Изменение порядка возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям.
В прошедшем, 2013 году мы озвучивали новость о планируемых поправках в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которые связаны с изменением порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.
Сегодня можно смело говорить о том, что наконец-то свершилось.
Итак, из статьи 140 УПК РФ убрали пункт 1.1, который регламентировал возбуждение уголовного дела за неуплату налогов, и устанавливал, что поводом для возбуждения является поступившее из налогового органа соответствующее решение.
Моментом номер два внесены поправки в статью 144 УПК РФ, статья дополнена пунктами 7-9.
Ниже приведены указанные пункты, которые, по сути являют собой новый алгоритм уголовного делопроизводства за неуплату налогов. Для удобства усвоения информации текст выделяется жирным.
7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.
8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:
1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;
3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.;
9. После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение.
Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Катастрофы не наблюдается, но вот последний абзац пункта девятого несколько омрачает картинку возможностью широкого толкования.
Ну как минимум должна быть декларация у следователя (поскольку уголовные статьи на декларацию завязаны). Но декларация, с другой стороны, не многое скажет.
Будем смотреть.
Да, поправки (если кому интересно) внесены Федеральным законом от 22 октября 2014 года №308-ФЗ.
Полезная инфа? - Поделись с народом ссылкой в социальных сетях!