+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 139 КАС РФ. Назначение административного дела к судебному разбирательству

1. Суд, признав административное дело подготовленным, выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству, в котором указывает на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству, разрешение вопросов о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц, о соединении или разъединении нескольких требований и на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения, а также определяет время и место проведения судебного заседания в суде первой инстанции.

2. Суд, признав административное дело подготовленным и завершив предварительное судебное заседание, вправе открыть судебное заседание для судебного разбирательства данного дела по существу, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие этому.

Комментарий к статье 139 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментируемая статья определяет порядок назначения административного дела к судебному разбирательству.

Суд, признав административное дело подготовленным, выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству.

Содержание определения о назначении административного дела к судебному разбирательству обусловлено реализацией задач подготовки административного дела к судебному разбирательству. В таком определении указывается:

— на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству;

— на разрешение вопросов о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц;

— о соединении или разъединении нескольких требований;

— на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения;

— время и место проведения судебного заседания в суде первой инстанции.

Суд вправе открыть судебное заседание для судебного разбирательства административного дела по существу, признав данное дело подготовленным и завершив предварительное судебное заседание, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие этому.

Конституционный Суд РФ в Определении от 16.12.2010 N 1722-О-О указал, что положения ч. ч. 1 и 6 ст. 152 и ст. 153 ГПК РФ, регулирующие порядок проведения предварительного судебного заседания и вынесения определения суда о назначении дела к разбирательству в судебном заседании, а также положения ст. 195 того же Кодекса, возлагающие на суды обязанность по вынесению законных и обоснованных судебных решений, не предполагают их произвольного применения, направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения и конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе, также не нарушают.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 36 Постановления от 24.06.2008 N 11 О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» разъяснил, что в соответствии со ст. 153 ГПК РФ судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании. При этом судья обязан известить стороны, других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, а также вызвать других участников процесса в соответствии с требованиями ст. ст. 113 и 114 ГПК РФ .

Статья 139. Назначение административного дела к судебному разбирательству

1. Суд, признав административное дело подготовленным, выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству, в котором указывает на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству, разрешение вопросов о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц, о соединении или разъединении нескольких требований и на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения, а также определяет время и место проведения судебного заседания в суде первой инстанции.

2. Суд, признав административное дело подготовленным и завершив предварительное судебное заседание, вправе открыть судебное заседание для судебного разбирательства данного дела по существу, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие этому.

Комментарий к статье 139 КАС РФ

1. В соответствии с законом суды Российской Федерации вправе приступать к судебному рассмотрению административных дел только после выполнения всех необходимых действий по их подготовке к судебному разбирательству, предусмотренных главой 13 КАС РФ.

2. Подготовка административных дел к судебному разбирательству является самостоятельной стадией административного судопроизводства, имеющей целью обеспечить правильное и своевременное их рассмотрение и разрешение, и обязательна по каждому административному делу.

3. Своевременная и полная подготовка административного дела к судебному разбирательству имеет определяющее значение для качественного рассмотрения административного дела в установленные законом сроки.

4. Определение о назначении административного дела к разбирательству в судебном заседании должно быть вынесено и в случае, если административное дело назначается к судебному разбирательству после отмены ранее состоявшегося судебного решения и направления административного дела на новое рассмотрение либо после возобновления приостановленного производства по административному делу.

5. Судья извещает стороны, других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела, а также вызывает других участников процесса в соответствии с требованиями ст. ст. 96 и 97 КАС РФ .

6. См. также комментарий к ст. ст. 136, 138 КАС РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 139 КАС РФ

Если у вас остались вопросы по статье 139 КАС РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Это интересно:  Выходное пособие при увольнении. Порядок и размер выплаты — Статьи и очерки по трудовому праву

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 139 КАС РФ. Назначение административного дела к судебному разбирательству (действующая редакция)

1. Суд, признав административное дело подготовленным, выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству, в котором указывает на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству, разрешение вопросов о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц, о соединении или разъединении нескольких требований и на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения, а также определяет время и место проведения судебного заседания в суде первой инстанции.

2. Суд, признав административное дело подготовленным и завершив предварительное судебное заседание, вправе открыть судебное заседание для судебного разбирательства данного дела по существу, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие этому.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 139 КАС РФ

1. Стадия подготовки заканчивается вынесением определения о назначении дела к судебному разбирательству, которое подводит итоги проведенной подготовки. После назначения дела к рассмотрению судья вправе осуществлять подготовительные действия до дня судебного разбирательства. Это связано с тем, что некоторые действия носят длящийся характер, кроме того, может возникнуть необходимость в совершении дополнительных действий; например, в случаях, не терпящих отлагательства, суд может в порядке подготовки осмотреть доказательства на месте.

В качестве условия для вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству закон устанавливает признание судьей административного дела подготовленным. В случае проведения по административному делу предварительного судебного заседания вопрос о готовности административного дела к судебному разбирательству решается после рассмотрения всех вопросов, вынесенных в предварительное судебное заседание (ч. 6 ст. 138 КАС).

Достаточно подготовленным административное дело может считаться, если выполнены задачи подготовки и совершены все необходимые по делу процессуальные действия.

В определении о назначении дела к слушанию указываются место, день и час судебного разбирательства. Дата проведения судебного разбирательства определяется судьей с таким расчетом, во-первых, чтобы не нарушить срок размещения информации о времени и месте проведения судебного заседания на официальном сайте суда в сети Интернет (ч. 7 ст. 96 КАС), во-вторых, чтобы участвующие в деле лица своевременно получили извещения (в виде заказного письма с уведомлением о вручении или в виде СМС-сообщения) и имели достаточно времени для собственной подготовки к судебному заседанию и явки в суд.

Назначение в судах первой инстанции рассмотрения нескольких дел на одно и то же время, а также безосновательные отложения рассмотрения дел, в том числе в связи с их ненадлежащей подготовкой к судебному разбирательству, несовместимы с требованиями закона и профессиональной этики.

Следует отметить, что по некоторым категориям административных дел в виде исключения из правила, установленного комментируемой статьей, время и место проведения судебного заседания определяются судьей не по окончании подготовки административного дела к судебному разбирательству, а при принятии административного искового заявления к производству. Говоря более конкретно, это имеет место по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 4 ст. 253 КАС) и по делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией ВС РФ (ч. 3 ст. 232 КАС). Соответственно, время и место проведения судебного заседания по этим категориям административных дел указываются в определении о принятии административного искового заявления к производству, копии которого направляются сторонам и заинтересованным лицам, назначение этих дел к судебному разбирательству и извещение участников процесса не являются элементами содержания стадии подготовки.

Помимо времени и места проведения судебного разбирательства закон обязывает суд в лице судьи, в производстве которого находится дело, сделать в определении о назначении административного дела к судебному разбирательству следующие указания: на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству, на разрешение вопросов о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц, о соединении или разъединении нескольких требований и на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения. Указание на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству вполне оправданно, поскольку закон прямо увязывает вынесение определения о назначении дела к судебному разбирательству с признанием судьей административного дела подготовленным. Что касается указаний о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц, о соединении или разъединении нескольких требований, то посредством этих указаний фиксируются весьма значимые результаты подготовки с точки зрения выполнения судом задач данной стадии процесса. Говоря о включении в определение о назначении административного дела к судебному разбирательству указаний на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения, законодатель, очевидно, имеет в виду необходимость фиксации результатов рассмотрения в стадии подготовки тех вопросов, по которым судьей не выносились определения в виде отдельного акта (например, о вызове свидетеля). Вместе взятые требования закона, касающиеся содержания определения о назначении дела к судебному разбирательству, указывают на его значение как судебного акта, подытоживающего проведенную подготовку административного дела к судебному разбирательству.

2. Часть 2 комментируемой статьи предоставляет суду право открыть судебное заседание для судебного разбирательства данного дела по существу сразу же по завершении предварительного судебного заседания. При этом, если не считать собственно завершения предварительного судебного заседания, устанавливается два условия реализации данного полномочия: признание судом административного дела подготовленным и отсутствие обстоятельств, препятствующих открытию основного судебного заседания по завершении предварительного. Однако каких-либо конкретных обстоятельств, могущих служить препятствием для реализации рассматриваемого полномочия суда, комментируемая статья не называет.

Это интересно:  Статья 80 Семейного кодекса РФ с комментариями

С точки зрения принципов процессуальной экономии и разумности сроков административного судопроизводства (ст. 10 КАС) данная норма представляется оправданной, однако она вызывает вопросы с точки зрения обеспечения интересов лиц, не присутствовавших в предварительном судебном заседании, а также возможности реализации судом обязанности по размещению информации о времени и месте проведения предварительного судебного заседания не менее чем за 15 дней до начала такого заседания (ч. 7 ст. 96 КАС). Кроме того, налицо несогласованность между ч. 2 ст. 138 КАС, по которой предварительное судебное заседание проводится единолично судьей, осуществляющим подготовку административного дела к судебному разбирательству, и ч. 2 ст. 29 КАС, предусматривающей по ряду категорий административных дел исключительно коллегиальное рассмотрение тремя профессиональными судьями.

В процессе применения условия, связанного с отсутствием обстоятельств, препятствующих открытию основного судебного заседания по завершении предварительного, на наш взгляд, необходимо руководствоваться нормой ч. 4 ст. 137 АПК в порядке аналогии процессуального закона. При таком истолковании необходимо говорить о двух возможных препятствиях к переходу от предварительного заседания к судебному заседанию по рассмотрению административного дела: 1) в предварительном судебном заседании отсутствует кто-либо из лиц, участвующих в деле, не извещенных о времени и месте судебного заседания, или кто-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствующих в заседании, высказывает возражение против открытия основного судебного заседания сразу же после завершения предварительного заседания; 2) в соответствии с КАС (ч. 2 ст. 29) требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

Что касается соблюдения требования ч. 7 ст. 96 КАС РФ о необходимости информирования о дне судебного заседания не менее чем за 15 дней до его начала, то в данном случае вряд ли можно говорить о его нарушении. Дело в том, что вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству при переходе от предварительного судебного заседания к судебному разбирательству по ч. 2 комментируемой статьи не требуется. Следовательно, нельзя говорить и о возникновении у суда обязанности по информированию участников процесса в порядке ч. 7 ст. 96 КАС, ведь официальным источником информации о времени и месте проведения судебного заседания, подлежащей размещению на сайте суда в сети Интернет, по смыслу закона может быть только судебный акт. Решением проблемы, на наш взгляд, может быть заблаговременное информирование участников процесса в определении о подготовке или в определении о назначении предварительного судебного заседания не только о времени и месте проведения предварительного судебного заседания, но и о возможности при определенных условиях открытия судебного заседания по рассмотрению административного дела сразу же после окончания предварительного судебного заседания. Тем самым участники процесса смогут своевременно возразить против применения комментируемой нормы, и их интересы, связанные с возможностью надлежащей подготовки к защите своих прав в стадии судебного разбирательства, не будут нарушены.

Предварительное судебное заседание. Назначение административного дела к судебному разбирательству

Ст. 138 КАС РФ определены условия и порядок проведения предварительного судебного заседания, которое проводится единолично судьей, проводившим подготовку по делу, с обязательным извещением лиц, участвующих в деле. Неявка в суд лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте предварительного судебного заседания, не является препятствием для проведения предварительного судебного заседания. Указанные лица могут участвовать в предварительном судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в соответствии со ст. 142 КАС РФ.

Предварительное судебное заседание проводится в целях:

  1. Уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела;
  2. Определения достаточности доказательств по административному делу;
  3. Выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением;
  4. Процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству;
  5. Выяснения возможности урегулирования административного спора до судебного разбирательства.

В предварительном судебном заседании стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители либо в случае обязательного ведения дела с участием представителя только представители вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать свои доводы по возникающим в этом заседании вопросам.

Суд вправе приостановить или прекратить полностью или в части производство по административному делу, оставить административное исковое заявление без рассмотрения при наличии к тому оснований и в порядке, установленном КАС РФ для разрешения соответствующих вопросов, за исключением административных дел, подлежащих рассмотрению судом коллегиально.

В случае установления факта пропуска срока обращения в суд без уважительной причины, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Данное решение не может быть принято по административным делам, подлежащим последующему рассмотрению судом коллегиально. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном КАС РФ.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие административному истцу своевременно обратиться с административным исковым заявлением в суд (например, болезнь административного истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

После рассмотрения всех вопросов, вынесенных в предварительное судебное заседание, суд разрешает вопрос о готовности административного дела к судебному разбирательству.

Это интересно:  Статья 221 КАС РФ. Лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица..

О проведенном предварительном судебном заседании составляется протокол в соответствии со ст. 205 и 206 Кодекса административного судопроизводства.

Суд, признав административное дело подготовленным, выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству, в котором указывает на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству, разрешение вопросов о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц, о соединении или разъединении нескольких требований и на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения, а также определяет время и место проведения судебного заседания в суде первой инстанции.

Суд, признав административное дело подготовленным и завершив предварительное судебное заседание, вправе открыть судебное заседание для судебного разбирательства данного дела по существу, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие этому.

Подготовка административного дела к судебному разбирательству: Видео

Статья 139. Назначение административного дела к судебному разбирательству

1. Суд, признав административное дело подготовленным, выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству, в котором указывает на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству, разрешение вопросов о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц, о соединении или разъединении нескольких требований и на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения, а также определяет время и место проведения судебного заседания в суде первой инстанции.

2. Суд, признав административное дело подготовленным и завершив предварительное судебное заседание, вправе открыть судебное заседание для судебного разбирательства данного дела по существу, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие этому.

Комментарий к статье 139 КАС РФ

1. В соответствии с законом суды Российской Федерации вправе приступать к судебному рассмотрению административных дел только после выполнения всех необходимых действий по их подготовке к судебному разбирательству, предусмотренных главой 13 КАС РФ.

2. Подготовка административных дел к судебному разбирательству является самостоятельной стадией административного судопроизводства, имеющей целью обеспечить правильное и своевременное их рассмотрение и разрешение, и обязательна по каждому административному делу.

3. Своевременная и полная подготовка административного дела к судебному разбирательству имеет определяющее значение для качественного рассмотрения административного дела в установленные законом сроки.

4. Определение о назначении административного дела к разбирательству в судебном заседании должно быть вынесено и в случае, если административное дело назначается к судебному разбирательству после отмены ранее состоявшегося судебного решения и направления административного дела на новое рассмотрение либо после возобновления приостановленного производства по административному делу.

5. Судья извещает стороны, других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела, а также вызывает других участников процесса в соответствии с требованиями ст. ст. 96 и 97 КАС РФ .

6. См. также комментарий к ст. ст. 136, 138 КАС РФ.

Другой комментарий к статье 139 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

Комментируемая статья определяет порядок назначения административного дела к судебному разбирательству.

Суд, признав административное дело подготовленным, выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству.

Содержание определения о назначении административного дела к судебному разбирательству обусловлено реализацией задач подготовки административного дела к судебному разбирательству. В таком определении указывается:

— на окончание подготовки административного дела к судебному разбирательству;

— на разрешение вопросов о привлечении к участию в данном административном деле заинтересованных лиц;

— о соединении или разъединении нескольких требований;

— на разрешение иных вопросов, по которым не были вынесены соответствующие определения;

— время и место проведения судебного заседания в суде первой инстанции.

Суд вправе открыть судебное заседание для судебного разбирательства административного дела по существу, признав данное дело подготовленным и завершив предварительное судебное заседание, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие этому.

Конституционный Суд РФ в Определении от 16.12.2010 N 1722-О-О указал, что положения ч. ч. 1 и 6 ст. 152 и ст. 153 ГПК РФ, регулирующие порядок проведения предварительного судебного заседания и вынесения определения суда о назначении дела к разбирательству в судебном заседании, а также положения ст. 195 того же Кодекса, возлагающие на суды обязанность по вынесению законных и обоснованных судебных решений, не предполагают их произвольного применения, направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения и конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе, также не нарушают.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 36 Постановления от 24.06.2008 N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» разъяснил, что в соответствии со ст. 153 ГПК РФ судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании. При этом судья обязан известить стороны, других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, а также вызвать других участников процесса в соответствии с требованиями ст. ст. 113 и 114 ГПК РФ .

Статья написана по материалам сайтов: www.gk-rf.ru, okasrf.ru, www.zakonrf.info, legalquest.ru, rukasrf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector