+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 24.20. Внесение результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости

ФНС России разъяснено, что для установления кадастровой стоимости государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Так, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Краснодарского края утверждены приказом N 2640 от 14 декабря 2017 г. Соответствующий приказ вступил в силу на следующий день после дня его официального опубликования (15 декабря 2016 г.). Эти сведения внесены в ЕГРН 5 февраля 2017 г.

Письмо Федеральной налоговой службы от 15 августа 2017 г. № ЗН-4-21/16063@ “О земельном налоге”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу применения в целях расчета земельного налога кадастровой стоимости в случае принятия нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и с учетом заключения УФНС России рекомендует учитывать следующее.

Исчисление и уплата земельного налога регулируется главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Статьей 390 Кодекса определено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 02.07.2013 № 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков земельного налога, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Кодекса.

Статьей 5 Кодекса предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщика, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

На основании статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений.

Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 № 2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» (далее — приказ № 2640) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Краснодарского края. Пунктом 7 приказа № 2640 установлено, что данный приказ вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования. Приказ № 2640 опубликован 15.12.2016.

По сообщению налогового органа, сведения о кадастровой стоимости, утвержденной приказом № 2640, внесены в ЕГРН 05.02.2017.

С учетом изложенного, результаты государственной кадастровой оценки, утвержденные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут применяться с обратной датой, если данный акт, исходя из его содержания, распространяется на правоотношения с обратной датой.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса Н.С. Завилова

Росреестр Подмосковья ответил на вопросы граждан о порядке оспаривания кадастровой стоимости

Совместная горячая телефонная линия управления Росреестра по Московской области (управление) и филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области (филиал) состоялась 23 августа, сообщает пресс-служба Росреестра Прдмосковья.

На вопросы граждан отвечали: и. о. заместителя руководителя управления Артур Салгереев, начальник отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости управления Елена Аносова, начальник отдела организации, мониторинга и контроля управления Инна Мжачих, заместитель начальника отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости управления Екатерина Шувалова, а также ведущий инженер отдела определения кадастровой стоимости филиала Елена Малюкова.

В горячей телефонной линии приняли участие помощник заместителя председателя Московской областной думы Валентин Мартьянов и главный редактор газеты «Опора России» в Подмосковье Анна Косицына.

Это интересно:  Коап рф 16 статья

Последовательность действий, перечень необходимых документов и особенности обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении (комиссия) были разъяснены каждому обратившемуся по телефону горячей линии. Также даны ответы на вопросы, на основании каких нормативных документов определялась кадастровая стоимость.

Для оспаривания кадастровой стоимости в комиссии необходимо представить пакет документов, установленный статьей 24.18 федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (закон об оценочной деятельности), в том числе отчет о рыночной оценке, который подготавливается профессиональными оценщиками.

В соответствии со статьей 24.20 закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной по решению комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Обращаем внимание, что Росреестр не проводит кадастровую оценку, но помогает гражданам и бизнесу скорректировать ее, если на то есть законные основания. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также утверждение результатов государственной кадастровой оценки относятся к компетенции региональных и местных властей. Управление рекомендует перед тем, как начинать процедуру оспаривания кадастровой стоимости в комиссии или суде, обращаться в Министерство имущественных отношений Московской области (Минимущество).

В случае выявления ошибки при определении кадастровой стоимости в период действия гарантийных обязательств по государственному контракту Минимущество вправе внести изменения в распоряжение, которым утверждалась кадастровая стоимость объекта недвижимости в Московской области. Владелец недвижимости при этом никаких расходов не понесет.

О внесении изменений в статью 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статью 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»

В статью 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2014,
№ 30, ст. 4226; 2016, № 27, ст. 4294) внести следующие изменения:

1) часть пятую изложить в следующей редакции:

«В случае исправления ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости, полученной после исправления такой ошибки, используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения с ошибкой соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.»;

2) в части шестой слова «в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона,» заменить словами «на основании установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости»;

3) часть седьмую считать частью десятой;

4) дополнить частями седьмой – девятой следующего содержания:

«Особенности применения кадастровой стоимости для целей налогообложения могут быть установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При пересчете кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения о кадастровой стоимости, определенной на основе такого решения комиссии или суда, используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты начала применения кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей..

При увеличении кадастровой стоимости по итогам исправления ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости или на основе решения комиссии или суда, принятого в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, кадастровая стоимость применяется не ранее 1 января года, следующего за годом ее внесения в Единый государственный реестр недвижимости.».

В статью 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ
«О государственной кадастровой оценке» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4170) внести следующие изменения:

1) в части второй слова «со дня вступления в силу акта, утвердившего ошибочно определенную кадастровую стоимость» заменить словами «с даты начала применения ошибочно определенной кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей»;

2) в части четвертой слова «внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания» исключить заменить словами «начала применения кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания»;

3) дополнить частями пятой – седьмой следующего содержания:

«5. Особенности применения кадастровой стоимости для целей налогообложения могут быть установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Это интересно:  Статья 271 ГК РФ. Право пользования земельным участком собственником недвижимости

6. В случае исправления ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости, полученной после исправления такой ошибки, используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты начала применения кадастровой стоимости, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости с ошибкой, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

7. При увеличении кадастровой стоимости по итогам исправления ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости кадастровая стоимость применяется не ранее 1 января года, следующего за годом исправления ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости.

8. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления об оспаривании, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Кадастровая стоимость

Вопросы определения, расчета, порядка изменения кадастровой стоимости регламентированы Федеральным законом О государственном кадастре недвижимости», Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности).

Понятие «кадастровой стоимости» содержится в Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Кадастровая стоимость — это стоимость объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Для чего нужна кадастровая стоимость

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества применяется при исчислении налога на имущество, земельного налога, а также налога при продаже недвижимости в случаях, если объект недвижимости находился в собственности менее 5 лет.

Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и при определении выкупной стоимости данного участка.

Как определяется кадастровая стоимость

Порядок определения кадастровой стоимости установлен главой 3.1 Закона об оценочной деятельности

Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).

Кадастровая стоимость также может быть определена в упрощенном порядке при постановке на учет в Росреестре объектов недвижимости, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).

Как правило, кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь.

На какие объекты недвижимость определяется кадастровая стоимость

В соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

Таким образом, любой объект недвижимости, сведения о котором имеются в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) на недвижимость, подлежит кадастровой оценке.

Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, которым является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Как узнать кадастровую стоимость

Сведения об актуальной кадастровой стоимости имущества для целей налогообложения можно найти:

  1. на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru);
  2. на Портале государственных услуг в разделе «Публичная кадастровая карта» по кадастровому номеру или адресу местонахождения объекта недвижимости.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно в течение 5 рабочих дней по запросам любых лиц.

Соответствующий запрос можно составить в электронной форме путем его заполнения на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

Как оспорить кадастровую стоимость

В настоящее время налогообложение имущества прямо пропорционально его кадастровой стоимости.

Поэтому при существенной стоимости квартиры, жилого дома, здания или земельного участка возникает вопрос о снижении кадастровой стоимости. Законом предусмотрен порядок оспаривания стоимости (статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).

По общему правилу результаты оценки могут быть оспорены юридическими и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц:

При этом для физических лиц при оспаривании решений в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При обращении в комиссию необходимо подать заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

Внести в реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости можно на основании решения суда

Филиал Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Челябинской области разъясняет порядок внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том случае, когда ее определение Кадастровой палатой невозможно.

Одной из причин, по которой в реестре недвижимости могут отсутствовать сведения о кадастровой стоимости является отсутствие порядка определения кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства, сооружений, зданий с назначением жилое строение, машино-мест, единых недвижимых комплексов, предприятий как имущественных комплексов. Поэтому, в рамках полномочий Кадастровой палаты, невозможно определить кадастровую стоимость данных объектов недвижимости при их постановке на государственный кадастровый учет, а также при внесении изменений в сведения реестра недвижимости о количественных и качественных характеристик таких объектов недвижимости.

Другой причиной отсутствия в реестре недвижимости сведений о кадастровой стоимости является отсутствие удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных в ходе проведения государственной кадастровой оценки.

Напомним, что на территории Челябинской области в 2015 году была проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов (по состоянию на 1 октября 2014 года). Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, включая удельные показатели кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов, утверждены соответствующим приказом. Однако, в нем для части кадастровых кварталов отсутствуют значения удельных показателей кадастровой стоимости земель. Поэтому определить кадастровую стоимость части земельных участков невозможно.

Отметим, что в соответствии с действующим законодательством основаниями для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости являются:

1. Документы об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, поступившие в Кадастровую палату в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

2. Решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решения суда.

Следует пояснить, что в комиссии рассматриваются заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, но в связи с отсутствием значения кадастровой стоимости (предмета спора) оспорить результаты ее определения в комиссии невозможно.

Однако, в настоящее время на территории Челябинской области существует судебная практика по установлению кадастровой стоимости объектов недвижимости, в размере, равном рыночной стоимости, в случае невозможности ее определения Кадастровой палатой по причине отсутствия удельного показателя кадастровой стоимости. Так, например, в Челябинском областном суде приняты решения (№ 3а-189/2017 от 24.07.2017, № 3а-208/2017 от 10.08.2017 и № 3а-205/2017 от 17.08.2017), в соответствии с которыми судом установлена кадастровая стоимость земельных участков в размере, равном рыночной стоимости. Указанные решения находятся в свободном доступе на сайте Челябинского областного суда (www.chel-oblsud.ru).

Данную судебную практику можно также применять в случаях невозможности определения кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства, сооружений, зданий с назначением жилое строение, машино-мест, единых недвижимых комплексов, предприятий как имущественных комплексов по причине отсутствия порядка определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.

Таким образом, внесение в реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, в случае невозможности ее определения Кадастровой палатой, возможно на основании решения суда, содержащего сведения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Статья написана по материалам сайтов: www.audit-it.ru, mosreg.ru, www.eg-online.ru, personright.ru, www.1rre.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector