+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 29.2 КоАП РФ. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом

Текущая редакция ст. 29.2 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 166-ФЗ.

1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

2. Наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по находящемуся в его производстве делу об административном правонарушении, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.

(Часть дополнительно включена с 14 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 166-ФЗ)

Содержание

Комментарий к статье 29.2 КоАП РФ

1. Положения, приведенные в настоящей статье, с необходимостью вытекают из закрепленных в ст. 24.1 Кодекса задач производства по делам об административных правонарушениях, в частности из задачи всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела.

2. Положение, указанное в п. 1 комментируемой статьи, не знает исключений и не требует выяснения, заинтересован ли родственник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или другие упомянутые в статье лица в разрешении дела или нет.

Наличие родственных связей с перечисленными в статье лицами исключает возможность судьи, члена коллегиального органа или должностного лица участвовать в рассмотрении и разрешении дела. Степень родства при применении данной нормы значения не имеет. Поскольку нет никакой оговорки, имеются в виду как близкие, так и другие родственники. При наличии обстоятельств, указанных в настоящей статье, судья, член коллегиального органа, должностное лицо должны в соответствии с требованиями ст. 29.3 заявить самоотвод.

Если этого не сделано, указанным лицам, уполномоченным разрешать дело, отвод могут заявить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор.

3. В п. 2 статьи подчеркивается, что основанием, исключающим возможность участия в разрешении дела, является личная заинтересованность в разрешении дела, а не заинтересованность других лиц. Однако при этом подчеркивается, что имеется в виду как прямая, так и косвенная заинтересованность. Следовательно, предполагается желание или возможность судьи, члена коллегиального органа, должностного лица получить в связи с разрешением дела ту или иную выгоду как для себя, так и для других лиц (см. также комментарий к ст. 29.3).

Под разрешением дела, в котором может проявляться заинтересованность указанных лиц, понимается любой исход, как положительный, так и отрицательный, как признание лица, привлеченного к ответственности, виновным, так и прекращение дела и признание его невиновным.

Консультации и комментарии юристов по ст 29.2 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 29.2 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом

СТ 29.2 КоАП РФ

1. Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;

2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

2. Наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по находящемуся в его производстве делу об административном правонарушении, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.

Комментарий к Ст. 29.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В целях обеспечения объективности и беспристрастности лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, и исходя из публичного характера исполняемых этими лицами обязанностей, несовместимого с наличием у них личной заинтересованности в исходе дела, федеральный законодатель установил в комментируемой статье перечень обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом.

Анализируемой статьей установлены два основания, при наличии которых судья, член коллегиального органа, должностное лицо не имеют законного права рассматривать дело об административном правонарушении.

2. В соответствии со ст. 14 СК РФ близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации» близкое родство или свойство устанавливается с родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей.

Это интересно:  Статья 24.5 КоАП РФ. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Данное основание является безусловным и не требует выполнения каких-либо дополнительных условий. В случае выявления родственных связей судья, член коллегиального органа или должностное лицо должны заявить самоотвод в порядке ст. 29.3 КоАП РФ.

3. Кодекс не раскрывает понятия личной заинтересованности. Личная заинтересованность по смыслу закона влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное рассмотрение дела об административном правонарушении.

Так, п. п. 1 и 2 ст. 9 Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г., декларируется, что объективность и беспристрастность судьи рассматриваются в качестве обязательных условий надлежащего осуществления правосудия, и предполагают, что при исполнении своих профессиональных обязанностей в целях объективного рассмотрения дела судья должен быть свободен от каких-либо предпочтений, предубеждений или предвзятости и должен стремиться к исключению каких-либо сомнений в его беспристрастности.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми и иными обязательствами.

Понятие личной (корыстной и иной) заинтересованности также дано в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Личная заинтересованность может быть прямой (лицо преследует недолжную выгоду для себя) и косвенной (для других лиц).

4. Необходимо учитывать, что федеральный законодатель непосредственно не включил в соответствующий перечень (ст. 29.2 КоАП РФ) факт предыдущего участия судьи, члена коллегиального органа, должностного лица в рассмотрении того же дела. Данное законоположение носит универсальный для производства по делам об административных правонарушениях характер и поэтому подлежит применению в том числе при рассмотрении судьей жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Этим, однако, не исключается право федерального законодателя конкретизировать предусмотренный ст. 29.2 КоАП РФ перечень обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 N 486-О «По жалобе гражданина Мухаметдинова Альфреда Мирзануровича на нарушение его конституционных прав статьей 29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Конституционный Суд РФ также отметил, что при рассмотрении жалобы на судебное решение, вынесенное по результатам рассмотрения судьей жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, тот факт, что этот судья ранее уже участвовал в производстве по данному делу (в том числе высказывал свое мнение по вопросам, имеющим существенное значение для его разрешения и находящимся в прямой связи с подлежащими отражению в итоговом решении выводами суда), сам по себе не является достаточным основанием для отмены такого судебного решения — наличие обстоятельств, вызывающих сомнения в объективности и беспристрастности судьи, должно устанавливаться компетентным судом в каждом конкретном случае индивидуально исходя из всестороннего и полного рассмотрения доводов лица, обратившегося с жалобой, а также обстоятельств конкретного дела и в предусмотренных законом процедурах.

5. Часть 2 комментируемой статьи говорит о том, что наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по находящемуся в его производстве делу об административном правонарушении, не может являться безусловным основанием для отвода судьи.

Между тем факт обращения может учитываться в каждом конкретном случае и может быть основанием для отмены принятого решения. Порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях утвержден Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11.12.2013 N 241.

Статья 29.2 КоАП РФ. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом

Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;

2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

Федеральном законе Российской Федерации от 2 октября 2007 года

№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Статья 18. Восстановление пропущенных сроков в исполнительном производстве

1. Пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен при условии, что одновременно с жалобой подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока и должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, признает причины пропуска срока уважительными, а срок подачи ходатайства о восстановлении срока разумным.

2. Восстановление пропущенного срока отдельным постановлением должностного лица службы судебных приставов не оформляется и выражается в принятии к рассмотрению по существу соответствующей жалобы.

3. Отказ в восстановлении пропущенного срока оформляется постановлением должностного лица службы судебных приставов, рассмотревшего ходатайство. Копия указанного постановления направляется лицу, обратившемуся с ходатайством, не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления.

4. Постановление об отказе в восстановлении пропущенного срока может быть обжаловано.

5. Восстановление пропущенных сроков для обращения в суд производится судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Задача 2.

Сотрудник полиции Пирожков приказом начальника ГУ МВД России по Новосибирской области был уволен из органов внутренних дел за совершение правонарушений, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным и нравственным качествам сотрудника полиции.

Пирожков обратился в суд с заявлением о признании своего увольнения незаконным, так как трудовое законодательство не предусматривает подобного основания для увольнения.

Это интересно:  Статья 126 ТК РФ. Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией

Проанализируйте ситуацию с позиции действующего законодательства. О каких правоотношениях идет речь в данном казусе?

Задача 3.

В соответствии с законом Самарской области «О чрезвычайных мерах по борьбе с экстремистской деятельностью» лица, подозреваемые в причастности к деятельности экстремистских группировок, могли быть подвергнуты задержанию в административном порядке сроком до 30 суток.

Прокурор области обратился в суд с заявлением, в котором просил признать данный закон недействующим, поскольку он противоречит требованиям ст. 27.5 КоАП РФ.

Суд заявление прокурора удовлетворил, указав в своем решении, что предметом регулирования данного закона являются не административно-правовые отношения, уголовно-процессуальные.

Дайте юридический анализ дела. Какова юридическая природа правоотношений, составивших предмет регулирования оспоренного закона?

Задача 4.

Глава администрации г. Барнаула издал постановление «О мерах по охране санитарного состояния городской территории», в котором определил обязанности организаций, должностных лиц и граждан по поддержанию чистоты во дворах домов и на прилегающих территориях. В этом же акте было указано, что несоблюдение чистоты и порядка в городе влечёт административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц в соответствии с краевым законом «Об административных правонарушениях».

Какого рода правовые нормы содержатся в этом постановлении?

Какие правовые нормы могут содержаться в соответствующих статьях закона субъекта РФ об административных правонарушениях?

Методические рекомендации по проведению самостоятельной работы при подготовке к практическому занятию по теме 3

При подготовке к практическому занятию необходимо получить планы семинарских и практических занятий в учебно-методическом кабинете кафедры.

Открыв практическое занятие к теме № 3 курсанту необходимо:

При решениизадачи №1 следует разобрать структуру предложенных административно-правовых норм. При этом необходимо, во-первых, определить является ли представленная норма по выполняемым функциям охранительной или регулятивной. От этого зависит структура административно-правовой нормы (в регулятивной присутствует гипотеза и диспозиция, а в охранительной – диспозиция и санкция), во-вторых назвать вид представленных структурных элементов.

В задачах 2 — 5 представлены ситуации, которые необходимо разрешить с помощью применения действующего законодательства, используя «Сборник нормативных актов по административно-процессуальному праву ».

Тема 4

Статья 29.2. КоАП РФ. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом

1. Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

  • является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
  • лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

2. Наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по находящемуся в его производстве делу об административном правонарушении, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.

Комментарии к ст. 29.2 КОАП РФ

1. Положения, приведенные в настоящей статье, с необходимостью вытекают из закрепленных в ст. 24.1 Кодекса задач производства по делам об административных правонарушениях, в частности из задачи всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела.

2. Положение, указанное в п. 1 комментируемой статьи, не знает исключений и не требует выяснения, заинтересован ли родственник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или другие упомянутые в статье лица в разрешении дела или нет.

Наличие родственных связей с перечисленными в статье лицами исключает возможность судьи, члена коллегиального органа или должностного лица участвовать в рассмотрении и разрешении дела. Степень родства при применении данной нормы значения не имеет. Поскольку нет никакой оговорки, имеются в виду как близкие, так и другие родственники. При наличии обстоятельств, указанных в настоящей статье, судья, член коллегиального органа, должностное лицо должны в соответствии с требованиями ст. 29.3 заявить самоотвод.

Если этого не сделано, указанным лицам, уполномоченным разрешать дело, отвод могут заявить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор.

3. В п. 2 статьи подчеркивается, что основанием, исключающим возможность участия в разрешении дела, является личная заинтересованность в разрешении дела, а не заинтересованность других лиц. Однако при этом подчеркивается, что имеется в виду как прямая, так и косвенная заинтересованность. Следовательно, предполагается желание или возможность судьи, члена коллегиального органа, должностного лица получить в связи с разрешением дела ту или иную выгоду как для себя, так и для других лиц (см. также комментарий к ст. 29.3).

Под разрешением дела, в котором может проявляться заинтересованность указанных лиц, понимается любой исход, как положительный, так и отрицательный, как признание лица, привлеченного к ответственности, виновным, так и прекращение дела и признание его невиновным.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того что бы понять, как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию в течении 10 минут.

Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом

Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом

Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;

Это интересно:  Статья 11.1 закона о защите конкуренции № 135-ФЗ

2) лично, прямо или косвенно, заинтересовано в разрешении дела.

Похожие главы из других книг

Статья 24. 5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Статья 24. 5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих

Статья 25. 12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении

Статья 25. 12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении 1. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они

Статья 28. 8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении

Статья 28. 8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении 1. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному

Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих

Статья 25.12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении

Статья 25.12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении 1. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они

Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении

Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении 1. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному

Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом

Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об

Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении 1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело

Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении 1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об

СТАТЬЯ 25.12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении

СТАТЬЯ 25.12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении 1. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они

СТАТЬЯ 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

СТАТЬЯ 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении 1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к

Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении 1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих

Статья 25.12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении

Статья 25.12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении 1. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они

Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении

Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении 1. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному

Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом

Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об

Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении

Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении 1. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному

Статья написана по материалам сайтов: okoaprf.ru, www.kodap.ru, studopedia.net, consultant-mos.ru, law.wikireading.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector