+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 130 ТК РФ. Основные государственные гарантии по оплате труда работников

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

абзац утратил силу;

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

ограничение оплаты труда в натуральной форме;

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

сроки и очередность выплаты заработной платы.

Комментарий к статье 130 Трудового Кодекса РФ

1. В соответствии со ст. 133 ТК МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

2. В ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ О минимальном размере оплаты труда» (с изм.) установлен МРОТ с 1 января 2009 г. в размере 4330 руб. в месяц.

Минимальный размер оплаты труда, применяемый
для регулирования оплаты труда, а также для определения
размеров пособий по временной нетрудоспособности

3. В Великобритании, например, требование Закона о равной оплате 1970 г., выражающее принцип равных возможностей (equal opportunities), заключается в том, что мужчины и женщины, занимающие одинаковую должность, должны получать равную плату за одинаковую работу или работу, которая считается эквивалентной. Работа расценивается как эквивалентная, если работодатель провел исследование в целях оценки работы его служащих с точки зрения требуемой квалификации, затрат труда и степени ответственности, по результатам которого работа женщины получила ту же оценку, что и работа, выполняемая мужчиной, или если независимый эксперт, назначенный судом по рассмотрению производственных конфликтов (industrial tribunal), признал обе работы равноценными.

4. Перечень оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя приведен в ст. 138 ТК.

5. Ограничение оплаты труда в натуральной форме установлено в ст. 131 ТК: доля выплаты в неденежной форме не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы.

В долгосрочной перспективе, до 2020 г., по инновационному сценарию будет обеспечено постепенное сближение среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетном секторе экономики. Если в 2006 г. средняя заработная плата в образовании и здравоохранении составляла соответственно 66 и 76% от среднероссийской, то к 2020 г. это соотношение увеличится как минимум до 90%.

В среднесрочной перспективе, до 2011 г., предусматривается увеличение реальной заработной платы работников бюджетной сферы не менее чем в 1,5 раза (в свете реализации задачи, поставленной в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2005 г.). Это будет обеспечиваться соответствующей индексацией оплаты их труда и реализацией дополнительных мер по повышению заработной платы в рамках национальных проектов в сфере здравоохранения и образования.

Росту оплаты труда в бюджетной сфере будет способствовать и проведение реформы системы оплаты труда в бюджетных отраслях. В процессе реформирования предусматривается осуществить переход на формирование системы оплаты труда с учетом видов экономической деятельности, предусматривается переход соответствующих учреждений в новые организационно-правовые формы.

В структуре доходов населения по инновационному сценарию предусматривается повышение доли официальной заработной платы с 37,6% в 2007 г. до 42,4% в 2020 г. Увеличится также доля социальных трансфертов — к 2020 г. более чем на 15% по сравнению с 12,6% в 2007 г., что связано с ростом в структуре населения доли лиц старших возрастов. Большую часть социальных трансфертов составят пенсионные выплаты.

Статья 130 ТК РФ. Основные государственные гарантии по оплате труда работников

Текущая редакция ст. 130 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:
величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
абзац утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ;
меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
ограничение оплаты труда в натуральной форме;
обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда ;
ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями ;
сроки и очередность выплаты заработной платы.

Комментарий к статье 130 ТК РФ

В комментируемой статье закреплена система основных государственных гарантий по оплате труда работников, которые распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм, источников финансирования:
— величина МРОТ в РФ — одна из основных гарантий по оплате труда, которая выполняет две функции: защищает трудящихся от неоправданно низкой заработной платы и является базовой величиной для составления тарифных сеток и схем должностных окладов. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда тарифной сетки или размер должностного оклада работника не может быть ниже МРОТ. В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2015 года МРОТ установлен в сумме 5965 рублей в месяц;
________________
См.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П.Орловского. М.: Контракт; Инфра-М, 2011.

— меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Основной из них выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (см. комментарий к ст. 134);
— ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы. Ограничению размера удержаний из заработной платы посвящена статья 138 ТК РФ. Максимальный размер удержаний из заработной платы, предусмотренный указанной статьей, составляет 70 процентов от заработной платы. Такой максимальный размер удержаний может быть установлен при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением;
— ограничение оплаты труда в натуральной форме. Согласно ст. 131 ТК РФ доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы;
— обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности. Согласно п.1 ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда производятся во вторую очередь после требований по выплатам за причинение вреда жизни и здоровью. Аналогичное правило действует и в отношении индивидуального предпринимателя (ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Признание работодателя банкротом — основание для предоставления работникам специальных гарантий, обеспечивающих реализацию их трудовых прав, в том числе права на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Статья 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» признает работников организации кредиторами (в части требования выплаты выходного пособия и оплаты труда). Правовое положение работников в случае признания работодателя банкротом характеризуется наличием у них некоторых преимуществ по сравнению с другими кредиторами. В частности, согласно ст. 95 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на удовлетворение требований о взыскании задолженности по заработной плате не распространяется мораторий;
— федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, в том числе проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 года N 875 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно п.2 данного Положения федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры;
— ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Действующим законодательством предусмотрено привлечение работодателей к материальной (ст. 236 ТК РФ и комментарий к ней), административной (ст. 5.27 ТК РФ), уголовной (ст. 145.1 ТК РФ) ответственности;
— сроки и очередность выплаты заработной платы. Согласно статье 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Это интересно:  Как выписать человека из квартиры (муниципальной и приватизированной? — Статьи и очерки по жилищному праву

Другой комментарий к ст. 130 ТК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает систему государственных гарантий по оплате труда работников. Однако в данной статье содержится лишь перечень этих гарантий, раскрываются они в иных статьях ТК либо в иных нормативных правовых актах.

2. О минимальном размере оплаты труда см. ст. ст. 129, 133, 421 ТК и комментарий к ним, а также Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

3. О базовом окладе (базовом должностном окладе), базовой ставке заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений см. ст. 144 ТК и комментарий к ней.

4. О мерах, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, см. ст. 134 ТК и комментарий к ней.

5. Об ограничении перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы см. ст. ст. 137, 138 ТК и комментарий к ним, а также гл. 23 НК.

6. Об ограничении оплаты труда в натуральной форме см. ст. 131 ТК и комментарий к ней.

7. Прекращение деятельности работодателя — юридического лица может быть связано с его ликвидацией, в том числе в результате признания его несостоятельности (банкротства).

Порядок удовлетворения требований кредиторов к ликвидируемому юридическому лицу установлен ст. 64 ГК, а также Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Вне очереди удовлетворяются требования по задолженности по заработной плате, возникшей после принятия арбитражным судом заявления о признании банкротом, и по оплате труда работников, начисленной за период конкурсного производства. Остальные требования по оплате труда удовлетворяются во вторую очередь, после удовлетворения требований лиц, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью.

Прекращение деятельности работодателя — индивидуального предпринимателя также может быть вызвано его несостоятельностью (ст. 25 ГК). Требования по выплате выходных пособий и оплате труда в этом случае также удовлетворяются во вторую очередь.

В соответствии со ст. 136 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» при определении размера требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также проценты за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других причитающихся работнику выплат в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.

Если должником в период после вынесения определения о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом и открытия конкурсного производства не в полном объеме выполнены обязательства по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, подлежат удовлетворению в составе текущих требований. На удовлетворение требований кредиторов о взыскании задолженности по заработной плате и о возмещении морального вреда не распространяется мораторий (п. 5 ст. 95 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Судебная практика исходит из того, что компенсационные выплаты, указанные в ст. 234 ТК, по смыслу п. 2 ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» охватываются защитой посредством той же привилегии, что и заработная плата (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) от 4 сентября 2012 г. N 16728/11).

8. О государственном надзоре и контроле за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы и реализацией гарантий по оплате труда см. гл. 57 ТК и комментарий к ней.

9. Об ответственности работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством в отношении оплаты труда, см. ст. ст. 142, 232, 233, 236 ТК и комментарий к ним, а также ст. 5.27 КоАП, ст. 145.1 УК.

10. О сроках и очередности выплаты заработной платы см. ст. 136 ТК и комментарий к ней.

Консультации и комментарии юристов по ст 130 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 130 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 130 ТК РФ. Основные государственные гарантии по оплате труда работников

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

ограничение оплаты труда в натуральной форме;

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

сроки и очередность выплаты заработной платы.

Комментарии к ст. 130 ТК РФ

1. В соответствии со ст. 133 ТК МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

2. В ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изм.) установлен МРОТ с 1 января 2009 г. в размере 4330 руб. в месяц.

Минимальный размер оплаты труда, применяемый

для регулирования оплаты труда, а также для определения

Это интересно:  Статья 189.41 закона о банкротстве

размеров пособий по временной нетрудоспособности

Срок, с которого

размер оплаты труда Сумма минимального

(руб., в месяц) Нормативный акт,

размер оплаты труда

с 1 января 2009 г. 4330 ст. 1 Федерального закона

от 24.06.2008 N 91-ФЗ

с 1 сентября 2007 г. 2300 ст. 1 Федерального закона

от 20.04.2007 N 54-ФЗ

с 1 мая 2006 г. 1100 ст. 1 Федерального закона

от 29.12.2004 N 198-ФЗ

с 1 сентября 2005 г. 800 ст. 1 Федерального закона

от 29.12.2004 N 198-ФЗ

с 1 января 2005 г. 720 ст. 1 Федерального закона

от 29.12.2004 N 198-ФЗ

с 1 октября 2003 г. 600 ст. 1 Федерального закона

от 01.10.2003 N 127-ФЗ

с 1 мая 2002 г. 450 ст. 1 Федерального закона

от 29.04.2002 N 42-ФЗ

с 1 июля 2001 г. 300 ст. 1 Федерального закона

от 19.06.2000 N 82-ФЗ

с 1 января 2001 г. 200 ст. 1 Федерального закона

от 19.06.2000 N 82-ФЗ

с 1 июля 2000 г. 132 ст. 1 Федерального закона

от 19.06.2000 N 82-ФЗ

3. В Великобритании, например, требование Закона о равной оплате 1970 г., выражающее принцип равных возможностей (equal opportunities), заключается в том, что мужчины и женщины, занимающие одинаковую должность, должны получать равную плату за одинаковую работу или работу, которая считается эквивалентной. Работа расценивается как эквивалентная, если работодатель провел исследование в целях оценки работы его служащих с точки зрения требуемой квалификации, затрат труда и степени ответственности, по результатам которого работа женщины получила ту же оценку, что и работа, выполняемая мужчиной, или если независимый эксперт, назначенный судом по рассмотрению производственных конфликтов (industrial tribunal), признал обе работы равноценными.

4. Перечень оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя приведен в ст. 138 ТК.

5. Ограничение оплаты труда в натуральной форме установлено в ст. 131 ТК: доля выплаты в неденежной форме не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы.

В долгосрочной перспективе, до 2020 г., по инновационному сценарию будет обеспечено постепенное сближение среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетном секторе экономики. Если в 2006 г. средняя заработная плата в образовании и здравоохранении составляла соответственно 66 и 76% от среднероссийской, то к 2020 г. это соотношение увеличится как минимум до 90%.

В среднесрочной перспективе, до 2011 г., предусматривается увеличение реальной заработной платы работников бюджетной сферы не менее чем в 1,5 раза (в свете реализации задачи, поставленной в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2005 г.). Это будет обеспечиваться соответствующей индексацией оплаты их труда и реализацией дополнительных мер по повышению заработной платы в рамках национальных проектов в сфере здравоохранения и образования.

Росту оплаты труда в бюджетной сфере будет способствовать и проведение реформы системы оплаты труда в бюджетных отраслях. В процессе реформирования предусматривается осуществить переход на формирование системы оплаты труда с учетом видов экономической деятельности, предусматривается переход соответствующих учреждений в новые организационно-правовые формы.

В структуре доходов населения по инновационному сценарию предусматривается повышение доли официальной заработной платы с 37,6% в 2007 г. до 42,4% в 2020 г. Увеличится также доля социальных трансфертов — к 2020 г. более чем на 15% по сравнению с 12,6% в 2007 г., что связано с ростом в структуре населения доли лиц старших возрастов. Большую часть социальных трансфертов составят пенсионные выплаты.

Статья 130. Основные государственные гарантии по оплате труда работников

СТ 130 ТК РФ.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

  • величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
  • абзац третий утратил силу с 1 января 2005 г.;
  • меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
  • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
  • ограничение оплаты труда в натуральной форме;
  • обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
  • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;
  • ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
  • сроки и очередность выплаты заработной платы.

Комментарий к Ст. 130 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья устанавливает систему государственных гарантий по оплате труда работников. Однако в данной статье содержится лишь перечень этих гарантий, раскрываются они в иных статьях ТК РФ либо в иных нормативных правовых актах.

2. О минимальном размере оплаты труда см. ст. ст. 129, 133, 421 ТК РФ и комментарий к ним, а также Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

3. О базовом окладе (базовом должностном окладе), базовой ставке заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений см. ст. 144 ТК РФ и комментарий к ней.

4. О мерах, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, см. ст. 134 ТК РФ и комментарий к ней.

5. Об ограничении перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы см. ст. ст. 137, 138 ТК РФ и комментарий к ним, а также гл. 23 НК.

6. Об ограничении оплаты труда в натуральной форме см. ст. 131 ТК РФ и комментарий к ней.

7. Прекращение деятельности работодателя — юридического лица может быть связано с его ликвидацией, в том числе в результате признания его несостоятельности (банкротства).

Порядок удовлетворения требований кредиторов к ликвидируемому юридическому лицу установлен ст. 64 ГК, а также Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Вне очереди удовлетворяются требования по задолженности по заработной плате, возникшей после принятия арбитражным судом заявления о признании банкротом, и по оплате труда работников, начисленной за период конкурсного производства. Остальные требования по оплате труда удовлетворяются во вторую очередь, после удовлетворения требований лиц, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью.

Прекращение деятельности работодателя — индивидуального предпринимателя также может быть вызвано его несостоятельностью (ст. 25 ГК РФ). Требования по выплате выходных пособий и оплате труда в этом случае также удовлетворяются во вторую очередь.

В соответствии со ст. 136 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» при определении размера требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также проценты за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других причитающихся работнику выплат в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.

Если должником в период после вынесения определения о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом и открытия конкурсного производства не в полном объеме выполнены обязательства по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, подлежат удовлетворению в составе текущих требований. На удовлетворение требований кредиторов о взыскании задолженности по заработной плате и о возмещении морального вреда не распространяется мораторий (п. 5 ст. 95 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Судебная практика исходит из того, что компенсационные выплаты, указанные в ст. 234 ТК РФ, по смыслу п. 2 ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» охватываются защитой посредством той же привилегии, что и заработная плата (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) от 4 сентября 2012 г. N 16728/11).

8. О государственном надзоре и контроле за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы и реализацией гарантий по оплате труда см. гл. 57 ТК РФ и комментарий к ней.

Это интересно:  Статья 1.3.1 КоАП РФ. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

9. Об ответственности работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством в отношении оплаты труда, см. ст. ст. 142, 232, 233, 236 ТК РФ и комментарий к ним, а также ст. 5.27 КоАП, ст. 145.1 УК РФ.

10. О сроках и очередности выплаты заработной платы см. ст. 136 ТК РФ и комментарий к ней.

Статья 130 ТК РФ. Основные государственные гарантии по оплате труда работников

Ст 130 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

  • величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
  • абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
  • меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
  • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
  • ограничение оплаты труда в натуральной форме;
  • обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
  • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;
  • ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
  • сроки и очередность выплаты заработной платы.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Комментарий к статье 130 ТК РФ:

1. Одной из основных гарантий, закрепленных в ст 130 ТК РФ, признается величина МРОТ. Минимум заработной платы выполняет две функции: защищает трудящихся от неоправданно низкой заработной платы и является базовой величиной для составления тарифных сеток и схем должностных окладов. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда тарифной сетки или размер должностного оклада работника не может быть ниже МРОТ (см. коммент. к ст. 133).

2. В систему государственных гарантий по оплате труда работников включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Главной (и пока единственной) такой мерой выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (см. коммент. к ст. 134).

3. Гарантией получения работником заработной платы в полном объеме выступает ограничение удержаний из заработной платы работника. Трудовой кодекс ограничивает как основания удержаний, так и их размеры (см. коммент. к ст. ст. 137, 138).

4. Следующей гарантией по оплате труда работников, отнесенной к государственным, является ограничение оплаты труда в натуральной форме (см. коммент. к ст. 131).

5. Среди гарантий перечисленных в статье 130 ТК РФ, названо и обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности.

В соответствии с п. 1 ст. 64 ГК при ликвидации юридического лица расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда производятся во вторую очередь после требований по выплатам за причинение вреда жизни и здоровью. Аналогичное правило действует в отношении индивидуального предпринимателя (ст. 134 Закона о банкротстве).

Признание работодателя банкротом рассматривается законодателем как основание для предоставления работникам специальных гарантий, обеспечивающих реализацию их трудовых прав, в т.ч. права на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Статья 2 Закона о банкротстве признает работников организации кредиторами (в части требования выплаты выходного пособия и оплаты труда).

Правовое положение работников в случае признания работодателя банкротом характеризуется наличием у них некоторых преимуществ по сравнению с другими кредиторами. В частности, на удовлетворение требований о взыскании задолженности по заработной плате не распространяется мораторий (ст. 95 Закона о банкротстве).

Пункт 6 ч 1 ст 130 ТК РФ гарантирует защиту работника в случае неплатежеспособности работодателя. При недостаточности денежных средств на счете работодателя для удовлетворения предъявленных к нему требований в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, если эти требования подтверждены исполнительными документами (удостоверение КТС, исполнительный лист); в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (п. 2 ст. 855 ГК). Указанная норма применяется с учетом положений ст. 5 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», т.е. списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, и выдача средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, должны производиться в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со ст. 855 ГК в первую и во вторую очередь.

7. В качестве гарантии по оплате труда упоминается и ответственность работодателей за нарушение требований, установленных законодательством о труде и нормативными соглашениями. Применительно к оплате труда основным нарушением работодателей является задержка выплаты заработной платы. Это нарушение влечет неблагоприятные последствия как для работодателя, так и для его должностных лиц. Во-первых, работодатель за каждый день задержки выплаты заработной платы выплачивает компенсацию (см. коммент. к ст. 236). Во-вторых, руководители и иные должностные лица организаций, виновные в задержке выплаты заработной платы, могут быть привлечены к дисциплинарной (ст. ст. 195, 362, 419 ТК), административной (ст. 5.27 КоАП) и уголовной (ст. 145.1 УК) ответственности. В-третьих, работник может прибегнуть к самозащите своего права на получение заработной платы своевременно и в полном объеме (см. коммент. к ст. 142 ТК), т.е. приостановить выполнение трудовых обязанностей до выполнения работодателем своих обязательств.

Иные нарушения законодательства об оплате труда, например невыплата премии, установленной системой оплаты труда, оплата сверхурочных работ в одинарном размере, выплата заработной платы полностью в натуральной форме (п 5 ч 1 ст 130 ТК РФ)., могут повлечь административную ответственность работодателя и (или) его должностных лиц (ст. 5.27 КоАП). Если нарушаются требования коллективного договора или соглашения, например об установлении доплаты определенного размера за работу в ночное время, работодатель либо лицо, его представляющее, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.31 КоАП.

8. К государственным гарантиям ТК относит и обеспечение регулярности выплаты заработной платы (см. коммент. к ст. 136).

9. На территории Российской Федерации в силу ее международных обязательств (ст. 10 ТК) действует еще одна гарантия, не предусмотренная непосредственно Трудовым кодексом. Это запрещение цессии в отношении заработной платы. Указанная гарантия предусмотрена ст. 10 Конвенции МОТ N 95 «Относительно защиты заработной платы» (1949), которая ратифицирована СССР 31 января 1961 г. и обязательна для применения Россией. В соответствии со ст. 10 Конвенции N 95 заработная плата может явиться объектом ареста или цессии лишь в форме и пределах, предписываемых национальным законодательством. Поскольку соответствующие законодательные положения отсутствуют, надо полагать, что в настоящее время уступка права требования невыплаченной (задержанной) заработной платы невозможна.

Статья написана по материалам сайтов: www.gk-rf.ru, otkrf.ru, rulaws.ru, www.trudkod.ru, trud-kodeks.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector