+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 5.35.1 КоАП РФ. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно (ст. 157 ч. 1 УК РФ), а также за неуплату совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно (ст. 157 ч. 2 УК РФ).

К родителям также относятся лица, отцовство которых признано в добровольном порядке, о чем имеется актовая запись в ЗАГСе или установлено в судебном порядке.

Кроме того, уголовной ответственности за указанное преступление подлежат лица, в законном порядке усыновившие (удочерившие) ребенка, за исключением случаев, когда решение об усыновлении ребенка отменено. В то же время опекуны и попечители не являются субъектами данного преступления и не могут нести за него уголовную ответственность.

Родители, лишенные в установленном законом порядке родительских прав, если с них взысканы алименты, также несут уголовную ответственность за неуплату алиментов, поскольку лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать детей.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 157 УК РФ, являются как родные совершеннолетние, трудоспособные дети, так и иные лица, которые приравниваются к ним по закону и должны нести обязанность по их содержанию (например, усыновленные, удочеренные).

При этом совершеннолетние, трудоспособные дети не несут уголовной ответственности за неуплату алиментов на содержание своих нетрудоспособных родителей, в случае если последние были лишены родительских прав в установленном законом порядке.

Под уважительными причинами неуплаты алиментов на практике понимаются обстоятельства, при которых задолженность по алиментам образовалась у лица в случае его болезни , по вине других лиц, в частности, в связи с несвоевременной выплатой заработной платы работодателем, задержкой или неправильным перечислением банком алиментных сумм, при наличии доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Данный перечень обстоятельств не является исчерпывающим, причины неуплаты алиментов в каждом конкретном случае устанавливаются индивидуально.

Под неоднократностью неуплаты алиментов понимается их неуплата лицами, которые ранее были подвергнуты административному наказанию за совершение административного правонарушения по статье 5.35.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), в период, когда они считаются подвергнутыми административному наказанию.

Лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Названной статьей предусмотрена административная ответственность за неуплату без уважительных причин родителями или трудоспособными детьми в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей в течение 2-х и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Таким образом, привлечение должника по алиментам к уголовной ответственности возможно только при условии, что он ранее подвергался за это к административной ответственности по статье 5.35.1 КоАП РФ, соответствующее постановление суда о назначении наказания по делу об административном правонарушении вступило в законную силу и не истек срок, когда должник считается подвергнутым административному наказанию.

Продолжающаяся неуплата лицом алиментов в период, когда оно считается подвергнутым административному наказанию, уже содержит признаки преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ.

Максимальное наказание за совершение неоднократной неуплаты алиментов родителем (ст. 157 ч. 1 УК РФ) и трудоспособными детьми (ст. 157 ч. 2 УК РФ) – 1 год лишения свободы.

Содержание

Дело N4а-138/2017. Об отмене актов о привлечении к ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ (неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).

ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

от 30 мая 2017 г. N 4а-138/17

Заместитель председателя Ивановского областного суда Гуськов Д.В., изучив жалобу Л.И. на постановление мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского судебного района г. Иваново от 10 февраля 2017 года и решение Ленинского районного суда г. Иваново от 13 апреля 2017 года,

Постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского судебного района г. Иваново от 10 февраля 2017 года Л.И., **** года рождения, уроженец ***, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде обязательных работ на срок 80 часов.

Решением Ленинского районного суда г. Иваново от 13 апреля 2017 года указанное постановление оставлено без изменения. Уточнена мотивировочная часть в виде указания размера задолженности по алиментам Л.И. за период с 15 июля 2016 года по 10 февраля 2017 года в сумме 48241,36 руб., вместо 48214,36 руб.

В жалобе Л.И. просит постановление мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского судебного района г. Иваново от 10 февраля 2017 года, а также решение Ленинского районного суда г. Иваново от 13 апреля 2017 года отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. В обоснование жалобы указывает на то, что:

— считает, что при наличии осуществляемых им ежемесячных выплат в пользу взыскателя, не имеется такого обязательного признака состава правонарушения, как неуплата родителем средств на содержание несовершеннолетнего ребенка в течение двух и более месяцев.

— задолженность по алиментам должна рассчитываться именно с суммы 1200 рублей, поскольку эта компенсация неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, по его мнению, является доходом и положения п. 5 ст. 101 ФЗ Об исполнительном производстве» на нее не распространяются.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» (далее — Закон N 326-ФЗ) с 15 июля 2016 года введена в действие ст. 5.35.1 КоАП РФ.

В соответствии частью 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что на основании решения мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского судебного района г. Иваново от 08 июля 2014 года по делу N 2-547/2014 с Л.И. в пользу ***. взысканы алименты на содержание несовершеннолетней ***., **** года рождения, в размере 1/4 части со всех видов заработка и иного дохода ежемесячно, начиная с 30 апреля 2013 года и до совершеннолетия ребенка. 29 октября 2014 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Иваново на основании исполнительного листа, выданного 22 октября 2014 года, возбуждено исполнительное производство N ***. 18 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП Г. Иваново Л.И. был предупрежден об уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты алиментов. В период с 15 июля 2016 года по 10 февраля 2017 года Л.И. алименты на содержание несовершеннолетней дочери *** в полном размере не уплачивал. Задолженность по алиментам за указанный период составила 48241,36 руб.

Это интересно:  Статья 860.7 ГК РФ. Договор счета эскроу

Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении от 10 февраля 2017 года, неуплата Л.И., уведомленным о возбужденном в отношении него исполнительном производстве, без уважительных причин в нарушение решения мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского судебного района г. Иваново от 08 июля 2014 года, средств на содержание несовершеннолетнего ребенка имела место более двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, и вина Л.И. в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются:

— протоколом об административном правонарушении N *** от 10 февраля 2017 года, в котором Л.И. собственноручно поставил свою подпись, не внеся никаких объяснений и замечаний по содержанию протокола;

— копией исполнительного листа о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка Л.Я., — копией постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства N *** от 29 октября 2014 года, — копией предупреждения Л.И. об уголовной ответственности за неуплату алиментов от 18 февраля 2015 года, — постановлением о расчете задолженности по алиментам от 10 февраля 2017 года, — объяснениями Л.И. от 10 февраля 2017 года о том, что выплачивал алименты по мере возможности, осознавал, что образовывается задолженность по алиментам, но не знал в каком размере, попыток к официальному трудоустройству не предпринимал, в Центр занятости населения не обращался, вину в совершении правонарушения признавал, в содеянном раскаялся.

Указанные доказательства исследовались и были оценены с точки зрения относимости, допустимости и достоверности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Совокупность представленных судье доказательств является достаточной для решения вопроса о виновности Л.И. в совершении правонарушения. При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьями установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения. Таким образом, мировой судья правомерно признал Л.И. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ. Районный суд обоснованно согласился с этой оценкой.

Довод заявителя о том, что им была произведена частичная уплата алиментов, следовательно, оснований для привлечения к административной ответственности за неуплату алиментов не имеется, не опровергает выводы мирового судьи и судьи районного суда о наличии состава вменяемого административного правонарушения, основанные на анализе и оценке имеющихся в деле доказательств, свидетельствующих о неисполнении Л.И. надлежащим образом решения мирового судьи об уплате средств на содержание несовершеннолетнего ребенка более двух месяцев за период с 15 июля 2016 года по 10 февраля 2017 года.

Исходя из содержания ст. 80 Семейного кодекса РФ, обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей, носит безусловный характер и не связывается законодателем с наличием или отсутствием у гражданина постоянного или частичного дохода. Частичная оплата задолженности по алиментам не может являться основанием для прекращения дела об административном правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ или снижения назначенного наказания. Взыскание алиментов является средством защиты интересов несовершеннолетних детей, направленным на систематическое, гарантированное законом получение ими материального содержания от родителей. То обстоятельство, что заявитель не знал о размере суммы алиментов, не освобождает его от обязанности выплачивать алименты на содержание несовершеннолетней дочери. Не является основанием освобождения Л.И. от административной ответственности и то обстоятельство, что судебный пристав-исполнитель *** в постановлении от 01 августа 2016 года с нарушением действующего законодательства произвела расчет задолженности по алиментам за период с 01 апреля 2016 года по 01 августа 2016 года исходя из ежемесячной компенсационной выплаты, получаемой Л.И.

Утверждение о том, что алименты он должен выплачивать в размере 300 рублей, исходя из своего дохода в виде компенсационной выплаты в размере 1200 рублей, не основан на законе, также рассматривался районным судом и обоснованно отклонен.

Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан с 1 июля 2008 года установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с детства 1 группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. На основании данного Указа компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскание не может быть обращено на компенсационные выплаты за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами. Перечнем видов заработной платы и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 года N 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей», также не предусмотрено взыскание алиментов с указанного вида выплаты.

Таким образом, как верно указано в решении районного суда, на данные компенсационные выплаты взыскание по алиментным обязательствам обращено быть не может.

В соответствии с ч. 4 ст. 113 Семейного кодекса РФ, с учетом пункта 4 статьи 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве «, размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии с кодексом , определяется судебным приставом-исполнителем, исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты в этот период не работало или, если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

По существу в жалобе не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьями при рассмотрении дела об административном правонарушении и пересмотре постановления по делу об административном правонарушении, которые могут послужить основанием для отмены судебных постановлений.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, суд не установил, не выявлено таковых и в настоящее время.

Юридическая квалификация действий Л.И. является верной.

Все юридически значимые для решения вопроса о привлечении Л.И. к административной ответственности обстоятельства судами выяснены и оценены.

Постановление о привлечении Л.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ вынесено судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, личности Л.И., его имущественного положения, смягчающих обстоятельств и отсутствия отягчающих обстоятельств.

Судебное разбирательство проведено в соответствии с требованиями КоАП РФ, все доводы жалобы Л.И. рассмотрены в полном объеме, существенных нарушений, повлиявших на исход дела, в частности нарушений принципов объективности, полноты и всесторонности рассмотрения дела, а также равенства сторон в судебном процессе, формального подхода, допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных решений не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 , 30.17 КоАП РФ,

В удовлетворении жалобы Л.И. на постановление мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского судебного района г. Иваново от 10 февраля 2017 года и решение Ленинского районного суда Ивановской области от 13 апреля 2017 года, отказать.

Прокуратура Камчатского края

Список органов прокуратуры Камчатского края

Календарь новостей

Разъяснения прокурора

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Если в больнице вымогают взятку

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Компетенция органов прокуратуры при рассмотрении обращений граждан

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Коррупционные доходы будут пополнять бюджет Пенсионного фонда

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Автобусы для организованной перевозки детей необходимо привести в соответствие установленным требованиям к 1 июля 2020 года

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Порядок оформления письменных обращений в прокуратуру

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей теперь является административным правонарушением, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния

  • 07.09.2016 Прокуратура разъясняет, Разъяснения прокурора
  • Просмотров: 2376

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» внесены изменения в основания возникновения уголовной ответственности, предусмотренной статьей 157 УК РФ, за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Это интересно:  Статья 266 ГК РФ. Владение и пользование земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения

В связи с этим с 15 июля 2016 года уголовная ответственность, предусмотренная ранее статьей 157 УК РФ, теперь наступает только в том случае, если человек к ответственности за это деяние привлекается неоднократно.

Согласно примечанию к статье 157 УК РФ уголовно-наказуемыми действиями является неуплата родителем и совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин, в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения, средств на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, а также нетрудоспособных родителей, если ранее родитель и совершеннолетние трудоспособные дети были подвергнуты административному наказанию за неуплату алиментов и вновь совершили аналогичное деяние в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

За совершение рассматриваемых преступлений Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание в виде исправительных работ на срок до одного года, либо принудительных работ на тот же срок, либо арест на срок до трех месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.

При отсутствии признака неоднократности за неуплату алиментов наступает административная ответственность.

Новая статья 5.35.1 КоАП РФ (неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) введена в Кодекс об административных правонарушениях РФ тем же Федеральным законом № 326-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, а также средств на содержание нетрудоспособных родителей, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния — влечет обязательные работы на срок до 150 часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

Право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35.1 КоАП РФ, предоставлено судебным приставам (п. 77 ст. 28.3 КоАП РФ).

Таким образом, более не считается преступлением злостное уклонение от уплаты алиментов, а подобные действия, совершенные впервые, считаются административным правонарушением.

Уголовная ответственность за них может наступить только в случае рецидива – при повторном нарушении, совершенном в течение года.

Начальник уголовно-судебного отдела прокуратуры Камчатского края

Административная ответственность за неуплату алиментов по статье КоАП РФ

15 июля 2016 года вступил в силу ФЗ от 03.07.2016 номер 326. На основании нового законодательства, внесены изменения в отдельные нормативные акты РФ, а также в Федеральный закон, который касается вопросов совершенствования оснований и процедуры освобождения от уголовной ответственности, включая и тех, кто уклоняется от алиментных обязательств. Указанным законом в КоАП РФ введена ст. 5.35.1. – «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей».

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с ответственностью за неуплату алиментов, то вам следует помнить, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Административная ответственность за уклонение от уплаты алиментов — наказание

Ст. 5.35.1. КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за неуплату алиментов на содержание нетрудоспособных или несовершеннолетних детей без уважительной причины. За это родитель обязан отработать до 150 часов или должен подвергнуться административному аресту на период от 10 до 15 суток. Возможны и штрафные санкции, если административный арест и обязательные работы не могут использоваться. Сумма штрафа составляет 20 тыс. руб.

Обратите внимание! В случае если в период, когда алиментщик считается подвергнутым административной ответственности, он вновь отклоняется от выплат алиментов, следует уголовное наказание по статье 157 УК РФ.

На сегодня, в законодательстве, а точнее в ст.17.14 КоАП РФ указаны положения, которые позволяют привлекать граждан к административной ответственности за невыполнение алиментных обязательств. Так, согласно административным правилам, лица, нарушившие законодательство об исполнительном производстве (не исполнены требования пристава, предоставлены недостоверные данные об имуществе, не сообщено о новом месте работы либо учебы, месте регистрации, скрыты данные о месте получения доходов), могут быть оштрафованы на размер суммы от 1000 до 2500 рублей для физлиц.

  • имеющегося решения суда (исполнительного документа) о возложении на должника соответствующих обязательств;
  • истечение сроков добровольных выплат на содержание ребенка;
  • доказательства их невыполнения — наличие задолженности более 10000 рублей.

Кроме того, заявление от получателя алиментов считается основанием для лишения водительских прав.

Обратите внимание! Но не все привлекаются к данной мере административной ответственности. Эта мера ответственности не используется, если:

  • размер задолженности меньше 10-ти тыс. рублей;
  • должник — инвалид;
  • имеет на иждивении ребенка-инвалида, инвалида первой или второй группы;
  • управление авто — единственный источник дохода либо способ обеспечения жизнедеятельности (к примеру, при проживании на удаленных территориях).

Освобождение от административного наказания за невыплату алиментов

Ситуации, при которых плательщик алиментов освобождается от обязанности оплатить образовавшийся долг и неустойку, предусмотрены законодателем. Как правило, говорится о форс-мажорных обстоятельствах, и их невозможно предусмотреть и устранить: пребывание на месте стихийного бедствия, аварии техногенного характера, боевых действий, террористических актов и иные причины (полный список таких обстоятельств указан в ст. 401 ГК РФ).

Основанием для освобождения от уплаты алиментов является и вина других лиц. К примеру, если алиментные платежи не перечислялись по вине банковского работника или бухгалтера, исполнительное производство по алиментным обязательствам не было открыто по вине сотрудника суда или пристава. Виновные несут ответственность (административную или уголовную) за халатность, а плательщик, вины которого нет, от ответственности освобождается.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Вопросы юристам

Административная ответственность за неуплату алиментов

Добрый день! Из-за сложившихся финансовых осложнений не выплачивал алименты в течение полугода. Жена собирается привлечь меня к административной ответственности. Возможно ли это? Какие последствия могут быть?

Ответы юристов

КоАП РФ Статья 5.35.1. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 326-ФЗ)

1. Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

2. Неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

Добрый день. За неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Данное правонарушение влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых, в соответствии с настоящим Кодексом, не могут применяться обязательные работы, либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

Это интересно:  Статья об ответственности родителей за несовершеннолетних детей в 2019 году - что это такое, ГК РФ, КоАП, УК, СК, Конституции

После этого, в случае, если Вы опять будите уклоняться от уплаты, то Вас уже могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Посоветуйтесь с юристом по семейным делам! Специалист рассмотрит именно вашу ситуацию и даст рекомендации уже через 15 минут.

Например: «В разводе. Муж платит алименты 2000 рублей из расчета зарплаты 8000.
Прекрасно знаю, что справка о доходах фиктивная и зарабатывает он в разы больше. Как
доказать реальное получение денежных средств?»

Уклонение от уплаты алиментов из уголовно наказуемого преступления переведут в разряд административных правонарушений

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) будет дополнен новой статьёй — 5.35.1. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Предложено перевести преступления, не представляющие большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений, но с принципиальной оговоркой: повторное совершение проступка должно квалифицироваться уже как уголовное деяние.

Сложившаяся в Российской Федерации ситуация с уплатой и взысканием алиментов на детей в настоящее время остается неблагополучной. Далеко не все несовершеннолетние дети, по закону имеющие право на получение содержания от своих родителей, реализуют это право. Качество исполнения гражданами алиментных обязательств, возложенных на них судами в интересах детей, неудовлетворительно.

Действенным способом влияния на недобросовестных плательщиков алиментов является возможность привлечения должника, злостно уклоняющегося от уплаты алиментов, к уголовной ответственности по статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Роль своевременного исполнения судебных решений о взыскании алиментов средствами уголовно-процессуального принуждения остается актуальной.

Злостное уклонение от алиментных выплат приводит к грубому нарушению законных прав несовершеннолетних детей, установленных статьей 38 Конституции Российской Федерации, статьями 80 и 87 Семейного кодекса Российской Федерации и подрывает нравственные устои общества.

Механизмом, позволяющим в полной мере реализовать предложение, обозначенное Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию Российской Федерации, оглашенному 03.12.2015, является включение в состав объективной стороны указанного состава преступления административной преюдиции. При таких обстоятельствах уголовная наказуемость для лица наступает после применения к нему административного наказания.

В этой связи подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект).

Законопроектом предусмотрено привлечение лица к уголовной ответственности в случае неуплаты без уважительных причин по решению суда или нотариально удостоверенному соглашению средств на содержание детей или родителей, если это деяние совершено неоднократно.

При этом под неоднократностью понимается неуплата без уважительных причин по решению суда или нотариально удостоверенному соглашению средств на содержание детей (родителей) лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние. Наказание за совершенное деяние предлагается установить аналогично наказанию, предусмотренному действующей редакцией статьи 157 УК РФ (исправительные работы на срок до одного года, либо принудительные работы на тот же срок, либо арест на срок до трех месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года).

Согласно изменениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предлагаемым законопроектом, неуплата лицом без уважительных причин по решению суда или нотариально удостоверенному соглашению средств на содержание детей (родителей) в течение двух месяцев после истечения срока, установленного для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе требований, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток либо наложение административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.

Предлагаемый законопроектом механизм позволяет реализовать предложение, обозначенное Президентом Российской Федерации, касающееся включения в состав объективной стороны преступления административной преюдиции (послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, оглашенное 03.12.2015).

Полномочия по составлению протоколов о совершении данных административных правонарушений предлагается возложить на должностных лиц ФССП России, а рассмотрение соответствующих дел об административных правонарушениях – на суд.

Проект:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Статья 1

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2007, № 26, ст. 3089, 09.05.2011, № 19, ст. 2715; 2013, № 30 (ч.1), ст. 4029) следующие изменения:

1) Главу 5 дополнить статьей 5.35.1 следующего содержания:

дополнить статьей 5.35.1 следующего содержания:

«Статья 5.35.1. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

1. Неуплата родителем без уважительных причин по решению суда или нотариально удостоверенному соглашению средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух месяцев после истечения срока, установленного для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе требований, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, –

влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток либо наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

2. Неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин по решению суда или нотариально удостоверенному соглашению средств на содержание нетрудоспособных родителей, в течение двух месяцев после истечения срока, установленного для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе требований, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, –

влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток либо наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.».

2) в части 1 статьи 231 после слов «, частью 5 статьи 5.27.1,» дополнить словами «статьей 5.35.1,»;

3) в пункте 77 части 1 статьи 283 после слов «, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 5.35,» дополнить словами «статьей 5.35.1,».

Статья 2

Статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2011, № 50, ст. 7362) изложить в следующей редакции:

«Статья 157. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

1. Неуплата родителем без уважительных причин по решению суда или нотариально удостоверенному соглашению средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, – наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин по решению суда или нотариально удостоверенному соглашению средств на содержание нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, – наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечание: 1. Неуплатой родителем без уважительных причин по решению суда или нотариально удостоверенному соглашению средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата родителем без уважительных причин по решению суда или нотариально удостоверенному соглашению средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние.

2. Неуплатой совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин по решению суда или нотариально удостоверенному соглашению средств на содержание нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин по решению суда или нотариально удостоверенному соглашению средств на содержание нетрудоспособных родителей, подвергнутыми административному наказанию за аналогичное деяние.

Статья написана по материалам сайтов: procspb.ru, advokat-malov.ru, www.kamprok.ru, alimenty.ru, cpk42.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector