+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 30.16 КоАП РФ. Пределы и сроки рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

(Наименование в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 143-ФЗ.

1. По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

(Часть в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 143-ФЗ.

2. Судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

(Часть в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 143-ФЗ.

3. Решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

4. Повторные подача жалоб, принесение протестов по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое постановление, не допускаются.

(Часть в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 143-ФЗ.

(Статья дополнительно включена с 20 декабря 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 240-ФЗ)

Содержание

Комментарий к статье 30.16 КоАП РФ

1. Конституционный Суд РФ в Определении от 4 апреля 2006 г. N 113-О по жалобе гражданина В.А. Овчинникова указал, что пересмотр дела, по которому постановление вступило в законную силу, должен осуществляться в целях исправления судебных ошибок, а не пересмотра по существу, поэтому такая проверка не может быть осуществлена в тех же пределах, что и на предыдущих стадиях.

Конституционный Суд РФ признал необходимым законодательное урегулирование в КоАП РФ пределов и оснований проверки, полномочий судей, сроков для обжалования (опротестования) вступившего в законную силу судебного акта и порядка рассмотрения жалобы (протеста) в суде надзорной инстанции.

Эта позиция Конституционного Суда РФ в Кодексе учтена не полностью. Если ч. 1 комментируемой статьи нацеливает на ограничение проверки дела доводами жалобы, протеста и возражениями, содержащимися в отзыве на жалобу, протест, то ч. 2 допускает проверку дела в полном объеме без каких-либо ограничений.

2. Исключая возможность повторного рассмотрения дела об административном правонарушении в порядке надзора по тем же основаниям в одном и том же суде и ограничивая количество надзорных судебных инстанций (см. ст. 30.13), нормы Кодекса создают определенные препятствия для многократного необоснованного обжалования в порядке надзора судебных актов по делам об административных правонарушениях.

Статья 30.16 КоАП РФ. Пределы и сроки рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

1. По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

2. Судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

3. Решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

4. Повторные подача жалоб, принесение протестов по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое постановление, не допускаются.

Изменения — КоАП РФ

Редакция от 22.12.2014

(вступающая в силу с 24.02.2015)

Изменение части 1 статьи 3.5. || Абзац второй статьи 11.26 — изложен в новой редакции. || Изменение наименования статьи 11.29. || Часть 1 статьи 11.29 — изложена в новой редакции. || Часть 2 статьи 11.29 — изложена в новой редакции. || Дополнение статьи 11.29 частью 3. || Часть 1 статьи 27.13 — изложена в новой редакции. || Изменение части 3 статьи 31.5. || Дополнение статьи 32.2 частью 1.2.

Редакция от 22.12.2014

(вступающая в силу с 05.02.2015)

Изменение пункта 1 части 2 статьи 28.3.

Редакция от 22.12.2014

(вступающая в силу с 22.01.2015)

Изменение части 1 статьи 3.5. || Наименование статьи 7.14.1 — изложено в новой редакции. || Дополнение статьи 7.14.1 частью 3. || Изменение абзаца первого статьи 7.14.2. || Наименование статьи 23.57 — изложено в новой редакции. || Изменение части 1 статьи 23.57. || Изменение абзаца первого части 2 статьи 23.57. || Изменение пункта 1 статьи 23.57. || Изменение пункта 2 статьи 23.57. || Изменение пункта 3 статьи 23.57. || Изменение пункта 4 статьи 23.57. || Изменение пункта 72 части 2 статьи 28.3.

Редакция от 22.12.2014

Изменение части 2 статьи 1.4. || Изменение части 1 статьи 2.5. || Изменение части 2 статьи 3.9. || Изменение части 3 статьи 3.13. || Изменение части 1 статьи 4.5. || Абзац второй статьи 6.6 — изложен в новой редакции. || Статья 14.1.1 — изложена в новой редакции. || Изменение абзаца второго статьи 17.7. || Дополнение статьи 17.7 примечанием. || Абзац второй части 1 статьи 18.2 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьи 18.2 частью 1.1. || Абзац второй части 2 статьи 18.2 — изложен в новой редакции. || Абзац второй части 1 статьи 18.3 — изложен в новой редакции. || Абзац второй части 2 статьи 18.3 — изложен в новой редакции. || Абзац второй части 1 статьи 18.4 — изложен в новой редакции. || Абзац второй части 2 статьи 18.4 — изложен в новой редакции. || Статья 19.6.1 — изложена в новой редакции. || Изменение части 2 статьи 23.1. || Изменение абзаца второго части 3 статьи 23.1. || Изменение пункта 13 части 2 статьи 23.10. || Изменение части 3 статьи 23.10. || Изменение части 1 статьи 23.48. || Изменение части 1 статьи 23.74. || Изменение пункта 2 части 2 статьи 23.74. || Изменение пункта 3 части 2 статьи 23.74. || Изменение пункта 5 части 2 статьи 28.3. || Изменение пункта 1 статьи 32.9.

Редакция от 24.11.2014

(вступающая в силу с 01.01.2015)

Изменение примечания статьи 2.4. || Изменение абзаца первого части 1 статьи 3.5. || Изменение части 1 статьи 4.5. || Статья 5.27 — изложена в новой редакции. || Дополнение статьей 5.27.1. || Дополнение статьей 7.23.3. || Изменение абзаца первого статьи 8.5. || Изменение абзаца второго статьи 8.5. || Дополнение статьей 8.28.1. || Дополнение главы 8 статьей 8.46. || Дополнение статьей 14.1.3. || Дополнение статьи 14.8 частью 4. || Дополнение статьей 14.54. || Изменение абзаца первого части 1 статьи 18.10. || Дополнение статьи 18.10 частью 4. || Изменение абзаца первого части 1 статьи 18.15. || Изменение абзаца первого части 3 статьи 18.15. || Изменение абзаца первого части 5 статьи 18.15. || Изменение абзаца первого части 2 статьи 18.16. || Дополнение статьей 18.20. || Дополнение статьи 19.5 частью 23. || Дополнение статьи 19.5 частью 24. || Дополнение статьей 19.6.2. || Изменение части 1 статьи 23.1. || Изменение части 2 статьи 23.1. || Изменение части 1 статьи 23.12. || Изменение части 1 статьи 23.29. || Изменение части 1 статьи 23.67. || Изменение пункта 1 части 2 статьи 28.3. || Изменение пункта 5 части 2 статьи 28.3. || Изменение пункта 16 части 2 статьи 28.3. || Изменение пункта 32 части 2 статьи 28.3. || Изменение пункта 69 части 2 статьи 28.3. || Изменение пункта 87 части 2 статьи 28.3. || Дополнение части 3 статьи 28.3 абзацем. || Изменение части 1 статьи 28.7.

Редакция от 24.11.2014

(вступающая в силу с 06.12.2014)

Изменение абзаца первого части 1 статьи 3.5. || Изменение наименования статьи 8.33. || Дополнение статьи 13.15 частью 5. || Изменение абзаца первого статьи 19.7. || Наименование статьи 20.8 — изложено в новой редакции. || Часть 1 статьи 20.8 — изложена в новой редакции. || Изменение пункта 1 части 2 статьи 28.3.

Редакция от 24.11.2014

Изменение абзаца первого части 1 статьи 3.5. || Изменение части 1 статьи 4.5. || Изменение абзаца первого части 2 статьи 5.3. || Изменение абзаца второго статьи 5.16. || Изменение абзаца второго части 1 статьи 5.17. || Изменение абзаца второго части 2 статьи 5.17. || Абзац второй статьи 5.18 — изложен в новой редакции. || Изменение абзаца первого статьи 5.19. || Абзац второй статьи 5.19 — изложен в новой редакции. || Изменение наименования статьи 5.20. || Изменение абзаца второго статьи 5.20. || Изменение абзаца второго статьи 5.21. || Изменение абзаца второго статьи 5.50. || Дополнение статьей 5.64. || Дополнение статьей 5.65. || Дополнение статьей 5.66. || Дополнение статьей 5.67. || Дополнение статьей 5.68. || Изменение части 1 статьи 23.1. || Пункт 5 части 2 статьи 23.25 — изложен в новой редакции. || Пункт 6 части 2 статьи 23.25 — изложен в новой редакции. || Изменение пункта 1 части 5 статьи 28.3. || Изменение пункта 10 части 5 статьи 28.3.

Это интересно:  Статья 187 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение..

Редакция от 04.11.2014

Статья 20.3 — изложена в новой редакции.

Редакция от 22.10.2014

(вступающая в силу с 15.11.2014)

Кодекс РФ об Административных правонарушениях. Статья 30.14. Подача жалобы, принесение протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

Комментарий к статье 30.14

  1. Часть 1 комментируемой статьи содержит правило, согласно которому жалоба подается, протест приносится в суд, полномочный пересматривать такие жалобы, протесты.
  2. Часть 2 комментируемой статьи детально регламентирует содержание жалобы (протеста) и перечень обязательно прилагаемых документов. Применительно к жалобам на постановление и решения, не вступившие в законную силу, такой регламентации нет, и жалоба может быть подана в произвольной форме.

Статья 30.15. Принятие к рассмотрению жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

Комментарий к статье 30.15

  1. Комментируемая статья определяет правило, согласно которому о принятии к рассмотрению жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов судья должен вынести определение.
  2. Следует отметить, что включение в анализируемую статью ч. 2 было обусловлено правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в его Определениях от 12.04.2005 N 113-О, от 12.05.2005 N 145-О и от 04.04.2006 N 113-О, об обязанности суда надзорной инстанции известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего о подаче жалобы, принесении протеста и предоставить этим лицам возможность ознакомиться с жалобой, протестом и подать свои возражения на них.
  3. В том случае, если жалоба, протест поданы с нарушением установленной формы, без приложения необходимых документов, в суд, который не вправе рассматривать данную жалобу, протест, или повторно по тем же основаниям в суд, который уже рассматривал аналогичную жалобу, протест, то указанные жалоба, протест возвращаются лицу, подавшему жалобу, прокурору, принесшему протест.

Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

Комментарий к статье 30.16

  1. В комментируемой статье определены пределы и сроки рассмотрения жалобы (протеста) на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов. Процессуальные решения проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
  2. Исключая возможность повторного рассмотрения дела об административном правонарушении по тем же основаниям в одном и том же суде и ограничивая количество судебных инстанций, нормы КоАП РФ создают определенные препятствия для многократного необоснованного обжалования вступивших в законную силу судебных актов по делам об административных правонарушениях.

Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

Комментарий к статье 30.17

  1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов принимается в форме постановления.
  2. Виды рассматриваемых решений практически аналогичны видам решений, принимаемых по жалобам на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу.

Это либо оставление ранее принятых решений без изменения, а жалобы, протеста – без удовлетворения, либо изменение ранее принятых решений, если нарушения могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены эти решения, либо отмена ранее принятых решений. Отмена решений возможна как с прекращением производства по делу при наличии обстоятельств, указанных в КоАП РФ, так и с возвращением дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Статья 30.18. Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

Комментарий к статье 30.18

Комментируемая статья содержит перечень необходимой для отражения в постановлении информации. Указывая все позиции, которые судья должен воспроизвести в постановлении, законодатель подчеркнул процессуальную важность этого документа с точки зрения его законности и обоснованности. При этом наиболее важным является требование указать в постановлении мотивы и основания принимаемого решения со ссылкой на нормы законов.

Статья 30.19. Вступление в законную силу постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

Комментарий к статье 30.19

Комментируемая статья определяет, что постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, вступает в законную силу со дня его принятия. Эта норма соответствует сложившимся правилам процессуального законодательства.

§4. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Пересмотр постановлений, вступивших в законную силу

Данная стадия производства (глава 30 КоАП РФ) является факультативной, поскольку ее инициирование зависит от лиц, имеющих право подавать жалобу, и прокурора. Тем не менее, она является важной, т. к. на этой стадии проверяется законность и обоснованность вынесенных процессуальных актов.

Пересмотру могут подлежать как не вступившие, так и вступившие в законную силу постановления.

Не вступившие в законную силу постановления могут быть обжалованы лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ или опротестованы прокурором.

Жалоба (протест) подается в органы или суд, уполномоченные ее (его) рассматривать в соответствии с определенной в ст. 30.1 КоАП РФ подведомственностью (территориальной подсудностью). Постановление вынесенное:

1) судьей обжалуется в вышестоящий суд;

2) коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя;

3) должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ. В данном порядке подлежат обжалованию постановления, вынесенные не судами общей юрисдикции по подведомственным им делам, а уполномоченными органами или должностными лицами (п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Также в п. 11 постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняет, что положения ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ не могут толковаться как исключающие предусмотренное п. 3 ч. 1 этой статьи право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обжаловать в вышестоящий орган постановления, вынесенные в отношении них должностными лицами, по делам об административных правонарушениях. Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ могут подать жалобу вышестоящим органам и должностным лицам.

Жалоба (протест) может приноситься через орган или суд, которые вынесли постановление либо непосредственно в вышестоящий орган или суд, уполномоченные эту жалобу рассматривать. Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд. В Кодексе не урегулирована ситуация, когда жалоба подана одновременно и лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу, и потерпевшим, а также принесен протест прокурора. Как показывает практика, если жалоба указанных лиц и протест прокурора принесены в суд, то судья объединяет их в одно производство, поскольку он не связан доводами жалоб и протеста, а рассматривает дело в полном объеме. Поэтому решение будет выноситься единое для всех участников.

Общий срок для подачи жалобы — 10 суток со дня получения или вручения копии постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен должностным лицом, судьей, которые уполномочены рассматривать жалобу. Для обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства об избирательных правах и правах на участие в референдуме граждан Российской Федерации, установлен специальный, пятидневный срок.

Порядок пересмотра по делу осуществляется по той же схеме, что и рассмотрение дела. Судья, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу решают ряд вопросов при подготовке к рассмотрению жалобы. Рассмотрение жалобы (протеста) осуществляется судьей, должностным лицом единолично. Однако в соответствии с Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» 30 пересмотр не вступивших в силу актов военных судов осуществляется вышестоящими судами коллегиально в составе 3 судей (ст.ст. 10,15). Поскольку Федеральный конституционный закон имеет большую юридическую силу, чем КоАП, постольку применению подлежат нормы первого.

Порядок рассмотрения жалобы (протеста) состоит из двух групп действий: обеспечительных (п. 1-7 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ) и непосредственно направленных на рассмотрение жалобы (протеста) (п. 8-9 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ). При пересмотре судья, вышестоящее должностное лицо проверяют законность и обоснованность постановления, они не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Это интересно:  Статья 431 ГК РФ. Толкование договора

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Это общий срок рассмотрения жалобы. В Кодексе определены также специальные сроки рассмотрения жалобы. Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению; на постановление об административном приостановлении деятельности, а также по делам о правонарушениях, выразившихся в нарушении законодательства об избирательных правах и правах на участие в референдуме граждан, — в пятидневный срок.

По результатам рассмотрения жалобы судья, должностное лицо выносят одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, при малозначительности правонарушения, а также при недоказанности обстоятельств дела;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.

Требования к решению предъявляются такие же, как и к постановлению по делу. Оно подлежит немедленному оглашению после вынесения. Его копия в течение 3 суток вручается или высылается лицу, в отношении которого вынесено было постановление, потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

Пересмотр решений по жалобе на постановление осуществляется в том же порядке и те же сроки, что и пересмотр постановления по делу.

Вступившие в законную силу постановления и решения по жалобе (протесту) пересматриваются в порядке надзора по протестам прокуроров в соответствии со ст. 30.11 КоАП. Правом принесения протеста обладают Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта Российской Федерации, их заместители.

Статья 30.11 КоАП РФ не содержит процессуальные правила, регулирующие пересмотр в порядке надзора. Поэтому разъяснения отдельных вопросов даются в актах Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 32 постановления от 24.03.2005 г. разъяснил, что положения ст. 30.11 КоАП РФ не лишают гражданина права непосредственно обращаться с жалобой на вступившее в законную силу постановление к председателю или заместителю соответствующего вышестоящего суда. В противном случае будет нарушено право этих лиц на судебную защиту, закрепленное в ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации.

Вступившие в законную силу постановление, решение по жалобе на постановление могут быть пересмотрены председателями судов субъектов Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, их заместителями, а также Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствии с правилами АПК РФ.

Конституционный Суд РФ в определении от 4 апреля 2006 г. № 113-О указал, что до законодательного урегулирования в КоАП РФ пределов и оснований проверки, полномочий судей суда надзорной инстанции, сроков для обжалования (опротестования) вступившего в законную силу судебного акта и порядка рассмотрения жалобы (протеста) в суде надзорной инстанции судам общей юрисдикции при разрешении соответствующих вопросов надлежит руководствоваться положениями главы 36 АПК РФ.

Жалоба на вступившее в законную силу постановление
по делу об административном правонарушении
Надзорная жалоба
Жалоба в порядке надзора
Надзорная жалоба по делу об административном правонарушении
(рекомендации, советы, консультации)

Проверка в порядке надзора судебных актов по делу об административном правонарушении
не может быть осуществлена в тех же пределах, что и на предыдущих стадиях.
Суд надзорной инстанции может проверить только законность судебных актов,
не вдаваясь при этом в вопросы факта.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу, в порядке статей 30.12 — 30.14 КоАП
Содержание надзорной жалобы
Как правильно составить надзорную жалобу на постановление по делу об административном правонарушении

Федеральным законом от 04.06.2014г. № 143-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами» внесены изменения в название жалобы: слова «в порядке надзора» исключены и заменены словами «вступивших в законную силу». Соответственно «надзорная жалоба» и «жалоба в порядке надзора» заменены на «жалобу на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов«. В данной статье формулировки «надзорная жалоба» и «жалоба в порядке надзора» используются для упрощения изложения материала

Надзорная жалоба должна содержать:

обязательные требования закона к содержанию жалобы на вступившее в законную силу постановление

1) наименование суда или председателю суда, в который она адресуется;

2) наименование и сведения о лице, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения;

3) наименования и сведения о других лицах, участвующих в деле, указанных в статьях 25.1 — 25.4, 25.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ, если таковые имеются, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассмотревшие дело по первой, апелляционной (имеется в виду инстанция, рассмотревшая жалобу на не вступившее в законную силу постановление), если таковая была пройдена, и первой надзорной инстанции, когда жалоба адресуется в Верховный Суд РФ, их решения и содержание принятых ими решений;

5) доводы лица, подавшего жалобу, с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалобы.

Основное внимание следует уделить выявлению в материалах дела обстоятельств и сведений, которые в силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов.

Перед составлением жалобы настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами дела в полном объеме (заявление о выдаче дела для ознакомления и снятия копий) и запросить из суда надлежащим образом оформленные копию постановления по делу об административном правонарушении с отметкой о вступлении в силу и копию решения по жалобе на постановление, если осуществлялось обжалование не вступившего в законную силу постановления (заявление о выдаче копий судебных решений).

В жалобе указывайте на существенные нарушения норм материального и процессуального права, на нарушение требований статей 24.1, 26.1 и 29.10 КоАП РФ, допущенные судебными инстанциями, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выяснить и установить существенные обстоятельства события и состава вменяемого правонарушения, доказать обстоятельства, на основании которых вынесены постановление и решение, вынести мотивированное решение по делу. Обосновывайте недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесены постановление и решение и сформулированы выводы судов. Указывайте на допущенные судами существенные нарушения закона и обосновывайте это ссылками на нормы закона. Имейте в виду, что законность судебных решений, обозначенных в качестве предмета судебного разбирательства в надзорном порядке, связывается с правильностью применения норм административного права. В связи с этим в своей жалобе следует непременно указать на допущенные судом (судами) нарушения норм Кодекса РФ об административных правонарушениях при исследовании или оценке доказательств, повлиявшие на правильность установления судом (судами) фактических обстоятельств дела и приведшие к судебной ошибке. Указывайте на наличие обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, на отсутствие объективной и/или субъективной стороны состава правонарушения, если в материалах дела имеются соответствующие сведения. Важно правильно определить предмет довода или доводов надзорной жалобы, правильно, ясно и четко их сформулировать, избегая двусмысленности изложения и неточности формулировок.

Например, по мнению заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председателя Военной коллегии Хомчик В.В. «В соответствии со ст. 30.17 КоАП РФ основаниями для отмены судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело«.

Согласно закону надзорная жалоба рассматривается единолично уполномоченным судьей в отсутствии участников производства по делу по доводам, приведенным в жалобе, в ряде случаев и по усмотрению судьи, с запросом материалов дела. При этом судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право, но не обязан, проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Обратите внимание, что надзорную инстанцию не будут интересовать Ваши доводы по существу вменяемого правонарушения, по правильности установления фактических обстоятельств дела (вопросы факта), если указанные доводы не были предметом рассмотрения в нижестоящих судах (формулировка в жалобе: «. не принят во внимание довод о . «), если доводы не относятся к нарушению установленного порядка исследования и/или оценки доказательств, что повлияло на правильность установления судом фактических обстоятельств дела (доводы о недопустимости доказательств и о недоказанности обстоятельств, положенных в основу судебных решений), или если Ваши доводы не основаны на новых доказательствах, которые нельзя было по объективным причинам получить в предыдущих судебных инстанциях или представить в суд, при этом объективность и «уважительность» причин, естественно, придется обосновать должным образом.

Также надзорную инстанцию вряд ли заинтересуют Ваши доводы по нарушениям со стороны ИДПС, если допущенные нарушения прямо не связаны с законностью получения доказательств Вашей вины, не влияют на правильность оценки судами события и состава вменяемого правонарушения, на соблюдение закона при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и при судебном производстве по делу (формулировки в жалобе: «. не принято во внимание, что . » или «. не принят во внимание довод о . «). Например, решение Меркулова с прекращением производства по делу об административном правонарушении, предусматривающим административную ответственность по ст. 12.26 ч. 1 КоАП, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП — постановление от 22 декабря 2014 года № 23-АД14-2.

Это интересно:  Статья 687 ГК РФ. Расторжение договора найма жилого помещения

Доводы по существу правонарушения следует приводить в качестве иллюстрации невыясненных, неисследованных и неразрешенных вопросов и обстоятельств, имеющих существенное правовое значение для правильного разрешения дела в соответствии с законом, в качестве не учтенных судами обстоятельств дела, в качестве доказательств, опровергающих выводы судов.

Следует указать, какие права или законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебными постановлениями и мотивировать, в чем состоит нарушение единства судебной практики с соответствующим обоснованием этого нарушения ссылками на постановления Верховного Суда РФ и решения Конституционного Суда.

Целесообразно так структурировать свои доводы в жалобе, чтобы для судьи, который будет рассматривать жалобу, было ясно, что Вы считаете наиболее значимым, а что — менее. Желательно либо в начале жалобы после вводной части, либо в конце жалобы перед просительной частью, привести общий вывод в общих фразах о нарушениях закона со стороны нижестоящих судебных инстанций. Для этого потребуется всего лишь один абзац небольшого или среднего размера в несколько строк.

Нецелесообразно перегружать надзорную жалобу всеми возможными доводами, следует, учитывая практику надзорных инстанций, которую Вам следует изучить, ограничиться несколькими наиболее важными доводами. Остальные доводы Вы можете привести в жалобе, например, в виде их перечня со ссылками на соответствующие листы дела.

6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе, перечень прилагаемых к жалобе новых доказательств. Ссылка лица, подающего жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суды предыдущих инстанций, допускается только в случае обоснования в жалобе, что эти доказательства невозможно было получить и представить в суды первых инстанций (см. сноску к статье — * ). Нецелесообразно прилагать к жалобе доказательства, имеющиеся в материалах дела. Для того, чтобы обратить внимание суда на эти доказательства необходимо четко сформулировать соответствующие доводы и привести ссылки на листы дела, чтобы у суда возникла необходимость истребовать материалы дела;

7) просьба лица, подающего жалобу;

8) надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его защитником. К жалобе, поданной защитником, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия защитника, заверенные в установленном порядке;

9) к надзорной жалобе прилагаются заверенные надлежащим образом (чтобы исключить возможность возвращения жалобы по основанию сомнения в соответствии копий оригиналам) копии судебных постановлений и решений, принятых по делу (прилагаемые к жалобе копии судебных актов должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны судьей и скреплены гербовой печатью; копия постановления по делу об административном правонарушении, копии решения по результатам рассмотрения жалобы, если такое решение вынесено; в случае подачи надзорной жалобы в Верховный Суд РФ — обязательно копия или оригинал постановления по надзорной жалобе суда первой надзорной инстанции), копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия адвоката, в случае, если жалоба подписана указанными лицами; копии жалобы, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 — 25.4, 25.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

10) Повторная подача жалобы в порядке надзора по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший в порядке надзора постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, не допускаются. При этом закон не запрещает подачу повторной жалобы по иным или новым основаниям, либо по вновь открывшимся обстоятельствам (см. * ).

Срок подачи надзорной жалобы не ограничен.

Жалоба в порядке надзора подается приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.

Надзорная жалоба государственной пошлиной не облагается.

Жалоба в порядке надзора подается в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.

Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, правомочны пересматривать в порядке надзора председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб на указанное постановление. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.

О принятии к рассмотрению жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб на постановление, судья выносит определение.

Решение по жалобе выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

Постановление, принимаемое по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы (жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб на постановление), должно отвечать требованиям ст. 30.18 КоАП РФ.

Настоятельно рекомендуем для анализа административного материала, материалов дела в целом, постановления и решения судов предыдущих инстанций привлечь специалиста (защитника/адвоката), имеющего достаточно большой опыт в данной отрасли права, который может выявить такие недостатки, которые ни Вы сами, ни Ваш защитник или адвокат, не учли ранее и по какой-то причине не обратили на них внимание, но которые могут в корне изменить представление, формулировку и изложение доводов в надзорной жалобе с целью повлиять на результат рассмотрения жалобы.

Ознакомьтесь с информацией, приведенной на страничке «Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу. Апелляционная жалоба (рекомендации, советы, консультации)», где, кроме всего прочего, также приведены основания для обжалования, применимые и для надзорной жалобы.

Советуем по возможности изучить практику суда, в который планируется подача надзорной жалобы. При этом не стоит ограничиваться изучением только решений по аналогичным делам. Полезная информация содержится и в других делах данного суда, например, касающихся рассмотрения надзорных жалобы в области дорожного движения. Это в какой-то мере позволит более правильно сформулировать доводы и их изложение в надзорной жалобе. Имеет смысл проанализировать практику Верховного Суда РФ по конкретным доводам, которые планируются для использования по защите. Для обоснования ряда доводов по защите рекомендуем привести ссылки на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в соответствующих определениях, решениях и постановлениях Конституционного Суда РФ.

Настоятельно рекомендуем проконтролировать правильность оформления прилагаемых к жалобе копий судебных актов, которые должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны судьей и скреплены гербовой печатью суда, чтобы избежать возврата жалобы из-за несоответствия приложенных копий требованиям Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003г. № 36. Да, и сами не забудьте подписать жалобу.

Обращаем Ваше внимание, что наличие положительных решений Верховного Суда РФ по рассмотрению надзорных жалоб и отмена судебных актов нижестоящих судов прямо и очевидно свидетельствуют о необходимости идти до конца, осуществляя полноценную защиту на всех этапах судебных разбирательств, накапливая все необходимые и достаточные доводы для успешного разрешения дела.

Примерами положительного разрешения дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность по ст. 12.26 ч. 1 и по ст. 12.8 ч. 1 КоАП РФ, являются решения Верховного Суда РФ об отмене судебных решений нижестоящих инстанций — постановление от 22 декабря 2014 года № 23-АД14-2, от 23 апреля 2015 года № 56-АД15-10, от 20 мая 2015 года № 49-АД15-2, от 22 октября 2015 года № 4-АД15-9, от 27 ноября 2015 года № 45-АД15-8, а также другие, с которыми Вы можете ознакомиться на сайте Верховного Суда РФ. Отсюда простой практический вывод: следует набраться терпения и идти до конца.

* позиция Конституционного Суда РФ о пересмотре в порядке надзора по новому основанию и по вновь открывшимся обстоятельствам: определение Конституционного Суда РФ от 25 ноября 2010 года № 1706-О-О, постановление Конституционного Суда РФ от 3 февраля 1998 года № 5-П

Рекомендуем ознакомиться с информацией, изложенной на страничке «Ошибки формулирования доводов в надзорных жалобах»

С некоторыми особенностями рассмотрения надзорных жалоб Вы можете ознакомиться по приведенным ниже ссылкам:

По вопросам составления надзорной жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу, с учетом индивидуальных нюансов и обстоятельств события, производства по делу в судах нижестоящих инстанций, по вопросам особенностей производства в судах надзорных инстанций, оценки постановлений по надзорным жалобам, по прочим вопросам, связанным с обжалованием постановления по делу об административном правонарушении, Вы можете обратиться по контактной информации, приведенной на страничке «Обратная связь»

Статья написана по материалам сайтов: rukoaprf.ru, city-advokat.ru, zakoniros.ru, studfiles.net, market-mg.narod.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector