+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 273 КАС РФ. Решение суда по административному делу об административном надзоре

Ст. 273 КАС РФ
1. Решение суда по административному делу об административном надзоре принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

2. Содержание решения суда по административному делу об административном надзоре должно соответствовать требованиям, установленным статьей 180 настоящего Кодекса и частью 3 настоящей статьи.

3. В резолютивной части решения суда по административному делу об административном надзоре должны также содержаться следующие сведения:

1) по административному делу об установлении или о продлении административного надзора — срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом;

2) по административному делу о дополнении административных ограничений — конкретные дополнительные административные ограничения, установленные судом;

3) по административному делу о частичной отмене административных ограничений — конкретные административные ограничения, отмененные судом.

4. По административным делам об административном надзоре мотивированное решение должно быть изготовлено в день принятия решения.

5. Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку.

Содержание

Комментарий к Статье 273 Кодекса административного судопроизводства РФ

1. В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

2. Причем установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным (ч. ч. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

3. Указываемый в решении суда об установлении или о продлении административного надзора срок административного надзора не может выходить за рамки, установленные ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

4. Согласно данной норме в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и (или) преступления при рецидиве преступлений, суд вправе установить административный надзор на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

5. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, суд может установить административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

6. В отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, административный надзор устанавливается на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

7. В связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, суд вправе продлить административный надзор на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

8. Течение срока административного надзора приостанавливается в случае:

1) объявления поднадзорного лица в розыск;

2) признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;

3) заключения поднадзорного лица под стражу.

9. После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается.

10. О требованиях к оформлению копии решения суда см. комментарий к ст. 123 КАС РФ.

Статья 273 КАС РФ. Решение суда по административному делу об административном надзоре (действующая редакция)

1. Решение суда по административному делу об административном надзоре принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

2. Содержание решения суда по административному делу об административном надзоре должно соответствовать требованиям, установленным статьей 180 настоящего Кодекса и частью 3 настоящей статьи.

3. В резолютивной части решения суда по административному делу об административном надзоре должны также содержаться следующие сведения:

1) по административному делу об установлении или о продлении административного надзора — срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом;

2) по административному делу о дополнении административных ограничений — конкретные дополнительные административные ограничения, установленные судом;

3) по административному делу о частичной отмене административных ограничений — конкретные административные ограничения, отмененные судом.

4. По административным делам об административном надзоре мотивированное решение должно быть изготовлено в день принятия решения.

5. Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 273 КАС РФ

1. Решение по делам об административном надзоре в целом должно отвечать требованиям, предъявляемым КАС к решениям (гл. 15). Если суд принимает решение об установлении или о продлении административного надзора, в таком случае он должен установить и конкретные административные ограничения из числа предусмотренных ст. 4 Закона об административном надзоре. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Закон допускает установление одновременно нескольких административных ограничений. В любом случае в отношении поднадзорного лица должно быть установлено ограничение в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Например, если лицо осуждалось за совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения или в период отбывания наказания подвергалось взысканиям за употребление алкогольных напитков в исправительном учреждении, целесообразно рассмотреть вопрос о применении административных ограничений, запрещающих его пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.

В том случае, если лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неотбытое наказание, не связанное с лишением свободы, суду при выборе административных ограничений следует учитывать ограничения, назначенные данному лицу в связи с исполнением такого наказания в целях предотвращения возможности нарушения порядка и условий отбывания наказания, не связанного с лишением свободы.

В отношении беременных женщин, а также лиц, страдающих тяжелым заболеванием, административный надзор устанавливается на общих основаниях, поскольку указанные обстоятельства не предусмотрены законом в качестве исключающих применение данной меры. Однако они могут быть учтены судом при установлении конкретных административных ограничений (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре»).

2. При установлении срока административного надзора необходимо исходить из положений ст. ст. 3 и 5 Закона об административном надзоре.

3. КАС устанавливает требования по скорейшему изготовлению в мотивированном виде решения суда (в день его принятия). Копия решения суда должна быть незамедлительно вручена (направлена) лицам, участвующим в деле. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке лицами, участвующими в деле.

Проблемы производства по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

юридические науки

  • Дербина Ольга Васильевна , кандидат наук, доцент
  • Старостин Сергей Алексеевич , доктор наук, профессор, профессор
  • Вологодский институт права и экономики ФСИН России
  • АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР
  • ЛИЦА
  • АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
  • ОСВОБОЖДЕННЫЕ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Похожие материалы

В 2011 г., после вступления в силу Федерального закона от 06.04.2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в российском праве был возрожден институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Восстановление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, обусловило обострение дискуссий и породило ряд проблем вокруг исследуемого вопроса. В научной статье С.В. Дербин и О.В. Дербина представили анализ проблемных и дискуссионных вопросов о правовой природе данного института, о необходимости индивидуализации административного надзора, о разграничении административного надзора и других мер принудительного воздействия. Однако, следовало бы более подробно исследовать процедуру установления данного вида надзора, определенную в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАЗ РФ).

Производство по административным делам данной категории регулируется в главе 29 КАЗ РФ (ст.ст. 270 – 273).

Статья 270 КАС РФ устанавливает правила подачи административных исковых заявлений, связанных с административным надзором, в суд: в зависимости от содержания заявления (об установлении, продлении, досрочном прекращении, дополнении или частичной отмене административных ограничений) определяет заявителя (исправительное учреждение, орган внутренних дел, прокурор), правила территориальной подсудности дел, сроки подачи заявления.

Требования к форме и содержанию административного искового заявления и прилагаемым к нему документам установлены в ст.ст. 125, 126, 271 КАС РФ.

Это интересно:  Статья 5.7 КоАП РФ. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме

В ст. 272 КАС РФ определен порядок рассмотрения административного дела об административном надзоре. Закон предусматривает общее правило, по которому административное исковое заявление, связанное с административным надзором, принимается к производству суда незамедлительно (ч. 1 ст. 272 КАС РФ), то есть в день поступления заявления в суд, а возвращается только в случаях неподсудности требований или самого дела данному суду.

При подготовке дела к судебному разбирательству с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц по административным делам об установлении административного надзора с учетом сокращенного срока рассмотрения указанной категории дел (10 дней) и отдаленности места нахождения исправительных учреждений судья, если сочтет необходимым, проводит подготовку с участием сторон. Подготовка административного дела к судебному разбирательству проводится в срок, который определяется с учетом обстоятельств, относящихся к конкретному административному делу, и процессуальных действий, которые надлежит совершить (ст. 134 КАС РФ). Учитывая сокращенный срок рассмотрения указанной категории дела, судья может разъяснить сторонам их права и обязанности в определении о подготовке дела к судебному разбирательству.

Если суд не признал явку лица обязательной, то возможно рассмотрение административного искового заявления в его отсутствие (ч. 1 ст. 272 КАС РФ). Однако более правильным решением судьи является признание явки лица обязательной, поскольку рассматривается вопрос об установлении административных ограничений конституционных прав гражданина. В определении о назначении судебного заседания необходимо указать, что явка лица обязательна, с возложением обязанности на заявителя (исправительное учреждение или орган внутренних дел) доставить поднадзорное лицо для участия в судебном заседании.

Согласно ч. 2 ст. 130 КАС РФ, если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В связи с тем, что на основании ч. 7 ст. 272 КАС РФ срок рассмотрения заявления по делам об административном надзоре составляет 10 дней, оставлять такие заявления без движения не представляется возможным. С учетом сокращенного срока рассмотрения заявления на основании п. 8 ч. 1 ст. 129 КАС РФ суд возвращает административное исковое заявление заявителю. В силу ч. 3 ст. 129 КАС РФ возвращение административному истцу искового заявления не препятствует повторному обращению в суд.

Статья 273 КАС РФ устанавливает требования к решению суда по административному делу об административном надзоре. Согласно ч. 2 данной статьи по сложным административным делам возможно вынесение и объявление резолютивной части решения суда. Мотивированное решение должно быть изготовлено в день принятия решения (ч. 4 ст. 273 КАС РФ). Копия решения суда вручается или направляется участвующим в деле лицам после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку (ч. 5 ст. 273 КАС РФ).

В случае освобождения лица из мест лишения свободы при приведении приговора в соответствие с действующим законодательством по ст. 10 УК РФ (при снижении срока наказания) и нахождении в производстве суда дела об установлении административного надзора, по которому вынесено решение, суду следует оставить заявление без рассмотрения (в соответствии с ч. 2 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных случаях).

В связи с тем, что срок рассмотрения дел об административном надзоре составляет 10 дней со дня поступления административного искового заявления в суд, а осужденный должен прибыть к месту жительства, явиться в орган внутренних дел для постановки на учет, направлять дело по подсудности по месту убытия поднадзорного лица нецелесообразно при условии, что орган внутренних дел по прибытии поднадзорного лица может подать административное исковое заявление об установлении административного надзора.

Таким образом, наличие ряда организационных и правовых проблем в реализации функции административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования данного института.

Список литературы

  1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
  2. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2037.
  3. Дербин С.В., Дербина О.В. Проблемы правового регулирования административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Вестник института: преступление, исправление и наказание. 2016. № 2. C. 56-59.
  4. Старостин С.А. Проблемы производства по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Вестник института: преступление, исправление и наказание. 2015. № 2. C. 16 — 19.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в судах общей юрисдикции

Понятие и правовое регулирование административного надзора

Дела об административном надзоре появились как самостоятельная категория гражданских дел после принятия Закона об административном надзоре. Процессуальные особенности рассмотрения дел указанной категории первоначально определялись правилами гл. 26.2 ГПК с учетом общих положений о рассмотрении дел, вытекающих из публично-правовых отношений. С 15 сентября 2015 г. процессуальные особенности рассмотрения дел данной категории определяются гл. 29 КАС.

Согласно ст. 1 Закона об административном надзоре административный надзор — это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных указанным Законом.

Административный надзор, являясь по своей сути мерой по профилактике повторного совершения преступлений, устанавливает определенные ограничения прав и свобод лица, освобождаемого из мест лишения свободы. Поэтому Закон об административном надзоре регулирует не только круг лиц, в отношении которых может устанавливаться административный надзор, перечень ограничений, но и в качестве основной гарантии прав и свобод поднадзорных лиц предусматривает судебную процедуру рассмотрения дел об установлении административного надзора.

Согласно ст. 3 названного Закона административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

  1. тяжкого или особо тяжкого преступления;
  2. преступления при рецидиве преступлений;
  3. умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Надзор устанавливается, если указанное лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания или если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от его поведения во время отбывания наказания и привлечения или непривлечения к административной ответственности после отбытия наказания.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г. N 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре», исходя из положений ст. 3 Закона об административном надзоре и ст. 173.1 УИК административный надзор может быть установлен в отношении лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте и достигших возраста 18 лет к моменту или после освобождения из мест лишения свободы.

Применение административного надзора к иностранным гражданам и лицам без гражданства возможно при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях.

Лицо, освобожденное условно-досрочно из мест лишения свободы в порядке ст. 79 УК, считается не отбывшим наказание в виде лишения свободы.

С учетом того, что в силу ч. 7 ст. 79 УК при уклонении указанного лица от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при условно-досрочном освобождении, а также при совершении им до момента истечения срока оставшейся не отбытой части наказания административного правонарушения или преступления, условно-досрочное освобождение может быть отменено с исполнением оставшейся не отбытой части наказания, административный надзор к данному лицу не может быть применен до истечения срока оставшейся не отбытой части наказания.

Вместе с тем при наличии предусмотренных законом оснований административный надзор в отношении такого лица может быть установлен после истечения срока оставшейся не отбытой части наказания (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре»).

Согласно ст. 8 Закона об административном надзоре наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных данным Законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица.

Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в настоящее время установлен Приказом МВД России от 8 июля 2011 г. N 818.

Процессуальные особенности возбуждения административных дел об административном надзоре

Административное исковое заявление об административном надзоре может содержать следующие требования:

  • об установлении административного надзора;
  • о продлении административного надзора;
  • о дополнении ранее установленных административных ограничений;
  • о досрочном прекращении административного надзора и частичной отмене административных ограничений.

Обязанность по обращению в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора возложена на администрацию исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание в виде лишения свободы, а также на территориальный орган внутренних дел. Согласно ч. 3 ст. 173.1 УИК администрация исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным Законом об административном надзоре.

Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума ВС РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре», несоблюдение указанных сроков не влечет возвращения или отказа в принятии заявления об установлении административного надзора, а также не является основанием для отказа в его удовлетворении. При таких обстоятельствах суду следует обеспечить рассмотрение дела до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения либо ограничения свободы.

Необходимо иметь в виду, что обращение исправительного учреждения или органа внутренних дел с названным заявлением соответственно более чем за два месяца до истечения срока отбывания осужденным наказания либо более чем за месяц до истечения срока ограничения свободы также не является основанием для отказа в принятии заявления или его возвращения.

Правом на обращение в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора и частичной отмене административных ограничений обладают территориальный орган внутренних дел, само лицо, в отношении которого установлен административный надзор, его представитель.

Это интересно:  Оскорбление чувств верующих: статья 148 УК РФ, закон, наказание в 2019 году

Также с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или частичной отмене административных ограничений вправе обратиться прокурор при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд.

Помимо соблюдения общих требований, установленных ст. 125 КАС, административное исковое заявление по делам об административном надзоре должно отвечать дополнительным требованиям, установленным ст. 271 КАС.

В заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо дополнении ранее установленных административных ограничений указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу, виды административных ограничений, предлагаемые к установлению либо отмене (их перечень приведен в ст. 4 Закона об административном надзоре).

В заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора также указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении.

К административному исковому заявлению об административном надзоре обязательно должны быть приложены копия приговора суда, что позволит установить тяжесть совершенного преступления, копии иных судебных постановлений о приведении приговора в соответствие с действующим законодательством, а также постановление начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Исправительное учреждение также может представить в суд характеристику на осужденного с данными о его поведении, об отношении к труду и дисциплине во время отбывания наказания, отношении осужденного к совершенному преступлению.

В заявлении органа внутренних дел о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица (характеристика его личности, поведения, отношения к труду, факты явок или неявок, если на него возложена обязанность отмечаться в территориальном органе внутренних дел, и пр.).

К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.

К заявлению могут быть приложены и иные документы.

К заявлению о досрочном прекращении административного надзора или частичной отмене ранее установленных административных ограничений прилагаются документы и материалы, содержащие сведения, положительно характеризующие лицо, в отношении которого установлен административный надзор, по месту жительства, работы.

КАС устанавливает правило исключительной подсудности по делам об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, по месту нахождения исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание. Заявления о продлении административного надзора и дополнении ранее установленных административных ограничений, досрочном прекращении административного надзора и частичной отмене административных ограничений рассматриваются судом по месту жительства либо по месту пребывания поднадзорного лица. В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно положениям Закона о праве на свободу передвижения место пребывания — это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно; место жительства — это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Процессуальные особенности рассмотрения судом административных дел об административном надзоре

Дела данной категории подлежат рассмотрению и разрешению в сокращенный 10-дневный срок со дня поступления заявления в суд. В отношении лиц, отбывающих наказание, дата судебного заседания должна быть назначена таким образом, чтобы не истек срок отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.

Лица, участвующие в деле, должны быть надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания по делу об административном надзоре. Суд при принятии административного искового заявления одновременно возлагает на исправительное учреждение или орган внутренних дел, которыми подано административное исковое заявление, обязанность обеспечить участие в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об административном надзоре. Дела данной категории подлежат рассмотрению и разрешению с обязательным участием прокурора. Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенного представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случая, если явка такого представителя будет признана судом обязательной, не препятствует рассмотрению заявления.

По делам о досрочном прекращении административного надзора или частичной отмене административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенных поднадзорного лица и представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случаев, если явка таких лица и (или) представителя будет признана судом обязательной, также не препятствует рассмотрению заявления и суд не обязан откладывать слушание дела.

В то же время, если отсутствие в судебном заседании представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, явка которых признавалась судом обязательной, не вызвано уважительными причинами, суд должен обсудить вопрос о наложении судебного штрафа.

По делам об административном надзоре суд наделен правом истребования доказательств по своей инициативе, если они необходимы в целях правильного разрешения дела.

Особенности судебного решения по административным делам об административном надзоре

Решение по делам об административном надзоре в целом должно отвечать требованиям, предъявляемым гл. 15 КАС к решениям. Если суд принимает решение об установлении или о продлении административного надзора, в таком случае суд должен установить и конкретные административные ограничения из числа предусмотренных ст. 4 Закона об административном надзоре. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Закон допускает установление одновременно нескольких административных ограничений. В любом случае в отношении поднадзорного лица должно быть установлено ограничение в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Например, если лицо осуждалось за совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения или в период отбывания наказания подвергалось взысканиям за употребление алкогольных напитков в исправительном учреждении, целесообразно рассмотреть вопрос о применении административных ограничений, запрещающих пребывание такого лица в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.

В том случае, если лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неотбытое наказание, не связанное с лишением свободы, суду при выборе административных ограничений следует учитывать ограничения, назначенные данному лицу в связи с исполнением такого наказания в целях предотвращения возможности нарушения порядка и условий отбывания наказания, не связанного с лишением свободы.

В отношении беременных женщин, а также лиц, страдающих тяжелым заболеванием, административный надзор устанавливается на общих основаниях, поскольку указанные обстоятельства не предусмотрены законом в качестве исключающих применение данной меры. Однако они могут быть учтены судом при установлении конкретных административных ограничений (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре»).

КАС устанавливает требования по скорейшему изготовлению в мотивированном виде решения суда (в день его принятия). Копия решения суда должна быть незамедлительно вручена (направлена) лицам, участвующим в деле. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке лицами, участвующими в деле.

Статья 273. Решение суда по административному делу об административном надзоре

1. Решение суда по административному делу об административном надзоре принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

2. Содержание решения суда по административному делу об административном надзоре должно соответствовать требованиям, установленным статьей 180 настоящего Кодекса и частью 3 настоящей статьи.

3. В резолютивной части решения суда по административному делу об административном надзоре должны также содержаться следующие сведения:
1) по административному делу об установлении или о продлении административного надзора — срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом;
2) по административному делу о дополнении административных ограничений — конкретные дополнительные административные ограничения, установленные судом;
3) по административному делу о частичной отмене административных ограничений — конкретные административные ограничения, отмененные судом.

4. По административным делам об административном надзоре мотивированное решение должно быть изготовлено в день принятия решения.

5. Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку.

Комментарий к статье 273 КАС РФ

Комментируемая статья закрепляет содержание решения суда по административному делу об административном надзоре.

Исходя из смысла комментируемой статьи суд принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении административного искового заявления, связанного с административным надзором.

При принятии решения суда по данной категории дел применяются общие требования к порядку принятия, форме и содержанию решения суда по административному делу.

Мотивированное решение по административному делу об административном надзоре должно быть изготовлено в день его принятия.

В комментируемой статье закреплены специальные требования к резолютивной части решения суда по административному делу об административном надзоре, в которой должны содержаться следующие сведения:

— по административному делу об установлении или о продлении административного надзора — срок административного надзора, конкретные административные ограничения, которые установлены судом;

— по административному делу о дополнении административных ограничений — конкретные дополнительные административные ограничения, которые установлены судом;

— по административному делу о частичной отмене административных ограничений — конкретные административные ограничения, отмененные судом.

Необходимо отметить, что согласно положениям ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора .

Это интересно:  Статья 11 закона № 35-ФЗ. Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике

До введения в действие настоящего Кодекса требования к решению суда по делу об административном надзоре устанавливались утратившей силу ст. 261.8 ГПК РФ, по которой сложилась судебная практика, которая может быть учтена при применении комментируемой статьи.

Часть 1 ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Суд вправе установить иные не указанные в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел административные ограничения.

При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ).

Выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Например, если лицо осуждалось за совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения или в период отбывания наказания подвергалось взысканиям за употребление алкогольных напитков в исправительном учреждении, целесообразно рассмотреть вопрос о применении административных ограничений, запрещающих его пребывание в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.

В том случае, если лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неотбытое наказание, не связанное с лишением свободы, суду при выборе административных ограничений следует учитывать ограничения, назначенные данному лицу в связи с исполнением такого наказания в целях предотвращения возможности нарушения порядка и условий отбывания наказания, не связанного с лишением свободы.

В отношении беременных женщин, а также лиц, страдающих тяжелым заболеванием, административный надзор устанавливается на общих основаниях, поскольку указанные обстоятельства не предусмотрены законом в качестве исключающих применение данной меры. Однако они могут быть учтены судом при установлении конкретных административных ограничений (п. 22).

В соответствии с ч. 3 ст. 261.8 ГПК РФ в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах либо до момента погашения судимости), исчисляемый соответственно со дня постановки поднадзорного лица на учет в органах внутренних дел либо со дня вступления решения суда об установлении или продлении административного надзора в законную силу.

При этом необходимо иметь в виду, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Вместе с тем в случаях, когда на момент рассмотрения дела об административном надзоре срок, оставшийся до погашения судимости указанных лиц, составляет менее одного года, административный надзор может устанавливаться на срок, оставшийся до погашения судимости.

За совершеннолетним лицом, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается на срок, определенный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона) (п. 23).

В силу ч. ч. 1 и 2 ст. 3, п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ срок административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, если такое лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а равно за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, исчисляется со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Срок административного надзора за совершеннолетним лицом, освобожденным из мест лишения свободы, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при условии, что это лицо совершило в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, исчисляется со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора (ч. 1 ст. 3 и п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона).

На основании ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ при назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы. На такой порядок исчисления срока административного надзора в отношении данной категории лиц также должно быть указано в решении суда (п. 24).

Согласно положениям ст. 245, ч. ч. 1 и 3 ст. 246 ГПК РФ при установлении срока административного надзора за лицами, которые указаны в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ, суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел, и вправе определить срок в пределах, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона.

При обсуждении вопроса об установлении срока административного надзора за названными лицами суду надлежит учитывать их характеристику по месту отбывания наказания, поведение в быту, а также характер и степень общественной опасности совершенного преступления и иные значимые для дела обстоятельства, что должно быть отражено в мотивировочной части решения (п. 25) .

Другой комментарий к статье 273 КАС РФ

1. В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

2. Причем установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным (ч. ч. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

3. Указываемый в решении суда об установлении или о продлении административного надзора срок административного надзора не может выходить за рамки, установленные ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

4. Согласно данной норме в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и (или) преступления при рецидиве преступлений, суд вправе установить административный надзор на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

5. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, суд может установить административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

6. В отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, административный надзор устанавливается на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

7. В связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, суд вправе продлить административный надзор на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

8. Течение срока административного надзора приостанавливается в случае:
1) объявления поднадзорного лица в розыск;
2) признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;
3) заключения поднадзорного лица под стражу.

9. После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается.

10. О требованиях к оформлению копии решения суда см. комментарий к ст. 123 КАС РФ.

Статья написана по материалам сайтов: kodasrf.ru, www.zakonrf.info, novainfo.ru, be5.biz, newkasrf.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector