+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 1355 ГК РФ. Государственное стимулирование создания и использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов

Государство стимулирует создание и использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, предоставляет их авторам, а также патентообладателям и лицензиатам, использующим соответствующие изобретения, полезные модели и промышленные образцы, льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 1355 ГК РФ

———————————
Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 25. Ст. 703.

Примеры государственного стимулирования изобретателей имели место и в постреволюционном законодательстве. Так, п. 1 Постановления СНК РСФСР от 20 октября 1928 г. «О мероприятиях по содействию изобретательству» предусматривал обязанность народных комиссариатов РСФСР, в ведении которых состоят промышленные предприятия, а также Народного комиссариата здравоохранения РСФСР организовать в своем составе бюро содействия изобретательству. В задачи таких бюро входит:

а) оказание изобретателям в необходимых случаях научной и технической помощи, как-то: выполнение чертежей, производство расчетов, постройка моделей и т.п.;

б) выяснение технической и экономической ценности изобретений;

в) содействие получению изобретателями патентов как в пределах Союза ССР, так и за границей и оказание им патентно-правовой помощи при разработке и оформлении договоров об эксплуатации изобретений;

г) отбор технически и экономически ценных изобретений, содействие и наблюдение за их реализацией в промышленной и хозяйственной практике;

д) в отдельных случаях, по усмотрению бюро, премирование изобретателей.

Предусмотренная настоящей статьей помощь изобретателям может по усмотрению бюро оказываться бесплатно.

В Постановлении Совмина СССР от 21 августа 1973 г. N 584 «Об утверждении Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях» есть целый раздел — разд. VIII «Право на вознаграждение и другие права и льготы авторов открытий, изобретений и рационализаторских предложений», содержащий отсылки к инструкциям о порядке выплаты вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения и об определении размера вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, не создающие экономии .

———————————
Свод законов СССР. М., 1990. Т. 2. С. 78.

Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1974. N 5.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены отдельные меры, направленные на уменьшение налогового бремени в связи с осуществлением деятельности по созданию и использованию объектов патентного права.

Так, подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ в числе операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), называет реализацию (а также передачу, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Согласно ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы авторы изобретений и промышленных образцов имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в размерах, показанных в таблице.

Виды деятельности Нормативы затрат (в процентах

к сумме начисленного дохода)

Создание научных трудов и

Открытия, изобретения и

образцов (к сумме дохода,

полученного за первые два

года использования) 30

Пункт 2 ст. 262 НК РФ определяет расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов) либо на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки.

Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов.

Расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора, как и расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые объектами патентного права, входят в число расходов, на которые согласно п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы.

3. Пункт 12 Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941 , предусматривает льготы по уплате патентных пошлин для отдельных категорий лиц. Так, физическое лицо, являющееся единственным автором изобретения, полезной модели, промышленного образца и испрашивающее патент на свое имя либо являющееся единственным автором изобретения, полезной модели, промышленного образца и обладателем соответствующего патента, уплачивает 50% пошлин за регистрацию заявки на выдачу патента на изобретение и принятие решения по результатам формальной экспертизы и другие действия.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2008. N 51. Ст. 6170.

От уплаты пошлин освобождаются:

— физическое лицо, являющееся ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и на территориях других государств;

— коллектив авторов, испрашивающих патент на свое имя, или патентообладателей, каждый из которых является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий.

Уплата пошлин в размере 20% установленного размера осуществляется:

— физическим лицом, являющимся инвалидом или учащимся (воспитанником) государственного, муниципального или иного образовательного учреждения, реализующего образовательную или профессиональную программу обучения (за исключением послевузовской);

— коллективом авторов, испрашивающих патент на свое имя, или патентообладателей, каждый из которых является инвалидом или учащимся.

Льготы при уплате тарифов и условия их предоставления установлены гл. XI Тарифов на услуги, предоставляемые федеральным государственным учреждением «Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» .

———————————
Патенты и лицензии. 2009. N 2.

Статья 1355 ГК РФ. Государственное стимулирование создания и использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (действующая редакция)

Государство стимулирует создание и использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, предоставляет их авторам, а также патентообладателям и лицензиатам, использующим соответствующие изобретения, полезные модели и промышленные образцы, льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 1355 ГК РФ

1. Комментируемая статья представляет собой яркий пример декларативной нормы, имеющей отсылочный характер. Формулировка комментируемой статьи претерпела определенные изменения по сравнению с ее прототипом в ранее действующем законодательстве (ст. 34 Патентного закона РФ). Из текста комментируемой статьи исключено упоминание о льготных условиях налогообложения и кредитования, что в принципе является самым важным для целей стимулирования создания и использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

2. Однако именно в сфере налогообложения сохранились некоторые льготные условия для субъектов изобретательской и художественно-конструкторской деятельности.

Так, согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению передача исключительных прав, в том числе на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

В соответствии с п. 3 ст. 221 НК РФ авторы открытий, изобретений, промышленных образцов имеют право на профессиональные налоговые вычеты в случае документального подтверждения ими материальных затрат, связанных с созданием технических решений, а если затраты не могут быть подтверждены, то вычеты предоставляются в соответствии со шкалой нормативных затрат. Как следует из вышеизложенного, при формулировке указанной нормы законодатель не учел авторов полезных моделей, т.е. использовал нормативные правовые акты, действовавшие ранее в СССР.

Это интересно:  Статья 201 КАС РФ. Направление или вручение лицам, участвующим в деле, копий определения суда

К налоговым льготам по уплате налога на прибыль организаций можно условно отнести норму ст. 262 НК РФ о списании на прочие расходы расходов на научные исследования и/или опытно-конструкторские разработки.

В соответствии с подп. 2.1, 2.2 и 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на следующие расходы:

— на приобретение исключительных прав, в том числе на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

— на патентование и/или оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности;

— на научные исследования и/или опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ.

3. Положением о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров от 12 августа 1993 г. (с последующими изменениями) отдельным категориям граждан (например, участникам ВОВ и приравненным к ним лицам) предоставляются льготы по уплате пошлин (освобождение от уплаты, отсрочка от уплаты, уменьшение размера пошлин), действие которых прекращается при заключении лицензионного договора или договора об отчуждении патента.

К государственному стимулированию можно условно приравнять установление права авторов, не являющихся патентообладателями, на вознаграждение за служебные изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Западный вариант решения проблемы служебных изобретений значительно жестче для авторов-изобретателей: служебные изобретения безусловно принадлежат работодателю, а их авторы получают вознаграждение в редких случаях, как правило, когда условие об этом включено в трудовой договор.

Вполне очевидно, что столь скромный перечень льгот явно недостаточен для целей стимулирования перехода экономики нашей страны на инновационный путь развития.

4. Поучительны меры государственного стимулирования изобретательства, которые были предусмотрены Законом СССР Об изобретениях в СССР» от 31 мая 1991 г., вступившим в силу с 1 июля 1991 г. Так, прибыль (доход) и валютная выручка, получаемые патентообладателями от использования изобретений, продажи или покупки лицензий, освобождались от налогообложения в течение пятилетнего срока. Этот срок мог быть продлен по отношению к изобретениям, имеющим важное народнохозяйственное значение (в первую очередь в области экологии и медицины).

Указанная льгота распространялась также на предприятия, которые специально создавались для изготовления новой техники и в определенных случаях на госбюджетные организации. Предприятия могли создавать фонды поощрения изобретательской деятельности, которые также не подлежали налогообложению. Государственный заказ на выпуск продукции, при изготовлении которой предполагалось использовать чужие патенты (в том числе и иностранных патентообладателей), влек для государственных органов обязанность обеспечить приобретение соответствующих лицензий.

Вполне очевидно, что некоторые льготы для авторов (например, право на дополнительную жилую площадь), предусмотренные указанным Законом, нереальны в условиях рыночных отношений.

Статья 1355. Государственное стимулирование создания и использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов

Государство стимулирует создание и использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, предоставляет их авторам, а также патентообладателям и лицензиатам, использующим соответствующие изобретения, полезные модели и промышленные образцы, льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 1355 Гражданского Кодекса РФ

Комментируемая статья с соответствующими изменениями воспроизводит положениях ст. 34 Патентного закона 1992 г. (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ), предусматривавшие, что государство стимулирует создание и использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, устанавливает авторам и хозяйствующим субъектам, их использующим, льготные условия налогообложения и кредитования, предоставляет им иные льготы в соответствии с законодательством РФ. Как видно, норма комментируемой статьи носит декларативный характер, что позволяет сомневаться в необходимости ее закрепления именно в акте гражданского законодательства РФ.

Ряд норм о льготах и материальном стимулировании содержались в положениях п. п. 1, 3 и 5 ст. 32, ст. ст. 33 и 34 Закона СССР «Об изобретениях в СССР», п. 3 ст. 21, п. п. 1 и 3 ст. 22 и ст. 23 Закона СССР «О промышленных образцах», в отношении которых в ст. 12 Закона 2006 г. N 231-ФЗ установлено, что эти положения применяются на территории РФ до принятия законодательных актов РФ о развитии изобретательства и художественно-конструкторского творчества. При применении данной нормы в п. 5 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России 2009 г. N 5/29 предписано учитывать, что соответствующие законоположения, а также принятые для их реализации иные нормативные правовые акты подлежат применению в части, не противоречащей ГК РФ. Там же разъяснено, что ст. 34 Закона СССР «Об изобретениях в СССР», предусматривающая выплату предприятием-патентообладателем и предприятием лицензиатом вознаграждения лицам, содействовавшим созданию и использованию изобретения, с 1 января 2008 г. применяется с учетом п. 4 ст. 1370 комментируемой главы только в части обязанности работодателя выплатить вознаграждение или компенсацию работнику — автору служебного изобретения.

Другой комментарий к статье 1355 ГК РФ

1. Комментируемая статья представляет собой яркий пример декларативной нормы, имеющей отсылочный характер. Формулировка комментируемой статьи претерпела определенные изменения по сравнению с ее прототипом в ранее действующем законодательстве (ст. 34 Патентного закона РФ). Из текста комментируемой статьи исключено упоминание о льготных условиях налогообложения и кредитования, что в принципе является самым важным для целей стимулирования создания и использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

2. Однако именно в сфере налогообложения сохранились некоторые льготные условия для субъектов изобретательской и художественно-конструкторской деятельности.

Так, согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению передача исключительных прав, в том числе на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

В соответствии с п. 3 ст. 221 НК РФ авторы открытий, изобретений, промышленных образцов имеют право на профессиональные налоговые вычеты в случае документального подтверждения ими материальных затрат, связанных с созданием технических решений, а если затраты не могут быть подтверждены, то вычеты предоставляются в соответствии со шкалой нормативных затрат. Как следует из вышеизложенного, при формулировке указанной нормы законодатель не учел авторов полезных моделей, т.е. использовал нормативные правовые акты, действовавшие ранее в СССР.

К налоговым льготам по уплате налога на прибыль организаций можно условно отнести норму ст. 262 НК РФ о списании на прочие расходы расходов на научные исследования и/или опытно-конструкторские разработки.

В соответствии с подп. 2.1, 2.2 и 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на следующие расходы:

— на приобретение исключительных прав, в том числе на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

— на патентование и/или оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности;

— на научные исследования и/или опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ.

3. Положением о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров от 12 августа 1993 г. (с последующими изменениями) отдельным категориям граждан (например, участникам ВОВ и приравненным к ним лицам) предоставляются льготы по уплате пошлин (освобождение от уплаты, отсрочка от уплаты, уменьшение размера пошлин), действие которых прекращается при заключении лицензионного договора или договора об отчуждении патента.

К государственному стимулированию можно условно приравнять установление права авторов, не являющихся патентообладателями, на вознаграждение за служебные изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Западный вариант решения проблемы служебных изобретений значительно жестче для авторов-изобретателей: служебные изобретения безусловно принадлежат работодателю, а их авторы получают вознаграждение в редких случаях, как правило, когда условие об этом включено в трудовой договор.

Это интересно:  Статья 14.57 КоАП РФ. Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности

Вполне очевидно, что столь скромный перечень льгот явно недостаточен для целей стимулирования перехода экономики нашей страны на инновационный путь развития.

4. Поучительны меры государственного стимулирования изобретательства, которые были предусмотрены Законом СССР «Об изобретениях в СССР» от 31 мая 1991 г., вступившим в силу с 1 июля 1991 г. Так, прибыль (доход) и валютная выручка, получаемые патентообладателями от использования изобретений, продажи или покупки лицензий, освобождались от налогообложения в течение пятилетнего срока. Этот срок мог быть продлен по отношению к изобретениям, имеющим важное народнохозяйственное значение (в первую очередь в области экологии и медицины).

Указанная льгота распространялась также на предприятия, которые специально создавались для изготовления новой техники и в определенных случаях на госбюджетные организации. Предприятия могли создавать фонды поощрения изобретательской деятельности, которые также не подлежали налогообложению. Государственный заказ на выпуск продукции, при изготовлении которой предполагалось использовать чужие патенты (в том числе и иностранных патентообладателей), влек для государственных органов обязанность обеспечить приобретение соответствующих лицензий.

Вполне очевидно, что некоторые льготы для авторов (например, право на дополнительную жилую площадь), предусмотренные указанным Законом, нереальны в условиях рыночных отношений.

Статья 1355. Государственное стимулирование создания и использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов

Государство стимулирует создание и использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, предоставляет их авторам, а также патентообладателям и лицензиатам, использующим соответствующие изобретения, полезные модели и промышленные образцы, льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 1355 ГК РФ

1. Комментируемая статья представляет собой яркий пример декларативной нормы, имеющей отсылочный характер. Формулировка комментируемой статьи претерпела определенные изменения по сравнению с ее прототипом в ранее действующем законодательстве (ст. 34 Патентного закона РФ). Из текста комментируемой статьи исключено упоминание о льготных условиях налогообложения и кредитования, что в принципе является самым важным для целей стимулирования создания и использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

2. Однако именно в сфере налогообложения сохранились некоторые льготные условия для субъектов изобретательской и художественно-конструкторской деятельности.

Так, согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению передача исключительных прав, в том числе на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

В соответствии с п. 3 ст. 221 НК РФ авторы открытий, изобретений, промышленных образцов имеют право на профессиональные налоговые вычеты в случае документального подтверждения ими материальных затрат, связанных с созданием технических решений, а если затраты не могут быть подтверждены, то вычеты предоставляются в соответствии со шкалой нормативных затрат. Как следует из вышеизложенного, при формулировке указанной нормы законодатель не учел авторов полезных моделей, т.е. использовал нормативные правовые акты, действовавшие ранее в СССР.

К налоговым льготам по уплате налога на прибыль организаций можно условно отнести норму ст. 262 НК РФ о списании на прочие расходы расходов на научные исследования и/или опытно-конструкторские разработки.

В соответствии с подп. 2.1, 2.2 и 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на следующие расходы:

— на приобретение исключительных прав, в том числе на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

— на патентование и/или оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности;

— на научные исследования и/или опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ.

3. Положением о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров от 12 августа 1993 г. (с последующими изменениями) отдельным категориям граждан (например, участникам ВОВ и приравненным к ним лицам) предоставляются льготы по уплате пошлин (освобождение от уплаты, отсрочка от уплаты, уменьшение размера пошлин), действие которых прекращается при заключении лицензионного договора или договора об отчуждении патента.

К государственному стимулированию можно условно приравнять установление права авторов, не являющихся патентообладателями, на вознаграждение за служебные изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Западный вариант решения проблемы служебных изобретений значительно жестче для авторов-изобретателей: служебные изобретения безусловно принадлежат работодателю, а их авторы получают вознаграждение в редких случаях, как правило, когда условие об этом включено в трудовой договор.

Вполне очевидно, что столь скромный перечень льгот явно недостаточен для целей стимулирования перехода экономики нашей страны на инновационный путь развития.

4. Поучительны меры государственного стимулирования изобретательства, которые были предусмотрены Законом СССР «Об изобретениях в СССР» от 31 мая 1991 г., вступившим в силу с 1 июля 1991 г. Так, прибыль (доход) и валютная выручка, получаемые патентообладателями от использования изобретений, продажи или покупки лицензий, освобождались от налогообложения в течение пятилетнего срока. Этот срок мог быть продлен по отношению к изобретениям, имеющим важное народнохозяйственное значение (в первую очередь в области экологии и медицины).

Указанная льгота распространялась также на предприятия, которые специально создавались для изготовления новой техники и в определенных случаях на госбюджетные организации. Предприятия могли создавать фонды поощрения изобретательской деятельности, которые также не подлежали налогообложению. Государственный заказ на выпуск продукции, при изготовлении которой предполагалось использовать чужие патенты (в том числе и иностранных патентообладателей), влек для государственных органов обязанность обеспечить приобретение соответствующих лицензий.

Вполне очевидно, что некоторые льготы для авторов (например, право на дополнительную жилую площадь), предусмотренные указанным Законом, нереальны в условиях рыночных отношений.

Другой комментарий к статье 1355 Гражданского Кодекса РФ

Примеры государственного стимулирования изобретателей имели место и в постреволюционном законодательстве. Так, п. 1 Постановления СНК РСФСР от 20 октября 1928 г. «О мероприятиях по содействию изобретательству» предусматривал обязанность народных комиссариатов РСФСР, в ведении которых состоят промышленные предприятия, а также Народного комиссариата здравоохранения РСФСР организовать в своем составе бюро содействия изобретательству. В задачи таких бюро входили:

а) оказание изобретателям в необходимых случаях научной и технической помощи, как-то: выполнение чертежей, производство расчетов, постройка моделей и т.п.;

б) выяснение технической и экономической ценности изобретений;

в) содействие получению изобретателями патентов как в пределах Союза ССР, так и за границей и оказание им патентно-правовой помощи при разработке и оформлении договоров об эксплуатации изобретений;

г) отбор технически и экономически ценных изобретений, содействие и наблюдение за их реализацией в промышленной и хозяйственной практике;

д) в отдельных случаях, по усмотрению бюро, премирование изобретателей.

Предусмотренная указанным Постановлением помощь изобретателям могла по усмотрению бюро оказываться бесплатно.

В Постановлении Совмина СССР от 21 августа 1973 г. N 584 «Об утверждении Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях» есть целый раздел — разд. VIII «Право на вознаграждение и другие права и льготы авторов открытий, изобретений и рационализаторских предложений», содержащий отсылки к инструкциям о порядке выплаты вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения и об определении размера вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, не создающие экономии .

Налоговым кодексом РФ предусмотрены отдельные меры, направленные на уменьшение налогового бремени в связи с осуществлением деятельности по созданию и использованию объектов патентного права.

Так, подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ в числе операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), называет реализацию (а также передачу, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Согласно ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы авторы изобретений и промышленных образцов имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в размерах, показанных в таблице.

Это интересно:  Статья 23.14.1 КоАП РФ. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль ...

Вид деятельности Нормативы затрат (в процентах от суммы начисленного дохода)

Создание научных трудов и разработок 20

Открытия, изобретения и создание промышленных образцов (от суммы дохода, полученного за первые два года использования) 30

Пункт 2 ст. 262 НК РФ определяет расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, каковыми признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления, в частности суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам (за исключением зданий и сооружений), используемым для выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, стоимость работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ и др.

Расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора, как и расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые объектами патентного права, входят в число расходов, на которые согласно п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы.

3. Пункт 12 Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941 , предусматривает льготы по уплате патентных пошлин для отдельных категорий лиц. Так, физическое лицо, являющееся единственным автором изобретения, полезной модели, промышленного образца и испрашивающее патент на свое имя либо являющееся единственным автором изобретения, полезной модели, промышленного образца и обладателем соответствующего патента, уплачивает 50% пошлин за регистрацию заявки на выдачу патента на изобретение, принятие решения по результатам формальной экспертизы и другие подобные действия.

От уплаты пошлин освобождаются:

— физическое лицо, являющееся ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и на территориях других государств;

— коллектив авторов, испрашивающих патент на свое имя, или патентообладателей, каждый из которых является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий.

Уплата пошлин в размере 20% установленного размера осуществляется:

— физическим лицом, являющимся инвалидом или учащимся (воспитанником) государственного, муниципального или иного образовательного учреждения, реализующего образовательную или профессиональную программу обучения (за исключением послевузовской);

— коллективом авторов, испрашивающих патент на свое имя, или патентообладателей, каждый из которых является инвалидом или учащимся.

Комментарий к статье 1355 Гражданского кодекса РФ

Статья 1355. Государственное стимулирование создания и использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов

Комментарий к Ст. 1355 ГК РФ:

1. Комментируемая статья представляет собой яркий пример декларативной нормы, имеющей отсылочный характер. Формулировка комментируемой статьи претерпела определенные изменения по сравнению с ее прототипом в ранее действующем законодательстве (ст. 34 Патентного закона РФ). Из текста комментируемой статьи исключено упоминание о льготных условиях налогообложения и кредитования, что в принципе является самым важным для целей стимулирования создания и использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

2. Однако именно в сфере налогообложения сохранились некоторые льготные условия для субъектов изобретательской и художественно-конструкторской деятельности.

Так, согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению передача исключительных прав, в том числе на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

В соответствии с п. 3 ст. 221 НК РФ авторы открытий, изобретений, промышленных образцов имеют право на профессиональные налоговые вычеты в случае документального подтверждения ими материальных затрат, связанных с созданием технических решений, а если затраты не могут быть подтверждены, то вычеты предоставляются в соответствии со шкалой нормативных затрат. Как следует из вышеизложенного, при формулировке указанной нормы законодатель не учел авторов полезных моделей, т.е. использовал нормативные правовые акты, действовавшие ранее в СССР.

К налоговым льготам по уплате налога на прибыль организаций можно условно отнести норму ст. 262 НК РФ о списании на прочие расходы расходов на научные исследования и/или опытно-конструкторские разработки.

В соответствии с подп. 2.1, 2.2 и 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на следующие расходы:

— на приобретение исключительных прав, в том числе на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

— на патентование и/или оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности;

— на научные исследования и/или опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ.

3. Положением о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров от 12 августа 1993 г. (с последующими изменениями) отдельным категориям граждан (например, участникам ВОВ и приравненным к ним лицам) предоставляются льготы по уплате пошлин (освобождение от уплаты, отсрочка от уплаты, уменьшение размера пошлин), действие которых прекращается при заключении лицензионного договора или договора об отчуждении патента.

К государственному стимулированию можно условно приравнять установление права авторов, не являющихся патентообладателями, на вознаграждение за служебные изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Западный вариант решения проблемы служебных изобретений значительно жестче для авторов-изобретателей: служебные изобретения безусловно принадлежат работодателю, а их авторы получают вознаграждение в редких случаях, как правило, когда условие об этом включено в трудовой договор.

Вполне очевидно, что столь скромный перечень льгот явно недостаточен для целей стимулирования перехода экономики нашей страны на инновационный путь развития.

4. Поучительны меры государственного стимулирования изобретательства, которые были предусмотрены Законом СССР «Об изобретениях в СССР» от 31 мая 1991 г., вступившим в силу с 1 июля 1991 г. Так, прибыль (доход) и валютная выручка, получаемые патентообладателями от использования изобретений, продажи или покупки лицензий, освобождались от налогообложения в течение пятилетнего срока. Этот срок мог быть продлен по отношению к изобретениям, имеющим важное народнохозяйственное значение (в первую очередь в области экологии и медицины).

Указанная льгота распространялась также на предприятия, которые специально создавались для изготовления новой техники и в определенных случаях на госбюджетные организации. Предприятия могли создавать фонды поощрения изобретательской деятельности, которые также не подлежали налогообложению. Государственный заказ на выпуск продукции, при изготовлении которой предполагалось использовать чужие патенты (в том числе и иностранных патентообладателей), влек для государственных органов обязанность обеспечить приобретение соответствующих лицензий.

Вполне очевидно, что некоторые льготы для авторов (например, право на дополнительную жилую площадь), предусмотренные указанным Законом, нереальны в условиях рыночных отношений.

Статья написана по материалам сайтов: stgkrf.ru, www.zakonrf.info, gkrf24.ru, rugkrf.ru, grazhkod.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector