличием документов, удостоверяющих это право, и выражается в отграничении земельного участка в натуре (на местности), межевые знаки которого охраняются законом (ст. 7.2 КоАП).

Данное отграничение имеет две стороны: внешнюю, определяющую границы земельного участка, находящегося в собственности, владении, пользовании или аренде, и внутреннюю, когда землеустроительные проекты составляются при участии лиц, являющихся титулованными владельцами земель; после утверждения эти проекты переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками. Согласно ЗК РФ установленная в порядке землеустройства организация территории является обязательной для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Пользование землями сельскохозяйственного назначения является центральным правомочием в обеспечении правового режима данного вида земель и выражается в порядке хозяйственной эксплуатации сельскохозяйственных угодий.

Хозяйственная эксплуатация земель сельскохозяйственного назначения имеет два основных вида:

1) эксплуатация земли в качестве территории под строительство сельскохозяйственных объектов, инфраструктуры сельскохозяйственного производства, размещения дорог, коммуникаций и т.п. В этом случае лица, использующие землю, обязаны обеспечить рациональную организацию территории;

2) эксплуатация земли в качестве средства производства сельскохозяйственной продукции, которая должна выполняться при соблюдении двух групп правил – экономического и экологического характера.

К числу правил экономического характера относятся требования, как эффективно использовать сельскохозяйственные угодья, вовлекать неиспользуемые земли в сельскохозяйственный оборот, повышать плодородие земель и др.

Правила экологического характера выражаются в обязанности не допускать ухудшения экологической обстановки на всей используемой территории, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, нс нарушать порядок пользования другими природными объектами. Хозяйственная эксплуатация земель сельскохозяйственного назначения, в отличие от хозяйственной эксплуатации других категорий земель, осуществляется путем системы определенных действий производственного характера – «природоохранной технологии». Экологическая «технология» учитывает смену времен года, циклы полевых работ, являющиеся элементами единой технологии использования сельскохозяйственных угодий.

Правовое регулирование данной технологии находится в сфере комплексного правового регулирования. Так, распашка земли и противоэрозионные мероприятия предусмотрены земельным законодательством, применение оросительных работ урегулировано водно-правовыми нормами, режим работ на полях в период посевных, уборочных работ и ухода за посевами регулируется нормами законодательства о труде, отношения по приобретению, аренде и другим формам использования агротехники, агрохимикатов и других средств производства на полях урегулированы гражданским законодательством и т.п.

Право распоряжения землями сельскохозяйственного назначения, т.е. изменение юридической судьбы конкретных земельных угодий. Например, создавая на сельскохозяйственных угодьях стандартную оросительно-осушительную сеть, собственник угодий переводит их в особую разновидность земель по кадастровому учету – при продаже их возникают не только земельные, но и имущественные правоотношения; с созданием такой оросительной сети собственник становится водопользователем этих угодий, а значит, и режим использования этих угодий осуществляется с учетом режима водопользования.

Право распоряжения землями сельскохозяйственного назначения, которым располагают субъекты правоотношений по использованию угодий, обладает следующими особенностями:

– объем полномочий по распоряжению землями зависит от правового статуса лиц, использующих угодья. Если собственник участка имеет право продажи земли, передачи земельного участка по наследству, землевладельцы и арендаторы обладают только правом на передачу землевладения и аренды по наследству, то у землепользователей нет полномочий по передаче своего права землепользования другим лицам;

– полномочия по распоряжению сельскохозяйственными землями ограничены законом в интересах государства (Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Так, при строительстве на таких землях субъекты обязаны руководствоваться действующими строительными нормами и правилами, согласовывать строительство с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами.

Перечисленные правомочия субъектов конкретизируются в каждом случае следующими дополнительными обстоятельствами:

– учитываются требования ВК РФ, устанавливающие особые права и обязанности субъектов по использованию сельскохозяйственных угодий в пределах водоохранных зон рек и водоемов с соблюдением установленного режима: недопустимость авиахимобработок территории при борьбе с вредителями и болезнями растений, запрет распашки береговых полос, выпас сельскохозяйственных животных и т.п.;

– соблюдается устав сельскохозяйственной организации, поскольку деятельность, не предусмотренная в уставе, считается недопустимой. Как известно, деятельность незарегистрированного сельскохозяйственного предприятия является основанием для взыскания через суд доходов, которые получены от результатов этой деятельности. Кроме того, неуставная хозяйственная деятельность облагается штрафными санкциями;

– принимается во внимание состояние используемых земельных угодий, в зависимости от которых землевладелец обязан применять оросительные или осушительные работы; бороться с зарастанием угодий мелколесьем или разводить полезащитные лесополосы; производить известкование гипсование почв и другие мероприятия;

– изучается соответствие данной местности требованиям экологической обстановки, что диктует те или иные изменения режима использования угодий. Так, с признанием данной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации на землях сельскохозяйственного назначения должны проводиться оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

Статья написана по материалам сайтов: zakonometr.ru, stroim-domik.org, www.landatlas.ru, pravoved.ru, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector