Закон об ограничении курения в общественных местах

ФЗ-15 «О запрете курения» (с изменениями 2015 г.) был принят согласно Рамочной конвенции ВОЗ. Нормативный акт регламентирует отношения в области охраны здоровья людей от негативного воздействия дыма и последствий потребления изделий, содержащих никотин. Рассмотрим далее подробно ФЗ-15 «О запрете курения» с комментариями.

Содержание

Ключевые направления

Для предотвращения возникновения патологий, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы, федеральный закон 15-ФЗ «О запрете курения» предусматривает определенный комплекс предупреждающих мер. В их число входят:

  1. Разработка налоговой и ценовой политики, направленной на сокращение спроса на соответствующую продукцию.
  2. Определение территорий, объектов и помещений, в которых потребление изделий, содержащих смолы и никотин, не допускается.
  3. Регулирование состава продукции и его раскрытия, установление требований к маркировке и упаковке.
  4. Информирование граждан о негативном влиянии продукции, содержащей никотин и смолы, а также вредном воздействии дыма.
  5. Установление запретов на стимулирование продаж и рекламу табачных изделий.
  6. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение потребления продукции, содержащей никотин и смолы, лечение зависимости и последствий.
  7. Пресечение незаконной продажи табачных изделий.
  8. Ограничение торговли продукцией, содержащей смолы и никотин.
  9. Установление запретов на продажу изделий несовершеннолетним, потребление ими табака и вовлечение их в процесс курения.

Категории объектов

Федеральный закон 15-ФЗ «О запрете курения» устанавливает перечень территорий и участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается. В список входят:

  1. Территории и помещения, используемые для предоставления образовательных услуг, учреждения культуры и молодежи, спорта и физкультуры.
  2. Вагоны поездов и суда дальнего следования/плавания в процессе перевозки пассажиров.
  3. Помещения и территории, предназначенные для предоставления реабилитационных, медицинских и санаторно-курортных услуг.
  4. Воздушные суда, общественный транспорт любого вида пригородного и городского сообщения, в том числе суда.
  5. Помещения, предназначенные для оказания гостиничных, жилищных услуг, используемых для временного проживания/размещения.
  6. Территории, на которых предоставляются услуги торговли, общепита, осуществляется бытовое обслуживание, работают рынки.
  7. Помещения соцслужб.
  8. Рабочие зоны, организованные в сооружениях/зданиях.
  9. Лифты и территории общего использования в многоквартирных домах.
  10. Детские площадки и территории, занятые пляжами.
  11. Пассажирские платформы, предназначенные для посадки/высадки граждан при перевозке по пригородным маршрутам.
  12. Автозаправочные станции.

На участках, расположенных на открытом воздухе, также действует ФЗ-15 «О запрете курения». 15 метров – расстояние, на котором должен находится гражданин, потребляющий изделия, содержащие никотин и смолы, от входов в помещения:

  1. Железнодорожных, автовокзалов.
  2. Станций метрополитенов.
  3. Аэро-, морских и речных портов.

Исключения

Они установлены в ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 «О запрете курения». Положения статьи допускают потребление продукции, содержащей смолы и никотин, на специально отведенных участках. Их организацию проводят в соответствии с решением собственника имущества либо лица, уполномоченного им. Ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 «О запрете курения» предусматривает ряд требований, в соответствии с которыми должно проводиться оснащение специально отведенных участков. В норме, в частности, определено, что в обязательном порядке должно устанавливаться вентиляционное оборудование на судах, пребывающих в дальнем плавании, а также в изолированных помещениях в многоквартирных домах. Общие требования к оснащению специальных участков на открытом воздухе определяются исполнительным федеральным органом, реализующим функции по осуществлению госполитики и нормативному регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и ЖКХ, совместно со структурами здравоохранения. Они должны обеспечивать выполнение гигиенических нормативов по концентрации в воздухе соединений, выделяемых при потреблении продукции, содержащей смолы и никотин. Одно из обязательных требований для обозначения участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается по ФЗ-15 «О запрете курения», – вывеска. Требования к ее содержанию, а также порядок установки определяется исполнительным органом, уполномоченным правительством. Региональные органы госвласти вправе устанавливать на отдельных территориях или в помещениях дополнительные ограничения.

Меры по сокращению спроса

ФЗ-15 «О запрете курения» (с изменениями) не допускает стимулирование продажи и рекламу изделий, содержащих никотин и смолы. Для реализации этой задачи не разрешается:

  1. Распространение продукции бесплатно, в том числе в качестве подарков.
  2. Использование скидок на стоимость изделий любыми способами, создание талонов и купонов.
  3. Применение товарного знака, предназначенного для индивидуализации продукции, на иных видах товаров, не относящихся к рассматриваемой категории, в процессе производства. Не допускается также розничная и оптовая продажа предметов, не содержащей смолы и никотин, но на которой использовано средство обозначения табачных изделий.
  4. Использование и имитация продукции при выпуске и оптово-розничной продаже других товаров.
  5. Демонстрация изделий и процесса их потребления в аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей. К ним в том числе относят видео- и телефильмы, радио-, теле, кино-, видеохроникальные, театрально-зрелищные представления и программы. Не допускается сообщение в эфире, публичное исполнение, а также любое иное использование произведений, в которых демонстрируются табачные изделия и процесс их потребления.
  6. Организация и проведение конкурсов, лотерей, игр и прочих мероприятий, условием для участия в которых является приобретение рассматриваемой продукции.
  7. Использование товарных знаков, фирменных названий и прочих средств индивидуализации табачных предприятий при осуществлении благотворительной деятельности.
  8. Организация и проведение спортивных, культурных и иных массовых мероприятий, результатом (в том числе и вероятным), целью которых выступает косвенное либо прямое побуждение к потреблению или приобретению продукции.

Спонсорство

ФЗ No 15 «О запрете курения» устанавливает ряд требований для компаний, осуществляющих вещание аудиовизуальных произведений, в которых производится демонстрация продукции и процесса ее потребления. В случае если теле-, видеофильм, кино-, теле-, видеохроникальная программа содержит соответствующие кадры, организатор показа должен обеспечить до или во время него трансляцию сообщений о вреде употребления изделий. Закон «О запрете курения» 15-ФЗ допускает демонстрацию продукции и процесса ее употребления при информировании граждан о возникающем вследствие этого вреде для здоровья и негативном влиянии на состояние окружающей природы.

Предупреждение незаконной продажи

ФЗ-15 «О запрете курения» (2015 г.) предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение неправомерной торговли соответствующей продукцией. К ним относят:

  1. Обеспечение ведения учета выпуска изделий, перемещения их через границу ТС в рамках ЕАЭС либо через госграницу России, розничной и оптовой их продажи.
  2. Отслеживание оборудования, используемого в производстве, перемещения и распределения продукции.
  3. Пресечение случаев неправомерной реализации изделий, привлечение виновных к ответственности, конфискация незаконно перемещенных, контрафактных предметов через границу ТС или госграницу России, их уничтожение в соответствии с требованиями законодательства.

Указанные мероприятия осуществляются на основании сведений налогового и таможенного учета, схем маркировки акцизными либо специальными марками, собственных информационных баз производителей. Федеральный орган, выполняющий обобщение и анализ данных, а также порядок, в соответствии с которым осуществляется обмен информацией между надзорными инстанциями, определяются правительством. Для предупреждения незаконной реализации изделий каждая упаковка и пачка подлежит маркировке в соответствии с положениями нормативных актов о техническом регулировании.

Организация продажи

В соответствии с ФЗ-15 «О запрете курения», реализация изделий допускается в оборудованных подсобными, торговыми, административно-бытовыми, складскими структурами помещениях. При отсутствии на территории населенного пункта павильонов и магазинов продажа разрешается в других объектах либо развозным методом. ФЗ-15 «О запрете курения» не допускает реализацию продукции на выставках, ярмарках, дистанционным, разносным методами, с использованием автоматов либо прочими способами.

Выкладка товара

Фз-15 «О запрете курения» не допускает розничную торговлю с демонстрацией продукции на прилавке. Сведения о реализуемых изделиях доводятся до потребителей посредством размещения их перечня. Текст списка выполняется буквами одинаковой величины, черным цветом на белом фоне. Перечень составляется в алфавитном порядке. Напротив каждого наименования указывается стоимость. В перечне не должно присутствовать никаких рисунков и изображений. ФЗ-15 «О запрете курения» допускает демонстрацию продукции потребителю после ознакомления с указанным списком.

Дополнительно

ФЗ-15 «О запрете курения табака» не допускает розничную продажу сигарет, присутствующих в пачке в количестве меньше 20 шт., папирос и иных изделий поштучно, продукции, не имеющей потребительской тары, а также упакованной в одну тару с иными товарами, не содержащими никотин и смолы.

Ограничения для реализаторов

Как гласит ФЗ-15 «О запрете курения», в общественных местах не допускается не только потребление изделий, содержащих смолы и никотин, но и их продажа. В частности, речь идет об объектах массового скопления граждан. К ним относят помещения и территории, используемые для предоставления образовательных, культурно-досуговых услуг, учреждения для молодежи, спортивные, санаторно-курортные, реабилитационные, медицинские центры и комплексы, транспорт общего пользования пригородного и внутригородского сообщения, в том числе суда, сооружения, занятые органами местной и государственной власти. В зданиях железнодорожных и автовокзалов, в аэро-, речных и морских портах, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров, на объектах, предназначенных для оказания гостиничных или жилищных услуг, временного размещения или проживания, бытового обслуживания также не допускается реализация продукции в соответствии с ФЗ-15 «О запрете курения».

Комментарии

Рассматриваемый нормативный акт устанавливает достаточно жесткие правила, направленные на ограничение распространения изделий, содержащих никотин и смолы. В особенности большое внимание уделяется мерам, предупреждающим потребление продукции несовершеннолетними. Предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность для субъектов, нарушающих положения ФЗ-15 «О запрете курения». Штрафы и прочие взыскания вменяются в соответствии с КоАП и прочими кодексами. Нормативный акт также не допускает продажу изделий, содержащих смолы и никотин, ближе 100 м по прямой линии от ближайшей точки, расположенной на границе с территорией, в пределах которой предоставляются образовательные услуги. При расчете расстояния не учитываются естественные и искусственные преграды.

Это интересно:  Как быстро получить гражданство сша

Мониторинг

Оценка эффективности проведения мероприятий, ориентированных на предупреждение воздействия дыма и уменьшение объемов потребления изделий, содержащих смолы и никотин, включает в себя:

  1. Выполнение научных исследований. Они направлены на изучение причин потребления продукции, ограниченной в обороте, а также возникающих последствий, оценку действий, стимулирующих реализацию и употребление.
  2. Определение показателей состояния здоровья населения, динамики сокращения количества курящих граждан. Они используются в последующей разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции.
  3. Выполнение санитарно-эпидемиологических исследований существующих масштабов потребления.

ФЗ-15 «О запрете курения в общественных местах» определяет, что оценку эффективности и мониторинг мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного влияния дыма и уменьшение объемов употребления изделий, содержащих смолы и никотин, осуществляет исполнительный орган, реализующий функции по разработке и проведению госполитики и нормативного регулирования отношений в области здравоохранения, исполнительные надзорные структуры, работающие в сферах обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия граждан, защиты потребительских прав, статистического учета. Порядок их деятельности в рамках исполнения предписаний устанавливается правительством. В проведении мониторинга и оценке эффективности реализации предусмотренных нормативными актами мероприятий участвуют субъекты РФ в соответствии с региональным законодательством, а также на основании соглашений с исполнительным федеральным органом, осуществляющим выработку и реализацию указанных мер, а также обеспечивающим правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Использование результатов оценки и мониторинга

На основании показателей, полученных при анализе эффективности реализации предусмотренных мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного воздействия дыма и сокращение потребления изделий, содержащих смолы и никотин, исполнительный федеральный орган, выполняющий функции по разработке и выполнению госполитики и осуществлению нормативного регулирования в области здравоохранения, проводит:

  1. Информирование уполномоченных структур власти регионов, муниципальных образований и граждан о масштабах употребления продукции, ограниченной в обороте, а также реализуемых или запланированных мерах, ориентированных на его снижение.
  2. Разработку мероприятий, направленных на борьбу с распространением и незаконной продажей изделий. Они подлежат включению в целевые программы по охране и укреплению здоровья, а также в государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  3. Подготовку и представление доклада о реализации РФ положений Рамочной конвенции ВОЗ по противодействию потребления табака.

Ключевые принципы обеспечения защиты населения

Охрана здоровья граждан от негативного воздействия дыма и последствий употребления табака основывается на:

  1. Соблюдении прав населения в области санитарно-гигиенического благополучия.
  2. Предупреждении инвалидности, заболеваемости, преждевременной смертности, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы.
  3. Ответственности госорганов и структур муниципальной власти, юрлиц и индивидуальных предпринимателей за обеспечение прав населения в области охраны здоровья.
  4. Системном подходе к реализации мероприятий, ориентированных на предупреждение влияния дыма и уменьшение объемов потребления продукции, последовательности и непрерывности их выполнения.
  5. Приоритете охраны здоровья населения перед коммерческим интересом табачных предприятий.
  6. Обеспечении международного партнерства РФ в области защиты граждан от негативного влияния дыма и последствий употребления продукции.
  7. Взаимодействии госорганов, местных структур власти, юрлиц, индивидуальных предпринимателей и остальной части населения, не связанных с табачными предприятиями.
  8. Открытости и независимости оценки эффективности выполнения мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции и сокращение ее потребления.
  9. Информировании граждан о негативных последствиях использования изделий, содержащих смолы и никотин, как для них самих, так и для окружающей среды.
  10. Компенсация ущерба, нанесенного здоровью, жизни, имуществу граждан, материальным ценностям индивидуальных предпринимателей или юрлиц, возникшего от воздействия дыма и последствий употребления табака.

Полномочия госорганов

В рамках реализации положений ФЗ-15, федеральные структуры обеспечивают:

  1. Реализацию единой госполитики в области охраны здоровья населения от негативного влияния дыма и последствий употребления изделий, содержащих никотин и смолы.
  2. Защиту прав гражданина и человека в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
  3. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение употребления табачных изделий, лечение от зависимости и последствий потребления продукции, в учреждениях здравоохранения согласно действующим нормативным актам.
  4. Разработку и реализацию мер по охране здоровья граждан, включение их в целевые программы и государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  5. Координацию работы исполнительных органов госвласти, структур регионального управления в области защиты населения от негативного воздействия дыма и последствий употребления табачной продукции.
  6. Организацию и реализацию государственного контроля в сфере обеспечения охраны здоровья граждан.
  7. Международное сотрудничество РФ, в том числе заключение соглашений и договоров с соответствующими структурами зарубежных стран в области защиты населения от негативного влияния дыма и потребления табачной продукции.

В полномочия госорганов входит также еще и выполнение оценки эффективности и мониторинг реализации всех мероприятий, ориентированных на сокращение объемов производства и распространения изделий, содержащих смолы и никотин. Порядок выполнения обязанностей, пределы компетенции указанных структур определяются постановлениями правительства. Оно также осуществляет контроль деятельности уполномоченных структур в сфере обеспечения охраны здоровья населения от воздействия табака.

Федеральный закон о запрете курения

Никотиновая зависимость – одна из самых распространенных и сильных зависимостей в мире. Отрицательное влияние курения сигарет не столь очевидно со стороны, потому что курение в восприятии большинства остается не более, чем вредной привычкой. Однако по данным Всемирной организации здравоохранения, курение убивает жизней больше, чем все остальные вредные привычки (включая алкоголизм) вместе взятые.

Не меньшую опасность представляет собой такое явление, как пассивное курение. Этот факт явился одной из причин принятия так называемого «антитабачного» закона в России — закона, запрещающего в первую очередь курение в общественных местах.

Общие положения закона

Федеральный закон N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в обиходе именуется на различный лад: закон о табакокурении, закон о вреде курения, закон о защите от табачного дыма, о борьбе с курением, антитабачный закон и т.д.

Вам будет интересно: ФЗ о торговле по ссылке:

ФЗ 15 был принят в Российской Федерации в феврале 2013 года. Это крайне актуальный и резонансный закон, вызвавший в свое время множество споров и обсуждений в обществе.

В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака — договором, принятым в качестве ответной меры на глобализацию табачной эпидемии, — закон ФЗ 15 регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

ФЗ 173 в новой редакции смотрите тут:

Путем принятия настоящего закона, Правительство России решило основательно взяться за проблему курения в стране и решить таким образом сразу несколько задач:

  • Разграничить курящих от некурящих, защитив интересы последних;
  • Позаботиться о состоянии здоровья граждан, не приобщенных к курению.
  • Основные положения ФЗ 59 читайте тут:

Закон о запрете курения представлен 25 статьями. Главными аспектами, прописанными в акте, являются:

  • Основные понятия, используемые в законе;
  • Охрана здоровья населения от негативного воздействия табачного дыма;
  • Полномочия государственных органов в данной сфере (федеральных, региональных и местного самоуправления);
  • Взаимодействие государства с табачными компаниями;
  • Права и обязанности физических и юридических лиц, а также предпринимателей в сфере охраны здоровья людей от влияния окружающего табачного дыма;
  • Меры предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на граждан и организация мер по сокращению потребления сигарет и табака;
  • Запрет курения в отдельных помещениях и на отдельных территориях;
  • Меры по снижению спроса на табачную продукцию, осуществляемые через ценовую и налоговую политику;
  • Регулирование состава сигарет и обязательство по его раскрытию. Требования к упаковке и маркировке табачных изделий;
  • Информирование населения о вреде курения и об опасности его для окружающих;
  • Запрет рекламирования и спонсорства табака, а также запрет на действия, стимулирующие продажу сигарет (показ в средствах массовой информации, кино, видеоклипах и пр.);
  • Медицинская помощь, оказываемая в целях прекращения потребления табачной продукции. Лечение никотиновой зависимости, устранение последствий курения;
  • Меры по предотвращению незаконной реализации табачной продукции;
  • Ограничения торговли;
  • Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним гражданам, а также вовлечение детей в процесс курения;
  • Государственный надзор за соблюдением положений настоящего закона;
  • Мониторинг и оценка эффективности мероприятий, реализуемых в рамках охраны здоровья населения от курения и окружающего табачного дыма;
  • Ответственность за нарушение закона.

Закон о запрете курения — относительно «молодой» нормативный акт. Однако ввиду актуальности предмета регулирования, он подвергался множественным корректировкам и дополнениям. Последняя редакция антитабачного закона датируется декабрем 2016 года.

Последние поправки

В 2017 году, согласно отдельным положениям ФЗ N 471 «О внесении изменений…», вступили в силу поправки, коснувшиеся статьи о предотвращении незаконной торговли табачной продукцией. А точнее — вступили в силу 1 и 2 пункты части первой статьи 18 закона. Теперь во избежание незаконной реализации сигарет и табака, полномочными структурами должны обеспечиваться учет производства изделий, перемещения их через таможенную границу Российской Федерации и Таможенного союза, а также осуществления оптовой и розничной продажи. Кроме того, должно проводиться отслеживание оборота оборудования, задействованного в производстве данной продукции.

В июле 2018 года в силу вступит часть вторая и четвертая 18 статьи ФЗ 15. Часть первая гласит, что учет производства табачной продукции, ее перемещения через границу Таможенного союза и России, реализации оптовой и розничной продажи сигарет, отслеживание оборота производственного оборудования, а также движения и распределения продукции производится на основании данных налогового и таможенного учета, систем маркировки изделий марками и собственных систем учета производителей. Полномочный в данной сфере государственный орган, а также порядок обмена информацией между профильными контролирующими структурами определяются Правительством РФ.

Часть четвертая статьи 18 регулирует вопрос о проверке подлинности специальных и акцизных марок. Проводиться контроль должен организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю и уполномоченными органами. Проверка производится визуально либо с применением соответствующих приборов с использованием доступа к ресурсу информации, предоставляемой органом исполнительной власти.

Если сразу после выхода в свет, закон регламентировал небольшой перечень мест, где за курение полагается штраф, то к 2017 году этот список был расширен по-максимуму. На сегодняшний день согласно 12 статье ФЗ-15 о запрете курения, потреблять табачные изделия запрещено:

  • В общественных местах (местах массового скопления людей);
  • На территории (и, соответственно, в помещениях) учебных и культурных заведений, а также спортивных объектов (школы, университеты, колледжи, дома культуры, концертные залы, театры, дворцы спорта, стадионы и так далее);
  • Возле медицинских учреждений: на территории больниц, поликлиник, санаториев;
  • В общественном транспорте: как местном так и дальнего следования (метро, автобусы, самолеты, поезда, корабли). Законом запрещено курение вблизи остановок и станций метро, а также на территориях аэропортов и автовокзалов (необходимо соблюдать расстояние не менее 15 метров от остановки или от входа на территорию);
  • В любых общественных зданиях, особенно в государственных учреждениях;
  • В магазинах, торговых залах, а также в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг;
  • В многоквартирных домах, общежитиях, гостиницах. Вопреки сложившейся практике, нельзя курить на лестничных клетках и в лифтах — только в квартире и на собственном балконе;
  • На территории детских площадок и общественных пляжей;
  • На автозаправочных станциях, поскольку те считаются территорией высокой степени пожароопасности;
  • Находясь за рулем транспортного средства;
  • В помещениях общественных заведений: ресторанов, кафе, баров;
  • В различных ремонтных конторах, мастерских и ателье.
Это интересно:  Акт выполненных работ управляющей компании: образец, должна ли УК предоставлять документ приема-передачи многоквартирного дома, характеристика на жильца

Курение разрешается на специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях (в том числе помещениях общего пользования многоквартирных домов), оборудованных системами вентиляции. Чтобы ознакомиться с перечнем требований к выделению таких мест и их оснащению, необходимо обратиться к Приказу Министерства строительства и ЖКХ и Министерству здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2014.

Контроль за соблюдением положений закона в части запрета на курение в общественных местах, находящихся вне помещений, в первую очередь ложится на сотрудников полиции. Если же нарушение происходит в рамках заведения, штраф по закону могут наложить также Пожарная служба и Роспотребнадзор.

Кратко о некоторых штрафных санкциях, предусмотренных за нарушение настоящего закона Кодексом РФ об административных правонарушениях:

  • Курение в общественном месте — от 500 до 1500 рублей;
  • Вблизи детской площадки — от 2000 до 3000 рублей;
  • Вовлечение в процесс курения детей обойдется в 1000 — 2000 рублей для постороннего лица и 2000-3000 для родителей;
  • Продажа сигарет несовершеннолетним — от 3000 до 5000 рублей. Организациям при этом может грозить штраф до 150 тыс. рублей.

Скачать последнюю редакцию ФЗ 15

Знать основные положения антитабачного закона необходимо всем без исключения гражданам и организациям для ознакомления с собственными правами и обязанностями.

Все о законе о запрете курения в общественных местах

Для решения проблемы была разработана программа по оздоровлению нации и сокращению процента курящих граждан. В рамках этой компании в 2013 году принят специальный указ. Президент России Владимир Путин подписал его 23.02.2013 года. Согласно постановлению, больше нельзя курить в общественных местах. Указ заменил ФЗ № 87 «Об ограничении курения табака». Законопроект был разработан и принят в рамках реализации мер, предусмотренных конвенцией Всемирной организации здравоохранения. Большая часть статей закона вступила в силу в начале лета 2013 года (июнь месяц).

Где курение запрещено в соответствии ФЗ 15

Табак – растительный наркотик. Никотин вызывает тот же вид зависимости, что и алкоголь. Опасность заключается в том, что сигарета приносит вред не только курильщику, но и находящимся рядом людям. Пассивные потребители никотина страдают не меньше, чем активные пользователи. Воздействие вредных веществ на человеческий организм приводит к серьезным проблемам со здоровьем. Сбой дает сердечно-сосудистая, нервная системы. Нарушается работа ЖКТ, развивается гипертония со всеми вытекающими последствиями.

Защита населения от пагубного влияния дыма для России стала задачей государственного значения. Для того чтобы спасти граждан страны от пагубного влияния табачного дыма, был принят ФЗ (Федеративный закон), который предусматривает ограничения на курение в ряде мест.

Курить запрещено в:

  • школах;
  • университетах;
  • детских садах;
  • спортивных и тренажёрных залах;
  • домах отдыха;
  • медицинских учреждениях;
  • местах общественного питания;
  • магазинах и на рынках;
  • зданиях социальных служб;
  • залах и на территории аэропортов, авто и железнодорожных вокзалов;
  • автобусе;
  • поезде;
  • вагоне метро.

Особые указания есть относительно многоквартирных жилых домов. Единственное место, где закон позволяет курить, – собственная квартира. За использование сигарет в лифте или на общем балконе предусмотрен штраф. Если кто-то из жильцов почувствует табачный дым, то он может написать заявление в милицию или прокуратуру.

Нововведения затронули не только жилой дом, но и гостиницы. Там курение тоже запрещено. Конкретно, смолить разрешено только в номере, при закрытых окнах. Коммунальное общежитие тоже соблюдает эти предписания.

За исполнением правил, предписанных законом, следит охрана перечисленных заведений. Затянуться в этих местах можно на специально отведенных площадках, которые находятся не ближе 15 метров от входа в помещения. Что касается центров культуры, здравоохранения и детского досуга, то там курить непозволительно вовсе.

Требования к курилке

Указ вводит особые требования к зонам для курения. Новые правила прописаны во второй части ст. 12. Администрация большинства общественных заведений может разрешать курить только на специально отведенных территориях. Место, предназначенное для этих целей, должно быть обозначено соответствующей табличкой. Администрация обязана провести освещение, установить пепельницу общего пользования.

Требования к курилкам, находящимся в помещениях, следующие:

  • полная изоляция;
  • сильная система вентиляции, не пропускающая дым;
  • указатель;
  • урна для пепла;
  • средство для тушения огня.

Изменения в правилах реализации сигарет

1 июня 2013 года начала работать норма, запрещающая розничную продажу сигарет. Авторы предложения посчитали, что с ограничениями в реализации табачной продукции борьба с курением будет эффективней. В пачке было увеличено количество сигарет, из-за чего стоимость товара возросла. Расчет делался на то, что не каждый курильщик захочет тратиться больше привычного.

Принятая форма полностью запретила продажу сигарет несовершеннолетним гражданам, по этой причине торговля табачными изделиями допустима на территории не ближе 100 метров от ворот школ и детских садов. При возникновении сомнений относительно возраста покупателя, продавец может попросить показать удостоверение личности.

Реализация папирос разрешена только в тех кисках и ларьках, в которых есть положенный торговый зал и складские помещения. Сигареты не позволяется продавать через автоматы, а также на ярмарках и выставках. Продажа позволительна лишь в стационарных торговых точках площадью не меньше 50 метров. Для сел этот показатель снижен в два раза – 25 метров.

Список мест, в которых запрещена реализация табачных изделий:

  • медицинские учреждения;
  • гостиницы;
  • аэропорты;
  • вокзалы;
  • автобусные остановки;
  • санатории;
  • культурные учреждения.

К другим мерам по уменьшению популярности курения относится запрет на бесплатное распространение табачных изделий. Также не позволяется устраивать какие-либо акции, стимулирующие продажу сигарет, объявлять скидки на данный вид продукции. Нельзя проводить лотереи, выдавать накопительные купоны при покупке сигарет.

Меры по предотвращению нелегального сбыта

Закон предусматривает ряд действий направленных на предотвращение незаконной продажи табачных изделий. Одна из таких мер – полный контроль над количеством выпускаемой в России сигаретной продукции, мониторинг экспорта и импорта данного товара. Контрабанда подлежит уничтожению. Организаторы нелегального распространения привлекается к уголовной ответственности.

Соответствующие органы регулярно обновляют данные о количестве техники, занятой в производстве и распространении сигарет. Эта мера предотвращает скрытие налогов и выпуск нелегальной продукции.

Изменения в рекламе

21 октября 2013 года был принят ФЗ N 274. Этот документ позволил внести поправки, предусмотренные антитабачным указом, в закон «О рекламе» и в Административный кодекс.

Закон о курении запретил компаниям, производящим табачную продукцию оказывать спонсорскую помощь в ряде случаев:

  • при организации культурных мероприятий;
  • при проведении детских праздников;
  • на спортивных соревнованиях.

Указ наложил табу на прямую рекламу сигарет в эфире радио- или телеканалов. Кроме того, не позволяется включать сцены курения в детский контент. Редакция канала обязана сообщать о вреде табака, если в демонстрируемом фильме или передаче есть моменты, связанные с употреблением папирос.

Кто несет ответственность за ограждения россиян от воздействия дыма

6 статья возложила ответственность за соблюдение закона на государственные органы. Госслужащие обязаны обеспечить планомерную и беспрерывную реализацию мероприятий, направленных на сокращения потребления сигарет в России.

Документ предписывает создать условия, в которых интересы населения ставились бы выше заинтересованности табачных магнатов. Чиновникам необходимо построить партнерские отношения между Россией и крупными международными организациями здравоохранения, занимающимися проблемами никотиновой зависимости. Взаимодействие предусматривает подписание соглашений и договоренностей, внедрение совместных программ.

Возложена обязанность пропаганды здорового образа жизни. Госструктуры должны вести активную информационную политику относительно угрозы сигарет. Рекомендуется выпускать обучающую литературу, проводить мероприятия направленные на снижения процента курящих граждан России. Все люди, страдающие никотиновой зависимостью, имеют право получить бесплатную медицинскую помощь.

Представители власти должны проводить мониторинг исполнения норм закона и давать оценку реализации мер предусмотренных указом.

История вопроса

Работа над созданием законопроекта началась в августе 2011 года. Рабочую группу министерства здравоохранения и социального развития РФ возглавила Татьяна Голикова. Первоначальный вариант был опубликован на электронной странице ведомства. Документ находился в свободном доступе, для того чтобы общественность могла изучить законопроект. После обсуждений и внесения некоторых поправок его представили на рассмотрение правительству России. Однако кабинет министров отправил документ на переделку. Исправлять текст пришлось министерству здравоохранения, так как в мае 2012 года в правительстве было решено разделить Минсоцразвития и здравоохранения на два отдельных органа.

Доработанный вариант вновь попал в кабмин в конце лета, направлять на переделку текст уже не стали.

Спустя месяц в парламенте прошли первые общественные слушанья. Спустя несколько дней Закон «Об охране здоровья граждан …» обсуждался депутатами в первом чтении. С критикой в адрес документа выступил Алексей Митрофанов. Народный избранник предлагал отменить запрет на реализацию табачной продукции в малых точках розничной торговли (киоски). Депутат высказался против табу на курение в кафе и ресторанах. По мнению Митрофанова, нельзя было вводить полный запрет на дым в этих местах, предполагалось, что будет разрешаться употреблять табак в подобных заведениях. При этом территория должна быть разделена на секции «Для курящих» и «Для некурящих». Однако в первом чтении законопроект был утвержден 429 голосами.

Основные поправки вносились в ходе второго рассмотрения. Так, было предложено запретить курить в лифте многоэтажек и других местах высоток, предназначенных для общественного пользования. Депутаты наложили вето на использование табачной продукции на заправочных станциях и платформах метро. Введена норма, предписывающая создание телефонов горячей линии для тех, кто бросает курить. Было принято решение об оказании бесплатной медицинской помощи таким людям.

Из отклоненных норм – пункт о запрете курения на рабочем месте. Будет разрешаться подымить в специально отведенном месте. Помещение должно быть закрытым и хорошо проветриваемым, так чтобы табачный смок не выходил за пределы комнаты.

Поправки от Чернышева

В начале 2015 года Совет Федерации подготовил ряд поправок в действующий Закон «О запрете курения в общественных местах». Автор изменений – член Собрания Игорь Чернышев. Список предлагаемых изменений был направлен на рассмотрение Госдумы. Документ предлагал увеличить расстояние между учреждениями культуры и допустимым местом для курения. В действующей редакции позволялось употреблять табачную продукцию не ближе 50 метров от театров, филармоний и других культурных центров. Чернышев настаивал на увеличении до 100 метров.

Это интересно:  Досрочное прекращение действия патента влечет прекращение обязанности платить вознаграждение авторам изобретения

Председатель Совета Федерации рекомендовал позволить общественности осуществлять контроль над соблюдением закона. Теперь любой окружающий может написать заявление в милицию на человека, курящего в неположенном месте. Кстати, таких случаев уже не мало. Был прецедент, когда гражданин обратился в прокуратуру с жалобой на администрацию аэропорта, которая вопреки нормам не ликвидировала комнаты для курения.

Региональные ремарки

В Ивановской области ограничения распространяются на скверы, парки и ботанические сады.

К чему привел федеральный закон

ФЗ 15 о запрете курения дал положительные результаты. Значительно сократился процент курящих россиян, отмечается снижение заболевания раком легких. Что касается производителей табачных изделий, то эта сфера экономики переживает не самые лучшие времена.

Вступление документа в силу заметно сказалось на табачном рынке. Непосредственное влияние оказали нормы, запрещающие рекламу и размещения пачек на витринах. Так за первые три месяца действия закона сигаретный сектор экономики сократился на 8%. Закрылось большое количество киосков продажи табачных изделий, некоторые магазины перестали реализовывать товар этого типа.

Мнения о законодательстве

Указ вызвал среди населения много споров. Один общественный лагерь утверждал, что нельзя ограничивать курильщиков в правах и свободе, другая группа полностью поддерживала законопроект. Глава ГД РФ Сергей Нарышкин и Дмитрий Медведев выразили уверенность, что принятый документ улучшит генофонд нации, сделает россиян здоровей. Председатель Госдумы отметил, что постановление будет еще корректироваться.

Министр здравоохранения России Вероника Скворцова назвала число людей, которых, по мнению Минздрава, удастся спасти только за один год благодаря вступлению закона в силу. Речь идет о 200 тысяч человек.

Клан противников закона возглавил Михаил Прохоров. Предводитель «Гражданской платформы» уверен, что антитабачный документ ущемляет свободу большей части граждан страны. Постановление было названо отголоском советских времен. По мнению лидера политического объединения, запрещать курить бессмысленно, мера не принесет пользы. С низкой эффективностью указа согласен и санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. По мнению медика, необходимы дополнительные действия, так как табакокурение невозможно устранить только одним запретом.

Глава противоракового общества РФ Давид Заридзе считает, что введённое правило, не позволяющее курить в общественных местах, будет являться шагом вперед в борьбе с онкологией легких. Запрещение на прилюдное курение не только защитит пассивных потребителей табака, но и сократит численность активных курильщиков.

Видео в тему

ФЗ 15 — о запрете курения

ФЗ 15 о запрете курения — (его контроле), осуществляющийся на территории РФ, был подписан Президентом Российской Федерации 23 февраля 2013 года.
Функционирует данный закон по территории России с 1 июня того же года. До сегодняшних реалий он дошел видоизмененным из-за ряда поправок. Последняя поправка вступила в силу с началом 2017 года.

О чем говорит федеральный закон №15

ФЗ 15 об ограничении курения в общественных местах содержит ряд мер по:

  • определению сути того, что стоит понимать, как охрану здоровья жителей РФ от воздействия продуктов табачных изделий;
  • определению прав и обязательств каждого из граждан РФ как субъекта, воздействующего на окружающих продуктами табакокурения;
  • определению полномочий органов охраны порядка, как контролирующих безопасность граждан структур, по этому вопросу;

Федеральный закон 15 не ограничивает возможность курения для граждан России на 100%. Это целый ряд мер по депопуляризации табакокурения на территории страны и ограничения возможности некурящих граждан дышать табачным дымом на территориях постоянного скопления масс людей.

Также закон говорит об ограничениях, наложенных на возможности распространения табачных изделий (теперь сигареты нельзя продавать несовершеннолетним, а ларьки и магазины, находящиеся близ учебных заведений, не имеют права распространять табачные изделия).

Появился строгий запрет рекламы табачных изделий, запрет популяризации табакокурения в СМИ. Строгому учету подвергаются все производимые с табачными изделиями операции (импорт, экспорт и т. д.), контроль проводят соответствующие федеральные структуры.

В сторону повышения изменились акцизные ставки. Государство теперь контролирует статистику по тому, насколько продукция для табакокурения популярна, на всех уровнях. Созданы четкие рамки наказаний и штрафов, предусмотренных законодательством по закону 15.

Тест для курильщиков

Посмотрите видеоролики

Где ограничено курение табака

Закон 15 фз о курении значительно ограничивает те территории, на которых табакокурение остается разрешено.

Общественные заведения же для курильщика открыты только если на данной территории он обязуется не поддаться соблазну закурить, и не собирается склонять к курению несовершеннолетних подростков:

  1. Образовательные заведения и близлежащая к ним территория.
  2. Культурные, молодежные и спортивные заведения и учреждения этих типов, получившие статус государственных.
  3. Заведения, в которых курсы лечения проходят больные люди (больницы, санатории и т. д.).
  4. В маршрутных транспортных средствах, средствах общественного транспорта, и на территории от 15 метров до входа в любой: аэропорт, автовокзал, метрополитен, порт или ЖД вокзал.
  5. В учреждениях, находящихся под контролем или в распоряжении местных или государственных органов власти.
  6. В рабочих зонах любого государственного предприятия.
  7. В общественных лифтах.
  8. На общедоступных пляжах и любых площадках для детей.
  9. На территории автозаправок.
  10. В самолетах и других воздушных судах.
  11. В поездах дальних рейсов, сравнимых с рейсами воздушных судов.
  12. В местах, где туристы или граждане РФ могут временно проживать.
  13. На рынках и в зданиях общепитов.
  14. На территориях, где пассажиры ждут поезда пригородных маршрутов.

Следуя поправкам 2014-го года курение было запрещено еще и в: гостиницах, общежитиях, барах, ресторанах и электричках.

Пройди тест для курящих

Суть ФЗ 12, определяющей вред от курения в общественных местах

Статья 12 закона 15 определяет общественные места, где нельзя курить (с их списком можно ознакомиться выше). Эта статья говорит и об изолированных местах для курения, о нормах их создания, оборудования, содержания и контроля. Она регулирует действие закона для лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, изоляторах и колониях принудительного содержания.

Эти помещения должны соответствовать санитарным нормам, определенным законами. Содержание в воздухе вредоносных веществ, выделяемых продуктами курения, не может превышать гигиенических норм.

Уполномоченный орган исполнительной власти также должен позаботиться о том, чтобы рядом с общественными местами, где запрещено курение, присутствовали соответствующие знаки, определяющие для граждан РФ их территорию.

Полезное видео по теме

Ответственность за нарушение законодательства

Курение в запрещенных согласно ФЗ 15 местах — это административное правонарушение. Наказанием за это правонарушение является штраф. Размер штрафа зависит от особенностей правонарушения.

Для юридических лиц и частных предпринимателей штрафы принимают особенно высокие значения:

  1. Штраф за обычное курение в общественном месте, если представитель власти составил соответствующий протокол, может принимать значение от 500 до 1500 рублей в зависимости от обстоятельств.
  2. Штраф за потребление табачных изделий на территории, где постоянно находятся дети (площадки и т. д.) от 2000 до 3000 рублей.
  3. Штраф за то, что человек призывал к курению несовершеннолетних подростков составляет от 1000 до 2000 рублей.
  4. Штраф за то, что курение прививалось подросткам их родителями может принимать значение в рамках от 2000 до 3000 рублей.
  5. Штраф для должностных лиц, не позаботившихся о знаках про запрет курения может составлять от 10000 до 20000 рублей. За это же нарушение, осуществленное юридическими лицами, те могут получить от 30000 до 60000 рублей штрафа.
  6. Юридическое лицо также несет ответственность если на подконтрольной ему территории нет специального помещения для курения. Штраф юридического лица может составлять от 50000 до 80000 рублей, а штраф должностному лицу может принимать значение от 20000 до 30000 рублей.
  7. Индивидуальный предприниматель, не контролирующий процесс курения сотрудников своей компании, может понести наказание, заплатив денежную компенсацию от 30000 до 40000 рублей. Юридическое лицо может заплатить от 60000 до 90000 рублей штрафа.

Меры по сокращению потребления табачных изделий

После введения в силу ФЗ 15, правительство РФ приняло ряд мер по сокращению потребления табачных изделий, а также по снижению уровня их популярности. Главным образом эти меры касаются несовершеннолетних.

Так в сферу образования было принято решение употребить систему просвещения молодежи. Осуществляется она в основном посредством тематических лекций и видеоконференций о вреде курения.

К проблеме были подключены СМИ, через которые пропагандируется отказ от курения и привитие здорового образа жизни. В СМИ полностью запретили рекламу табачных изделий.

Населению теперь оказывается медицинская помощь в том случае, если человек желает избавиться от табачной зависимости. Государство исследует статистические показатели популярности продуктов курения в России. Негативная динамика этих показателей приведет к более жестким мерам по данной проблеме.

Статья 20 о потреблении табачных изделий подростками

Статья 20 федерального закона 15 ФЗ о запрете курения определяет контроль взаимодействия несовершеннолетних с табачными изделиями.

Продажа табачных изделий несовершеннолетним категорически запрещена. Также запрещено вовлечение подростков в процесс курения, какие-либо принудительные действия в отношении вовлечения несовершеннолетних в процесс курения.

Если продавец не уверен в том, что покупатель достиг соответствующего возраста, он должен попросить у покупателя документы, которые свидетельствуют о том, что покупатель совершеннолетний. При отсутствии соответствующих документов продавец обязан отказать в продаже табачных изделий.

Потребление табака несовершеннолетними согласно данной статье недопустимо.

Маркировки и знаки, свидетельствующие о запрете, ограничении потребления табака

В соответствии с ФЗ 15 об ограничении возможности курения для граждан РФ, знак запрета курения выглядит, как дымящаяся сигарета в перечеркнутом красном кругу.

На знаке есть красные стрелки направления, и надписи, обозначающие длину зоны. Следуя этим знакам человек может определить территорию, где курить запрещено.

Статья написана по материалам сайтов: fb.ru, lawlinks.ru, mznanie.ru, myweak.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий