+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 186.3 закона о банкротстве

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Статья 186.4. Особенности установления требований кредиторов в деле о банкротстве негосударственного пенсионного фонда

1. Для целей настоящего параграфа обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению предусматривают:

1) выплату выкупных сумм или их перевод в другие фонды;

2) передачу обязанности по выплате пожизненно назначенных участникам негосударственного пенсионного фонда негосударственных пенсий (далее — пожизненные негосударственные пенсии) и средств пенсионных резервов другому негосударственному пенсионному фонду по согласованию с контрольным органом для исполнения указанной обязанности.

2. Для целей настоящего параграфа пенсионные обязательства по обязательному пенсионному страхованию предусматривают передачу средств пенсионных накоплений в Пенсионный фонд Российской Федерации. Размер средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче в отношении каждого застрахованного лица, определяется суммой пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии соответствующего застрахованного лица.

3. Временный управляющий определяет и отдельно учитывает в реестре требований кредиторов:

1) обязательства по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (далее — пенсионный договор) (в том числе обязательства по выплате назначенных негосударственных пенсий), договорам об обязательном пенсионном страховании (в том числе обязательства по выплате накопительной части трудовой пенсии) и договорам о создании профессиональных пенсионных систем (в том числе обязательства по выплате профессиональных пенсий);

2) состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, а также сумму кредиторской задолженности.

4. Временный управляющий привлекает оценщика для определения рыночной стоимости пенсионных резервов и пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, а также иных активов, составляющих собственное имущество негосударственного пенсионного фонда, в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона.

5. С даты принятия арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются договоры об обязательном пенсионном страховании, договоры о создании профессиональных пенсионных систем, договоры негосударственного пенсионного обеспечения.

Последствия прекращения указанных договоров определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

6. В течение трех месяцев с даты принятия арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства конкурсный управляющий:

1) уведомляет в письменной форме вкладчиков, участников и застрахованных лиц указанного фонда, а также их правопреемников, подавших в указанный фонд соответствующее заявление не позднее тридцати дней с даты принятия арбитражным судом решения о признании указанного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства;

2) определяет обязательства по пенсионным договорам (в том числе обязательства по выплате назначенных негосударственных пенсий), договорам об обязательном пенсионном страховании (в том числе обязательства по выплате накопительной части трудовой пенсии) и договорам о создании профессиональных пенсионных систем (в том числе обязательства по выплате профессиональных пенсий);

3) определяет состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, а также сумму кредиторской задолженности. В целях определения суммы обязательств по пожизненным негосударственным пенсиям конкурсный управляющий привлекает актуария;

4) информирует Пенсионный фонд Российской Федерации об обязательствах негосударственного пенсионного фонда перед застрахованными лицами и их правопреемниками;

5) привлекает оценщика для определения рыночной стоимости пенсионных резервов и пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, а также иных активов, составляющих собственное имущество указанного фонда, в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона.

7. В течение шести месяцев с даты принятия арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства конкурсный управляющий:

1) обеспечивает передачу средств пенсионных накоплений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществление расчетов с кредиторами негосударственного пенсионного фонда по инвестированию средств пенсионных накоплений;

2) обеспечивает выплату или перевод в другие фонды выкупных сумм либо передачу их в счет уплаты страховых премий по договорам страхования пенсий, заключенным со страховыми организациями;

3) обеспечивает передачу обязанности по выплате пожизненных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов другому негосударственному пенсионному фонду в порядке, установленном контрольным органом, для исполнения указанной обязанности.

Статья 61.6. Последствия признания сделки недействительной

1. Все, что было передано должником или иным лицом за счет должника или в счет исполнения обязательств перед должником, а также изъято у должника по сделке, признанной недействительной в соответствии с настоящей главой, подлежит возврату в конкурсную массу. В случае невозможности возврата имущества в конкурсную массу в натуре приобретатель должен возместить действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах, возникающих вследствие неосновательного обогащения.

2. Кредиторы и иные лица, которым передано имущество или перед которыми должник исполнял обязательства или обязанности по сделке, признанной недействительной на основании пункта 2 статьи 61.2 и пункта 3 статьи 61.3 настоящего Федерального закона, в случае возврата в конкурсную массу полученного по недействительной сделке имущества приобретают право требования к должнику, которое подлежит удовлетворению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди, включенных в реестр требований кредиторов.

3. Кредиторы и иные лица, которым передано имущество или перед которыми должник исполнял обязательства или обязанности по сделке, признанной недействительной на основании пункта 1 статьи 61.2, пункта 2 статьи 61.3 настоящего Федерального закона и Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае возврата в конкурсную массу полученного по недействительной сделке имущества приобретают право требования к должнику, которое подлежит удовлетворению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

4. В случае признания на основании статьи 61.3 настоящего Федерального закона недействительными действий должника по уплате денег, передаче вещей или иному исполнению обязательства, а также по совершению иной сделки должника, направленной на прекращение обязательства (путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом), обязательство должника перед соответствующим кредитором считается возникшим с момента совершения недействительной сделки. При этом право требования кредитора по этому обязательству к должнику считается существовавшим независимо от совершения данной сделки.

Если денежное обязательство, на прекращение которого была направлена указанная сделка, возникло до принятия заявления о признании должника банкротом, требование кредитора по этому обязательству к должнику не относится к текущим платежам и такой кредитор является конкурсным кредитором должника, а его требование считается заявленным в установленный срок и подлежит включению в реестр требований кредиторов.

Если на момент включения требования кредитора по этому обязательству к должнику в реестр требований кредиторов расчеты с кредиторами третьей очереди не начались, расчеты по данному требованию осуществляются на равных условиях с требованиями кредиторов третьей очереди, заявленными до истечения двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Если на момент включения требования кредитора по этому обязательству к должнику в реестр требований кредиторов расчеты с кредиторами третьей очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов, завершились, расчеты по данному требованию осуществляются за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

Если на момент начала расчетов с кредиторами третьей очереди конкурсному управляющему известно о рассмотрении заявления о признании недействительной сделки должника, направленной на прекращение его обязательства, конкурсный управляющий обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения требований кредиторов той же очереди в отношении данного требования.

Правила, предусмотренные настоящим пунктом, распространяются также на требование другой стороны сделки, признанной недействительной по основаниям, предусмотренным статьей 61.3 настоящего Федерального закона, к должнику о возврате всего полученного должником по этой сделке имущества или возмещении его стоимости в деньгах.

5. Последствием признания на основании пункта 2 статьи 61.2 или статьи 61.3 настоящего Федерального закона недействительными договора должника с центральным контрагентом, а также действий, направленных на исполнение обязательств и обязанностей, возникающих из такого договора, является возмещение убытков стороной по взаимосвязанному договору. При этом под взаимосвязанным договором понимается договор, заключенный с центральным контрагентом на основании оферты, в том числе поданной на организованных торгах заявки, условия которой соответствовали оферте, в том числе поданной на организованных торгах заявки, на основании которой был заключен являющийся недействительным договор с центральным контрагентом.

(п. 5 введен Федеральным законом от 07.02.2011 N 8-ФЗ)

Статья 186.3 закона о банкротстве

В рамках текущего информационного обслуживания сообщаем Вам о принятии 29.06.2015 Федерального закона №186-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон, ФЗ №186), который был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30.06.2015.

Положения Закона вступают в силу по истечении 90 дней после официального опубликования, т.е. с 29.09.2015 (за исключением отдельных положений).

Основной новеллой является возможность работников (в т.ч. и бывших) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании работодателя банкротом.

Это интересно:  Статья 12 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени

Напомним, ранее с заявлением о признании банкротом могли обратиться: должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы. Теперь указанный перечень лиц дополнен работником, бывшим работником должника, имеющим требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у работника (как и у конкурсного кредитора и уполномоченного органа):

с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств;

при этом сумма неисполненных требований должника – юридического лица составляет не менее чем 300’000 руб., должника – физического лица (например, работодателя – индивидуального предпринимателя) – не менее чем 10’000 руб. 1 (ч. 3 ст. 7 Закона о банкротстве).

Устанавливается дополнительное основание, при наличии которого руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, а именно:

имеется не погашенная в течение более чем 3 месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда и другим причитающимся работнику, бывшему работнику выплатам в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством (ст. 9 Закона о банкротстве).

Отмечаем, что Законом №186 требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору прямо отнесены в разряд текущих платежей, наряду с требованиями по денежным обязательствам и обязательным платежам, возникшим после даты принятия заявления о признании должника банкротом (ст. 5 Закона о банкротстве). В связи с чем, скорректирована очередность погашения текущих платежей (ч. 2 ст. 134 Закона о банкротстве).

Так, требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;

во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;

в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных во второй очереди 2 ;

в четвертую очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;

в пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

В рамках второй очереди требования кредиторов подлежат пропорциональному удовлетворению в следующем порядке (ч. 5 ст. 136 Закона о банкротстве):

в первую очередь – требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, в размере не более чем тридцать тысяч рублей за каждый месяц на каждого человека;

во вторую очередь – оставшиеся требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

в третью очередь – требования о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В заключение напоминаем, что новые положения о банкротстве юридических лиц вступают в силу 29.09.2015 и подлежат применению к тем делам о банкротстве, которые были возбуждены после 29.09.2015.

В случае если дело о банкротстве было возбуждено до 29.09.2015, то при его рассмотрении применяется Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Законом №186-ФЗ, до того момента, пока не завершится процедура, применяемая в деле о банкротстве (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение), введенная до 29.09.2015.

Подготовлено аудиторской фирмой «Аудит Санкт-Петербург» членом Аудиторской палаты Санкт-Петербурга (см. список членов палаты)

2 Ранее вторая и третья очередь были объединены в одну и являлись второй очередью.

Арбитражный суд Республики Северная Осетия — Алания

Обобщение практики разрешения споров, связанных с применением положений Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» о текущих требованиях в деле о банкротстве

Для обобщения практики по данному вопросу изучены была судебная практика по постановлениям кассационной инстанции, принятыми Федеральными арбитражными окружными судами.

Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» введено новое понятие — текущие платежи, определение которых содержится в статье 5 Закона.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

К текущим обязательствам относятся следующие обязательства должника:

  • судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений, предусмотренных статьями 28 и 54 настоящего Федерального закона;
  • расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
  • текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;
  • требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
  • задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;
  • иные связанные с проведением конкурсного производства расходы (н-р, расходы по сдаче первичной документации должника в архив).
  • в случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Определение всех вышеперечисленных видов обязательств, как текущих, за исключением обязательств, содержащихся в требованиях кредиторов, которые возникли в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства, не вызывает у судов трудностей.

Поэтому применение статьи 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в указанной части, дающей понятие текущих платежей, разъяснено Постановлениями Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 15.12.2004 №29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (п.п.3-4) и от 22.06.2006 №25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (п.п.8-9).

Исходя из требований статьи 5 Федерального закона №127-ФЗ, а также из разъяснений, данных Высшим Арбитражным судом Российской Федерации следует, что текущие платежи можно условно подразделить на:

  • «новые» текущие платежи — денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, которые независимо от смены процедуры банкротства являются текущими;
  • «старые» текущие платежи — денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами.

Между новыми и старыми текущими платежами можно выделить следующие платежи, когда денежное обязательство возникло до возбуждения дела о банкротстве и срок его исполнения наступил тоже до возбуждения дела о банкротстве. Такие платежи до введения процедуры наблюдения являются текущими платежами.

Исполнительные документы по взысканию новых текущих платежей подлежат исполнению судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» до открытия конкурсного производства.

Исполнительные документы по взысканию старых текущих платежей подлежат исполнению судебным приставом-исполнителем только до наступления даты очередной процедуры банкротства за истечением срока исполнения обязательства, указанного в исполнительном документе. При наступлении конкурсного производства исполнение данных требований прекращается.

Эти правила не распространяются на требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию входит взыскание обязательных платежей.

С учетом пункта 4 Постановления ВАС РФ №29, «требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве), т.е. исполнительные документы по данным требованиям судебный пристав-исполнитель исполняет в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Это интересно:  Статья 21 ФЗ № 229-ФЗ. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению

В соответствии со статьей 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику, которые направляются в арбитражный суд для включения их в реестр требований кредиторов.

Так как в силу статьи 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве») требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, суд при рассмотрении заявления кредитора обязан определить как момент возникновения денежного обязательства, так и срок наступления его исполнения. При этом суды, определив платеж как текущий, не устанавливают сумму задолженности такого платежа.

Однако наличие текущих расходов влияет на достаточность сформированной арбитражным управляющим конкурсной массы для погашения задолженности, установленной судом и включенной в реестр требования кредиторов, что затрагивает законные интересы и права кредиторов, в итоге ожидающих от процедур банкротства полного погашения долгов за счет имущества должника.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, к которым в силу части 1 статьи 137 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» относятся требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Пунктами 1 и 3 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что за счет конкурсной массы текущие обязательства погашаются вне очереди. При этом очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника определяется в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из системного толкования вышеуказанных норм законодательства о банкротстве и гражданского законодательства следует, что не все кредиторы при распределении конкурсной массы равны, а именно: в связи с законодательно установленными положениями «текущих» кредиторов и конкурсных кредиторов, а также внутри «текущих» кредиторов и внутри конкурсных кредиторов.

Пункт 4 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкростве)» предусматривает, что требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Из судебной практики нашего суда усматривается, что арбитражные управляющие не доходят до удовлетворений таких требований, так как конкурсная масса исчерпывается еще на стадии распределения денежных средств между «текущими» кредиторами.

Практика арбитражных судов единообразна и показывает четкую позицию по рассмотрению дел по определению платежей как текущих и разрешении вопросов о включении их в реестр требований кредиторов.

Условно текущие требования по своему характеру и порядку признания их таковыми можно подразделить на две части — обязательные платежи (налоги, сборы, таможенные платежи, исполнительский сбор) и возникшие из гражданско-правовых правоотношений (договорные отношения).

Если из практики арбитражных судов следует, что по признанию обязательных платежей текущим сложилась единая практика, то из заявленных в арбитражные суды первой инстанции требований налоговых органов единообразия с их стороны не усматривается.

Налоговый орган, считая, что у должника имеется задолженность по обязательным платежам, определяют ее как текущие платежи и выставляют требования об уплате исчисленных сумм налогов и сборов, предъявляя затем в банки инкассовые поручения на их бесспорное списание.

В таких случаях арбитражные суды оценивают действия налогового органа как неправомерные, ссылаясь на пункт 4 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и пункт 8 Постановления Пленума ВАС РФ №25, разъясняя налоговому органу, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

Например, если у должника за 2006 год имелась задолженность по налогам, по которым дата 31.12.2006 является окончанием налогового периода, а предприятие признано банкротом 01.05.2008, налоговый орган не вправе определять характер таких платежей как текущий и совершать после 01.05.2008 действия, направленные на бесспорное взыскание этих сумм.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве») определяет, что не обязательства, а требования должны быть возникшими, в связи с чем, требования налогового органа могут быть возникшими только после соблюдения норм налогового законодательства в части совершения необходимого действия в отношении налогоплательщика — направления ему требования об уплате налоговой задолженности. В постановлении Пленума ВАС РФ №25 указано на то, что на стадии наблюдения в инкассовом поручении обязательно должны быть указаны данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим, а именно: дату окончания налогового периода и срок уплаты налога. Однако в процедуре конкурсного производства указание в инкассовых поручениях на эти данные необязательны, так как, что возникло в конкурсном производстве, то и является текущим.

В силу статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», как уже было указано выше, во внимание принимаются возникшие требования кредиторов, а не обязательства, что может явиться злоупотреблением права со стороны кредиторов должника.

Арбитражный суд РСО-А столкнулся со следующей ситуацией при рассмотрении вопроса о включении в реестр требований кредиторов задолженности.

Предприятие А и Б заключили договор займа под поручительство предприятия С.. Денежные средства по договору предприятием Б были получены, но сумма займа не возвращена в сроки, установленные условиями договора. С предприятия С. Как поручителя, и с предприятия Б солидарно в пользу предприятия А решением суда взыскана задолженность по договору.

Факт отсутствия денежных средств у предприятия Б, получившего займ, никем не оспаривался и подтвержден документально.

Поручитель — предприятие С, с согласия займодавца, заключает с предприятием Б договор перевода долга, согласно которому перед займодавцем отвечает бывший поручитель.

Предприятие Б подает в суд заявление о признании его несостоятельным (банкротом), в отношении него вводится процедура наблюдения, а затем и конкурсное производство.

В рамках конкурсного производства бывший поручитель — предприятие С уплачивает предприятию А задолженность по договору займа и, как обязательное следствие, становиться текущим кредитором в деле о банкротстве предприятия А, так как у предприятия С возникло право регрессного требования к предприятию-банкроту.

Хотя реестр кредиторов предприятия А сформирован и закрыт, задолженность предприятия-банкрота перед бюджетом исчисляется в миллионах, согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкростве)» перед текущим кредитором должник отвечает вне очереди за счет конкурсной массы.

Судебной практики по таким случаям выявлено не было, что не свидетельствует о том, что созданием такой ситуации не пользуются недобросовестные текущие кредиторы, так как арбитражный суд не наделен полномочиями по перепроверке принятия арбитражными управляющими предъявленных ему текущих требований и очередность их погашения. Такими полномочиями наделены уполномоченные органы, конкурсные кредиторы, собрание кредиторов. Без заявлений указанных лиц суд не проверяет ни суммы платежей, ни момент возникновения требований, ни очередность их погашения.

Из вышеописанной ситуации следует два вывода.

Первый, что действующим законодательством о банкротстве и бездействиями налогового органа, способствовавшего скоплению огромных сумм задолженностей по налогам и сборам, дана возможность для вступления в дело о банкротстве в конкурсном производстве в качестве текущего кредитора такого кредитора, который путем заключения сделки во время процедуры банкротства, может «забрать» конкурсную массу вне очереди, хотя должник в первую очередь является должником перед государством.

Второй вывод касается необходимости наделения арбитражных судов полномочиями по отслеживанию действий арбитражных управляющих и возможности реагирования на них, так как кредиторы в силу своих договоренностей и согласованности действий не заинтересованы в таких случаях в распределении конкурсной массы по принципу пропорциональности и по фактически сложившимся и установленным обстоятельствам их возникновения.

Закон о банкротстве

Банкротство является одним из важнейших элементов рыночной экономики, поэтому Федеративный закон «О банкротстве» осуществляет контроль над порядком и обстоятельствами применения мер, направленных на предупреждение финансовой несостоятельности, условий и последовательности их проведения.

Распространяется Федеральный закон на юридические лица, которые согласно указаниям Гражданского кодекса Федерации принадлежат к числу банкротов.

Важная миссия

Проведение процедуры банкротства является уникальным инструментом, способствующим решению сложнейших задач, связанных с производством бизнеса, если его использовать квалифицированно.

Данный закон имеет цель упорядочить процедуру банкротство и препятствовать мошенничеству отдельных субъектов.

Федеративный закон «О банкротстве» в качестве законодательного акта позволяет разрешить вопросы, связанные с:

  • ликвидацией, то есть прекращением хозяйственной деятельности экономических субъектов, имеющих значительные долги кредиторам либо бюджетe;
  • предохранением бизнеса, от возможных нападений со стороны кредиторов;
  • осуществлением расчетов с кредиторами путем распродажи имущества юрлица в принудительном порядке или предоставлением дебитору вероятности восстановления своей платежеспособности.

История изменений

За время существования в закон о банкротстве вводились поправки, способствующие более рациональному его применению в экономическом обороте хозяйствующих субъектов для регулирования их деятельности.

Версия закона, изданного в 1992 году, предусматривала применение единых нормативов к предприятиям-банкротам. В нем не присутствовали механизмы, защищающие как кредитора, так и должника от противоправных махинаций, направленных друг на друга. Например, до объявления арбитражным судом юридического лица банкротом кредитор мог внести предложение, чтобы арестовали его имущество, вследствие которого должник был не в состоянии спасти свой бизнес.

Это интересно:  139 статья ук рф с комментариями

Субъектам, заинтересованным в том, чтобы дебитор не смог восстановить свой бизнес, сложившаяся ситуация была выгодна.

Действительным расценивались сделки, осуществляемые должником, поэтому он распоряжался по своему усмотрению имуществом до момента публичного установления банкротства. Система мер, позволяющая улучшить финансовое положение дебитора, предотвращающая состояние банкротства, повышающая конкурентоспособность принадлежала к сфере судебной практики. Заключение мирового соглашение можно было осуществить только после возврата долгов согласно установленной нормами очередности, 35 % иных требований необходимо было погасить в течение двух недель.

В федеративный закон 1998 года были введены изменения, к которым причислены:

  • предоставление банкроту условий, способствующих оздоровлению бизнеса и позволяющих возместить как можно большое число требований, предъявляемых кредиторами;
  • были отменены указания, касающиеся организаций по выдаче кредита в связи с утверждением для них специальных актов;
  • разделение хозяйственной деятельности с применением обособленных мер, зависящих от вида деятельности юрлица;
  • применение ко всем типам организаций, предусматривающих в условиях рыночной экономики получение дохода, за исключением государственных;
  • применение к физическим лицам состояния неплатежеспособности;
  • назначение арбитражного управляющего;
  • полное прекращение действия прав, которыми должником были наделены органы управления;
  • заключение мирового соглашения с удовлетворением требований, которые были выставлены кредиторами в порядке очередности, создание гибких условий погашения долгов с прочими;
  • основанием для огласки сведений по делу о банкротстве служит решение, которое вынесет арбитражный суд;
  • введение процесса «наблюдение» по резолюции, которое принимает арбитражный суд по истечении недельного срока с начала приема заявлений с претензиями от кредиторов;
  • упразднение положения, по которому производилась оплата долгов в период осуществления внешнего управления;
  • размер задолженности должен составлять 500 МРОТ;
  • осуществление работы арбитражного управляющего производится по лицензии, выданной Федеральной службой, занимающейся оздоровлением финансов и банкротством юрлиц.

Следующий вариант закона был принят в 2002 году. Его номер 127-ФЗ и он вместе с поправками, введенными в 2018 году, действует до сих пор.

Скачать 482-ФЗ о внесении изменений можно здесь:

В число правок вошли:

  • учет особенностей в установлении состояния банкротства у отдельных хозяйствующих субъектов, включая ИП;
  • величина МРОТ, применяемая для юрлиц должна быть равна 1000 руб;
  • осуществление мероприятий по предотвращению банкротства юрлиц и его санацией;
  • регламентирование деятельности управляющему по арбитражу возлагалась некоммерческую организацию, которая из числа своих участников назначает управляющего.

Существуют и другие способы альтернативной ликвидации ООО. Подробнее в статье.

Что нового в 2018?

Вновь подписанный закон за номером 482-ФЗ федерального значения направлен на повышение эффективности процедуры банкротства.

Основные поправки, введенные в первоначальный вариант, состоят из положений:

  1. Если требование к юридическому лицу составляет более 300 тыс. рублей, то арбитражным судом возбуждается дело о банкротстве.
  2. Арбитражный управляющий утверждается судом.
  3. Конкурсные кредиторы имеют право возбудить дело по банкротству с момента его наступления, вменяется в обязанность включение сообщения должника в список Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц за 15 дней до подачи заявления в суд.
  4. Кредиторы по залогам приобрели право голоса на общем собрании, где решаются вопросы по кандидатуре арбитражного управляющего и саморегулируемой организации, устранения управляющего по арбитражу, прекращению конкурсного производства с переходом на внешнее управление.
  5. Конкретизирован порядок церемониала продажи имущества, находящегося в залоге, регламентирован режим решения разногласий среди залогового кредитора и арбитражного управляющего, введено правило, касающееся расходов, обеспечивающих сохранность объекта залога, которые будут покрываться за счет средств, полученных в результате реализации объекта залога.
  6. Установлена система, позволяющая просчитать состав и размер денежных обязательств, обязательных платежей.
  7. Компенсационный фонд саморегулируемой организации по новой редакции закона должен составлять не менее 20 млн. рублей, размер взноса, вносимого в СРО членами, установлен в размере 50 тыс. рублей, введен предельный размер выплат, производимых третьим лицам, чтобы возместить убытки.
  8. Временный управляющий обязан определить основания по опровержению сделок, совершенных должником.
  9. Арбитражный управляющий обрел право затребовать более полную информацию о должнике и обо всех участниках его деятельности.
  10. Обязательной публикации подлежат требования кредиторов.
  11. Внедрены новые нормы, контролирующие степень ответственности оператора электронной площадки, осуществляющего торги по реализации имущества должника, введено распоряжение об их обязательном членстве в саморегулируемой организации.

Смотрите видео о банкротстве

Новый закон о банкротстве

Сведения о банкротстве

Кредиторы и хозяйствующие субъекты крайне заинтересованы в информации об осуществлении процедуры банкротства физических и юридических лиц, поэтому она должна публиковаться в периодической печати.

К ним относятся сведения, содержанием которых является:

  • установление стадий несостоятельности;
  • прекращение производства по делу о банкротстве;
  • назначение, устранение, освобождение управляющего по арбитражу;
  • осуществление торгов, их результат;
  • удовлетворение требований по процессу погашения обязательств третьими лицами.

Также необходимо напечатать информацию о банкроте, включая идентифицирующие данные.

Помимо этого, в публикации оглашаются данные об арбитражном суде и расписание проведения судебных заседаний. Информация о несостоятельности должника заносится в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, для чего проводится ее размещение в базе данных электронного портала реестра.

Действия кредиторов

Если должник не исполняет свои обязательства по окончанию трех месяцев с момента наступления срока, когда он должен быть погасить задолженность, то кредитор имеет право подать на него в суд. Но, он должен попытаться разрешить спор до судебного разбирательства.

Его содержанием является требование о выполнении обязательств в течение одной недели. Он подает иск в суд, к нему прилагает документы, удостоверяющие требования к должнику. Кредитор при желании может отозвать свой иск до того, как будет возбуждено дело против должника.

Полномочия арбитражного управляющего

При проведении процедуры банкротства возникает необходимость назначения арбитражного управляющего, который проводить финансовый анализ деятельности дебитора, устанавливает саморегулируемую организацию, из числа членов которых назначается временный управляющий.

В его полномочия входит осуществление обязанностей временного, внешнего, конкурсного управляющего на отдельных этапах производства процедуры банкротства.

Арбитражный управляющий действует в пользу должника, удовлетворяет претензии кредиторов, анализирует хозяйственную деятельность и составляет отчет по его результатам, предоставляет информацию в арбитражный суд.

Отчуждение имущества

Согласно указаниям Гражданского права в процессе отчуждения имущество собственника передается в собственность стороннему лицу, включая его активы, акции, ценные бумаги.

При процедуре банкротства имущество отчуждается с целью погашения долгов, имеющихся у должника, что носит вполне законный характер.

Сделать это можно различными способами, но наиболее популярный сегодня — аукционы.

Особые субъекты

В применении конкурсного права для обычных субъектов не имеет существенного значения характер деятельности, когда рассматривается дело банкротстве. Однако существуют субъекты, характер деятельности которых либо другие факторы весьма важны в его проведении.

К ним относятся субъекты хозяйствования:

  • градообразующие, состояние банкротства, которых влечет за собой социальные и экономически негативные последствия, как для отдельного населенного пункта, так и всего региона;
  • сельскохозяйственные, критериями выделения их в особую категорию являются производство сельскохозяйственной продукции и выручка от его реализации;
  • финансовые организации, к ним отнесены кредитные, страховые организации, лица, профессионально связанные с оказанием услуг на рынке ценных бумаг;
  • стратегические или унитарные организации и субъекты естественных монополий, взаимодействующие в условиях отсутствия конкуренции с большим числом клиентов, связанных с ними практическими интересами в производстве товаров, выполнении работ и оказания услуг. Для них вводится льготный режим, максимально препятствующий применение конкурсных мер, исходя из важности деятельности.

К объектам применяются особенные правила в законе, которые зависят от сущности отношений и их статуса.

Особый статус обусловлен спецификой их положения в экономике страны либо влиянием сторонних обстоятельств, например, социальных. Для таких субъектов разработаны отдельные нормы прохождения процедуры банкротства.

Как открыть мясной магазин правильно? В статье есть полная инструкция.

Могут ли уволить беременную на испытательном сроке? Ответ здесь.

Стоимость и временные рамки процедуры

Федеральным законом предусмотрено осуществление из средств банкрота оплаты стоимости расходов соразмерных с фактическими тратами.

В него входят затраты на:

  • оказание почтовых услуг;
  • выполнение работ или услуг на регистрацию права на собственность, сделок с собственностью;
  • производство судебного заседания;
  • оплаты услуг, которые оказаны оценщиком, реестродержателем, аудитором, оператором электронной площадки согласно указаниям закона;
  • занесение данных в список ЕФРСБ;
  • публикацию сведений в журналах, СМИ;
  • оплату государственной пошлины.

Помощь юридических фирм увеличит сумму минимум на 20 %, но минимизирует риск неудачи и негативных последствий.

Процедура носит затяжной характер, длиться в некоторых случаях до полугода.

Статья написана по материалам сайтов: zakonrf.net, ipipip.ru, audit-palata.spb.ru, alania.arbitr.ru, ipopen.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector