Заключение гос.контракта по цене отличной от цены аукциона — вопрос юристу. Новочеркасск

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Аукцион на право заключить контракт проводится путем повышения цены, а по его итогам определяется плата за право заключения контракта, которая подлежит уплате победителем аукциона заказчику до заключения контракта. Ценой такого контракта является поступившее в ходе аукциона предложение о цене, равное половине процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, после подачи которого началось проведение аукциона на право заключить контракт.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

25 марта 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Судебные споры по государственным контрактам

Если Вы столкнулись с нарушением своих прав при участии в процедуре закупок, — мы готовы оказать помощь по защите интересов в антимонопольной службе, арбитражном суде. Юридическая защита прав участников закупок, при должном опыте и квалификации юристов, вполне эффективна и оправданна. Специалисты Юридической Компании «Мастер Права» постоянно участвуют в рассмотрении споров по закупкам в органах антимонопольной службы и судах, поэтому хорошо знают специфику подобных дел. Защита интересов в Арбитражном суде при рассмотрении дел, связанных с исполнением государственных и муниципальных контрактов (споры в сфере закупок), — одна из специализаций нашей Компании. Поскольку ЮК «Мастер Права» обладает широкой специализацией в регионе по юридическому сопровождению Государственных заказчиков, наши специалисты знают все тонкости споров по государственным контрактам.

Наиболее часто возникают споры при исполнении государственных и муниципальных контрактов строительного подряда. Это связано со сложившейся жесткой системой проверок выполненных работ и расходования средств контролирующими органами, для которых предъявление массовых исков становится обязательным. Однако их претензии далеко не всегда являются обоснованными. По результатам рассмотрения таких дел с участием наших специалистов, размер взысканных сумм с наших клиентов существенно уменьшается. Имеются также примеры положительной практики по обжалованию включения в реестр недобросовестных поставщиков.

В последнее время часто возникают вопросы по обжалованию проекта контракта в антимонопольном органе. Условия контракта, нарушающие закон и права участников закупки, могут быть обжалованы до окончания срока подачи заявок на участие. Таким образом, проект Государственного контракта может быть признан противоречащим закону.

Одна из последних категорий споров – необоснованный отказ Заказчика от подписания контракта с победителем аукциона, когда Заказчик по неким причинам заинтересован в заключении контракта с другим участником. В таких случаях действия заказчиков по отказу от заключения контракта могут быть признаны неправомерными. Наряду с этим материалы жалобы исполнителей могут быть переданы для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностных лиц Заказчика.

Самый больной вопрос в данном случае – что делать, если по решению антимонопольной службы Заказчик признан нарушившим нормы о размещении заказа, но предписание не выдано, так как Заказчиком уже «срочно» заключен контракт со вторым участником. В этом случае можно обратиться в суд с требованием о понуждении заключить государственный или муниципальный контракт. Вопросы защиты прав участников заказа на пути к заключению контракта – остаются самыми сложными. Многое зависит от самих участников, — насколько быстро и правильно смогут собрать, оформить и подать необходимые документы, насколько смогут юридически правильно обосновать свою позицию, каких юристов-профессионалов смогут привлечь для защиты своих интересов. Обращайтесь к специалистам по государственным контрактам Юридической компании «Мастер Права» и вы будете максимально защищены от множества рисков при заключении и исполнении Государственных контрактов.

Можно ли отказаться от заключения госконтракта по результатам электронного аукциона?

По результатам электронного аукциона 2-мя участниками не было сделано ни одного хода. Участники из-за обвала рубля и роста цен не стали участвовать в аукционе.. Аукцион признан несостоявшимся. Согласие участника №1 на заключение контракта как у единого источника не получено. Нет разрешения контролирующего органа на закупку как у единого источника. С 2015 года согласие контролирующего органа не требуется. Заказчик 01.02.2015 года выставляет на площадке проект контракта для подписания участником №1. Итоговый протокол вышел 17.12.2014 года, т.е заказчик грубо нарушил все сроки предъявления контракта на подпись. Может ли участник №1 на законном основании отказаться от подписания контракта.

Ответы юристов (22)

Федеральный закон
от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ о ФКС

Статья 70. Заключение контракта по результатам электронного аукциона

13. Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

14. В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.

К сожалению закон не содержит оснований отказа от подписания контракта

Статья 104. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Есть вопрос к юристу?

Нет, в одностороннем порядке Вы не сможете отказаться от заключения госконтракта по результатам электронного аукциона.

К сожалению закон не содержит такого основания к отказу от заключения договора как несвоевременное предоставление проекта договора.

При этом в случае отказа от заключения с вашей стороны, Ваша организация будет включена в реестр недобросовестных поставщиков.

Уклонятся от подписания нет смысла попадете в реестр недобросовестных поставщиков согласно -Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062 “О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

-В случае если единственный участник закупки, который подал заявку, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 5 статьи 104 Федерального закона.

Наиболее приемлемый вариант -расторгнуть по обоюдному согласию через переговоры — обсудите вопрос, возможно согласятся с вашими доводами. Если нет придется работу выполнять даже в холодный период времени — Если пойти в суд шансы на расторжение без мотивов и серьезных- минимальны -Суд скажет вы же видели документы по аукциону и т.д — и сами решили согласится с условиями.

Может ли участник №1 на законном основании отказаться от подписания контракта.

Нет, не может в противном случае в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062 “О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) он будет включен в реестр недобросовестных поставщиков. Попробуйте договориться, а то даже через суд Вы вряд ли решите эту проблему.

Это интересно:  Блиц перевод Сбербанк: что нужно и что это такое

Владимир, добрый день.

Если протокол был размещен 17.12.2014 г., то проект контракта должен был быть выставлен не позднее 22.12.2014 г.

2. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69
настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой
информационной системе без своей подписи проект контракта, который
составляется путем включения цены контракта, предложенной участником
электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о
товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной
в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта,
прилагаемый к документации о таком аукционе.

Скажите, а у Вас есть какие либо замечания к содержанию контракта? Так как заказчик не выложил во время контракт, тем самым лишил Вас возможности на направление им протокола разногласий, так как

5. В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем
электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4
настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол
разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной
системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой
информационной системе проект контракта с указанием в отдельном
документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в
протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом
размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с
указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или
частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя
такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона
разместил в единой информационной системе протокол разногласий в
соответствии с частью 4 настоящей статьине позднее чем в течение
тринадцати дней
с даты размещения в единой информационной системе
протокола,
указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.

13. Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от
заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей
статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом,
имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или
направил протокол разногласий,
предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола

То есть заказчик своими действиями уже поставил Вас в такие условия, что Вас можно признать уклонившимися от подписания. Хотя согласно п. 16 Закона

16. В случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов
либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих
подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей
статьей сроки
, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии
данных судебных актов или данных обстоятельств в течение одного дня. При
этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается
на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных
обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены,
изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия
данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую
сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или
исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных
обстоятельств.

если они не могли уложиться в сроки и подписать контракт, как это положено, не позднее пяти дней, после протокола, они должны были уведомить вас в течении одного дня, а договор должен быть подписан не позднее 30 дней.

Уточнение клиента

Добрый день, Анна! Заказчик хочет обязать меня подписать контракт(поставка продуктов питания) по неприемлемой для меня сегодня цене(обвал рубля). Сроки он все, как я понял, нарушил. Но контракт сегодня 01.01.2015 года выдал на Сбербанке-АСТ. Мне площадка установила срок подписания — до 06.02.2015 года. Никто меня об изменении сроков подписания после выхода итогового протокола не уведомлял. 30-дневный срок подписания однозначно Заказчиком нарушен. Есть ли смысл подавать жалобу в ФАС или в Суд? Моя задача сегодня под любым законным предлогом контракт не подписывать — из-за нарушения сроков Заказчиком. Как это сделать?

01 Февраля 2015, 15:28

Согласно ч. 20 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае, если в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта в соответствии с частью 7 настоящей статьи, такой аукцион признается несостоявшимся.

Общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона (ч. 5 ст. 69 Закона № 44-ФЗ).

Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе (ч. 8 ст. 69).

Согласно пункту 4 части 3 статьи 71 Закона № 44-ФЗ в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 20 ст. 68 Закона № 44-ФЗ в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта, контракт заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в порядке, установленном ст. 70 Закона № 44-ФЗ, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана:

а) ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе;

б) единственным участником такого аукциона, если только один участник такого аукциона и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе.

И, хотя ч. 2 ст. 70 Закона № 44-ФЗ устанавливает срок для заказчика, в течение которого он должен разместить проект контракта на электронной площадке для подписания его победителем аукциона (5 дней с даты размещения итогового протокола аукциона), закон не предусматривает права победителя аукциона отказаться от подписания контракта по причине пропуска заказчиком указанного срока.

То есть, контракт, выставленный 01.02.2015, должен быть подписан участником аукциона № 1 в течение 5 дней с даты его размещения (ч. 3 ст. 70).

Если контракт подписан не будет или не будет размещен протокол разногласий в порядке и сроки, установленные ст. 70, победитель аукциона будет признан уклонившимся от заключения контракта (ч. 13 ст. 70) и будет нести риски наступления для него неблагоприятных последствий, вплоть до взыскания с него в судебном порядке убытков, возникших у заказчика в результате такого уклонения от заключения контракта (ч. 14 ст. 70).

Кроме того, заказчик вправе направить в контролирующий орган сведения о победителе аукциона, уклонившемся от заключения контракта (ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 104 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Хотелось бы отметить, что в Вашем случае имело место нарушение законодательства со стороны заказчика, однако, это не отменяет обязанность победителя аукциона заключить контракт.

Итоговый протокол размещен на площадке 17.12.2014, соответственно, проект контракта должен был быть выложен не позднее 22.12.2014, чего не было сделано.

Вместе с тем, если со стороны заказчика имелись какие-либо препятствия к заключения контракта, он должен был известить от этом победителя аукциона в течение 1 дня и все сроки по размещению контракта и его подписанию могли быть приостановлены на срок не более 30 дней (ч. 16 ст. 70), чего также не было сделано.

Это интересно:  Исковая давность в уголовном праве

Пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признания несостоявшимися электронного аукциона в соответствии с частями 1 — 3.1 статьи 71 настоящего Федерального закона. Согласование заключения контракта при признании аукциона несостоявшимся в соответствии с ч. 3 ст. 71 не требуется.

Должен ли заказчик предложить подписать контракт третьему участнику электронных торгов?

В ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ничего не говорится о возможности или обязанности заключить контракт с другими участниками если первые два победителя аукциона отказались.

Согласно ст.70 ФЗ вы вправе заключить контракт только со вторым победителем, либо обратиться в суд с иском о возмещении убытков, если победитель аукциона уклонился от заключения контракта. Заключение контракта с третим участником (победителем) Закон не предусматривает (если в аукционе 15 человек участвует, так можно и до 15-го добраться).

2.3.6.4. Признание победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта

Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта. Кроме того, участник аукциона признается уклонившимся от заключения контракта, если направит заказчику протокол разногласий по истечении 13 календарных дней с даты размещения в ЕИС (на официальном сайте) протокола подведения итогов аукциона (ч. 13 ст. 70, ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Заказчик в случае признания победителя аукциона уклонившимся от заключения вправе:

1) заключить контракт с участником аукциона, предложение которого о цене контракта является вторым после победителя (ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ). Для этого заказчику необходимо:

  • получить согласие такого участника на заключение контракта (ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ);
  • составить проект контракта, включив в него предложенные в заявке условия исполнения контракта (ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ);
  • направить проект контракта участнику (ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ);
  • проверить предоставленное вторым участником обеспечение исполнения контракта (ч. 5 ст. 45 Закона N 44-ФЗ);
  • подписать проект контракта, если обеспечение исполнения контракта соответствует установленным требованиям. В случае непредоставления вторым участником проекта контракта и обеспечения его исполнения (как и при признании обеспечения исполнения контракта ненадлежащим) заказчик признает этого участника уклонившимся от заключения контракта (ч. 15 ст. 70 Закона N 44-ФЗ);
  • направить в контролирующий орган сведения о победителе аукциона, уклонившемся от заключения контракта (ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ);

2) обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта (в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в аукционе) (ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).

К убыткам, причиненным уклонением победителя от заключения контракта, могут быть отнесены, в частности:

  • разница между ценой контракта, предложенной уклонившимся участником, и ценой, по которой заключен контракт со вторым участником либо по результатам проведения повторного определения поставщика;
  • затраты на проведение повторного определения поставщика.

согласно Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Статья 70. Заключение контракта по результатам электронного аукциона

1. По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

14. В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.

15. Участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.

Т.е выводом этого всего служит что участнику № 3 не должны предлагать контракт. если отказался участник №2 аукцион признается не состоявшимся. и все будет начинаться по новой!

Здравствуйте! Закон не предусматривает такой обязанности заказчика

Уклонение от заключения Контракта: последствия для заказчиков и участников закупки

Заключение Контракта в результате проведения конкурентных процедур является важнейшим этапом данных процедур, за которым следует уже само исполнение Контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013№ 44-ФЗ (далее – «Закон № 44-ФЗ»), контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Однако возникают ситуации, когда заказчик либо участник закупки уклоняются от заключения Контракта.

Рассмотрим, какие последствия влекут данные действия.

Участнику не возвращаются денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки

На основании п. 1 ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ, в случае уклонения или отказа от заключения Контракта участником закупки,

«возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии».

Последствия уклонения от заключения Контрактов в результате проведения конкурентных процедур

Конкурс

Ст. 54 вышеназванного Закона регламентирован порядок заключения Контракта по результатам конкурса.

Согласно ч. 3 данной статьи, в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

В силу ч. 4 ст. 54 при уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

Как следует из п. 7 ст. 54, в течение десяти дней с даты получения от победителя конкурса или участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан подписать контракт и передать один экземпляр контракта лицу, с которым заключен контракт, или его представителю, либо направить один экземпляр контракта по почте лицу, с которым заключен контракт. В случае, если заказчик не совершил предусмотренные настоящей частью действия, он признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении заказчика от заключения контракта с победителем конкурса или участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, этот победитель или этот участник вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта.

Это интересно:  Возвращение госпошлины без проблем и длительных задержек

Электронный аукцион

Статьей 70 установлен порядок заключения Контракта по результатам проведения электронного аукциона.

В соответствии с п. 13 вышеуказанной статьи, Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

На основании п. 14 в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона.

Запрос котировок

Ст. 78 регулирует порядок заключения Контракта при проведении запроса котировок.

На основании ч. 11 указанной статьи, в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

Согласно п. 12 в случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, или при отсутствии этого участника с участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок условия, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок. При этом заключение контракта для этих участников является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок.

Запрос предложений

Порядок заключения Контракта по результатам проведения запроса предложений установлен ст. 83 Закона №44-ФЗ.

В силу п. 17 этой статьи, Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений, не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, предусмотренного частью 16 настоящей статьи, и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником запроса предложений обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если победителем запроса предложений не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении победителя запроса предложений от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер. В случае согласия участника запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер, заключить контракт проект контракта составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий исполнения контракта, предложенных этим участником.

Административная ответственность за уклонение от подписания Контракта

За уклонение от подписания контракта является административным правонарушением. Как следует из ч. 3 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации Об административных правонарушениях, данные действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей. Под действия указанной статьи подпадают как должностные лица заказчика, так и должностные лица участника.

Однако помимо административной ответственности должностных лиц участника, за уклонение от подписания Контракта такой участник в соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона О контрактной системе включается в Реестр недобросовестных поставщиков (далее – «РНП»).

Данная мера является очень действенной, так как ч. 1.1. ст. 31 Закона № 44-ФЗ установлена право заказчика установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.

Поэтому при включении такого участника в РНП, он теряет возможность участвовать в закупках.

Судебно-арбитражная практика

В заключении рассмотрим примеры из cудебно-арбитражной практики.

Предоставление участником обеспечения исполнения Контракта по частям не может рассматриваться как уклонение от заключения Контракта

Победитель электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по изготовлению студенческих билетов и зачетных книжек перевел сумму обеспечительного платежа двумя частями. Вторая часть суммы поступила на расчетный счет государственного заказчика в последний день регламентируемого срока подписания государственного контракта на электронной площадке.

Государственным заказчиком на электронной площадке был опубликован протокол о признании победителя уклонившимся от подписания контракта и отказе в заключении контракта. Жалоба победителя аукциона в антимонопольный орган была признана необоснованной.

Победитель аукциона обжаловал решение антимонопольного органа в судебном порядке, и требования заявителя были удовлетворены. Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения, апелляционную жалобу антимонопольного органа — без удовлетворения, так как действующим законодательством не предусмотрена обязанность направления суммы обеспечения контракта одним платежом.

Обязанность заказчика заключать контракт даже в случае, если контракт не обеспечен финансированием

Заказчиком был проведен электронный аукцион на заключение гражданско-правового договора на выполнение работ по ремонту электрической проводки. В связи с тем, что ООО была подана единственная заявка, аукцион был признан не состоявшимся, и у Заказчика возникла обязанность заключить договор с ООО как с единственным участником аукциона.

Однако в дальнейшем Заказчик отказался от заключения договора, мотивируя отказ отсутствием бюджетного финансирования. ООО действия Заказчика обжалованы в судебном порядке, и судом заявленные требования были удовлетворены, так как недостаточность бюджетного финансирования не входит в исчерпывающий перечень оснований для отказа от заключения контракта, закрепленный в ч. 9 ст. 31 ФЗ № 44.

Статья написана по материалам сайтов: www.garant.ru, yuristmasterklass.ru, pravoved.ru, www.yurist-online.net, regforum.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий