Законодательство о донорстве крови

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ
О донорстве крови и ее компонентов»

С изменениями и дополнениями от:

25 ноября 2013 г., 4 июня 2014 г., 6 апреля, 14 декабря 2015 г., 23 мая, 19 декабря 2016 г., 29 декабря 2017 г., 7 марта 2018 г.

Принят Государственной Думой 6 июля 2012 года

Одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года

См. Перечень нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации настоящего Федерального закона, утвержденный приказом Минздрава РФ от 9 июля 2012 г. N 31

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Новый Закон о донорстве крови и ее компонентов приходит на смену тому, который приняли в 1993 г.

Вводится обширный актуализированный терминологический аппарат. Определяются конкретные права и обязанности донора. Он должен сообщать известные ему сведения в т. ч. о контактах с инфекционными больными. Об употреблении психотропных веществ (а не только наркотических средств). О пребывании на территориях, на которых существует угроза возникновения и (или) распространения массовых инфекционных заболеваний или эпидемий. О вакцинациях и хирургических вмешательствах, выполненных в течение года до сдачи крови и (или) ее компонентов. О работе с вредными и (или) опасными условиями труда.

Требования безопасности донорской крови и ее компонентов при их заготовке, хранении, транспортировке и клиническом использовании определяются специальным техрегламентом.

Донором может быть дееспособное лицо, достигшее 18 лет или ставшее полностью дееспособным до достижения этого возраста, изъявившее добровольное желание сдать кровь и (или) ее компоненты, прошедшее добровольно медобследование и не имеющее противопоказаний. Речь идет о российских гражданах, иностранцах и апатридах, проживающих в нашей стране на законных основаниях не менее 1 года. Прежде донором мог стать каждый дееспособный гражданин с 18 лет после медобследования.

Запрещается продавать в другие страны донорскую кровь и (или) ее компоненты, полученные в России. Прежний закон не допускал такую продажу, нацеленную на извлечение прибыли.

Должна быть создана единая база данных донорства крови и ее компонентов. В нее включаются в т. ч. сведения о лицах, у которых выявлены противопоказания к донорству.

Теперь при награждении нагрудным знаком «Почетный донор России» не учитываются платные донации. Меры соцподдержки предоставляются только тем, кто сдает кровь (ее компоненты) безвозмездно. Речь идет о бесплатном питании в день сдачи крови (в некоторых случаях его разрешено заменять денежной компенсацией), первоочередном приобретении льготных путевок на санаторно-курортное лечение.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после официального опубликования, а некоторые его положения — с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением пункта 4 части 2, пунктов 3 и 5 части 3 статьи 20 настоящего Федерального закона

Пункт 4 части 2, пункты 3 и 5 части 3 статьи 20 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2016 г.

Часть 1 статьи 20 настоящего Федерального закона в части внесения и обработки биометрических персональных данных донора и пункт 1 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона в части возможности установления личности реципиента применяются с 1 января 2016 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 23 июля 2012 г. N 166, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 23 июля 2012 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 июля 2012 г. N 30 ст. 4176

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 457-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 2 статьи 24 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 2 статьи 24 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части 2 статьи 24 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 20 января 2013 г.

Российская федерация закон о донорстве крови и ее компонентов

(в ред. Федеральных законов

от 04.05.2000 N 58-ФЗ,, от 16.04.2001 N 39-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ,

от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ)

Настоящий Закон призван урегулировать отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации и обеспечением комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства, защите прав донора.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Принципы донорства крови и ее компонентов

Донорство крови и ее компонентов — свободно выраженный добровольный акт.

Органы государственной власти Российской Федерации поощряют и поддерживают развитие добровольного безвозмездного (бесплатного) донорства.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Кровь и ее компоненты, применяемые в лечебных целях, могут быть получены только от человека.

Донором крови и ее компонентов может быть каждый дееспособный гражданин с 18 лет, прошедший медицинское обследование.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Взятие от донора крови и ее компонентов допустимо только при условии, если здоровью донора не будет причинен вред.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о донорстве крови и ее компонентов

Законодательство Российской Федерации о донорстве крови и ее компонентов состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним законодательных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Законодательством Российской Федерации определяются:

основные принципы организации донорства крови и ее компонентов;

права и обязанности доноров, организаций здравоохранения и других организаций в указанной сфере;

(в ред. Федерального закона от 04.05.2000 N 58-ФЗ)

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

порядок деятельности, финансирования и материально-технического обеспечения организаций здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов;

(в ред. Федерального закона от 04.05.2000 N 58-ФЗ)

Приказом Минздрава РФ от 25.11.2002 N 363 утверждена Инструкция по применению компонентов крови.

организация и порядок осуществления контроля за качеством крови, ее компонентов;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

порядок заключения международных договоров Российской Федерации по вопросам донорства крови и ее компонентов, обмена донорской кровью, ее компонентами.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 3. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 4. Обеспечение мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Финансовое обеспечение мероприятий по развитию, организации и пропаганде массового донорства крови и ее компонентов, включая доведение социальной значимости донорства до населения Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации.

(часть первая в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Финансовое обеспечение мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Органы местного самоуправления вправе за счет средств местных бюджетов осуществлять мероприятия по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов, предусмотренные настоящим Законом.

Это интересно:  Дача взятки должностному лицу ст. 291 УК РФ с комментариями: при исполнении, чем грозит

(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Реализация мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе создания единой информационной базы в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Статья 5. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 6. Обязанности администрации предприятий, учреждений и организаций по содействию донорству крови и ее компонентов

Руководители предприятий, учреждений, организаций, командиры (начальники) воинских частей обязаны:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

оказывать содействие государственным и муниципальным организациям здравоохранения в привлечении граждан в ряды доноров;

(в ред. Федерального закона от 04.05.2000 N 58-ФЗ)

беспрепятственно отпускать работника, являющегося донором, в организацию здравоохранения в день обследования и сдачи крови и ее компонентов;

(в ред. Федерального закона от 04.05.2000 N 58-ФЗ)

предоставлять безвозмездно необходимые помещения для взятия крови;

предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством меры социальной поддержки.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 7. Участие Российского общества Красного Креста и других организаций в организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов

(в ред. Федерального закона от 04.05.2000 N 58-ФЗ)

Российское общество Красного Креста, другие организации, учредительными документами которых предусмотрено оказание содействия охране здоровья населения, участвуют совместно с органами государственного управления здравоохранением в организации донорства крови и ее компонентов, в пропаганде среди населения безвозмездной добровольной сдачи крови и ее компонентов для лечебных целей, а также могут принимать участие в их поддержке.

(в ред. Федеральных законов от 04.05.2000 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентов»

Настоящий Закон призван урегулировать отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации и обеспечением комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства, защите прав донора.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Принципы донорства крови и ее компонентов

Донорство крови и ее компонентов — свободно выраженный добровольный акт.

Донорство может быть безвозмездным и платным.

Кровь и ее компоненты, применяемые в лечебных целях, могут быть получены только от человека.

Донором крови и ее компонентов может быть каждый дееспособный гражданин в возрасте от 18 до 60 лет, прошедший медицинское обследование.

Взятие от донора крови и ее компонентов допустимо только при условии, если здоровью донора не будет причинен вред.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о донорстве крови и ее компонентов

Законодательство Российской Федерации о донорстве крови и ее компонентов состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации определяются:

основные принципы организации донорства крови и ее компонентов;

права и обязанности доноров, государственных учреждений здравоохранения (далее также — учреждения здравоохранения) в указанной сфере;

порядок утверждения и финансирования федеральной программы развития донорства крови и ее компонентов;

порядок деятельности, финансирования и материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов;

организация и порядок осуществления контроля за качеством крови, ее компонентов, препаратов из донорской крови, консервирующих растворов;

порядок заключения международных договоров Российской Федерации по вопросам донорства крови и ее компонентов, обмена донорской кровью, ее компонентами, препаратами из донорской крови, а также по вопросам производства препаратов из донорской крови.

Статья 3. Государственные программы развития донорства крови и ее компонентов

Федеральная программа развития донорства крови и ее компонентов разрабатывается Советом Министров — Правительством Российской Федерации и утверждается Верховным Советом Российской Федерации. Контроль за ее осуществлением возлагается на Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Республиканские (республик в составе Российской Федерации) и территориальные (автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга) программы развития донорства крови и ее компонентов разрабатываются соответствующими органами государственного управления и утверждаются соответствующими Верховными Советами и Советами народных депутатов. Контроль за осуществлением этих программ возлагается на органы здравоохранения республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статья 4. Финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов

Финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет благотворительных взносов российских и зарубежных неправительственных и общественных организаций и граждан.

Статья 5. Обязанности органов государственного управления и органов местного самоуправления по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов

Органы государственного управления и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают на соответствующих территориях выполнение государственных программ развития донорства крови и ее компонентов, финансирование и материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов, предоставление донору льгот, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Обязанности администрации предприятий, учреждений и организаций по содействию донорству крови и ее компонентов

Руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, командиры (начальники) воинских частей обязаны:

оказывать содействие государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения в привлечении граждан в ряды доноров;

беспрепятственно отпускать работника, являющегося донором, в учреждение здравоохранения в день обследования и сдачи крови и ее компонентов;

предоставлять безвозмездно необходимые помещения для взятия крови;

предоставлять работнику, являющемуся донором, установленные законодательством льготы.

Статья 7. Участие общественных объединений в организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов среди населения

Российское общество Красного Креста, другие общественные объединения, уставами которых предусмотрено оказание содействия охране здоровья населения, участвуют совместно с органами государственного управления здравоохранением в организации донорства крови и ее компонентов, его финансировании, а также в пропаганде среди населения безвозмездной добровольной сдачи крови и ее компонентов для лечебных целей.

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ ДОНОРА И ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ЕМУ

Статья 8. Защита государством прав донора

Государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, а также предоставляет ему льготы.

Должностные лица учреждений здравоохранения обязаны проинформировать донора о донорской функции и гарантиях сохранения его здоровья при сдаче крови и ее компонентов.

Донор подлежит обязательному страхованию за счет средств службы крови на случай заражения его инфекционными заболеваниями при выполнении им донорской функции. Средства на страхование должны входить в себестоимость крови.

Медицинское обследование донора перед сдачей крови и ее компонентов и выдача справок о состоянии его здоровья производятся бесплатно.

В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, донору возмещается ущерб, причиненный ему повреждением его здоровья в связи с выполнением им донорской функции, включая расходы на лечение, проведение медико-социальной экспертизы, социально-трудовую и профессиональную реабилитацию.

Инвалидность донора, наступившая в связи с выполнением им донорских функций, приравнивается к инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья.

Статья 9. Льготы, предоставляемые донору

В день сдачи крови и ее компонентов, а также в день медицинского обследования работник, являющийся донором, освобождается от работы на предприятии, в учреждении, организации независимо от форм собственности с сохранением за ним среднего заработка за эти дни. Военнослужащий, являющийся донором, освобождается от несения нарядов, вахт и других форм службы.

В случае, если по соглашению с администрацией работник, являющийся донором, в день сдачи крови вышел на работу (за исключением работ, связанных с особыми условиями труда), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха с сохранением за ним среднего заработка.

В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного отпуска, в выходной или праздничный день донору по его желанию предоставляется другой день отдыха или день сдачи крови оплачивается не менее чем в двойном размере.

После каждого дня сдачи крови и ее компонентов донору предоставляется дополнительный день отдыха с сохранением за ним среднего заработка. Указанный день отдыха по желанию донора может быть присоединен к ежегодному отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.

В день сдачи крови донор обеспечивается бесплатным питанием за счет средств соответствующего бюджета.

Статья 10. Дополнительные льготы, предоставляемые донору

Донору, сдавшему безвозмездно в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам, предоставляются следующие дополнительные льготы:

в течение шести месяцев студентам образовательных учреждений надбавка к стипендии в размере 25 процентов за счет средств соответствующих бюджетов;

в течение года — пособие по временной нетрудоспособности при всех видах заболеваний в размере полного заработка независимо от трудового стажа;

в течение года — лечение в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов;

Это интересно:  Изменения в жилищном кодексе с 2019 года: штрафы за неуплату коммунальных услуг, компенсация взносов пенсионерам

в течение года — первоочередное выделение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения.

Республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург вправе устанавливать донорам другие дополнительные льготы.

Статья 11. Льготы для лиц, награжденных знаком «Почетный донор России»

Граждане, награжденные знаком «Почетный донор России», имеют право:

на внеочередное лечение в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения;

на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения;

на льготное приобретение лекарств (со скидкой в размере 50 процентов их стоимости) по рецептам государственных или муниципальных учреждений здравоохранения;

на первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения;

на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года;

на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта (кроме такси);

на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг;

на получение льготных ссуд на индивидуальное жилищное строительство.

Граждане Российской Федерации, награжденные знаком «Почетный донор СССР», пользуются всеми льготами, предоставленными гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России».

Статья 12. Обязанности донора

Гражданин, изъявивший согласие стать донором крови и ее компонентов, обязан сообщить известные ему сведения о перенесенных им и имеющихся у него заболеваниях, а также об употреблении им наркотических средств.

Гражданин, умышленно скрывший или исказивший сведения о состоянии своего здоровья, несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, если такие действия повлекли или могли повлечь существенное расстройство здоровья реципиентов.

РАЗДЕЛ III

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОНОРСТВА КРОВИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ

Статья 13. Учреждения здравоохранения, осуществляющие заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов

Заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов осуществляют учреждения здравоохранения (институты, центры, станции, отделения переливания крови) Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также соответствующие учреждения здравоохранения других министерств и ведомств Российской Федерации.

Статья 14. Порядок взятия крови и ее компонентов от донора

Взятие крови и ее компонентов проводится после медицинского обследования донора в порядке, определенном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Статья 15. Контроль за качеством донорской крови и ее компонентов

Кровь, ее компоненты, препараты из донорской крови, консервирующие растворы, выпускаемые учреждениями службы крови, подлежат обязательному контролю со стороны Управления по контролю качества лекарственных средств и медицинской техники в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Порядок взаимодействия учреждений службы крови и биопредприятий по производству препаратов из донорской крови определяется Советом Министров — Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Ответственность должностных лиц учреждений здравоохранения

Должностные лица учреждений здравоохранения несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение порядка заготовки, переработки, хранения крови, ее компонентов и применения препаратов из донорской крови.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 17. Порядок обмена донорской кровью, ее компонентами, препаратами из донорской крови и вывоз их за пределы Российской Федерации

Порядок обмена донорской кровью, ее компонентами и препаратами из донорской крови с иностранными медицинскими организациями устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Вывоз донорской крови, ее компонентов и препаратов из донорской крови за пределы Российской Федерации допускается в случае оказания экстренной гуманитарной помощи при экстремальных ситуациях по решению Совета Министров — Правительства Российской Федерации.

Продажа донорской крови, ее компонентов и препаратов из донорской крови в другие государства в целях извлечения прибыли запрещается.

Статья 18. Организация донорства крови и ее компонентов при экстремальных ситуациях

В случаях стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных обстоятельств на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях организация донорства крови и ее компонентов осуществляется в установленном порядке под руководством Министерства здравоохранения Российской Федерации, республиканских, территориальных и местных органов управления здравоохранением.

Финансирование всех мероприятий по организации донорства крови и ее компонентов в случаях, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляется за счет резервных фондов Совета Министров Правительства Российской Федерации, правительств республик в составе Российской Федерации, а также за счет резервных фондов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статья 19. Действие международных договоров

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые устанавливает настоящий Закон, то применяются правила международного договора.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин

Москва, Дом Советов России

9 июня 1993 года

Текст документа сверен по: «Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», N 28 от 16.07.93, ст.1064

Федеральный закон о донорстве в последней редакции

Донорство крови является острой проблемой в Российской Федерации, крови критически не хватает из-за того, что сдает её малое количество человек. По статистике, для обеспечения клинических операций и других действий, при которых требуется переливание необходимо, чтобы из каждой 1000 человек 40 сдали кровь. В настоящее время это число составляет всего лишь 20 доноров на тысячу.

Что представляет собой закон о донорстве крови?

Федеральный закон № 125-ФЗ “О донорстве крови и её компонентов” определяет и регулирует правовые, экономические и социальные аспекты, необходимые для развития донорства в Российской Федерации. Законодательство способствует организации мероприятий по заготовке, хранению и перевозки крови и её компонентов, а также безопасному использованию в клинических целях и для обеспечения защиты здоровья и прав доноров и реципиентов.

Закон о сдаче крови был принят Государственной Думой в третьем чтении 6 июля 2012 года и одобрен Советом Федерации 18 июля того же года. Законодательный документ был подписан президентом Российской Федерации и вступил в силу 20 июля 2012 года.

Донорство осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • донорская кровь должна быть безопасной;
  • сдача крови должна осуществляться добровольно;
  • во время донации, донору не должен причиняться вред;
  • права доноров должны соблюдаться, а их деятельность социально поощряться;

Донором может стать любое лицо, достигшее совершеннолетия, которое является гражданином Российской Федерации или проживает на её территории на законных основаниях, изъявившее добровольное желание сдать кровь и прошедшее медицинский осмотр в соответствующем порядке.

Вам будет интересно: ФЗ 166 в последней редакции. подробности здесь:

Законодательством устанавливаются следующие права доноров:

  • сдача крови может осуществляться безвозмездно или за денежное вознаграждение в соответствии с положениями настоящего законодательства;
  • защита прав и охрана здоровья государством;
  • информирование о результатах медицинского обследования;
  • предоставление сведений о возможных последствиях и осложнениях при донорстве;
  • бесплатная медицинская помощь при возникновении осложнений или негативных последствий при сдаче крови;
  • возмещение причинённого во время донорства вреда здоровью;
  • получение социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для осуществления сдачи крови донор обязан:

  • предоставить любой документ, удостоверяющий личность;
  • рассказать врачам обо всех инфекционных заболеваниях, которые он перенёс, или о контактах с больными, об употреблении наркотических, психотропных и других вредных для здоровья веществ, а также о последних операциях и хирургических вмешательствах;
  • пройти обязательное медицинское обследование.

Медицинское обследование для доноров предоставляется бесплатно и осуществляется до процедуры сдачи. Оно является обязательным для всех доноров за исключением случаев аутологичной трансфузии, когда донором и реципиентом является один и тот же человек.

Если донор при медицинском обследовании скрыл известную ему информацию о своём состоянии здоровья, он может быть привлечён к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, так как его действия могут нанести вред здоровью и жизни реципиентов.

Для контролирования сферы обращения донорской крови ведётся база данных доноров, в которой содержится следующая информация о кроводателях:

  • ФИО;
  • пол;
  • идентификационный номер и другие удостоверяющие сведения из паспорта;
  • информация о прописке;
  • дата внесения в базу данных;
  • группа крови и её резус;
  • информация о наличии антител и антигенов;
  • сведения о состоянии здоровья донора;
  • данные о всех дотациях;
  • информация о присвоении почётного донора.

Лицо, сдавшее безвозмездно кровь или её компоненты, обеспечивается бесплатной едой, рацион которой равен дневной норме питания в соответствующем регионе.

Донорам, совершившим дотацию более 40 раз, присваивается статус “Почётный Донор” и предоставляются следующие льготы:

  • выбор ежегодного оплачиваемого отпуска вне очереди в любое удобное время;
  • первоочередная медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения;
  • льготные путёвки на санитарно-курортное лечение;
  • ежегодная денежная выплата.

Последние поправки, внесенные в 125 ФЗ

В ходе последних изменений ФЗ-125, состоявшихся 23 мая 2016 года с принятием закона № 149-ФЗ, были изменены следующие статьи:

  • Статья 5, предусматривающая перечень организаций, объединённых в единую службу крови, с целью обеспечения координирования действий по обороту донорских компонентов на территории Российской Федерации. Данная служба состоит из следующих учреждений:
    • федеральные органы здравоохранения и местные органы власти, которые выполняют функции по защите здоровья населения;
    • медицинские, научные и образовательные организации, которые находятся под ведомством органов, уполномоченных осуществлять здравоохранительные обязанности и деятельность по обороту донорской крови;
    • органы исполнительной власти, в которых присутствует военная служба.
  • Статья 9 устанавливает следующий перечень полномочий федеральных органов, которые осуществляют функции по обращению донорской крови:
    • создание централизованной государственной политики и мероприятий по пропаганде донорства;
    • осуществление контроля;
    • координация деятельности организаций, составляющих кровяную службу;
    • организация и проведение исследовательских работ в области обращения донорской крови и её компонентов;
    • ведение учётной системы статистических данных;
    • организация мероприятий по заготовке, хранению, перевозке, а также обеспечению защиты донорской крови и её компонентов;
    • финансирование подведомственных организаций;
    • организация мероприятий по оказанию гуманитарной помощи, заключающейся в вывозе донорских компонентов за пределы Российской Федерации в рамках международных соглашений;
    • также организации здравоохранения разрабатывают правила проведения медицинских обследований доноров, устанавливают их пищевой рацион, денежное вознаграждение, порядок проведения мероприятий по дотации и последующее использование собранных компонентов.
  • Статья 17, определяющая полномочия правительства РФ, а также федеральных и муниципальных органов здравоохранения в предоставлении донорской крови для клинического использования.
Это интересно:  Архивы Дарение - Страница 2 из 4 - О недвижке.ру

Учреждения, входящие в единую службу крови Российской Федерации, вправе предоставлять донорские кровяные компоненты на безвозмездной основе в соответствии с правилами, установленными правительством.

Скачать закон о донорстве крови и ее компонентов

Знание Федерального закона № 125-ФЗ от 20.07.2012 “О донорстве крови и её компонентов” позволит донорам лучше узнать о своих правах и о причитающихся им льготах, а также может мотивировать больше людей сдавать столь необходимую кровь.

Для ознакомления с законом в актуальной редакции рекомендуется скачать документ по ссылке.

В РФ вступил в силу закон «О донорстве». Что изменилось и станет ли доноров меньше?

Сегодня вступает в силу закон «О донорстве крови и её компонентов», который до минимума ограничивает выплаты

Закон должен урегулировать вопросы организации заготовки, хранения, транспортировки, обеспечения безопасности и клинического использования донорской крови и её компонентов, охраны здоровья доноров крови и её компонентов, реципиентов и защиты их прав.

Что изменилось?

Раньше в Москве за 100 мл крови платили 650 рублей, за сложное переливание – тромбоцитоферез – 4500 рублей, за сдачу эритроцитов можно было получить 6000 рублей.

Также целью нового закона является создание единой базы донорства. Несмотря на то, что бесплатная сдача крови – это общепринятая мировая практика, в Минздраве «Интерфаксу» заявили, что поощрение бесплатной сдачи крови не означает полной отмены компенсаций, так как закон оставляет гражданам право выбора между безвозмездной сдачей крови или сдачей крови за плату.

Непосредственно «заработать» доноры смогут только на сложных переливаниях. Однако, если раньше за них платили 4–6 тысяч рублей, то теперь будут гораздо меньше.

Закон уже вступил в силу, но как именно он будет применяться – ещё не ясно. Например, не известно, как будут предоставлять донору бесплатный обед – в виде сухого пайка или накормят на месте? Денежной компенсации вместо бесплатного питания не предусматривается, но и на какой именно обед могут рассчитывать добровольцы – не прописано.

О праве доноров на освобождение от работы в день сдачи крови и ещё один дополнительный день отпуска во вступившем ФЗ «О донорстве крови и её компонентов» не говорится.

Почётные доноры России – те люди, которые сдали за свою жизнь 40 раз кровь и её компоненты или 60 раз пожертвовали плазму, могут рассчитывать на значок почётного донора России, ежегодный отпуск в удобное время согласно Трудовому кодексу, получение медпомощи вне очереди в госучреждениях и право приобретения путёвок в санаторий по месту работы или учёбы. Также им повысили ежегодное пособие, которое будет год от года индексироваться согласно уровню инфляции.

Мнение экспертов

К чему приведёт новый закон о донорстве?

Чистякова Екатерина, директор фонда «Подари жизнь»:

– Конечно, из-за нового закона и отмены денежного вознаграждения все, кто сейчас сдаёт кровь, не перестанут это делать. Ведь большое количество людей сдаёт кровь безвозмездно, то есть даром. Я могу рассказать только про Москву, с ситуацией в регионах я не очень знакома. Так вот, в Москве этот переход – совершенно неподготовленный. И дело не в законе, а в руководстве здравоохранения Москвы, которое давно знало, что происходит и к чему идёт дело, и конечно, надо было готовиться заранее. А вышло, как сейчас и получилось – закон вступил в силу, а мы не знаем, что делать. Есть ощущение, что к переходу на безвозмездное донорство наш город не готов.

На настоящий момент этот закон абсолютно точно приведёт к коррупции в этой сфере. С одной стороны, нет ничего ужасного в том, чтобы самостоятельно искать донора. Это ведь нормально, прийти и сдать кровь для своего знакомого. Или пойти и сдаться всем трудовым коллективом. Но то, что так называемое «серое донорство» – когда родственники платят каким-то людям за то, чтобы они пошли сдали кровь – это, конечно, будет. Потому что в настоящее время в Москве есть дефицит безвозмездного донорства и очень серьёзный. Это связано с тем, что все последние годы Москва делала ставку на платное донорство. И если вы везде пишете, что мы за кровь платим деньги, причём немаленькие, значит, к вам и придут люди, которым нужны деньги.

Если же заранее, за пару лет, готовить почву, что мы привлекаем безвозмездных доноров, что это не больно, не страшно, не опасно, удобно и очень хорошо, то сформируется контингент безвозмездных доноров.

Однако у нас был сделан первый шаг. Так что имеет то, что имеем.

Бобров Борис Юрьевич, эндоваскулярный хирург, кандидат медицинских наук, медицинский директор Европейской клиники (НПЦ современной хирургии и онкологии), руководитель отделения эндоваскулярной хирургии Перинатального медицинского центра, ведущий научный сотрудник Центра рентгенохирургии РГМУ им. Н. И. Пирогова:

– Этот закон может привести к резкому снижению числа доноров, а следовательно, к дефициту крови и её компонентов. Честно говоря, мы уже ощутили это сразу после 1 января, когда многие станции из-за дефицита перестали продавать кровь частным клиникам. При этом у нас возникли большие проблемы с ведением тяжёлых пациентов, с выполнением сложных хирургических вмешательств. Сейчас ситуация более-менее стабилизировалась, но по-прежнему есть большое беспокойство по поводу обеспечения кровекомпонентами.

Галина Тимофеевна Холмогорова, старший научный сотрудник Центра профилактической медицины, к. м. н.:

– Выплаты донорам имели свои минусы, хотя бы потому, что на этом зарабатывали бомжи, и у них спустя рукава брали кровь, не проверяли её, что могло привести к заражениям. Но это одна сторона медали. Для донорства нужно, чтобы сами люди были высоконравственные, очень здоровые, которые будут сдавать кровь за бесплатно, понимая, что они тем самым дарят кому-то жизнь. Я сама в родах потеряла три литра крови и знаю, что 12 человек меня спасли. Я тогда переписала все фамилии и написала на станцию письмо с благодарностью и за свою жизнь, и за то, что мой ребёнок растёт не сиротой. Тогда эти люди меня спасли, и я понимаю, что только благодаря этим людям я осталась жива.

Карлсcон Юлия, генеральный директор клиники Doctor Plastic:

– Безусловно, мировой опыт говорит о том, что донорство должно быть бесплатным. Но в России ситуация другая, и безвозмездная сдача крови себя не оправдала. Только одна Москва ежедневно нуждается более чем в 200 литрах донорской крови. И более 30 % крови для переливания в Москву поступает из других регионов России.

С принятием поправок к закону «О донорстве крови и её компонентов» есть риск возникновения дефицита поставок крови для больных, которым требуется переливание.

Отношения между врачами, платными донорами и пациентами могут уйти в тень и вообще выйти из поля зрения законодателей и надзорных служб, что чревато спекуляцией с одной стороны и риском для здоровья больных с другой стороны.

И в данном случае во главе угла должна стоять не экономика, а прежде всего, забота о здоровье граждан, сохранении их жизней.

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, studfiles.net, mipt.ru, lawlinks.ru, www.aif.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий