+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 764 ГК РФ. Стороны государственного или муниципального контракта

Текущая редакция ст. 764 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. По государственному или муниципальному контракту подрядчиком может выступать юридическое или физическое лицо.

2. По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

3. По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Комментарий к статье 764 ГК РФ

1. Сторонами государственного или муниципального контракта являются подрядчик и государственный и муниципальный заказчик. Подрядчиком может быть любое лицо (физическое или юридическое), основной целью деятельности которого является осуществление строительных, проектных и иных работ, связанных со строительством.

Государственными и муниципальными заказчиками являются государственные органы, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, казенные учреждения, а также иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Консультации и комментарии юристов по ст 764 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 764 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 764 ГК РФ. Стороны государственного или муниципального контракта

Новая редакция Ст. 764 ГК РФ

1. По государственному или муниципальному контракту подрядчиком может выступать юридическое или физическое лицо.

2. По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

3. По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Комментарий к Статье 764 ГК РФ

1. При осуществлении строительства за счет средств федерального бюджета государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ. Государственный заказчик вправе передать часть своих функций заказчику-застройщику на основе заключенного с последним договора. По поводу выполнения таких функций (строительство части объектов, оказание необходимых услуг, выполнение отдельных видов работ) заказчик-застройщик от своего имени заключает с подрядчиком договор строительного подряда на выполнение научно-исследовательского проекта и других работ. Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета (от 11.10.2001) называет в числе возможных заказчиков-застройщиков бюджетные учреждения и организации, в т.ч. дирекции строящихся объектов, организации, находящиеся в ведении государственного заказчика, негосударственные коммерческие организации, получающие государственные капитальные вложения по стройкам и объектам, включенным в перечень, на условиях приобретения в собственность Российской Федерации акций (долей) этих организаций стоимостью, эквивалентной размеру бюджетных инвестиций, а также организации, уполномоченные органами исполнительной власти субъектов РФ на выполнение функций заказчика-застройщика.

При утверждении государственных заказчиков Правительство РФ может предусмотреть передачу ими части функций предприятиям и учреждениям-заказчикам, а также определить условия такой передачи. Указанные лица именуются в соответствующих правовых актах, в отличие от государственного заказчика, просто заказчиками».

2. В роли подрядчика могут выступать юридические лица и граждане-предприниматели.

3. Особые требования к субъектному составу государственного контракта предусмотрены специальными нормами. Так, Закон об оборонном заказе определяет, что генеральным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, а головным исполнителем — организация, которая заключила договор с государственным заказчиком и оформляет договоры от своего имени с исполнителями оборонного заказа. Контракты с иностранными юридическими лицами на выполнение работ по обеспечению оборонного заказа заключаются в специальном порядке, определяемом Правительством РФ. При этом допускается заключение государственного контракта на выполнение полного комплекса работ либо на отдельные их виды.

Другой комментарий к Ст. 764 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Сторонами государственного или муниципального контракта являются государственный или муниципальный заказчик и подрядчик.

В роли подрядчика вправе выступать юридическое или физическое лицо, в том числе иностранное.

Определяя требования к подрядчику, важно помнить, что государственный или муниципальный контракт — разновидность договора строительного подряда либо договора на выполнение проектных, изыскательских работ. Следовательно, он должен соответствовать общим требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, выполняющим соответствующие работы. Учитывая сказанное, подрядчиком по государственному или муниципальному контракту на выполнение строительных работ вправе выступать лишь предприниматель: юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы (в том числе, в частности, учреждение уголовно-исполнительной системы) или гражданин, имеющие к тому же лицензию или сертификат на осуществление соответствующего вида деятельности (ст. 6 Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»). (Подробнее об этом см. комментарий к п. 1 ст. 740 ГК.) Подрядчиком по государственному или муниципальному контракту на выполнение проектных и изыскательских работ вправе выступать юридические лица — специализированные изыскательские, проектные, проектно-изыскательские организации (проектировщик, изыскатель). Иногда в качестве исполнителя выступает физическое лицо, в частности, временный творческий коллектив (не обладающий статусом юридического лица), как одна сторона в договоре со множественностью лиц. Исполнитель по данному договору в случаях, предусмотренных законом, должен иметь лицензию на соответствующую проектно-изыскательскую деятельность. (Подробнее об этом см. комментарий к ст. 758 ГК.)

Подрядчик должен также отвечать специальным требованиям к участникам размещения государственного или муниципального заказа, определяемым законодательством. Подобные требования (как основные, так и дополнительные) установлены, в частности, Законом о размещении заказов на поставки товаров (ст. 11): ненахождение в стадии ликвидации или банкротства, обладание исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, отсутствие задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные государственные фонды, наличие производственных мощностей, технологического оборудования и др.

2. Государственный или муниципальный заказчик — лицо, наделенное финансовыми ресурсами из средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Распределение бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств предоставляют полученные ими бюджетные средства непосредственным получателям, которые определяются в соответствии с направлениями социально-экономического развития в составе бюджетной росписи на соответствующий год.

Во втором и третьем пунктах комментируемой статьи определен круг лиц, которые обладают необходимыми инвестиционными ресурсами и могут выступать государственными и муниципальными заказчиками.

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации — по государственному контракту; органы местного самоуправления — по муниципальному контракту. Так, государственным заказчиком оборонного заказа выступает Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) — ст. 1 Закона об оборонном заказе. См. также Положение о Федеральной службе по оборонному заказу (утв. Указом Президента от 21.01.2005 N 56с (СЗ РФ. 2005. N 5. Ст. 358)). Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ государственных заказчиков утверждает Правительство РФ (ст. 3 Закона о поставках для государственных нужд).

2. Уполномоченные вышеуказанными органами государственной власти на размещение заказов на выполнение подрядных работ для государственных нужд получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств — по государственному контракту; уполномоченные органами местного самоуправления на размещение заказов на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение таких работ — по муниципальному контракту.

В соответствии со ст. 162 БК получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение либо иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Так, на основании полномочий, предоставленных Правительством РФ, государственными заказчиками строек и объектов, включенных в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, могут являться наиболее значимые бюджетные учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации (п. 5 Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 714 (СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4097)).

Это интересно:  Статья 964 ГК РФ. Основания освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы

Государственные заказчики могут на договорной основе передавать соответствующим организациям (исполнителям государственного заказа, заказчикам-застройщикам) выполнение части своих функций на условиях, предусмотренных Правительством РФ при утверждении государственных заказчиков. Так, в выполнении оборонного заказа могут участвовать головной исполнитель оборонного заказа и непосредственный его исполнитель. Головной исполнитель — организация, заключающая государственный контракт с государственным заказчиком и оформляющая договоры с непосредственными исполнителями оборонного заказа (ст. 1 Закона об оборонном заказе).

Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд (п. 7 — 8) называет в числе возможных заказчиков-застройщиков дирекции строящихся объектов, образованные в форме государственных и муниципальных учреждений либо казенных государственных и муниципальных предприятий, а также негосударственные коммерческие организации, получающие государственные капитальные вложения на условиях передачи в собственность Российской Федерации акций (долей) этих организаций стоимостью, эквивалентной размеру бюджетных инвестиций.

Статья 764. Стороны государственного или муниципального контракта

1. По государственному или муниципальному контракту подрядчиком может выступать юридическое или физическое лицо.

2. По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

3. По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Комментарий к статье 764 Гражданского Кодекса РФ

1. Подрядчиками по государственному (муниципальному) контракту могут выступать физические или юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность и имеющие лицензию на осуществление соответствующей деятельности (см. коммент. к ст. 740 и 758 ГК). В случае размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд путем проведения торгов подрядчик должен также отвечать специальным требованиям, предусмотренным ст. 11 Закона о размещении заказов.

Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к подрядчикам при размещении заказа на выполнение работ для нужд обороны страны и безопасности государства (см. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. N 813 «О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства» // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. II). Ст. 269).

2. Ввиду особой процедуры отбора подрядчиков для выполнения работ для государственных (муниципальных) нужд при исполнении государственного (муниципального) контракта не допускается перемена подрядчика, за исключением случаев, если новый подрядчик является правопреемником подрядчика по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (ч. 6.1 ст. 9 Закона о размещении заказов).

3. В п. 2 и 3 коммент. ст. перечислены государственные органы и организации, которые могут выступать государственными (муниципальными) заказчиками. При этом государственный (муниципальный) заказчик не становится стороной государственного (муниципального) контракта, поскольку действует от имени и по поручению соответствующего публично- правового образования — Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования (см. ч. 1 ст. 9 Закона о размещении заказов). Описываемая правовая конструкция соответствует общим нормам о порядке участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях, предусмотренным ст. 125 ГК.

4. Учитывая, что государственный (муниципальный) контракт заключается от имени публично-правового образования, ответственность публичного образования по государственному (муниципальному) контракту, государственным (муниципальным) заказчиком по которому выступает бюджетное учреждение, не является субсидиарной и нормы ст. 120 ГК в указанном случае не применяются. Публично-правовое образование выступает основным должником в обязательстве, возникшем из государственного (муниципального) контракта. При этом правовая квалификация ответственности публично-правового образования не изменится и в том случае, если непосредственной целью государственного (муниципального) контракта будет обеспечение потребностей самого государственного заказчика в определенных работах. С 1 октября 2007 г. законодатель устранил существовавшую ранее неопределенность в связи с разграничением собственных нужд организации, выступающей в роли государственного заказчика, и государственных (муниципальных) нужд, отнеся собственные потребности государственного заказчика к государственным (муниципальным) нуждам (см. ч. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов).

От ответственности публично-правового образования по государственному (муниципальному) контракту следует отличать ответственность публично-правового образования в случае недостаточности у учреждения денежных средств для осуществления реституции по государственным (муниципальным) контрактам, признанным недействительными в связи с нарушением бюджетным учреждением положений ст. 161 БК РФ. Согласно позиции Президиума ВАС, высказанной в п. 15.1 Постановления ВАС N 23, в последнем случае ответственность публично-правового образования носит субсидиарный характер. Подобный вывод может объясняться тем, что обязательства, принимаемые бюджетным учреждением с нарушением порядка принятия обязательств от имени публично-правового образования, рассматриваются как собственные обязательства бюджетного учреждения, ответственность по которым регулируется в соответствии с общими положениями п. 2 ст. 120 ГК.

5. Многочисленные изменения редакции п. 2 и 3 коммент. ст., очевидно, свидетельствуют о попытках законодателя учесть терминологические нюансы бюджетного и административного законодательства и согласовать их с терминологией ГК.

Так, в п. 2 коммент. ст. различаются понятия государственных органов и органов государственной власти. Между тем в российском законодательстве не предусмотрено четких критериев разграничения данных терминов, и в большинстве нормативных правовых актов они используются как синонимы. В контексте коммент. положений категорию государственных органов, по-видимому, предлагается толковать как общий термин для органов, включенных в систему органов государственной власти, и иных органов (организаций), наделенных определенными властными полномочиями, но напрямую не интегрированных в систему органов государственной власти (в качестве примеров государственных органов, напрямую не интегрированных в систему органов государственной власти, можно указать Генеральную прокуратуру РФ, Центральную избирательную комиссию и пр.).

Круг государственных (муниципальных) заказчиков определяется в п. 2 и 3 коммент. ст. также при помощи отсылки к понятию получателей средств соответствующего бюджета. Согласно ст. 6 БК под получателем средств соответствующего бюджета по общему правилу следует понимать орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. В п. 2 коммент. ст. при перечислении субъектов, которые могут выступать государственными заказчиками, указывается, что помимо поименованных органов и организаций государственными заказчиками могут выступать также иные получатели средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ. Однако сопоставление соответствующих положений п. 2 коммент. ст. и ст. 6 БК приводит к выводу о том, что иных получателей средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ, помимо перечисленных в п. 2 коммент. ст., законодательство не выделяет.

Применительно к категории муниципальных заказчиков отсылка к категории иных получателей средств местных бюджетов более обоснованна, чем при определении круга государственных заказчиков. Так, к иным получателям средств местных бюджетов, не поименованным в п. 3 коммент. ст., можно отнести органы местной администрации и находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетные учреждения, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств местного бюджета.

Статья 764. Стороны государственного или муниципального контракта

1. По государственному или муниципальному контракту подрядчиком может выступать юридическое или физическое лицо.

2. По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

3. По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Комментарий к Ст. 764 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет стороны государственного или муниципального контракта.

Подрядчиком по государственному или муниципальному контракту может выступать юридическое или физическое лицо. Каких-либо специальных требований к подрядчику в комментируемой статье не содержится. Однако в соответствии с положениями Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов должны быть установлены обязательные требования к участникам размещения заказа, т.е. к потенциальным подрядчикам (ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов). К таким обязательным требованиям относятся:

1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов (например, наличие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия — памятников истории и культуры);

2) непроведение ликвидации участника размещения заказа — юридического лица, отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа — юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или на участие в аукционе;

Это интересно:  Статья 22 закона о защите конкуренции № 135-ФЗ

4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить также дополнительные требования к участникам размещения заказа, такие как:

1) обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, за некоторыми исключениями;

2) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа;

3) в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет 50 млн. рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем 25% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион.

Что касается выполнения работ для нужд обороны страны и безопасности государства, то Правительством РФ установлено дополнительное требование к таким участникам размещения заказа на выполнение работ, а именно наличие у них производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ .

———————————
См.: ч. 3 ст. 11 Закона о размещении заказов; Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2006 N 813 «О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Особенностью государственного или муниципального контракта является специфический субъектный состав на стороне заказчика, а именно государственный или муниципальный заказчик. Согласно п. 2 комментируемой статьи государственными заказчиками могут выступать только следующие субъекты:

1) государственные органы (в том числе органы государственной власти);

2) органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) казенные учреждения;

4) иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Этот перечень соответствует положениям ч. 1 ст. 4 Закона о размещении заказов. С 1 января 2011 г. из этого перечня исключены бюджетные учреждения. Нужды последних согласно ч. 1 ст. 4 Закона о размещении заказов с 1 января 2011 г. не относятся к государственным или муниципальным нуждам в зависимости от уровня бюджетного учреждения, а являются собственными нуждами соответствующего бюджетного учреждения. Таким образом, бюджетные учреждения отнесены к «иным заказчикам» при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения (ч. 1 ст. 4 Закона о размещении заказов). Такие субъекты заключают контракт, а не государственный или муниципальный контракт. Поскольку специальных норм, регламентирующих заключение и исполнение контрактов, заключенных бюджетными учреждениями (иными заказчиками), нет, правила § 5 гл. 37 ГК РФ к таким отношениям могут применяться по аналогии.

3. Рассмотрим подробнее, кто может выступать государственным заказчиком.

Во-первых, это государственные органы (в том числе органы государственной власти). В ст. 125 ГК РФ используется два термина — «орган государственной власти» (п. 1) и «государственный орган» (п. 3). По мнению Д.В. Пяткова, данные термины используются как взаимозаменяющиеся .

———————————
См.: Пятков Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях: на примере разграничения публичной собственности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003 // СПС «КонсультантПлюс».

В то же время А.Л. Маковский отметил, что по ст. 53 Конституции РФ основанием требования о возмещении государством вреда являются «незаконные действия (бездействие) органов государственной власти» и ГК РФ существенно конкретизировал это понятие, назвав в числе таких незаконных действий «издание не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа» (ст. 16 ГК) . По его мнению, «расщепление» в Конституции РФ понятия органов государственной власти объясняют тем, что в деятельности Президента, Федерального Собрания, Правительства, судов Российской Федерации «непосредственно реализуется государственный суверенитет», тогда как «власть всех других государственных органов является производной от власти поименованных выше институтов» . А.Л. Маковский утверждает, что для целей ст. 53 Конституции РФ это различие большого значения не имеет, поэтому в ГК РФ употребляется более нейтральное понятие «государственный орган», под которым понимается орган государства, наделенный властными полномочиями, т.е. по существу именно орган государственной власти . При этом к органам власти кроме перечисленных автор относит и Центральный банк РФ, и Прокуратуру РФ .

———————————
Маковский А.Л. Гражданская ответственность государства за акты власти // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский; Исследовательский центр частного права. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1998. С. 100.

Другие ученые вообще не обращают внимания на различие рассматриваемых понятий. Так, В. Звеков пишет, что «государство, муниципальные образования участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, действуя через систему своих органов» .

———————————
Звеков В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством // Хозяйство и право. 1998. N 5. С. 16.

Однако законодатель не отождествляет названные термины. Государственные органы — это более широкое понятие, включающее в себя как органы государственной власти (например, Правительство РФ и иные органы исполнительной власти), так и иные органы (например, Избирательную комиссию, Уполномоченного по правам человека, Счетную палату и т.д.). Последние формируются органами власти и наделяются функциями в определенной сфере. Однако и те и другие согласно комментируемой норме выступают в качестве государственных заказчиков на одинаковых условиях.

Во-вторых, государственными заказчиками являются органы управления государственными внебюджетными фондами. Внебюджетные фонды — одна из форм организации финансовых ресурсов в масштабе государства или отдельной территории .

———————————
См.: Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2007; СПС «КонсультантПлюс».

Сразу оговоримся, что термин «фонд» используется законодателем в данном случае не в смысле организационно-правовой формы юридического лица, а в смысле формы объединения денежных средств.

В соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус государственных внебюджетных фондов, фонды являются учреждениями, органы управления фонда — это органы управления юридического лица, и только региональные и центральные отраслевые отделения Фонда социального страхования являются юридическими лицами . Поэтому сомнительна сама возможность выступления органа управления фонда (как органа управления юридического лица) в качестве государственного заказчика. Представляется, что положение фондов в этой ситуации сопоставимо с положением бюджетных учреждений, за исключением источника финансирования (соответствующий бюджет или бюджет конкретного фонда).

В-третьих, государственными заказчиками названы казенные учреждения. Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Отметим, что в отличие от бюджетного учреждения нужды казенного учреждения все-таки отнесены к государственным нуждам, хотя и бюджетное, и казенное учреждение является юридическим лицом, созданным соответствующим публично-правовым образованием.

И последнее. В качестве государственных заказчиков могут выступать иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В литературе справедливо отмечалось, что указание на «иных» получателей средств бюджета не согласуется с редакцией соответствующей статьи БК РФ . В ст. 6 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ. Из этого определения следует, что не может быть никаких других получателей бюджетных средств — юридических лиц, помимо казенных учреждений.

———————————
См.: Борисов А.Н., Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный) // Деловой двор, 2008 // СПС «КонсультантПлюс».

Это интересно:  Статья 54 Основ. Разъяснение сторонам смысла и значения проекта сделки

4. Согласно п. 3 комментируемой статьи по муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать:

1) органы местного самоуправления;

2) иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

При этом согласно положениям ч. 1 ст. 4 Закона о размещении заказов к иным получателям прямо отнесены казенные учреждения. Муниципальные бюджетные учреждения относятся, согласно положениям Закона о размещении заказов, к иным заказчикам, но не к муниципальным заказчикам, и речь идет уже об удовлетворении собственных нужд таких бюджетных учреждений (ст. 4 Закона о размещении заказов).

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, определенные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

———————————
См.: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (с послед. изм.) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

В литературе отмечается, что в данном случае по сравнению с определением государственных заказчиков законодатель устранил пробел в правовом регулировании не полностью. Так, в перечень заказчиков не включены муниципальные органы, не являющиеся органами местного самоуправления. Речь идет об избирательных комиссиях муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами .

———————————
См., например: Борисов А.Н., Краев Н.А. Указ. соч.

5. В случаях, предусмотренных п. п. 2 и 3 комментируемой статьи, речь все же идет о выступлении в гражданском обороте Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования .

———————————
Подробнее см., например: Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. С. 118, 119; Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: договоры о выполнении работ и оказании услуг. Изд. испр. и доп. М.: Статут, 2002 // СПС «КонсультантПлюс»; Демкина А.В. Публично-правовые субъекты как стороны государственного или муниципального контракта // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 6. С. 77 — 83.

Е.А. Суханов справедливо доказывает, что «соответствующие договоры направлены на удовлетворение тех или иных общегосударственных нужд, а не конкретных нужд названных органов власти» .

———————————
Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. С. 118, 119.

Об этом свидетельствует и понятие государственного и муниципального контракта, данное в ч. 1 ст. 9 Закона о размещении заказов. Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях, определенных Законом о размещении заказов, понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

Спорным представляется предоставленная законодателем возможность заключать государственный или муниципальный контракт казенным учреждением от имени соответствующего публично-правового образования только в силу указания на это в законе, без специального поручения, как этого требует п. 3 ст. 125 ГК РФ.

Энциклопедия судебной практики. Подряд. Стороны государственного или муниципального контракта (Ст. 764 ГК)

Энциклопедия судебной практики
Подряд. Стороны государственного или муниципального контракта
(Ст. 764 ГК)

1. Стороной в государственном контракте может быть как учреждение, так и публично-правовое образование

Согласно статье 764 Кодекса по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Стороной в государственном контракте может быть как учреждение, так и публично-правовое образование.

2. По государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами

По государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком — юридическое лицо или гражданин (статья 764 Гражданского кодекса).

Согласно статье 764 Кодекса по государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком — юридическое лицо или гражданин.

Согласно статье 764 ГК РФ по государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком — юридическое лицо или гражданин.

3. Если государственные (муниципальные) заказчики действуют от имени публично-правового образования, субъектом обязательств по контракту является данное публично-правовое образование

При заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования. Поэтому должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование, в данном случае — Республика Тыва в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты указанных работ бюджетные средства.

При заключении муниципальных контрактов на выполнение работ для муниципальных нужд муниципальные заказчики действуют от имени и по поручению муниципального образования и должником по таким обязательствам является само публично-правовое образование.

Поскольку при заключении спорного контракта на выполнение работ для муниципальных нужд учреждение, являющееся муниципальным заказчиком, действовало от имени и в интересах муниципального образования, субъектом обязательств из такого контракта является муниципальное образование.

При заключении государственных контрактов для государственных нужд государственные заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования. Поэтому должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование в лице соответствующего уполномоченного органа.

В тех случаях, когда при заключении государственных (муниципальных) контрактов на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд государственные (муниципальные) заказчики действуют от имени и в интересах публично-правового образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких контрактов, является само публично-правовое образование в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты указанных работ бюджетные средства.

В случаях когда при заключении государственных контрактов на оказание услуг для государственных нужд государственные заказчики действуют от имени и в интересах публично-правового образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких контрактов, является само публично-правовое образование в лице уполномоченного органа.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 июля 2018 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Статья написана по материалам сайтов: ogkrf.ru, gkodeksrf.ru, www.gk-rf.ru, stgkrf.ru, base.garant.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector