+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 4 ГрК РФ. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности

Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 4 Градостроительного кодекса РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

1. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее — градостроительные отношения).

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

2. К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, сноса объектов капитального строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.

3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

4. К отношениям, связанным с приобретением, утратой статуса саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, определением правового положения указанных саморегулируемых организаций, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов и применением саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ О саморегулируемых организациях» (далее — Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»), если данные отношения не урегулированы настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ в часть 5 статьи 4 настоящего Кодекса внесены изменения

5. К отношениям, связанным с созданием искусственных земельных участков и строительством объектов капитального строительства на таких земельных участках, применяется законодательство о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 369-ФЗ статья 4 настоящего Кодекса дополнена частью 6

6. К отношениям, связанным со сбором и обработкой информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства, законодательство Российской Федерации о коммерческой и иной охраняемой законом тайне применяется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности

СТ 4 ГрК РФ.

1. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее — градостроительные отношения).

2. К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.

3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

4. К отношениям, связанным с приобретением, утратой статуса саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определением правового положения указанных саморегулируемых организаций, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов и применением саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»), если данные отношения не урегулированы настоящим Кодексом.

5. К отношениям, связанным с созданием искусственных земельных участков и строительством объектов капитального строительства на таких земельных участках, применяется законодательство о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. К отношениям, связанным со сбором и обработкой информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства, законодательство Российской Федерации о коммерческой и иной охраняемой законом тайне применяется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Комментарий к Ст. 4 Градостроительного кодекса РФ

1. Принципиальной новеллой комментируемой статьи является четкое закрепление предмета градостроительного законодательства посредством исчерпывающего указания отношений (пять групп), регулируемых градостроительным законодательством. Содержание указанных групп общественных отношений определяется законодателем посредством включения в предмет законодательства о градостроительной деятельности территориального планирования и зонирования, иных процедур, что позволит развивать и дальше эти правовые институты. Непосредственное же выделение данных пяти групп градостроительных отношений обусловлено всей последующей структурой ГрК РФ, включающего соответствующие главы.

2. В вопросах определения сферы действия градостроительного законодательства, законодатель занял двойственную (но вполне оправданную с точки зрения юридической техники) позицию. В ч.2 комментируемой статьи проводится разграничение градостроительного законодательства и законодательства:

а) о техническом регулировании (его ядром является Закон о техническом регулировании и федеральные законы, утверждающие технические регламенты);

б) законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (его ядром является Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);

в) законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений (его ядром является Закон о безопасности гидротехнических сооружений);

г) законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов (его ядром выступает Закон о промышленной безопасности).

Определяя сферу действия градостроительного и вышеуказанных отраслей законодательства, комментируемая ч.2 определяет факультативность применения градостроительного законодательства к указанным сферам общественных отношений. В практическом аспекте данная норма означает, что в случае пробела, например, в законодательстве об обеспечении безопасности строительства (отсутствия федерального закона, утверждающего технические регламенты), могут действовать нормы градостроительного законодательства. При наличии соответствующего технического регламента, соответствующие отношения выходят из сферы действия ГрК РФ, и его нормы на них не распространяются.

3. Прямо противоположным образом ч.3 комментируемой статьи разграничивает сферу действия градостроительного и земельного, лесного, водного и иного законодательства. В данном случае положения земельного, водного, лесного и иного указанного в ч.3 законодательства выступают как факультативные по отношению к градостроительному законодательству. Следовательно, только в случае возникновения пробелов в правовом регулировании градостроительных отношений, к таковым могут применяться нормы земельного или иного указанного ч.3 законодательства. В противном случае приоритет отдается нормам законодательства о градостроительной деятельности. Если мы рассмотрим данную норму в контексте ч.2 ст.3 ГрК РФ то получим ясно выраженную позицию законодателя о приоритете ГрК РФ в части регулирования градостроительной деятельности над ЗК РФ и многими иными федеральными законами, как по сфере действия, так и по юридической силе. В части сферы действия такая позиция представляется логичной и обоснованной.

До сих пор традиционно считалось, что условия и порядок использования и охраны всех категорий земель определяются федеральным законом (ст. 36 Конституции Российской Федерации), под которым понимался ЗК РФ. На наш взгляд, это всегда было не совсем так. Земельные кодексы советского периода, равно как и действующий ЗК РФ, определяли лишь общие принципы использования и охраны земель, т.е. формы и виды собственности на землю, содержание иных прав на землю, управления земельным фондом и т.д. Правовой режим отдельных категорий земель определялся поверхностно. Эта задача решалась (и решается) посредством принятия отдельных законов и иных нормативных актов. Так, в настоящий момент правовой режим земель особо охраняемых природных территорий определяется не столько ЗК РФ, сколько Законом об особо охраняемых природных территориях. Данный закон устанавливает порядок образования ООПТ, права и обязанности землепользователей, регулирует вопросы управления ООПТ, устанавливает особенности ограничения прав землепользователей в рамках каждой категории ООПТ и т.д.

Это интересно:  Статья 17.12 КоАП РФ. Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов

При этом старый Градостроительный кодекс РФ при регулировании градостроительных и тесно связанных с ними земельных отношений вторгался в сферу действия земельного законодательства. Например, ст. 64 старого Градостроительного кодекса РФ предусматривала порядок установления публичных и частных сервитутов. Так, например, предусмотренный в данной статье сервитут прохода, проезда через чужой (соседний) земельный участок, на наш взгляд, трудно отнести к сервитутам в области градостроительства. Такой подход был обусловлен отсутствием нового ЗК РФ, пробельностью и противоречивостью действовавшего ранее земельного законодательства. Поэтому новый ГрК РФ сумел избежать подобного регулирования не свойственных ему отношений.

Фактически, существование и развитие отношений по использованию и охране земель и иных природных ресурсов в свете нового ГрК РФ определяется посредством территориального планирования с отображением в документах территориального планирования социально-экономической, экологической и иной перспективы развития территории (а не отдельной категории земель), включающей земельные участки и иные природные ресурсы в масштабах Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Вопросы предоставления и изъятия земель, равно как и многие другие, будут непосредственно предусматриваться при формировании каждого последующего уровня территориального планирования, а затем и градостроительного зонирования.

Таким образом, в части определения «условий и порядка пользования и владения» земельными участками всех категорий (но в первую очередь все же категории земель поселений) надлежит руководствоваться градостроительным законодательством, а в части «распоряжения» — земельным и гражданским законодательством. Другими словами, градостроительное законодательство определяет посредством территориального планирования и градостроительного зонирования перечень территориальных зон городского или сельского поселения, для которых градостроительными регламентами определено как можно использовать земельный участок, из каких имеющихся параметров и видов использования собственник (пользователь, арендатор) может выбрать устраивающий его вариант. Земельное законодательство устанавливает оборотоспособность земельных участков всех категорий, порядок проведения торгов, приватизации участков и т.д. Гражданское законодательство определяет форму сделок с землей и условия их действительности, обязательность государственной регистрации (а в ряде случаев и нотариального удостоверения) и т.д.

Поэтому мы полагаем, что правовое регулирование использования и охраны земель и иных природных ресурсов в границах территории Российской Федерации (и в первую очередь городских и сельских поселений — населенных пунктов) осуществляется при помощи комплекса нормативных актов различной отраслевой принадлежности. Первое и главное место среди них занимает градостроительное законодательство, а также не затрагивающее его сферу действия земельное, экологическое, гражданское, муниципальное и иное законодательство.

Установление отраслевым законодательством «субрежимов» использования и охраны отдельных частей территории России учитывается при территориальном планировании и градостроительном зонировании территории поселений и городских округов (муниципальных образований) и установлении для каждой территориальной зоны градостроительных регламентов. Поэтому, например, при образовании в поселении (населенном пункте) национального парка, данная часть территории не будет относиться к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», а войдет в состав рекреационной территориальной зоны поселения. При образовании же любой категории ООПТ на территориях за пределами населенных пунктов будет происходить отражение специфики особой охраны этой территории в градостроительной документации с переводом соответствующего участка в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.

Статья 4 ГрК РФ. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности (действующая редакция)

1. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее — градостроительные отношения).

2. К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, сноса объектов капитального строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.

3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

4. К отношениям, связанным с приобретением, утратой статуса саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, определением правового положения указанных саморегулируемых организаций, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов и применением саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»), если данные отношения не урегулированы настоящим Кодексом.

5. К отношениям, связанным с созданием искусственных земельных участков и строительством объектов капитального строительства на таких земельных участках, применяется законодательство о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. К отношениям, связанным со сбором и обработкой информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства, законодательство Российской Федерации о коммерческой и иной охраняемой законом тайне применяется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статья 4 ГрК РФ. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности

1. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее — градостроительные отношения).

2. К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.

3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

4. К отношениям, связанным с приобретением, утратой статуса саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определением правового положения указанных саморегулируемых организаций, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов и применением саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»), если данные отношения не урегулированы настоящим Кодексом.

5. К отношениям, связанным с созданием искусственных земельных участков и строительством объектов капитального строительства на таких земельных участках, применяется законодательство о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. К отношениям, связанным со сбором и обработкой информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства, законодательство Российской Федерации о коммерческой и иной охраняемой законом тайне применяется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Это интересно:  Статья 114 ГПК РФ. Содержание судебных повесток и иных судебных извещений

Комментарии к ст. 4 ГрК РФ

1. Статьей 4 комментируемого Федерального закона определен круг отношений, регулируемых законодательными и иными нормативными правовыми актами о градостроительной деятельности.

В частности, законодательством о градостроительной деятельности регулируются отношения:

по территориальному планированию, т.е. отношения, связанные с планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных и иных зон;

по градостроительному зонированию, т.е. отношения, связанные с зонированием территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

по архитектурно-строительному проектированию, т.е. отношения, связанные с подготовкой проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;

по планировке территорий, т.е. отношения, связанные с подготовкой документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов;

по строительству объектов капитального строительства, т.е. отношения, связанные с созданием зданий, строений, сооружений, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

по реконструкции объектов капитального строительства, т.е. отношения, связанные с изменением параметров объектов капитального строительства, их частей, показателей и качества инженерно-технического обеспечения.

Перечисленные выше отношения именуются градостроительными отношениями.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в ч. 1 ст. 4 была расширена сфера отношений, регулируемая законодательством о градостроительной деятельности. В настоящее время законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 21.

В соответствии с Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий МДС 13-1.99, принятой Постановлением Госстроя РФ от 17 декабря 1999 г. N 79, капитальный ремонт — это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением.

Капитальный ремонт подразделяется на:

ремонт, охватывающий все здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняется физический и моральный износ;

выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает приоритет законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также приоритет технических регламентов по отношению к нормам законодательства о градостроительной деятельности, применительно к отношениям, связанным с обеспечением безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности.

При этом безопасностью строительства будет считаться отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба жизни или здоровью людей, имуществу, окружающей среде при создании зданий, строений, сооружений.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций представлено следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 18 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1994, N 35, ст. 3648);

Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (в ред. от 21 октября 2005 г.) (СЗ РФ, 2004, N 28, ст. 2882);

Указ Президента РФ от 28 августа 2003 г. N 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 11 июля 2004 г.) (СЗ РФ, 2003, N 35, ст. 3423);

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (СЗ РФ, 2005, N 1, ст. 132);

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 3 октября 2006 г.) (СЗ РФ, 2004, N 2, ст. 121);

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 1 февраля 2005 г.) (СЗ РФ, 2003, N 37, ст. 3585);

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 128 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду» (СЗ РФ, 2000, N 8, ст. 964);

Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (СЗ РФ, 1996, N 39, ст. 4563);

Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 23 декабря 2004 г.) (СЗ РФ, 1996, N 33, ст. 3998);

Постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» (в ред. от 27 июля 1996 г.) (СЗ РФ, 1995, N 24, ст. 2286);

Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» и др.

Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений представлено следующими документами:

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в ред. от 18 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1997, N 30, ст. 3589);

Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2001 г. N 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» (СЗ РФ, 2001, N 52, ст. 4979);

Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника» (в ред. от 8 мая 2002 г.) (СЗ РФ, 1999, N 10, ст. 1249);

Постановление Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» (СЗ РФ, 1998, N 46, ст. 5698);

Постановление Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений» (в ред. от 18 апреля 2005 г.) (СЗ РФ, 1998, N 22, ст. 2462);

Постановление Правительства РФ от 16 октября 1997 г. N 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений» (в ред. от 20 мая 1998 г.) (СЗ РФ, 1997, N 42, ст. 4794) и др.

Законодательство о промышленной безопасности опасных производственных объектов представлено следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 18 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1997, N 30, ст. 3588);

Постановление Правительства РФ от 28 марта 2001 г. N 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» (в ред. от 1 февраля 2005 г.) (СЗ РФ, 2001, N 15, ст. 1489);

Постановление Правительства РФ от 11 мая 1999 г. N 526 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 1 февраля 2005 г.) (СЗ РФ, 1999, N 20, ст. 2445);

Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (в ред. от 1 февраля 2005 г.) (СЗ РФ, 1999, N 11, ст. 305);

Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» (СЗ РФ, 1995, N 28, ст. 2692);

Это интересно:  Статья 14.30 КоАП РФ. Нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю

Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 223 «О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии» (СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 999) и др.

Законодательство о технических регламентах состоит из следующих нормативных правовых актов:

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 9 мая 2005 г.) (СЗ РФ, 2002, N 52, ст. 5140);

Постановление Правительства РФ от 1 марта 2005 г. N 97 «О Правительственной комиссии по техническому регулированию» (в ред. от 18 января 2007 г.) (СЗ РФ, 2005, N 10, ст. 841);

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 791 «Об утверждении Правил финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования» (СЗ РФ, 2004, N 51, ст. 5204);

Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» (в ред. от 5 сентября 2006 г.) (СЗ РФ, 2004, N 25, ст. 2575);

Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2003 г. N 673 «Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов о технических регламентах» (в ред. от 2 августа 2005 г.) (СЗ РФ, 2003, N 45, ст. 4391);

Постановление Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 513 «Об утверждении Положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию» (в ред. от 2 августа 2005 г.) (СЗ РФ, 2003, N 34, ст. 3375);

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию» (в ред. от 2 августа 2005 г.) (СЗ РФ, 2003, N 34, ст. 3367);

Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 12 апреля 2006 г. N 78 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов» (Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, 2006, N 5) и др.

В часть 2 комментируемой статьи были внесены изменения Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации». В состав специальных норм законодательства, связанных с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий и имеющих приоритет над нормами законодательства о градостроительной деятельности, были включены новые правовые нормы об использовании атомной энергии.

Законодательство в области использования атомной энергии представлено следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 18 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4552);

Указ Президента РФ от 2 июля 1996 г. N 1012 «О гарантиях безопасного и устойчивого функционирования атомной энергетики Российской Федерации» (СЗ РФ, 1996, N 28, ст. 3360);

Постановление Правительства РФ от 24 августа 2004 г. N 431 «О международном сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии» (СЗ РФ, 2004, N 35, ст. 3647);

Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (в ред. от 14 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 2004, N 32, ст. 3348);

Постановление Правительства РФ от 28 июня 2004 г. N 316 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по атомной энергии» (в ред. от 29 мая 2006 г.) (СЗ РФ, 2004, N 27, ст. 2779);

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» (в ред. от 5 декабря 2006 г.) (СЗ РФ, 1997, N 49, ст. 5600);

Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 865 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» (в ред. от 26 января 2007 г.) (СЗ РФ, 1997, N 29, ст. 3528);

Постановление Правительства РФ от 28 декабря 1992 г. N 1026 «Вопросы строительства атомных станций на территории Российской Федерации» (в ред. от 26 апреля 2001 г.) (САПИП РФ, 1993, N 1, ст. 66);

Постановление Правительства РФ от 15 октября 1992 г. N 763 «О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики» (в ред. от 24 августа 2002 г.) (САПИП РФ, 1992, N 16, ст. 1256);

Приказ Федерального агентства по атомной энергии от 7 октября 2005 г. N 486 «Об утверждении Регламента Федерального агентства по атомной энергии» (БНА, 2006, N 9) и др.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает приоритет норм законодательства о градостроительной деятельности, применительно к градостроительным отношениям, в отношении с земельным, лесным, водным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом реализуется принцип, что при наличии общих и специальных норм в первую очередь должны применяться специальные правовые нормы.

Перечисленные отрасли законодательства могут содержать нормы права, затрагивающие градостроительные правоотношения. В этом случае, если законодательство о градостроительной деятельности не содержит каких-либо правил, регулирующих рассматриваемые отношения, применяются нормы иного законодательства, а в случае возникновения противоречия норм градостроительного и иного законодательства применяются нормы законодательства о градостроительной деятельности.

Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности

1. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее — градостроительные отношения).

2. К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.

3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

4. К отношениям, связанным с приобретением, прекращением права саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на выдачу свидетельств о допуске к работам по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также — работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), определением правового положения указанных саморегулируемых организаций, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов и применением саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»), если данные отношения не урегулированы настоящим Кодексом.

5. К отношениям, связанным с созданием искусственных земельных участков, применяется законодательство о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, www.gradkod.ru, www.zakonrf.info, rulaws.ru, finansovyesovety.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector