+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 22.2 КоАП РФ. Полномочия должностных лиц

Статья 22.2 КоАП РФ. Полномочия должностных лиц — размещена в Третьем разделе Двадцать второй главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья составлена из семи частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 22.2 КоАП РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 22.2 КоАП РФ. Полномочия должностных лиц

  1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса.
  2. От имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:
    1) руководители федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
    2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
    3) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
    4) руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;
    5) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.
  3. От имени органов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.
  4. Утратила силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ.
  5. От имени органов, указанных в пункте 6 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:
    1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители;
    2) руководители структурных подразделений указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители.

5.1. От имени учреждений, указанных в пункте 7 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководители государственных учреждений, их заместители. От имени государственных учреждений, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области пожарной безопасности, и уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе также иные должностные лица, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору.

  • Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объёме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.
  • Комментарии к статье 22.2 КоАП РФ

    Положениями комментируемой статьи предусмотрено право должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, учреждений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор), к компетенции которых отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, рассматривать такие дела единолично.

    Должностные лица вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания лишь в пределах своих полномочий, определяемых в соответствии с перечнем отнесённых к их ведению дел, в пределах территории, подпадающей под их юрисдикцию.

    К числу руководителей и заместителей федеральных органов исполнительной власти, государственных учреждений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов, относятся руководители федеральных служб, начальники исправительных учреждений и таможен, начальники территориальных управлений отделов внутренних дел и их заместители.

    К иным должностным лицам, осуществляющим надзорные или контрольные функции, относятся государственные инспекторы, государственные санитарные врачи, военные комиссары, контролёры-ревизоры, билетные контролёры, капитаны портов, капитаны судов и др.

    Законодатель субъекта РФ вправе самостоятельно решать вопрос о перечне должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ и отнесённых к подведомственности органов исполнительной власти субъектов РФ и их учреждений.

    В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи объём прав должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, не ограничен в зависимости от занимаемой должности, за исключением оговоренных в КоАП РФ случаев.

    Статья 22.2. Полномочия должностных лиц

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ статья 22.2 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Статья 22.2. Полномочия должностных лиц

    См. комментарии к статье 22.2 КоАП РФ

    1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса.

    2. От имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

    1) руководители федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    3) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    4) руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    5) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

    3. От имени органов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.

    4. Утратила силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ.

    Информация об изменениях:

    5. От имени органов, указанных в пункте 6 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

    1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ пункт 2 части 5 статьи 22.2 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    2) руководители структурных подразделений указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители;

    Это интересно:  Статья 39.44 ЗК РФ. Отказ в установлении публичного сервитута

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 30 марта 2016 г. N 81-ФЗ часть 5 статьи 22.2 настоящего Кодекса дополнена пунктом 3

    3) иные указанные в главе 23 настоящего Кодекса должностные лица, являющиеся государственными инспекторами субъектов Российской Федерации и уполномоченные осуществлять федеральный государственный надзор (контроль).

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ статья 22.2 настоящего Кодекса дополнена частью 5.1, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    5.1. От имени учреждений, указанных в пункте 7 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководители государственных учреждений, их заместители. От имени государственных учреждений, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области пожарной безопасности, и уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе также иные должностные лица, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору.

    6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    7. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.

    Комментарии к СТ 22.2 КоАП РФ

    Статья 22.2 КоАП РФ. Полномочия должностных лиц

    Комментарий к статье 22.2 КоАП РФ:

    1. Дела об административных правонарушениях, отнесенных нормами главы 23 Кодекса к подведомственности федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, учреждений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор), рассматриваются единолично уполномоченными на то должностными лицами указанных органов, их подразделений и учреждений. Перечень таких должностных лиц и их полномочия установлены соответствующими статьями главы 23.

    Должностные лица вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания лишь в пределах своих полномочий. Данную норму ч. 1 ст. 22.2 следует рассматривать в ее нормативном единстве с положением ч. 2 ст. 1.6 Кодекса о том, что применение уполномоченным на то должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанного должностного лица в соответствии с законом (см. комментарий к ст. 1.6).

    Полномочия должностных лиц определяются перечнем категорий дел, рассмотрение которых отнесено к их ведению (предметная компетенция), а также ограничены территорией, на которую распространяется юрисдикция соответствующих должностных лиц.

    2. К числу руководителей федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов, относятся, например, руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов (ст. 23.5), и руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (ст. 23.8), которые возглавляют соответствующие федеральные службы.

    Говоря о руководителях структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, можно упомянуть о руководителях структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области экспортного контроля (ст. 23.9), и руководителях структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 23.12).

    К числу руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся, в частности, начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел, начальники территориальных отделов (отделений) полиции (ст. 23.3) и руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.7).

    Применительно к такой категории должностных лиц, как руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уместно иметь в виду руководителей структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13), руководителей структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный лесной контроль и надзор (ст. 23.24), и др.

    Помимо руководителей федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, территориальных органов и их структурных подразделений дела об административных правонарушениях вправе рассматривать также их заместители.

    К иным должностным лицам, осуществляющим надзорные или контрольные функции, относятся в первую очередь различные государственные инспекторы. Нормами главы 23 Кодекса право рассматривать дела об административных правонарушениях предоставлено различным государственным инспекторам: государственным ветеринарным инспекторам территорий, обслуживаемых возглавляемыми ими ветеринарными лечебницами, ветеринарными пунктами (ст. 23.14); старшим государственным инспекторам по контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на соответствующей территории; государственным инспекторам по контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на соответствующей территории (ст. 23.22).

    3. Дела об административных правонарушениях вправе рассматривать начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания (ст. 23.4).

    4. К должностным лицам, наделенным аналогичными полномочиями, относятся также: 1) руководитель федерального учреждения, осуществляющего федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, его заместители; 2) руководители государственных инспекций пробирного надзора, руководители других структурных подразделений указанного федерального учреждения, их заместители (на территориях соответствующих районов деятельности) (ст. 23.54).

    5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных Особенной частью Кодекса, уполномочены рассматривать и представители исполнительной власти субъектов РФ.

    К ним относятся руководители органов исполнительной власти субъектов РФ и их заместители. В качестве примеров можно привести руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, и их заместителей (ст. 23.22.1), руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, и их заместителей (ст. 23.23.1) и др.

    Таким правом наделены и иные уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, например руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, и их заместители (ст. 23.66).

    6. Законодатель субъекта РФ вправе самостоятельно решать вопрос о перечне должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ и отнесенных к подведомственности органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Это интересно:  Статья 860.15 ГК РФ. Замена владельца публичного депозитного счета и прекращение договора

    7. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи объем прав должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, как правило, не ограничен в зависимости от занимаемой должности. Однако в целях повышения гарантий соблюдения прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, а также повышения качества рассмотрения наиболее сложных дел из данного правила сделаны исключения.

    Например, согласно ст. 23.3 Кодекса начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, а также начальники линейных отделений (пунктов) полиции вправе назначать административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа до двух тысяч рублей. Государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору, государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору, государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных только гражданами и должностными лицами (ст. 23.34).

    Законодатель субъекта РФ при решении вопроса о полномочиях тех или иных должностных лиц в области рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законом РФ, вправе аналогичным образом ограничивать объем полномочий отдельных категорий должностных лиц.

    Статья 22.2. Полномочия должностных лиц

    1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса.

    2. От имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

    1) руководители федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    3) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    4) руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    5) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

    3. От имени органов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.

    4. Утратила силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ.

    5. От имени органов, указанных в пункте 6 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

    1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители;

    2) руководители структурных подразделений указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители.

    5.1. От имени учреждений, указанных в пункте 7 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководители государственных учреждений, их заместители. От имени государственных учреждений, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области пожарной безопасности, и уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе также иные должностные лица, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору.

    6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    7. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.

    Комментарий к Ст. 22.2 КоАП РФ

    1. Положениями комментируемой статьи предусмотрено право должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, учреждений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор), к компетенции которых отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, рассматривать такие дела единолично.

    Должностные лица вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания лишь в пределах своих полномочий, определяемых в соответствии с перечнем отнесенных к их ведению дел, в пределах территории, подпадающей под их юрисдикцию.

    К числу руководителей и заместителей федеральных органов исполнительной власти, государственных учреждений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов, относятся руководители федеральных служб, начальники исправительных учреждений и таможен, начальники территориальных управлений отделов внутренних дел и их заместители.

    К иным должностным лицам, осуществляющим надзорные или контрольные функции, относятся государственные инспекторы, государственные санитарные врачи, военные комиссары, контролеры-ревизоры, билетные контролеры, капитаны портов, капитаны судов и др.

    2. Законодатель субъекта РФ вправе самостоятельно решать вопрос о перечне должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ и отнесенных к подведомственности органов исполнительной власти субъектов РФ и их учреждений.

    В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи объем прав должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, не ограничен в зависимости от занимаемой должности, за исключением оговоренных в КоАП РФ случаев.

    Статья 22.2 КоАП РФ. Полномочия должностных лиц

    Новая редакция Ст. 22.2 КоАП РФ

    1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса.

    2. От имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

    1) руководители федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    3) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    4) руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    5) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

    3. От имени органов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.

    4. Утратила силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ.

    5. От имени органов, указанных в пункте 6 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

    Это интересно:  Статья 94.4 Основ. Отказ в обращении взыскания на заложенное имущество

    1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители;

    2) руководители структурных подразделений указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители;

    3) иные указанные в главе 23 настоящего Кодекса должностные лица, являющиеся государственными инспекторами субъектов Российской Федерации и уполномоченные осуществлять федеральный государственный надзор (контроль).

    5.1. От имени учреждений, указанных в пункте 7 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководители государственных учреждений, их заместители. От имени государственных учреждений, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области пожарной безопасности, и уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе также иные должностные лица, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору.

    6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    7. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.

    Комментарий к Статье 22.2 КоАП РФ

    1. Комментируемая часть определяет круг должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, от имени соответствующих органов. К таковым в первую очередь относятся руководители и заместители руководителей государственных органов, а также руководители и заместители руководителей структурных подразделений. В то же время КоАП в ряде случаев допускает рассмотрение дел об административных правонарушениях и иными должностными лицами, осуществляющими контрольные и надзорные функции. К таковым, например, относятся государственные инспектора труда, государственные инспекторы безопасности дорожного движения, участковые инспекторы органов внутренних дел и др.

    2. Субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют, какие должностные лица будут наделены правами по рассмотрению дел об административных правонарушениях от имени государственных органов.

    3. По общему правилу должностные лица, наделенные правом рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают всеми полномочиями в данной сфере, предусмотренными КоАП. В то же время в отдельных случаях Кодекс может ограничивать права некоторых должностных лиц. Так, например, начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, а также начальники линейных пунктов милиции вправе назначать административные наказания только в виде предупреждения или административного штрафа до трехсот рублей (ч. 3 ст. 23.3).

    Другой комментарий к Ст. 22.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

    1. Практически даже в тех случаях, когда полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях закрепляются за соответствующими органами исполнительной власти, эти полномочия реализуются должностными лицами, действующими от имени этих органов. Иное трудно представить (кроме случаев, когда полномочия закрепляются за коллегиальными органами). Именно об этом четко сказано в ч.1 данной статьи. Естественно, что для этого соответствующие должностные лица должны быть наделены необходимыми полномочиями.

    2. Поскольку действующее российское законодательство не устанавливает понятия должностного лица, а этим термином названное законодательство перенасыщено (КоАП РФ — яркий тому пример), целесообразно еще раз вернуться к смысловому его значению, что, как это отмечалось в вступительной статье к настоящему комментарию, имеет принципиальное значение, особенно применительно к субъектам применения административной ответственности.

    Поводом для этого служит весьма неопределенное понимание должностного лица, предложенное в ст.2.4. В ней записано следующее: Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей». Сразу же возникает закономерный вопрос: чем отличается административная ответственность должностных лиц от их дисциплинарной ответственности? При этом сомнений в том, что должностное лицо есть государственный служащий, не возникает.

    Обратимся к законодательству о государственной службе. В статье 14 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», посвященной ответственности государственных служащих, записано: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим своих должностных обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться. дисциплинарные взыскания».

    Налицо аналогия характеристики оснований привлечения должностного лица к различным видам юридической ответственности. Допустимо ли это? Конечно, нет, ибо невозможно в теоретическом плане представить ситуацию, когда государственный служащий (он же — должностное лицо) за невыполнение указаний своего непосредственного руководителя наказывается административным штрафом. Между тем ст.2.4 КоАП РФ относит должностное лицо к числу тех (наряду с физическими и юридическими лицами), которые являются субъектами административных правонарушений. Однако и в том, и в другом случае речь идет о недоброкачественном исполнении служебных обязанностей. Как можно в этих обстоятельствах правильно решить вопрос о его юридической ответственности? КоАП РФ такого ответа не дает, а потому предлагаемое им понятие должностного лица как субъекта административного правонарушения нельзя признать аргументированным.

    Имеются достаточные основания считать, что в КоАП РФ 1984 г. данный вопрос был решен взвешенно. Напомним содержание ст.15: «Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности». Из этой формулировки ясно, почему в тех или иных составах административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ 1984 г., административному наказанию подвергается то или иное должностное лицо. Сейчас подобная ясность отсутствует, потому что именно с должностными лицами связываются полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

    Статья написана по материалам сайтов: xn—-8sbahjdg1bucp4cc.xn--p1ai, base.garant.ru, www.kodap.ru, stkoaprf.ru, koapkodeksrf.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector