Предложение сдать уточненку и доплатить налоги.
В последнее время, сказать точнее в жаркие летние месяцы, налоговые органы практикуют рассылку "писем счастья" в адрес налогоплательщиков способных еще хоть на что-то с предложением от которого не так уж и просто отказаться.
Суть письма (его именуют уведомлением) сводится к тому, что в результате анализа внешних источников (!) налоговый орган усомнился в благонадежности одного из ваших контрагентов, как следствие просит вас предоставить документы подтверждающие факт финансово-хозяйственной деятельности с данным юридическим лицом.
В качестве возможной альтернативы вам предлагается сдать уточненную налоговую декларацию по НДС за такой-то, давно прошедший период. Понятно что декларация должна быть с доначислениями и предшествующими им (смотри статью 81 НК РФ) уплатами налога и пени.
В целом читаешь и диву даешься.
Исходят подобного рода письма из камерального отдела. Возможны вариации, при которых вас приглашают непосредственно в налоговый орган где делают непосредственное, очное внушение о неблагоприятных последствиях, к примеру могут напугать тематической выездной налоговой проверкой.
Итак, что в указанной выше связи необходимо вспомнить. Наверное то, что проверки у нас бывают двух видов, камеральные и выездные.
Камеральная проверка проводится без специального решения и поводом для нее служит поданная налоговая декларация. Уточненная в том числе. Предполагается что камералка проводится по умолчанию, и при отсутствии ошибок никаких мер налоговым органом не предпринимается.
То есть подавая уточненку вы даете повод проверить весь налоговый период со всеми контрагентами по одному конкретному налогу, очень удобно.
Выездная проверка проводится по решению руководителя налогового органа, как следует из налогового кодекса. Предшествует же выездной налоговой проверке предпроверочный анализ, суть которого сводится сбор информации и данных о вашей организации на предмет возможных нарушений. По своей сути предпроверочный анализ дает практически исчерпывающее представление о вашей ФХД, о контрагентах, а сама проверка сводится к получению доказательственной базы, которая подтвердит уже имеющиеся выводы. Также стоит добавить, что в нынешнем виде налоговый кодекс позволяет истребовать информацию о конкретных сделках вне рамок проверки, то есть речь ведется о том, что предварительная доказательственная база может быть получена и до проверки.
Выездная проверка это отвлечение ресурсов (проверяющих). Необходимо понимать, что количество проверяющих не безгранично, также как и их возможности. Также необходимо понимать о наличии уже имеющихся в плане проверок и о том, что всунуть еще несколько проверок физически не так уж и просто. То есть к страшилкам о неизбежном назначении выездной налоговой проверки в случае неподачи уточненки и доплаты налогов можно отнестись с определенной долей скептицизма. Однако совсем отрицать возможность ее назначения также нельзя. Скажем так учитывая объемы рассылаемых писем счастья, в отношении всех получивших назначить выездную не получится.
Хочется также обратить внимание читателя на Письмо Минфина РФ / ФНС РФ от 25 июля 2013 года №АС-4-2/13622 "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок". Основу письма составляют положения НК РФ (начиная со статьи 89 НК РФ) сдобренные комментариями, практическими рекомендациями со ссылками на источники, из которых налоговому органу надлежит черпать информацию относительно юридических лиц.
Письмо интересно тем, что во-первых дает понять какие сведения о налогоплательщике и каким образом можно выявить, а во-вторых предоставляет возможность налогоплательщику подумать о мероприятиях, которые он мог бы предпринять со своей стороны дабы защитить свои права. Каждый человек, в том числе и проверяющий может допустить ошибку. Ошибка может быть и нечаянной, а может быть и преднамеренной, бывают и такие случаи. Собственной о максимально возможном исключении таких ошибок силами налогоплательщика мы и говорим в данном абзаце.
Но возвращаясь к теме статьи, - предложению сдать уточненную декларацию и доплатить налоги. Возникает ряд вопросов (при получении такого неоднозначного предложения). Перво-наперво хочется понять на основании чего налоговый орган в целом а инспектор в частности пришел к выводу о том, что мой контрагент неблагонадежный? Ведь не лишним будет поделиться информацией предже чем делать подобного рода предложение. Если вы говорите что у моего контрагента слабая налоговая нагрузка (и предполагается налоговое правонарушение) - покажите мне его декларации. Покажите отчисления по НДФЛ, в ПФР, покажите мне его штат, покажите мне его затраты и т.п., что не попадает под 102 НК РФ. Нужен аргументированный диалог, в противном случае это смахивает на... Не будем уточнять на что.
Понятно, что в финансово-хозяйственной практике случаются ситуации, когда лица формируют себе не совсем брагопристойную затратную часть (осознанно занижая налоговую базу), но в таких случаях тем более нужна аргументация позиции со стороны инспектора, поскольку картинка может быть и диаметрально противоположного характера, я могу вести вменяемый учет и оплату налогов, а мой контраген осознанно может лукавить, после чего мне предлагается уплатить за него налоги, что не лезет ни в какие рамки.
Из практических рекомендаций, дорогой читатель, можно посоветовать не верить на слово контролеру, не пускать дело на самотек и уделять внимание (во всех смыслах) своим контрагентам.
Наш телефон пока без изменений, указан в шапке сайта большими цифрами, при необходимости совершай звонок и обращайся за помощью.