+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 25 ФЗ № 229-ФЗ. Содержание повестки, иного извещения

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ
Об исполнительном производстве»

С изменениями и дополнениями от:

13 мая, 30 декабря 2008 г., 3 июня, 19 июля, 27 сентября, 17 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 7 февраля, 21 апреля, 27 июня, 11, 18 июля, 21, 28, 30 ноября, 3, 6, 7 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 23 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 5 мая, 21 июля, 14, 22 октября, 22, 29 декабря 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 29 июня, 28 ноября, 29, 30 декабря 2015 г., 9, 30 марта, 1 мая, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 28 мая, 18, 26, 29 июля, 14 ноября, 5, 31 декабря 2017 г., 7 марта, 23 апреля, 4 июня, 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 14 сентября 2007 года

Одобрен Советом Федерации 19 сентября 2007 года

О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

2 октября 2007 года

Названный Федеральный закон излагает в новой редакции Федеральный закон «Об исполнительном производстве», принятый в 1997 году и направлен на совершенствование норм, регламентирующих вопросы исполнительного производства.

Новеллами Федерального закона закреплены задачи и принципы исполнительного производства, отражены правовые позиции Конституционного Суда РФ и Европейского суда по правам человека. Более подробно, чем прежде, регламентируются вопросы реализации имущества и его оценки, сроков, извещений и вызовов в исполнительном производстве, уточнены требования к исполнительным документам и их перечень, а также составы административных правонарушений, связанных с исполнительным производством.

Важными нововведениями являются нормы, посвященные вопросам обращения взыскания на ценные бумаги. Введена новая глава, регламентирующая вопросы реализации имущества на торгах.

В редакции Федерального закона 1997 года путем проведения торгов могло реализовываться только недвижимое имущество должника. В новой редакции Федерального закона предусматривается возможность реализации на торгах также ценных бумаг и имущественных прав. Также содержатся нормы, касающиеся объявления торгов несостоявшимися и последствий этого объявления, предусматривающие возможность проведения вторичных торгов по сниженной цене, что будет способствовать реальному исполнению требований исполнительного документа. Так, стоимость движимого имущества должника, не проданного в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, будет уменьшаться на 15%, а если после произведенной уценки имущество все еще не будет реализовано, оно будет передаваться взыскателю. При этом его стоимость будет уменьшена на 25%.

Кроме того, в целях усиления контроля за принимаемыми судебными приставами-исполнителями решениями по исполнительному производству, новым Федеральным законом предусмотрена возможность обжалования действий судебных приставов-исполнителей в судебном порядке, а также главному судебному приставу РФ, главному судебному приставу субъекта РФ и старшему судебному приставу.

Закон вступает в силу с 1 февраля 2008 года.

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2008 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 10 октября 2007 г. N 131, в «Российской газете» от 6 октября 2007 г. N 223, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 октября 2007 г. N 41 ст. 4849

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 марта 2016 г. N 7-П положения части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в их взаимосвязи позволяют — при неоднократном прерывании срока предъявления исполнительного документа к исполнению предъявлением исполнительного документа к исполнению с последующим возвращением взыскателю на основании его заявления — всякий раз исчислять течение этого срока заново с момента возвращения исполнительного документа по данному основанию взыскателю и продлевать его тем самым на неопределенно длительное время

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 486-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 382-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 190-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июля 2017 г.

Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 101-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 492-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 393-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 40-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 476-ФЗ

Данные изменения исключены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 441-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 415-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 405-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 336-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 226-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением дополнения статьей 6.1, которая вступает в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 70, вступающих в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 71-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 213-Ф3

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 325-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 226-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения настоящего Федерального закона применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу названного Федерального закона

Это интересно:  Статья 500 ГК РФ. Цена и оплата товара

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 25 ФЗ № 229-ФЗ. Содержание повестки, иного извещения

Статья 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве
[Закон «Об исполнительном производстве»] [Глава 4] [Статья 24]

1. Лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

2. В случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве. При этом судебный пристав-исполнитель обязан уведомить указанных лиц о совершении исполнительных действий или о применении мер принудительного исполнения не позднее следующего рабочего дня после дня их совершения или применения.

3. Извещения, адресованные взыскателю и должнику, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе. Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по месту жительства или месту нахождения такого лица. Извещение может быть направлено по месту работы гражданина, участвующего в исполнительном производстве.

4. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, вправе в письменной форме сообщить иной адрес (в том числе адрес электронной почты), по которому судебный пристав-исполнитель должен направлять извещения, либо указать иной способ уведомления и другие сведения, необходимые для своевременного информирования данного лица о ходе исполнительного производства.

5. Лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом или его заместителем.

1 комментарий к записи “Статья 24 Закон об Исполнительном производстве. Извещения и вызовы в исполнительном производстве”

Статья 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Положения об извещениях и вызовах в исполнительном производстве являются новеллой в законодательстве об исполнительном производстве. В Законе об исполнительном производстве 1997 г. подобные нормы в общем виде отсутствовали, и лишь в некоторых случаях прямо оговаривалась обязанность судебного пристава-исполнителя известить заинтересованных лиц о принятии отдельных решений, совершении того или иного действия.

Следует иметь в виду, что институт извещений и вызовов в исполнительном производстве имеет несколько другую направленность, нежели аналогичный институт в процессуальном праве.

Надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, является необходимым условием рассмотрения дела в суде. Рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц в случае, если суд не располагает доказательствами их извещения о времени и месте судебного разбирательства, считается грубым процессуальным нарушением и в любом случае влечет отмену судебного акта.

В процессе принудительного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, надлежащее извещение заинтересованных лиц не является необходимым, обязательным условием совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения. Основной задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций, эффективного восстановления их нарушенных прав (ст. 2 Закона об исполнительном производстве).

Поэтому основная роль данных положений состоит в обеспечении прав сторон исполнительного производства, связанных прежде всего с обжалованием решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иного должностного лица службы судебных приставов. Так, согласно ст. 122 Закона об исполнительном производстве для лиц, не извещенных о времени и месте совершения действий, сроки обжалования исчисляются со дня, когда эти лица узнали или должны были узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). В остальных случаях этот срок начинает течь со дня вынесения постановления судебным приставом-исполнителем, совершения им действия.

В ч. 1 комментируемой статьи в качестве субъектов, подлежащих извещению или вызову судебным приставом-исполнителем, названы лица, участвующие в исполнительном производстве.

В соответствии со ст. 48 к лицам, участвующим в исполнительном производстве, относятся:

1) стороны исполнительного производства — взыскатель и должник;

2) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе, — банк, иная кредитная организация, в которой открыты счета должника, регистрирующие органы и т.д. (ст. 7 Закона об исполнительном производстве);

3) лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, — переводчик, специалист, понятые, оценщик и другие лица.

Анализ положений гл. 4 Закона об исполнительном производстве свидетельствует о том, что законодатель различает извещение и вызов лиц, участвующих в исполнительном производстве, несмотря на то, что оба действия оформляются единым документом — повесткой.

Судебный пристав-исполнитель извещает о совершении исполнительных действий или мер принудительного исполнения стороны исполнительного производства (имеющие личную заинтересованность в исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе) в случаях, когда такие лица вправе самостоятельно решать вопросы о своем участии либо неучастии в совершении исполнительных действий, а также о необходимости реагирования на факт совершения этих действий (например, обжаловать соответствующие решения и действия судебного пристава-исполнителя, оспорить отчет об оценке имущества и т.д.).

Вызов лиц, участвующих в исполнительном производстве, предполагает право судебного пристава-исполнителя требовать их явки к судебному приставу-исполнителю или на место совершения исполнительных действий, а в некоторых случаях предполагает возможность наступления неблагоприятных последствий вследствие неявки.

Судебный пристав-исполнитель всегда вызывает лиц, содействующих исполнению требований исполнительного документа, в том числе специалиста, переводчика и других лиц.

Что касается осуществления вызова в отношении взыскателя и должника, то в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе вызывать стороны исполнительного производства и других лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Однако корреспондирующая обязанность явиться по вызову судебного пристава-исполнителя прямо закреплена лишь в отношении специалиста, отказ или уклонение которого от исполнения своих обязанностей влечет наступление ответственности, предусмотренной законом (ч. 2 и 4 ст. 61 Закона об исполнительном производстве).

Косвенный вывод о наличии обязанности других участников исполнительного производства явиться по вызову судебного пристава-исполнителя можно сделать в результате анализа ст. 6 Закона об исполнительном производстве, закрепляющей обязательность законных требований судебного пристава-исполнителя для всех граждан и организаций на территории РФ. В ч. 3 названной статьи указывается на возможность привлечения к ответственности в случае невыполнение таких требований.

В соответствии с положениями ст. 17.14 КоАП нарушение должником, а также иным лицом законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, влечет наложение административного штрафа.

Следовательно, открытым остается вопрос о правомерности отнесения к административному правонарушению неявки лица, участвующего в исполнительном производстве (за исключением специалиста, соответствующие обязанности и ответственность которого предусмотрены Законом об исполнительном производстве), по вызову судебного пристава-исполнителя*(17).

Согласно ч. 1 комментируемой статьи извещение лиц, участвующих в исполнительном производстве, может осуществляться путем направления повестки с уведомлением о вручении, телефонограммы, телеграммы, с использованием электронной связи и иных видов связи и доставки.

В качестве основной формы извещения или вызова лиц, участвующих в исполнительном производстве, Закон об исполнительном производстве предусматривает направление повестки с уведомлением о вручении.

Таким образом, с одной стороны, повестка является формой извещения об исполнительных действиях и мерах принудительного исполнения, а с другой — способом вызова к судебному приставу-исполнителю или на место совершения исполнительного действия.

Закон об исполнительном производстве допускает использование ускоренных способов извещения и вызова лиц, участвующих в исполнительном производстве, — направление телефонограммы, телеграммы, по электронной почте, с использованием иных средств связи и доставки. К последним можно отнести факсимильную связь, использование услуг курьерской службы и пр.

Основания применения ускоренных способов извещения остаются на усмотрение судебного пристава-исполнителя. По всей видимости, такие способы должны использоваться в случаях, не терпящих отлагательства. При этом следует учитывать определенные сложности, которые могут возникать в связи с необходимостью фиксирования произведенного извещения и получения адресатом направленного ему извещения.

Закон об исполнительном производстве также допускает возможность доставки извещения лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить это извещение. Данное положение представляется довольно спорным при всем многообразии способов извещения, однако в экстренных случаях, одновременно требующих гарантий доставки извещения адресату, этот способ может быть довольно эффективным. В то же время следует учитывать риск злоупотреблений при использовании такого способа извещения, что непосредственно отразится на эффективности правовой защиты лиц, участвующих в исполнительном производстве.

В конечном счете, выбор того или иного способа извещения зависит от обстоятельств, связанных с конкретным исполнительным производством.

Не вполне понятным является тот факт, что законодатель не рассматривает и не указывает в качестве способа извещения направление лицам, участвующим в исполнительном производстве, копии постановления судебного пристава-исполнителя, что само по себе является извещением указанных лиц о принятом решении (совершенном действии) судебного пристава-исполнителя.

В некоторых случаях положения Закона об исполнительном производстве, касающиеся извещения, не вполне согласуются между собой. Например, в ч. 9 ст. 33 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительное производство может быть передано из одного подразделения судебных приставов в другое, о чем извещаются взыскатель, должник и другие лица и органы. В то же время ч. 10 этой статьи предусматривает, что о передаче исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое выносится постановление, которое также направляется сторонам исполнительного производства. Аналогичная ситуация возникает и в случае оспаривания оценки имущества (ч. 4 и 7 ст. 85 Закона об исполнительном производстве).

С одной стороны, Закон об исполнительном производстве не запрещает в этом случае направить заинтересованным лицам повестку с приложением копии постановления судебного пристава-исполнителя. Однако в других случаях законодатель, не предусматривая извещения сторон исполнительного производства о том или ином исполнительном действии, требует направления указанным лицам копии постановления судебного пристава-исполнителя (в частности, ч. 17 ст. 30, ч. 4 ст. 72, ч. 4 ст. 76, ч. 7 ст. 80 Закона об исполнительном производстве). Возникает вопрос: необходимо ли и в этих случаях тоже оформлять повестку с одновременным приложением к ней копии постановления?

Законодатель не указывает и на способ направления копии постановления судебного пристава-исполнителя лицам, участвующим в исполнительном производстве: заказным письмом с уведомлением о вручении либо иным способом. Как представляется, в случае если документ направляется лицам, участвующим в исполнительном производстве, с использованием услуг почтовой связи, то наиболее предпочтительным является первый способ извещения — почтовое отправление с уведомлением о вручении.

Согласно ч. 1 анализируемой статьи лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и мерах принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю или на место совершения исполнительного действия.

В положениях настоящей и других статей, входящих в гл. 4 комментируемого Закона, не содержится указания на обязанность судебного пристава-исполнителя направлять извещения лицам, участвующим в исполнительном производстве, заблаговременно, т.е. до совершения исполнительного действия, применения мер принудительного исполнения.

Логично было бы предположить, что вызов к судебному приставу-исполнителю или на место совершения исполнительных действий всегда осуществляется заблаговременно; извещение же направляется с целью предоставления информации о проведенных мероприятиях по исполнению исполнительного документа.

При этом лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, специалист и другие лица, названные в п. 3 ст. 48 Закона об исполнительном производстве), в целях исполнения своих обязанностей вызываются к судебному приставу-исполнителю или на место совершения исполнительных действий предварительно, с тем чтобы обеспечить их явку и участие в совершении таких действий.

Что касается сторон исполнительного производства — взыскателя и должника, то в ч. 1 ст. 50 Закона об исполнительном производстве предусматривается их право участвовать в совершении исполнительных действий, однако исходя из анализа других положений в большинстве случаев стороны исполнительного производства извещаются об уже совершенных действиях и принятых мерах принудительного исполнения (например, ч. 7 ст. 80, ч. 14 ст. 82, ч. 3 ст. 83 и др. Закона об исполнительном производстве*(18)). Несмотря на то что во многих случаях это представляется целесообразным и даже необходимым в целях обеспечения своевременного исполнения исполнительного документа, может возникнуть вопрос о гарантиях реализации предусмотренного законом права на участие в совершении исполнительных действий.

В ч. 2 комментируемой статьи установлены случаи, когда предварительное уведомление об исполнительных действиях и мерах принудительного исполнения не производится.

Во-первых, это случаи, когда предусмотрено немедленное исполнение исполнительного документа. Например, немедленному исполнению в соответствии с положениями ГПК подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, о восстановлении на работе, включении в список избирателей и др. (ст. 211). Положениями АПК предусмотрено немедленное исполнение решений по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, определения суда о наложении судебного штрафа (ст. 182). Кроме того, к немедленному исполнению в соответствии с положениями ГПК и АПК может быть приведено любое решение при соблюдении определенных условий (ст. 182 АПК, ст. 212 ГПК).

Это интересно:  Статья 732 ГК РФ. Предоставление заказчику информации о предлагаемой работе

Во-вторых, без предварительного уведомления производится принятие судебным приставом-исполнителем обеспечительных мер. При этом имеются в виду не только случаи, когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, состоит в исполнении определения суда об обеспечении иска*(19), но также случаи, когда судебный пристав-исполнитель в соответствии с Законом об исполнительном производстве самостоятельно принимает являющиеся по своей сути исполнительными действиями меры по обеспечению исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, в частности накладывает арест на имущество, изымает арестованное имущество, передает его на хранение (п. 7 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 80 Закона об исполнительном производстве).

Вопрос о том, по какому адресу направляются извещения и вызовы судебного пристава-исполнителя, крайне важен для обеспечения гарантий участников исполнительного производства.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи извещение направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес.

В данном случае речь, по всей видимости, идет о сторонах исполнительного производства, поскольку в исполнительном документе может быть указание только на их место жительства или нахождения. Более того, согласно п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве такое указание является одним из требований, предъявляемых к исполнительным документам.

Повестки и извещения другим лицам, участвующим в исполнительном производстве, как непосредственно исполняющим требования, содержащиеся в исполнительном документе, так и содействующим исполнению таких требований, направляются по адресу, известному судебному приставу-исполнителю, либо по адресу, указанному стороной исполнительного производства (например, в случае вызова переводчика — ч. 1 ст. 58 Закона об исполнительном производстве).

Извещение может быть также направлено по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве, в том числе стороны исполнительного производства.

По общему правилу адрес гражданина определяется местом его жительства, место нахождения юридического лица, его филиала или представительства — местом его государственной регистрации. В ч. 4 рассматриваемой статьи используется термин «юридический адрес организации». В данном случае, очевидно, речь идет о месте нахождения организации.

Закон об исполнительном производстве также предусматривает возможность направления извещения по адресу, указанному организацией судебному приставу-исполнителю в письменной форме. В этом случае извещения и вызовы направляются именно по указанному адресу, а риск неполучения или несвоевременного получения извещения несет организация.

Согласно ч. 5 настоящей статьи лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу.

В соответствии с положением абз. 10 п. 1 ст. 11 Закона о судебных приставах полномочия по осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю, возложены на судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

О приводе лица судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое должно быть утверждено старшим судебным приставом.

В контексте положений данной части следует вновь рассмотреть вопрос о полномочиях судебного пристава-исполнителя вызывать и признавать обязательной явку в отношении сторон исполнительного производства.

При этом еще допустимо говорить о приводе должника или лица, содействующего исполнению исполнительного документа, однако в отношении взыскателя такие действия вряд ли обоснованны, равно как и привлечение его к административной ответственности за неявку по вызову судебного пристава-исполнителя.

Статья 99 ФЗ «Об исполнительном производстве»

Статья 99 ФЗ 229 регламентирует основные размеры удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления. В каждом пункте описывается из чего именно исчисляется денежная сумма и на какие счета государство ставит запрет для удержания. Так же в статье раскрываются основные аспекты Федерального закона №229 «Об исполнительном производстве».

Статья 99 «Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления»

Статья 99 ФЗ-229 включает в себя 4 пункта. Каждый из них содержит информацию о размере удержания из заработной платы и порядок исчисления доходов должников.

Пункт 1 статья 99

Размер удержания из зарплаты и прочих доходов гражданина исчисляется только из суммы, оставшейся после выплаты налогов. Удерживается денежная сумма также из вознаграждений авторам в результате интеллектуальной деятельности.

Пункт 2 статьи 99

В ходе выполнения гражданином исполнительного документа, с него может быть удержано не более 50% из заработной платы и прочих доходов. Удержание должно быть осуществлено до выполнения всех требований, содержащихся в исполнительном документе.

Пункт 3 статьи 99

Ограничение, обозначенное в пункте 2, связанное с удержанием денежных средств из заработной платы гражданина-должника, не распространяется при:

  • взыскании алиментов на несовершеннолетних;
  • возмещении вреда, причиненного здоровью;
  • возмещении вреда в связи со смертью кормильца;
  • возмещении ущерба, причиненного в результате совершенного преступления.

В случаях, описанных выше, удержание из заработной платы гражданина не должно превышать 70%.

Пункт 4 статьи 99

Ограничения, обозначенные в пунктах 1-3 настоящей статьи, на размер удержания из заработной платы гражданина-должника не применяются при обращении взыскания денежной суммы на активных счетах человека, куда работодатель перечисляет заработную плату. Исключением является размер последнего периодического платежа.

Чтобы детальнее изучить содержание 99 статьи ФЗ-229, скачайте ее по ссылке.

Последние изменения в статью 99 ФЗ «Об исполнительном производстве» вносились 1 января 2012 года. Она была дополнена пунктом 4, в котором идет речь об ограничениях, связанных с удержанием денежной суммы из заработной платы с активного счета гражданина-должника. Государством запрещено удерживать деньги со счета, на который работодатель перечисляет заработную плату сотруднику.

При последней редакции 18 июля 2017 года поправки в статью не вносились. А вот о том, что произошло со статьей 21 можно узнать тут:

Комментарии к статье 99 ФЗ «Об исполнительном производстве»

Статья 99 «Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления» регламентирует порядок взыскания денег из заработной платы гражданина. Исчисление осуществляется из денежной суммы, оставшейся после уплаты всех налогов государству.

Хотите ознакомиться с комментариями к статье 99 ФЗ-229? Можете скачать их тут.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» был принят 14 сентября 2007 года. Последние изменения в закон вносились 18 июля 2017 года. Поправки были внесены в статью 73.2. Часть 6 была дополнена словами «и (или) их клиентами». Часть 3.4 ст 73.2 была дополнена словами «и центральном контрагенте».

Согласно закону, главная задача исполнительного производства — правильное и своевременное исполнение судебных актов. Органами принудительного исполнения являются: Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы.

Их полномочия определяются:

  • настоящим законом;
  • Федеральным законом «О судебных приставах»;
  • иными федеральными законами.

Федеральная служба судебных приставов использует госинформационные системы для обеспечения принудительного исполнения всех судебных и иных актов и постановлений.

ФЗ-229 предусматривает случаи, когда судебный исполнитель-пристав обращает взыскание на заработную плату и другие доходы должника:

  • выполнение исполнительных документов;
  • взыскание суммы, которая не превышает 10 тыс.рублей;
  • отсутствие у должника необходимой суммы для выполнения требований исполнительного документа целиком.

В законе прописаны условия при которых лица, выплачивающие должнику зарплату или другие платежи, заканчивают исполнение листа:

  • при полном перечислении всей суммы денежных средств;
  • при смене должником места работы, учебы, выплаты пенсий и других доходов;
  • по заявлению (просьбе) взыскателя;
  • по судебному постановлению.

ФЗ-229 регламентирует список доходов, на которые не может быть обращено взыскание:

  • деньги, выплачиваемые в виде возмещения вреда здоровью;
  • деньги, выплачиваемые в связи со смертью кормильца;
  • денежные суммы, выплачиваемые людям, которые получили травмы при исполнении своих служебных обязанностей;
  • компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета лицам, пострадавшим в результате катастроф, в связи с уходом за недееспособными гражданами;
  • выплаты на транспорт и лечение;
  • страховые выплаты;
  • денежные суммы, которые выплачиваются в связи с рождением ребенка, с заключением брака или смертью близкого человека и другие.

Чтобы узнать более подробно обо всех статьях ФЗ-229, скачайте его по ссылке.

Глава 4. ИЗВЕЩЕНИЯ И ВЫЗОВЫ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Комментарий к ФЗ “Об исполнительном производстве”

Статья 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Комментарий к статье 24

  1. Для реализации своих прав, исполнения обязанностей лица, участвующие в исполнительном производстве, должны быть надлежащим образом извещены о месте и времени совершения исполнительных действий, о принятии мер принудительного исполнения. Это является гарантией соблюдения прав сторон в исполнительном производстве, обеспечивает законность процедур исполнения. С помощью извещений осуществляется уведомление лиц, участвующих в исполнительном производстве (ст. 48 ФЗИП), о месте и времени проведения отдельного исполнительного действия, мерах принудительного исполнения. Норма, обязывающая судебного пристава-исполнителя информировать всех участников исполнительного производства о проводимых им мероприятиях в рамках отдельного исполнительного производства, носит общий характер, распространяет свое действие на все стадии исполнительного производства и касается любых мер принудительного исполнения. Данная норма применяется, если иное прямо не предусмотрено комментируемым Законом, т.е. исключением из данного правила могут быть только указанные ФЗИП случаи, когда допускается возможность проведения мероприятий в рамках исполнительного производства без предварительного извещения участвующих в нем лиц.

В частности, это возможность совершения действий по принудительному исполнению исполнительных документов без извещения должника при невыполнении последним требований о выселении (ч. 1 ст. 107 ФЗИП) и о вселении (ч. 1 ст. 108 ФЗИП).

Комментируемый Закон не разграничивает случаи, когда судебный пристав-исполнитель должен использовать извещения, а когда вызовы. Извещения и вызовы применяются и в гражданском, и в арбитражном процессах, где данные понятия разграничиваются. Здесь можно принять правило, которому следует и гражданское процессуальное, и арбитражное процессуальное законодательство, в соответствии с которым извещения применяются лишь в отношении сторон (взыскателя и должника), а в отношении других лиц, участвующих в исполнительном производстве (лица, указанные в п. п. 2, 3 ст. 48 ФЗИП), целесообразнее применять вызовы.

Приказом ФССП России от 11 июля 2012 г. N 318 “Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства” утверждена форма извещений, применяемая для вызова должника, взыскателя, третьего лица (приложение N 41 к Приказу).

Действующий ФЗИП предусматривает следующие формы извещений и вызовов.

А. Поскольку повестка с уведомлением о вручении обеспечивает фиксацию ее получения адресатом, данная форма извещений и вызовов является предпочтительнее.

Б. Закон не предусматривает, в какой форме должна быть направлена телеграмма: простой или с уведомлением о вручении. В целях получения доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, целесообразнее извещения и вызовы направлять в форме телеграммы с уведомлением о вручении, в котором указывается, кто, когда и в какое время получил телеграмму.

В. При отправлении телефонограммы в материалах исполнительного производства должен быть текст направляемой телефонограммы, где указываются дата ее направления, номера телефонов, с которого и на который производится вызов или извещение, а также фамилия, имя, отчество и должность лица, принявшего телефонограмму.

Г. По поручению судебного пристава-исполнителя извещения и вызовы могут быть доставлены лицом, согласившимся известить лиц, участвующих в исполнительном производстве. Как правило, в качестве такого лица выступает одна из сторон в исполнительном производстве, которая согласна оказать содействие в извещении. Если лицо, участвующее в исполнительном производстве, не согласно доставить извещение, вызов, судебный пристав-исполнитель не вправе принуждать к совершению такого действия.

Д. Извещения и вызовы могут осуществляться с использованием электронной, иных видов связи и доставки. В частности, во многих европейских государствах извещения и вызовы отправляются с помощью СМС-сообщений. При использовании данных способов необходимо соблюдение правила об обязательной фиксации факта получения адресатом извещения или вызова.

В рамках гражданского процесса разработаны правила использования SMS-извещений, в арбитражном процессе информация о совершении процессуальных действий и движении дела размещается на официальном сайте арбитражного суда. Представляется допустимым использование современных информационно-коммуникационных систем для извещений и вызовов в исполнительном производстве.

При направлении извещений и вызовов судебный пристав-исполнитель обязан учитывать время, необходимое для их получения (например, время прохождения почтовой корреспонденции), а также для подготовки и совершения исполнительного действия.

  1. В ч. 2 комментируемой статьи содержится специальная норма, которая регулирует случаи совершения исполнительных действий без предварительного извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве. Данная норма является изъятием из общего правила и применяется только в случаях, прямо перечисленных в комментируемой статье. Это специальное правило имеет целью обеспечение прав взыскателя и предусматривает исключительные случаи, требующие немедленного исполнения. Так, без предварительного извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, осуществляются следующие действия.

А. Исполнение исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению.

В соответствии со ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, решение по делам о восстановлении на работе, о включении гражданина РФ в список избирателей, участников референдума.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ решения суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов подлежат немедленному исполнению. При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 24 июля 2003 г. N 73 “О некоторых вопросах применения частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации” указал следующее. Если заявитель предъявляет в суд требование о признании незаконным бездействия государственного органа (должностного лица), выразившегося в отказе возвратить (возместить, выплатить) из бюджета определенную денежную сумму, и названное требование удовлетворяется, такое решение суда приводится в исполнение по общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 182 АПК РФ, т.е. после вступления его в законную силу.

Обращение решения суда к немедленному исполнению может осуществляться и по усмотрению суда общей юрисдикции, арбитражного суда по правилам, предусмотренным ст. 212 ГПК РФ, ч. ч. 3 – 6 ст. 201 АПК РФ.

Это интересно:  Статья 1118 ГК РФ. Общие положения. Комментарии

Б. Наложение ареста на имущество и принятие иных обеспечительных мер.

Принятие обеспечительных мер в гражданском процессе регулируется ст. ст. 139 – 146 ГПК РФ. Мерами по обеспечению иска в гражданском процессе могут быть:

– наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или у других лиц;

– запрещение ответчику совершать определенные действия;

– запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства;

– приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи);

– приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в судебном порядке.

В необходимых случаях судья или суд может принять и иные меры по обеспечению иска, которые отвечают целям, указанным в ст. 139 ГПК РФ. Судьей или судом может быть допущено несколько мер по обеспечению иска.

В арбитражном процессе принятие обеспечительных мер регулируется ст. ст. 90 – 100 АПК РФ. При этом в отличие от гражданского процесса АПК РФ предусматривает возможность принятия предварительных обеспечительных мер, исполнение которых также должно производиться без предварительного извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве.

В соответствии со ст. 91 АПК РФ обеспечительными мерами в арбитражном процессе могут быть:

– наложение ареста на денежные средства или иное имущество, которые принадлежат ответчику и находятся у него или других лиц;

– запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

– возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;

– передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;

– приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

– приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста.

Арбитражным судом могут быть приняты и иные обеспечительные меры, а также одновременно может быть принято несколько обеспечительных мер.

В соответствии с ч. 3 ст. 90 АПК РФ допускается принятие арбитражным судом обеспечительных мер, направленных на обеспечение исполнения будущего решения третейского суда. На это обращается внимание и в информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 июля 2004 г. N 78 “Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер”. Поэтому правило ч. 2 комментируемой статьи распространяется и на исполнение определения арбитражного суда по обеспечению исковых требований, которые являются предметом третейского разбирательства.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 441-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве” законодатель ввел правило, обязывающее судебного пристава-исполнителя уведомлять лиц, участвующих в исполнительном производстве, о совершенных без уведомления исполнительных действиях или о примененных мерах принудительного исполнения. Такое уведомление должно быть сделано не позднее следующего рабочего дня после дня совершения соответствующих действий. Данное правило является новацией. Оно направлено на обеспечение прав участников исполнительного производства.

  1. В ч. 3 комментируемой статьи содержится норма об адресе направления извещений для граждан, участвующих в исполнительном производстве. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗИП в исполнительном документе обязательно должны быть указаны сведения о должнике и взыскателе, в том числе о месте жительства или месте пребывания граждан. По общему правилу извещения направляются по адресу, который указан в исполнительном документе. Часть 3 комментируемой статьи предоставляет судебному приставу-исполнителю право направлять извещения по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве.

В судебной практике обращается внимание на то, что если судебный пристав-исполнитель направляет извещения о совершении исполнительных действий по ошибочно указанному им адресу, то такие исполнительные действия впоследствии могут быть признаны судом незаконными, а принятые постановления – недействительными .

Если участником исполнительного производства является юридическое лицо, то все извещения направляются по месту нахождения организации. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах. Поэтому извещения, адресованные организации, должны направляться по месту ее нахождения, которое указано в учредительных документах.

Поскольку филиалы и представительства являются обособленными подразделениями юридического лица, допускается возможность направления извещений, адресованных юридическому лицу, по месту нахождения его филиала или представительства. Данное полномочие целесообразно применять в случае, если исполнение исполнительного документа связано с деятельностью филиала или представительства. В иных случаях, поскольку по обязательствам юридического лица ответственность несет само юридическое лицо, целесообразно направлять извещения по месту нахождения самого юридического лица.

Закон не содержит нормы об адресе направления извещений, если лицом, участвующим в исполнительном производстве, является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. В таких случаях с учетом положений подп. “в” п. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗИП извещения должны направляться по месту нахождения органа, уполномоченного осуществлять права и обязанности в исполнительном производстве соответственно от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

  1. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель вправе указать иной адрес (в том числе адрес электронной почты) для направления вызовов и извещений, а также иной способ уведомления и другие сведения, необходимые для своевременного информирования. Данную просьбу необходимо оформить в письменной форме в виде ходатайства и приобщить к материалам исполнительного производства. В этом случае все извещения и вызовы судебный пристав-исполнитель обязан направлять по указанному в ходатайстве адресу.
  2. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает санкции за неявку по вызову судебного пристава-исполнителя. В этом случае неявившееся лицо может быть подвергнуто принудительному приводу, который оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя, утверждаемым старшим судебным приставом или его заместителем. Приказом ФССП России от 11 июля 2012 г. N 318 “Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства” утверждена форма постановления о приводе (см. приложение N 81 к Приказу).

Статья 25. Содержание повестки, иного извещения

Комментарий к статье 25

  1. В ч. 1 комментируемой статьи перечисляются обязательные сведения, которые должны быть указаны в повестке, ином извещении, вызове. Обязательными реквизитами судебных извещений, вызовов являются данные о наименовании и об адресе подразделения судебных приставов (адрес официального сайта в сети Интернет), контактные номера телефонов подразделения судебных приставов); наименование адресата – лица, участвующего в исполнительном производстве; его статус в исполнительном производстве (должник, специалист и т.д.); наименование или номер исполнительного производства, в рамках которого вызывается лицо; дата (число, месяц, год), место и время совершения исполнительного действия или применения меры принудительного исполнения. Все эти сведения обеспечивают исполнение требования судебного пристава-исполнителя и информируют лицо, участвующее в исполнительном производстве, о процедуре исполнения. В настоящее время на практике применяется форма извещения, утвержденная Приказом ФССП России от 11 июля 2012 г. N 318 “Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства” (приложение N 41 к Приказу).
  2. Часть 2 предоставляет судебному приставу-исполнителю право направлять сокращенный вариант судебной повестки, иного извещения при условии, что с таким извещением, повесткой одновременно направляется копия постановления судебного пристава-исполнителя. В этом случае в извещении могут не указываться номер исполнительного производства, а также дата, место и время совершения исполнительных действий. Данная норма является диспозитивной и не исключает возможность направления постановления, извещения, повестки с указанием всех данных.
  3. Помимо сведений, содержащихся в ч. 1 комментируемой статьи, ч. 3 закрепляет правило, обязывающее судебного пристава-исполнителя указывать в повестке, ином извещении на последствия неявки, а именно на возможность принудительного привода.

В целях своевременного оповещения судебного пристава-исполнителя о наличии уважительных причин, препятствующих явке вызываемого лица к судебному приставу или препятствующих его участию в совершении исполнительного действия, применении мер принудительного исполнения, целесообразно указывать в извещении, повестке контактный телефон судебного пристава-исполнителя, который ведет исполнительное производство, его фамилию, инициалы.

Статья 26. Доставка повестки, иного извещения

Комментарий к статье 26

  1. Комментируемая статья определяет порядок фиксации доставки повесток и иных извещений. По общему правилу если повестка доставляется по почте или через лицо, которому поручено доставить извещение, то при получении повестки ставится отметка о дате и времени получения. Данные сведения указываются в документе, который возвращается судебному приставу-исполнителю и приобщается к материалам исполнительного производства. Соответствующие отметки могут проставляться в уведомлении о вручении, которое также должно быть возвращено в подразделение судебных приставов и приобщено к материалам исполнительного производства.
  2. В ч. 2 комментируемой статьи содержится правило о доставке повесток, извещений иными способами. В частности, если извещение направляется телеграммой, то доставление адресату фиксируется в уведомлении о вручении телеграммы, которое подтверждает факт вручения повестки, извещения. Данные уведомления также необходимо приобщать к материалам дела.

Статья 27. Вручение повестки, иного извещения

Комментарий к статье 27

  1. Комментируемая статья содержит правила вручения повесток, иных извещений. По общему правилу повестка должна быть вручена лично гражданину, которому она адресована. При получении повестки это лицо должно поставить подпись, дату и время получения повестки в уведомлении о вручении. Если повестка направляется организации, то в извещении расписывается сотрудник организации, указывая свои должность, фамилию, инициалы. Закон не уточняет, сотрудники какого уровня могут получать повестки, адресованные организации. Чтобы информация о получении повестки, иного извещения оперативно доходила до руководства организации, целесообразнее вручать повестки должностным лицам организации или в специальные отделы, занимающиеся регистрацией входящей корреспонденции.
  2. Часть 2 комментируемой статьи регламентирует ситуации, когда гражданин, которому адресована повестка, не находится по месту своего жительства в момент вручения повестки. В этом случае повестка может быть передана кому-либо из совместно с ним проживающих совершеннолетних членов семьи. Вручение повестки адресату через совершеннолетних членов его семьи допускается только при их согласии. При этом члены семьи должны быть согласны не только получить, но и вручить ее адресату. Если они возражают, то повестка или извещение должны быть доставлены повторно или могут быть доставлены по месту работы гражданина. Если повестка вручается совершеннолетним членам семьи адресата, то презюмируется, что адресат извещен надлежащим образом.
  3. Если при вручении повестки адресат по указанному адресу отсутствует или не проживает, то в корешке повестки делается отметка о том, когда ожидается его возвращение, куда он выбыл, или делается отметка об отсутствии таких сведений. Соответствующая информация может быть получена от соседей, иных лиц, проживающих по указанному адресу.

Статья 28. Перемена адреса во время ведения исполнительного производства

Комментарий к статье 28

Лица, участвующие в исполнительном производстве, обязаны сообщать в подразделение службы судебных приставов о перемене своего адреса во время ведения исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель направляет повестки, иные извещения по адресу, имеющемуся в материалах исполнительного производства. В случае несоблюдения лицами, участвующими в исполнительном производстве, своей обязанности по уведомлению судебного пристава-исполнителя, ведущего исполнительное производство, о перемене адреса, повестка или извещение направляется по последнему известному адресу.

При этом законодатель установил правовую презумпцию: лицо считается надлежащим образом извещенным, если даже по этому адресу оно более не проживает или не находится. Следовательно, в таком случае судебный пристав-исполнитель вправе продолжать проведение исполнительных действий и повторного извещения не требуется. Ссылки неявившегося лица на то, что он не был надлежащим образом извещен о месте и времени проведения исполнительных действий, или на то, что он несвоевременно получил постановление судебного пристава, в связи с чем пропустил сроки обжалования, не являются основанием для восстановления срока, а также для отложения совершения исполнительных действий, мер принудительного исполнения.

Статья 29. Последствия отказа от принятия повестки, иного извещения или неявки за их получением

Комментарий к статье 29

  1. Если лицо, которому направлены повестка, иное извещение, отказывается их принять, доставляющее их лицо делает на повестке, ином извещении соответствующую отметку и направляет их обратно в подразделение судебных приставов. Данное правило распространяется как на граждан, так и на должностных лиц организаций.
  2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает презумпцию надлежащего извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, будет считаться извещенным о совершаемом исполнительном действии или принимаемых мерах исполнения, если:

1) оно отказалось от получения повестки или извещения;

2) оно не явилось на почту для получения извещения или повестки;

3) повестка или извещение были направлены судебным приставом-исполнителем по указанному лицом адресу (на основании письменного заявления лица, выполненного в порядке ч. 4 ст. 25 ФЗИП) или по последнему известному месту жительства, но лицо не получило их.

Наличие перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи обстоятельств не является препятствием для совершения исполнительных действий, принятия мер принудительного исполнения.

Правила настоящей статьи не могут быть распространены на случай отказа в принятии повестки, судебного извещения совершеннолетними членами семьи адресата. В этих случаях необходимо руководствоваться правилами ст. 27 ФЗИП.

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, rukak.ru, 210fz.ru, zakoniros.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector