+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Земли особо охраняемых территорий и объектов: понятие, назначение, состав, положение, а также правовой режим и категории

В результате изучения главы студент должен:

• основные особенности и структуру земель особо охраняемых территорий и объектов;

• содержание мер охраны таких земель от внешнего (антропогенного) воздействия;

• перечень нормативных актов, определяющих правовой режим данных земель;

• отличать сферу действия норм экологического и земельного законодательства при регулировании отношений по использованию и охране земель данной категории;

• четко формулировать порядок установления ограничений и запретов, налагаемых на правообладателей земельных участков в связи с созданием особо охраняемых природных территорий;

• понятийным аппаратом в сфере создания особо охраняемых природных территорий;

• навыками по составлению юридически значимых документов, направленных на обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду, нарушаемого причинением вреда состоянию природных комплексов особо охраняемых территорий.

Понятие и состав категории земель особо охраняемых территорий и объектов

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Появление данной категории земель обусловлено необходимостью охраны уникальных природных объектов и комплексов, правовое положение которых определено экологическим законодательством.

Существуют три направления охраны окружающей среды: установление экологических требований к отдельным видам хозяйственной и иной деятельности; установление правил охраны отдельных природных объектов (вод, лесов и т.д.); придание особого эколого-правового статуса территориям.

Последнее направление заключается в установлении особого порядка использования и охраны определенной территории, особенностей управления ею, финансирования и проведения специальных экологических мероприятий. Особый эколого-правовой режим охраны устанавливается при создании двух разновидностей территорий: особо охраняемых природных территорий (далее — ООГГГ) и зон экологического бедствия. В отношении последней разновидности территорий с особым эколого-правовым статусом в федеральном законодательстве существует пробел, поскольку предусмотренное ст. 57 Закона об охране окружающей среды законодательство о зонах экологического бедствия пока отсутствует.

Целью установления особых стимулов и ограничений по использованию и охране таких территорий является создание дополнительных гарантий достижения главной задачи экологического законодательства — обеспечения благоприятного качества окружающей среды. Другими словами, установление особого эколого-правового режима является необходимым, если общие экологические требования (лимитирование, нормирование и т.д.) не позволяют положительно решить вопрос о сохранении и восстановлении конкретных природных объектов в надлежащем состоянии.

Перечень соответствующих стимулов и ограничений содержится в федеральном и региональном экологическом, земельном, водном, лесном законодательстве, законодательстве о культурном наследии и т.д. Определенные меры в этом направлении могут быть приняты и на муниципальном уровне.

Появление рассматриваемой категории земель вытекает из основного принципа земельного законодательства (ст. 1 ЗК РФ), который провозглашает приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий и согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Категория земель особо охраняемых территорий и объектов неоднородна и включает в себя ряд субкатегорий: ООПТ (в том числе лечебнооздоровительные местности и курорты); территории природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения; иные особо ценные земли (п. 2 ст. 94 ЗК РФ). Упоминание «иных» земель следует понимать в том смысле, что данный перечень не является исчерпывающим, а потому в силу п. 5 ст. 94 ЗК РФ Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

Такой опыт уже существует. Так, постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 № 900 «Об особо охраняемых геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение» установлено, что геологические объекты, имеющие научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, могут быть отнесены к особо охраняемым геологическим объектам в порядке и на условиях, которые установлены Законом об особо охраняемых природных территориях.

Кроме того, в большинстве субъектов РФ приняты региональные законы об ООПТ, которые воспроизводят вышеназванные и вводят дополнительные разновидности особо охраняемых территорий. В их числе следует упомянуть территории охраняемого ландшафта; памятники ландшафтного искусства; охраняемые объекты природного комплекса городов (например, городские леса, городские парки, зеленые зоны населенных пунктов, памятники садово-паркового искусства и т.д.); природные резерваты; охраняемые геологические объекты; лесопарки; природные экологические тропы; резервные территории; зоны покоя и т.д.

Земельные участки в составе данной категории земель могут быть изъяты или ограничены в гражданском обороте либо находиться в свободном обороте с соблюдением общих требований земельного законодательства.

Так, земли государственных природных заповедников изъяты из оборота, а земли природных парков, памятников природы, государственных природных заказников, дендрологических парков и ботанических садов, а также ряд иных категорий ООПТ в обороте ограничены.

Учитывая, что ЗК РФ распространяет ограничения в обороте именно на земельные участки в пределах ООПТ, логично предположить, что земельные участки, например, рекреационного или историко-культурного назначения могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому, кроме случаев, указанных законодательством. Так, не могут отчуждаться в частную собственность из федеральной собственности земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия (ст. 27 ЗК РФ).

Между тем перечисленные объекты занимают лишь малую часть категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Как следует из п. 2 ст. 98 ЗК РФ, в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. ЗК РФ не изымает и не ограничивает данные земли в обороте, равно как не запрещает приватизацию земельных участков, на которых находятся, например, кемпинги или дома отдыха.

Аналогичный вывод мы сделаем при анализе ст. 99 ЗК РФ, регламентирующей правовой режим земель историко-культурного назначения. Если входящие в состав данной субкатегории земли объектов культурного наследия народов России (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия, ограничены в обороте, а земли под военными и гражданскими захоронениями даже изъяты из оборота, то в отношении третьей разновидности земель данной субкатегории — достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел, никаких ограничений и изъятий из оборота нс установлено.

Если перейти от анализа субкатегорий к анализу оборотоспособности отдельных земельных участков, легко установить, что могут отчуждаться по договору купли-продажи, например, земельные участки, в пределах которых находятся памятники природы, но с соблюдением новым собственником режима ограничений (обременений) по их хозяйственному использованию, предусмотренному экологическим законодательством.

Нахождение земель особо охраняемых территорий и объектов в публичной собственности не исключает возможности включения в состав любой категории ООПТ земельных участков, принадлежащих на праве собственности гражданам и юридическим лицам (п. 2 ст. 95 ЗК РФ). Последняя возможность возникает в случае экономии бюджетных средств на выкуп таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Однако собственники данных участков ограничиваются в своих правомочиях, что обусловлено необходимостью сохранения режима особой охраны таких территорий.

Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

ПЛАН

1 Понятие и состав земель особо охраняемых территорий и объектов

2 Правовой режим особо охраняемых природных территорий

3 Правовой режим земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов

4 Правовой режим земель природоохранного назначения

5 Правовой режим земель рекреационного назначения

6 Правовой режим земель историко-культурного назначения

7 Особо ценные земли

8 Территории традиционного природопользования

Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

Земли особо охраняемых территорий и объектов в качестве само­стоятельной категории земель впервые были выделены в Земельном кодексе РСФСР 1991 г. и имели название «земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, истори­ко-культурного назначения». Введенный новым Земельным кодек­сом РФ термин «особо охраняемые территории» наиболее полно отра­жает специфику этой категории земель и соответствует действующему законодательству, поскольку ценность данных территорий и объектов обусловливает необходимость установления в пределах их границ ре­жима особой охраны.

Понятие, критерии, по которым участки земли могут быть отнесены к категории особо охраняемых территорий и объектов, а также состав данной категории земель определены в ст. 94 ЗК.

Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

1.К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые
имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстети­-
ческое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые
изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государст­-
венной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью
или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых
установлен особый правовой режим.

Это интересно:  Развод в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме

2.К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1)особо охраняемых природных территорий

2)природоохранного назначения;

3)рекреационного назначения;

4)историко-культурного назначения;

5)иные особо ценные земли

Этот перечень видов земель особо охраняемых территорий не явля­ется исчерпывающим. Правительство РФ, соответствующие органы ис­полнительной власти субъектов Федерации, органы местного само­управления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий. Например, к ним могут быть отнесены охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники.

Целевым назначением земель данной категории является обеспечение сохранения природных комплексов, отдельных природных объектов путем полного или частичного ограничения хозяйственной деятельности на этих землях.

Другая отличительная особенность правового режима земель данной категории заключается в том, что он распространяется на смежные с этими территориями земли. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним землях могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Порядок установления особого правового режима использования и охраны земель каждого отдельного вида особо охраняемой террито­рии, порядок их изъятия полностью или частично из хозяйственного использования и из оборота регулируются федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Земельным кодексом определены виды земель, которые отнесены к изъятым из оборота или к ограниченным в обороте.

К землям, изъятым из оборота, отнесены, в частности, земли государственных природных за­поведников и национальных парков. Земельные участки, отнесенные к изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собствен­ность, а также быть объектами сделок.

К ограниченнымв обороте Земельный кодекс отнес земельные уча­стки:

— в пределах особо охраняемых природных территорий;

-занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации;

— объектами, включенными в Список всемирного наследия;

— объектами археологического наследия.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключени­ем случаев, установленных федеральными законами.

37.1.218.108 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Особенности правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов

К землям особо охраняемых территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территории традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Следует обратить внимание на разнообразную нормативную базу, регулирующую правовой режим особо охраняемых территорий — Земельный кодекс РФ, ФЗ (от 7 мая 2001 г.) О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», ФЗ (от 14 марта 1995 г.) «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ (от 10 января 2002 г.) «Об охране окружающей среды», ФЗ (от 23 февраля 1995 г.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и др.

Кроме перечисленных правовых актов большое значение имеют специальные нормативные акты, утверждаемые на уровне Правительства РФ, регулирующие правовой режим отдельно взятых природных комплексов:

Положение о государственных природных заповедниках, утвержденное постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 г. № 4847;

Положение о национальных природных парках, утвержденное постановлением Правительства РСФСР от 10.08.1993 г. № 76948;

Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минприроды России от 25.01.1993 г. № 1449;

Положение о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минприроды России от 25.01.1993 г. № 1550 Краснова И.О. Земельное право: элементарный курс. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2008..

Необходимо учитывать, что рассматриваемые земли, как правило, изъяты из хозяйственного оборота или ограничены в обороте в соответствии со ст. 27 ЗК РФ и служат целям сохранения уникальных природных комплексов, усиления их оздоровительных, культурно-эстетических, экологических свойств и экологического воспитания населения. На таких землях запрещается осуществление деятельности, не связанной с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренной федеральными законами и законами субъектов РФ.

В составе земель особо охраняемых природных территорий выделяются земельные участки частичного хозяйственного использования (или функциональные зоны), на которых разрешено осуществлять хозяйственную и иную деятельность с соблюдением установленных ограничений.

Земли данной категории являются национальным достоянием (п. 2 ст. 95 ЗК РФ), поэтому на значительную часть земель особо охраняемых природных территорий установлена федеральная собственность. Однако земельный кодекс закрепляет, что данные земли могут находиться также в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам (п. 2 ст. 29 ЗК РФ).

Земельный кодекс РФ в п. 3 ст. 95 устанавливает запрет на изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению.

В Законе об особо охраняемых природных территориях предусматривается необходимость создания охранных зон на участках земли и водного пространства, прилегающих к территориям государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы. На территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов выделяются округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Создание охранных зон осуществляется без изъятия у собственников, землепользователей и арендаторов земельных участков. Права граждан и юридических лиц на указанные земельные участки сохраняются. Однако особый правовой режим охранных зон требует ограничить права этих лиц на землю (п. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ).

К территориям государственных природных заповедников относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), полностью изъятые из хозяйственного использования.

К территориям природных парков относятся территории (акватории), которые включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Государственные природные заказники — это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Памятники природы — это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного или искусственного происхождения. Территориями памятников являются занятые ими территории. собственность правовой территория

Территориями дендрологических парков и ботанических садов являются территории, предназначенные для создания специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также для осуществления научной, учебной и просветительской деятельности.

Территориями традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ считаются территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни указанными народами. К таковым относятся народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя этническими общностями.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты предназначены для лечения, профилактики заболеваний и отдыха.

Основным целевым назначением этих земель выступает оздоровительное и рекреационное назначение. Общим признаком земель лечебно-оздоровительных местностей и земель курортов являются располагающиеся на них природные лечебные ресурсы. К природным лечебным ресурсам относятся минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат и другие природные объекты и условия, используемые для лечения, профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Лечебные природные ресурсы являются государственной собственностью и передаются физическим и юридическим лицам только в пользование и только в лечебных целях.

К землям природоохранного назначения относятся земли водоохранных зон рек и водоемов, запретных и нерестоохранных полос, лесов, выполняющих защитные функции, противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений, а также иные земли, выполняющие природоохранные функции.

Земли рекреационного назначения предназначены для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

К землям историко-культурного назначения относятся земли:

1. объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятники истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2. достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3. военных и гражданских захоронений Земельное право/ под ред. С.А. Боголюбова. М.: Изд-во Проспект, 2010.

Земли историко-культурного назначения используются только в соответствии с их целевым назначением.

К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).

На собственников, владельцев, пользователей и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению. Сведения об особо ценных землях должны указываться в земельно-кадастровой, землеустроительной, лесоустроительной и градоустроительной документации, правоустанавливающих документах владельцев земли.

Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

В отношении особо охраняемых природных территорий установлен режим особой охраны. Они изъяты из хозяйственного оборота.

Земли особо охраняемых территорий: понятие и значение

Согласно преамбуле Федерального закона РФ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории (ООПТ) включают специально выделенные участки земель, водной глади и воздушного пространства над ними, занятые экосистемами, природными комплексами и объектами, имеющими особое природоохранное, рекреационное, оздоровительное, эстетическое или культурно-историческое значение. Правовой режим особо охраняемых природных территорий устанавливается с целью:

  • сохранения типовых и уникальных ландшафтов;
  • поддержания генетического биоразнообразия;
  • охраны объектов живой и неживой природы;
  • консервации объектов культурно наследия.
Это интересно:  Возбуждение уголовного дела при дтп

В отношении ООПТ установлен режим особой охраны. Они полностью или частично изъяты из хозяйственного оборота. На соседствующих с ООПТ участках создаются охранные зоны с регулируемым режимом земле- и водопользования.

Преамбулой Закона РФ № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории отнесены к объектам национального достояния.

Согласно сведениям Минприроды РФ в России учреждено более 13 тыс. ООПТ общефедерального, регионального и муниципального значения. Их площадь с учетом морской акватории превышает 200 млн га, что составляет около 12% площади страны.

Регламентация правового положения особо охраняемых территорий

Законодательная база, устанавливающая порядок создания, функционирования, управление и развития ООПТ, хорошо развита. Многообразие нормативно-правовых актов общефедерального и регионального уровня объясняется особой значимостью земель ООПТ.

На конституционном уровне установлено обязательство каждого гражданина бережно относится к природе. Исходя из содержания ст.71, 72 управление ООПТ и охрана природы находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

  • Законодательный комплекс предписаний об ООПТ включает множество международно-правовых актов, в числе которых Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая на Генеральной конференции ЮНЕСКО (Париж, 1972); Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение (Иран, 1971). Практикуется заключение двусторонних договоров в отношении приграничных ООПТ. В пример можно привести межправительственное соглашение с Китаем от 26.04.96 г. о создании международного заповедника на озере Ханка.
  • Земельный кодекс РФ посвятил регламентации правового положения земель особо охраняемых территорий одноименную главу XVII. Оговорена необходимость их использования исключительно по целевому назначению, а также приоритет в охране.
  • Системообразующий Федеральный закон РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относит ООПТ к числу объектов, находящихся под особой охраной (ст. 58, 59).
  • Профильным регуляторным актом в отношении ООПТ является Федеральный закон РФ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Документ устанавливает 6 категорий ООПТ, регламентирует особенности правового режима каждой их них. Отдельные главы посвящены организации охраны ООПТ и ответственности за нарушение их режима.
  • Федеральный закон № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» прямо не устанавливает обязательность проведения экспертизы при планировании размещения новых объектов в пределах ООПТ. Конкретные предписания по этому поводу содержаться в правительственном Постановлении № 822 «Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капремонт которых предполагается осуществлять на землях ООПТ, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы» от 07.10.08 г.
  • Санкции за нарушение правового режима ООПТ оговорены ст. 262 Уголовного кодекса РФ, ст. 8.39 КоАП РФ. Криминальное или административное преследование виновных не исключает возложение на них обязательств компенсировать причиненный вред по правилам Гражданского кодекса РФ. Сумма возмещения рассчитывается согласно методикам и таксам, утвержденным Приказом Минприроды РФ № 658 от 01.08.11 г.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий

В России возможно существование ООПТ общефедерального, регионального и местного значения. Соответственно, они могут находиться в ведении центрального правительства в лице Минприроды и его органов, региональных властей или муниципалитетов.

Состав земель особо охраняемых территорий согласно п. 2 ст. 2 Закона РФ № 33-ФЗ:

  • природные, в том числе биосферные, заповедники;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • природные заказники;
  • памятники природы;
  • дендропарки, ботанические сады.

Категория и правовой режим земель особо охраняемых природных территорий устанавливается при учреждении ООПТ. Компетентные органы принимают во внимание экологическое значение соответствующей территории для сохранения биоразнообразия, а также наличие в его границах:

  • естественных и окультуренных ландшафтов, имеющих особую научную или эстетическую ценность;
  • геологических, минералогических и палеонтологических объектов;
  • уникальных природных комплексов или одиночных объектов, представляющих научный интерес.

Номинально перечень категорий ООПТ закрытым не является. Ст. 2 вышеназванного Закона № 33-ФЗ оговаривает возможность установления категорий, отличающихся от вышеперечисленных. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий могут детализироваться на региональном уровне.

Таким образом, ООПТ общефедерального значения создаются в одной из форм, прямо предусмотренных законом. ООПТ регионального и местного значения могут существовать в формах, предусмотренных законодательством соответствующего региона.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий находятся в непосредственной связи:

  • заповедники и национальные парки признаются природным территориями общефедерального значения;
  • природные парки – ООПТ регионального значения;
  • заказники, памятники природы, дендропарки и ботанические сады могут быть отнесены к ООПТ общефедерального или регионального значения.

Категория ООПТ при определенных условиях может изменяться. Так, при наличии заключения государственной экологической экспертизы заповедник может быть переведен в статус национального парка (п. 2 ст. 14 Закона РФ № 33-ФЗ).

Общие положения о праве собственности на имущество, входящее в состав особо охраняемых природных территорий

В современных условиях земля и другие природные ресурсы несут значительную антропогенную нагрузку. Правовое положение земельных участков многих категорий (поселений, промышленности, обороны) сводится, в основном, к установлению права собственности и других вещных прав согласно Гражданскому кодексу РФ.

Однако в отношении земель особо охраняемых территорий дело обстоит иначе.

При создании особо охраняемых природных территорий первоочередное значение имеет установление правового режима охраны. Право собственности вторично.

Кроме того, владение особо охраняемыми землями зачастую обременительно, поскольку их использование для получения экономической выгоды невозможно либо осложнено.

Земли заповедников и национальных парков признаются общефедеральной, природных парков – региональной собственностью. Заказники, дендропарки и ботанические сады могут находиться как в государственной, так и в региональной собственности.

Органы местного самоуправления владеют ООПТ, созданными ими на собственных или изъятых для публичных нужд землях. Земли под памятниками природы могут находиться в публичной или частной собственности.

Правовой режим земель отдельных особо охраняемых территорий федерального, регионального и местного значения

Система указанных правил освещена в Федеральном законе № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»:

  • Природные объекты и ресурсы, а также недвижимость в пределах заповедника признаются общефедеральной собственностью и изъяты из гражданского оборота (ст. 6). Заповедные, в том числе залесенные, земли передаются федеральным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление ими в постоянное пользование. Изъятие у бюджетных учреждений заповедных земель запрещено. Последние вправе передавать участки в пределах зоны частичного хозяйственного использования своим сотрудникам в качестве служебных наделов в безвозмездное пользование (ст. 11).
  • Природные ресурсы в пределах национальных парков находятся в общефедеральной собственности и изъяты из гражданского оборота. Для недвижимости это только общее правило, подразумевающее исключения. Смена целевого назначения участков, находящихся в пределах национальных парков, а также уменьшение заповедной зоны запрещены (ст. 12, 15). Земельные участки, на которых созданы национальные парки находятся в постоянном бессрочном пользовании федеральных бюджетных госучреждений. Разрешено выделение служебных наделов (ст. 16). Отдельные участки парков по результатам экологической экспертизы могут передаваться в аренду частным лицам для физкультурно-оздоровительной, рекреационной и иной подобной деятельности в порядке ст. 22 Земельного кодекса РФ. Для этих целей соответствующее бюджетное учреждении отказывается от права постоянного пользования.
  • Природные ресурсы природных парков ограничены в гражданском обороте (ст. 18). Земли парков передаются в бессрочное пользование бюджетным учреждениям субъектов РФ. Изъятию они не подлежат. Отдельные участки в пределах парков могут находиться в муниципальной и частной собственности (ст. 20).
  • Поскольку заказники могут быть как федерального, так и регионального уровня, то и право собственности на земли и природные ресурсы может быть разным. Кроме того, в пределах заказников могут находиться частные владения, собственники которых обязаны соблюдать установленный природоохранный режим (п. 5 ст. 24).
  • Территории памятников природы могут находиться в публичной или частной собственности. Основное отличие от других ООПТ закачается в том, что в частной собственности может находиться весь участок, занятый природным памятником. Учитывая тот факт, что памятником может признаваться даже отдельно стоящее дерево (причудливой формы, долгожитель, дерево-роща) это не вызывает удивления. Процедура учреждения памятника природы может сопровождаться возмездным изъятием участка у частного владельца для публичных нужд по правилам 279 ГК РФ. Если памятник все же остался в пределах частных владений, его собственник обязан принять на себя обязательства по обеспечению его охраны. Отказ в подписании охранного договора или его невыполнение могут послужить основанием для изъятия участка.
  • Земли в границах дендропарков и ботанических садов передаются управляющим ими госучреждениям, в том числе научным организациям и ВУЗам, в бессрочное пользование. Имущество ООПТ этого вида ограничено в гражданском обороте.

Использование земель особо охраняемых природных территорий

Общие положения о порядке использования земель ООПТ содержаться в разделе гл. XVII ЗК РФ «Земли особо охраняемых территорий и объектов». Цели их использования определяются категорией, профилем и целями создания соответствующей ООПТ.

Правовой режим особо охраняемых природных территорий сводится к запрету деятельности, не связанной с сохранением природных объектов в их первозданном виде и изучением природных комплексов.

Смена целевого назначения участков в пределах ООПТ или прекращение права собственности на них для нужд, не связанных с использованием по целевому назначению, запрещено. На специально выделенных участках частичного использования возможна хозяйственная и/или рекреационная деятельность согласно установленному правовому режиму.

Для предотвращения неблагоприятных последствий деятельности человека за чертой ООПТ устанавливаются природоохранные зоны, в границах которых запрещается деятельность, могущая негативно сказаться на состоянии ООПТ. Участки земли в пределах таких зон у собственников не изымаются, однако они могут использоваться только с соблюдением установленного правового режима.

В отношении ОППТ действует запрет на:

  • выдел садоводческих и дачных участков;
  • прокладку трубопроводов, линий электропередач и строительство автодорог;
  • возведение и эксплуатация жилья и хозяйственных комплексов, непосредственно не связанных с природоохранной деятельностью;
  • движение и стоянка автотранспорта и спецтехники (кроме случаев, когда они необходимы для функционирования ООПТ);
  • проезд транспорта, прогон скота (кроме дорог общего пользования).
Это интересно:  Перевод земель из одной категории в другую: изменение целевого назначения участка и как это сделать?

Земли особо охраняемых территорий

Главная > Дипломная работа >Экология

I ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

1.1 Понятие и общая характеристика правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов

1.2 Государственное управление в сфере использования и охраны земель природоохранного назначения

II ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЗЕМЕЛЬ ПРИРОДООХРАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

2.1 Особенности правового режима земель водоохранных зон водных объектов

2.2 Правовой режим земель, занятых защитными лесами

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Земли природоохранного назначения выполняют непосредственно и опосредованно важнейшие экологические функции: водоохранную, защитную, противоэрозионную и др., являясь преградой для негативных природных и антропогенных воздействий. Однако неопределенность правового режима земель природоохранного назначения ведет к низкой эффективности реализации правовых норм, нацеленных на сохранение сопряженных с этими землями компонентов природной среды.

Актуальность темы исследования определяется тем, что упомянутые земли входят в состав земель природоохранного назначения (ст. 97 ЗК РФ). Последние, в свою очередь, входят в состав категории земель особо охраняемых территорий и объектов (ч. 2 ст. 94 ЗК РФ). Существующая на данный момент правоприменительная практика, в том числе практика ведения государственного земельного кадастра, отражает наличие многочисленных коллизий и правовых пробелов в сфере регулирования земельных отношений по использованию и охране земель природоохранного назначения. Вследствие терминологических несоответствий эффективность применения соответствующих норм невысока. В связи с этим необходимо провести анализ современного законодательства, регулирующего правовой режим этих земель, с целью его совершенствования. Целью исследования является общая характеристика правового регулирования земель особо охраняемых территорий в российской федерации.

Объект исследования: Земли природоохранного назначения.

Предмет исследования: Правовое регулирование земель природоохранного назначения.

Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи исследования:

-определить понятие и состав земель особоохраняемых территорий;

-рассмотреть правовое регулирование земель особо охраняемых природных территорий;

-охарактеризовать правовой режим земель природоохранного назначения;

-проанализировать режим охраны отдельных категорий особо охраняемых природных территорий;

-разработать предложения по совершенствованию законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, Земельный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и иные нормативные акты.

В основу работы легли труды таких ученых, как С.А. Боголюбов, О.Л. Дубовик, И.А. Иконицкая, М.Ю. Тихомиров, П.П. Петров, Д.И. Платонов, Д.А. Ястребов, В.В. Никитин, Е.А. Сухова, Д.Ф. Хамидулина и др.

Методологическими основами исследования являются методы и приемы научного познания. Основу исследования определили общенаучные (диалектико-материалистический, системный) и специальные (сравнительно-правовой, нормативно-логический, историко-юридический,

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дается развернутый научный анализ правового регулирования земель особо охраняемых территорий в РФ.

Научная новизна исследования заключатся в том, что работа представляет собой комплексное исследование правового статуса земель природоохранного назначения в РФ. Практическая значимость исследования определяется тем, что выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы при внесении изменений и дополнений в земельное законодательство, материалы дипломной работы могут быть использованы в учебном процессе. Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих в себя 4 параграфа, заключения, и списка использованных источников и литературы.

I ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

1.1 Понятие и общая характеристика правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов

Конституция Российской Федерации 1 образует, создает основу для законодательства РФ об особо охраняемых территориях. Такими соответствующими положениями являются как экологические нормы Конституции, так и положения общего характера, определяющие закономерности развития законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Одной из основных задач государственной политики на сегодняшний день является, в том числе, поддержание благоприятной окружающей среды для будущих поколений. Сюда же можно отнести выполнение задач, направленных на сохранение и воспроизводство редких и ценных популяций животных, растений, недопущение гибели исчезающих видов и т.д. Кроме того, важнейшее значение имеют различные памятники истории, культуры, которые также нуждаются в особой защите со стороны государства. Это лишь некоторые из причин, которые вызвали необходимость установления, правового регулирования такой категории земель как земли особо охраняемых территорий и объектов. В настоящее время уделяется большое внимание созданию, функционированию и защите особо охраняемых территорий как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов и местного самоуправления.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Специфические черты присущи отдельным видам земель особо охраняемых территорий и обусловливают их дифференцированный правовой режим, определяемый в общем виде в статьях комментируемой главы, более подробно — в соответствующих нормативных актах о видах особо охраняемых территорий, а применительно к конкретной территории — в постановлении органа исполнительной власти об объявлении данной территории особо охраняемой

К нормативным правовым актам, регулирующим порядок создания, функционирования и прекращения использования особо охраняемых территорий и объектов, а также обеспечения их охраны относятся:

-Земельный кодекс РФ (далее – ЗК РФ) 2 ;

-Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях 3 » (далее – Закон, Федеральный Закон);

-Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации 4 «;

-Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах 5 » и иное законодательство.

Одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Категория земель особо охраняемых территорий и объектов не является однородной и включает в себя несколько субкатегорий, в том числе:

-особо охраняемых природных территорий (включая лечебно-оздоровительные местности и курорты);

-иных особо ценных земель.

Упоминание «иных» земель следует понимать в том смысле, что данный перечень не является исчерпывающим, а потому в силу п. 5 ст. 94 ЗК РФ Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).

Под объектами особо охраняемых территорий понимаются в п. 6 ст. 94 ЗК прежде всего объекты культурного наследия РФ. В п. 3 и 10 ст. 95 ЗК предусматриваются также земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы. Последнее время к законодательству об особо охраняемых территориях и их объектах, к его применению привлечено большое внимание ввиду особой ценности этих земель, попыток их урезать, уменьшить и желания некоторых представителей современного истеблишмента принять участие в приватизации части этих земель.

В ЗК РСФСР 1991 г. подобной общей категории земель не предусматривалось, а специальный раздел VI ЗК РСФСР был посвящен землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения с раскрытием их режима в соответствующих статьях 6 .

Согласно действующему ЗК и иным нормативным правовым актам, принятым в ходе административной реформы, земли особо охраняемых территорий могут быть в соответствии с масштабом, порядком образования и подчиненностью трех видов: федеральные; субъектов РФ; местного значения.

Объявление территорий особо охраняемыми, изъятие соответствующих земельных участков, установление на них особого режима использования и охраны осуществляется соответствующими органами исполнительной власти: федеральных — Правительством РФ; субъектов РФ — правительствами (администрациями) республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения; местного значения — органами местного самоуправления, в том числе представительными органами и администрациями муниципальных образований.

Незавершенность перечня особо охраняемых территорий и объектов федерального, регионального (субъектов РФ) и местного значения позволяет создавать их новые виды.

Особенно часто новые виды особо охраняемых территорий создаются на землях, занятых объектами культурного наследия РФ.

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Кодексом и федеральными законами.

Земельные участки из земель особо охраняемых территорий, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Согласно п. 11 ст. 22 Кодекса, изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, studopedia.ru, studwood.ru, advokat-malov.ru, works.doklad.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector