+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 133 ТК РФ. Установление минимального размера оплаты труда

Ст 133 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

  • организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • другими работодателями — за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 года.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Комментарий к статье 133 ТК РФ:

1. Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом. В настоящее время действует Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ О минимальном размере оплаты труда» (СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729), который установил МРОТ с 1 января 2009 г. в размере 4330 руб.

Надо подчеркнуть, что минимальная оплата труда обеспечивается работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени. Оплата труда при неполном рабочем времени может быть меньше минимальной.

Экономическая сущность минимальной оплаты труда должна проявляться в обеспечении нормального воспроизводства рабочей силы (работника, выполняющего простые работы в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью). При этом должна учитываться и иждивенческая нагрузка (необходимость содержать как минимум одного ребенка). В экономическое содержание минимальной заработной платы входит также выполнение работником минимального объема работы, обеспечивающего работодателю получение необходимой нормы прибыли от использования неквалифицированного работника. Однако эти аспекты действующим трудовым законодательством не учитываются.

2. Норма об установлении МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения была введена в Трудовой кодекс на основании международно-правовых актов. В частности, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. предусматривает право каждого на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (ст. 23). Аналогичные положения содержатся и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 г.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904) для обоснования устанавливаемого на федеральном уровне МРОТ используется прожиточный минимум в целом по Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 860 (СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5482) величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации установлена:

  • на душу населения — 4402 руб. за I квартал 2008 г.; 4646 руб. за II квартал 2008 г.; 4630 руб. за III квартал 2008 г.;
  • для трудоспособного населения — 4755 руб. за I квартал 2008 г.; 5024 руб. за II квартал 2008 г.; 5017 руб. за III квартал 2008 г.;
  • для пенсионеров — 3508 руб. за I квартал 2008 г.; 3694 руб. за II квартал 2008 г.; 3660 руб. за III квартал 2008 г.;
  • для детей — 4218 руб. за I квартал 2008 г.; 4448 руб. за II квартал 2008 г.; 4418 руб. за III квартал 2008 г.

3. Требование об установлении минимальной заработной платы не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека не вступило в силу: в соответствии со ст. 421 ТК порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом.

Соответствующий закон еще не принят.

4. Минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности (ст. 3 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»). Размер стипендий, социальных выплат, а также порядок осуществления индексации оплаты труда и социальных выплат устанавливаются нормативными правовыми актами и не зависят от величины МРОТ.

5. Вторая часть ст 133 ТК РФ устанавливает полномочия по обеспечению выполнения предписания о МРОТ.

6. Минимальный размер оплаты труда представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда (см. коммент. к ст. 130).

Гарантийный характер минимального размера оплаты труда проявляется прежде всего в том, что за отработанную месячную норму рабочего времени (при выполнении норм труда (трудовых обязанностей) работник не может получить меньше установленного федеральным законом минимума. Указанная гарантия не распространяется на случаи, когда работник по каким-либо причинам не отработал норму рабочего времени (например, прогулял несколько дней, использовал очередной отпуск либо отпуск без сохранения заработной платы и т.п.); не выполнил норм труда (например, при сдельной оплате труда не выполнил дневную норму выработки. В связи с тем что сдельные расценки рассчитываются на основе месячной (дневной) тарифной ставки, невыполнение нормы выработки автоматически приводит к уменьшению заработка). Особо надо отметить, что при работе на условиях неполного рабочего времени размер месячной заработной платы также может быть меньше МРОТ, поскольку в этом случае норма рабочего времени не отрабатывается.

Невыполнение же трудовых обязанностей (за исключением такого нарушения трудовой дисциплины, как прогул) само по себе не влечет снижения заработка. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, допущенное работником по его вине, является дисциплинарным проступком и может повлечь применение дисциплинарной ответственности.

Минимальный размер оплаты труда является основой для установления базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников организаций, финансируемых из бюджета. Это также проявление гарантийного характера минимума заработной платы.

Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями — за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 г.

Комментарий к Ст. 133 ТК РФ

1. В соответствии с ФЗ от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. N 17. Ст. 1930) в наименовании ст. 133 ТК слова «минимальной заработной платы» заменены словами «минимального размера оплаты труда».

2. Согласно ст. 3 ФЗ от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729) минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

3. Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации, не зависит от организационно-правовой формы работодателя и формы собственности на его имущество.

4. Установление минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума должно происходить в порядке и в сроки, определяемые специальным федеральным законом, который, однако, пока не принят (см. комментарий к ст. 421 ТК РФ).

5. Источником обеспечения минимального размера оплаты труда в организациях бюджетного сектора экономики могут быть не только средства соответствующего бюджета (федерального, субъектов РФ, местных бюджетов). В качестве такого источника могут выступать и иные средства — внебюджетные, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

6. Источником обеспечения минимального размера оплаты труда в организациях небюджетного сектора экономики являются собственные средства работодателя.

7. В соответствии с ФЗ от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ гарантии для работника относительно его месячного заработка в размере не ниже минимального размера оплаты труда действуют только в том случае, если работник за этот период отработал полностью норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).

8. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3010) с 1 января 2009 г. установлен минимальный размер оплаты труда в размере 4330 рублей.

Второй комментарий к Статье 133 Трудового кодекса

1. Данная статья вновь претерпела не только редакционные изменения, но и изменения в содержании.

Редакционные изменения касаются названия данной статьи: вместо установления минимальной заработной платы она теперь предусматривает установление минимального размера оплаты труда. Такое название полностью соответствует ст. 7 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Кроме того, в части первой статьи размер прожиточного минимума заменен на его величину. Новая редакция представляется более удачной.

2. Изменения в содержании комментируемой статьи связаны с тем, что законодатель существенно расширил виды финансовых источников, за счет средств которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда в организациях, финансируемых за счет средств бюджетов — федерального, субъекта Российской Федерации и местного бюджета. Теперь это не только собственно бюджетные, но и внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

3. Минимальный размер оплаты труда устанавливается за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях (см. комментарий к ст. 129).

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 — 2007 годы предусматривает, что стороны обязуются рассмотреть целесообразность перехода на определение заработной платы в соответствии с принципами Европейской социальной хартии. В Соглашении также рекомендуется при заключении отраслевых и региональных соглашений устанавливать минимальные тарифные ставки (оклады) в организациях внебюджетного сектора экономики на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта РФ. Рекомендуется также при определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате не менее 50 процентов. Кроме того, Генеральное соглашение содержит обязательство сторон определить порядок актуализации потребительской корзины.

4. Непрерывный рост стоимости жизни, наблюдающийся в стране, вставшей на путь реформирования экономики, объективно потребовал систематического пересмотра размера минимальной оплаты труда. Каждое очередное повышение минимального размера заработной платы производится на основании вновь принимаемого закона. Динамика роста этого размера показана в следующей таблице.

Это интересно:  Статья 278 АПК РФ. Принятие кассационной жалобы к производству арбитражного суда

платы, руб. Нормативный акт

Правительства РФ от 6 января 1993 г.

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» предусмотрел поэтапное повышение минимального размера оплаты труда. Однако по-прежнему прожиточный минимум значительно выше минимального размера оплаты труда, и путь сближения этих двух важнейших социальных стандартов, определяющих уровень жизни активного населения, очевидно, будет трудным и долгим.

Федеральный закон от 1 октября 2003 г. дополнил также ст. 2 Закона от 19 июня 2000 г., предусмотрев право субъектов Федерации вводить более высокие размеры минимальной заработной платы за счет своих бюджетных средств, но размер и сроки введения определять по согласованию с правительством в части, касающейся компенсации дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. При этом размер минимальной заработной платы в субъектах устанавливается для всех работодателей, действующих в данном субъекте.

5. Установление минимального размера оплаты труда не ниже размера прожиточного минимума впервые закреплено в ТК РФ в качестве одной из гарантий социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Однако в отличие от срока введения в действие всех других статей Кодекса, установленного 1 февраля 2002 г., порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда, предусмотренного частью первой ст. 133, устанавливаются федеральным законом (ст. 421 в ред. Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ).

Минимальный размер оплаты труда выполняет функцию социального стандарта, обязательность которого обеспечивается силой закона.

Защита от неоправданно низкой заработной платы предусмотрена Конвенцией N 131 «Установление минимальной заработной платы» (1970 г.). В соответствии с этой Конвенцией государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Факторы, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной платы, включают потребности трудящихся и их семей, экономические соображения, в том числе требования экономического развития и поддержания высокого уровня занятости. Данная Конвенция нашей страной до сих пор не ратифицирована.

Наиболее оптимальным показателем нижней границы социального стандарта уровня жизни населения считается прожиточный минимум.

В Федеральном законе от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904) предусмотрено, что прожиточный минимум в РФ предназначается, в частности, и для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат (ст. 2).

В данном Законе закреплена также очень важная норма, в силу которой величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата РФ об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

В соответствии с Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5619) потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в 5 лет (Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. срок действия Закона был продлен по 31 декабря 2003 г. (СЗ РФ. 2003. N 1. Ст. 9), но так и не был пересмотрен). В настоящее время потребительская корзина установлена Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ в целом по Российской Федерации в следующих составе и объемах (в натуральных показателях).

Статья 133 ТК РФ. Установление минимального размера оплаты труда

Текущая редакция ст. 133 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения .
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ;
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ;
другими работодателями — за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда .
Часть утратила силу с 1 сентября 2007 года — Федеральный закон от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ.

Комментарий к статье 133 ТК РФ

1. Установление МРОТ является одной из социальных гарантий, предусмотренных Конституцией РФ (ч.2 ст. 7 Конституции РФ). В соответствии с ч.3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ. Согласно ст. 130 ТК РФ величина МРОТ в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников. МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

С 1 января 2015 года МРОТ установлен в сумме 5965 руб. в месяц (ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Статьей 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Таким образом, положение ст. 133 ТК РФ о том, что МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, до настоящего времени не исполнено.

В соответствии со ст. 421 ТК РФ порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера, предусмотренного ч.1 ст. 133 ТК РФ, устанавливаются федеральным законом. Однако до настоящего времени указанный нормативно-правовой акт не принят.

2. Действующая редакция нормы ч.2 ст. 133 ТК РФ существенно расширила перечень средств, за счет которых обеспечивается МРОТ.

К таким средствам в настоящее время относятся средства бюджетов разных уровней, внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Согласно ч.1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

Часть 3 ст. 133 ТК РФ устанавливает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

Однако необходимо учитывать, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее МРОТ при условии, что их заработная плата без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы будет не менее установленного федеральным законом МРОТ (см., например, определение Верховного Суда РФ от 30 августа 2013 года N 93-КГПР13-2).

Следует отметить, что в 2007 году Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 ТК РФ была исключена ч.2, которая определяла минимальную заработную плату (МРОТ) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Согласно динамике изменения МРОТ в России с 2000 по 2015 год МРОТ в стране увеличился со 132 руб. до 5965 руб.

Другой комментарий к ст. 133 ТК РФ

1. Традиционно в науке трудового права и на практике под минимальным размером оплаты труда понимался размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Действовавшая до 20 апреля 2007 г. редакция ст. 129 ТК закрепляла данное определение на законодательном уровне. В настоящее время законодатель изъял его из ст. 129 ТК.

2. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом.

В настоящее время минимальный размер заработной платы установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и с 1 января 2014 г. составляет 5554 руб. в месяц.

3. Комментируемая статья устанавливает зависимость минимального размера оплаты труда от размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина, т.е. необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания, формируется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей) в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ не реже одного раза в пять лет. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации разрабатывается на основе методики, которая вносится в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о потребительской корзине. В настоящее время потребительская корзина в целом по Российской Федерации утверждена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Потребительская корзина в субъектах РФ устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения на основании методических рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ. В настоящее время такие методические рекомендации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2013 г. N 54.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по отдельным социально-демографическим группам определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике (Федеральной службы государственной статистики) об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Порядок исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 29 января 2013 г. N 56. В субъектах РФ величина прожиточного минимума устанавливается в порядке, утвержденном их законами.

Утверждение минимальной заработной платы не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения требует значительного увеличения расходов на оплату труда. С учетом этого обстоятельства ч. 1 комментируемой статьи вводится в действие по специальным правилам, предусмотренным ст. 421 ТК, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. В настоящее время такой закон не принят.

5. Часть 2 комментируемой статьи определяет источники, за счет которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Для организаций, финансируемых из бюджетов, это средства бюджетов и средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для других работодателей — их собственные средства.

Это интересно:  Статья 1536 ГК РФ. Прекращение правовой охраны наименования места происхождения товара и действия свидетельства об исключительном праве на такое наименование

6. Законодательство предусматривает возможность устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ, превышающий уровень минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом (см. ст. 133.1 ТК и комментарий к ней).

7. Помимо определения критериев для установления минимального размера оплаты труда, комментируемая статья предусматривает также право каждого работника, отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на заработную плату не ниже установленного минимального размера. Следовательно, заработная плата ниже установленного минимального размера может быть выплачена в случаях, если работник либо не отработал в течение месяца норму рабочего времени, либо отработал норму рабочего времени, но не выполнил установленную норму труда, либо не отработал норму рабочего времени и при этом не выполнил норму труда. Это может иметь место в следующих случаях: а) работник приступил к работе не с начала расчетного месяца; б) работник прекратил трудовые отношения до истечения месяца; в) работник имел прогул в течение месяца; г) работник был отстранен от работы в течение месяца; д) работник исполнял государственные или общественные обязанности; е) работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы; ж) работник работает на условиях неполного рабочего времени; з) работник находился в состоянии простоя; и) работник допустил брак, не подлежащий оплате или подлежащий оплате по пониженным расценкам; к) работник не выполняет нормы труда (должностные обязанности).

8. Изъяв из текста ч. 4 комментируемой статьи, предусматривавшую, что размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов и базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, законодатель закрепил возможность установления окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. Эта позиция отражена и в судебной практике (см. Определения ВС РФ от 7 октября 2011 г. N 3-В11-31; от 21 декабря 2012 г. N 72-КГ12-6; от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1; от 30 августа 2013 г. N 93-КГПР13-2).

Консультации и комментарии юристов по ст 133 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 133 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 133 ТК РФ. Установление минимального размера оплаты труда

Новая редакция Ст. 133 ТК РФ

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями — за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 г.

Комментарий к Статье 133 ТК РФ

В настоящее время статья 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Прожиточный минимум — это стоимостная, т.е. денежная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина устанавливается для основных социально-демографических групп населения (трудоспособные лица, дети и пенсионеры) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем согласно ст. 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума должны быть установлены федеральным законом. Другими словами, статья 421 Трудового кодекса РФ откладывает действие статьи 133 Трудового кодекса РФ на неопределенное время. На сегодняшний день величина прожиточного минимума значительно превышает минимальный размер оплаты труда. Вместе с тем предполагается поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и постепенное приближение его к величине прожиточного минимума. Так, согласно Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ МРОТ установлен 1100 руб. в месяц.

Проблема «отставания» минимального размера оплаты труда от гарантированного государством прожиточного минимума в значительной степени обусловлена расчетной функцией МРОТ в рамках ЕТС. Именно тарифная система оплаты труда выполняет роль своего рода сдерживающего фактора в плане увеличения МРОТ. На сегодняшний день многие исследователи отмечают, что Единая тарифная сетка полностью исчерпала свои возможности, «морально устарела». Для того чтобы пояснить суть проблемы, обратим внимание на один примечательный факт: размер средней заработной платы в стране существенно превышает установленные ЕТС тарифные ставки. Исходя из предусмотренных ЕТС тарифных коэффициентов и установленного законодательством минимального размера оплаты труда, т.е. тарифной ставки первого разряда, легко подсчитать среднюю величину тарифной ставки — около полутора тысяч рублей. Между тем средняя заработная плата в бюджетной сфере по некоторым данным превышает прожиточный минимум примерно в 1,5 раза (а в отдельных отраслях — даже в 1,7 раза). Иначе говоря, большой «удельный вес» в составе заработной платы имеют различного рода надтарифные выплаты, которые естественно не учитываются при определении величины минимального размера оплаты труда. В результате такая система тарификации приводит к искусственному занижению реального минимума оплаты труда. Фактически, установленный законом МРОТ определяет величину минимальной тарифной ставки, а не реальный минимум заработной платы, который на практике оказывается существенно выше. Между тем такое положение дел имеет весьма серьезные последствия. В связи с введением единого социального налога, который, как известно, исчисляется в зависимости от величины заработной платы работника, сложилась парадоксальная ситуация, когда налогоплательщик фактически самостоятельно определяет налоговую базу. При этом минимальная величина налоговой базы по единому социальному налогу, очевидно, определяется нормативно установленным минимальным размером оплаты труда. В этой связи возникла практика занижения налогооблагаемых сумм путем установления официальной заработной платы в размере МРОТ и так называемого «теневого дохода», который вручается работнику «в конверте». Большинство исследователей проблемы «теневой заработной платы» полагают, что установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума позволит вывести из тени «конверты».

Таким образом, занижение минимального размера оплаты труда, о котором речь шла выше, приводит в том числе к сокращению объема поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Кроме того, следует учитывать и резкую дифференциацию уровня доходов населения в зависимости от экономического развития региона (разрыв в оплате труда между различными субъектами РФ составляет более чем 1:20). В связи с этим некоторые субъекты Российской Федерации делают попытки вводить свои показатели минимального размера оплаты труда (более высокие). Причины принятия таких решений понятны — повышение МРОТ позволяет собрать больший объем налоговых поступлений в бюджет. Однако действующим федеральным законодательством возможность увеличения МРОТ актами органов власти субъектов РФ не предусмотрена. В частности, согласно статье 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Одновременно в статье 421 Трудового кодекса РФ указывается, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса РФ, устанавливаются федеральным законом. Таким образом, положения актов региональных органов власти, определяющие повышенный МРОТ, не соответствуют действующему федеральному законодательству. Вместе с тем ситуация, когда прожиточный минимум, который является основой для определения МРОТ (по крайней мере, формально-юридически), определяется по субъектам Российской Федерации, а сам минимальный размер оплаты труда — на федеральном уровне, представляется нам парадоксальной. Как нам кажется, следовало бы предоставить субъектам Российской Федерации возможность самостоятельно определять минимальный размер оплаты труда, но не ниже установленного федеральным законом.

В то же время следует помнить, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому в судебной практике совершенно справедливо признаются незаконными положения законодательства отдельных субъектов Российской Федерации, определяющие ставки первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений данных субъектов в размере меньшем, чем определен федеральным законодательством МРОТ. В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 20-Г05-13.

Другой комментарий к Ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Традиционно в науке трудового права и на практике под минимальным размером оплаты труда понимался размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Действовавшая до 20 апреля 2007 г. редакция ст. 129 ТК РФ закрепляла данное определение на законодательном уровне. В настоящее время законодатель изъял его из ст. 129 ТК РФ.

2. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.

В настоящее время минимальный размер заработной платы установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2007 г.) «О минимальном размере оплаты труда».

С 1 мая 2006 г. он составлял 1100 руб. в месяц, а с 1 сентября 2007 г. его размер установлен в сумме 2300 руб. в месяц.

3. Статья 133 ТК РФ устанавливает зависимость минимального размера оплаты труда от величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина, т.е. минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, определяется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, детей) в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192 (в ред. от 12 августа 2005 г.).

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации утверждена Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Величина прожиточного минимума на душу населения и по отдельным социально-демографическим группам определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике (Федеральной службы государственной статистики) об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, а в субъектах Федерации — в порядке, установленном их законами. Начиная с I квартала 2005 г. величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации не устанавливалась.

Это интересно:  Статья 609 ГК РФ. Форма и государственная регистрация договора аренды

5. Установление непосредственной связи минимального размера оплаты труда с размером прожиточного минимума трудоспособного человека требует значительного увеличения расходов на оплату труда. С учетом этого обстоятельства часть первая ст. 133 ТК РФ вводится в действие по специальным правилам, предусмотренным ст. 421 ТК, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой ст. 133 ТК, устанавливаются федеральным законом.

В настоящее время такой закон не принят, соответственно, отсутствует и механизм выравнивания их параметров.

6. Часть 2 ст. 133 ТК РФ определяет источники, за счет которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Это:

— средства федерального бюджета, внебюджетные средства, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, — для организаций, финансируемых из федерального бюджета;

— средства бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, — для организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Федерации;

— средства местных бюджетов, а также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, — для организаций, финансируемых из местных бюджетов;

— собственные средства — для всех остальных работодателей.

7. Действующее законодательство предусматривает возможность устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации, превышающий уровень минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом (см. ст. 133.1 ТК РФ и комментарий к ней).

8. Помимо определения критериев для установления минимального размера оплаты труда ст. 133 ТК РФ предусматривает также право каждого работника, полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), на заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда. Следовательно, заработная плата ниже установленного минимального размера оплаты труда может быть выплачена в случаях, если работник либо не отработал в течение месяца норму рабочего времени, либо отработал норму рабочего времени, но не выполнил установленную норму труда, либо не отработал норму рабочего времени и при этом не выполнил норму труда. Это может иметь место в следующих случаях: работник приступил к работе не с начала расчетного месяца; работник прекратил трудовые отношения до истечения месяца; работник имел прогул в течение месяца; работник был отстранен от работы в течение месяца; работник исполнял государственные или общественные обязанности; работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы; работник работает на условиях неполного рабочего времени; работник находился в состоянии простоя; работник допустил брак, не подлежащий оплате или подлежащий оплате по пониженным расценкам; работник не выполняет нормы труда (должностные обязанности).

9. Поскольку минимальный размер оплаты труда предполагает оплату наиболее простого труда неквалифицированного работника в обычных условиях труда, в его величину не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

10. Часть 4 ст. 133, устанавливавшая, что размеры тарифных ставок, должностных окладов, базовых тарифных ставок и базовых должностных окладов не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, утратила силу.

Статья 133 ТК РФ. Установление минимального размера оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями — за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 года. — Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.

Комментарии к ст. 133 ТК РФ

1. В Рекомендации N 135 МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.) содержится ряд правил, помогающих определить минимальную заработную плату.

Установление минимальной заработной платы может быть одним из элементов политики, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения потребностей всех трудящихся и их семей.

Основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы.

При определении уровня минимальной заработной платы необходимо принимать во внимание в числе других следующие критерии:

а) потребности трудящихся и их семей;

б) общий уровень заработной платы в стране;

в) стоимость жизни и изменения в ней;

г) пособия по социальному обеспечению;

д) сравнительный уровень жизни других социальных групп;

е) экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.

При установлении минимальной ставки целесообразно консультирование по вопросам:

а) отбора и применения критериев для определения уровня минимальной заработной платы;

б) определения ставки или ставок минимальной заработной платы;

в) регулирования время от времени ставки или ставок минимальной заработной платы;

г) проведения в жизнь законодательства о минимальной заработной плате;

д) сбора данных и проведения исследований для информирования органов власти, занимающихся установлением минимальной заработной платы.

2. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» создал правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении гражданам РФ государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты.

Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Семья — лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Основные социально-демографические группы населения — трудоспособное население, пенсионеры, дети.

Среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) — совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации устанавливается (ст. 2 указанного Федерального закона) для:

оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;

оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов РФ.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется не реже 1 раза в 5 лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов (ст. 3 Закона), которые утверждаются Правительством РФ.

Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192.

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» в следующих составе и объемах (в натуральных показателях) (см. ст. 1 указанного Закона — не приводится).

Действие вышеназванного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации утв. Постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 г. N 36/34.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ — в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.

О государственной социальной помощи см. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ.

Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи установлен в Федеральном законе от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ.

Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ.

3. В числе международно-правовых актов, регулирующих процесс установления минимальной заработной платы, следует назвать прежде всего Конвенцию N 131 МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.). Она предусматривает обязанность ратифицировавшей ее страны ввести систему определения минимальной заработной платы. В Конвенции говорится о том, что минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению при установлении размера оплаты труда работодателем конкретным работникам. Национальное законодательство должно содержать санкции уголовного и иного порядка в отношении ответственных лиц, допустивших нарушение данного предписания.

4. МРОТ установлен с 1 января 2009 г. в размере 4330 руб. в месяц.

7. В зарубежных странах с реальной социальной рыночной экономикой минимальная заработная плата определяется как один из важнейших социально-экономических нормативов.

Величина минимальной заработной платы должна превышать порог бедности в конкретной стране. Минимальный уровень заработной платы считается справедливым, если он составляет 60% от среднего по национальной экономике (см. Актуальные вопросы совершенствования законодательства в сфере заработной платы и доходов населения // Аналитический вестник. 2007. N 11).

Статья написана по материалам сайтов: trud-kodeks.ru, sttkrf.ru, otkrf.ru, tkodeksrf.ru, rulaws.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector