+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 5.13 КоАП РФ. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации

Текущая редакция ст. 5.13 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным (абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 5.13 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с конституционным правом граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Данная статья призвана охранять права зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, а также не допускать злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации.

2. В федеральных законах о выборах (см. их перечень в п. 2 комментария к ст. 5.1) имеется положение о том, что теле- и радиопрограммы на каналах организаций телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, участвуя в избирательной кампании, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если эти СМИ не могут предоставить зарегистрированному кандидату, избирательному объединению возможность бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства и деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление такой возможности может явиться основанием для привлечения указанных СМИ и их должностных лиц к административной ответственности.

3. Под информацией, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, следует понимать какие-либо факты из биографии кандидата, его деятельности, личной жизни и т.п. Информация, способная нанести ущерб деловой репутации избирательного объединения, может касаться его деятельности, политической программы и т.п. Такого рода информация может иметь как достоверный, так и недостоверный характер. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение могут дать опровержение или иное разъяснение в тех же СМИ. Порядок и условия предоставления эфирного времени или печатной площади для подобного опровержения или разъяснения устанавливаются законодательством о выборах и референдумах.

4. Объективная сторона данного правонарушения заключается в бездействии организаций, осуществляющих телерадиовещание, периодических печатных изданий или их должностных лиц, которое заключается в непредоставлении зарегистрированному кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) в тех же СМИ опровержение либо иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации.

Квалифицирующим признаком объективной стороны является время — важно, чтобы опровержение или иное разъяснение появилось до окончания срока предвыборной агитации, так как обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения может повлиять на исход выборов.

5. Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть любые СМИ — организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, периодические печатные издания, а также их должностные лица — руководители, главные редакторы, редакторы и т.п.

6. Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 58 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 5.13 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 5.13 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 5.13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации

Непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.13 КоАП РФ

1. Комментируемая статья направлена на охрану таких человеческих нематериальных благ, как честь, достоинство и деловая репутация (ст. ст. 150, 152 ГК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени.

Это интересно:  Статья 67.2 ГК РФ. Корпоративный договор

Общим объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, часть которых — отношения по проведению предвыборной агитации, являющиеся родовым объектом данного правонарушения. Непосредственный объект правонарушения — установленное законом правило об обязательности предоставления средством массовой информации (СМИ) возможности опубликования опровержения или иного разъяснения в защиту чести, достоинства или деловой репутации.

В рамках избирательной кампании основания для использования такого права могут возникнуть у кандидата и избирательного объединения (в отношении деловой репутации) в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных опорочить, нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации.

Под информацией, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата (деловой репутации избирательного объединения), следует понимать какие-либо сведения, их касающиеся, если они не соответствуют действительности.

Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» несоответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

— в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю — в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста;

— в иных средствах массовой информации — в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

Непредоставление кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основанием для привлечения таких организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством. Именно в неисполнении этой обязанности и состоит диспозиция комментируемой статьи.

2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в бездействии средства массовой информации (организации телерадиовещания или периодического печатного издания), обнародовавшего (опубликовавшего) ранее материалы, способные нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации. На практике это заключается в непредоставлении (отказе в предоставлении) зарегистрированному кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) в этом же средстве массовой информации опровержение либо иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации.

Одним из значимых признаков объективной стороны является время, поскольку правонарушение будет считаться совершенным, если возможность обнародования (опубликования) опровержения или иного разъяснения не была предоставлена до окончания срока предвыборной агитации. Данное правонарушение считается оконченным с момента непредоставления возможности обнародовать опровержение, когда уже объективно невозможно выполнить данное требование в установленный срок. Обнародование (опубликование) опровержения по окончании этого периода не освобождает виновное лицо от административной ответственности.

Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется тем, что оно может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Статья 5.13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации

Непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным (абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 5.13 КоАП РФ

Комментируемая статья устанавливает ответственность за непредоставление возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства и деловой репутации. Административная ответственность в данном случае предусмотрена, если ранее были опубликованы (обнародованы иным способом) сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию кандидата на выборах (это могут быть выборы в любой орган государственной власти). Данное административно наказуемое деяние можно совершить лишь в период, когда по закону о выборах идет предвыборная агитация кандидатов на пост депутата в представительный орган власти (Российской Федерации, субъекта РФ, местного самоуправления) или Президента РФ.

Установленные правила не распространяются на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями.

Объективная сторона — совершение противоправных действий (непредоставление возможности опровержения в СМИ).

Субъектами правонарушения выступают организации, осуществляющие выпуск СМИ.

Другой комментарий к статье 5.13 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. О статусе предвыборной агитации см. п. 3 комментария к ст. 5.8.

Согласно п. 6 ст. 56 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны отказаться от обнародования (опубликования) агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, если не могут предоставить кандидату возможность бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания агитационного периода. При предоставлении кандидату возможности бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации эфирное время должно быть предоставлено в то же время суток, в которое была обнародована первоначальная информация, и его объем не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут, а при предоставлении печатной площади опровержение или разъяснение должно быть набрано тем же шрифтом, помещено на том же месте полосы и в объеме, который должен быть не меньше, чем объем первоначального компрометирующего текста.

Это интересно:  Статья 1347 ГК РФ. Автор изобретения, полезной модели или промышленного образца

Непредоставление кандидату такой возможности до окончания агитационного периода является основанием для привлечения указанных организаций и их должностных лиц к административной ответственности, установленной комментируемой статьей.

Правила, установленные п. 6 ст. 56 вышеназванного Федерального закона, не распространяются на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями.

Согласно п. 2 ст. 152 ГК при распространении в СМИ сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, они должны быть опровергнуты в тех же СМИ. Данные правила о защите деловой репутации гражданина применяются к защите деловой репутации юридического лица. Гражданин в указанных случаях вправе требовать денежной компенсации морального вреда в размере, определяемом судом.

В распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство гражданина или подрывающих его репутацию, могут быть выявлены и признаки состава преступления, предусмотренного ст. 129 УК (клевета).

Противоправные действия СМИ, определенные комментируемой статьей, могут быть квалифицированы в качестве уголовно наказуемого оскорбления (ч. 2 ст. 130 УК).

2. Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 августа 1992 г. N 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 6) под распространением сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, деловую репутацию граждан и юридических лиц, о котором указывается в ст. 152 ГК, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио, теле- и видеопрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной, форме нескольким или хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением.

Порочащими являются такие не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту и другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию и т.п.), которые умаляют честь и достоинство гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридического лица.

3. Согласно п. 1, 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 1999 г. N 46 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации» заинтересованное лицо вправе в судебном порядке требовать опровержения средством массовой информации сведений, порочащих его деловую репутацию, без предварительного обращения к нему с таким требованием.

Средство массовой информации не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию юридического лица, если оно дословно воспроизвело сообщение, опубликованное другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности.

4. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, и о процессуальных особенностях обжалования постановлений, вынесенных по делам об указанных правонарушениях, см. соответственно п. 5 и 6 комментария к ст. 5.1.

Статья 5.13. КоАП РФ. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации

Непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарии к ст. 5.13 КОАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с конституционным правом граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Данная статья призвана охранять права зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, а также не допускать злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации.

2. В федеральных законах о выборах (см. их перечень в п. 2 комментария к ст. 5.1) имеется положение о том, что теле- и радиопрограммы на каналах организаций телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, участвуя в избирательной кампании, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если эти СМИ не могут предоставить зарегистрированному кандидату, избирательному объединению возможность бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства и деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление такой возможности может явиться основанием для привлечения указанных СМИ и их должностных лиц к административной ответственности.

3. Под информацией, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, следует понимать какие-либо факты из биографии кандидата, его деятельности, личной жизни и т.п. Информация, способная нанести ущерб деловой репутации избирательного объединения, может касаться его деятельности, политической программы и т.п. Такого рода информация может иметь как достоверный, так и недостоверный характер. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение могут дать опровержение или иное разъяснение в тех же СМИ. Порядок и условия предоставления эфирного времени или печатной площади для подобного опровержения или разъяснения устанавливаются законодательством о выборах и референдумах.

Это интересно:  Статья за воровство, кражу 158 УК РФ: наказание в 2019 году, особо крупном размере

4. Объективная сторона данного правонарушения заключается в бездействии организаций, осуществляющих телерадиовещание, периодических печатных изданий или их должностных лиц, которое заключается в непредоставлении зарегистрированному кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) в тех же СМИ опровержение либо иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации.

Квалифицирующим признаком объективной стороны является время — важно, чтобы опровержение или иное разъяснение появилось до окончания срока предвыборной агитации, так как обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения может повлиять на исход выборов.

5. Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть любые СМИ — организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, периодические печатные издания, а также их должностные лица — руководители, главные редакторы, редакторы и т.п.

6. Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 58 ч. 2 ст. 28.3).

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того что бы понять, как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию в течении 10 минут.

Статья 5.13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации Комментарий к статье 5.13

1. Комментируемая статья направлена на охрану таких человеческих нематериальных благ, как честь, достоинство и деловая репутация (ст. ст. 150, 152 ГК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени.

Общим объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, часть которых — отношения по проведению предвыборной агитации, являющиеся родовым объектом данного правонарушения. Непосредственный объект правонарушения — установленное законом правило об обязательности предоставления средством массовой информации (СМИ) возможности опубликования опровержения или иного разъяснения в защиту чести, достоинства или деловой репутации.

В рамках избирательной кампании основания для использования такого права могут возникнуть у кандидата и избирательного объединения (в отношении деловой репутации) в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных опорочить, нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации.

Под информацией, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата (деловой репутации избирательного объединения), следует понимать какие-либо сведения, их касающиеся, если они не соответствуют действительности.

Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» несоответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

— в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю — в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста;

— в иных средствах массовой информации — в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

Непредоставление кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основанием для привлечения таких организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством. Именно в неисполнении этой обязанности и состоит диспозиция комментируемой статьи.

2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в бездействии средства массовой информации (организации телерадиовещания или периодического печатного издания), обнародовавшего (опубликовавшего) ранее материалы, способные нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации. На практике это заключается в непредоставлении (отказе в предоставлении) зарегистрированному кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) в этом же средстве массовой информации опровержение либо иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации.

Одним из значимых признаков объективной стороны является время, поскольку правонарушение будет считаться совершенным, если возможность обнародования (опубликования) опровержения или иного разъяснения не была предоставлена до окончания срока предвыборной агитации. Данное правонарушение считается оконченным с момента непредоставления возможности обнародовать опровержение, когда уже объективно невозможно выполнить данное требование в установленный срок. Обнародование (опубликование) опровержения по окончании этого периода не освобождает виновное лицо от административной ответственности.

Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется тем, что оно может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Статья написана по материалам сайтов: okoaprf.ru, stkoaprf.ru, rukoaprf.ru, consultant-mos.ru, sci-book.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector