+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Реализация арестованного имущества — Нормы гражданского права. Статьи и очерки

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Мусаев М. А.

Реализация арестованного имущества самый сложный этап процедуры обращения взыскания во всем процессе исполнительного производства . Определенными особенностями обладает процедура реализации прав /требований/, принадлежащих должнику по неисполненным обязательствам третьих лиц. Тогда появляется еще один участник процесса дебитор должника, права /требования/ в отношении которого реализуются судебными приставами исполнителями.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Мусаев М.А.,

Текст научной работы на тему «Проблемы, связанные с реализацией арестованного иму- щества»

Проблемы, связанные с реализацией арестованного имущества

Реализация арестованного имущества должников является, на наш взгляд, наиболее сложным этапом процедуры обращения взыскания во всем процессе исполнительного производства. Недостаточное количество научной юридической литературы по данному вопросу, фрагментарное правовое регулирование соответствующей сферы отношений приводят зачастую к признанию сделок, заключенных по результатам реализации имущества, недействительными [1].

В этой связи специфика правоотношений по реализации имущества должников, особенности правовых связей между субъектами отношений, гражданско-правовой характер сделки по отчуждению имущества требуют отдельного рассмотрения, что позволит выделить особенности правового режима, образующегося в данной сфере, и привлечь внимание к проблемам, с которыми сталкиваются специалисты, работающие в данной области.

Реализация арестованного имущества является составной частью исполнительного производства, и, следовательно, нельзя обойти вниманием вопросы о месте всего комплекса норм об исполнительном производстве в системе российского права и существе правоотношений, возникающих в ходе этого производства. Данные вопросы находятся в числе наиболее дискуссионных в российской правовой науке, что свидетельствует об определенной сложности и многообразии отношений, подлежащих регулированию нормами исполнительного законодательства.

Арестованное имущество должно быть продано в течение двух месяцев со дня наложения на него ареста (если иное не предусмотрено федеральным законом). Возникает вопрос: что делать в случае получения исполнительного листа об исполнении судебного акта, когда имущество было уже арестовано в обеспечение иска, с какого момента начинает исчисляться двухмесячный срок.

Статья 447 ГК РФ допускает применение норм ст. 448, 449 ГК РФ к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда. Некоторые статьи ГК РФ содержат прямую отсылку к правилам проведения публичных торгов, установленным процессуальным законодательством (ст. 63, 350).

При оценке законности торгов перед судом встает задача правильного применения и увязки положений норм гражданского, исполнительного и процессуального законодательства.

Как правило, при предъявлении исков о признании торгов недействительными истцы ссылаются на многочисленные основания и обстоятельства, законность которых исследуется судом в процессе рассмотрения дела. И нередко факторы, влияющие на действительность сделки, устанавливаются судом на основе совокупности положений многих правовых норм.

Судебно-арбитражная практика показывает, что заявители (как правило, должники по исполнительному производству) предъявляют иски, адресованные оценщику, о признании оценки недостоверной на основании ст. 13 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ в последующих редакциях «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности). Вопрос о том, подлежит ли применению данное положение на стадии исполнительного производства, однозначного решения не имеет. В одних случаях суд не признает за должником право оспорить оценку по вышеназванному основанию, поскольку под рыночной стоимостью объекта оценки по смыслу Закона об оценочной деятельности понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки. При обращении взыскания на имущество должника реализация имущества происходит принудительно. Поэтому рыночная стоимость по Закону об оценочной деятельности не тождественна рыночной цене по Закону об исполнительном производстве.

Используют и другой аргумент. Должник по исполнительному производству не является субъектом оценочной деятельности по ст. 4 Закона об оценочной деятельности, а потому не вправе такую оценку оспаривать на основании ст. 13 названного Закона. В других случаях суд исходит из того, что возможность оспорить сведения, содержащиеся в отчете об оценке, в процессе исполнительного производства предусмотрена ст. 13 Закона об оценочной деятельности, а также вытекает из гарантированного Конституцией РФ права на судебную защиту гражданских прав.

По утверждению И.Б. Морозовой, «на правовое регулирование исполнительного производства распространяются нормы административного права и административного процесса, нормы гражданского процессуального права, а также других отраслей права, например, гражданского (при регулировании договорных отношений по реализации арестованного имущества)» [2, с. 30].

В данном случае говорить о наличии гражданско-правовых отношений в чистом виде не приходится, между тем здесь имеет место предусмотренная Гражданским кодексом РФ (ст. 1) возможность ограничения гражданских прав (должника) в целях защиты прав и законных интересов других лиц (кредиторов), что выражается в принудительном наделении должника правовым статусом продавца либо цедента по сделке, заключаемой реализатором этого имущества с третьим лицом [1].

В данной связи актуален вопрос о том, кто является продавцом по сделке, совершаемой в процессе реализации имущества должника. В литературе нет однозначного мнения по данному вопросу.

По замечанию Д.И. Мейера, продавцом является собственник имущества, то есть должник, а орган судебной власти, судебный пристав — его законный представитель [3, с. 309, 576]. К.И. Скловский предлагает считать продавцом судебного пристава-исполнителя (или же орган юстиции, имеющий статус юридического лица) [5, с. 70-71].

Судебная практика идет по пути признания продавцом (стороной сделки) собственника имущества (должника), при этом отмечается, что лицо (орган), осуществляющее взыскание, действует по обязательствам собственника в интересах взыскателя [1].

По нашему мнению, позиция Президиума ВАС РФ наиболее верно отражает характер договорной связи по отчуждению имущества должника, поскольку мнение Д.И. Мейера не согласуется с принципами гражданского представительства, а К.И. Скловский возлагает на судебного пристава-исполнителя не свойственные ему функции и обязанности.

Определенными особенностями обладает процедура реализации прав (требований), принадлежащих должнику по неисполненным обязательствам третьих лиц. В данном случае в числе субъектов, участвующих в процессе реализации имущества, появляется еще одно лицо — так называемый дебитор должника, права (требования) в отношении которого реализуются судебными приставами-исполнителями. Он действует в свободном гражданском обороте, их взаимоотношения с должником определяются заключенным между ними договором и регулируются нормами гражданского права.

1. Насонов А.М. Реализация имущества должников в порядке принудительного исполнения судебного решения // Журнал российского права. 2003. № 10.

2. Морозова И.Б. Субъекты исполнительного производства: Дис. . канд. юрид. наук. М., 1999.

3. Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2 ч. М.: Статут, 2000.

4. Авдюков М.Г. Исполнение судебных решений. М.: Госюриздат, 1960.

5. Скловский К.И. О защите прав собственника и владельца имущества, реализованного на публичных торгах // Хозяйство и право. 2000. № 1.

§ 5. Реализация арестованного имущества как юридический процесс

Реализация арестованного имущества в контексте исполнительного производства представляет собой процедурно-процессуальную совокупность действий, регламентируемых договорами с элементами гражданского и административного права.

См.: Головин В.В. Административно-правовое регулирование реализации арестованного имущества (по материалам службы судебных приставов): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Омск, 2000.

В современных условиях в юридической литературе отсутствует достаточно стройная теория, позволяющая четко определить ключевые дефиниции, связанные с юридическим процессом . Ряд ученых рассматривают юридический процесс в широком смысле — как деятельность, представляющую собой совокупность юридических действий. В этом аспекте мы можем определить реализацию арестованного имущества как юридический процесс, представляющий собой совокупность юридических действий по аресту и реализации имущества должников с целью исполнения судебных актов и актов иных органов, предусмотренных Федеральным законом Об исполнительном производстве». Такое определение подчеркивает неразрывность исполнительного производства на всех его этапах и стадиях, а также его направленность на удовлетворение интересов сторон исполнительного производства.

Юридические процессы также рассматриваются как разновидность социальных, их отличительные особенности — это сознательная целенаправленная деятельность, связанная с реализацией властных полномочий субъектами публичной власти, она запрограммирована на достижение определенных юридических результатов, направлена на решение юридических задач, полностью (или в основном) регламентирована юридическими процессуальными нормами . Промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах.

Данным особенностям юридического процесса соответствует процесс реализации арестованного имущества: это сознательная целенаправленная деятельность, связанная с принудительным обращением взыскания, запрограммированная на завершение исполнительных производств; ее промежуточные и окончательные итоги закрепляются постановлениями судебного пристава-исполнителя и юридическими актами, фиксирующими состояние процесса. Процесс реализации арестованного имущества регламентируется нормами исполнительного права и другими нормативными правовыми источниками, рассмотренными в § 1 данной главы.

Реализация арестованного имущества является сложным юридическим процессом, имеющим определенные стадии и этапы. Под стадией реализации арестованного имущества как юридического процесса можно понимать относительно замкнутую самостоятельную систему мыслительных операций, протекающих во времени и направленных на правовое разрешение сложившейся ситуации . Стадиям реализации арестованного имущества присущи следующие характерные черты. Во-первых, это — самостоятельная часть исполнительного производства, разрешающая специфические задачи. Во-вторых, ей присущ особый круг участников. В-третьих, совокупность юридических действий, осуществляемых в определенной логической последовательности и в установленных временных границах, завершается принятием решения, что фиксируется в юрисдикционных документах специально предусмотренной формы.

Это интересно:  Кража гос номера статья ук рф

В стадии можно выделить менее крупные элементы исполнительного производства — этапы. Они характеризуют порядок осуществления группы взаимосвязанных процессуальных и коммерческих действий и представляют собой относительно самостоятельную часть: несколько этапов образуют стадию. Например, в арест имущества как стадию входят этапы: опись, изъятие или передача на хранение.

Описание реализации арестованного имущества как юридического процесса должно включать в себя конкретизацию прав и обязанностей участвующих сторон, указание основных стадий и этапов процесса, обозначение промежуточных и окончательных итогов процесса и их фиксацию в официальных документах, выделение основных потоков, проходящих в процессе реализации, регламентацию деятельности участников юридическими процессуальными нормами. Характерная особенность реализации арестованного имущества как юридического процесса, в отличие от других видов процесса (уголовного, гражданского), — это действия управления и контроля, последовательно совершаемые одним органом исполнительной власти — территориальным органом ФССП России.

Выделим следующие стадии реализации арестованного имущества как последовательного юридического процесса: арест, изъятие и предпродажная подготовка имущества; оценка арестованного имущества; хранение арестованного имущества; передача имущества для реализации; продажа имущества; определение размера вознаграждения; денежные расчеты; возврат нереализованного имущества.

Арест, изъятие и предпродажная подготовка имущества

Арест имущества должника состоит из совокупности процессуальных действий судебного пристава-исполнителя:

1) опись имущества должника;

2) объявление запрета распоряжаться имуществом;

3) ограничение права пользования имуществом;

4) изъятие имущества или передача его на хранение.

Указанные процессуальные действия достаточно подробно описаны в «Настольной книге судебного пристава-исполнителя». Мы сделали акцент на описание и разъяснение этих действий в связи с особенностями последующей реализации арестованного имущества.

1. Судебный пристав-исполнитель накладывает арест на имущество должника с учетом возможности его последующей реализации в соответствии с очередностью обращения взыскания на имущество.

2. Судебный пристав-исполнитель вправе поручить специализированной организации осуществление предпродажной подготовки имущества, если таковая требуется для его реализации. Предпродажная подготовка арестованного имущества относится к расходам по совершению исполнительных действий, компенсируется за счет средств, вырученных от реализации имущества должника, и за его счет.

3. Изъятие арестованного имущества и передача его для продажи производятся в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, но не ранее пяти дней после наложения ареста. До наступления этого срока должник вправе исполнить требования исполнительного документа. Продукты и другие вещи, подвергающиеся быстрой порче, изымаются и передаются для продажи немедленно.

Действия судебного пристава-исполнителя на данной стадии фиксируются в акте описи и ареста имущества (Приложение 3), постановлении об аресте и изъятии имущества и передаче его на хранение.

Оценка арестованного имущества

1. Судебный пристав-исполнитель при составлении акта описи и ареста имущества оценивает имущество самостоятельно.

2. Оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, за исключением случаев, когда оценка производится по регулируемым ценам. Цена этого имущества определяется равной стоимости, установленной соответствующими актами органов государственной власти.

3. Рыночной признается стоимость, определяемая исходя из ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на данном региональном рынке идентичных (при отсутствии — однородных) товаров в сопоставимых коммерческих условиях по сделкам, заключенными между лицами, не являющимися взаимозависимыми, и соответствующая условиям реализации арестованного имущества, определяемым Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

4. Судебный пристав-исполнитель обязан после проведения оценки и установления цены ознакомить должника и взыскателя с ценой арестованного имущества и только после этого передавать заявку на реализацию арестованного имущества.

В случаях, если должник или взыскатель не согласны с оценкой, произведенной судебным приставом-исполнителем, либо оценка для судебного пристава-исполнителя затруднительна, последний обязан назначить своим постановлением для определения рыночной цены арестованного имущества оценщика. При этом сторона, оспаривающая оценку имущества, произведенную судебным приставом-исполнителем, несет расходы по оценке имущества специалистом. Во всех остальных случаях оплата услуг по оценке имущества относится к расходам по совершению исполнительных действий и возмещается за счет должника.

Заключение об оценке имущества, выполненное оценщиком, должник или взыскатель вправе оспорить исключительно в исковом порядке в суде.

5. Для оценки рыночной стоимости недвижимости (в том числе подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов), машин, оборудования, транспортных средств, нематериальных объектов (интеллектуальной собственности), предприятий как имущественного комплекса (ст. 132 ГК РФ), а также имущественных прав, прав требования (дебиторской задолженности), драгоценных камней, металлов, изделий из них и лома таких изделий, редкоземельных металлов, ценных бумаг судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке назначает своим постановлением оценщика и вправе вынести постановление об отложении исполнительных действий сроком на период проведения оценки в соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

6. Основанием для проведения оценки арестованного имущества являются постановление судебного пристава-исполнителя о назначении оценщика и договор между Управлением ФССП по Омской области и оценщиком, имеющим специальные познания в данной области и соответствующие лицензии на осуществление оценочной деятельности. При этом судебный пристав-исполнитель обращается в отдел реализации арестованного имущества, который привлекает для оценки оценщика согласно заключенным службой договорам. Оценщик не вправе заниматься продажей имущества, которое он оценивал.

7. Результаты оценки рыночной стоимости арестованного имущества, выполненной оценщиком, оформляются заключением об оценке в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В отчете об оценке стоимость имущества указывается с учетом НДС. Судебный пристав-исполнитель, выполнивший оценку арестованного имущества самостоятельно, указывает ее в акте описи и ареста имущества.

Свои действия на этой стадии судебный пристав-исполнитель фиксирует в документах: заявка на оценку, уведомление об оценке, постановление о назначении специалиста (Приложение 3).

Хранение арестованного имущества

Порядок и условия хранения арестованного и изъятого судебным приставом-исполнителем имущества устанавливаются ст. 53 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и Положением о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1998 г. N 723 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 847).

2. Имущество должника передается на хранение под роспись в акте ареста имущества должнику или другим лицам, назначенным судебным приставом-исполнителем (далее именуется — хранитель). Специализированным организациям имущество передается по акту приема-передачи.

Хранитель несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

3. О режиме ответственного хранения, в том числе объеме прав хранителя при пользовании имуществом, судебный пристав-исполнитель указывает в соответствующем постановлении (Приложение 3).

Передача имущества для реализации

1. При наступлении срока передачи имущества для реализации судебный пристав-исполнитель подает заявку на продажу арестованного имущества в отдел реализации. Поступившие заявки подлежат обязательной регистрации в день поступления.

К заявке прилагаются:

1) копия исполнительного документа;

2) копия акта ареста имущества;

3) документы, подтверждающие право собственности на имущество, а также характеризующие его и необходимые для его отчуждения в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;

4) заключение оценщика (если оценщик привлекался);

5) документ, подтверждающий ознакомление сторон с оценкой имущества.

Перечисленные документы могут быть дополнены в зависимости от вида реализуемого имущества.

Отдел реализации арестованного имущества в течение суток проверяет правильность и законность их оформления, со своими рекомендациями направляет заявки главному судебному приставу.

Судебный пристав-исполнитель должен сам получить информацию о распределении имущества на продажу в отделе реализации арестованного имущества.

2. После принятия главным судебным приставом решения о распределении заявки отдел реализации арестованного имущества в соответствии с договором комиссии либо агентским договором оформляет спецификации, являющиеся неотъемлемой частью указанных долговременных договоров, в которых указываются наименование, количество, цена товара, процент вознаграждения, срок передачи на реализацию и срок реализации.

Отдел реализации арестованного имущества оформляет листок контроля спецификации, который передается судебному приставу-исполнителю.

3. Передача имущества на продажу производится судебным приставом-исполнителем специализированной организации, которой отписана заявка, в трехдневный срок по акту приема-передачи арестованного имущества.

1. Продажа арестованного имущества осуществляется на комиссионных и иных договорных началах. Продажа недвижимого имущества, права долгосрочной аренды, прав требования (дебиторской задолженности), объектов незавершенного строительства осуществляется путем проведения торгов. Форма торгов указывается судебным приставом-исполнителем в заявке. Торги проводятся в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами, регулирующими организацию и проведение торгов.

2. Специализированная организация в максимально короткий срок (но не позднее чем на третий рабочий день с момента получения имущества на продажу или права на его продажу) должна принять конкретные меры по продаже имущества. Такими мерами могут быть: передача имущества на продажу, объявление о проведении торгов, выставление имущества в торговый зал, подача объявления в средства массовой информации, публичная оферта, рассылка оферт потенциальным покупателям и т.п.

3. Срок комиссионной реализации имущества не должен превышать двух месяцев со дня наложения на него ареста. Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения заявки специализированной организацией.

4. Цена продажи имущества не должна быть ниже цены, указанной в заявке судебного пристава-исполнителя.

5. В случае продажи имущества по цене выше указанной в заявке судебного пристава-исполнителя дополнительная выгода перечисляется на счет, указанный в договоре, в общем порядке.

6. В случае продажи имущества по цене ниже указанной в заявке судебного пристава-исполнителя, превышения срока реализации имущества, нарушения срока перечисления денежных средств, вырученных от реализации имущества, намеренного искажения информации о затратах на реализацию специализированные организации несут ответственность, установленную договорами.

7. В случае передачи на реализацию имущества, продажа которого допустима как в целом, так и по частям, специализированная организация вправе продать указанное имущество в целом или частично, если иное не следует из положений действующего законодательства и не предусмотрено заявкой на реализацию. При продаже имущества по частям все процедуры реализации и расчетов выполняются в установленном порядке.

Это интересно:  Жк рф статья 135

1. Процент вознаграждения для специализированных организаций начисляется от суммы реализации, которая равна денежным средствам, вырученным от реализации, за минусом затрат на реализацию, понесенных специализированными организациями.

2. Установлены дифференцированные ставки процента вознаграждения:

1) комиссионное вознаграждение фиксировано в размере 5% от суммы реализации;

2) дополнительное вознаграждение (делькредере) в размере до 4% от суммы реализации специализированная организация получает при осуществлении комиссионной продажи имущества за принятие на себя всех рисков, связанных с продажей имущества, в том числе и ручательство за исполнение сделки третьим лицом — покупателем. Размер делькредере определяется в зависимости от суммы реализации главным судебным приставом по представлению отдела реализации арестованного имущества.

1. В случае продажи имущества специализированной организацией в указанный срок и не ниже заявленной цены:

1) денежные средства, поступившие от продажи имущества, за минусом вознаграждения специализированной организации перечисляются этой организацией на депозитный счет межрайонного подразделения ФССП, указанный в договоре, в срок не более трех дней с момента продажи имущества, а по недвижимости — с момента внесения денег покупателем. Одновременно с перечислением денежных средств через отдел реализации арестованного имущества судебному приставу-исполнителю в течение трех рабочих дней передаются письменный отчет о понесенных затратах на реализацию с приложением необходимых документов и документы по исполнению (рис. 5.3);

││ Управление ФССП в субъекте Федерации ││ └────────────┘

││ Отдел реализации арестованного имущества ││ /

│ Компенсация фактических расходов по статье │ │ Взысканные │

│»Совершение действий по исполнительному производству»│┌─┤ суммы ├──┐

Порядок реализации арестованного имущества судебным приставом-исполнителем

Реализация имущества должника в исполнительном произ в одстве представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. В статье мы попытаемся разобраться, как пристав-исполнитель реализует арестованное имущество, чем при этом руководствуется и кто еще, помимо него, участвует в данном процессе.

Реализация арестованного имущества должника осуществляется в соответствии с общими положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» с учетом совместного Приказа Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) № 347, Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 149 от 25.07.2008 года. Приказ устанавливает порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

Реализация арестованного имущества должника происходит путем его продажи Росимуществом в лице своих территориальных органов и отобранных им на конкурсной основе физических и юридических лиц (специализированных организаций). Процесс продажи такого имущества начинается с того, что судебный пристав-исполнитель выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию. До передачи имущества должна быть произведена его оценка по рыночным ценам в соответствии со статьей 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» — самостоятельно либо с привлечением оценщика. Услуги оценщика необходимы в случаях, когда продаже подлежит недвижимое имущество, ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественные права (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах), драгоценные металлы и камни, изделия из них, лом таких изделий, коллекционные денежные знаки в рублях и иностранной валюте, предметы, имеющие историческую или художественную ценность, вещь, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей. Также судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика, если взыскатель не согласен с оценкой, произведенной приставом самостоятельно.

Арестованное имущество должно быть передано судебным приставом-исполнителем в течение десяти дней с момента его оценки и считается переданным со дня подписания акта приема-передачи.

Постановление о передаче имущества должника на реализацию и уведомление о готовности к такой реализации направляются судебным приставом-исполнителем в Росимущество, которое в течение пяти рабочих дней после даты получения перечисленных документов принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества или же о привлечении для этих целей специализированных организаций. О своем решении Росимущество письменно извещает территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.

Продажа имущества происходит на комиссионных началах или на торгах. Не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов Росимущество или привлеченные им специализированные организации должны опубликовать извещение в печатных средствах массовой информации, распространяемых в том числе, по месту нахождения реализуемого имущества, и информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (интернете). В течение семи дней Росимущество или специализированные организации письменно предоставляют территориальному органу Федеральной службы судебных приставов ссылку на сайт и печатные средства массовой информации, в которых опубликовано извещение. Территориальный орган Федеральной службы судебных приставов России, в свою очередь, размещает указанную информацию на своем официальном сайте.

Общий срок, в течение которого арестованное имущество должно быть реализовано, составляет два месяца со дня его передачи. Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца со дня его передачи на комиссионных началах или в случае признания первых торгов несостоявшимися, Росимущество или специализированные организации уведомляют об этом судебного пристава-исполнителя, который выносит постановление о снижении цены на пятнадцать процентов. Когда имущество должника не было продано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой.

В случае отказа взыскателя от имущества должника либо непоступления от него уведомления о решении оставить нереализованное имущество за собой имущество предлагается другим взыскателям. При отсутствии таковых или отсутствии их решения оставить нереализованное имущество за собой — возвращается должнику.

Датой окончания процесса реализации арестованного имущества является дата перечисления денежных средств на соответствующий счет отдела территориального органа Федеральной службы судебных приставов, либо дата акта приема-передачи (возврата) имущества, либо, в случае если имущество отозвано и на реализацию не передавалось, дата постановления об отзыве арестованного имущества с реализации.

Таким образом, реализация арестованного имущества должника производится в установленные законом порядке и сроки при участии не только службы судебных приставов, но и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а также специализированных организаций.

В действительности же, модель реализации имущества должника далека от идеальной, прописанной в законодательстве. Нередко взыскателю приходится применять дополнительные меры для оперативного решения задач по реализации имущества, обращаться к профес сиональным юристам, которые, благодаря своему опыту и знаниям, организовывают и контролируют процесс передачи имущества от должника и процесс его реализации.

Статья 54. Реализация арестованного имущества

Комментарий к статье 54

1. В ст. 54 Закона содержатся общие условия реализации арестованного имущества. Реализации подлежит любое арестованное имущество за исключением имущества, изъятого из оборота.

2. В п. 1 комментируемой статьи установлен двухмесячный срок продажи имущества со дня наложения ареста, если иное не предусмотрено федеральным законом. В п. п. 2, 3 указывается, какими организациями и каким путем осуществляется продажа движимого и недвижимого имущества.

— Постановлении Правительства РФ от 23 апреля 1999 г. N 459 «О реализации конфискованного имущества» ;

СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2298.

— Приказах Министерства юстиции РФ от 27 октября 1998 г. N 153 «Об обязательном назначении специалиста при осуществлении оценки ценных бумаг, на которые обращается взыскание» ; от 12 ноября 1998 г. N 166 (в ред. Приказа Минюста РФ от 27 июня 2001 г.) «Об улучшении работы по отбору специализированных организаций для продажи арестованного имущества» ; от 24 августа 1999 г. N 248 «Об утверждении Порядка передачи и реализации конфискованного и арестованного имущества»;

Российская газета. 1998. 29 дек.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 3.

— Постановлении Правительства РФ «О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве РФ Российскому фонду федерального имущества» (РФФИ) от 21 декабря 2000 г. N 980;

— распоряжении РФФИ «Об утверждении Порядка организации и проведения торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации» от 29 ноября 2001 г. N 418.

4. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства от 23 апреля 1999 г. и п. 3 Порядка передачи и реализации конфискованного и арестованного имущества решение задач по реализации имущества, конфискованного или арестованного на основании судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, в том числе находящееся за рубежом, за исключением акций акционерных обществ, возлагается исключительно на Федеральный долговой центр при Правительстве РФ (теперь РФФИ), его территориальные отделения и уполномоченные им организации (далее — специализированные организации) с учетом специфики и особенностей реализации имущества, определенных законодательством.

Необходимо обратить внимание на то, что в целях упорядочения процесса реализации имущества, в том числе конфискованного или арестованного на основании судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, Правительство РФ постановило ликвидировать Федеральный долговой центр при Правительстве РФ, передав его функции Российскому фонду федерального имущества (п. 1 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 980 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. N 260)).

Реализация конфискованных или арестованных акций акционерных обществ осуществляется исключительно Российским фондом федерального имущества и его территориальными отделениями на правах специализированных организаций.

Деятельность по оценке и реализации имущества на внутреннем и внешнем рынке осуществляется отобранными на конкурсной основе специализированными организациями.

Как указывается в Приказе Министерства юстиции от 12 ноября 1998 г. N 166, коммерческие организации к реализации арестованного имущества можно привлекать только по итогам открытого конкурса (тендера), проводимого в порядке, установленном законодательством РФ, при наличии у них позитивного опыта работы, устойчивой положительной репутации, документов на право заниматься данным видом деятельности, соответствующих высококвалифицированных кадров (в том числе специалистов-оценщиков) и финансовых средств, позволяющих обеспечить выполнение взятых на себя обязательств.

Это интересно:  16 статья об оружии

5. Реализация имущества специализированной организацией осуществляется путем проведения торгов в форме аукциона или на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных законодательством РФ.

Конкретную форму реализации имущества определяет специализированная организация по согласованию с исполнительным органом.

Основанием для реализации имущества является договор между исполнительным органом и специализированной организацией.

Порядок и конкретные условия передачи исполнительным органом имущества в специализированные организации для его оценки или реализации определяются договором.

Исполнительные органы в сроки, установленные законодательством РФ (согласно ст.

Передача имущества для реализации оформляется актом приема-передачи, включающим в себя характеристики имущества, с приложением необходимых документов. Перечень документов определяется нормативными актами РФ, регулирующими порядок отчуждения того или иного вида имущества.

Имущество, переданное исполнительным органом на реализацию, принимается специализированными организациями на хранение.

Если арестованное имущество в двухмесячный срок не реализовано, то оно подлежит возврату исполнительному органу в порядке, предусмотренном договором.

Если имущество было реализовано, то средства, вырученные от его реализации, перечисляются на специальные счета исполнительного органа. Порядок и сроки перечисления денежных средств оговариваются в договоре.

Одновременно с перечислением денежных средств исполнительному органу должен быть направлен отчет о реализации имущества и фактических расходах, связанных с оценкой и реализацией имущества. Форма отчета определяется договором между сторонами.

В соответствии с п. 10 Порядка передачи и реализации конфискованного и арестованного имущества фактические расходы, связанные с оценкой и реализацией имущества, а также комиссионное вознаграждение компенсируются специализированным организациям из денежных средств, вырученных от реализации имущества, в порядке и размере, обусловленных договором.

6. В судебной практике встречаются случаи, когда передача недвижимого имущества должника взыскателю вопреки требованиям ст. 54 ФЗ «Об исполнительном производстве» осуществлялась без проведения торгов.

Ш. обратился в суд с заявлением об изменении порядка и способа исполнения судебного постановления. При этом он сослался на следующие обстоятельства. Решением суда в его пользу с ГСК взыскано руб., определением того же суда сумма, подлежащая взысканию, в результате индексации увеличилась до руб. Решение и определение суда не исполнялись ввиду отсутствия денежных средств у ответчика. Судебными приставами-исполнителями взыскание обращено на имущество ГСК, которое описано и выставлено на торги. Ш. просил передать ему в счет непогашенного долга имущество ГСК без проведения торгов.

Определением суда изменен порядок и способ исполнения решения и определения того же суда о взыскании с ГСК в пользу заявителя суммы ущерба. За Ш. признано право собственности на ряд строений ГСК.

Удовлетворяя протест заместителя Генерального прокурора РФ, в котором ставился вопрос об отмене судебных постановлений как вынесенных с нарушением норм материального права, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала следующее.

В соответствии со ст. 54 ФЗ «Об исполнительном производстве» продажа недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Если имущество не будет реализовано в двухмесячный срок, взыскателю предоставляется право оставить это имущество за собой.

При этом реализация имущества должника-организации производится в особом порядке, установленном ст. ст. 59, 60, 62 ФЗ «Об исполнительном производстве».

В данном случае передача взыскателю в собственность имущества должника произведена судом в нарушение установленного законом порядка.

Ссылка судебных инстанций на то обстоятельство, что благодаря определению районного суда появилась реальная возможность исполнить судебное решение, взыскатель согласился получить имущество должника в натуре, является несостоятельной, поскольку положения упомянутого Закона не предусматривают исключений из правил реализации имущества.

С учетом изложенного судебные постановления не могут быть признаны законными и подлежат отмене .

Бюллетень ВС РФ. 2002. N 5.

8. Если имущество должника не будет реализовано в двухмесячный срок, то взыскателю предоставляется право оставить имущество за собой. В этом случае взыскатель должен обратиться с соответствующим заявлением к судебному приставу-исполнителю. Последний, рассмотрев заявление, выносит постановление об удовлетворении заявления взыскателя. После этого имущество должно быть передано взыскателю. Передача имущества оформляется актом передачи имущества (в трех экземплярах) в присутствии понятых.

В случае отказа взыскателя от имущества должника оно передается должнику на основании акта передачи имущества (три экземпляра), составляемого в присутствии понятых. Если у должника отсутствует иное имущество, на которое возможно обращение взыскания, а взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа, то исполнительный документ на основании подп. 5 п. 1 ст. 26 Закона возвращается взыскателю.

Статья 54. Реализация арестованного имущества

1. В ст. 54 Закона содержатся общие условия реализации арестованного имущества. В п. 1 данной статьи установлен двухмесячный срок продажи имущества со дня наложения ареста, если иное не предусмотрено федеральным законом. В п. 2, 3 указывается, какими организациями и каким путем осуществляется продажа движимого и недвижимого имущества.

3. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства от 23 апреля 1999 г. и п. 3 Порядка передачи и реализации конфискованного и арестованного имущества решение задач по реализации имущества, конфискованного или арестованного на основании судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, в том числе находящееся за рубежом, за исключением акций акционерных обществ, возлагается исключительно на Федеральный долговой центр при Правительстве РФ, его территориальные отделения и уполномоченные им организации (далее — специализированные организации) с учетом специфики и особенностей реализации имущества, определенных законодательством.

Реализация конфискованных или арестованных акций акционерных обществ осуществляется исключительно Российским фондом федерального имущества и его территориальными отделениями на правах специализированных организаций.

В п. 3 Постановления установлено, что деятельность по оценке и реализации имущества на внутреннем и внешнем рынке осуществляется отобранными на конкурсной основе специализированными организациями независимо от их организационно-правовой формы на основании договоров, заключаемых Долговым центром при Правительстве РФ с этими организациями.

Как указывается в приказе Министерства юстиции от 12 ноября 1998 г. N 166, коммерческие организации к реализации арестованного имущества можно привлекать только по итогам открытого конкурса (тендера), проводимого в порядке, установленном законодательством РФ, при наличии у них позитивного опыта работы, устойчивой положительной репутации, документов на право заниматься данным видом деятельности, соответствующих высококвалифицированных кадров (в том числе специалистов-оценщиков) и финансовых средств, позволяющих обеспечить выполнение взятых на себя обязательств.

4. Реализация имущества специализированной организацией осуществляется путем проведения торгов в форме аукциона или на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных законодательством РФ.

Конкретную форму реализации имущества определяет специализированная организация по согласованию с исполнительным органом.

Основанием для реализации имущества является договор между исполнительным органом и специализированной организацией.

Порядок и конкретные условия передачи исполнительным органом имущества в специализированные организации для его оценки или реализации определяются договором.

Исполнительные органы в сроки, установленные законодательством РФ (согласно ст. 54 Закона — два месяца) направляют в специализированные организации поручение (заявку) на реализацию имущества и передают им имущество с указанием результатов его первоначальной оценки.

Передача имущества для реализации оформляется актом приема-передачи, включающим в себя характеристики имущества, с приложением необходимых документов. Перечень документов определяется нормативными актами РФ, регулирующими порядок отчуждения того или иного вида имущества.

Имущество, переданное исполнительным органом на реализацию, принимается специализированными организациями на хранение.

Если арестованное имущество в двухмесячный срок не реализовано, то оно подлежит возврату исполнительному органу в порядке, предусмотренном договором.

Если имущество было реализовано, то средства, вырученные от его реализации, перечисляются на специальные счета исполнительного органа. Порядок и сроки перечисления денежных средств оговариваются в договоре.

Одновременно с перечислением денежных средств исполнительному органу должен быть направлен отчет о реализации имущества и фактических расходах, связанных с оценкой и реализацией имущества. Форма отчета определяется договором между сторонами.

В соответствии с п. 10, 11 Порядка передачи и реализации конфискованного и арестованного имущества фактические расходы, связанные с оценкой и реализацией имущества, а также комиссионное вознаграждение компенсируются специализированным организациям из денежных средств, вырученных от реализации имущества, в порядке и размере, обусловленном договором.

Специализированные организации должны осуществлять учет движения имущества и денежных средств. Централизованный учет осуществляется Федеральным долговым центром при Правительстве РФ. Обобщенные сведения о переданном и реализованном имуществе должны ежемесячно предоставляться исполнительным органам.

6. Если имущество должника не будет реализовано в двухмесячный срок, то взыскателю предоставляется право оставить имущество за собой. В этом случае взыскатель должен обратиться с соответствующим заявлением к судебному приставу-исполнителю. Последний, рассмотрев заявление, выносит постановление об удовлетворении заявления взыскателя. После этого имущество должно быть передано взыскателю. Передача имущества оформляется актом передачи имущества (в трех экземплярах) в присутствии понятых.

В случае отказа взыскателя от имущества должника оно передается должнику на основании акта передачи имущества (три экземпляра), составляемого в присутствии понятых. Если у должника отсутствует иное имущество, на которое возможно обращение взыскания, а взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа, то исполнительный документ на основании подп. 5 п. 1 ст. 26 Закона возвращается взыскателю.

Статья написана по материалам сайтов: cyberleninka.ru, lawbook.online, zakon.ru, pravo.studio, www.pravo.vuzlib.su.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector