+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 29.2 закона № 35-ФЗ. Государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике

Автор книги: Светлана Матиящук
Жанр: Юриспруденция и право, Наука и Образование

Текущая страница: 15 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Статья 29.1. Федеральный государственный энергетический надзор

1. Под федеральным государственным энергетическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики.

2. Федеральный государственный энергетический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного энергетического надзора, организацией и проведением проверок субъектов электроэнергетики, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Задачей федерального государственного энергетического надзора является обеспечение соблюдения субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, а также иных требований, установленных законодательством об электроэнергетике Российской Федерации.

Установление порядка осуществления федерального государственного надзора за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики входит в сферу компетенции федеральных органов государственной власти. Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, а также иных объектов электроэнергетики осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)[26] 26
Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» // CЗ РФ. – 2004. – № 32. – Ст. 3348.

[Закрыть] . С 2010 г. Ростехнадзор передан из ведения Минприроды России под непосредственное руководство Правительства РФ. При этом Служба наделена функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технологического и атомного надзора.

Проведение федерального государственного энергетического надзора в отношении субъектов электроэнергетики подчиняется общим требованиям Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Особенности и содержание надзорной деятельности в сфере электроэнергетики определены постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Ростехнадзор при осуществлении полномочий в своей работе взаимодействует с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, а также с таким участником оптового рынка, как ОАО «СО ЕЭС» (Системный оператор). К основным направлениям взаимодействия Системного оператора с Ростехнадзором можно отнести следующие:

оперативное предоставление информации об авариях на оптовом рынке электрической энергии, а также в изолированных энергосистемах;

участие специалистов Системного оператора в проверках субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии, осуществляемых в рамках государственного энергетического надзора;

организация и проведение расследований причин аварий в электроэнергетике;

подготовка проектов нормативных правовых актов и других документов, устанавливающих требования по обеспечению надежного электроснабжения потребителей и качества электрической энергии;

осмотр вновь вводимых в эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергоустановок промышленных потребителей электроэнергии.

Статья 29.2. Государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике

1. Государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике, организацией и проведением проверок субъектов электроэнергетики, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», которые применяются к проверкам, проводимым в отношении субъектов электроэнергетики, не являющихся субъектами естественных монополий.

3. Предметом проверки является соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, экономической обоснованности расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям и правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизованных тарифных ставок, определяющих ее величину, за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации в электроэнергетике.

Одним из важнейших элементов системы государственного регулирования является осуществление контрольных и надзорных функций. Под государственным контролем (надзором) законодателем понимается проведение проверки выполнения организациями при осуществлении их деятельности обязательных требований по государственному регулированию цен, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (ст. 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»). Государственный надзор устанавливается за определением достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, экономической обоснованности расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям и правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизованных тарифных ставок, определяющих ее величину, за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации в электроэнергетике.

Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлены основания и порядок проведения плановых и внеплановых проверок, которые могут быть как документарными, так и выездными.

Основанием для проведения плановых проверок является ежегодный план проверок, составляемый каждым органом контроля (надзора) и опубликованный на официальном его сайте в сети «Интернет» либо иным доступным способом. Поводом к включению субъекта предпринимательской деятельности в план проверок является истечение 3-летнего срока с момента его государственной регистрации, с окончания проведения последней плановой проверки, с начала осуществления деятельности, начатой в уведомительном порядке.

По общему правилу срок проведения каждой из них (как плановой, так и внеплановой) не может превышать 20 рабочих дней. Кроме того, установлена максимальная продолжительность всех плановых выездных проверок в отношении одного:

микропредприятия – до 15 часов в год;

малого предприятия – до 50 часов в год.

Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлена единая периодичность плановых проверок – не чаще чем один раз в три года. Вместе с тем, учитывая социальную значимость в отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлены постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении Перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

Таким образом, по общему правилу плановые поверки субъектов предпринимательства могут проводиться только в случае, если они включены в План проведения проверок, и не чаще одного раза в три года, а внеплановую проверку субъектов малого и среднего предпринимательства контролирующие органы обязаны согласовать с органами прокуратуры, обосновав необходимость ее проведения.

Учитывая социальную значимость, комментируемая статья устанавливает еще одно изъятие из общего правила. Так, плановые проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут проводиться два и более раза в три года.

Периодичность проведения плановых проверок в части соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности устанавливается Правительством РФ.

В случае выявления нарушений контролирующий орган обязан:

1) выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Кроме того, в определенных законом случаях деятельность субъекта предпринимательства может быть временно приостановлена до устранения нарушений.

В свою очередь, юридические лица обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме. В журнале учета проверок должностными лицами контролирующего органа осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая:

сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля;

сведения о датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях;

фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

В то же время Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» наделяет предпринимателей правом требовать у представителя проверяющего органа разъяснения по предмету проверки, а также регламент проведения проверки.

Более того, юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

При этом юридическое лицо обязано приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора).

А результаты проверки могут быть оспорены и в случае допущения контролирующим органом грубых нарушений, перечень которых установлен п. 2 ст. 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Вред, причиненный юридическим лицам, вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

Глава 6
Оптовый рынок

Статья 30. Правовые основы функционирования оптового рынка

1. Правовые основы функционирования оптового рынка устанавливаются настоящим Федеральным законом, а также правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных правилами оптового рынка.

Правилами оптового рынка регулируются отношения, связанные с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, в части, в которой это предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Режим экспорта и импорта электрической энергии устанавливается в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, на оптовом рынке регулируются отношения, связанные с оборотом особого товара – мощности, иных необходимых для организации эффективной торговли электрической энергией товаров и услуг, в краткосрочной и долгосрочной перспективе. При этом могут использоваться контракты, которые стандартизированы по форме и условиям исполнения и передача прав по которым осуществляется путем передачи самих контрактов.

2. Основными принципами организации оптового рынка являются:

свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих установленные Правительством Российской Федерации правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 настоящего Федерального закона;

Это интересно:  Статья 4.5 КоАП РФ. Давность привлечения к административной ответственности

свободное взаимодействие субъектов оптового рынка, действующих по правилам оптового рынка, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

свобода выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи электрической энергии посредством формирования рыночных цен и отбора ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору минимальных цен на электрическую энергию, складывающихся в отдельных ценовых зонах оптового рынка, в соответствии с правилами оптового рынка или посредством заключения двухсторонних договоров купли-продажи электрической энергии;

учет особенностей участия в оптовом рынке отдельных субъектов, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности и (или) производящих электрическую энергию на тепловых, атомных или гидравлических электростанциях;

взаимодействие субъектов оптового рынка на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины;

обязательность приобретения мощности субъектами оптового рынка в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации;

отсутствие дискриминации в правилах оптового рынка в отношении субъектов оптового рынка, владеющих существующими или новыми объектами электроэнергетики.

Основными актами, регулирующими отношения, связанные с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, являются комментируемый Закон, а также Правила оптового рынка, утвержденные постановлением Правительства РФ.

Как уже отмечалось, необходимо учитывать и еще одну особенность ЕЭС России, которая заключается в том, что параллельно работающие объединенные энергосистемы нашей страны тесно связаны с энергосистемами бывшего СССР в других странах: в Беларуси, Украине, Казахстане, Прибалтике, Закавказье, Китае и т. п. В связи с этим на оптовом рынке осуществляются экспортно-импортные операции по купле-продаже электроэнергии по нескольким стратегическим направлениям: Скандинавия (Финляндия/ Nord pool); Страны Балтии (Литва, Латвия); Украина; Казахстан; Грузия; Азербайджан; Беларусь; Китай и др.

В комментируемой статье Закона закрепляются основные принципы организации оптового рынка. Как известно, принцип является центральным понятием, руководящей идеей, основанием системы; он обобщает и распространяет какое-либо положение на соответствующие общественные отношения.

Комментируемый Закон является базовым законом, регулирующим отношения по электроснабжению на оптовом рынке электрической энергии. Его нормы исходны для всех иных законов и других нормативных актов. Поэтому принципы, закрепленные в данном Законе, выражают не просто его содержание, раскрывают его смысл; они образуют исходные начала в области регламентирования отношений на оптовом рынке электрической энергии, учитываются законодателем при принятии новых, отмене или изменении действующих нормативных правовых актов об электроэнергетике. Государственная политика направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации оптового рынка. И, как следствие, все федеральные органы, органы государственной власти субъектов РФ, а также участники оптового рынка обязаны проводить в жизнь эти принципы.

Комментируемая статья указывает, что организация оптового рынка основывается на принципах:

свободного недискриминационного доступа к участию в оптовом рынке всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих установленные Правительством РФ правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным Законом об электроэнергетике. Этот принцип означает обеспечение всем продавцам и покупателям оптового рынка равного доступа к участию в оптовом рынке, в том числе и к услугам по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению и услугам администратора торговой системы оптового рынка;

свободного взаимодействия субъектов оптового рынка, действующих по правилам оптового рынка, утверждаемым Правительством РФ. Сущность этой свободы заключается в том, что закон предоставляет покупателю оптового рынка право выбора поставщика электрической энергии. Необходимо учитывать, что до проведения преобразований на российском рынке электрической энергии, когда электроэнергетика считалась всецело естественной монополией, потребители не имели подобного права;

свободы выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи электрической энергии посредством формирования рыночных цен и отбора ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору минимальных цен на электрическую энергию, складывающихся в отдельных ценовых зонах оптового рынка, в соответствии с правилами оптового рынка или посредством заключения двухсторонних договоров купли-продажи электрической энергии. Этот принцип означает, что контрагенты вправе заключить любой из договоров, предусмотренный Правилами оптового рынка;

учета особенностей участия в оптовом рынке отдельных субъектов, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности и (или) производящих электрическую энергию на тепловых, атомных или гидравлических электростанциях. Учитывая требования законодательства о естественных монополиях и законодательства в области использования атомной энергии, комментируемым Законом налагаются дополнительные обязанности на поставщиков и потребителей электрической энергии на оптовом рынке. Так, например, владельцы ряда генерирующих мощностей обязаны оказывать услуги по обеспечению системной надежности;

взаимодействия субъектов оптового рынка на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины. Этот принцип означает требование соблюдения и уважения договорных условий сторонами, т. е. надлежащего исполнения договорных обязательств;

обязательности приобретения мощности субъектами оптового рынка в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Необходимо учитывать, что основной задачей рынка мощности является обеспечение наличия в Единой энергетической системе страны такого количества действующих генерирующих мощностей, которое достаточно для покрытия спроса на электрическую энергию в любое время с соответствующими параметрами надежности и качества (включая резервы генерирующих мощностей);

отсутствия дискриминации в правилах оптового рынка в отношении субъектов оптового рынка, владеющих существующими или новыми объектами электроэнергетики. Этот принцип требует обеспечения всем субъектам оптового рынка равного доступа к участию в оптовом рынке.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Контрольно-надзорная деятельность

Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми ценами (тарифами) на товары (услуги)

1. Федеральные законы

Наименование и реквизиты акта

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю

В полном объеме

В полном объеме

В полном объеме

В полном объеме

В полном объеме

В полном объеме

юридические лица и индивидуальные предприниматели

Статьи 24.8; 24.11; 24.12

юридические лица и индивидуальные предприниматели

юридические лица и индивидуальные предприниматели

2. Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

Наименование документа (обозначение)

Сведения об утверждении

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю

Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов)

юридические, должностные и физические лица

В полном объеме

Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования»

В полном объеме

Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения

организации, оказывающие услуги водоснабжения и водоотведения

В полном объеме

Стандарты раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами

организации, оказывающие услуги утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов

В полном объеме

Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии

В полном объеме

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

юридические лица и индивидуальные предприниматели

В полном объеме

3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

Наименование документа (обозначение)

Сведения об утверждении

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю

Порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых цен (тарифов) на территории Тульской области

юридические, должностные и физические лица

В полном объеме

Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности на территории Тульской области

1. Федеральные законы

Наименование и реквизиты акта

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю

Постановление Правительства Ивановской области от 23.05.2012 N 169-п

«Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике на территории Ивановской области и Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий на территории Ивановской области»

Документ по состоянию на февраль 2014 г.

В целях реализации федеральных законов от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях», от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительство Ивановской области постановляет:

Порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике на территории Ивановской области (приложение 1);

Порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий на территории Ивановской области (приложение 2).

Губернатор Ивановской области
М.А.МЕНЬ

Приложение 1
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 23.05.2012 N 169-п

1. Настоящий Порядок определяет основы организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике на территории Ивановской области (далее — региональный государственный контроль).

2. Региональный государственный контроль осуществляется исполнительным органом государственной власти Ивановской власти, уполномоченным Правительством Ивановской области на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в электроэнергетике (далее — уполномоченный орган).

3. Региональный государственный контроль осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Федеральный закон «Об электроэнергетике»), от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Федеральный закон «О естественных монополиях»), от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), а также в соответствии с административным регламентом осуществления регионального государственного контроля (надзора) или проведения проверок, разработка и принятие которого осуществляются уполномоченным органом в порядке, установленном постановлением Правительства Ивановской области от 15.10.2008 N 269-п «Об административных регламентах осуществления регионального государственного контроля (надзора) или проведения проверок и административных регламентах предоставления государственных услуг».

4. Региональный государственный контроль осуществляется посредством:

1) организации и проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее — субъекты электроэнергетики) в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных Федеральным законом «Об электроэнергетике», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики (далее — обязательные требования);

2) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований;

3) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении субъектами электроэнергетики своей деятельности.

5. Предметом проверки является соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, экономической обоснованности расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям и правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации в электроэнергетике.

6. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного контроля (надзора), организацией и проведением проверок субъектов электроэнергетики, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом «О естественных монополиях», которые применяются к проверкам, проводимым в отношении субъектов электроэнергетики, не являющихся субъектами естественных монополий.

Это интересно:  Статья 394 ГК РФ. Убытки и неустойка

7. К мероприятиям по региональному государственному контролю в части, не противоречащей Федеральному закону от 18.07.2011 N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», применяются положения постановлений Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии», от 26.02.2004 N 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», от 31.08.2006 N 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», от 01.12.2009 N 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики», от 09.02.2009 N 98 «Об утверждении Правил осуществления контроля за применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы».

8. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

9. Плановые проверки субъектов электроэнергетики проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489.

10. О проведении плановой проверки издается распоряжение (приказ) руководителя уполномоченного органа или его заместителя о начале проведения плановой проверки в соответствии с типовой формой распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой проверки, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141.

11. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

государственной регистрации юридического лица, являющегося субъектом электроэнергетики;

окончания проведения последней плановой проверки субъекта электроэнергетики.

12. Основаниями для проведения внеплановых проверок являются:

1) истечение срока исполнения субъектом электроэнергетики выданного уполномоченным органом предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного контроля (надзора)), органов местного самоуправления, из средств массовой информации:

о фактах, предусмотренных подпунктами «а» — «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

о нарушении субъектом электроэнергетики обязательных требований;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

13. Внеплановые выездные проверки субъектов электроэнергетики по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проводятся после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких субъектов электроэнергетики.

14. По результатам проверки должностным лицом (лицами) уполномоченного органа составляется акт проверки по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141, в двух экземплярах.

Требования к порядку оформления акта проверки, перечню документов, прилагаемых к акту проверки, и сведениям, указываемым в акте проверки, а также меры, принимаемые должностными лицами уполномоченного органа в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, устанавливаются в соответствии со статьями 16 и 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

15. Должностные лица уполномоченного органа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязаны:

1) выдать предписания субъектам электроэнергетики об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

16. Должностные лица уполномоченного органа несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению регионального государственного контроля.

17. Действия должностных лиц уполномоченного органа при осуществлении регионального государственного контроля могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приложение 2
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 23.05.2012 N 169-п

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Настоящий Порядок определяет основы организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий на территории Ивановской области (далее — региональный государственный контроль).

2. Региональный государственный контроль осуществляется исполнительным органом государственной власти Ивановской власти, уполномоченным Правительством Ивановской области на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий (далее — уполномоченный орган).

3. Региональный государственный контроль осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Федеральный закон «О естественных монополиях»), от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий», а также в соответствии с административным регламентом осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий на территории Ивановской области или проведения проверок, разработка и принятие которого осуществляются уполномоченным органом в порядке, установленном постановлением Правительства Ивановской области от 15.10.2008 N 269-п «Об административных регламентах осуществления регионального государственного контроля (надзора) или проведения проверок и административных регламентах предоставления государственных услуг».

4. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного контроля, организацией и проведением проверок субъектов естественных монополий, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных законодательством Российской Федерации в отношении антимонопольного контроля, а также особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом «О естественных монополиях».

5. Уполномоченный орган осуществляет региональный государственный контроль за:

1) установлением и (или) применением цен (тарифов) в следующих сферах деятельности субъектов естественных монополий:

а) железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении;

б) услуги по передаче электрической энергии;

в) услуги по передаче тепловой энергии;

2) соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий в пределах полномочий уполномоченного органа по вопросам государственного регулирования тарифов.

6. Предметом проверки является соблюдение субъектом естественной монополии в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных Федеральным законом «О естественных монополиях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, в том числе требований к установлению и (или) применению цен (тарифов) в регулируемых сферах деятельности в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.

7. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

8. Плановые проверки субъектов естественной монополии проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489.

9. О проведении плановой проверки издается распоряжение (приказ) руководителя уполномоченного органа или его заместителя о начале проведения плановой проверки в соответствии с типовой формой распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой проверки, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141.

10. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

государственной регистрации юридического лица, являющегося субъектом естественной монополии;

окончания проведения последней плановой проверки субъекта естественной монополии.

11. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

истечение срока исполнения субъектом естественной монополии выданного органом государственного контроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий;

поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного контроля (надзора)), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении субъектом естественной монополии установленных требований законодательства Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

12. Внеплановые выездные проверки субъектов естественных монополий по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проводятся после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких субъектов естественных монополий.

13. По результатам проверки должностным лицом (лицами) уполномоченного органа составляется акт проверки по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141, в двух экземплярах.

Требования к порядку оформления акта проверки, перечню документов, прилагаемых к акту проверки, и сведениям, указываемым в акте проверки, а также меры, принимаемые должностными лицами уполномоченного органа в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, устанавливаются в соответствии со статьями 16 и 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

14. Должностные лица уполномоченного органа несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению регионального государственного контроля.

15. Действия должностных лиц уполномоченного органа при осуществлении регионального государственного контроля могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (постатейный) (С. В. Матиящук, 2012)

Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», который впервые в истории российского права сформировал отрасль законодательства в сфере электроснабжения. В комментарии приводятся пояснения положений и норм Закона в его актуальной редакции, с учетом новейших изменений и действующих подзаконных актов; рассматриваются примеры из практики его правоприменения. Подробно анализируется система договорных отношений на оптовом и розничном рынках электроэнергии, а также правовая модель рынка мощности. Особое место отведено становлению рынка когенерации в нашей стране, раскрываются его важнейшие особенности. Книга предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, практикующих юристов, а также всех читателей, интересующихся проблемами правового регулирования договорных отношений на рынках электрической энергии.

Оглавление

  • Предисловие
  • Комментарий к Федеральному закону. от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ. «Об электроэнергетике»
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Основы организации электроэнергетики
  • Глава 3. Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть
  • Глава 4. Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (постатейный) (С. В. Матиящук, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Основы организации электроэнергетики

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики

1. Нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Это интересно:  Статья 11.1 закона о защите конкуренции № 135-ФЗ

Законодательство об электроэнергетике, согласно ст. 71 Конституции РФ, находится в ведении Российской Федерации. Основным актом, регулирующим отношения, связанные со снабжением потребителей электрической энергией, является комментируемый Закон. Отношения по поводу производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии на федеральном уровне наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными указами Президента РФ, которые не должны противоречить комментируемому Закону и иным федеральным законам. Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные обороту электрической энергии как на оптовом рынке, так и на розничных рынках электроэнергии, но только в случаях, прямо предусмотренных ст. 21 Закона об электроэнергетике. В свою очередь, уполномоченными Правительством РФ в области регулирования отношений в сфере электроэнергетики федеральными органами исполнительной власти являются:

Министерство энергетики РФ (далее – Минэнерго России), на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере электроэнергетики; [1]

Федеральная служба по тарифам (ФСТ России), которая осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары и услуги в соответствии с законодательством Российской Федераци и контроль за их применением [2] . Кроме т ого, Федеральная служба по тарифам является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике;

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) [3] , осуществляющая антимонопольное регулирование в сфере электроэнергетики, в том числе контроль на оптовом и розничном рынках, с учетом особенностей, установленных законодательством в области электроэнергетики;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) [4] , осуществляющая контроль за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике).

Статья 5. Технологическая и экономическая основы функционирования электроэнергетики

1. Технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.

2. Экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности на оптовом и розничных рынках.

3. Субъекты электроэнергетики обязаны соблюдать требования технических регламентов в сфере функционирования Единой энергетической системы России.

Функционирование электроэнергетики базируется на технологической и экономической основах. В свою очередь, технологическую основу функционирования электроэнергетики условно можно разделить на следующие уровни:

1) уровень оптового рынка электрической энергии. Технологическую основу работы оптового рынка электрической энергии составляют линии электропередачи и другие объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие его функционирование, а также параллельную работу Единой энергетической системы, которые принадлежат на праве собственности или на ином законном основании субъектам оптового рынка. Согласно ст. 7 комментируемого Закона этот комплекс объектов именуется единой национальной (общероссийской) электрической сетью. В российском законодательстве принято разделять сети на относящиеся к единой национальной (общероссийской) электрической сети и, соответственно, не относящиеся к ней. Критерии такого разделения закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. № 881 «О критериях отнесения магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети» [5] , согласно которому к электросетям на оптовом рынке относятся линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых выше 330 киловольт, а также линии электропередачи, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 киловольт, но при этом обеспечивающие соединение и параллельную работу Единой энергетической системы страны;

2) уровень розничных рынков электрической энергии. Технологическую основу розничных рынков электрической энергии составляют территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. № 881 «О критериях отнесения магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети» к электросетям на розничных рынках относятся линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых ниже 330 киловольт;

3) уровень оперативно-диспетчерского управления. Основная особенность ЕЭС России, заключающаяся в неразрывной связи отдельных ее элементов, требует единого управления процес сом работы всей системы; и, как следствие, с начала развития энергетических систем возникла необходимость централизованного управлениями ими. С этой целью были созданы диспетчерские управления. Оперативное управление в электроэнергетике называют диспетчерским, потому что оно осуществляется специализированными диспетчерскими службами. Диспетчерское управление производится централизованно и непрерывно в течение суток. В основе оперативно-диспетчерского управления ЕЭС России лежит базовый принцип, согласно которому все операции с тем или иным оборудованием проводятся только по распоряжению диспетчерского управления. Иерархическая система диспетчерского управления ЕЭС России состоит из трех ступеней: центральное диспетчерское управление (г. Москва); семь объединенных диспетчерских управлений (ОДУ); пятьдесят девять региональных диспетчерских управлений (РДУ).

Система отношений, складывающихся на первых двух вышеуказанных уровнях и связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности, образуют экономическую основу функционирования электроэнергетики.

Статья 6. Общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики

1. Общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются:

обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации;

технологическое единство электроэнергетики;

обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики;

свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами;

соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;

использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии;

обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня;

содействие посредством мер, предусмотренных федеральными законами, развитию российского энергетического машиностроения и приборостроения, электротехнической промышленности и связанных с ними сфер услуг;

обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов) (далее – регулируемый вид деятельности);

обеспечение экологической безопасности электроэнергетики;

экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения ими выработки электрической и тепловой энергии.

2. Государственная политика в сфере электроэнергетики направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом.

В комментируемой статье Закона закрепляются основные принципы организации отношений в сфере электроэнергетики. Как известно, принцип является центральным понятием, руководящей идеей, основанием системы; он обобщает и распространяет какое-либо положение на соответствующие общественные отношения.

Комментируемый Закон является базовым законом, регулирующим отношения в сфере электроэнергетики. Его нормы исходны для всех иных законов и других нормативных актов. Поэтому принципы, закрепленные в данном Законе, выражают не просто его содержание, раскрывают его смысл, – они образуют исходные начала в области регламентирования отношений на рынке электрической энергии, учитываются законодателем при принятии новых, отмене или изменении действующих нормативных правовых актов о снабжении потребителей электрической энергией.

Государственная политика направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в сфере электроэнергетики; и, как следствие, все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления обязаны проводить в жизнь эти принципы.

Комментируемая статья указывает, что организация отношений в сфере электроэнергетики основывается на следующих принципах.

Энергетическая безопасность Российской Федерации. Необходимо учитывать, что постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» ЕЭС России признана общенациональным достоянием и гарантией энергетической безопасности государства.

Технологическое единство электроэнергетики. Технологическую часть ЕЭС России составляет единая национальная (общероссийская) энергетическая сеть, включающая в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны в европейской части, Сибири и Забайкалье. В целях ее сохранения и укрепления, в том числе и обеспечения единства технологического управления, передача электроэнергии и оперативно-диспетчерское управление признаны естественно-монопольными секторами в электроэнергетике.

Обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики. Этот принцип предполагает, что системы электроснабжения, в составе которых функционируют энергопринимающие устройства потребителей, должны быть способны обеспечить им поставку электрической энергии (мощности) в соответствии с договорными обязательствами при соблюдении установленных требований к качеству энергии, а также безопасности электроснабжения.

Свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики. Одним из ключевых направлений реформы, проводимой в сфере электроэнергетики, является создание новой системы организации торговли электрической энергией на конкурентной основе. Для достижения этой цели формируется новая модель отрасли, предусматривающая отделение деятельности по передаче электроэнергии и деятельности по оперативно-диспетчерскому управлению производственными процессами, которые являются естественно-монопольными секторами в электроэнергетике, от деятельности по производству и сбыту, которые рассматриваются как конкурентные секторы.

Соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей. Важно учитывать, что деятельность по снабжению потребителей электрической энергией является естественно-монопольной, и, следовательно, топливно-энергетический комплекс России не может функционировать без активного и расширяющегося участия государства в организации и осуществлении отношений в сфере снабжения потребителей электроэнергией. Государство воздействует на эти отношения, вводит ряд ограничений как для поставщиков, так и для потребителей, но вместе с тем такие ограничения должны вводиться с соблюдением баланса экономических интересов участников этих отношений на основе доступности электроэнергии.

Недискриминационные и стабильные условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики. Этот принцип основывается на том, что в соответствии требованиями антимонопольного законодательства субъекты естественных монополий обязаны осуществлять подключения энергопотребляющих установок потребителей к системам электроснабжения, а также производить электрическую энергию и оказывать услуги по ее передаче потребителям на недискриминационных условиях.

Содействие посредством мер, предусмотренных федеральными законами, развитию российского энергетического машиностроения и приборостроения, электротехнической промышленности и связанных с ними сфер услуг. Этот принцип требует эффективного использования электроэнергии при ее производстве, транспортировке и потреблении. Приоритет должен отдаваться производству и использованию энергоэффективных технологий, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, средств измерения и контроля за расходованием электроэнергии, систем автоматизированного управления электропотреблением.

Обеспечение экономической обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов). Этот принцип требует обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической энергии.

Обеспечение экологической безопасности электроэнергетики. В нашей стране развитие эленктроэнергетики должно соответствовать возрастающим требованиям охраны окружающей среды. Для реализации государственной политики экологической безопасности в сфере электроэнергетики предусматриваются следующие мероприятия: экономическое стимулирование использования высокоэкологичных производств, экологически чистых малоотходных и безотходных технологий производства и потребления электроэнергии за счет установления жестких экологических требований к деятельности субъектов рынка электрической энергии, создания системы компенсационных выплат государству за их нарушение, введения и правовой регламентации принципов экологического страхования; ужесточение контроля за соблюдением экологических требований при реализации инвестиционных проектов, совершенствование системы государственной экологической экспертизы; создание экологически чистых энергосберегающих малоотходных и безотходных технологий, обеспечивающих рациональное производство и потребление электроэнергии, снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, а также парниковых газов, сокращение образования отходов производства и других агентов вредного воздействия и т. п.

Экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения ими выработки электрической и тепловой энергии. Этот принцип требует определения экономической обоснованности планируемых себестоимости и прибыли при расчете платы за мощность, поскольку поставщики должны в установленные сроки обеспечить готовность генерирующего оборудования (агрегатов) к выработке электроэнергии установленных количества и качества. И следовательно, плата за мощность предназначена компенсировать затраты, связанные с поддержанием генерирующего оборудования в работоспособном состоянии.

Статья написана по материалам сайтов: iknigi.net, tarif.tularegion.ru, lawru.info, kartaslov.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector